Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 10. Система образования в РФ





Образование в России строится как целенаправленная динамическая социально-педагогическая система, постоянно совершенствуемая с развитием общества.

Она представляет собой взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание

системы преемственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня и ориентации,

сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов,

системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий (Закон РФ об образовании ст. 8).

 

Образовательные программы.

Основной стратегической направленностью общеобразовательных программ является формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ.

В практической деятельности используются следующие образовательные программы:

А) дошкольного образования;

Б) начального образования;

В) основного общего образования;

Г) среднего (полного) общего образования.

Основной стратегической направленностью профессиональных образовательныхпрограмм является последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровня подготовки специалистов соответствующей квалификации.

В настоящее время в системе образования используются следующие программы:

А) начального профессионального образования;

Б) среднего профессионального образования;

В) высшего профессионального образования;

Г) послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум (ядро образования) содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Кроме основных образовательных программ в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образовательные программы (факультативы, курсы по желанию родителей и детей, программы дворцов детского творчества и т.п.).

Программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, т.е. каждая последующая программа базируется на предыдущей.

 

Образовательные учреждения.

Образовательным называется учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть:

· государственными;

· муниципальными;

· негосударственными (частными);

· принадлежащими общественным и религиозным организациям.

В связи с тем, что образовательные учреждения реализуют различные образовательные программы и работают с учащимися разного возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения следующих типов:

· дошкольные;

· общеобразовательные (начального, основного и среднего общего образования);

· профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования);

· дополнительного образования (детей и взрослых);

· специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии;

· учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Образовательные учреждения каждого типа могут подразделяться на виды (внутри своего типа).

Учредителем (учредителями) образовательного учреждения выступают органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, отечественные и зарубежные предприятия, учреждения всех форм собственности, их объединения и ассоциации, а также фонды, общественные, религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ и других государств. Возможно совместное учредительство образовательных учреждений.

Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством РФ.

Государственный статус образовательного учреждения (тип и вид последнего), определяющийся в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ, устанавливается при его государственной аккредитации.

В РФ установлены следующие уровни образования (образовательные цензы):

А) основное общее образование;

Б) среднее (полное) общее образование;

В) начальное профессиональное образование;

Г) среднее профессиональное образование;

Д) высшее профессиональное образование;

Е) послевузовское профессиональное образование.

 

Органы управления образованием.

Управление образованием включает в себя органы управления трех уровней.

Первый, федеральный, уровень включает в себя органы управления образованием общегосударственного значения. К ним относятся федеральные органы управления образованием (Министерство общего и профессионального образования РФ и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе образования).

Второй уровень органов управления образованием – это уровень субъектов РФ (региональный) (Министерства образования республик, краев, областей и т.п.).

К третьему, местному, уровню относятся районные и городские органы управления образованием (управления образованием при местных администрациях).

 

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Что объединяет система образования?

2. Какие существуют образовательные программы?

3. Какие существуют типы образовательных учреждений?

4. Как соотносятся организационно-правовые формы образовательных учреждений и их учредители?

5. Охарактеризуйте систему органов управления образованием.

 

Литература:

1. Закон РФ «Об образовании».

2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов, Т.И.Бабаева и др.:Под ред. С.А.Смирнова. – М.:Изд. Центр «Академия», 1998.

 


Вопросы к итоговому контролю

1. Эволюция управленческой мысли.

2. Понятие "управление", "педагогический менеджмент". Предмет теории управления школой.

3. Принципы управления.

4. Методы управления.

5. Функции управления: понятие, классификация, система.

6. Законодательная основа управления: Конвенция о правах ребенка.

7. Законодательная основа управления: Закон об образовании.

8. Положение о средней школе.

9. Устав школы.

10. Компетенция органов управления образованием различных уровней.

11. Права и обязанности администрации школы.

12. Совет школы.

13. Педагогический совет школы.

14. Методические объединения учителей-предметников и классных руководителей.

15. Родительский комитет.

16. Взаимодействие школы с внешней средой.

17. Функции управления: педагогический анализ.

18. Функции управления: целеполагание.

19. Функции управления: планирование.

20. Функции управления: организация.

21. Службы управления.

22. Школьная документация.

23. Повышение квалификации и аттестация школьных работников.

24. Функции управления: регулирование.

25. Управленческая культура руководителя.

26. Функции управления: контроль.

27. Школа как социально-педагогическая система.

28. Школа как объект управления.

29. Система народного образования в РФ.

30. Охрана здоровья и жизни школьников.

31. Различные подходы к образованию (системный, функциональный, ситуационный).

32. Многообразие типов школ в современной образовательной системе страны.

33. Права и обязанности участников образовательного процесса.

34. Регламентация трудовых отношений в школе.

35. Типы школ в истории России.

 

 


Date: 2015-10-22; view: 287; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию