Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила поведения судьи можно также классифицировать по предмету регулирования





- общие требования (они изложены в ст. 1 Кодекса чести судьи РФ и в законе «О статусе судей в РФ»);

- правила осуществления профессиональной деятельности судьи;

- правила, регулирующие внеслужебную деятельность судьи;

- правила, устанавливающие ответственность судьи за нарушение судейской этики.

Особо следует остановиться на культуре речи судьи, т.к. она имеет отношение и прямую связь со всеми элементами и моментами жизнедеятельности судьи.

Интеллект человека есть не что иное, как умение использовать нужные знания в любой сложившийся по обстоятельствам момент, в любой ситуации.

Слова - это воплощение разума.

Древние греки верили, что на крыльях слова летит мысль от собеседника к собеседнику, то есть язык делает нас членами большой человеческой семьи, объединяет людей, помогает гуманно, без насилия и кровопролития, решать многие вопросы.

Нравственное значение слова в том, что оно воспитывает наши представления о добре и зле, об истине и справедливости, о совести, чести и достоинстве.[155]

И где, как не в суде, это особенно проявляется четко. То, что хочет судья высказать в судебном акте, как результате деятельности судебной власти, должно быть увязано с определенной общей правовой нормой, словами выражающей, как следует делать, как должно быть. Эта общая норма имеет отношение к конкретным действиям, правоотношениям, интересам людей. Общее и конкретное взаимодействуют. Судья вынужден вступать в диалог с людьми, чтобы установить соответствие конкретных действий установленным обществом и государством нормам поведения. Общение судей с участниками процесса с помощью слова помогает им найти справедливое решение и при необходимости обеспечить его силой принуждения. Слово и право взаимосвязаны в суде, и они работают как ничто другое.

Справедливо подчиняться справедливости, нельзя не подчиняться силе. Справедливость, не поддержанная силой, невозможна; сила, не поддержанная справедливостью, тиранична. Бессильной справедливости всегда будут противоборствовать, потому, что дурные люди не переводятся, несправедливой силой всегда будут возмущаться. Значит, надо объединить силу со справедливостью и либо справедливость сделать сильной, либо силу - справедливой.[156]

Чтобы уметь аргументировать свою позицию, судья должен развивать свою речь, свой язык. Это поможет ему правильно ставить вопросы, обосновывать принятое решение, верно толковать правовую норму, безошибочно преподносить необходимую информацию для дачи экспертного заключения, адекватно излагать свои мысли письменно. Богатство слов в языковом словаре судьи представит ему возможность более четко и полно изучить психологию личности, мотивировать ее поведение.

Это особенно важно, потому, что возрожден Суд присяжных, в котором возросла роль судьи; судья должен соответствовать нескольким требованиям:

- уметь молчать в ходе перекрестного допроса;

- владеть искусством постановки вопросов присяжным (формирование вопросного листа);

- обладать красноречием при произнесении объективного напутственного слова.[157]

Короче говоря, судья должен обладать культурой речи, которая неотделима от общей культуры и является составляющей частью интеллигентности.

Юридический язык, которым предстоит пользоваться судье, весьма специфичен и считается одним из самых интересных, но и наиболее трудных профессиональных языков. Судья обязан наработать (выучить, запомнить и разобраться в смысловом значении) необходимый словарный запас профессиональных терминов, юридических понятий, словосочетаний, формулировок, названий различных нормативных актов, что создаст условия ему иметь культурную речь, отличающуюся ясностью и точностью изложения, логичностью построения фраз, грамотностью, индивидуальностью выражения. Судья, владеющий основами культуры речи, будет легко говорить, вести деловую переписку, выступать с трибуны и в дебатах уместно, кратко, эмоционально, правильно и чисто.

Грамотно составленный судьей документ должен предупреждать разное осмысление одного и иного же текста.

Ниже приводятся в качестве примера фразы из различных судебных документов, составленных лицами, не владеющими культурой речи юриста.

«Судьи показали на примерах из приговоров, как нелегко расти судье от новичка до первоклассного судьи. С серьезными лицами, будто зачитывая приговор или решение, поднимался то один, то другой судья и строго, веско и неулыбчиво, подавляя смех, произносил:

- стоимость продуктов суд считает также не подлежащими удовлетворению, так как это связано с религиозными обрядами и не касается самого покойного;

- суд постановил: закрепить Глобиным сушку белья в кухне, содержание кошки, курение, прием пищи и гостей;

- таким образом, суд приходит к выводу, что кражи денег, вещей, посетителей, медперсонала из поликлиник и отделений больницы за последний год значительно возросли;

- Из протокола судебного заседания: на момент обмена в квартире №44 были прописаны жена, дочь и вещи;

-... был установлен срок хранения табелей выхождаемости на работу;

- Корова получена истицей бесплатно с учетом выплат в последующем суммы 630.

- Экспертизу провести не мог, так как была жара, а нужны были свежие трупы.

- Уйдя в эту квартиру, К. в квартире сожителя оставила хлам из вещей и своего несовершеннолетнего сына.

- Они пили в ларьке пиво, в котором находился потерпевший.

- Данная шахта как причинитель вреда лукава, коварна, скупа и равнодушна к своим бывшим рабочим.

- Башкиров продал две головы свиней и одну голову зятя, выкормленную в одном сарае.

- Несмотря на предупреждение сельского Совета, он данную землю осеменил и выращивал овощи.

- Подсудимый утверждает, что изнасиловал потерпевшую в экстазе, а последняя утверждает, что это было в сарае…»[158]

Только что приведенные в качестве примера фразы свидетельствуют о неспособности лиц, их составивших выразить четко, ясно, грамотно мысль, не смогли они свести возможное разночтение к минимуму, т.е. они не владеют культурой речи. Здесь не возникает вопроса легко ли будет понять судью, говорящего подобным языком.

Допускаемые судьями ошибки в речи дискредитируют представителей судебных органов, превращают их в проводников бескультурья, общей и правовой безграмотности. Судья обязан воспитать в себе сознательное отношение к языку юриста-профессионала, т.к. это важный инструмент профессии судьи.

Нарушение судейской этики рассматривается как совершение проступка, позорящего честь и достоинство судьи, умаляющего авторитет судебной власти. Судьи имеют установленные гарантии неприкосновенности, но согласно Кодексу чести судьи РФ за совершение должностного или иного проступка, считающегося социально вредным явлением, судьи несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Нарушения требований Кодекса чести судьи рассматриваются квалификационными коллегиями судей. Коллегия учитывает все обстоятельства совершения проступка, его тяжесть и причиненный авторитету судебной власти ущерб и при этом может прекратить полномочия судьи. Прекращение полномочий судьи влечет такое действие или бездействие судьи, которое по своему характеру несовместимо с высоким званием судьи. Иногда квалификационные коллегии не прекращают полномочий судьи, а по сложившейся практике предупреждают судью о недопустимости недостойного поведения, хотя законом такое предупреждение не предусмотрено.

Например, судья Центрального района г. Тулы передачу в органы внутренних дел пистолета Макарова – вещественного доказательства по уголовному делу – заменила составлением фиктивного акта об уничтожении оружия. Ее коллеги признали, что судья совершила поступок, умаляющий честь и достоинство судьи. Однако, вместо прекращения полномочий, «учитывая длительный стаж работы, первое обсуждение за недостатки «личные заверения о недопустимости впредь», оставили в должности.

В Зюзинском межмуниципальном суде на протяжении ряда лет составляли документы об уничтожении не оружия, а одежды, обуви, японских зонтиков и других товаров, изъятых у нарушителей закона. Поскольку товары следовало передать для реализации, а выручку зачислить в доход государства, на недопустимость творящегося в суде беззакония указала прокуратура. Председатель же суда - член Совета судей РФ Г. Карцев – для пресечения безобразий ничего не сделал. Более того, он препятствовал проверке фактов, указанных в представлении Мосгорпрокуратуры. Высшая квалификационная коллегия судей РФ лишила полномочий трех судей Зюзинского суда, другие не стали ждать такого исхода и сами ушли в отставку.[159] Указанные и подобные им примеры подтверждают необходимость поддержания знаний судей о правилах судейской этики, а также более строгого подхода к аттестации судей при решении вопроса о присвоении очередного квалификационного класса и изучении квалификационными коллегиями судей моральных и деловых качеств кандидатов в судьи.

Только в 1998 году квалификационные коллегии судей предупредили 78 судей о недопустимости в дальнейшей их работе нарушений закона и Кодекса чести. И не случайно, что эта мера воздействия включена в законопроект об органах судейского сообщества, принятый Государственной Думой РФ в первом чтении, и ей придается нормативный характер. Было бы правильным в названном законопроекте иметь норму, закрепляющую дозволение квалификационным коллегиям при определенных обстоятельствах снижать квалификационный класс судьи. Предупреждение, а также снижение квалификационного класса на законодательном уровне стали бы промежуточными санкциями.

Безусловно, легализация института дисциплинарной ответственности и усиление наказания не может рассматриваться основным, а тем более единственным способом укрепления в судейском корпусе правового и нравственного порядка. Необходим комплекс средств, включающий аспекты не только правового, но и организационного характера. И прежде всего, по нашему мнению, надо в полной мере реализовать одну из важных функций судебной власти – функцию внутреннего контроля.[160]

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

к семинарским и практическим занятиям по курсу

«Судебная власть»

 

Тема №1. Акты судебной власти

1. Гражданский процессуальный Кодекс РСФСР.

2. Уголовно-процессуальный Кодекс РСФСР.

3. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный Кодекс РСФСР» от 27.10.1995 г. № 189-ФЗ.

4. Комментарий к Гражданскому процессуальному Кодексу. Под ред. М.К.Треушникова. М. 1997.

5. Воронков Г.В. Определения суда первой инстанции в гражданском процессе. Саратов. 1967.

6. Изварина А.Ф. Акты судов общей юрисдикции. Ростов н/д. 2000.

7. Решетняк В.И., Черных И.И. Заочное производство и судебный приказ в гражданском процессе. М. 1997.

8. Шерстюк В.М. Арбитражный процесс в вопросах и ответах. М. 1998.

Date: 2015-10-22; view: 466; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию