Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Темы лекцийСтр 1 из 4Следующая ⇒ Риторика (указывается название дисциплины)
Направление подготовки (специальность) 081100.62 Государственное и муниципальное управление (указывается код и наименование ООП))
Профиль подготовки (специализация) __________________________________________________________________ (указывается наименование профиля подготовки (специализации)) Присваиваемая квалификация (академическая степень) Бакалавр ГМУ (указывается в соответствии с ФГОС ВПО)
Форма обучения Очная (очная, заочная и др.) Миасс 2012 г. (город)
Содержание
1. Программа учебной дисциплины 1.1. Вводная часть 1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
1. Ознакомление с мировоззренческими основаниями риторики, определение гражданских и нравственных обязанностей ритора. 2. Усвоение основ теории риторики, ознакомление с образцовыми текстами устных публичных выступлений. 3. Формирование умений и навыков осознанного владения речью в профессионально значимых и бытовых ситуациях. 4. Выработка навыков критического анализа образцов монологической и диалогической речи и речевого поведения. 5. Усвоение правил и приемов логического выстраивания монологического текста, основ аргументации. 6. Уяснение композиционных стандартов устного публичного монолога. 7. Анализ эмоционально-волевого содержания публичной речи, усвоение правил и приемов речевого воздействия. 8. Выработка практических навыков создания профессионально значимого типа текста: устного публичного монолога-рассуждения. 9. Ознакомление с основами риторики диалога и теорией спора. Формирование практических навыков участия в полемическом диалоге. 10. Ознакомление студентов с новой литературой по предмету, ориентация на дальнейшее самообразование в области риторики.
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП
ДИСЦИПЛИНА «Риторика» входит в цикл дисциплин по специальности 081100.62 – Государственное и муниципальное управление, взаимосвязана со следующими дисциплинами: современным русским языком, культурой речи, с другими сферами гуманитарного знания – психологией, культурологией, философией.
1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины «РИТОРИКА» студент должен обладать следующими компетенциями: - знать основные понятия теории риторики, историю и классические труды основоположников этой науки, знать принципы создания устного публичного монолога-рассуждения; - уметь создавать текст публичного монолога-рассуждения, применять знания по теории ораторского мастерства в риторическом анализе текста; - владеть литературной речью, навыками ведения корректной полемики.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ООП ВПО: а) общекультурных (ОК): - владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - владеет культурой системного и творческого мышления, способен критически подходить к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, владеет теорией и практикой решения интеллектуальных задач (ОК-1*); - владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2); - обладает навыками эффективного общения и активного слушания, владеет русским языком, умеет логически верно, аргументированно, четко и ясно выражать мысли в устной и письменной форме, полностью осознавая смысл изложенного (ОК-2*); - обладает навыками развития интеллекта и профессионализма, нравственного самосовершенствования (ОК-3*); - обладает навыками сотрудничества, взаимопомощи, участия в командообразовании (эффективной работы в команде), умеет создавать и поддерживать творческую атмосферу в коллективе (ОК-5*); - стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6); - умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних (ОК-7); - осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8); - умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); - способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10); б) профессиональных (ПК) (исследование лингвистических особенностей текста, научный анализ текстов различных жанров, выявление общих тенденций и специфики различных текстов и т.п.): - способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1); - свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3); - владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4); - способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5); - владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8); - способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования (ПК-9); - умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик (ПК-10); - готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися (ПК-11).
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, общий объем часов 108, в том числе: = лекции 18; - практические занятия 18; - самостоятельную работу студентов 72. Форма контроля - зачет. Семестр 4.
Содержание дисциплины:
Риторика: красноречие и наука о красноречии. Нравственные основания риторики. Из истории риторики. «Риторика» Аристотеля. Становление и эволюция русского красноречия (М. Ломоносов, М. Сперанский, Н. Кошанский). Классический канон риторики. Понятие о риторическом идеале. Современная риторика. Предмет и задачи курса риторики. Публичная речь в системе речевой деятельности. Монолог и диалог как основные типы речи. Роды и виды риторики: общая и частная риторика; академическое, политическое, социально-бытовое, судебное, церковное красноречие. Устный публичный монолог-рассуждение в границах общей риторики как основной предмет изучения. Профессионально значимые для филолога жанры устного публичного монолога (УПМ): лекция, объяснение нового материала на уроке (обучающий монолог). Общая характеристика культуры общения. Принцип коммуникативного сотрудничества как основа гармоничного общения. Речевой этикет и его стереотипы. Способы благоприятной самоподачи и речевая поддержка собеседника в диалоге; способы создания и поддержки психологического комфорта в процессе монологического общения. Способы речевой защиты от некорректного поведения партнера. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Закономерности строения описания и повествования. Функционально-смысловой тип речи как основа целого текста и текстового фрагмента. Изобретение (работа над содержательной стороной УПМ): систематика целей речи; тема и ее деление на подтемы; «общие места» (топы) как смысловые идеи развертывания темы, способы «размножения идей»; логический тезис целого текста, его содержание, структура, текстовое представление; выработка и проверка основного логического тезиса задуманного текста. Описание и рассуждение в основе УПМ. УПМ-описание - общая логическая структура, основанная на топах «род и вид» или «целое и части». УПМ-рассуждение - общая логическая структура, основанная на топах «причина» и «следствие». Основной логический тезис текста-рассуждения. Определение тезиса образцового текста. Вопрос о соотношении тезиса с целеустановкой и коммуникативной стратегией автора. Констатирующий тезис и тезис доказательства (аргумент). Изобретение тезиса на основе заданной темы и его проверка. Редактирование тезиса. Аргументация: понятие об аргументе, виды аргументов (аргумент логический и аргумент-факт, аргумент в художественной форме.), способы представления аргументов; выработка и проверка аргументов; аргументы и контраргументы. Иллюстрация в УПМ- рассуждении с открытой логической схемой текста: предназначение, краткий и развернутый иллюстративный фрагмент, «сухая» и художественная иллюстрация, лингвистическая техника иллюстрирования. Аргументы (доводы) и тезис. Определение аргументативной структуры и квалификация аргументов образцового текста. Открытая логическая формулировка довода; иллюстрация логического довода. Логограф текста-рассуждения. Компактное представление всей логической системы текста-рассуждения (тезис - аргументы - [иллюстрации]) в схеме-логографе. Расположение (работа над композиционной стороной задуманного текста): композиция как отражение целевой установки и коммуникативной стратегии автора; композиционные типы целого текста, содержательные (хронологический и системно-логический с индуктивной и дедуктивной разновидностями), и структурные (ступенчатый и концентрический). Композиция текста. Установление границ и содержательно-речевого единства композиционной рамки УПМ на образцовом тексте. Правила расположения основного логического тезиса. Вопрос о границах композиционных частей и фрагментов, композиционно-логические связки. Общая композиционная идея целого текста. Критика композиции несовершенного текста. Линейное и многомерное строение текста. Структурные единства УПМ: композиционные части (вступление, основная часть, заключение) и логические единства в их составе. Выражение композиционного замысла для адресата, правила речевого разграничения композиционных единиц. Речевое выражение: языковое, речевое, текстовое обеспечение убедительности УПМ: а) устность и средства ее достижения; б) диалогизация и ее способы, включение приемов диалогизации в УПМ; интимизация как способ повышения воздействующей силы текста; в)языковые и речевые средства выразительности (состав языковых средств в соответствии с целевой установкой автора; тропы и фигуры как средства усиления воздействия, внешняя выразительность). Речевая форма УПМ. Мера книжности речи (на сопоставлении образцового и несовершенного текста). Приемы диалогизации в разных типах и жанрах УПМ. Систематика диалогов по сфере и цели речи. Общая риторика диалога: правила корректного поведения в непосредственном речевом общении. Деловой диалог: прагматическая установка, этические обязательства, логические требования, композиционные стандарты, речевые умения участников, способы повышения деловой результативности. Непринужденная беседа: фатическая установка, тематический состав и композиция, права и обязанности собеседников, клише гармонического общения. Образ ритора и его составляющие. Нравственные установки, эрудиция, культура речи ритора. Национально-культурные традиции и индивидуальное своеобразие в риторической деятельности. Имидж оратора. Полемический диалог (диалог-спор) и его общие особенности. Этика спора. Диалектика и эристика в споре. Основные правила корректной полемики. Диалог: принцип коммуникативного сотрудничества как ведущий. Способы создания психологического комфорта в диалогическом общении (речевое поддерживание). Дисгармония в диалоге и способы ее преодоления (речевое сдерживание). Выявление и квалификация уловок на материале политического дискурса. Уловки в споре, классификация уловок С. И. Поварнина. Противодействие уловкам. Жанры полемики: дискуссия, спор, свара. Об игровых формах овладения методикой спора.
1.3. Рабочая учебная программа 1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля Таблица 1 - Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля
1.3.3. Практические занятия
Таблица 3 — Состав и объем практического занятия/семинара
1.3.5. Самостоятельная работа студентов
По темам самостоятельной работы студентам следует написать реферат (на выбор).
1.4. Список литературы
а) основная литература: 1. Аннушкин В. И. Первая русская риторика. М, 2000. 2. Волков А. А. Курс русской риторики. М., 2001. 3. Ивин А. А. Риторика: искусство убеждать. М., 2002.
б) дополнительная литература: 1. Антология русской риторики / Отв. ред. и сост. М. И. Панов. М., 1997. 2. Андреев В. И. Деловая риторика. Казань, 1993. 3. Аристотель. Риторика // Античные риторики. М, 1978. 4. Борисова И. Н. и др. Основы стилистики, культуры речи и риторики. Екатеринбург, 1995. 5. Волков А. А. Основы русской риторики. М., 1996. 6. Граудина Л. К, Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. М.,1989. 7. Клюев Е. В. Риторика. М., 1999. 8. Кохтев К. Н. Основы ораторской речи. М., 1992. 9. Кузнецова Т. К, Стрельникова И. П. Ораторское искусство в Древнем Риме. М., 1976. 10. Купина Н. А. Риторика в играх и упражнениях. Екатеринбург, 1999. 11. Михальская А. К. Русский Сократ: лекции по сравнительно-исторической риторике. М.,1996. 12. Михальская А. К. Основы риторики: мысль и слово. М., 1996. 13. Пешков И. В. Введение в риторику поступка. М., 1998. 14. Поварнин С. И. Спор: О теории и практике спора. Псков, 1994 (или другие издания). 15. Рождественский Ю. В. Теория риторики М., 1999. 16. Русская риторика: Хрестоматия / Авт.-сост. Л. К. Граудина. М., 1996. 17. Стернин И. А. Практическая риторика. Воронеж, 1993. 18. Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992. 19. Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика: Курс лекций. Ростов н/Д, 1999.
__________________ · Данные источники имеются в научной библиотеке Миасского филиала ЧелГУ или научно-технической библиотеке ГРЦ.
1.5. Электронная коллекция (справочно-информационные порталы)
1. www.gramota.ru; 2.www.gramma.ru; 3.www.ruscorpora.ru; 4. www.philology.ru; 5.www.gumer/info.ru; 6. www.krugosvet.ru; 7. www.lalvlibrary.ru; 8. www.opentext.
2. Методические рекомендации преподавателю
В курсе «Риторика» рекомендуется проводить лекции по следующим темам:
Темы лекций
Инновационные технологии обучения (активные методы, используемые в работе): -эвристическая беседа (занятия 1,2,3,4); -учебная дискуссия (занятия 12, 13); -семинар-практикум (15, ниже приведены методические разработки данных практикумов); -кейс-стади (занятия 10,12,13); -самостоятельная работа с литературой (консультации студентов по выполнению самостоятельной работы, по конспектированию заданной литературы).
|