Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В, Берестов





Такую любовь он чувствует дома, нередко и в школе. Но есть и вторая сторона. О ней хорошо сказано у Э. Фром­ма: «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от соб­ственной душевной боли». Значит, надо дать растущему человеку шанс проявить любовь — к маме и папе, к сес­тренкам-братишкам, к педагогам и сверстникам, к ве­щам, книгам, растениям, животным, абстрактным эти­ческим, эстетическим, правовым... категориям.

В современной гуманистической педагогике сформу­лированы необходимые нормы поддержки*, которые дол­жны быть заложены в профессиональной позиции вос­питателя:

1. Любовь к ребенку и, как следствие, безусловное при­
нятие его как личности и индивидуальности; душев­
ная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать,
сопереживание, милосердие, терпимость и терпение,
умение прощать.

2. Приверженность диалоговым формам общения с деть­
ми, умение с ними говорить по-товаришески, без «сю­
сюканья» и без панибратства, умение слушать, слы­
шать и услышать.

* Цит. по кн.: Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. С. 126-127.


 

3. Уважение достоинства и доверие, вера в предназначе­
ние каждого ребенка.

4. Ожидание успеха в решении проблемы, готовность
оказать содействие и прямую помощь при решении
проблемы.

5. Признание права на свободу поступка, выбора, само­
выражения; признание воли ребенка и его права на
собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не
хочу»).

6. Поощрение и одобрение самостоятельности, незави­
симости и уверенности в его сильных сторонах, сти­
мулирование самоанализа.

7. Умение быть ему товарищем, готовность и способность
быть на его стороне (выступая в качестве символичес­
кого защитника и адвоката), готовность ничего не тре­
бовать взамен.

8. Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль
и способность изменить позицию и самооценку.

И тогда из уст воспитывающих педагогов и родителей, окружающих взрослых и детей вместо приказаний, тре­бований, запретов, одергиваний, угроз (чаще с тормо­зящей частицей «НЕ»), требования послушания и бес­прекословного подчинения, внушения, наказания, мо­рального давления, унижающего достоинство растущего человека, высмеивания... ребенок или подросток (особен­но) постоянно слышит:

— Ты же у меня умница — справишься!

- Подумай — и получится, а нет — подумаем вместе и
что-нибудь да придумаем!..

— Не волнуйся, это мелочи жизни! И у меня в детстве
так было! Но теперь-то ты видишь — все в порядке!

- Ну и молодец! Это преодоление себя стоит многого!

— Ты, конечно, можешь поступать по-своему, но мне
кажется...

— Человек всегда стоит перед выбором. Умный человек
всегда выбирает то, что приносит пользу людям и ему
самому.

— Каждому человеку свойственно ошибаться, но главное
в том, как он выходит из ошибок. Я уверен(а), и ты
выйдешь из этой ситуации достойной.

— Я тебе доверяю!


 

Глава V. Основы методики воспитания

- Петр I говаривал: «Юность — прекрасная пора, но надо

умело ей пользоваться». Подумай, что это значит.

Гуманная педагогика, опирающаяся на принципы сво­бодного воспитания, видит в поддержке ключ к построе­нию глубокого общения, постоянным душевным контак­там, доверительности и надежности, создания условий для решения проблем ребенка им самим и именно в тот момент, когда это для него жизненно важно. Приведем примеры.

...1944 год. Далекая забайкальская деревушка. Сюда из голодного и холодного города приезжает мать с тремя детьми, чтобы выжить. Отец, как у многих, на фронте. Семья бедствует. 1 сентября на девятом (!) году Никол-ка пошел в школу: мать сшила ему штаны из белой хол­стины (уж какая нашлась!). Мальчишки дразнили и сме­ялись. Хотелось убежать домой и больше никогда сюда не приходить. Но положение спасла учительница. Кате­горично и строго приказала мальчишкам прекратить на­смешки. А Николе — потехонечку, на ушко: «Не горюй! Скажи маме, пусть вскипятит штаны в луковой чешуе -и все будет в порядке. Без учебы нельзя». На всю жизнь запомнил человек урок доброты, справедливости, жиз­ненной мудрости.

...В подростковом возрасте покладистый и ласковый ранее Глеб А. стал «вдруг» дерзким, задиристым, залих­ватски грубым и.неуживчивым. Не вызывал симпатий учи­телей, повергал "в страдания родителей, сверстники, в основном, игнорировали его. Разгадка пришла неожидан­но, когда одна из учительниц в сердцах вспылила: «Да что же ты, такой маленький, а сколько в тебе злобы! На десятерых атлетов хватит!» Неожиданно для всех Глеб... расплакался. Рыдал долго, навзрыд, горько и жалобно. Присутствовавший при этом учитель физкультуры, обняв помужски за плечи, отвел парня в сторону: «Я понял -ты страдаешь из-за своего маленького роста. Так знай: пар­ни растут до 25 лет. Одни вырастают раньше, другие -позже. Ты скоро будешь выше всех в классе. Я знаю такой тип мужчин: не растут — не растут, а потом вымахивают с коломенскую версту. Я вот тоже таким был в твоем воз­расте. Гномиком звали: Знаешь, как мучился. Но потом один умный человек научил: «Ты, говорит, спортом зай-


 

. 1. Педагогическая поддержка^

мись». Вот и занялся. Так что через год мама с папой не узнавали — таким гигантом стал. Вот и ты сделай то же.

Не пожалеешь!»

В обоих случаях воспитательное воздействие выступает как импульс к определенным взглядам, действиям, оцен­кам окружающей действительности, самого ребенка.

Аналогичная позиция выражена в «пяти глаголах» учи­теля-новатора Е.Н.Ильина: «Любить, понимать, прини­мать, сострадать, помогать».

ПОЗИЦИЯ ВОСПИТАННИКА

В реализации педагогической поддер­жки важно твердо знать, чему научить

1------------------- растущего человека, чтобы он(а) при-

нял(а) эту поддержку? Исподволь с раннего детства и до взрослости мы озабочены формированием умений и на­выков:

>- Полагаться на собственное «Я сам...» (ем, мою руки и уши, делаю зарядку, тренирую волю, умею распреде­лить время, решить трудную задачу, отстоять свое мне­ние...)*.

>• Учиться думать. Не только над решением школьных задач, но и над ре-шением житейско-обыденных ситу­аций, коллизий, совершенными ошибками, своим по­ведением и жизненной позицией...

> Учиться выбирать. Не только кашу и суп, сладости и развлечения, друзей и любимых, предпочитаемые учеб­ные предметы и занятия на досуге. Но и выбирать и отдавать предпочтение жизненным ценностям, оцени­ваемым с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. Учить отдавать предпочтение высокому и противосто­ять злу, различать добро и зло, правильно формиро­вать свою жизненную позицию. У Омара Хайяма есть совет:

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

* Можно воспользоваться перечнем «Я сам...», данным в книге Г.К. Се-девко «Руководство по организации самовоспитания школьников». М., 1999.



Глава V. Основы методики воспитания


5.1. Педагогическая поддержка



 


>• Учиться психолого-педагогичесой рефлексии собствен­ного развития.

Очень часто возникает вопрос: а где искать критерий правильности? Красоты? Истинности? Добра? Действи­тельно, где? Ответ очень прост. Он естественно сложился во всех древних и современных этико-педагогических те­ориях и практиках. Основным критерием педагогической поддержки пусть будет наш постоянный внутренний воп­рос к себе: «Хотим ли мы сами такого же именно дей­ствия и реакции по отношению к себе?» И еще. Как пра­вило, критерием оценки является открытость педагога, исповедующего высокие нравственные принципы. Толь­ко тогда можно ожидать открытости от детей.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ КАК УСЛОВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

Осуществляя педагогическую поддер­жку очень важно соблюдать чувство меры, руководствовать соображения­ми педагогического такта. Еще Я. Кор-чак предупреждал, что воспитатель­ные воздействия действуют как лечебные процедуры, и ребенок, «перекормленный морально, испытывает тощ-.ноту». В дневнике десятиклассницы Лены Б. читаем:

«...Я понимаю, что я единственный ребенок у них (ро­дителей) и они любят меня и оберегают. Но надо же знать меру! Мне было приятно, когда они перестали провожать меня на курсы».

«...Гулять я не пошла (а там встреча с любимым маль­чиком), так как мама решила проверить у меня уроки, а я ничего еще не делала вообще. Я лучше просижу до утра дома, чем она будет проверять у меня домашние задания. Когда она собирается делать это, я взбунтовываюсь. Не-навижу это. НЕ-НА-ВИ-ЖУ».

Подобное нередко встречается и в школе. Порой, изощренные приемы авторитарной педагоги­ки родителей и педагогов выдаются за поддержку: выд­вигаются жесткие требования и угрозы тихим спокойным голосом; вроде бы разумные советы требуют неукосни­тельного выполнения; унижающие достоинство ребенка (подростка) шутки, юмор, сарказм, высмеивания; вуль­гарное использование выражений из подросткового жар­гона, неумелая трактовка явлений подростковой субкуль-


туры (моделей одежды, музыки, форм поведения, суж­дений об окружающих жизненных явлениях).

А напоследок хочется привести мудрое стихотворение Р. Тагора, который, разумеется, не подозревая, дал пре­красное описание ошибок педагогов и родителей, озабо­ченных педагогической поддержкой детей, которых вос­питывают в любви.

Отчего погас светильник? Я заслонил его своим плащом, Чтобы спасти его от ветра; вот отчего погас светильник.

Отчего завял цветок?

Я прижал его к сердцу

С мучительной любовью;

вот отчего завял цветок. Отчего высох ручей? Я запрудил его плотиной, Чтобы воспользоваться им для себя; вот от его высох ручей.

Отчего лопнула струна арфы?

Я пытался исторгнуть из нее звук,

Который ей был не по силам,

вот отчего лопнула струна арфы.

Воистину мудр совет «Не навреди!», оказывая педаго­гическую поддержку любимому растущему человеку, ис­кренне любимому.

Вопросы для самопроверки и размышления

1. Понятия «воспитание» и «воспитательная работа»: в чем их
сходство и в чем различие?

2. Понятие и сущность педагогической поддержки как осно­
вы гуманистического воспитания.

3. Условия и принципы реализации педагогической поддерж­
ки в учебно-воспитательном процессе.

4.-Специфика использования педагогической поддержки в воспитательной работе с разными категориями школьни­ков.

5. Особенности педагогической поддержки по отношению к
детям (подросткам), проявляющим сопротивление воспи­
танию.

6. Как начинающему педагогу овладеть методикой и техни­
кой педагогической поддержки?


 
 

Глава V. Основы методики воспитания

Рекомендуемая литература

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.

Бардовская И. В., Реан А.А. Педагогические ситуации // Кн. Педагогика, М., 2001.

Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М., 1996.

Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образова­нии как инновационная проблема. В кн.: Десять концепций и эссе / Ред. Н.Б. Крылова. М., 1995, Вып. 3.

Казанский О.А. Педагогика как любовь. М., 1996.

Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. Вып. 10. Ч. 2 и 5.

Новые ценности образования: Забота — поддержка — кон­сультирование / Под ред. Н.Б. Крыловой. М., 1996. Вып. 6.

Петрова В.Н. Педагогическое сотрудничество. — М.: Библ. ж. «Директор школы», 1999. № 4.

Френе С. Антология гуманной педагогики. М., 1997.

Date: 2015-10-22; view: 299; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию