Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сыктывкар 2015





Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Сыктывкарский Государственный Университет

Институт педагогики и психологии

Кафедра начального и дошкольного образования

Контрольная работа

По теории и технологии экологического

Образования детей

Тема: «Экологическая сказка в познании старшими дошкольниками мира природы»

Выполнила: студентка группы 6209

Нестерова Тамара Михайловна

Проверил: преподаватель

Партыка В.О

Сыктывкар 2015

Содержание

Глава 1 Теоретическая часть 3

1.1 Экологическое воспитание в дошкольном возрасте 3

1.2 Экологическая сказка 5

1.3 Содержание программы «Детство» по экологическому воспитанию 9

Глава 2 Практическая часть 13

2.1 Перспективный план занятий по экологическому воспитанию 13

Список использованной литературы 26

Приложение 28

 

 

Глава 1 Теоретическая часть

1.1. Экологическое воспитание в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. В этот период закладываются основы личностной культуры. (1,с. 16).

Главная цель экологического воспитания формирование начальной экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. (2, с.3).

Экологическое воспитание и образование всего населения (от маленьких детей до взрослых) – это необходимость нашего времени: детям и взрослым надо раскрывать суть биосферных процессов, показывать связь человека с природой его зависимость от неё, раскрывать законы природы, её гармонию и красоту, развивать трепетное отношение к уникальности и многообразию форм жизни на Земле. Практика и исследования последних десятилетий показали: при целенаправленном и систематическом воспитании детей в детском саду или в семье у них можно сформировать начала экологической культуры, суть которых заключается в правильном отношении к природе ближайшего окружения, т.е. к природе, входящей в пространство их жизнедеятельности. Это отношение строится на эмоционально – чувственном восприятии явлений природы, усвоения ими элементарных экологических знаний и непосредственном практическом взаимодействии с растениями и животными. (4, с.42).

Цель образования и воспитания дошкольников в области окружающей среды – формирование их экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах её сохранения; эстетические и этические чувства; интерес к природе и проблемам её охраны; деятельность по сохранению и улучшению природной среды; навыки культурного поведения в природе, а также мотивы, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе.

Работу по формированию бережного отношения детей к природе можно проводить на занятиях, во время прогулок на участке, а также экскурсий в лес (парк). Её содержание зависит от уровня экологической культуры детей и их родителей, знаний и возможностей воспитателей, местных экологических условий. Формы работы по экологическому воспитания разнообразны: беседы, утренники, праздники, игры, экскурсии и т.д. (1, с.16).

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребёнка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и меньшие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. (3, с.3).

Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребёнка, умения сочувствовать, удивляться, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы; маленького паучка. А где как не в сказках дети переживают свои самые сильные чувства – сопереживают, удивляются, плачут и смеются.

1.2 Экологическая сказка

В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких – либо животных, растений явлений природы. Хорошим материалом в этом плане является сказка. И действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит с окружающим миром, добром и злом. Сказка – универсальный учитель. Сказка является одним из социально - педагогических средств формирования деятельности, она, как и любое произведение искусства, заставляет волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Сказки бывают разные: волшебные, бытовые, добрые, о животных, о растениях, неживой природе и предметах, экологические сказки.

Формы организации работы со сказкой:

· использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в кружковой работе и самостоятельной художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом деятельности;

· организация сюжетно - ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, занятий – праздников на материале сказок;

· включение сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности детей в качестве художественного слова;

· использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстрированного материала;

· включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки.

В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.

В борьбе за будущее человечества и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимаем мы, педагоги. Либо мы посеем злак, либо взрастим бурьян. На протяжении многих лет детям внушали: любое явление природы — все во благо человеку, все для человека и ничего взамен. Это привело к тому, что начиная с детского сада, дети знали, что лес — это древесина, которая нужна человеку для строительства, изготовления бумаги, лес дает человеку пищу в виде грибов, ягод, орехов и т. д. Птицы нужны и полезны, так как они уничтожают насекомых. Землю нужно копать, пахать, сеять на ней, и она даст хороший урожай. И так во всем. Вот этот эгоистический потребительский навык очень хорошо усвоился.

А ведь бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры необходимо воспитывать с ранних лет. Именно в дошкольном детстве закладывается позитивное, бережное отношение к природе, к «рукотворному миру» и ко всему окружающему.

Дошкольники запоминают и усваивают быстро, например, что снежинка на ладони тает и из нее получается вода, а вот то, что снежинка красивая, имеет различные узоры, разнообразные формы, что ее можно рассматривать, дети понимают не сразу, для этого нужна долгая, кропотливая работа. Для того чтобы к ребенку пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное (когда идет снег или светит солнце, когда зеленеет трава, учить слышать пение птиц, звон капели, шум ветра). Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляют его глубже познавать окружающее, повышают интеллект и культуру. Поэтому в работе с детьми особое место уделяется экологическим сказкам, способствующим приобщению дошкольников к ознакомлению с природой, с окружающим их миром, развитию у них душевности, отзывчивости, творчества, умения замечать прекрасное в обыденной жизни.

Date: 2015-10-22; view: 541; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию