Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», – говорил герой пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня» доктор Астров





Тем более, в человеке, который на виду... Поэтому:

 

1. Прочтите внимательно еще несколько рекомендаций оратору, данных А.А. Волковым. Сравните их со своими привычками. Проанализируйте разницу и сделайте для себя выводы.

«Когда придет время выступать, соберитесь внутренне и уверенным шагом подойдите к месту, с которого предстоит говорить. <…> Стойте прямо, развернув плечи. Голову держите, немного приподняв подбородок. Ноги должны быть примерно на ширине плеч. Не прижимайте руки к животу, не заламывайте руки, не сцепляйте пальцы рук, не закладывайте руки за спину, не держите руки в карманах, не заплетайте ногу за ногу» [37].

 

 

2. На основании приведенных ниже фактов сделайте выводы о том, какое значение играет атрибутика при воздействии на публику. Какое влияние оказывает она на речевое поведение говорящего? К чему приводит несоответствие подобранного фона личности выступающего?

1) Император Октавиан (Август) вступил в Александрию, беседуя с философом Арием и держа его за руку с тем, чтобы возвысить философа в глазах сограждан.

2) Многие партийные лидеры стараются выступать на фоне государственного флага, как бы «перетягивая» на себя его частицу.

3) «Он снялся на фоне книжных полок с таким видом, как будто сам все это написал», – подметили однажды И. Ильф и Е. Петров
(и занесли этот «анонимный» факт в свои “Записные книжки”).

 

 

3. Прочтите зарисовку одного из уроков, рассказанную студенткой московского театрального училища, восемнадцатилетней Валей, и «штрих к портрету» знаменитого артиста Мартынова (обратите внимание на их разницу в возрасте и профессиональном стаже).

1) В студии идет урок публичного одиночества. На середину репетиционной комнаты выдвигается стул, на него ставят кресло.

Мне выпало взгромоздиться на этот трон и под неусыпным оком мастера и студийцев внутренне, а не поверхностно исключить любое, даже подсознательное, общение с ними. Остаться наедине с самой собой, со своими мыслями, своим настроением, не реагируя ни на какие внешние раздражители. Педагог... пытается мне помочь:

– Ты проследи свой сегодняшний путь от дома до студии.

Честно стараюсь это сделать.

– Ну как, – спрашивает педагог остальных студентов, – удается Вале от нас отключиться?

Я умираю от стыда на «лобном месте», пронзительно чувствую свою неполноценность. Но больше всего на свете угнетает меня мой внешний вид – стоптанные башмаки, заплаты на локтях (кажется, что каждая заштопана вопиет), зашитая юбка. Как же тут отключишься?

 

2) «Знаменитый артист Мартынов говорил, что когда ему приходилось играть роль в том самом своем сюртуке, в котором он приходил в театр, то, войдя, в уборную, он снимал его и вешал на вешалку. А когда после гримировки наступало время идти на сцену, он надевал свой сюртук, который переставал для него быть просто сюртуком и превращался в костюм, то есть в одеяние того лица, которое он изображал. Этот момент нельзя назвать просто одеванием артиста. Это момент его облачения. Момент чрезвычайно важный, психологический»[38].

Сделайте выводы о роли костюма для артиста. Как вы понимаете фразу: «артист должен время от времени переодеваться»? Касается ли это оратора в том же смысле, что и артиста?

И смогли бы вы сыграть публичное одиночество?

 

 

4. Специалисты по театральным костюмам утверждают, что существует определенная зависимость костюма и героя, и даже костюма и сюжета. Как вы думаете, распространяется ли это правило на костюм оратора, которому предстоит выступить с официальной речью: а) – в день всенародного праздника; б) – в день, объявленный по стране днем траура, в) – с программной речью перед очередной аудиторией избирателей?

«Для костюма хорошо обеспеченной героини лучше всего руководствоваться модными картинками викторианской эпохи с их слащавой красочностью и не скупиться на искусственные цветы, перья и банты. Молодую добродетельную женщину, переживающую трудные времена из-за козней злодеев и других превратностей судьбы, лучше всего одеть в однотонное простое платье с кружевным воротничком, аккуратный фартук, шаль и кружевной чепец. Для ее уличного костюма, если ей к тому же приходится брести по снегу с младенцем на руках, лучше всего подобрать большую шаль, закрывающую ее и дитя. <…>

Другим типическим действующим лицом мелодрам является злодей, укутанный в черный плащ, в фетровой широкополой шляпе или залоснившемся цилиндре, обязательно с усами и баками. Его брюки лучше всего заправить в кожаные или резиновые сапоги. На лирического героя лучше всего надеть романтическую рубашку с байроновским воротничком. Свободно повязанный черный шелковый шарф добавит его облику трагизма, а красные кожаные домашние туфли будут восприниматься как намек на развращенность»[39].

 

 

5. Прочтите рассуждения о костюме людей, связанных с политикой. Можно ли считать, что костюм призван внушать уважение собеседников к его владельцу? На чем может быть основано это уважение? И является ли костюм сам знаком уважения к публике?

1) «Я нигде не испытывал потребности носить ордена, кроме как в Петербурге и в Париже; в этих столицах просто необходимо показываться на улице не иначе, как с ленточкой в петлице, если хочешь, чтобы полиция и публика обращались с тобой вежливо»[40].

2) «Когда я поехала в Англию, купила очень дорогой костюм, потому что знала: без него меня в их парламенте не «примут». Прежде чем ехать я прочла все о том, как они живут, как относятся к внешнему виду....Ткань и работа были настолько качественны, что мне сразу поставили определенный балл. И уже исходя из этого строился дальнейший разговор…

А когда впервые ехала в США, пришлось поднять множество их журналов. Я смотрела, во что одеты женщины, какую они носят бижутерию. Вот, к примеру, такой интересный штрих: летом в конгрессе нельзя появляться в красном костюме – это дурной тон. Зимой – пожалуйста, летом – ни в коем случае!»[41].

 

 

6. Еще раз прочтите тексты заданий 3-5 и с учетом выводов: что значит костюм для артиста, героя и политика – сделайте окончательные выводы относительно роли костюма для оратора. Оформите их в тетради как «памятную страницу».

 

 

7. Прочтите истории, описанные Светонием в книге « Жизнь двенадцати цезарей» и Плутархом в «Сравнительных жизнеописаниях», повествующие о проступках в области невербальной коммуникации, и попробуйте установить причину каждого из них.

1) Величайшую, смертельную ненависть навлек на себя император Август… Сенаторов, явившихся в полном составе поднести ему многие высокопочтеннейшие постановления, он принял перед храмом Венеры-Прародительницы сидя. Некоторые пишут, будто он пытался подняться, …другие, напротив, будто он не только не пытался, но даже взглянул сурово на Гая Требация, когда тот предложил ему встать. Это показалось особенно возмутительным оттого, что сам он, проезжая в триумфе мимо трибунских мест и увидев, что перед ним не встал один из трибунов по имени Понтий Аквила, пришел тогда в такое негодование, что воскликнул: « Не вернуть ли тебе и республику, Аквила, народный трибун?».

2) Цезарь сидел на возвышении для ораторов. Когда к нему подошли консулы и преторы вместе с сенатом в полном составе, он не поднялся со своего места, а, обращаясь к ним, словно к частным лицам, отвечал, что почести скорее следует уменьшить, чем увеличить. Таким поведением он вызвал, однако, недовольство не только сената, но и среди народа, так как все считали, что в лице сената Цезарь нанес оскорбление государству. Те, кому можно было не оставаться долее, тотчас же покинули заседание, сильно огорченные.

 

 

8. С.Н. Паркинсон предлагает начинающим ораторам изучить видеозапись их выступления: «Понаблюдайте за выражением лица, движением бровей, пожатием плеч, поднятием пальца. Какой из этих жестов был необходим? Какое впечатление производят все остальные, кроме того, что человек не может сидеть спокойно? Может, они и раскрывают ваш характер, но желали бы вы раскрыть именно эти его стороны? Убеждают эти жесты или отвлекают? Способствуют ли выразительности или просто раздражают?»[42]

 

 

9. Существуют и определенные правила невербального поведения собеседников в процессе других видов речевого общения. Например, интервьюируемому категорически не рекомендуется:

– непрерывно кивать при разговоре;

– неестественно сгибаться к микрофону;

– отворачиваться от камеры.

Это если интервью на телевидении. А какие рекомендации вы дадите человеку, чье интервью будет транслироваться по радио?

 

 

10. Прочтите фрагменты трактата Цицерона «Об обязанностях». Выделите основные положения и соотнесите их с сегодняшним днем. Обратите внимание на этику невербальных компонентов общения.

«Я решил написать для тебя, сын мой Марк, кое-что, соответствующее твоему возрасту и моему авторитету. Скажу, что многие философы тщательно разбирали вопрос об обязанностях, ведь ни одна из сторон жизни не может быть свободна от них. В служении обязанностям кроется нравственная красота жизни, а пренебрежение ими является позором. <…>

Скажу прежде всего, что каждому виду живых существ природа вручила стремление защищать свою жизнь. <…> Человек отличается от животного тем, что, будучи наделенным разумом, может видеть последовательность между событиями, способен усматривать причины, сравнивать сходные явления и связывать настоящее с будущим. Человек силой разума сближается с другим человеком, образовывает объединения людей. Для человеческой природы подходит все простое и истинное.

Кроме желания искать истину, человеку свойственно и желание первенствовать, главенствовать. Повиноваться же человек будет лишь тому человеку, который способен наставить его, обучить действиям ради общей пользы. Кроме человека, никакие другие существа не могут замечать соразмерности частей, понимать красоты. Из того, что мы ищем разумом, и создается нравственно-прекрасное, свойственное только мудрым людям.

Как писал Платон, мы рождены на свет не только для себя. На наше существование имеют претензии наши друзья, наше отечество. Люди рождаются ради людей, чтобы служить общим интересам. Мы обмениваемся услугами, своим трудом и способностями связываем общество. Основанием справедливости является верность, которую можно было бы назвать правдивостью в словах и в принятых на себя обязательствах. <…>

Да, нравственно прекрасные поступки совершаются не силой тела, а силой духа. Все-таки стоит упражнять и тело, чтобы оно могло умело подчиняться разуму, решать поставленные перед ним задачи, уметь переносить лишения. Свойством храброго человека является способность не смущаться при трудностях, не терять присутствия духа, не лишаться рассудка. Если того требуют обстоятельства, необходимо сразиться в смертельном рукопашном бою и кончину героя предпочесть рабству и позору. <…>

Посоветую при счастливых обстоятельствах избегать гордости – не следует проявлять неумеренности как во времена счастливые, так и в дни несчастий. Это будет признаком ничтожности характера. Всегда в жизни, что бы ни случилось, имейте одно и то же выражение лица. А еще более умеренным следует быть тем, кто занимает высокое положение. Даже при обстоятельствах счастливых не забывайте прибегать к советам друзей. Никогда не слушайте зато советов, даваемых вам потворщиками, льстивыми и лживыми.

Поговорим теперь о нравственной красоте и рассмотрим вопросы уважения людей, умеренности, соблюдения во всем меры. Помните, что все справедливое подобает, а все несправедливое – позорно.

Итак, следует к каждому человеку проявлять уважение. Почему? Потому что если ты станешь пренебрегать мнением, составленным о себе каждым человеком, то тебя можно будет назвать не только заносчивым, но попросту нравственно падшим. Но отделяйте справедливость по отношению к людям от уважения. Справедливость требует не оскорблять людей, а уважение стремится не ранить их самолюбия.

Каждый наш поступок не должен быть замешан на поспешности, небрежности. Нельзя совершать ничего такого, что нельзя бы было потом оправдать. Все стремления наши нужно подчинять разуму, вот тогда-то и может засиять свет умеренности.

Стремления, буквально переливающиеся через край, являются теми, которые не сдерживаются разумом. Они и переходят всякую границу. Взгляните на лица людей, распаленных гневом, страстью, на просто взволнованных людей. Ведь у этих людей весь облик изменяется.

Вот тут-то и кроется наша обязанность: уметь сдерживать, успокаивать все свои стремления, тренировать в себе тщательность, чтобы не допускать себя до опрометчивых поступков. Помните, что природа породила нас не для развлечений и шуток, но для дел значительных. Впрочем, шутки тоже можно допускать, но не более чем, к примеру, сон. К тому же шутки наши должны быть скромными.

Когда мы рассматриваем вопрос об обязанностях, следует всегда помнить превосходства природы человека над природой животных. <…> Нужно помнить о двойной роли, возложенной на нас природой. Первая роль заключается в обладании нами разумом, из которого проистекает все нравственно прекрасное. Это – общая всем нам роль. Вторая же роль – особенная, принадлежащая каждому из нас в отдельности, ведь в душевном складе людей так много особенного. Каждый должен быть верен своей душевной природе, но только не недостаткам. Поступайте так, чтобы не противиться своей природе, но и не идти наперекор природе, свойственной всем людям.

В ранней молодости каждому из нас пришлось определить будущую стезю деятельности. В большинстве случаев мы следуем наставлениям родителей, другие слушают суждения толпы и следуют ее примеру, делая то, что считается прекрасным во мнении толпы. И крайне редко можно встретить таких людей, которые, обладая дарованиями, образованием, начинают размышлять о том, какой же путь им выбрать. Помните, что при выборе жизненного пути необходимо предусмотреть дорогу, позволяющую оставаться верным себе на протяжении всей жизни, то есть нужно принимать во внимание свойства своей натуры, поскольку натура куда более надежна, постоянна, чем судьба.

Разным возрастам свойственны и разные обязанности: молодым – одно, старым – другое. Долгом юноши является почитание тех, кто старше их. Но из них юноше следует выбрать наиболее уважаемых, мудрых, чтобы опираться на их знания и авторитет. Молодость страдает отсутствием знаний, а опыт стариков позволяет ей руководствоваться их советами. Нужно еще стараться оберегать от страстей юный возраст, упражнять дух и тело в труде, тренировке, чтобы потом, когда придется исполнять воинский и гражданский долг, можно было рассчитывать на воспитанную в юношах настойчивость.

Теперь давайте поговорим с вами о распорядке. Нужно уметь все ставить (что делается и говорится) на свои места, а для этого надо знать, что такое умеренность. Умеренность же нужно понимать как умение выбирать время, подходящее для выполнения тех или иных действий. В действиях нам надо соблюдать порядок, позволяющий все подгонять одно к другому, в жизни и в речи. К примеру, совершенно неуместно, говоря о важном, серьезном деле, пользоваться словами, годными лишь для пирушек. Расскажу, как однажды Перикл и Софокл занимались исполнением государственных обязанностей, и вдруг Софокл увидел мальчика, проходившего мимо: “Какой красивый мальчик!” – заметил он вслух. Перикл же ему на это ответил: “Это верно, но при исполнении должности тебе не следовало бы давать воли своим взорам”.

Итак, подобно тому, что музыкант, играющий на флейте или на лире, способен услышать даже малейшую фальшь, так и в жизни нужно наблюдать за тем, чтобы в наших поступках не явилось какого-либо разлада. Будем судить о правильности нашего поведения и по тому, как воспринимают нас люди, – хмурятся или смеются, печальны они или молчаливы. А особенно оценивать свои поступки, пользуясь чужим примером, так как чужие просчеты мы замечаем лучше, чем свои. Порой не худо бы обратиться за советом и к ученым людям. <…>

…Нравственная красота имеет четыре источника: познание, общественное начало, великодушие и самообладание. Так вот, обязанности, которые своей основой тлеют общественное начало, больше соответствуют природе, чем те, что своим источником имеют познание. Созерцательное познание нельзя назвать полным, если за ним не последует какое-то действие. А действие более всего заметно, когда оно касается охраны людских интересов. <…>

У всех людей должна быть одна цель – польза для каждого человека в отдельности и для всего общества. <…> Сама природа заставляет человека желать добра для другого человека уже потому, что он – человек. <…> Разум требует от людей, чтобы они не делали ничего коварного, притворного, лживого. Велико значение слов: «Честным людям нужно поступать честно, без обмана! Да не буду я обманут тобой и не понесу убытка из-за своего доверия к тебе!»…»

 

 

11. Внимательно изучите план риторического анализа речи.

 

План риторического анализа текста речи

1. Общая характеристика текста: род и вид красноречия.

2. Характеристика содержания: рассказ о событиях, текст закона и пр.

3. Анализ дискурса: ситуация из жизни; события до и, возможно, после; кто говорит, кому, с какой целью и т. д.

4. Что (было, должно стать) известно об авторе, уровень его интеллекта, духовного склада?

5. Кто предполагаемый адресат, на какой уровень восприятия и понимания ориентирована речь?

6. Анализ на соответствие коммуникативным требованиям.

 

Особенно тщательно анализируются:

а) композиция речи, сюжетные линии;

б) соблюдение норм культуры речи;

в) аргументация (основной тезис, соотношение рациональной и эмоциональной аргументации, последовательность аргументов);

г) средства выразительности (фигуры, тропы, фразеология, и пр.).

7. Анализ ораторских приемов (приемов «живой речи»).

8. Прогноз (анализ) восприятия речи, степени ее воздействия на слушателей.

9. Перечень ожидаемых вопросов (с ответами).

10. Ответ на три вопроса:

1) что хотел сказать?

2) что сказал?

3) что сказал ненамеренно?

 

При детальном риторическом анализе может наблюдаться пересечение и повтор искомых величин, что объясняется спецификой речевого общения.

11.1. Сделайте риторический анализ речи Гая Саллюстия Криспа «О заговоре Катилины» по пунктам 1-5 плана риторического анализа текста.

 

«…Всем людям, стремящимся отличаться от остальных, следует всячески стараться не прожить жизнь безвестно, подобно скотине, которую природа создала склоненной к земле и покорной чреву. Вся наша сила ведь – в духе и теле: дух большей частью повелитель, тело – раб; первый у нас – общий с богами, второе – с животными. Поэтому мне кажется более разумным искать славы с помощью ума, а не тела, и, так как сама жизнь, которой мы радуемся, коротка, оставлять по себе как можно более долгую память. Потому что слава, какую дают богатство и красота, скоротечна и непрочна, доблесть же – достояние блистательное и вечное. Люди издавна ведут яростный спор о том, чему больше обязано своими успехами военное дело: физической ли силе или доблести духа? Ибо, прежде чем начинать, надо подумать, а подумав – действовать быстро. Так и то и другое, недостаточное само по себе, нуждается во взаимной помощи. <…>

Прежде чем начинать повествование, считаю нужным вкратце рассказать о нравах этого человека. С юных лет ему были по сердцу междоусобные войны, убийства, грабежи, гражданские смуты, и в них он и провел свою молодость. Телом он был невероятно вынослив в отношении голода, холода, бодрствования. Духом был дерзок, коварен, переменчив, мастер притворяться и скрывать что угодно, жаден до чужого, расточитель своего, необуздан в страстях; красноречия было достаточно, разумности мало. Его неуемный дух всегда стремился к чему-то чрезмерному, невероятному, исключительному. После единовластия Луция Суллы его охватило неистовое желание встать во главе государства, но как достичь этого – лишь бы только заполучить царскую власть, – ему было безразлично. С каждым днем все сильнее возбуждался его необузданный дух, подстрекаемый недостатком средств и сознанием совершенных преступлений; и то и другое усиливалось из-за его наклонностей, о которых я уже говорил. Побуждали его, кроме того, и испорченные нравы гражданской общины, страдавшие от двух наихудших противоположных зол: роскоши и алчности. Так как случай напомнил мне о нравах гражданской общины, то самый предмет, мне кажется, заставляет вернуться назад и вкратце рассмотреть установления наших предков во времена мира и войны: как они правили государством и сколь великим оставили его нам; как оно, постепенно изменяясь, из прекраснейшего <и наилучшего> стало сквернейшим и опозорившимся.

 

11.2. Сделайте риторический анализ речи Горгия «Похвала Елене» по пункту 6 плана риторического анализа текста.

 

«…Славой служит городу смелость, телу – красота, духу – разумность, речи приводимой – правдивость; все обратное этому – лишь бесславие. Должно нам мужчину и женщину, слово и дело, город и поступок, ежели похвальны они – хвалою почтить, ежели непохвальны – насмешкой сразить. И напротив, равно неумно и неверно достохвальное – порицать, осмеяния же достойное – восхвалять.

Предстоит мне здесь в одно и то же время и правду открыть, и порочащих уличить – порочащих ту Елену, о которой единогласно и единодушно до нас сохранилось и верное слово поэтов, и слава имени ее, и память о бедах. Я и вознамерился, в речи своей приведя разумные доводы, снять обвинение с той, которой довольно дурного пришлось услыхать, порицателей ее лгущими вам показать, раскрыть правду и конец положить невежеству.

Что по роду и породе первое место меж первейших жен и мужей занимает та, о ком наша речь, – нет никого, кто бы точно об этом не знал. Ведомо, что Леда была ее матерью, а отцом был бог, слыл же смертный, и были то Тиндарей и Зевс: один видом таков казался, другой молвою так назывался, один меж людей сильнейший, другой над мирозданием царь. Рожденная ими, красотою была она равна богам, ее открыто являя, не скрыто тая. Многие во многих страсти она возбудила, вкруг единой себя многих мужей соединила, полных гордости гордою мощью: кто богатства огромностью, кто рода древностью, кто врожденною силою, кто приобретенною мудростью; все, однако же, покорены были победной любовью и непобедимым честолюбьем. Кто из них и чем и как утолил любовь свою, овладевши Еленою, говорить я не буду: знаемое у знающих доверье получит, восхищенья же не заслужит. Посему, прежние времена в нынешней моей речи миновав, перейду я к началу предпринятого похвального слова и для этого изложу те причины, в силу которых справедливо и пристойно было Елене отправиться в Трою.

Случая ли изволением, богов ли велением, неизбежности ли узаконением совершила она то, что совершила? Была она или силой похищена, или речами улещена, или любовью охвачена? – Если примем мы первое, то не может быть виновна обвиняемая: божьему промыслу людские помыслы не помеха – от природы не слабое сильному препона, а сильное слабому власть и вождь: сильный ведет, а слабый следом идет. Бог сильнее человека и мощью и мудростью, как и всем остальным: если богу или случаю мы вину должны приписать, то Елену свободной от бесчестья должны признавать».

11.3. Сделайте риторический анализ речи Демосфена «Против Филиппа (из третьей речи)» по пунктам 7-10 плана риторического анализа текста.

«…Но чего же еще не хватает ему до последней степени наглости? Да помимо того, что он разорил города, разве он не устраивает пифийские игры, общие состязания всех греков, и, когда сам не является на них, разве не присылает своих рабов руководить состязаниями в качестве агонофетов?

Разве не завладел проходами, ведущими к грекам, и не занимает эти места своими отрядами и наемниками? Разве не предписывает он фессалийцам, какой порядок управления они должны у себя иметь? Разве не посылает наемников – одних в Порфм, чтобы изгнать эретрийскую демократию, других – в Орей, чтобы поставить тираном Филистида? Но греки, хотя и видят это, все-таки терпят, и, мне кажется, они взирают на это с таким чувством, как на градовую тучу: каждый только молится, чтобы не над ним она разразилась, но ни один человек не пытается ее остановить. И никто не защищается не только против тех оскорблений, которым подвергается от него вся Греция, но даже и против тех, которые терпит каждый в отдельности. Это уже последнее дело!

Разве он не предпринимал похода на Амбракию и Левкаду – города, принадлежащие коринфянам? Разве не дал клятвенного обещания этолийцам передать им Навпакт, принадлежащий ахейцам? Разве у фиванцев не отнял Эхин, разве не отправляется теперь против византийцев, своих собственных союзников? Разве у нас – не говорю уж об остальном - он не завладел крупнейшим нашим городом на Херсонесе, Кардией? И вот, хотя мы все страдаем от такого отношения к себе, мы все еще медлим, проявляем малодушие и смотрим на соседей, полные недоверия друг к другу, а не к тому, кто всем нам наносит вред.

11.4. Сделайте риторический анализ по всем пунктам плана, с которыми можно соотнести фрагмент судебной речи А.Ф. Кони. Какой информации во фрагменте не хватает для полного риторического разбора?

«…Вы должны помнить, что, быть может, по настоящему делу, которое произвело большое впечатление в обществе, Вам приходилось слышать разные разговоры и мнения, которые объясняли дело то в ту, то в другую стороны, – я бы советовал вам забыть их; вы должны помнить только то, что увидите и услышите на суде, и помнить, что то, что вы услышали вне стен суда, были мнения, а то, что Вы скажете, будет приговор; то, что Вы слышали вне стен суда, не налагает на Вас нравственной ответственности, а Ваш приговор налагает огромную ответственность перед обществом и перед подсудимой, судьба которой в Ваших руках…»

 

 

11.5. Сделайте полный риторический анализ речи Цицерона.

Цицерон. Первая речь против Луция Сергия Катилины

(I, 1) «Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Как долго еще ты, в своем бешенстве, будешь издеваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться своей дерзостью, не знающей узды? Неужели тебя не встревожили ни ночные караулы на Палатине, ни стража, обходящая город… <…>? Неужели ты не понимаешь, что твои намерения открыты? Не видишь, что твой заговор уже известен всем присутствующим и раскрыт?..

(2) О, времена! О, нравы! Сенат все это понимает, консул видит, а этот человек все еще жив. Да разве только жив? Нет, даже приходит в сенат, участвует в обсуждении государственных дел, намечает и указывает своим взглядом тех из нас, кто должен быть убит, а мы, храбрые мужи, воображаем, что выполняем свой долг перед государством, уклоняясь от его бешенства и увертываясь от его оружия. Казнить тебя, Катилина, уже давно следовало бы…

(3) Ведь высокочтимый муж, верховный понтифик Публий Сципион, будучи частным лицом, убил Тиберия Гракха, пытавшегося произвести лишь незначительные изменения в государственном строе, а Катилину, страстно стремящегося резней и поджогами весь мир превратить в пустыню, мы, консулы, будем терпеть? О событиях далекого прошлого я, пожалуй, говорить не буду…<…>

(5) В самой Италии, на путях в Этрурию, устроен лагерь на погибель римскому народу; с каждым днем растет число врагов, а самого начальника этого лагеря, императора и предводителя врагов, мы видим в своих стенах, более того – в сенате; изо дня в день готовит он изнутри гибель государству. Если я велю тебя схватить, Катилина, если я велю тебя казнить, то мне, несомненно, придется бояться, что все честные люди признают мой поступок запоздалым, а не опасаться, что кто-нибудь назовет его слишком жестоким. Но, что уже давно должно было быть сделано, я, имея на это веские основания, все еще не могу заставить себя привести в исполнение. Ты будешь казнен только тогда, когда уже не найдется ни одного столь бесчестного, столь низко падшего, столь подобного тебе человека, который не признал бы, что это совершенно законно. <…>

(9) О, бессмертные боги! В какой стране мы находимся? Что за государство у нас? В каком городе мы живем? Здесь, здесь, среди нас, отцы-сенаторы, в этом священнейшем и достойнейшем собрании, равного которому в мире нет, находятся люди, помышляющие о нашей всеобщей гибели, об уничтожении этого вот города, более того, об уничтожении всего мира! И я, консул, вижу их здесь, даже предлагаю им высказать свое мнение о положении государства и все еще не решаюсь уязвить словами людей, которых следовало бы истребить мечом.

Итак, ты был у Леки в эту ночь, Катилина! Ты разделил на части Италию, ты указал, кому куда следовало выехать; ты выбрал тех, кого следовало оставить в Риме, и тех, кого следовало взять с собой; ты распределил между своими сообщниками кварталы Рима, предназначенные для поджога, подтвердил, что ты сам в ближайшее время выедешь из города, но сказал: что ты все же еще не надолго задержишься, так как я еще жив. Нашлись двое римских всадников, выразивших желание избавить тебя от этой заботы и обещавших тебе в ту же ночь убить меня <…>

(V) Теперь, Катилина, продолжай идти тем путем, каким ты пошел; покинь Рим; ворота открыты настежь, уезжай. Находиться среди нас ты уже больше не можешь; я этого не потерплю, не позволю, не допущу. <…>

(13) Что же, Катилина? Неужели же ты колеблешься сделать, по моему приказанию, то, что ты был готов сделать добровольно? Консул велит врагу удалиться из Рима. Ты спрашиваешь меня – неужели изгнание? Я тебе не велю, но, раз ты меня спрашиваешь, советую так поступить.

(VI) И в самом деле, Катилина, что еще может радовать тебя в этом городе, где, кроме твоих заговорщиков, пропащих людей, не найдется никого, кто бы тебя не боялся, кто бы не чувствовал к тебе ненависти? <…>

(16) Сколько раз уже вырывали кинжал у тебя из рук! Сколько раз он случайно выскальзывал у тебя из рук и падал на землю! Не знаю, во время каких таинств, каким обетом ты посвятил его богам, раз ты считаешь необходимые вонзить его именно в грудь консула.

(VII) А теперь какова твоя жизнь? Ведь я теперь буду говорить с тобой так, словно мной движет не ненависть, что было бы моим долгом, а сострадание, на которое ты не имеешь никакого права. Ты только что явился в сенат. Кто среди этого многочисленного собрания, среди стольких твоих друзей и близких приветствовал тебя? Ведь этого – с незапамятных времен – не случалось ни с кем; и ты еще ждешь оскорбительных слов, когда само это молчание – уничтожающий приговор! А то, что после твоего прихода твоя скамья опустела, что все консуляры, которых ты в прошлом не раз обрекал на убийство, пересели, оставив незанятыми скамьи той стороны, где сел ты? Как ты можешь это терпеть?

(17) <…>Если бы твои родители боялись и ненавидели тебя и если бы тебе никак не удавалось смягчить их, ты, мне думается, скрылся бы куда-нибудь с их глаз. Но теперь отчизна, наша общая мать, тебя ненавидит, боится и уверена, что ты уже давно не помышляешь ни о чем другом, кроме отцеубийства. И ты не склонишься перед ее решением, не подчинишься ее приговору, не испугаешься ее могущества?

(18). Она так обращается к тебе, Катилина, и своим молчанием словно говорит: «Не было в течение ряда лет ни одного преступления, которого не совершил ты; не было гнусности, учиненной без твоего участия; ты один безнаказанно и беспрепятственно убивал многих граждан, притеснял и разорял наших союзников; ты оказался в силах не только пренебрегать законами и правосудием, но также уничтожать их и попирать.

(VIII, 20) <…>Что же теперь? Ты еще чего-то ждешь? Разве ты не замечаешь молчания присутствующих? Они терпят, молчат. К чему ждать тебе их приговора, если их воля ясно выражена их молчанием? <…>

(23) Итак, – говорю это уже не в первый раз – уезжай, причем, если ты, как ты заявляешь, хочешь разжечь ненависть ко мне, своему недругу, то уезжай прямо в изгнание. Тяжко будет мне терпеть людскую молву, если ты так поступишь; тяжко будет мне выдерживать лавину этой ненависти, если ты уедешь в изгнание по повелению консула. Но если ты, напротив, предпочитаешь меня возвеличить и прославить, то покинь Рим вместе с наглой шайкой преступников, отправляйся к Манлию и призови пропащих граждан к мятежу, порви с честными людьми, объяви войну отчизне, предайся нечестивому разбою, дабы казалось, что ты выехал из Рима не изгнанный мною к чужим, но приглашенный к своим. <…>

(XI) Теперь, отцы-сенаторы, дабы я мог решительно отвести от себя почти справедливую, надо сказать, жалобу отчизны, прошу вас внимательно выслушать меня с тем, чтобы мои слова глубоко запали вам в душу и в сознание. В самом деле, если отчизна, которая мне гораздо дороже жизни, если вся Италия, все государство мне скажут:

«Марк Туллии, что ты делаешь? Неужели тому, кого ты разоблачил как врага, в ком ты видишь будущего предводителя мятежа, кого, как ты знаешь, как императора ожидают во вражеском лагере – зачинщику злодейства, главарю заговора, вербовщику рабов и граждан губителю ты позволишь удалиться, так что он будет казаться не выпущенным тобой из Рима, а впущенным тобой в Рим? Неужели ты не повелишь заключить его в тюрьму, повлечь на смерть, предать мучительной казни?

(28) Что, скажи, останавливает тебя? Уж не заветы ли предков? Но ведь в нашем государстве далеко не редко даже частные лица карали смертью граждан, несших ему погибель. Или существующие законы о казни, касающиеся римских граждан? Но ведь в нашем городе люди, изменившие государству, никогда не сохраняли своих гражданских прав. Или ты боишься ненависти потомков? Поистине прекрасно воздашь ты благодарность римскому народу, который тебя, человека, известного только личными заслугами и не порученного ему предками, так рано вознес по ступеням всех почетных должностей к высшей власти, если ты, боясь ненависти и страшась какой-то опасности, пренебрежешь благополучием своих сограждан.

(29) Но если в какой-то мере и следует опасаться ненависти, то разве ненависть за проявленную суровость и мужество страшнее, чем ненависть за слабость и трусость? Когда война начнет опустошать Италию, когда будут рушиться города, пылать дома, что же, тогда, по-твоему, не сожжет тебя пламя ненависти?

(XII) Отвечу коротко на эти священные слова государства и на мысли людей, разделяющих эти взгляды. Да, отцы-сенаторы, если бы я считал наилучшим решением покарать Катилину смертью, я этому гладиатору и часа не дал бы прожить. <…> Но теперь я полагаю, что если Катилина доберется до лагеря Манлия, в который он стремится, то никто не будет столь глуп, чтобы не увидеть ясно, что заговор действительно существует, и никто – столь бесчестен, чтобы это отрицать. Я понимаю, что, казнив одного только Катилину, можно на некоторое время ослабить эту моровую болезнь в государстве, но навсегда уничтожить ее нельзя. Если же он сам удалится в изгнание, уведет с собой своих приверженцев и захватит с собой также и прочие подонки, им отовсюду собранные, то будут окончательно уничтожены не только эта, уже застарелая болезнь государства, но также и корень и зародыш всяческих зол. <…>

(32) Поэтому пусть удалятся бесчестные; пусть они отделятся от честных, соберутся в одно место; наконец, пусть их, как я уже не раз говорил, от нас отделит городская стена. Пусть они перестанут покушаться на жизнь консула у него в доме, стоять, вокруг трибунала городского претора, осаждать с мечами в руках курию, готовить зажигательные стрелы и факелы для поджога Рима; пусть, наконец, на лице у каждого будет написано, что он думает о положении государства. Заверяю вас, отцы-сенаторы, мы, консулы, проявим такую бдительность, вы – такой авторитет, римские всадники – такое мужество, все честные люди – такую сплоченность, что после отъезда Катилины все замыслы его вы увидите раскрытыми, разоблаченными, подавленными и понесшими должную кару.

(33) При этих предзнаменованиях, Катилина, на благо государству, на беду и на несчастье себе, на погибель тем, кого с тобой соединили всяческие братоубийственные преступления, отправляйся на нечестивую и преступную войну. А ты, Юпитер, чью статую Ромул воздвиг при тех же авспициях, при каких основал этот вот город, ты, которого мы справедливо называем оплотом нашего города и державы, отразишь удар Катилины и его сообщников от своих и от других храмов, от домов и стен Рима, от жизни и достояния всех граждан; а недругов всех честных людей, врагов отчизны, опустошителей Италии, объединившихся в злодейском союзе и нечестивом сообществе, ты обречешь – живых и мертвых – на вечные муки».

 

 

12. Сделайте риторический анализ нескольких речей (список речей для риторического анализа – Приложение 7.)

 

Date: 2015-10-22; view: 579; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию