Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дыхание. Как научиться «правильно» ДЫШАТЬ?





 

Как научиться «правильно» ДЫШАТЬ?

В речевой практике существует два типа дыхания ВЕРХНЕЕ и НИЖНЕЕ.

Верхнее дыхание это легкое поверхностное дыхание, при нем активно работают только верхняя часть легких. Это дыхание, как правило, не используется при активной речевой нагрузке.

Нижнее дыхание это глубокое дыхание, в этом случае задействованы, и диафрагма, и легкие, и реберные мышцы, и брюшные мышцы живота. Такое дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.

В учебниках речи, в школах по вокалу, в театральных вузах речевое дыхание называют по‑разному: грудное, ре́берное, диафрагмальное, кому как нравится и кому как удобно, суть от этого не меняется. Например, преподаватели речи в театральном вузе употребляют оборот «дышать животом» или «дышать диафрагмой». Наверно это название, на мой взгляд, более оправдано. Потому что когда вы дышите правильно, вы видите, как активно двигается ваш живот, а не грудная клетка. Главное понять принцип действия речевого дыхания – ребра в стороны, живот вперед! Так должна работать ваша диафрагма на вдохе.

Если вы еще не поняли «где живет ваша диафрагма», сделаю подсказку. Когда вы го́лодны, вы употребляете фразу «сосет подложечкой» и автоматически кладете руку на живот именно на то место где у вас и находится диафрагма. Где‑то между грудной клеткой и животом. Наверняка ваша рука сейчас сама автоматически прикоснулась именно к этому месту. Теперь определились? Тогда приступим непосредственно к практике речевого дыхания.

Перед тем как мы с вами будем учиться «правильно» дышать, необходимо выполнить еще одно очень важное условие, без которого сделать дыхание правильным невозможно. Ваша осанка, ваш мышечный корсет. Если ваша мама в детстве не следила за вашей осанкой, вы вполне можете изменить свою осанку сами. Это не займет много времени. К тому же хорошая осанка сделает вас более привлекательным и придаст вам уверенности.

Итак. Осанка. Главное условие. Уделяйте этому упражнению пять минут в день в течение месяца. Постарайтесь запомнить ощущение, которое сопровождает правильную осанку, и ходить с этим ощущением.

«Стенка» Плотно прислонитесь к стене всем телом. Прижмите к стене спину, плечи, руки, ладони, ягодицы, пятки. Пять минут постойте в таком положении. Сделайте 7 глубоких вдохов‑выдохов. Вдох через нос, выдох через рот. Затем, не меняя положение тела, зафиксируйте его – представьте, что стена прилипла к вашей спине, и вы уносите ее с собой. С такой выпрямленной спиной‑стеной походите по комнате (делайте шаги в любом направлении, любой походкой, но не меняя положения спины) – чем больше, тем лучше.

Повторяю. Главное делайте это упражнение по пять минут в день на протяжении месяца. Вы увидите, как изменится ваша осанка.

И еще, если вы находитесь вне дома, и у вас нет возможности выполнять эти упражнения, то просто говорите себе: «Я смелый, я решительный!» Что тогда произойдет? Почувствовав в себе дух смелости и решительности, ваше тело моментально выпрямится, и ваши плечи разведутся назад. Так вы сможете поддерживать свою осанку, заодно и внушите уверенность себе!

Теперь, когда вы закрепили свою осанку, можно приступать к тренировке дыхания. Чем отличается речевое дыхание от обычного?

Дыхание в жизни непроизвольно. Вдох и выдох совершаются через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность физиологического или обычного дыхания – вдох, выдох, пауза.

Для речи, особенно продолжительной, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления.

В повседневной жизни мы дышим через нос. Но, во время публичного выступления носовым дыханием мы можем пользоваться только перед началом речи или на больших паузах. На малых же паузах добор воздуха делается ртом, так как быстро, полно и бесшумно вдохнуть через нос невозможно. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха.

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, очень важно научиться правильно делать вдох и выдох ртом. Целью тренировки речевого дыхания является тренировка длинного выдоха. Важно научиться постепенно расходовать запас воздуха во время речи. Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе, не расслабляться пассивно сразу же после вдоха, а медленно и постепенно расслабляться.

Начнем с проверки активности вашей диафрагмы. Для этого лягте на пол, положите ладонь левой руки на область между грудной клеткой и животом и, предварительно выдохнув, сделайте вдох, стараясь не поднимать грудь. Если при вдохе рука поднимется, значит диафрагма работает хорошо. Сделайте несколько вдохов и выдохов и понаблюдайте за движением руки, то есть за диафрагмой. Если рука во время вдоха остается неподвижной, то, диафрагма действует вяло, и тогда нужно развивать ее активность с помощью тренировочных упражнений.

Итак, если ваша диафрагма двигается во время дыхания вяло, тренируйте дыхание следующими упражнениями.

1 Упражнение. «Свеча» – тренировка медленного выдоха. Представьте себе, что вы задуваете свечу. Можно зажечь настоящую свечу. Внимание на живот. Медленно дуйте на «пламя». Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении.

Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2–3 см и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя ее как свечку, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, и она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите внимание на движение диафрагмы – левая ладонь во время выдоха как бы «медленно погружается». Повторите упражнение 2–3 раза.

2 упражнение. «Упрямая свеча» – тренировка интенсивного сильного выдоха. Представьте себе свечу большого размера, вы понимаете, что ее вам трудно будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на «свечу», пламя отклонилось, но не погасло. (Левая ладонь лежит между грудной клеткой и животом.) Еще сильнее дуньте, еще сильнее! Еще! Еще!

Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Чувствуете, как подтянулся низ живота? Это упражнение дает возможность ощутить активные движения диафрагмы и мышц живота. Повторите 2–3 раза.

3 упражнение. «Погасить 10 свечей». На одном вдохе (без добора) «погасите» сначала 3 свечи, разделив ваш выдох на три порции. Теперь представьте, что у вас 5 свечей. А объем вдоха все тот же! Теперь – 7 свечей. Не старайтесь вдохнуть как можно больше воздуха. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция воздуха на выдохе станет меньше. А теперь свечек 10. Объем воздуха все тот же. Порции выдыхаемого воздуха более экономные. Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Они ритмические, прерывистые и активные. Повторите 2–3 раза.

Поняв принцип работы вашей диафрагмы при речевом дыхании, вы должны стараться применять такое дыхание в повседневной жизни. Да, первое время, вам придется контролировать свое дыхание. Но спустя пару месяцев, вы почувствуете, что диафрагмальное дыхание станет автоматическим. Все зависит лишь от ваших тренировок и контроля за дыханием первое время. Особенно следите за дыханием во время разговора.

Когда вы дышите правильно, вы сохраняете и равновесие тела, и спокойствие. Вы автоматически настраиваете свой голосовой аппарат так, чтобы использовать диафрагму. Эта мышечная перегородка позволяет создать хороший резонанс и красивый голос.

 

Голос

 

Научившись правильно дышать, мы можем приступить к постановке вашего голоса. Сила, объемность, звучность его зависят не от физических усилий, которые приводят в напряжение мышцы гортани и голосовые связки, а от правильного, активного речевого дыхания и умения пользоваться резонаторами – усилителями звука, которые преобразуют слабый и невыразительный звук, в сильный объемный и красивый голос. Человек пользуется двумя резонаторными системами:

верхней – это черепная коробка, полости носа и рта;

нижней, включающей грудную полость.

Теперь переходим непосредственно к тренировке вашего голоса. Сделайте 5–10 полных (но не глубоких) вдохов и выдохов (дышите диафрагмой); вдох – полный, но короткий через нос, выдох – замедленный, продолжительный. После этого приступайте к голосовым упражнениям.

1 упражнение «Стон». Чтобы обеспечить свободу голосу, встаньте прямо, держите «осанку», руки, плечи, шея – свободные. Произносите звук М так как вы произносите обычно, но с закрытым ртом. ДЕМОНСТРАЦИЯ. Получится что‑то похожее на мычание. Стоните. Делайте это тихо, без напряжения, на выдохе. Все должно быть свободно: мышцы лица, шеи, ног, рук. Теперь голову слегка наклоните вниз, вправо, влево, продолжайте стонать. Рот закрыт, губы слегка соприкасаются. Тихий стон. Вы скоро почувствуете, как легко, без всякого напряжения голосовых связок звук заполнит верхние резонаторы, начнут вибрировать губы, вибрация отразится на твердом нёбе, в носоглоточной полости. Резонацию можно ощутить, прикладывая пальцы попеременно к губам, ко лбу, к темени, к затылку. Если звук направлен верно, то пальцы почувствуют легкую вибрацию.

2 упражнение. Укрепив звук М в упражнении «стон», постепенно присоединяйте к нему гласные звуки: и‑э‑а‑о‑у‑ы. Непрерывно на одной ноте звучит «М‑мммм», изредка через ровные промежутки времени прерываемое короткими гласными: «Ммммм‑И‑мммм‑Э‑мммм‑А‑мммм‑О‑мммм‑У‑мммм‑Ы».

3 упражнение. Продолжая стонать на звуке М, произнесите слитно, как одно слово, следующую фразу: «Мам, мам, молока бы нам». Слегка открывая рот на гласных, сразу же мягко возвращайте рот в исходное положение на М – стон. Фраза произносится на «стоне» ммамм‑ммамм‑ммолокабыннамм….

Стоните в разных тональностях: надоело стонать на одной ноте, тогда то повышайте, то слегка понижайте тон голоса.

4 упражнение. В этом упражнении будем чередовать полунапевный способ произнесения слов «на стоне» с речевым. На стоне произнести уже знакомую фразу: «ммамм‑ммамм‑ммолокабыннамм» И здесь же – речевое произнесение: Мам! Мам! Молока бы Нам!

Сделайте так несколько раз. Избегайте чрезмерной активности при произнесении, сохраняйте ту же свободу и легкость, как при полунапевном «стоне». Следите за дыханием!

5 упражнение. Произносим скороговорку Запоминайте или запишите. «На мели мы лениво налима ловили И меняли налима мы вам на линя. О любви, не меня ли вы мило молили? и в туманы‑лиманы манили меня?» Произносим скороговорку медленно и одновременно массируем резонаторы.

Звучит это примерно вот так.

массируем лоб и говорим:

на мели

На мели, на мели

На мели, на мели, на мели

 

массируем носовые пазухи:

– мы лениво

мы лениво, мы лениво

Мы лениво, мы лениво, мы лениво.

 

массируем щеки:

– налима ловили

налима ловили, налима ловили

Налима ловили, налима ловили, налима ловили

 

Массируем губы:

И меняли налима мы вам на линя

И меняли налима мы вам на линя, мы вам на линя

 

Постукиваем грудину:

о любви не меня ли вы мило молили, не меня ли молили?

 

Простукиваем (чуть наклонившись) спину

и в туманы‑лиманы манили меня? и в туманы‑лиманы манили меня?

 

Это очень хорошее упражнение, так как дает возможность почувствовать свое тело как единый голосовой инструмент.

6 упражнение «Гудок». Стоя, сохраняя «осанку», на выдохе, без напряжения, губы в положении «хоботок», начинайте тянуть слитно, как гудок, гласный звук У: уууу… После этого сочетайте с таблицей гласных:

УуИууИууИууИууИууИ…

ууЭууЭууЭууЭууЭууЭ…

ууАууАууАууАууАууА…

ууОууОууОууОууО…

Главное – не артикулировать точно все гласные, а «затемнять» их, то есть все время держать губы в положении звука У, хоботком.

Хорошо поставленный голос звучит ровно и устойчиво. Чтобы развить эти качества, возьмите стихотворение с длинными строками, например, гекзаметр. Помните, да, из школьных знаний гекзаметр это стих, каждая строка которого состоит из шести слов – стоп. Читая такой стих вы научитесь развивать продолжительный выдох. Начинайте спокойно, ровно, отчетливо, без особого напряжения читать первую строку. В конце строки сделайте паузу для добора воздуха и снова на том же среднем тоне читайте вторую строку, затем добор и так далее. Каждую строку стихотворения читайте на выдохе. Помните о дыхании, следите за работой диафрагмы. В театральных вузах преподаватели речи для отработки данного навыка предлагают работать со стихотворением А. В. Прянишникова «Правила чтения», в нем перечисляются все правила дикции, дыхания и голоса, и рекомендации к этому упражнению. Предлагаю и вам несколько раз прослушать это стихотворение, а лучше записать на бумаге, выучить и тренироваться самостоятельно.

Итак, стихотворение Прянишникова «Правила чтения»

 

Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненьи,

Следует клетку грудную расширить слегка и при этом

Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку.

Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.

Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи.

И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,

Так как при выдохе движется только одна диафрагма.

Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время

Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем.

Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.

Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:

Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;

Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;

Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком –

Голос и в тихом звучаньи должен хранить металличность.

Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,

Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:

Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,

Выдох веди экономно – с расчетом на целую строчку.

Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность –

Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.

 

Благодаря этим упражнениям, вы можете сделать свой голос ярким, глубоким. Резонанс даст вашему голосу силу и уверенность.

 

Дикция

 

Основой хорошей дикции является четкая и энергичная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе. Представленные упражнения помогут вам развить и сохранить эластичность и подвижность речевого аппарата.

Прежде чем приступить к тренировке правильного произношения гласных и согласных звуков, надо сделать разминку речевого аппарата.

К речевому аппарату относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки. Одни из них пассивно участвуют в речи, а другие, как язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок и нижняя челюсть, принимают активное участие, поэтому их можно и нужно тренировать.

Упражнение 1. Раскрытие рта. Первым условием четкой, ясной речи является свободно и хорошо раскрывающийся рот. Исходное положение – рот закрыт, губы и челюсти расслабить, язык лежит плоско, свободно касаясь нижних передних зубов.

Произнесите звук [У] несколько раз без усилий и напряжения: ууууу. А теперь произнесите звук [А], рот раскройте в вертикальном направлении, нижняя челюсть опустится примерно на два пальца (≈ 3 см). Раскрывать рот на [А] надо мягкими, медленными движениями, Проделайте 5–6 раз.

Упражнение 2. Показать зубы. Исходное положение – рот закрыт, челюсти сжаты. Одновременно приподнимите верхнюю и оттяните нижнюю губу, обнажив верхние и нижние зубы. Проделайте 5–6 раз.

Упражнение 3. Вытягивание губ – «хоботок». Исходное положение – рот закрыт, челюсти сжаты, неподвижны, губы «в хоботок» (звук [У]). Делайте повороты «хоботка» вправо, влево, вниз, вверх), затем вкруговую – вправо, влево. Повторите 3–4 раза.

Упражнение 4. «Скольжение». Исходное положение – рот полуоткрыт. Одновременно натяните на зубы верхнюю и нижнюю губы, затем плавным, скользящим движением раскройте губы «на улыбку». Повторите 5–6 раз.

Упражнение 5. Тренировка языка. Исходное положение – язык укладывается «лоточком» во рту, кончик языка касается нижних зубов, рот раскрыт на два пальца (≈ 3 см), нижняя челюсть абсолютно неподвижна. Кончик языка поднимите вверх – к твердому нёбу, потом вправо, влево – в щеку и снова верните в исходное положение. Повторите 4 раза.

Все упражнения на первых порах делайте с зеркалом, движения должны быть медленными и плавными. Если какие‑то упражнения не получаются, не расстраивайтесь, просто снова и снова повторяйте их.

После того как вы хорошо разогрели мышцы речевого аппарата, можно приступать к артикуляционной гимнастике. Цель – выработать четкое, ясное, правильное звучание каждого гласного и согласного звука. Тренировка начинается с гласных звуков, правильное произношение которых придает звучность и мелодичность нашей речи, в то время как согласные звуки являются как бы костяком, каркасом.

Date: 2015-10-22; view: 571; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию