Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
МЕТОДИКА 22. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точкиВиленкин 6 кл. Тема изучается в 6 классе в большой теме «Координаты на плоскости». Основные понятия: координатные прямые, система координат, абсцисса, ордината. Типы математических ошибок по данной теме: не различают понятия, такие как абсцисса и ордината, положительные и отрицательные числа, направление положительной оси координат, ошибки при построении точки на плоскости координат. Учебные задачи на устроение ошибок:
Методы и средства проверки знаний и умений учащихся. Контроль знаний и его типы:
Виды контроля:
Формы контроля:
Способы контроля: письменный, устный, практический. Средства контроля: математический диктант, дидактические материалы, карточки, тесты, перфокарты, таблицы, опорные схемы, задания с печатной основой, компьютер, модели и приборы и т.д. К современным средствам относятся: тест, рейтинговые системы, портфолио (учитывать творческие работы, подходы учащихся). Фрагмент урока на этапе контроля.
Типы математических ошибок по данной теме: не различают понятия, такие как абсцисса и ордината, положительные и отрицательные числа, направление положительной оси координат, ошибки при построении точки на плоскости координат. Учебные задачи на устроение ошибок:
Методы и средства проверки знаний и умений учащихся. Контроль знаний и его типы:
Виды контроля:
Формы контроля:
Способы контроля: письменный, устный, практический. Средства контроля: математический диктант, дидактические материалы, карточки, тесты, перфокарты, таблицы, опорные схемы, задания с печатной основой, компьютер, модели и приборы и т.д. К современным средствам относятся: тест, рейтинговые системы, портфолио (учитывать творческие работы, подходы учащихся). Билет № 23. Плоскость в пространстве. Пусть в пространстве E3 задана некоторая аффинная система координат и плоскость p. I. Каноническое уравнение плоскости. Выберем произвольную точку M0(x0; y0 ; z0 ) Î p и от неё отложим любые неколлинеарные векторы a = и b = с концами M, N Î p. Тогда плоскость p однозначно определяется тремя точками M0, M, N, не лежащими на одной прямой. Если а (a; b; g), b (l; m; n), то для любой точки X(x; y; z) Î E3 имеем X Î p Û Û ( , a, b компланарны) Û × a × b = 0 Û Û = 0. Это уравнение относительно переменных x, y, z называется каноническим уравнением плоскости p (по аналогии с каноническим уравнением прямой). Векторы a, b называются направляющими векторами плоскости. Поэтому каноническое уравнение плоскости – это уравнение, составленное по координатам одной точки плоскости (M0 Î p) и двух её направляющих векторов (а (a; b; g), b (l; m; n)). Ясно, что каноническое уравнение плоскости определено неоднозначно: можно произвольно выбирать точку плоскости и направляющие векторы. II. Параметрическое уравнение плоскости. Из теории определителей известно, что = 0 Û $ s, t Î R Û $ s, t Î R (здесь важно, что векторы a (a; b; g) и b (l; m; n) линейно независимы). Таким образом, получаем параметрическое уравнение плоскости: , s, t Î R Ясно, что по заданному параметрическому уравнению плоскости без труда выписывается её каноническое уравнение. III. Общее уравнение плоскости. любая плоскость p может быть задана уравнением A×x+B×y+C×z+D = 0 (A2+B2+С2¹ 0), которое называется общим уравнением плоскости. Обратно, каждое общее уравнение A×x+B×y+C×z+D = 0 (A2+B2+С2 ¹ 0) задаёт в пространстве некоторую плоскость, направляющие векторы а (a; b; g) и b (l; m; n) которой являются произвольными линейно независимыми решениями однородного уравнения A×x+B×y+C×z = 0. Теорема (об общем уравнении плоскости). (1) Каждая плоскость в пространстве E3 задаётся некоторым общим уравнением вида A×x+B×y+C×z+D = 0 (A2+B2+C2 ¹ 0). (2) Каждое общее уравнение A×x+B×y+C×z+D = 0 (A2+B2+C2 ¹ 0) однозначно определяет некоторую плоскость в пространстве E3. (3) Два общих уравнения плоскости A1×x+B1×y+C1×z+D1 = 0, A2×x+B2×y+C2×z+D2 = 0 (A12+B12+C12 ¹ 0 ¹ A22+B22+C22), задают одну и ту же плоскость тогда и только тогда, когда коэффициенты этих уравнений пропорциональны: = = = = l Î R \ {0}. (4) При аффинной замене координат общее уравнение плоскости преобразуется снова в общее уравнение плоскости, т.е. вид общего уравнения плоскости инвариантен при аффинных преобразованиях координат. IV. Уравнение плоскости в отрезках. Пусть плоскость p, не проходящая через начало аффинной системы координат и не параллельная ни одной из координатных осей Ox, Oy, Oz, задана общим уравнением A×x+B×y+C×z+D = 0 (A2+B2+C2 ¹ 0). Это значит, что A×0+B×0+C×0+D ¹ 0, т.е. D ¹ 0, и плоскость p пересекает все три координатные оси. Каковы эти точки пересечения? Координаты точки пересечения с осью Ox удовлетворяют условию Û Û . В частности, A ¹ 0. Аналогично находятся и точки пересечения плоскости p с осями Oy и Oz: (0; – ; 0), (0; 0; – ) Итак, уравнение плоскости A×x+B×y+C×z+D = 0 удовлетворяет ограничениям A ¹ 0, B ¹ 0, C ¹ 0, D ¹ 0. Тогда A×x + B×y + C×z+D = 0 Û A×x + B×y + C×z = – D Û + + = 1 Û Û + + = 1, где a = – , b = – , c = – – найденные выше координаты пересечения плоскости с соответствующими координатными осями. Полученное уравнение + + = 1 называется уравнением плоскости в отрезках. Здесь величины a, b и с определяют отрезки, отсекаемые плоскостью на координатных осях (см. рис). V. Нормальное уравнение плоскости. Плоскость можно задать уравнением A×x+B×y+C×z+D = 0, где A2+B2+C2 = 1, которое называют нормальным уравнением прямой. Смысл этого названия можно понять, если ввести следующее определение: вектор единичной длины, перепендикулярный к заданной плоскости, называется вектором нормали для этой плоскости. Рассмотрим вектор n (A; B; C) и исследуем его расположение по отношению к плоскости. Если рассмотреть произвольный вектор , где M(x1; y1; z1 ), N(x2; y2; z2 ) Î p, то (x2 – x1; y2 – y1; z2 – z1 ) и из условий A×x1+B×y1+C×z1+D = 0, A×x2+B×y2+C×z2+D = 0 следует, что n × = A×(x2 – x1)+B×(y2 – y1)+C×(z2 – z1) = 0. Таким образом, n ^ и ввиду произвольности точек M, N Î p, получаем n ^ p. Если плоскость задана нормальным уравнением, то A2+B2+C2 = 1, | n | = 1, так что n (A; B; C) – вектор нормали для плоскости, заданной нормальным уравнением A×x+B×y+C×z+D = 0.
|