Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2.2. Анализ и учет затрат на качество





Итак, первая задача, которую мы подробно рассмотрели, связывала управление качеством с внешней средой (маркетинговый подход). Но следующая, не менее важная задача, касается внутренних проблем. И первый вопрос, который в связи с этим возникает, это вопрос экономический: какие затраты несет организация для обеспечения качества своей продукции? Интуитивно понятно, что чем выше качество, тем выше затраты на его обеспечение. Но насколько выше? Что бы понять эту проблему, рассмотрим эту задачу с двух сторон: со стороны производителя и со стороны потребителя. Потребитель также понимает, что чем выше качество нужной ему вещи, тем дороже она стоит. Т.е. до определенного предела цена и качество связаны прямой зависимостью. Но, начиная с какого-то уровня, цена изделия продолжает расти, но качество повышается все медленнее и медленнее. У производителя эта зависимость имеет обратный порядок. Т.е. вначале затраты на повышение качества растут медленно, а затем начинают неуклонно возрастать. Эти процессы показаны на рис. 7.

Оптимальным следует считать такой уровень качества, при котором разность между выигрышем потребителя и затратами на изготовление будет наибольшей (рис. 7, затемненный овал).

Качество (точнее свойства изделия, формирующее качество и оцениваемые показателями качества) формируется в процессе всей воспроизводствен­ной деятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе со свойствами, определяющими качество, образуется стоимостная величина про­дукта, характеризующая эти свойства – от планирования разрабо­ток продукции до ее реализации и послепродажного обслужива­ния. На рис. 8 [3] показана цепочка формирования затрат и стои­мости товара или услуги.

Рис. 8. Цепочка формирования затрат и создание стоимости продук ции  

 

Эта схема позволяет конкретизировать принцип гарантии качества и увидеть когда, т. е. на каком этапе деятельности, и где, в каком подразделении, он реализуется. Поскольку за каждый этап и под­разделение несет ответственность руководитель, становится ясно, кто отвечает за качество продукции. То, что подразумевают под гарантиями, есть технические, технологические, экологические, эргономические, экономические и иные показатели качества, кото­рые и обеспечивают удовлетворение запросов потребителя.

 
 

Управление качеством требует четкой оценки и классификации затрат на качество. Как известно, анализ и классификация затрат является основой управленческого учета, что лишний раз подтверждает необходимость единой системы управления организацией. Информация о величине затрат в управленческом учете используется для определения себестоимости, и та же информация необходима для определения экономических критериев улучшения потребительских свойств продукции (т.е. его качества).

Классифицировать затраты можно по разным критериям. Например, классификация по функциональному признаку рассматривает затраты на выполнение разных функций управления качеством. Это изображено на рис. 9. Схема предусматривает наличие в организации системы управления качеством (СУК). Такая схема весьма полезна для иллюстрации распределения затрат на качество. Однако она носит скорее теоретический характер. Для практического использования в системе построения контроля над затратами в конкретной организации более подходит иной подход к классификации затрат.

Наиболее полная классификация затрат, которую можно использовать в системах управления качеством, представлена в работе [3]. По этой классификации укрупненные затраты, связанные с качеством продукции, можно разделить на научно-технические, управленческие и про­изводственные. Научно-технические и управленческие подготав­ливают, обеспечивают и контролируют условия производства качественной продукции, т. е. как бы предопределяют наличие и величину производственных затрат.

В общем случае управленческие затраты, связанные с гаран­тией качества изделия, включают в себя:

¨ Транспортные (внешние и внутренние перевозки сырья, комплектующих и готовой продукции). Они подразделя­ются на организационные, обеспечивающие бесперебой­ную работу транспорта, взаимоувязку возможности и не­обходимости полноты его загрузки; технические, вклю­чающие стоимость транспортных средств, цехов и подъ­ездных путей и затраты на персонал транспортных под­разделений — его набор и оплату труда.

¨ Снабженческие (закупка запланированного по видам, количе­ству и качеству сырья и комплектующих материалов). Их можно разделить на непосредственно материальные — соот­ветствие фактических материальных ресурсов запланирован­ным; технические, относящиеся к закупке необходимого обо­рудования и иных видов основных фондов производственного назначения и для целей управления предприятия; затраты на персонал снабженческих подразделений, от деятельности и компетентности которого зависит в дальнейшем выполнение производственной программы.

¨ Затраты на подразделения, контролирующие производство.

¨ Затраты, связанные с работой экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции: пла­новый отдел (своевременное составление планов), финан­совый (своевременное обеспечение проекта финансовыми ресурсами), бухгалтерия (выписка счетов) и т.п.

¨ Затраты на деятельность иных служб аппарата управления предприятием, которые в различной степени связаны и влияют на обеспечение качества продукции, особенно управление кадрами, в функции которого входит набор персонала, повышение его квалификации и проверка со­ответствия требуемому уровню и условиям.

Производственные затраты в свою очередь можно разделить на материальные, технические и трудовые. Причем все они пря­мо относятся на стоимость продукции. И если величину управ­ленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, опосредованно, то размер материальных производст­венных поддается прямому счету. Значительно проще, чем управленческие затраты, рассчитать и размер технических производст­венных затрат — через амортизационные отчисления, и трудовых — через заработную плату (оплату нормо-часов).

Кроме деления затрат по сферам деятельности (производство, управление) существует другое их деление. Если брать непосредственно управление затратами, связанными с обеспечением качества продукции, то надо различать

¨ базовые затраты, которые образуются в процессе разработки, освоения и производства но­вой продукции и являются в дальнейшем до момента ее снятия с производства их носителем, и

¨ дополнительные затраты, связанные с ее усовершенствованием и восстановлением утерянного (недо­полученного по сравнению с запланированным) уровня качества.

Основная часть базовых затрат отражает стоимостную вели­чину факторов производства, а также общехозяйственные и об­щепроизводственные расходы, относимые на изготовление кон­кретного изделия через смету затрат.

Дополнительные затраты включают в себя:

¨ Затраты на оценку. К ним относятся расходы, которые несет предприятие для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланирован­ным техническим, экологическим, эргономическим и иным ус­ловиям. Обычно их нетрудно рассчитать. Частично они включа­ют затраты на контролирующий персонал, специальное обору­дование и накладные расходы отдела технического контроля (отдела качества). Другую часть составляют затраты на инфор­мацию в сфере реализации продукции, на изучение мнения по­требителя о качестве продукции, а именно: разработку, органи­зацию и проведение специальных выборочных обследований, включая инструментарий и затраты на оплату персонала.

¨ Затраты на предотвращение. Это расходы на доработку и усовершенст­вование продукции, не отвечающей стандартам, лучшим миро­вым образцам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и техно­логии, а в отдельных случаях и на остановку производства. В данную группу следует включить затраты на внедрение системы управления качеством, в том числе ее техническое обеспечение, разработку стандартов, расходы на документацию, на персонал: его подбор, подготовку, оплату и т.д.

Существует еще одна группа издержек, которые при их воз­никновении следует относить или к базовым, или к дополни­тельным в зависимости от новизны продукции. Это затраты на брак и его исправление. Их величина может существенно коле­баться и состоять как из расходов на производство забракован­ной в дальнейшем продукции при наличии неисправимого брака или дополнительно к этому затрат на его исправление, если брак не окончательный, а может также включать оплату морального и (или) физического ущерба, нанесенного потребителю не­качественной продукцией. В последнем случае издержки, свя­занные с качеством продукции, а точнее его отсутствием, могут оказаться весьма велики.

 

Рис. 10. Затраты, обеспечивающие качество продукции

 

Все вышесказанное иллюстрируется схемой на рис. 10. Здесь показана группа затрат по их видам во взаимосвязи с производством новой продукции и с её усовершенствованием. При этом издержки последней группы возникают как в сфере производ­ства, так и за ее пределами — в сфере потребления продукции. Это предъявляет дополнительные требования к информации о качестве, которая может положительно повлиять на минимизацию затрат на предотвращение брака и его исправление.

Затраты на создание, поддержание производства качественной продукции и, следовательно, имиджа самого предприятия образу­ются как на предприятии, так и за его пределами, поэтому необ­ходим их глубокий качественный и количественный анализ.

Вопросы для самоконтроля по теме «Анализ и учет затрат на

качество»

1. Взаимосвязь цены и качества продукции.

2. Цепочка формирования затрат и стои­мости товара или услуги.

3. Классификация затрат на обеспечение качества продукции.

4. Соотношение экономического и маркетингового подхода к качеству продукции.

Date: 2015-10-22; view: 505; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию