Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и техника управления инновационными проектами





Под редакцией профессора И.Л. Туккеля

Санкт Петербург

 

В настоящее время существует ряд информационных технологий, применение которых на каждой фазе жизненного цикла проекта позволяет повысить уровень решения проблемы в целом. Использование известных методов и средств управления проектами позволяет формализовать (а за счет этого, снизить влияние субъективных факторов при реализации проекта) выполнение следующих функций:

• определение цели проекта и его обоснование;

• структурирование проекта с выделением промежуточных целей и этапов
проекта;

• определение необходимых объемов финансирования с калькуляцией и
анализом необходимых затрат, учетом возможных рисков;

• определение сроков выполнения проекта, разработка графика реализации
проекта и необходимых для этого ресурсов;

• автоматизированное проектирование (конструкторское и технологическое) с
выдачей комплекта необходимой документации или исходных данных для
автоматизированной системы управления при использовании CAD/CAM систем);

• контроль за ходом выполнения проекта с автоматизированным
формированием необходимых отчетов.

Наиболее сложной для формализации и плохо поддающейся автоматизации является стадия разработки концепции (идеи) проекта. Здесь максимально проявляется зависимость результатов инновационной деятельности от субъективных характеристик ее участников. Как правило, идея инновационного проекта появляется в результате анализа и обобщения (далеко не всегда осознанных) информации, относящейся к тематике будущего проекта. Очевидно, что здесь имеет место процесс формирования ассоциативных связей между информационными блоками абсолютно различного характера (экономического, научного, технического, социального и т.д.), в результате чего формируется субъективное представление о перспективности того или иного направления разработки, которое затем может перейти в стадию осознанного желания получить дополнительную информацию и проанализировать на концептуальном уровне реализуемость идеи и ее привлекательность.

На стадии разработки концепции инновационного проекта используются следующие основные методы:

• методы определения целей проекта;

• методы формализации описания и анализа путей достижения целей (дерево
целей, экспертные системы, социологический анализ и т.п.);

• методы концептуального проектирования (формализация описания
предметной области и существующих ограничений, выбор критериев оценки
конечных и промежуточных целей проекта, анализ альтернатив и т.п.).

Бурное развитие за последнее время информационных технологий привело к возникновению направления "data mining - получение знаний из данных", которое позволяет в принципе создавать инструментальные средства, способные стимулировать процесс возникновения идеи инновационного проекта. В настоящее время методы data mining используются при построении систем поддержки решений, в которых реализованы различные алгоритмы анализа. Развитие данного подхода в направлении переработки больших массивов информации с целью выявления скрытых закономерностей позволяет прогнозировать появление в обозримом будущем информационных систем, которые будут предлагать пользователю для дальнейшего анализа перспективные направления инновационной деятельности и являться основой систем поддержки принятия решений на начальной стадии инновационного проекта. Методологической основой построения таких систем может служить новый подход к прогнозированию, основанный на системном логическом анализе, разработанный Г.С.Альтшуллером в рамках его теории решения изобретательских задач. Основой этого подхода является использование законов развития систем для построения кривых трансформации и развития технологической системы с целью прогнозирования ее структурных и функциональных перестроек.

Одним из необходимых условий успешной борьбы за "захват" инновационного проекта является наличие:

• профессионально выполненного бизнес-плана, содержащего
формализованное описание предметной области проекта, начальных условий и
ограничений;

• обоснование выбора критериев и анализ альтернатив с оптимизацией
распределения ресурсов и разработкой детального финансового плана (с
возможностью привлечения различных форм формирования капитала, включая
акционерный капитал, займы, лизинг и т.п.);

• предложения по учету социо-фактора (разработка стратегии маркетинга и
формирование "команды" для реализации проекта, выход на рынок с результатами проекта и т.п.).

Существующие инструментальные средства подготовки бизнес-плана позволяют генерировать настраиваемые финансовые документы на нескольких языках с ориентацией на международные стандарты, с одной стороны, и учетом особенностей российской нормативной базы - с другой, обеспечивают возможность разработать детальный финансовый план и определить потребность денежных средств на перспективу, а также проиграть различные сценарии реализации проекта, варьируя значения факторов, которые способны повлиять на финансовые результаты проекта.

На стадии анализа инновационного проекта большое значение имеет вид информации, представляемой для анализа. Целый ряд фирм (Silicon Graphics, Visio Corporation и др.) предлагают мощный набор инструментальных средств, позволяющих исследовать и графически отображать количественные данные, что позволяет, как самому разработчику проекта лучше понять скрытые и недоступные поначалу тенденции и закономерности, так и убедить потенциального инвестора в целесообразности реализации проекта. Эти инструментальные средства обладают удобным трехмерным интерфейсом, что позволяет манипулировать объектами на экране компьютера, а также выполнять анимацию. Особо следует отметить новую методологическую платформу общей системологии, развиваемую проф. Б.Ф.Фоминым, чрезвычайно перспективную для построения аналитических оценок больших проектов.

Настадии анализа инновационного проекта возникает необходимость оценки научного и технического уровня проекта, возможностей его выполнения и эффективности. Процедуры оценки инновационных проектов весьма разнообразны, они постоянно совершенствуются и оптимизируются. При этом основная цель экспертизы - определение инвестиционной привлекательности и осуществимости проекта, а также основные критерии оценки остаются неизменными. Экспертная оценка дается на основе анализа научно-технического содержания проекта, квалификации управленческого потенциала авторского коллектива и рыночного спроса на продукт проекта.

При конкурсном отборе проектов экспертиза проводится на основе сравнительного анализа. Предусматриваются несколько уровней экспертизы.

Первый уровень - предварительное рассмотрение предложений экспертным советом и решение следующих задач:

• отбор проектов для участия в экспертизе второго уровня;

• составление мотивированных заключений по отклоненным проектам;

• назначение 2-3 независимых экспертов по каждому проекту, прошедшему на
следующий уровень экспертизы. При этом учитываются специализация и
квалификация эксперта, а также обстоятельства, затрудняющие объективную
экспертизу. Это может быть связано с "конфликтом интересов": не совпадают
научные интересы эксперта и содержания проекта; эксперт состоял или состоит в
партнерских, финансовых, родственных отношениях с руководителем или
исполнителями проекта и т.д.

На втором уровне экспертами устанавливается рейтинг каждого проекта. Рейтинг проекта рассчитывается по формуле: R = r1 + r2 + rз + r4, где R - общий рейтинг проекта.

Здесь r1 - коэффициент, учитывающий содержание и научно-техническую ценность проекта:

1) четкость изложения замысла, бизнес-идеи (четкое - 1, нечеткое - 0);

2) четкость определения цели и методов реализации (четко - 1, нечетко - 0);

3) техническая обоснованность и осуществимость (осуществление реально - 1,
нереально - 0);

 

4) технический уровень (современный с запасом на перспективу - 2,
современный - 1, ниже современного - 0);

5) научный задел (имеется существенный научный задел для решения
сформулированной в проекте проблемы - 2, имеются публикации по теме проекта -
1, научно-методическая проработка проблемы отсутствует - 0);

6) новизна (проблема впервые сформулирована - 2, предложен оригинальный
подход к решению проблемы - 1, сформулированные проблемы известны - 0);

Коэффициент r1 оценивает вероятность того, что выполнение проекта приведет к принципиально новым результатам, обеспечит существенное продвижение в выбранном направлении, окажет влияние на прогресс в данной или смежных областях. Например, r1 = 5 может означать "достаточную полезность проекта", r1 = 9 - "заявка на выдающийся результат", r1 = 2- "проект не имеет перспективы".

r2 - коэффициент, определяющий потенциал авторского коллектива и реальность выполнения проекта в срок:

1) достаточность квалификации и опыта участников проекта (достаточно - 1,
недостаточно - 0);

2) полнота состава команды (соответствует задачам проекта - 1, не
соответствует задачам проекта - 0);

3) реализуемость проекта силами авторского коллектива (участники проекта в
состоянии выполнить заявленную работу - 1, эксперт сомневается в возможности
авторов выполнить заявленную работу - 0).

r3 - коэффициент оценки стартовой ситуации:

1) наличие необходимых производственных площадей (имеется - 1, не имеется

-0);

2) наличие начального финансирования (имеется - 1, не имеется - 0);

3) наличие необходимых контрагентов (имеется - 1, не имеется - 0).
r4 - коэффициент, характеризующий рыночные перспективы проекта:

 

1) наличие платежеспособного спроса на продукт (имеется - 1, отсутствует - 0);

2) конкуренты, дублирование рынка (имеются - 1, отсутствуют - 0);

3) перспектива развития выбранного сектора (имеется - 1, отсутствует - 0).

На третьем уровне экспертный совет дает заключение по проекту (могут быть внесены коррективы в общий рейтинг проекта, принимается решение о финансировании).

Каждый участвующий в работе совета эксперт оформляет анкету, в которой обосновывает соответствующие оценки. Экспертное заключение формализуется в виде ответов на вопросы и предусматривает следующие варианты итогового вывода эксперта:

5 - проект заслуживает безусловной поддержки;

4 - проект заслуживает поддержки;

3 - проект может быть поддержан;

2 - проект не заслуживает поддержки;

1 - проект не заслуживает рассмотрения экспертным советом.

При рассмотрении индивидуальных проектов (вне конкурсных рамок) экспертиза проекта может также проводиться с использованием приведенной схемы. Установленные значения коэффициентов r1— r4 и R в этом случае могут характеризовать не рейтинг проекта в ряду других, а уровень предложения и привлекательность его для инвестора.

Результатом фазы подготовки инновационного проекта является коммерческое предложение (бизнес-план проекта), одной из основных функций которого является обеспечение финансирования фазы реализации проекта.

Переход от фазы подготовки инновационного проекта к фазам его системного моделирования и реализации требует решения большого числа проблем технического и организационно-финансового характера.

Для решения задач на стадии системного проектирования используются:

• методы структурной и иерархической декомпозиций;

• методы построения композиционных структурных моделей;

• методы решения задач на структурных моделях;

• методы моделирования процессов осуществления проектов;

методы построения систем моделей;

• методы календарного планирования (временной, стоимостной и ресурсный
анализы, планирование ресурсов и затрат);

• методы функционально-стоимостного анализа, учета риска, надежности и

др.;

• методы управления качеством;

• методы управления риском;

 

• методы технического анализа и проектирования.
На стадии реализация проекта:

• методы оперативного планирования работ, времени, ресурсов, стоимости;

 

• методы мониторинга проекта (учет, контроль, анализ хода работ и динамики
показателей);

• актуализация планов, прогноз развития проекта и регулирование;

• методы контроля затрат;

• методы управления запасами;

• методы управления изменениями;

• методы проектного анализа на стадии реализации проекта;

• методы анализа эффективности проекта;

• методы разработки исполнительных графиков и анализа данных о
запланированном и фактическом ходе выполнения проектов.

При структурировании работ по осуществлению проекта целесообразно в качестве самостоятельной выделять стадию организации проекта.

Основным содержанием работ на стадии организации проекта является:

• формирование коллектива исполнителей с распределением функциональных
ролей между ними;

• распределение ресурсов, включая властные полномочия, которые
необходимы исполнителям для выполнения своих обязанностей в рамках проекта, а
также корректировка видов и форм мотиваций;

• проектирование (перепроектирование) при необходимости организационных
структур и формирование инфраструктуры реализации проекта;

• решение проблемы финансирования реализации проекта;

• получение необходимых разрешительных документов (лицензий,
сертификатов и т.п.).

Следует подчеркнуть, что из всего состава работ, составляющих жизненный цикл проекта, перечисленные работы в наименьшей степени обеспечены поддержкой формальных методов анализа и проектирования и представляют собой своего рода искусство. Особенно остро этот недостаток проявляется при решении задач формирования коллектива исполнителей и распределения ресурсов между ними. Ниже мы приведем более подробно подходы к формированию команды проекта.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ИП

 

Фазы жизненногоцикла Результат реализации фазы Метод* Аппарат (способы) реализации метода Инструментальные средства
Планирование проекта
Концептуализация проекта Бизнес-идея: анализ и оценка альтернатив, оценка эффективности идей, экспертиза и утверждение концепции, руководитель и команда проекта Методы генерирования идей (качественный) Мозговая атака,,Мозговой штурм, метод синектики, прогностика, морфологический анализ, ТРИЗ Marketing Expert Project Expert
        Методы оценки (экспертный) Оценка научно-технического уровня и конкурентоспособности разработок  
Разработка коммерческого предложения Бизнес-план: разработка основного содержания проекта, определение экономических показателей, целей, результатов, работ и ресурсов, график выполнения работ и распределение ресурсов Аналитические методы (экспертные) Сетевое планирование, ЛСА MS Project Project Expert BPWin Time Line MS Excel Matcad Matlab
        Методы оценки варианта плана (количественный) Балансные методы (Леонтьев), экономический анализ (анализ ключевых показателей результативности), структурное и имитационное моделирование, системное проектирование на базе типового решения  
Реализация проекта
Фазы "Проектирование" и "Изготовление" Управление: координация, оперативный контроль и регулирование основных показателей проекта Эконометрические методы (количественные) Производственные функции Matcad Matlab MS Project
Фаза "Сдача объекта и завершение проекта" Испытание, внедрение результатов Методы статистического анализа (количественные)   Специализирован-ные пакеты статистического анализа результатов

Примечание:

*) - в скобках указан тип используемого метода (группы методов) - качественные, экспертные, количественные

Метод мозгового штурма /7, 8/.

Разработан американским предпринимателем и изобретателем А.Осборном в 1953 г.

и применяется для получения новых идей в науке, технике, административной

деятельности, менеджменте и т.п.

Основные правила мозгового штурма.

Задачу последовательно решают две группы людей по 4 - 15 человек в каждой

(оптимальный состав 6-12 чел.).

Первая группа только выдвигает различные идеи - это группа «генераторов идей».

В эту группу желательно включать людей, склонных к фантазии, абстрагированию.

Вторая группа - «эксперты» - по окончании штурма выносит суждение о ценности

выдвинутых идей. В ее составе лучше работают люди с аналитическим складом ума.

Условия задачи перед ее штурмом формулируются только в общих понятиях.

Основная задача группы «генераторов» - выдать за отведенное время как можно

больше идей, все они высказываются без доказательств и записываются в протокол

(или фиксируются каким-либо другим способом). При генерации идей запрещена

всякая критика.

Процессом решения задачи управляет руководитель «штурма», который

обеспечивает соблюдение всех условий и правил.

Если задача не решена в ходе штурма, можно повторить процесс решения, но лучше

это делать с другим коллективом.

Наилучшие результаты метод дает при рассмотрении проблем организационного

характера. Применяется при отсутствии или недостаточном количестве

информации.

Недостатки метода:

Поиск ведется практически простым перебором вариантов;

Отсутствие четких правил работы - «бестолковость» поиска возведена в принцип;

Отсутствие критериев, позволяющих оценить уровень выдвигаемых идей, что

приводит к «проскакиванию», уходу от сильного направления.

Метод синектики /1, 5/

Слово синектика означает соединение воедино различных, часто несовместимых

элементов.

Идея синектики состоит в объединении отдельных экспертов в единую группу для

совместной постановки и решения конкретных задач. При использовании данного

метода формируются постоянные группы (5-7 человек) людей различных

специальностей, которых обучают творческим приемам.

Теоретической основой метода стали утверждения, что творческий процесс

познаваем и может быть рационально организован. Творческие процессы

отдельного лица и коллектива аналогичны, иррациональный момент в творчестве

важнее рационального; в скрытом состоянии находится очень много творческих

способностей, которые можно выявить и стимулировать.

Структура современного синектического метода включает следующие этапы.

На заседания синектической группы приглашаются эксперты, которые разъясняют проблемную ситуацию.

Главная задача эксперта - выявление полезных и конструктивных идей путем оперативного анализа высказываний. Путем анализа первых решений эксперт обязан показать их слабые стороны и разъяснить сущность действительной проблемы. Этот этап иногда называют формулировкой «проблемы как она дана». Начинают анализ проблемы. На этом этапе изыскиваются возможности превратить незнакомую проблему в некоторые привычные. Каждый участник, включая эксперта, обязан найти и оригинально сформулировать одну цель решения. По существу, в большинстве случаев этот этап означает дробление проблемы на части, на подпрограммы. Одну из наиболее удачных формулировок выбирают эксперт или руководитель. Этот этап называют формулировкой «проблемы как ее понимают». Ведут генерирование идей решений проблемы в той ее формулировке, на которой остановлен выбор. Фактически на этом этапе ищется новая точка зрения рассматриваемую проблему. При этом синектический процесс состоит в попытках превратить незнакомое в знакомое и наоборот - превратить знакомое в незнакомое. Процесс превращения неизвестного в известное ведет за собой огромное разнообразие решений, но требование новизны - это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на проблему. Большинство из проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения. Превратить знакомое в незнакомое - означает исказить, перевернуть, переменить повседневный взгляд и реакции на вещи, события. Для этого используется четыре вида аналогий: личная, прямая, символическая и фантастическая.

Далее производят перенос обнаруженных в процессе генерации новых идей к 1 или 2 этапу и выявляют их возможности. Важным элементом этого этапа является критическая оценка экспертов.

Заключительный этап - развитие и максимальная конкретизация идеи, признанной наиболее удачной, и описание ее на специальном языке.

Морфологический метод и его модификации /1,3, 6/

Суть метода заключается в следующем. В совершенствуемой системе выделяют несколько характеристик структурных или функциональных морфологических признаков. Каждый признак может характеризовать какой-то параметр или характеристику системы, от которых зависит решение задачи и достижение основной цели.

По каждому выделенному морфологическому признаку составляют список его различных конкретных вариантов, альтернатив. Признаки с альтернативами можно располагать в форме таблицы, называемой морфологическим ящиком, что позволяет лучше представить себе поисковое поле. Перебирая всевозможные сочетания альтернативных вариантов выделенных признаков, можно выявить новые варианты решения задачи, которые при простом переборе могли быть упущены. Метод предусматривает выполнение работ в пять этапов: 1 этап. Точная формулировка задачи, подлежащей решению.

2 этап. Составление списка всех морфологических признаков, т.е. всех важных
характеристик объекта, его параметров, от которых зависит решение задачи и
достижение основной цели.

3 этап. Раскрытие возможных вариантов по каждому морфологическому признаку
(характеристике) путем составления матрицы.

Каждая из N характеристик (параметров, морфологических признаков) обладает определенным числом Ki различных вариантов, независимых свойств, форм конкретного выражения. Тогда полное число решений, составленное из совокупности всех возможных вариантов, определяется как произведение Ki. В каждой точке N-мерного пространства, характеризуемой N конкретными координатами, находится одно возможное решение.

4 этап. Определение функциональной ценности всех полученных вариантов
решений. Это наиболее ответственный этап метода. Должны быть рассмотрены все
N вариантов решений, вытекающих из структуры морфологической таблицы, и
проведено их сравнение по одному или нескольким наиболее важным для данной
системы показателям.

5 этап. Выбор наиболее рациональных решений.

Нахождение оптимального варианта может осуществляться по лучшему значению

наиболее важного показателя системы.

Трудности применения морфологического анализа заключаются в том, что не

существует какого-либо действительно практического и универсального метода

оценки эффективности того или иного варианта решения.

К модификациям морфологического метода относятся:

- Метод организующих понятий;

- Метод «матриц открытия»;

- Метод десятичных матриц поиска;

- Метод семикратного поиска.

Суть метода «матриц открытия» заключается в построении таблицы, в которой пересекаются два ряда характеристик. Если в морфологическом анализе все выбранные характеристики относятся к строению объекта, то в этом методе часть из них может касаться, например, условий потребления, производства, эксплуатации и т.д. Сам метод не дает законченных решений, но создает возможность для ассоциаций, постановки новых проблем.

Структура «матрицы открытия»

Влияющий фактор Материалы Оборудование Потребности Рынки
Материалы        
Оборудование        
Потребности        
Рынки        

Метод десятичных матриц поиска включает поиск новых технических решений на основе анализа результатов систематического применения десяти эвристических приемов к каждому из десяти показателей технической системы. Такая классификация позволяет построить десятичную матрицу поиска, в строках которой

записаны основные изменяемые показатели, характеристика технического объекта, а в столбцах - основные группы эвристических приемов. Каждая ячейка матрицы соответствует определенному изменению какого-либо из основных параметров объекта и готовых технических решений еще не содержит, но способствует возникновению ассоциаций, активизирует поиск идеи решения.

Особенностью метода семикратного поиска является деление всех стадий и элементов процесса поиска решений на 7 частей, что связано со способностями мозга воспринимать и эффективно перерабатывать информацию в названных пропорциях.

Комбинаторный метод /1, 4/

Является усовершенствованием морфологического метода. В работе /4/ предложен эффективный алгоритм метода, который можно представить следующим образом:

- Определите цель, которую необходимо достичь для разрешения
рассматриваемой проблемной ситуации. Под целью понимается любое желательное
изменение элемента среды (результат функционирования проектируемой системы;

- Определите среду, в которой будет функционировать проектируемая
система. Под средой функционирования будем понимать то или иное явление,
указанное (явно или неявно) в ситуационной части проблемы;

- Сформулируйте функцию проектируемой системы в общетехнических
терминах;

- Сформулируйте на основании функции проектируемой системы задачу
формирования принципов действия.

Т.о., рассмотренный подход состоит в сведении проблемной ситуации к задаче формирования принципов действия. Эту задачу можно решить только с помощью методов, имеющих базу знаний, элементами которой должны быть эффекты. Искомый принцип действия определяют с помощью комбинирования элементарных эффектов. Процесс комбинирования осуществляется по определенным правилам, которые должны обеспечить формирование таких совокупностей эффектов, которые будут согласованы как между собой, так и с условиями решаемой задачи.

Date: 2015-10-22; view: 1539; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию