Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика подготовки публичного выступления





Деятельность лектора по подготовке и исполнению лекции принято делить на этапы. Различают: докоммуникативный, ком­муникативный и посткоммуникативный. В свою очередь первый из них делится на четыре стадии, в основание деления которых кладутся определенные трудовые операции лектора. Докоммуни­кативный этап включает четыре стадии, аналитическую (кон­цептуальную); ориентационную (стратегическую); тактическую (композиционную); редакционную (корректировочную).

Аналитическая стадия характеризуется тем, что в процессе реализации замысла лектор выясняет и уточняет тему лекции, ее актуальность, анализирует круг понятий, входящих в

нее, выявляет конструктивные вопросы, составляющие ее идей­но-содержательную суть; критически осмысливает литературу и факты действительности, вырабатывая собственную концепцию.

В ориентационной стадии лектор переходит от общей концепции к разработке стратегического плана лекции, рассчитанной на определенную аудиторию. Именно фактор бу­дущей аудитории становится на этом этапе определяющим ори­ентиром при разработке всей стратегии лекции - ее целевой уста­новке, реализующейся в задаче, сверхзадаче и тезисе В общую стратегию лекции входит и композиция, выбор которой опреде­ляется внутренней логикой самой темы и задачей наибольшего воспитательного воздействия лекции.

В тактической стадии производится отбор фак­тов, аргументов, иллюстраций, выбор способов и приемов, акти­визирующих мыслительную деятельность слушателей, выбор средств, привлекающих внимание и интерес на разных этапах разработки композиции Эта стадия завершается разработкой общего плана и композиции лекции.

Редакционный этап связан с написанием и окон­чательной доработкой текста, вычиткой и исправлением неверно и неточно использованных слов и выражений, разъяснением сложных терминов и понятий, избавлением от лишних слов, по­второв, неблагозвучных сочетаний, поиском наиболее ярких, дей­ственных слов и выражений. Итогом этой стадии и всего доком-муникативного этапа будет отредактированный и произнесенный вслух текст лекции.

Коммуникативный этап - это, собственно, само выступление с лекцией, опирающейся на план и другие рабочие материалы. Но вместе с тем это не чтение, а именно произнесение Цель - живое общение со слушателями, установление контакта, взаимодейст­вия, реализация с помощью речевых средств всех поставленных задач, достижение заданной установки.

Посткоммуникативный этап включает: анализ устного вы­ступления и критическую его оценку с точки зрения полноты реализации замысла, логики изложения, эстетической вырази­тельности; последующий сбор материалов и совершенствование содержания и формы выступления; прогнозирование запросов аудитории. Успеха лектор достигнет тогда, когда он правильно ответит, прежде всего себе, на четыре вопроса: что?, где?, кому? и как?, а затем эти ответы воплотит в своем выступлении.

Методика подготовки чтения лекций на правовые темы должна полностью отвечать требованиям общей методики и учи­тывать принципы дидактики. Первое требование об­щей методики состоит в том, что каждая лекция должна пред­ставлять собой логически стройное, научно обоснованное изло­жение того или иного вопроса, построенное на диалектико-материалистической основе. Второе требование за­ключается в том, что каждая лекция, любое публичное выступле­ние должны преследовать две цели. Во-первых, лекция должна нести знания. Это ее информационная цель. Во-вторых, лекция должна воспитывать слушателей, формировать их мировоззрение (в нашем случае законопослушание). Это воспитательная цель. Объединение этих двух начал - образовательного и воспитатель­ного - помогает связать ее отдельные звенья и элементы в строй­ное целое. Отсюда следует, что в лекциях по праву главными яв­ляются пропаганда законотворческой деятельности государства, воспитание граждан в духе уважительного отношения и безус­ловного соблюдения законов.

Качество публичного выступления зависит от подготовки. А подготовка, как посев: каков посев - такова и жатва. Подготовку к публичному выступлению можно рассматривать в трех аспек­тах. Это прежде всего общая подготовленность лектора: его гра­мотность, интеллект, культура, эрудиция. Средний уровень под­готовки - это подготовка к выступлению по данной тематике: экономической, правовой, эстетической и т. д. И самый конкрет­ный уровень подготовки — подготовка к выступлению перед кон­кретными слушателями.

Подготовка к выступлению по конкретной тематике начина­ется с выбора темы, а выбор темы определяется знанием вопро­сов, с которыми выступаешь. Если не чувствуете потребности высказаться по данному вопросу или нечего сказать больше того, что знает слушатель, не следует браться за такое выступление. При выборе темы лектор обычно исходит из своих знаний и про­фессиональных интересов. Бывает, конечно, когда иной раз лек­тор выступает и не по своей специальности, если область, далекая от его образования и профессии, давно стала личным увлечением. Точное определение темы имеет программное и организующее значение для любого устного публичного выступления; она же определяет целевое назначение речи, ее информативность, сте­пень проблемности и логико-психологическую структуру.

Выбирая тему, важно учитывать два обстоятельства: тема должна быть актуальной; важно, чтобы тема была четко адресо­ванной, т.е. интересной для данной категории слушателей, соот­ветствовать их интеллектуальным запросам и эмоциональному настрою. При выборе темы лектору необходимо учитывать и свои возможности.

Непосредственная работа над темой начинается с точной ее формулировки (если она не взята из учебного плана), целевой ус­тановки и разработки рабочего (предварительного) плана, в кото­рый включаются основное вопросы темы.

После того как определена тематика выступлений, подбира­ется вся необходимая литература. Здесь нужен компас, которым могут служить предметные каталоги библиотек, энциклопедии, справочники, ежегодники. Каждая статья в справочном издании завершается библиографическим указателем по теме. Так посте­пенно накапливаются источники, «адреса» информации. При этом важно в каждом случае конспектирования делать отметку, откуда заимствованы цитата, цифра, определение. Эта библио­графическая работа себя оправдывает, когда надо написать пол­ный текст выступления либо указать слушателю источник. Отби­рается важное, интересное и соответствующее характеру буду­щей аудитории, учитывается тесная связь полезности, понятно­сти, интересности. Отбирать следует материал, который интере­сен не только аудитории, но и лектору, так как его увлеченность передается слушателям. Постепенно создается лекторский архив. Материал накапливается впрок. Он должен быть избыточным, т. е. объем лекционного материала всегда меньше того, чем рас­полагает лектор.

После того как определена тематика выступлений, следует подумать о названии лекции. В методике имеются определен­ные требования к названию. Оно должно отражать содержание, быть ярким, выразительным, образным и коротким, вызывать интерес слушателя. Хорошее название всегда рельефно. Многие названия публичных выступлений не отвечают этим требовани­ям. В общежитии читается лекция на тему: «Семья, школа и общественные организации в борьбе с пьянством среди несо­вершеннолетних». В общежитии нет семейных, нет школы, нет и общественных организаций, кроме совета общежития, тем бо­лее, нет несовершеннолетних. Название дано без учета аудито­рии. Часто злоупотребляют в названиях неопределенным сою-

зом «о»: «О Конституции», «О культуре поведения» и т. д.; не­уместно используют соединительный союз «и»: «Воспитание детей и алкоголизм». Здесь логически можно предположить, что в лекции будет идти речь о том, как надо воспитывать детей в духе алкоголизма. Название должно и афишировать лекцию. Такое название, как «Борьба с преступностью - дело всех и каждого», уже примелькалось и проходит мимо сознания лю­дей. Эту тему можно назвать иначе: «Криминалистика: наука или искусство?». Удачно по аналогии и следующее: «Дерматоглифика: наука или хиромантия?». Название надо дать при­менительно к аудитории: для учителей - «Этика человеческого общения», а для учащихся - «Поговорим об этикете...». Иногда самое удачное название приходит после многократного выступления в аудиториях. Главное, чтобы название точно и ярко выражало тему и цель лекции.

Когда источники в большинстве своем изучены, и лектор почувствовал, «вошел» в тему, можно приступить к составле­нию развернутого плана и написанию по нему текста лекции. Следует заранее определить объем лекции, исходя, примерно, из расчета 17-20 страниц машинописного текста на один ака­демический час. При подготовке к лекции отбираются только нужные факты, положения, яркие, надолго запоминающиеся примеры. Материал лекции подбирается лишь такой, который неизвестен слушателям из учебников, периодической печати и популярной литературы, информация отвечает требованиям достоверности и объективности, является современной. Слуша­тель всегда надеется, что ему будет преподнесено что-то новое и неизвестное. Лектор должен быть художником, а не фотогра­фом, лекция же - если и не открытием нового, то всегда новое раскрытие уже известного.

Здесь имеют значение и план лекции, и ее композиция. Если план предусматривает полноту и ясность содержания, выполняет свою роль на этапах подготовки выступления, то композиция, опираясь на план, в зависимости от ситуации дает возможность варьировать частями лекции путем их перестановки, введением дополнительных аргументов, примеров, лирических отступлений и пр.

Лекция должна быть написана от начала до конца в виде под-робного логического рассуждения, каждая отдельная часть этого рассуждения излагается в виде самостоятельного логического целого, и эти части соединены между собой.

Написание текста лекции является формой самоподготовки, выработки собственного стиля ораторского труда и культуры словесного выражения. В этой связи еще раз напомним афоризм русского юриста П. М. Обнинского о том, что отсутствие пись­менного текста - это «самонадеянное оправдание собственной лжи»). Как показывает практика, чрезмерная надежда на некое оза­рение, импровизацию возникает обычно у тех, кто не обладает педа­гогическим дарованием.

Из того, что лекция написана, не следует, что лектор обязан читать текст, он должен уметь устно его произнести. Лектор - не чтец своего, а тем более чужого текста, он и не актер, заучивший свою роль. Лектор — и автор, и исполнитель своей речи, речи, создаваемой и произносимой, что называется, «на людях», в контак­те с ними. Лекция - это не монолог, а диалог. И слушатель - не просто слушатель, а молчаливый собеседник лектора.

Чтобы родилась естественная привычка мыслить перед ауди­торией столь же свободно, как наедине с самим собой, чтобы свободно управлять слушателями, не следует читать лекцию по тексту. Экспериментально установлено, что в противном случае усваивается лишь 12-17% информации! Чтение с листа допусти­мо лишь в докладах, на официальных приемах, когда всякая ого­ворка может быть неправильно понята и тенденциозно использо­вана. В лекциях должно преобладать живое слово. Ведь недаром говорят, что слушают не лекцию, а лектора.

На этом подробно приходится останавливаться потому, что еще нередко «бумага» отдаляет лектора от аудитории. При чте­нии с листа возможно только информативное изложение мате­риала, исключаются наиболее эффективный проблемный подход, установление психологического контакта, сорассуждения и сопе­реживания лектора и аудитории, столь ценного для формирова­ния убеждений, исчезает эмоциональность речи. Лекция переста­ет быть «публичным размышлением», как образно назвал ее М. В. Ломоносов. Выступая перед лекторами общества «Знание» г. Москвы, Е. А. Адамов говорил: «Лектор-чтец - это живой мертвец. Его слова мертвые, они лишены признаков жизни. Лис­ты текста - это гири, привешенные к языку лектора. Они делают язык тяжелым и тянут его вниз. Карманный лектор обычно не имеет успеха в аудитории, а карманным он является потому, что его лекция не в голове, а в кармане, и прежде всего, взойдя на кафедру, он вытаскивает свою лекцию из кармана. Народ давно осудил такой способ в своей поговорке: «Он за словом в карман не лезет», т. е. говорит хорошо, свободно».

Чтение лекции без текста дает возможность следить за ауди­торией и видеть проявления внимания, интереса, удовлетворения, утомления, недоумения, непонимания и быстро реагировать на них либо усилением элементов занимательности, популярности, либо созданием проблемной ситуации, переменой способа дока­зательств, либо изменением интонации, темпа речи и т. д.

Итак, лекция - не экспромт, а заранее подготовленный акт, хорошо, до деталей продуманное действие. Очень опасно быть благодушным в отношении предстоящей лекции, надеясь на то, что материал известен и такая же лекция уже читалась ранее. К каждой лекции следует подходить как к новой задаче: писать текст или конспекттезисы, но выступать без текста. «Всегда лучше, чтобы текст был в голове, а не голова в тексте» (Е. А. Адамов).

Тезисы - краткое изложение сути содержания публично­го выступления, нечто среднее между планом, конспектом и пол­ным текстом речи (лекции, доклада). В тезисах определяется концептуальность и формулируются основные положения высту­пления, отражается его направленность и логическая последова­тельность, излагаются выводы. Тезисы - это опора для глаз, а не объект чтения, это - «подпорка» для памяти. Чем лучше подго­товлен лектор, тем меньше по объему его тезисы.

Каждое публичное выступление должно состоять из трех час­тей: вступления, содержания и заключения. Трехчленное деление в лекционной методике считается общепризнанным.

Вступление (введение) в речь - начальная, как правило, самая краткая, но существенная часть. Оно может быть просто инфор­мативным, постановкой вопроса, сообщением о чем-то важном для данной речи, или же, что бывает чаще всего, определением темы и цели публичного выступления. Но во всех случаях вступ­ление программно по своему характеру. По мнению Г. 3. Апреся­на, вступление — своеобразный камертон, настраивающий ауди­торию на слушание того, что затем последует в речи. Оно и свое­образная самохарактеристика говорящего, которая затем выявит­ся в ходе публичной речи.

Вступление необходимо для того, чтобы в двух-трех фразах очертить рамки предстоящего разговора, настроить слушателей, как говорил академик И. П. Павлов, «на коллективное мышле­ние», подготовить их к усвоению материала. Чтобы лекция имела успех, надо завоевать внимание слушателей. Но как это сделать?

«Привлечь (завоевать) внимание слушателей, - писал А. Ф. Кони, -первый ответственный момент в речи лектора - самое трудное дело. Внимание всех вообще (ребенка, невежды, интеллигента и даже ученого) возбуждается простым, интересным (интересую­щим) и близким к тому, что, наверное, переживал или испытывал каждый. Значит, первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны привлечь, за­цепить внимание). Этих зацепляющих «крючков» - вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь не­ожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к жесту, ни к делу (но на самом-то деле свя­занная со всей речью), неожиданный и неглупый вопрос и т. п.».

«Помолчав, начните с нескольких незначительных слов», -советует П. С. Пороховщиков. Главная задача вступления - рас­положить слушателей к себе, настроить их на восприятие речи».

Первая фраза вступления продумывается заранее. Она как первая ступенька к успеху лекции. Без этой первой не может быть и последующих. Она должна быть простой, понятной, относиться к слушателям, событию, их волнующему. Не следует начинать с громких фраз и общих положений, неоправданно пышного и многообещающего вступления. «Заставить многого от себя ожи­дать есть верный способ упасть», - предупреждал М. М. Сперан­ский. Вступление - это мостик между лектором и слушателями. Поэтому очень важны первые фразы лекции. Не исключено, что первые фразы, сказанные лектором, не дойдут до сознания от­дельных слушателей, которые еще рассаживаются, думают о сво­их делах и заботах, не настроились на коллективное мышление. Вот почему целесообразно в процессе последующего изложения вернуться к тому, что говорилось вначале, дабы оттенить смысл сказанного. Мастерство лектора в известной мере определяется уже первой фразой, которая является ключом к завоеванию дове­рия аудитории, пониманию всей лекции, первой ступенькой к успе­ху. Удачное начало, как правило, обеспечивает устойчивое внима­ние на протяжении всей лекции и полное доверие к лектору.

Слушатель с первых слов лектора старается определить, на­сколько квалифицирован оратор как специалист, скажет ли он что-то новое и интересное, нужно ли, наконец, его слушать. Та­кое внимание, обусловленное настороженным любопытством к незнакомому человеку на трибуне, называется авансированным. И важно воспользоваться этим вниманием, оправдать ожидания

слушателей. Вступление не следует затягивать. Лекцию можно начать с вопроса, приведения местного примера, шутки или про­сто с паузы, которая обычно оказывает дисциплинирующее воз­действие на слушателей. Слушателя надо настроить на восприятие, «разогреть» его интерес. Какой продолжительности и каким долж­но быть вступление, определяет лектор в зависимости от темы вы­ступления, состава аудитории, времени, отведенного на лекцию, и личного опыта.

В качестве интригующего начала может быть приведен либо какой-то интересный факт из современной жизни или из истории, либо краткая, в нескольких словах, информация о дискуссии по теме лекции или одному из ее вопросов, либо обращенный к ау­дитории вопрос о связи данной темы с повседневной жизнью, ли­бо юмористическое замечание и т. п.

А. Ф. Кони писал в «Советах лектора»: «Надо говорить о за­коне всемирного тяготения... Эту лекцию можно было бы начать так: «В рождественскую ночь 1642 г. в Англии в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке». Дальше несколько слов о жизни и учении этого мальчика, сту­денческих годах, об избрании в члены королевского общества и, наконец, имя самого Ньютона. После этого можно приступать к изложению сущности закона всемирного тяготения. Роль этой «пивной кружки» - только в привлечении внимания. А откуда о ней узнать? Надо читать, готовиться, взять биографию Ньютона...».

Вторая часть лекции, по времени самая продолжительная, - содержание В ораторском искусстве - это то главное в смы­словом значении, ради которого произносится любая публичная речь. Будучи информативным, конкретно-предметным и отра­жающим существенные явления жизни и их верное познание, содержание может быть концептуальным, т.е. каким-либо открытием или гипотезой, носить прогностический характер и развивать ту или иную общественно значимую идею. Будучи социально направленным, сугубо теоретическим, об­зорно-проблемным или же преследуя практические цели, со­держание определяет ближайшую и дальнюю цели ораторского выступления. Но его действенность в существенной мере зави­сит от формы устного публичного исполнения.

Основная часть лекции может быть изложена различными способами в зависимости от того, какое основание изложения яв­ляется преобладающим: логическое, хронологическое или эмо­циональное. Способ изложения может быть индуктивным и де­дуктивным, историческим и логическим, ступенчатым и концен­трическим, концептуальным (рациональным) и эмоциональным. Если лекция касается вопросов, требующих изложения в раз­витии, в соблюдении хронологических событий, материал пред­почтительнее подать в историческом плане.

Чаще всего используется индуктивный метод изложения материала, когда лектор ведет слушателей от частных вопросов и примеров к обобщению, к научно обоснованному выводу. Но оп­равдан и иной путь: развитие мысли от общего к частному, дедуктивный. Из общих положений, известных слушателям, выводятся частные положения и правила. Какой из этих методов лучше — индуктивный или дедуктивный — на этот вопрос отвечает Ф. Энгельс: «Индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться применять каждую на своем месте, а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга».

Возможно и ступенчатое изложение, т. е. по­следовательный переход от одного вопроса к другому без воз­вращения к тому, что уже изложено. «Изложение идет по восхо­дящей линии, от одной идеи к другой, причем каждая из них, бу­дучи обоснованной самостоятельно, служит исходным пунктом для разъяснения последующей. И в конечном счете раскрывается та главная идея, которая определяет цель данного выступления»9. Академик И. П. Павлов говорил, что лекцию можно начать и с середины, со второго вопроса, с интересного. Такое изложение называется концентрическим.

Тема лекции, характер ее материала сами иногда подсказы­вают, какой путь изложения взять за основу Но в любом случае композиция лекции должна отвечать общим логическим законам, законам дидактики и строго соответствовать теме.

-------------------------------------------------------------------

См МихневичА Е Композиция научно-популярной лекции Мн, 1986 С 12 8 Маркс К, Энгельс Ф Соч Т 20 С 542-543 Зиновьев С И Лекция в советской высшей школе М, 1962 С 68

В зависимости от аудитории меняются методика и содержа­ние лекции. Хорошо иметь хотя бы два варианта: один - для бо­лее подготовленной аудитории, другой - для менее подготовлен­ных слушателей.

В зависимости от состава слушателей лектор изменяет струк­туру своего выступления и приемы изложения материала, изби­рает соответствующий стиль общения со слушателями. Так, ме­тодика изложения меняется в зависимости от временных рамок. Лектор рассчитывал на полный астрономический час, а его огра­ничивают 30 минутами. Неопытный оратор старается изложить весь материал путем ускорения темпа речи. Следует избрать та­кой темп, чтобы слушатели поспевали мысленно за лектором. «Не надобно очень спешить или лишнюю протяженность упот­реблять, для того, что от первого слова бывает слушателям не­внятно, а от другого скучно»10.

При быстром темпе слушатели не успевают усваивать пре­подносимый лектором материал, а при медленном - отвлекаются. Средний темп - 80-90 слов в минуту - позволяет легко слушать, конспектировать основные положения и стенографировать. Если приходится выступать в большом помещении, где много людей, пользоваться микрофоном, услугами переводчика на другой язык либо на знаки глухого, темп должен быть замедленным. Если в аудитории имеются лица пожилого возраста, темп речи следует замедлить, при этом почаще надо ставить риторические вопросы, вовлекая слушателей в коллективное мышление и обсуждение. Общественно-политическая тематика и молодежная аудитория требуют более быстрого темпа изложения, более ярких примеров, высокой эмоциональности.

Сколько времени должно быть отведено на лекцию? Это оп­ределяется темой выступления и объективными возможностями слушателей. Длинные лекции далеко не всегда оправданны. Средняя продолжительность - 45 минут. Для выступлений, вжа­тых в жесткие временные рамки (20-30 минут), нужны и особая тематика и своя методика. Здесь трудно рассчитывать на много­плановость вопросов и множественность моментов в их освеще­нии. Такая лекция должна носить характер информации, беседы, консультации, касаться одного-двух вопросов и отличаться осо­бой динамичностью и логической стройностью.

-------------------------------------------------------------------

10 Ломоносов М В Поли собр соч Т 7 С 78 319

Методика изложения основной части лекции меняется в зави­симости от того, впервые лектор в данной аудитории или слуша­тели его где-то уже слышали. Чем чаще слушать любимого арти­ста, поэта, певца, тем больше он нравится, но с лектором проис­ходит обратное. На одну и ту же тему того же лектора слушать нецелесообразно. Лектору, попавшему в подобную ситуацию, следует убрать из лекции все яркие примеры, которые были ис­пользованы ранее, и заменить новыми, а также поменять план из­ложения. Внешне такая лекция будет казаться совершенно новой.

Важным психологическим фактором, который приходится учитывать в методике, является пол слушателей. Однополая ау­дитория сложная: мужская - серьезная, солидная, скучная; жен­ская - своеобразно эмоциональная. Для лектора лучше всего смешанная аудитория.

Опыт лекционной работы свидетельствует о том, что лекто­ру-мужчине оптимальнее выступать в женском коллективе, а женщине - в мужском. Женщину-лектора не всегда положительно воспринимают в женской аудитории. Недаром же говорят: мужчи­ны при женщинах становятся умнее, а женщины при мужчинах — красивее. И если есть возможность выбора, то этот психологиче­ский фактор надо учитывать при организации выступлений.

Важно также, чтобы слушатели знали друг друга. В против­ном случае не срабатывает принцип самозаражения. Вот почему трудно читать лекции на родительских собраниях в школах, вся­кого рода семинарах, в доме отдыха, в санатории. Есть сумма слушателей, но нет однородной массы. Приходится читать лек­цию усредненную, рассчитанную на всех и никого конкретно.

Для лектора и слушателей небезразлично, когда читается лекция: утром, в обеденный перерыв или после работы. Самое продуктивное время - середина дня, а для лектора, если у него в день три выступления, - вторая лекция.

Завершающая часть лекции - заключение, подытоживающая главные мысли по излагаемой теме. Определяется конкретным содержанием и ближайшей целью лекции, научного доклада, об­зора и любого вида публичного слова. Оно может содержать при­зыв, быть обобщением ряда положений речи, краткой формули­ровкой ее некоторых идей, выводом, нацеливающим слушателей на определенные действия. Характер заключения - самой краткой части публичного выступления - определяет темп речи, интона­цию, в которой каждая фраза как бы отчеканивается и произно­сится предельно ясно.

Заключение способствует осмыслению всей лекции, уясне­нию выводов, вытекающих из нее, и вместе с вступлением являет­ся как бы обрамляющей частью лекции. Если цель выступления - за­интересовать слушателей, привлечь их внимание (а удержать это внимание и удовлетворить запросы аудитории лектор должен со­держательностью и глубиной изложения материала), то заключе­ние должно убедить слушателя и побудить его к размышлению, к активному действию. Общее требование к заключению: оно должно в той или иной форме резюмировать содержание лекции в полном соответствии с ее целью. Естественно, что заключение чаще всего перекликается со вступлением. Его возможные кон­кретные формы, как и формы вступления, весьма разнообразны. Оно может вылиться либо в краткие выводы по всему содержа­нию лекции, либо в лаконичную формулировку ее центральной мысли. Для закрепления и окончательного оформления у слу­шателей основного содержания лекции некоторые ораторы умело используют яркий образ. Вот какой была концовка лек­ции о русском писателе И. А. Гончарове, которую читал А. Ф. Кони: «На новом кладбище Александро-Невской лавры течет речка, один из берегов которой круто подымается вверх. Когда почил Александр Иванович Гончаров, когда с ним произошла всем нам неизбежная обыкновенная история, его друзья... выбрали место на краю этого крутого обрыва, и там покоится теперь автор Обломова... на краю обрыва...»11.

Если лектор продумывает заранее первую фразу, с которой он обратится к слушателям, в равной степени он должен знать и последнюю, которой он закончит свое выступление. Заключение -это не резюме, короткое повторение того, что до этого было ска­зано. Заключение - это выводы, которые вытекают из всего того, что до этого было сказано. Не следует надеяться, что слушатели сами сделают выводы. Лекция без заключения, и особенно по праву, подобна «всаднику без головы»: непонятно, зачем все это здесь говорилось.

Итак, «заключение важнее начала: оно должно подытоживать аргументацию и одновременно нести сильный эмоциональный заряд, склоняя слушателей к определенному убеждению и кон­кретному действию»12. Последняя мысль устного выступления

-------------------------------------------------------------------

Кони А Ф Воспоминания о писателях Л, 1965 С 225 12 Михайличечко Н А Основы риторики М, 1994 С 30

обладает наибольшей внушающей силой. Именно поэтому чрез­вычайно важно сделать последней мыслью лекции ее главную мысль. Вступление и заключение как бы опоясывают лекцию, об­разуя «ораторский поясок», широко практикуемый опытными лекторами. Эмоционально окрашенные они способствуют эффек­тивности публичного выступления.

При подготовке к выступлению опытные лекторы заранее подбирают про запас украшения к лекции. Такими «изюминками» могут быть увлекательные факты, примеры, образные сравнения, которые ярче, полнее раскрывают отдельные моменты речи. Ими могут быть интересные исторические факты, высказывания вы­дающихся мыслителей, данные социологических исследований, сведения из редких, уникальных источников. Возможно, это бу­дет эпизод из классического литературного произведения или но­вого художественного фильма, анекдотический случай или четве­ростишье. Но все это должно быть органически связано с содер­жанием лекции.

Из того, что полный текст лекции написан, не следует, что лектор готов выступить. Следующая стадия подготовки к высту­плению - проверка готовности. Она включает в себя чтение тек­ста вслух самому себе, а еще лучше, по мнению П. С. Пороховщикова, - кому-нибудь из домашних, которые изображали бы «непонятливого слушателя». Такой случайный слушатель (мать, брат, знакомый и т. д.), который противопоставил бы свое мне­ние, «обстрелял бы вопросами», нужен. Проверив себя таким об­разом, лектор увереннее идет в аудиторию. Когда лектор читает текст, он «вживается» в него, переводит письменную речь в уст­ную, учится произносить слова, трудные для лектора: слова-профессионализмы, с иностранным корнем, географические на­звания, нерусские фамилии. В письменной речи могут стоять слова, которые трудно произнести. Необходимо эти слова в уст­ной речи «развести», заменить синонимами. Репетировать свое выступление можно по-разному. Историк В. О. Ключевский «проговаривал» свою лекцию дома, стоя перед зеркалом. Педагог К. Д. Ушинский предварительно рассказывал сам себе вслух то, что потом сообщал аудитории с кафедры. Некоторые современ­ные лекторы «наговаривают» свою речь на магнитофонную плен­ку и прослушивают.

К каждому выступлению надо приучить себя составлять но­вый рабочий план, с которым и следует выходить к слушателям. Этот рабочий план содержит: план лекции, основные формули­ровки, цифры и цитаты, даты и имена, пометки в примерах, рас­становку времени.

Готовясь к выступлению, следует позаботиться и о своем внешнем виде, так как психологическое воздействие на слушате­лей мы оказываем не с того момента, когда начали говорить, а как только появились в аудитории. В костюме не должно быть ничего яркого, приковывающего внимание. Он должен соответ­ствовать деловой обстановке. Если лектор - работник прокурату­ры, милиции говорит о вопросах, связанных с профессией, целе­сообразно быть одетым по форме.

И последнее, что надо сделать, готовясь к выступлению. К. С. Станиславский от артиста, выходящего на сцену, требовал «духовного туалета», т. е. психологической подготовки к встрече со зрителями. Этот «духовный туалет» нужен и лектору. Забо­титься надо не только о содержании и форме выступления, но и об общем эмоциональном строе подготавливаемой речи. В ауди­торию, на встречу со слушателями следует войти оптимистич­но настроенным. Это приподнятое настроение передается и слушателям.

Date: 2015-10-22; view: 3523; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию