Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности использования специальных знаний при подготовке и проведении допроса





 

Допрос является самым распространенным следственным действием и, несмотря на это, сложным, так как простая запись сообщаемых допрашиваемым лицом сведений не является его содержанием. С помощью допроса необходимо достаточно полно, четко, с требуемой детализацией зафиксировать именно ту информацию, которая является доказательственной, свидетельствует об осведомленности допрашиваемого лица, достоверности его показаний. В протоколе должны быть четко указаны источники информации, сообщенной допрашиваемым лицом, либо он является их очевидцем, либо она подкрепляется иными данными, достоверность которых не вызывает сомнения.

Особенно сложным становится допрос в условиях явного или скрытого противодействия расследованию. Все чаще в суде свидетели отказываются о данных ими ранее в ходе допросов показаний. В связи с этим большое значение приобретает проблема объективизации вербальной (словесной) информации, получаемой в процессе допроса.

Одним из путей ее решения является использование специальных знаний для уточнения содержания сообщаемой информации, которые необходимы для пояснения особенностей тех процессов и механизма действий, о которых сообщает допрашиваемое лицо.

К числу категорий преступлений, по которым может быть целесообразно участие специалиста в производстве допроса, можно отнести следующие:

- преступления против безопасности и эксплуатации транспортных средств;

- преступления экологические;

- преступления, связанные с нарушением правил безопасности ведения работ или осуществления перевозок материалов, указанных в законе;

- преступления в сфере экономики, суть которых во многом состоит в нарушении определенных правил, установленных нормативными актами различных категорий;

- преступления, совершаемые с применением технических средств (терроризм, диверсия, хищение или порча имущества с применением технических средств, техническая подделка документов и т.п.);

- преступления о клевете, оскорблении, связанные с публикациями сведений в средствах массовой информации*(223).

Специалист может также приглашаться (со стороны защиты) для анализа заключения эксперта, которое предъявляется в ходе допроса обвиняемого. Правовым основанием участия специалиста в допросе является ст. 58 УПК РФ, в соответствии с которой следователь вправе привлечь к участию в следственном действии специалиста. Причем закон не ограничивает следователя перечнем следственных действий, к которым он может привлечь специалиста.

В п. 4 статьи 189 УПК РФ, определяющей общие правила проведения допроса, в указано, что в ходе допроса по инициативе следователя или по ходатайству допрашиваемого лица могут быть проведены фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка. Квалифицированное и эффективное применение технических средств предполагает использование их специалистом.

Согласно пп. 4, 7 ст. 190 УПК РФ соответствующие сведения об использовании фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи и участии в допросе специалиста должны быть указаны в протоколе допроса. В п. 4 данной статьи указано, что если в ходе допроса проводились фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка, то протокол должен также содержать: 1) запись о проведении фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки; 2) сведения о технических средствах, об условиях фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки и о факте приостановления аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки, причине и длительности остановки их записи; 3) заявления допрашиваемого лица по поводу проведения фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки.

Использование видеозаписи при допросе рекомендуется в следующих ситуациях*(224): при производстве особо сложных допросов с целью последующего анализа их хода и результатов; при допросах обвиняемых в тяжких преступлениях, чтобы полностью запечатлеть их показания; в ходе допросов людей, страдающих физическими недостатками (слепоглухонемые, глухонемые и т.д.), поскольку их пояснения практически невозможно описать в протоколе; при допросах малолетних свидетелей и потерпевших, чтобы зафиксировать своеобразие восприятия ими окружающего и особенности речи; для запечатления показаний с целью последующего предъявления лицу, очная ставка с которым по тактическим соображениям или иным соображениям нецелесообразна; для фиксации показаний раненых и больных; при допросе лиц, в отношении которых есть обоснованное подозрение, что они могут в последующем изменить свои показания; при допросе лиц, явившихся с повинной.

Статья 191 УПК РФ предписывает проводить допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя - допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от 14 до 18 лет с участием педагога. Часть 3 ст. 425 УПК РФ устанавливает, что в допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психиатра обязательно.

Участие специалиста в целях оказания помощи следователю целесообразно осуществлять на всех стадиях допроса: подготовительной, основной, заключительной.

На стадии подготовки к допросу специалист может помочь следователю сформулировать вопросы, требующие познаний в определенных областях науки, техники, искусства, ремесла. На этой же стадии он по указанию следователя приготовит технические средства для фиксации допроса, разместит их с учетом особенностей помещения, в котором будет проводиться допрос. Так, звукозапись может потребовать дополнительных микрофонов, а видеосъемка - освещения. В ряде случаев требуется подготовка необходимых технических средств и в предъявлении в ходе допроса вещественных доказательств.

На основной стадии специалист, после того как следователь выяснил все интересующие его обстоятельства, с разрешения следователя задает допрашиваемому лицу вопросы, требующие уточнения, которые касаются деталей, связанных со специальными знаниями.

Участвующий в допросе специалист поможет следователю точнее уяснить обстоятельства дела, особенно по делам, связанным с нарушением правил производства работ, повлекших тяжелые последствия (смерть, увечье людей), при расследовании аварий на железнодорожном, водном, воздушном транспорте.

Целесообразно участие специалиста-бухгалтера, экономиста в допросе при расследовании преступлений в сфере экономики, так как следователю может потребоваться помощь в выяснении сущности финансово-хозяйственных операций, способов их совершения*(225).

При расследовании преступлений в сфере компьютерной информации специалист может оказать помощь следователю при выявлении в ходе допроса способов совершения таких преступлений, в том числе какие изменения в работу компьютерных систем были внесены, какие вирусы использовались и т.д.*(226)

На заключительной стадии специалист обеспечивает правильное отображение примененных научно-технических средств. Как было отмечено выше, в п. 4 ст. 190 УПК РФ указано, что в протоколе должны содержаться сведения о технических средствах, об условиях их применения, заявления допрашиваемого лица по поводу проведения фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи.

После завершения допроса специалист может оказать помощь следователю в анализе полученной информации, определении направлений ее дальнейшего использования. Например, рекомендовать проведение определенного рода, вида судебных экспертиз и в случае обращения следователя помочь сформулировать вопросы эксперту (п. 1 ст. 58 УПК РФ).

Специалист может участвовать в допросе также по ходатайству защитника, потерпевшего или его представителя (п. 3 ч. 1 ст. 53 и пп. 5, 8 ч. 2 ст. 42 УПК РФ). Положения ст. 119 УПК РФ предоставляют защитнику право заявлять ходатайство о привлечении специалиста к допросу для установления обстоятельств, имеющих значение для дела. Необходимость в привлечении специалиста к допросу потерпевшего по ходатайству последнего возникает, например, по делам о нарушении правил техники безопасности труда, о причинении вреда здоровью и т.п., когда потерпевший или его представитель полагает, что требуются специальные знания для уяснения причин и обстоятельств события, неполное или неверное толкование которых может принести ущерб интересам потерпевшего.

Гипотетически можно представить ситуацию, когда в допросе участвуют два специалиста: один со стороны обвинения, другой - со стороны защиты. В такой ситуации специалисты могут задавать вопросы участникам процессуального действия (с разрешения лица, осуществляющего это действие) в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 58 УПК РФ. В свою очередь стороны могут задавать вопросы специалисту (специалистам).

Основанием для участия специалиста в допросе является то, что в ходе допроса будут затронуты обстоятельства, требующие для их установления, разъяснения порядка и особенностей применения специальных знаний, а также для оказания помощи в применении технических средств в ходе данного процессуального действия. Таким образом, специалист при допросе может содействовать следователю в обнаружении и фиксации доказательств, в частности помочь ему: лучше, точнее и полнее понять допрашиваемого, употребляющего в показаниях специальные термины; разобраться в действующих специальных правилах, инструкциях и других документах; установить способ совершения преступных действий; выявить ложные показания, касающиеся специальных вопросов; зафиксировать с помощью технических средств ход и результаты допроса.

Довольно часто данные, сообщаемые в ходе допроса о внешнем облике лица, скрывшегося с места преступления, ранее незнакомого потерпевшему или свидетелю, не имеют информационной ценности, так как не содержат признаков, индивидуализирующих разыскиваемого. В подобных ситуациях целесообразно изготовление субъективного портрета уже в процессе допроса, а не после его завершения. Следователем устанавливается психологический контакт с допрашиваемым, он осведомлен уже об условиях восприятия признаков внешности и может оценить достоверность получаемых сведений о признаках внешности. Эти условия являются оптимальными для подготовительного этапа перед изготовлением субъективного портрета, которое осуществляется специалистом-криминалистом в присутствии и при участии следователя. Практика показала эффективность такой совместной работы следователя и специалиста по фиксации информации о признаках внешности.

Участие специалиста в допросе, как было отмечено выше, определяется требованиями процессуального закона, а также спецификой расследуемого дела - вопросами, которые необходимо выяснить в результате данного следственного действия. С учетом этого для участия в допросе могут приглашаться специалисты в различных областях науки, техники, искусства, ремесла.

Но помощь следователю независимо от особенностей расследуемого события, как уже было указано, оказывает педагог. Однако, как следует из вышеназванных процессуальных норм, в допросе должен участвовать не любой педагог, а тот, кто имеет специализацию в работе с определенной категорией несовершеннолетних: при допросе малолетних - это педагог - воспитатель дошкольного учреждения, при допросе детей школьного возраста - педагог, ведущий классы определенной возрастной группы. При допросе детей с задержками в развитии - педагог-дефектолог. Детский психолог или психиатр - при допросе детей, имеющих отклонения в психике.

Как видно из этого перечня, участие специалистов в той или иной области педагогики обусловлено необходимостью учета возрастных особенностей психики, поведения несовершеннолетних, сложностью для следователя иметь адекватный контакт с ними, оценки достоверности сообщаемой несовершеннолетним информации. При допросе несовершеннолетних следует учитывать их повышенную внушаемость, склонность к фантазированию и т.п. Участие педагога не только является одной из дополнительных правовых гарантий соблюдения прав несовершеннолетнего, но и помощью следователю в получении отвечающих действительности показаний.

Привлечение специалиста-педагога целесообразно на всех этапах допроса: при подготовке к допросу, в ходе допроса, при составлении протокола допроса. Во время составления протокола педагог может оказать помощь следователю в формулировке показаний именно в тех специфических выражениях, которые употреблял допрашиваемый и которые соответствуют возрасту, уровню развития несовершеннолетнего*(227).

С разрешения следователя педагог может задавать вопросы допрашиваемому лицу. По окончании допроса педагог знакомится с протоколом, может делать замечания по его содержанию и заверяет своей подписью правильность протокола допроса.

Полезна помощь педагога в оценке результатов допроса. Он может рекомендовать проведение психолого-психиатрической или психиатрической экспертизы для оценки способностей несовершеннолетнего адекватно воспринимать и воспроизводить информацию.

Если помощь педагога специалисту обязательна при работе с несовершеннолетними, в том числе и помощь детского психолога, то во многих ситуациях, с которыми сталкивается следователь, помощь специалиста-психолога также будет желательна и полезна. Это обусловлено тем, что содержание сообщаемой допрашиваемым лицом информации зависит от ряда психологических факторов. Это - особенности личностных характеристик допрашиваемого, которые влияют как на содержание информации, ее объем, степень достоверности, так и на поведение этого лица в процессе допроса.

Навыки следователя больше ориентированы на реализацию тактических приемов проведения следственного действия. Анализ особенностей личности требует специальных знаний, которыми следователь не располагает. В связи с этим задача специалиста-психолога - оказать ему помощь в понимании свойств личности допрашиваемого, проявлении психических процессов в ходе допроса и оценке полученной информации.

Особенно важна роль психолога в допросе подозреваемого, так как в данном случае имеет место чаще всего противостояние двух участников следственного действия - подозреваемого и следователя. Причем следователь чаще всего не располагает достаточно полным объемом информации о событии преступления, у него лишь имеется определенная версия, которую он и проверяет путем получения показаний допрашиваемого.

В связи с этим на повышение результативности допроса может существенно повлиять участие специалиста-психолога в этом следственном действии. При подготовке к нему психолог может оказать помощь в анализе уже имеющейся оперативной информации о допрашиваемом, о его поведении в тех или иных ситуациях, возникающих на первоначальном этапе расследования. Такая информация может помочь сформулировать предположения об особенностях личности допрашиваемого, которые целесообразно будет учесть следователю в ходе допроса.

Затем психолог может помочь заранее сформулировать вопросы тестового характера, которые будет задавать следователь, и в последующем сориентировать его в оценке ответов, так как участие специалиста в самом допросе не всегда возможно. Участие в проведении допроса возможно по решению следователя с учетом ситуации, сложившейся перед допросом, а также очевидных свойств и состояний личности допрашиваемого, например перенесшего психическую травму в результате насильственного преступления.

Наиболее важной задачей участия такого специалиста является помощь в установлении психологического контакта следователя и допрашиваемого, что необходимо для реализации целей данного следственного действия. Для этого специалисту целесообразно ознакомить следователя с разработанными в психологии приемами установления психологического контакта и возможностями использования конкретных приемов в ходе предстоящего допроса. В начале допроса использование, например, таких психологических рекомендаций, как "проведение тестовой беседы", "создание оптимальной динамической напряженности допроса"*(228), поможет следователю снизить напряженность первоначального этапа общения с подозреваемым, активизировать его положительные качества, диагностировать состояние допрашиваемого и установить начальный уровень психологического контакта.

Как определяют психологи, психологический контакт имеет два уровня: начальный (динамический), заключающийся в оптимальной динамической напряженности допроса, и мотивационный. Мотивационный контакт состоит в побуждении к даче правдивых показаний при допросе лица, стремящегося скрыть достоверную информацию, либо в поддержании такого стремления при допросе добросовестного допрашиваемого.

На последующих этапах допроса следователю целесообразно использовать рекомендации психологов по использованию таких приемов, как создание оптимальной динамической напряженности допроса, "анализ улик поведения"*(229). Уликами поведения являются:

- признаки общего торможения нервной системы, проявляющиеся в замедлении умственной и речедвигательной активности;

- появление бессознательных движений;

- проговорки, представляющие собой непроизвольное высказывание части утаиваемой информации;

- вегетативные реакции - побледнение (покраснение) кожи, сужение (расширение) зрачков, углубление дыхания, судорожное сглатывание и т.д.;

- уход от общения.

Значимым тактическим приемом на последнем этапе допроса является предъявление доказательств. Этот прием оказывает серьезное психотравмирующее действие. Существует два способа предъявления доказательств: в порядке нарастания их силы и предъявление первым самого веского доказательства. Первый способ реализуется при допросе лиц, обладающих сильной нервной системой. Второй способ целесообразно использовать при допросе лиц со средней либо слабой нервной системой.

При недостаточности доказательств рекомендуется использовать разъяснение возможностей следствия, в том числе использование специальных знаний при анализе материалов дела, назначение экспертиз, а также изложение обстоятельств преступления, мысленно реконструированных на основе оперативной информации.

После завершения допроса в случае недостижения его цели - получения правдивых показаний психолог может помочь в анализе его результатов, для чего целесообразно вести аудио- и еще лучше видеозапись допроса. Специалист может рекомендовать следователю изменение линии его поведения при повторном допросе, определенные приемы его проведения.

В практике раскрытия преступлений имеет место применение опроса с использованием полиграфа. Данное средство анализа психофизиологических реакций испытуемого обычно рекомендуется как средство оперативное, не имеющее процессуальной основы. В то же время достаточно разработанные его научные основы позволили ряду ученых и практиков считать его одной из разновидностей судебно-психологических экспертиз*(230). Однако использование полиграфа как средства, непосредственно сопровождающего допрос, не нашло еще обоснованной поддержки в следственной практике.

Фиксация допроса осуществляется с помощью его протоколирования. Как было указано выше, в ряде ситуаций целесообразно наряду с протоколом фиксировать допрос с помощью видеозаписи. Видеозапись позволяет осуществить полную фиксацию образной и звуковой информации. Так, при предъявлении в ходе допроса уличающих материалов важно запечатлеть реакцию допрашиваемого в момент их предъявления. При участии в допросе переводчика в кадре должны быть одновременно допрашиваемый и переводчик. На видеоленту следует фиксировать весь ход допроса, в том числе и во время молчания допрашиваемого. Запечатление на видеоленте выражения мыслительной деятельности допрашиваемого, обдумывающего сложившуюся в ходе допроса ситуацию, имеет немаловажное тактическое значение*(231). Применение видеозаписи для фиксации допроса будет сводить на нет последующие утверждения о якобы примененных в ходе этого следственного действия незаконных приемах. Будет полезна она и в случае отказа от ранее данных показаний, и в случае их последующего изменения.

 

Date: 2015-10-22; view: 2826; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию