Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим от­раслям права интеллектуальной собственности пред­ставляет учебник доктора юридических наук





 

Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим от­раслям права интеллектуальной собственности пред­ставляет учебник доктора юридических наук, профессора М.А. Федотова по правовым основам журналистики. Эта книга адресована тем, кто полон решимости сделать жур­налистику своей профессией, и тем, кто намерен соста­вить свой капитал, занимаясь медиа-бизнесом. Как жур­налистская деятельность невозможна или, как минимум, не эффективна в условиях игнорирования юридических механизмов обеспечения функционирования СМИ, так и успешный и долговременный бизнес в сфере массовой ин­формации может быть обеспечен лишь в случае разумного и профессионального использования правовых основ журна­листики, понимании ее социальной, культурной и полити­ческой роли.

В своей профессиональной деятельности журналист вынужден постоянно вступать в правоотношения, свя­занные с получением, сбором и распространением инфор­мации, а также с правовой охраной интеллектуальной собственности. Незнание своих прав, неумение ими пользо­ваться может сослужить журналисту плохую службу, поставить под вопрос его дальнейшую профессиональную судьбу. Вот почему важно приобретение глубоких знаний о правовых основах журналистики.

Автор учебникачеловек, сочетающий в себе опыт журналиста, юриста, политика и дипломата. В конце 80-х годов XX в. он вместе с соавторами создавал союзный Закон о печати, а затем и российский Закон о СМИ, по которому наша печатная и электронная пресса живет по сей день. В начале 90-х годов он возглавлял Министерство печати и информации Российской Федерации, создавал Рос­сийское авторское общество, затем длительное время ра­ботал послом России при ЮНЕСКО. Его трудами и забо­тами заложены основы права массовой информации как отрасли российского законодательства и правовой науки.

И. Близнец,

профессор, зам. зав. Кафедрой ЮНЕСКО по авторскому праву
и другим отраслям права интеллектуальной собственности

Учебный курс «Правовые основы журналисти­ки» преподается во многих российских вузах, при­общая будущих работников средств массовой ин­формации к пониманию юридических аспектов организации и деятельности СМИ. За последнее десятилетие было издано немало сборников нор­мативных актов, а также книг и брошюр с более или менее развернутыми и последовательными комментариями к российскому и зарубежному за­конодательству о СМИ. Однако настоящий учеб­ник является первым систематизированным из­ложением вопросов курса.

В книге представлены ведущие правовые осно­вы журналистики. Учебник адресован студентам факультетов журналистики, для которых юрисп­руденция отнюдь не является профилирующим предметом. Вот почему здесь даются лишь те зна­ния, которые в первую очередь необходимы буду­щему журналисту.

Правовые основы журналистики непосред­ственно связаны с законодательством о СМИ, ко­торое, в свою очередь, особенно в условиях пере­ходного периода, достаточно динамично. Однако неизвестно, сколько еще времени будет длиться это удивительное состояние российского законо­дательства, при котором у нас действуют фраг­менты двух принципиально различных правовых систем — советской и постсоветской. Вот почему в учебнике помимо изложения действующего законодатель­ства и практики его применения дается анализ возможных путей их дальнейшего совершенствования.

Изложение основных положений правовых основ жур­налистики дается в учебнике в связи с историческим фор­мированием и развитием институтов права массовой ин­формации. Зная, когда, как и почему выработалось то или иное законоположение, легче определить разумность и це­лесообразность этого правового предписания, прояснить пути его реализации в журналистской практике.

Предмет курса «Правовые основы журналистики» охва­тывает юридические аспекты как журналистики, так и предпринимательства в сфере СМИ. Почему я ставлю ря­дом эти два совершенно различных рода занятий? Во-пер­вых, чтобы подчеркнуть принципиальное отличие журна­листики как свободной профессии и особой публичной службы от предпринимательства в области массовой ин­формации, преследующего — по определению — цели из­влечения прибыли. Во-вторых, чтобы акцентировать вни­мание на неразрывной связи журналистской профессии с медиа-бизнесом в условиях рыночной экономики. В усло­виях советской системы правильнее было бы назвать подоб­ный учебный курс — «Правовые основы деятельности партийно-советской печати». Впрочем, в тот период рос­сийской истории подобная книга не могла бы появиться: в сфере массовой информации и пропаганды правовые регу­ляторы практически не использовались.

В условиях рыночной экономики именно предпринима­тели создают издательские дома и телерадиокомпании, вкладывая огромные средства в выпуск газет, журналов, телерадиопрограмм, определяя рабочие места для журна­листов. Но именно журналисты создают тот интеллекту­альный продукт, который предприниматель продает потре­бителю. И эту общую схему разделения труда нисколько не колеблют те довольно редкие примеры, когда сами журна­листы берут на себя функции предпринимателей в сфере СМИ.

Вот почему в настоящем учебнике рассматриваются не только теоретические, но и практические вопросы право­вого регулирования журналистской деятельности, орга­низации и функционирования средств массовой информации, конструирования отношений между владельцем, уч­редителем и редакцией, распространения продукции СМИ, обеспечения прозрачности и предотвращения монополиза­ции СМИ и т.д.

Этот учебник, адресованный в первую очередь студентам и аспирантам факультетов журналистики, может быть по­лезен также политологам и юристам, творцам политичес­кой и правовой практики, редакторам и издателям СМИ. Для профессионального журналиста книга может стать по­собием по «юридической технике безопасности», учебни­ком по защите профессиональных прав, стимулом к наведе­нию порядка в собственном «цехе».

Автор

 

 

Date: 2015-10-22; view: 434; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию