Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Адаптация к внешним условиям как способ повышения эффективности предприятий малого и среднего бизнеса





Актуальность темы диссертационного исследования определяется тем фактом, что в современном мире и государства и компании находятся в стадии серьезных трансформаций, связанных с новыми экономическими вызовами. Мировой экономический кризис на фоне глобализации мировой экономики привел к изменениям в характере мирового производственного процесса, поспособствовав вовлечению во внешнеэкономическую деятельность малых предприятий.

Гибкость и мобильность малых предприятий позволяют им оперативно перестраивать производственную специализацию, реагировать на ускоряющиеся изменения мировой конъюнктуры рынков, что не под силу крупным национальным компаниям. До недавнего времени малые фирмы функционировали преимущественно на внутреннем рынке. В современных условиях углубляющееся втягивание национальных экономик в мировые хозяйственные процессы и их глобализация создают объективные основы для пространственного распространения малых предприятий в мировой экономике Работа малых предприятий стала частой даже в рамках технологических цепочек крупных ТНК, чьё инновационное обеспечение и информационно-технологическое обслуживание международного производства позволяют малым предприятиям увеличить приток мирового капитала в отечественную экономику. Это тем более важно, т.к. процесс формирования и развития малого бизнеса в России протекает особенно сложно и противоречиво. Тем не менее, в ходе коренных хозяйственных преобразований малые фирмы постепенно занимают все более важные позиции в системе национального производства.

Деятельность малых предприятий является основой для совершенствования качества структуры российского экспорта, т.к. его деятельность в основном сосредоточена в материальном производстве и сфере услуг. При этом наибольшие перспективы выхода на международные рынки имеют инновационно-технологические малые предприятия. Таким образом, в современных условиях развития экономики России объективно возрастает необходимость стимулирования экспортного потенциала малых предприятий.

Повышение значимости малых предприятий в экономике государства определяют необходимость научного обобщения и анализа международного опыта их поддержки во внешнеэкономической деятельности для разработки отечественных программ развития малого экспортно-ориентированного бизнеса. При этом, в целях обеспечения конкурентных преимуществ, поддержки и защиты интересов отечественных малых предприятий на внешних рынках, роста их экспортного потенциала и повышения доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в объеме российского экспорта важно разработать комплекс мер государственной поддержки экспорта малых предприятий, предусматривающий использование торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов.

По мнению автора, обращение к научной тематике, охватывающей проблемы развития малого бизнеса и повышение его роли в формировании условий для реструктуризации экономики, повышения ее научно-технического потенциала для интеграции в современную систему международного разделения труда представляется сегодня весьма актуальным.

Степень разработанности темы. В мировой экономической литературе вопросы формирования и развития малого бизнеса в отраслях национального хозяйства индустриальных стран нашли достаточно широкое отражение, однако при рассмотрении данных вопросов основное внимание традиционно уделялось поискам менеджерских путей наиболее эффективного управления малыми фирмами, исследованию основных направлений их функционирования в условиях современного высококонкурентного рынка на уровне микроэкономики.

Проблемы развития и становления малого предпринимательства за рубежом освещены в работах К. Брюммера, Е. Бухвальда, А. Виленского, Ф. Котлера, М. Портера, И. Ансоффа, И. Шумпетера, И. Тюнена, Ф. Найта, Р. Дэвиса, М. Мескона и М. Монтанари, Ф. Тейлора, Д. Као, Н. Филиона. О роли малых предприятий во внешнеэкономической деятельности, вопросах формирования и функционирования системы поддержки малых предприятий при работе на внутреннем и внешних рынках отмечено в трудах С. Харви, Р.Г. Купера, Е.Дж. Кляйншмита. К числу тех проблем, которые получили наиболее полное освещение в трудах зарубежных экономистов, следует отнести: создание системы объективных качественных и количественных критериев оценки форм малого бизнеса в различных отраслях производства; проблему формирования наиболее эффективной системы взаимодействия малых фирм с крупными хозяйственными структурами; вопросы правильного определения стратегии развития малых фирм, поиска ими наиболее надежных источников финансирования и др.

В России исследованию различных аспектов малого бизнеса и проблемам формированич многофункциональной системы его поддержки в XX веке посвящены труды В. А. Швандара, В.Я. Горфинкеля, А.И. Муравьева, A.M. Игнатьеав, А.Б. Крутина, В.Ш. Каганова, С.Ю. Лебедева, Философовой Т.Г. и других. Общие вопросы государственной поддержки малых предприятий рассматриваются в работах отечественных специалистов - И.М. Бортника, О.Г. Ломакина, В.Л. Корочкина.

Таким образом, исследований, посвященных анализу роли малого предпринимательства как особого макроэкономического феномена в условиях глобализации начала XXI в., явно недостаточно. Фактически отсутствуют научные монографии, комплексно отражающие состояние, проблемы и перспективы развития внешнеэкономической деятельности малых предприятий в России. Недостаточно системно представлены в современной российской литературе аналитические обобщения, методические рекомендации и оценки экспортной деятельности малых предприятий России.

Основная рабочая гипотеза исследования состоит в том, что для российской экономики со временем неизбежно достижение уровня развития малого бизнеса, близкого к экономически наиболее развитым странам. Позитивное воздействие малого бизнеса на экономику в целом и на ее внешнеэкономическую деятельность в условиях глобализации, обусловлено его специфическими особенностями, будет наиболее эффективным в случае создания и поддержки государством институтов, обеспечивающих малому бизнесу равные с прочими хозяйствующими субъектами условия развития.

Цель работы - разработать конкретные предложения по повышению и эффективному использованию потенциала российского малого бизнеса для формирования в стране необходимых условий интенсивного экономического роста, в том числе основанном на деятельности малых предприятий при выходе на внешние рынки.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих основных задач:

-на основе анализа современных теоретических концепций обосновать практические подходы к анализу роли малого предпринимательства в условиях глобализации;

-проанализировать основные стратегии развития малого бизнеса в мировых центрах предпринимательства в кризисный период;

- выявить особенности внешнеэкономической деятельности малых предприятий за рубежом на современном этапе;

-исследовать особенности функционирования малого предпринимательства в Российской Федерации в современных условиях и определить факторы, негативно влияющие на его развитие;

- проанализировать состояние малых предприятий и выявить перспективны формы поддержки малых предприятий в промышленно-развитых странах при выходе и работе на внешних рынках;

- систематизировать и адаптировать для применения в России зарубежный опыт поддержки внешнеэкономической деятельности малых предприятий;

-обосновать пути повышения и эффективного использования потенциала российского малого бизнеса с целью формирования в стране необходимых условий экономического роста, основанном на экспортоориентированной стратегии.

Объектом исследования является внешнеэкономическая деятельность малых предприятий на мировых рынках и инфраструктура поддержки этой деятельности, основанная на комплексной системе многостороннего регулирования и содействия развитию малого бизнеса в России и за рубежом.

Предметом исследования является система экономических отношений, возникающих между малыми предприятиями и органами государственной, региональной и муниципальной власти, а также общественных организаций и коммерческих структур по поддержке их выхода на мировые рынки.

Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на положениях современных концепций экономического развития, теории самоорганизации неравновесных систем, применяемой к анализу экономических процессов. В работе использовались методы системного анализа социально-экономических явлений, а также методы моделирования, научной абстракции, индукции и дедукции, нормативного и позитивного анализа и синтеза.

Общетеоретической основой исследования послужили научные работы известных отечественных и зарубежных экономистов в области теории развития воспроизводственной, организационной и размерной структуры современного производства; сущности и факторов предпринимательства; роли и места государства в современной экономике в целом и при регулировании и поддержке малого бизнеса в частности; особенностей функционирования производственных звеньев малых форм в условиях рынка совершенной и несовершенной конкуренции и т.д.

Информационной основой исследования послужили законодательные и нормативные акты органов государственной власти и управления, методические и нормативные материалы министерств и ведомств, материалы официальных сайтов российских и региональных структур по поддержке малых предприятий; материалы официальных сайтов Европейской Комиссии (ЕС), Администрации малого бизнеса США АМБ (SBA), Организации экономического сотрудничества и развития ОЭСР (OECD), Проекта ТАСИС "Поддержка экспортноориентированных инновационных малых и средних предприятий"; данные Росстата РФ, а также материалы специальных информационных агентств - РИА Новости, ТАСС, Интерфакс, Эксперт и др.; данные специальной и периодической печати; материалы международных и российских научно-практических конференций, учебные и методические пособия по вышеуказанной тематике.

В качестве специальных инструментов исследования использовались приемы и методы экономической диагностики состояния малых предприятий, сравнительного статистического и ситуационного анализа, социологические опросы. Основными методами исследования являлись методы научного анализа и синтеза, наблюдения, сравнения, экономического моделирования, экспертных оценок, маркетинговый подход.

Научная новизна диссертации заключается в разработке совокупности мер по регулированию и содействию развитию гибкого инновационно-ориентированного малого бизнеса, позволяющих повысить общую эффективность экономики в условиях глобализации путем ориентирования предприятий малого бизнеса на экспортоориентированное производство.

Основными результатами, полученными в итоге исследования, являются следующие:

- на основе анализа особенностей регулирования и содействия развитию малого бизнеса в странах разного уровня экономического развития, установлено парадоксальное наличие систем комплексной поддержки ВЭД малых предприятий со стороны государства, коммерческих структур, общественных организаций в странах с развитой рыночной экономикой;

- определены приоритетные факторы, способные придать импульс повышению эффективности деятельности малых предприятий, обоснована необходимость систематизированной и диверсифицированной поддержки кредитования предприятий малого бизнеса в Российской Федерации, выявлены основные источники финансирования развития малого предпринимательства и определены конкретные направления использования зарубежного опыта кредитования малых предприятий для расширения их доступа к кредитным ресурсам;

- выявлено несоответствие темпов роста экспортного потенциала малого бизнеса в российской экономике темпам внедрения методов по поддержке его внешнеэкономической деятельности со стороны государства в условиях кризиса, что свидетельствует о недостаточной проработанности таких мер;

- на современном этапе развития выявлена объективная потребность в формировании, на основе универсальных принципов и правил, такой национальной системы функционирования малого предпринимательства, которая способствовала бы его оптимальному включению в мировую экономику;

- обоснована, на базе новых подходов к регулированию и содействию развития российских малых предприятий, потенциальная возможность значительного расширения их деятельности в формирующейся информационной экономике. Показано, что отставание от зарубежных конкурентов по масштабам и эффективности деятельности российского малого предпринимательства происходит не только из-за отсталых технологических укладов, но и вследствие недостаточно проработанного регулирования этой сферы государством;

- определены направления совершенствования правительственных программ поддержки и развития малого бизнеса на основе долгосрочного стратегического планирования и координации решений властей федерального и регионального уровней с учетом мнения представителей малого бизнеса, при этом показано, что стратегия развития малого предпринимательства направлена на модернизацию структуры экономики, формирование межотраслевых комплексов с современными технологическими укладами.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке экспертами Министерства экономического развития РФ проектов нормативных актов для совершенствования регулирования и содействия развитию малого предпринимательства, а также экспертами Торгово-Промышленной палаты РФ и Российского союза промышленников и предпринимателей при подготовке информационно-консультационных материалов для ознакомления представителей малого бизнеса с зарубежным опытом функционирования и регулирования малого предпринимательства.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы и в учебных целях: в экономических ВУЗах при чтении лекций на общих курсах «Международные экономические отношения», «Мировая экономика» и «Внешняя торговля России», а также на спецкурсах по проблематике функционирования и регулирования малого бизнеса за рубежом.

Внедрение и апробация результатов исследования: Предлагаемые автором теоретические выводы и практические рекомендации по поддержке деятельности малых предприятий в России при выходе на внешние рынки представлены с учетом международного опыта обсуждены на международных научно-практических конференциях «Модернизация как основа эффективного экономического развития России в XXI веке» и «Богомоловские чтения» в период с 2010 по 2011 годы.

Основные положения диссертации отражены в пяти опубликованных автором печатных работах общим объемом 2,9 пл., в том числе три статьи объемом 2,1 пл., опубликованные в журналах, входящих в перечень рекомендованных для публикации ВАК России.

Работа общим объемом 183 стр. состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.


Date: 2015-10-18; view: 375; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию