Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характер. Характер – это индивидуальное сочетание психических свойств личности, выражающих ее отношение к действительности и проявляющихся в поведении и поступках





 

Характер – это индивидуальное сочетание психических свойств личности, выражающих ее отношение к действительности и проявляющихся в поведении и поступках.

Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которой человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти коллег. Для других это безразлично, и они довольствуются тем, что справились с работой, добившись посредственного качества.

Характер человека проявляется в его манере общения, поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы личности, сколько ее культурой, воспитанием.

Характер человека – это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман,может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно представляем способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек – тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении с людьми, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими.

В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесным образом связан с темпераментом. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельностью, у флегматика – в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик – методично, не спеша.

В то же время и сам темперамент может деформироваться под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.

С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей зависит от таких черт характера, как коллективизм, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к сделанному. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу.

Характер связан с волей человека. Воля составляет основу характера, придает ему определенность и завершенность. Способы произвольного поведения становятся устойчивыми, существенными характеристиками данного субъекта. К таковым относятся инициативность, организованность, целеустремленность, решительность, настойчивость и другие. По словам С. И. Рубинштейна, в волевых поступках характер, с одной стороны, складывается, а с другой – проявляется.

В характере, как в фокусе, проявляются самые выраженные, самые существенные особенности человека как субъекта деятельности, общения, познания. К характеру, однако, относятся не все относительно устойчивые свойства. В него включаются только те из них, которые выражают отношение человека к основным сторонам жизни и деятельности. Характер может выразиться как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах их достижения. Иными словами, в структуре характера можно выделить содержание и форму (манеры поведения).

В содержании характера на первый план может выдвигаться то один, то другой компонент, в зависимости от уклада жизни человека, воспитательных воздействий и требований окружающей действительности.

Убеждения в структуре характера. В сформировавшемся и нравственно устоявшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убеждения – это система твердых прочувствованных взглядов на жизнь, сложившаяся у человека в определенных условиях воспитания на основе восприятия человеком идей своего времени.

Убежденность определяет принципиальность поведения человека, непреклонность в борьбе, уверенность в справедливости и важности дела, которым он занимается.

Убежденность проявляется в таких чертах характера, как целеустремленность, принципиальность, оптимизм, требовательность к себе и другим. Убежденный человек способен в самые трудные минуты испытаний проявить максимум сил для достижения общественно значимых целей, а если нужно, и пожертвовать собой.

Потребности и интересы в структуре характера. Потребности и интересы определяют избирательность отношений к различным сторонам жизни и деятельности человека, они сказываются на всем облике его поведения. В зависимости от доминирующих потребностей и интересов складывается характер. Доминируют ли духовные или материальные потребности и интересы – это определяет не только характер помыслов и чувств личности, но и направленность ее дел. Один живет для того, чтобы есть, другой ест для того, чтобы жить, а жизнь рассматривает как общественно полезную деятельность, творческую активность. Есть люди, которые становятся рабами вещей, живут для того, чтобы приобретать вещи, и это ведет в конечном итоге к обеднению духовного мира личности и нравственному растлению (скупость, жадность, зависть и т. п.).

Интеллект в структуре характера. Когда говорят о характере, то прежде всего имеют в виду нравственные и эмоционально-волевые качества личности. Однако и интеллектуальные свойства человека накладывают отпечаток на характер и придают ему определенное своеобразие. Тонкая наблюдательность, гибкий ум, глубокий анализ явлений или поверхностный подход к делу – все это характеризует личность.

Воля в структуре характера. Стержнем характера являются морально-волевые качества личности. Человек, обладающий сильной волей, отличается определенностью и большой самостоятельностью. Он решителен и настойчив в осуществлении поставленных целей. Наоборот, безвольный человек даже при богатстве знаний и разносторонности способностей не может реализовать все свои возможности.

Вместе с развитием воли крепнет характер человека. Если ребенок проявляет импульсивную активность, т. е. склонность действовать и поступать под влиянием одного побуждения, то взрослый волевой человек способен самостоятельно принимать решения, поступать сознательно, с учетом складывающейся ситуации и последствий своих действий.

Чувства в структуре характера. Когда говорят о характере, обычно обращают внимание не только на волевые, но и на эмоциональные свойства личности. Человек довольно колоритно себя выражает через свои чувства. Чувства органически связаны с определенными потребностями и интересами, представлениями и понятиями, вкусами и привычками.

Чувства, выражая личность, являются в то же время показателем качественных особенностей характера человека. В зависимости от склада характера человек может проявлять страстное или холодно-рассудочное отношение к явлениям действительности, иметь высокий уровень развития эстетических и интеллектуальных чувств или, наоборот, бедный спектр чувств и проявлять несдержанность, грубость.

Характер проявления чувства зависит от степени развития волевой саморегуляции. Один может быть по природе чрезвычайно эмоционально возбудимым, но умеет сдерживать себя; другой, наоборот, может иметь не столь сильную возбудимость, но распускает себя.

Особенности поведения человека называют чертами, или сторонами, характера. Любая черта есть некоторый устойчивый стереотип поведения. Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются. В некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Любая черта характера – это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.

В самом общем виде черты характера можно разделить на основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными. Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления.

Из всей совокупности отношений личности к окружающей реальности следует выделить характерообразующие формы отношений. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера. Характер человека проявляется в системе отношений:

1) к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность – замкнутость, правдивость – лживость, тактичность – грубость и т. д.);

2) к делу (ответственность – недобросовестность, трудолюбие – леность и т. д.);

3) к себе (скромность – самовлюбленность, самокритичность – самоуверенность и т. д.);

4) к собственности (щедрость – жадность, бережливость – расточительность, аккуратность – неряшливость и т. д.).

Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений. Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, т. к. само их содержание выполняет различную роль в реальном бытии человека.

Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Отношение к другим людям, к их деятельности в свою очередь обусловливает отношение человека к собственной личности, к самому себе. Отношение к другим людям не только выступает важной частью характера, но и составляет основу формирования сознания личности.

Как утверждал Гюго, «у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности». В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни, и прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он им нужен, насколько авторитетен среди них.

Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка – это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своего мнения, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на осознании действительной значимости своей личности, на наличии успехов в труде. Одним из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность, является принципиальность.

Волевые черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди с сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

Своеобразное сочетание всех черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу. Основанием для типизации, как правило, являются исследовательские цели. Иногда деление на типы характеров необходимо для того, чтобы в соответствии с имеющейся задачей разделить людей на группы по преобладающим качествам.

К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интровертированному типу.

Экстравертированный тип. Характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого, подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта. Ему свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность.

Интровертированный тип. Для него характерна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым придается высшая ценность. Человек с таким типом характера необщителен, замкнут, склонен к самоанализу, испытывает затруднения в адаптации.

Возможна также классификация характеров на конформный и самостоятельный; доминирующий и подчиняющийся; нормативный и анархический и др.

Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний называют акцентуацией характера. Акцентуация характера делает человека повышенно уязвимым лишь к определенного рода психотравматическим воздействиям, адресованным к так называемому «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера, при сохранении устойчивости к другим.

Характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинают складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. В характерных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает окружающим его взрослым людям, усваивает формы их поведения.

Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2, 3 до 9, 10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействия со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для воспитания нужных форм поведения. Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, методы обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей со своими детьми. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом его обращения со своими детьми.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям.

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, складываются несколько позже, в раннем дошкольном возрасте. Они формируются и закрепляются в играх детей, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами и доступных видах труда. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается любить и уважать труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складывается понятие о том, что можно и чего нельзя, и это определяет его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие, умение общаться с людьми. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками, учителями, другими взрослыми не подтверждает характерные формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеют место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие основы его. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание.

Date: 2015-10-22; view: 2525; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию