Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение 6





Рекомендации по выполнению контрольной работы

1. Внимательно изучите пункт II задания для выполнения контрольной работы, представляющий собой план риторического анализа текста речи.

 

2. Уточните для себя объемы каждого из пунктов плана риторического анализа текста (см. разделы «Тематика лекций» и «Методические рекомендации» в данном УМК).

 

3. Уточните для себя значение риторических терминов (Приложение 9.)

 

4.Обратите внимание: риторический анализ текста проводится в пяти основных аспектах:

1) в аспекте смысловой структуры,

2) в аспекте расположения идей речи,

3) в аспекте риторических форм (тропов и фигур),

4) в аспекте ориентации оратора на слушателя,

5) в аспекте самопрезентации автора.

 

Этим аспектам соответствуют части риторического канона: инвенция, диспозиция, элокуция.

5. Чтобы лучше представить «речевую материю», изучите концептуальные аспекты текста публичной речи: целевой, этический, лингвистический, психологический, логический.

Организующим началом публичной речи является цель, раскрывающая намерения оратора. Цель публичной речи всегда комплексна и предполагает ряд функциональных категорий, основные из которых – информативная и убеждающая. Ведущая целевая категория определяет вид речи, например: информативная – лекцию, доклад, сообщение; убеждающая – агитацию, речь на митинге, защитительную судебную речь т. п.

Этические требования к личности оратора и к ораторской речи традиционны. Еще Цицерон предупреждал: «Красноречие есть одно из высших проявлений нравственной силы человека... Но чем значительнее эта сила, тем обязательнее должны мы соединять ее с честностью и высокой мудростью; а если бы мы дали обильные средства выражения людям, лишенным этих достоинств, то не ораторами бы их сделали, а безумцам бы дали оружие». Этический лейтмотив прослеживается и в русской риторике: в VIII веке М.В. Ломоносов, первым условием результативности ораторской речи называет условие, «когда слушатели знают, что он [оратор] добросердечный и совестный человек, а не легкомысленный ласкатель и лукавец». В XIX веке Н.Ф. Кошанский именно в «желании общего блага», «добродетели» видит своего рода определитель истинного, а не мнимого красноречия; в начале XX века А.Ф. Кони учит ораторов: «нужно не лгать».

Этические требования относятся ко всему процессу коммуникации: к самому оратору, к его речи и к аудитории. Вместе с тем основная этическая нагрузка ложится на оратора, несущего нравственную гражданскую ответственность за сказанное и на уровне истинности содержания, и на уровне выбора языкового и паралингвистического оформления речи.

Лингвистические требования к публичной речи распространяются на умение оратора подобрать языковые средства выражения идеи, которую он намерен донести до слушателя. Представим их:

Информативность – содержательность речи. Сложность соблюдения информативности проявляется не столько в выборе конкретного слова, сколько в необходимости конкретных ссылок, нацеленных на создание полного представления о предмете речи. Так, например, оценочные слова интересно, хорошо, необходимо нуждаются в обязательном распространении так как, потому что посредством уместных стилю изложения синтаксических конструкций с возможностью замены союзов паузами при дальнейшем интонационном и жестовом выделении.

Точность – адекватность слова выражаемому им понятию – подразумевает соответствие понятию лексико-семантического варианта слова с учетом его конкретности и эмоциональности (шел, бежал, плелся); это же требование распространяется на синтаксис и на сопутствующие речи жесты и мимику.

Ясность – обусловленная точностью адекватность восприятия аудиторией значения слова или выражения. Смысловая ясность (неясность) формируется на уровне словосочетаний (эскизы [кисти] Репина), грамматических (велели [им] вернуть билеты) и сложных синтаксических конструкций (фотографии к журналам, [которые] понравились всем). Ясности речи способствуют также интонации и паузы.

Правильность – грамотность речи, соблюдение речевых норм всех уровней языка.

Богатство – многообразие используемых в речи оратора единиц языка.

Экономичность – оптимальная насыщенность, раскрывающая идейную нагрузку ораторской речи. Характерное нарушение данного требования – многословие, предполагающее неоправданную детализацию предмета речи, обилие вводных предложений, злоупотребление преувеличениями (абсолютная и неоспоримая истина) и излишними определениями (маловажный незначительный факт).

Уместность – наиболее подходящая к ситуации высказывания языковая организация речи. Связанная со стилем, уместность подразумевает целесообразность употребления терминов и профессионализмов, жаргонизмов (клевый, крутой), аббревиатур и звукоподражаний (ав-ав убежала), контролирует равновесие формальной и эмоциональной смысловой нагрузки слова (мой противник говорит неправду или мой противник – лжец).

Чистота – требование естественности речи. Критерием чистоты является оправданность употребления всех «инородностей» (okay, good-bye, ladies and gentlemen), диалектизмов (дюже), просторечий (мамаша) и вульгаризмов (харя), историзмов (вече), архаизмов (ланиты) и неологизмов. Недопустимы в любом случае канцеляризмы, подобные слову обилечивание, и слова-паразиты (значит, ну).

Благозвучие – сочетание звуков, слов, предложений, удобное для произношения и слухового восприятия. Звукопись также способствует ассоциативному восприятию речи. Однако, «...остерегайтесь говорить ручейком: вода струится, журчит, лепечет и скользит по мозгам слушателей, не оставляя в них следа. Чтобы избежать утомительного однообразия, надо составить речь в таком порядке, чтобы каждый переход от одного раздела к другому требовал перемены интонации», – учил П. Сергеич.

Речевой этикет – стереотипные единицы речи, значение которых определено шаблонными ситуациями этикета поведения. Этикет публичной речи определяется тональностью речи и обстановкой общения Обстановка выступления должна быть официальной, нейтральной или дружеской. Однако если она и может оказаться любой, то тональность речевого этикета обязана постоянно сохранять высокую или нейтральную окраску, т. е. из ряда синонимов: приветствую вас! здравствуйте! здорово! здрассьте! – допустимы только 1 и 2.

Невербальные средства речевого этикета проявляются в общении не только как сопутствующие (простите – руку к груди, легкий поклон; привет – улыбка, кивок; привет – взгляд в сторону), но и как «заменители» некоторых реплик (приветствие = пожатие или взмах руки).

Психологические требования к тексту публичной речи обусловлены ее спецификой – текст не для читателя, а для слушателя.

Адресация – установка речи на слушателя. Средством адресации можно рассматривать этикетные формулы, хотя в большей степени им свойственна нагрузка плана выражения речи. Собственными средствами адресации речи являются обращения (друзья!); вводные конструкции типа как видите, как мы знаем; конструкции [личное мест. + глагол 2-го л., мн.ч.] типа вы знаете, что...; императив (подумайте, согласитесь) и т. д. Вместе с тем адресация публичной речи осуществляется и самим содержанием речи, и ее паралингвистическим оформлением.

Авторизация – обнаружение собственного я оратора в речи. Осуществляется личными местоимениями (причем желательно говорить мы, мы с вами), глагольными формами (поясним, попробуем понять, будем откровенны, прошу вас...), конструкциями с вводными элементами (как нам кажется, на мой взгляд). Паралингвистические средства здесь могут не только способствовать ораторскому триумфу (горящий взгляд, звенящий голос), но и обнаружить скрываемые им смущение или гнев (покраснеть, сверкнуть глазами), неуверенность в себе или в произносимом (сцепить пальцы, дрогнувший голос).

Выразительность. Специфику выразительности как категории красноречия подметил А.И. Галич, определив в единстве «...изложение и выражение мыслей словами, речениями, оборотами, долженствующими иметь столько чувственного совершенства для приятной игры воображения, сколько то может быть совместно с легким и ясным обозрением». Иными словами, выразительность речи достигается эмоционально-экспрессивными элементами, включающими оценочный характер слова, и употреблением образных, ассоциативных речевых средств. Средства выразительности должны органично сочетаться с содержанием речи, что подчеркивает неразрывность эмоционального и рационального, и истинностью чувств оратора.

Эмоционально-экспрессивная окраска прослеживается на словообразовательном (дом - дом-ик, дом-ок, дом-ишк-о, дом-ин-а, дом-ищ-е) и на лексическом уровнях языка, особенно при синонимии экспрессивной (веселье, радость, ликование, торжество) и оценочной (плакать, рыдать, реветь). Оценочно-смысловую сторону речи, подчеркивают прилагательные (случай: житейский, заурядный, обычный курьезный, скандальный, счастливый), а также фразеологизмы (взволновать – задеть за живое), «крылатые» выражения, пословицы, поговорки, тропы и фигуры.

По сути, определяет выразительность речи весь ее контекст, где нейтральные слова могут восприниматься эмоционально, а высокая лексика приобретать насмешливо-ироническую интонацию.

Последовательность – риторическая организация текста ораторской речи с ориентацией на восприятие и усвоение слушателями. Соблюдение последовательности излагаемого материала распространяется в первую очередь на композицию речи, традиционными (но единственными) составляющими которой принято рассматривать зачин, введение, главную часть, заключение, концовку. Главным критерием композиции было и остается единство ее частей, сформулированное еще Платоном: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо – у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому».

Предложения или периоды, составляющие текст публичной речи, должны отвечать идее речи и логике развития предмета речи, а также уровню восприятия смысла речи аудиторией. Общепринято использование индукции (изложение от частного к общему) и дедукции (от общего к частному), аналогии и контраста, а также концентрического (изложение строится вокруг единого проблемного центра при постоянном возвращении к нему с целью углубления и расширения тематического вопроса), ступенчатого (последовательного, цепного) и параллельного методов построения текста, с применением анализа и синтеза в качестве логических приемов.

Логические требования к публичной речи не должны сводиться к представлению жестких правил логики, тем не менее, следование основным законам логики, необходимо. С одной стороны, это поможет самому оратору избежать ошибок и логических погрешностей, с другой – обеспечит доступное для аудитории раскрытие идеи речи.

Определенность – четкое, конкретное обнаружение и изложение идеи публичной речи. Определенность подразумевает апелляцию к закону тождества, предписывающему обязательность сохранения одного и того же понятия предмета речи. Подмена основного тезиса приводит к ошибке, предполагающей не-истину; умышленная подмена тезиса, обычно посредством использования многозначности слов, омонимии, приводит к софизму (Но когда говорят «камни, бревна, железо», то ведь этомолчащие, а говорят!); неразрешимое логическое противоречие – к паралогизму (апории Зенона: «Стрела», «Ахилл и черепаха» и т.д.) или семантическому парадоксу (парадокс Лжеца: «Все критяне лжецы»,сказал критянин Эпименид).

Непротиворечивость – четкое согласование элементов содержания речи. Достигается соблюдением закона противоречия и закона исключенного третьего. Первый отрицает одновременные полярные оценки одного и того же суждения (Земля вращается и одновременно не вращается вокруг Солнца); второй относится только к группе противоречащих высказываний («Человек не может быть одновременно как здоровым, так и больным», – говорил Платон).

Обоснованность представляет собой подтверждение истинности идей, сформулированных в публичной речи. Обоснованность опирается на закон достаточного основания, оперирующего доказательностью, т.е. связью любого выдвигаемого довода с действительными, обоснованными наукой, теорией и практикой фактами, примерами из жизни.

Вместе с тем следует иметь в виду, что сформулированные на основе законов формальной логики логические требования к публичной речи не распространяются на диалектическую логику, поскольку взятые за основу законы суть обобщение практики правильного мышления и не предполагают отражения всей диалектики реального материального мира. Это, в свою очередь, создает возможность при жестком соблюдении истинности речи использовать логические нарушения для создания выразительности. Так, нарушением непротиворечивости созданы, например, каламбуры плавающий топор, женатый холостяк.

Аргументированность – аргументация в пользу истинности тезиса. Комплексный механизм аргументации составляют как постоянные (тезис, довод или аргумент, основание, доказательство и обоснование), так и факультативные (антитезис, опровержение и демонстрация) компоненты.

6. Чтобы «услышать» и «увидеть» анализируемую речь, прочтите ее вслух перед зеркалом. И не забудьте, что вы читаете ее не себе, а воображаемой (хорошо представляемой) аудитории.

 

 

Date: 2015-10-22; view: 311; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию