Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы лекций





Риторика

(указывается название дисциплины)

 

 

Направление подготовки (специальность)

081100.62

Государственное и муниципальное управление

(указывается код и наименование ООП))

 

Профиль подготовки (специализация)

__________________________________________________________________

(указывается наименование профиля подготовки (специализации))

Присваиваемая квалификация (академическая степень)

Бакалавр ГМУ

(указывается в соответствии с ФГОС ВПО)

 

Форма обучения

Очная

(очная, заочная и др.)

Миасс 2012 г.

(город)

 

Содержание

1. Программа учебной дисциплины.…………………………………...……  
1.1. Вводная часть ……………………………………………………..……  
1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины ………………....  
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата....  
1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ………………………...….………………  
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины….…………...………  
1.3. Рабочая учебная программа …………………………………...………  
1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля ……………………….…………………………  
   
1.3.2. Практические занятия/семинары……………………………...…  
   
1.3.3. Самостоятельная работа студентов …………………...………...  
1.4. Список литературы ……………………………………………..……..  
1.5. Электронная коллекция ……………………………………..………...  
2. Методические рекомендации преподавателю.……………………..……  
3. Методические рекомендации студенту ………………………..………..  
4. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы …………………………………………………………………  
5. Фонды оценочных средств.………………..………………………...……  

1. Программа учебной дисциплины

1.1. Вводная часть

1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

 

1. Ознакомление с мировоззренческими основаниями риторики, определение гражданских и нравственных обязанностей ритора.

2. Усвоение основ теории риторики, ознакомление с образцовыми текстами устных публичных выступлений.

3. Формирование умений и навыков осознанного владения речью в профессионально значимых и бытовых ситуациях.

4. Выработка навыков критического анализа образцов монологической и диалогической речи и речевого поведения.

5. Усвоение правил и приемов логического выстраивания монологического текста, основ аргументации.

6. Уяснение композиционных стандартов устного публичного монолога.

7. Анализ эмоционально-волевого содержания публичной речи, усвоение правил и приемов речевого воздействия.

8. Выработка практических навыков создания профессионально значимого типа текста: устного публичного монолога-рассуждения.

9. Ознакомление с основами риторики диалога и теорией спора. Формирование практических навыков участия в полемическом диалоге.

10. Ознакомление студентов с новой литературой по предмету, ориентация на дальнейшее самообразование в области риторики.

 

 

1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП

 

ДИСЦИПЛИНА «Риторика» входит в цикл дисциплин по специальности 081100.62 – Государственное и муниципальное управление, взаимосвязана со следующими дисциплинами: современным русским языком, культурой речи, с другими сферами гуманитарного знания – психологией, культурологией, философией.

 

1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

 

 

В результате изучения дисциплины «РИТОРИКА» студент должен обладать следующими компетенциями:

- знать основные понятия теории риторики, историю и классические труды основоположников этой науки, знать принципы создания устного публичного монолога-рассуждения;

- уметь создавать текст публичного монолога-рассуждения, применять знания по теории ораторского мастерства в риторическом анализе текста;

- владеть литературной речью, навыками ведения корректной полемики.

 

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ООП ВПО:

а) общекультурных (ОК):

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- владеет культурой системного и творческого мышления, способен критически подходить к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, владеет теорией и практикой решения интеллектуальных задач (ОК-1*);

- владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

- обладает навыками эффективного общения и активного слушания, владеет русским языком, умеет логически верно, аргументированно, четко и ясно выражать мысли в устной и письменной форме, полностью осознавая смысл изложенного (ОК-2*);

- обладает навыками развития интеллекта и профессионализма, нравственного самосовершенствования (ОК-3*);

- обладает навыками сотрудничества, взаимопомощи, участия в командообразовании (эффективной работы в команде), умеет создавать и поддерживать творческую атмосферу в коллективе (ОК-5*);

- стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

- умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних (ОК-7);

- осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

- умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

б) профессиональных (ПК) (исследование лингвистических особенностей текста, научный анализ текстов различных жанров, выявление общих тенденций и специфики различных текстов и т.п.):

- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

- свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3);

- владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

- способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

- владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

- способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования (ПК-9);

- умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик (ПК-10);

- готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися (ПК-11).

 

1.2. Структура и содержание учебной дисциплины

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы,

общий объем часов 108, в том числе:

= лекции 18;

- практические занятия 18;

- самостоятельную работу студентов 72.

Форма контроля - зачет.

Семестр 4.

 

Содержание дисциплины:

 

Риторика: красноречие и наука о красноречии. Нравственные основания риторики. Из истории риторики. «Риторика» Аристотеля. Становление и эволюция русского красноречия (М. Ломоносов, М. Сперанский, Н. Кошанский). Классический канон риторики. Понятие о риторическом идеале. Современная риторика. Предмет и задачи курса риторики. Публичная речь в системе речевой деятельности.

Монолог и диалог как основные типы речи. Роды и виды риторики: общая и частная риторика; академическое, политическое, социально-бытовое, судебное, церковное красноречие. Устный публичный монолог-рассуждение в границах общей риторики как основной предмет изучения. Профессионально значимые для филолога жанры устного публичного монолога (УПМ): лекция, объяснение нового материала на уроке (обучающий монолог).

Общая характеристика культуры общения. Принцип коммуникативного сотрудничества как основа гармоничного общения. Речевой этикет и его стереотипы. Способы благоприятной самоподачи и речевая поддержка собеседника в диалоге; способы создания и поддержки психологического комфорта в процессе монологического общения. Способы речевой защиты от некорректного поведения партнера.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Закономерности строения описания и повествования. Функционально-смысловой тип речи как основа целого текста и текстового фрагмента.

Изобретение (работа над содержательной стороной УПМ): систематика целей речи; тема и ее деление на подтемы; «общие места» (топы) как смысловые идеи развертывания темы, способы «размножения идей»; логический тезис целого текста, его содержание, структура, текстовое представление; выработка и проверка основного логического тезиса задуманного текста. Описание и рассуждение в основе УПМ. УПМ-описание - общая логическая структура, основанная на топах «род и вид» или «целое и части». УПМ-рассуждение - общая логическая структура, основанная на топах «причина» и «следствие». Основной логический тезис текста-рассуждения. Определение тезиса образцового текста. Вопрос о соотношении тезиса с целеустановкой и коммуникативной стратегией автора. Констатирующий тезис и тезис доказательства (аргумент). Изобретение тезиса на основе заданной темы и его проверка. Редактирование тезиса.

Аргументация: понятие об аргументе, виды аргументов (аргумент логический и аргумент-факт, аргумент в художественной форме.), способы представления аргументов; выработка и проверка аргументов; аргументы и контраргументы. Иллюстрация в УПМ- рассуждении с открытой логической схемой текста: предназначение, краткий и развернутый иллюстративный фрагмент, «сухая» и художественная иллюстрация, лингвистическая техника иллюстрирования. Аргументы (доводы) и тезис. Определение аргументативной структуры и квалификация аргументов образцового текста. Открытая логическая формулировка довода; иллюстрация логического довода. Логограф текста-рассуждения. Компактное представление всей логической системы текста-рассуждения (тезис - аргументы - [иллюстрации]) в схеме-логографе.

Расположение (работа над композиционной стороной задуманного текста): композиция как отражение целевой установки и коммуникативной стратегии автора; композиционные типы целого текста, содержательные (хронологический и системно-ло­гический с индуктивной и дедуктивной разновидностями), и структурные (ступенчатый и концентрический). Композиция текста. Установление границ и содержательно-речевого единства композиционной рамки УПМ на образцовом тексте. Правила расположения основного логического тезиса.

Вопрос о границах композиционных частей и фрагментов, композиционно-логические связки. Общая композиционная идея целого текста. Критика композиции несовершенного текста. Линейное и многомерное строение текста. Структурные единства УПМ: композиционные части (вступление, основная часть, заключение) и логические единства в их составе. Выражение композиционного замысла для адресата, правила речевого разграничения компози­ционных единиц.

Речевое выражение: языковое, речевое, текстовое обеспечение убедительности УПМ: а) устность и средства ее достижения; б) диалогизация и ее способы, включение приемов диалогизации в УПМ; интимизация как способ повышения воздействующей силы текста; в)языковые и речевые средства выразительности (состав языковых средств в соответствии с целевой установкой автора; тропы и фигуры как средства усиления воздействия, внешняя выразительность). Речевая форма УПМ. Мера книжности речи (на сопоставлении образцового и несовершенного текста). Приемы диалогизации в разных типах и жанрах УПМ.

Систематика диалогов по сфере и цели речи. Общая риторика диалога: правила корректного поведения в непосредственном речевом общении. Деловой диалог: прагматическая установка, этические обязательства, логические требования, композиционные стандарты, речевые умения участников, способы повышения деловой результативности. Непринужденная беседа: фатическая установка, тематический состав и композиция, права и обязанности собеседников, клише гармонического общения.

Образ ритора и его составляющие. Нравственные установки, эрудиция, культура речи ритора. Национально-культурные традиции и индивидуальное своеобразие в риторической деятельности. Имидж оратора.

Полемический диалог (диалог-спор) и его общие особенности. Этика спора. Диалектика и эристика в споре. Основные правила корректной полемики. Диалог: принцип коммуникативного сотрудничества как ведущий. Способы создания психологического комфорта в диалогическом общении (речевое поддерживание). Дисгармония в диалоге и способы ее преодоления (речевое сдерживание).

Выявление и квалификация уловок на материале политического дискурса. Уловки в споре, классификация уловок С. И. Поварнина. Противодействие уловкам. Жанры полемики: дискуссия, спор, свара. Об игровых формах овладения методикой спора.

 

1.3. Рабочая учебная программа

1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля

Таблица 1 - Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля

Номер раздела, темы Наименование разделов, тем дисциплины Семестр Объем в часах по видам учебной работы Формы контроля успеваемости
Всего Л ПЗ С ЛР СРС
    Риторика как искусство и наука. История риторики.               Тестовый контроль
  Культура общения оратора               Опрос
  Основные категории и постулаты риторики               Тестовый контроль
  Изобретение               Контрольная работа
  Расположение               Опрос
    Выражение               Контрольная работа
Итого                      

1.3.3. Практические занятия

 

Таблица 3 — Состав и объем практического занятия/семинара

Номер ПЗ/семинара Номер раздела или темы Наименование и краткое содержание занятия Цель и характер занятия Коли-чество часов Литература (ссылка на номер в списке лит-ры) и/или электронный источник (ссылка на номер источника)
1 2 Общая характеристика культуры общения оратора Выработать понимание принципов культуры общения оратора 1 1-3 о.л.
2 3 Основные категории и постулаты риторики Дать представление об основных категориях и постулатах риторики 1 1-3 о.л., 3, 9, 15, 19 д.л,
3 3 Функционально-смысловые типы речи Дать представление о функционально-смысловых типах речи в риторическом тексте 1 1-3 о.л., 15,18,19 д.л.
4 4 Изобретение (работа над содержательной стороной УПМ) Познакомить с основами работы над содержательной стороной УПМ (устного публичного монолога) 1 1-3 о.л., 15,18,19 д.л.
5 4 «Общие места» (топы) Дать представление об «общих местах» как смысловых идеях развертывания темы 1 1-3 о.л.,2,4,7,8,10,12 д.л.
6 1-4 Контрольная работа Контроль текущей успеваемости 1  
7 8 4 4 Основной логический тезис текста-рассуждения Охарактеризовать основной логический тезис текста-рассуждения, его свойства и требования к тезису в УПМ 1 1-3 о.л., 2,4,7,8,10,12 д.л.
8 4 Аргументация: понятие об аргументе, виды аргументов Познакомить с процессом доказательства и видами аргументов 1 1-3 о.л., 15,18,19 д.л.
9 10 4 Основные правила аргументации, требования к аргументам и демонстрации Сформировать умения выработки и проверки аргументов, выстраивания их логической связи с тезисом 2 1-3 о.л., 2,4,7,8,10,12 д.л.
10 5 Расположение (композиция УПМ) Дать представление о композиции как отражении целевой установки и коммуникативной стратегии автора, о структуре УПМ 1 1-3 о.л., 15,18,19 д.л.
11 5 Работа над композиционной стороной задуманного текста Выработать умения по композиционному оформлению УПМ 2 1-3 о.л., 2,4,7,8,10,12 д.л.
12 6 Речевое выражение; языковое, речевое, текстовое обеспечение убедительности УПМ Познакомить с различными особенностями обеспечения убедительности УПМ 1 1-3 о.л., 15,18,19 д.л.
13 6 Риторические фигуры Дать основную классификацию риторических фигур, условия применения их в ораторской речи 1 1-3 о.л., 15,18,19 д.л.
14 4-7 Проблемно-целевой семинар по изобретению, оформлению и представлению текста-рассуждения на заданную тему Сформировать умения по изобретению, оформлению и представлению текста-рассуждения на заданную тему 2 1-3 о.л., 2,4,7,8,10,12 д.л.
15 4-7 Риторический тренинг «Дебаты» Сформировать умения корректно вести полемический диалог, создавать УПМ, выстраивать контраргументацию, резюмировать сказанное и т.п. 2 1-3 о.л., 10,12,14,17 д.л.

1.3.5. Самостоятельная работа студентов

 

По темам самостоятельной работы студентам следует написать реферат (на выбор).

 

Номер раздела или темы Тема СРС Коли- чест-во часов Литература (ссылка на номер в списке лит-ры) и/или электронный источник (ссылка на номер источника) Формы контроля успеваемости
1    
Античные риторики. Аристотель и Квинтиллиан.  
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. Орфография, принципы орфографии
9. Лингвистические и нелингвистические словари
10. Основные толковые словари русского языка
11. Предложение, главные его аспекты и свойства
12. Простое предложение. Структурные типы простого предложения
13. Сложное предложение. Структурные типы сложного предложения
14. Сравнительно-исторический метод в языкознании
Итого: 56 ч.
9 3, 9, 15, 19 д.л. Доклад
2 Риторика в средние века и эпоху Возрождения в Европе.   9 3, 9,15, 19 д.л. Доклад
3 Становление и эволюция красноречия в России. Труды М.В. Ломоносова по риторике.   9 5,6,11 д.л. Доклад
4 Упадок риторики. Риторика в России 19 века. Творчество А.А. Потебни. 9 5,6,11 д.л. Доклад
5 Публичная речь в системе речевой деятельности. Монолог и диалог как основные типы речи.   9 2,4,7,8,10,12 д.л. Доклад
6 Выразительность в ораторской речи   9 15,18,19 д.л. Контрольная работа
7 Роль популяризации и диалогизации в публичном монологе   9 15,18,19 д.л. Контрольная работа
8 Корректная полемика: приемы, уловки.   9 10,12,14,17 д.л. Реферат

 

1.4. Список литературы

 

а) основная литература:

1. Аннушкин В. И. Первая русская риторика. М, 2000.

2. Волков А. А. Курс русской риторики. М., 2001.

3. Ивин А. А. Риторика: искусство убеждать. М., 2002.

 

б) дополнительная литература:

1. Антология русской риторики / Отв. ред. и сост. М. И. Панов. М., 1997.

2. Андреев В. И. Деловая риторика. Казань, 1993.

3. Аристотель. Риторика // Античные риторики. М, 1978.

4. Борисова И. Н. и др. Основы стилистики, культуры речи и риторики. Екатеринбург, 1995.

5. Волков А. А. Основы русской риторики. М., 1996.

6. Граудина Л. К, Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. М.,1989.

7. Клюев Е. В. Риторика. М., 1999.

8. Кохтев К. Н. Основы ораторской речи. М., 1992.

9. Кузнецова Т. К, Стрельникова И. П. Ораторское искусство в Древнем Риме. М., 1976.

10. Купина Н. А. Риторика в играх и упражнениях. Екатеринбург, 1999.

11. Михальская А. К. Русский Сократ: лекции по сравнительно-исторической риторике. М.,1996.

12. Михальская А. К. Основы риторики: мысль и слово. М., 1996.

13. Пешков И. В. Введение в риторику поступка. М., 1998.

14. Поварнин С. И. Спор: О теории и практике спора. Псков, 1994 (или другие издания).

15. Рождественский Ю. В. Теория риторики М., 1999.

16. Русская риторика: Хрестоматия / Авт.-сост. Л. К. Граудина. М., 1996.

17. Стернин И. А. Практическая риторика. Воронеж, 1993.

18. Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992.

19. Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика: Курс лекций. Ростов н/Д, 1999.

 

__________________

· Данные источники имеются в научной библиотеке Миасского филиала ЧелГУ или научно-технической библиотеке ГРЦ.

 

1.5. Электронная коллекция (справочно-информационные порталы)

 

1. www.gramota.ru;

2.www.gramma.ru;

3.www.ruscorpora.ru;

4. www.philology.ru;

5.www.gumer/info.ru;

6. www.krugosvet.ru;

7. www.lalvlibrary.ru;

8. www.opentext.

 

 

2. Методические рекомендации преподавателю

 

В курсе «Риторика» рекомендуется проводить лекции по следующим темам:

 

Темы лекций

1. Риторика: красноречие и наука о красноречии. Из истории риторики. 2 ч.
2. Изобретение (работа над содержательной стороной УПМ) 2 ч.
3. Аргументация: понятие об аргументе, виды аргументов 2 ч.
4. Расположение (работа над композиционной стороной задуманного текста) 2 ч.
5. Речевое выражение: языковое, речевое, текстовое обеспечение убедительности УПМ 2 ч.
6. Систематика диалогов по сфере и цели речи 2 ч.
7. Образ ритора и его составляющие 2 ч.
8. Полемический диалог (диалог-спор) и его общие особенности 4 ч.
Итого: 18 ч.

 

Инновационные технологии обучения (активные методы, используемые в работе):

-эвристическая беседа (занятия 1,2,3,4);

-учебная дискуссия (занятия 12, 13);

-семинар-практикум (15, ниже приведены методические разработки данных практикумов);

-кейс-стади (занятия 10,12,13);

-самостоятельная работа с литературой (консультации студентов по выполнению самостоятельной работы, по конспектированию заданной литературы).

 

Date: 2015-10-22; view: 360; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию