Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 8. Искусство спора. Аргументация





1. Перечислите основные виды спора.

 

2. Раскройте понятия дискуссия, полемика, диспут; приведите примеры.

 

3. Представьте понятия дебаты, прения как виды обсуждения проблемы; приведите примеры.

 

4. Назовите функции и разновидности аргументационной речи.

 

5. Чем логическая аргументация отличается от риторической?

 

6. Назовите типы и виды аргументов.

 

7. Как называются фигуры расположения аргументов?

 

8. Предложенные речевые формы соотнесите с доказательством (а) и выводом (б). Какова их функция? Могут ли они быть использованы в качестве ораторских приемов, и каких?

1) Таким образом. 2) Подведем итоги. 3) Во-первых. Во-вторых.
В-третьих. 4) Следовательно. 5) Это объясняется следующим. 6) Докажем это. 7) Итак. 8) Допустим. 9) Поэтому.

 

9. Восстановите смысловую информацию, опираясь на
начальные, серединные и конечные вспомогательные речевые формы (приведенные знаки препинания носят факультативный характер).

1) Говоря откровенно, этот факт _______________, а между тем _____________________ – и все стало ясно.

2) Сейчас невозможно _______________________, нельзя уступить ____________, ____________ лишено основания.

3) Против всякого ожидания __________________ оказалось необходимым, _______________________ окончательно.

4) Вся суть вопроса заключается в том, что _____________. Такая точка зрения __________________ неопровержимый факт.

5) Сначала следует об этом позаботиться, _______________, принимая во внимание ________________ очень и очень трудно.

 

10. Сопоставьте аргументацию с доводами рациональными (I) и эмоциональными (II)[32]. Какова специфика каждого из вариантов?

 

I. Начало. Тезис: Наука делает человека благородным.
  Середина. Причина: Ибо она, образуя ум, имеет сильное влияние на образ мыслей и поступки.
    Причина причины: А образованный ум не может колебаться в выборе между низким и благородным.
    Пример: Философ Эзоп, будучи рабом, пользовался уважением своего господина.
  Конец. Заключение: Итак, учение есть путь к благородству.
II. Начало. Тезис: Должно умерять страсти.
  Середина. Причина: Ибо следствия пылких страстей пагубны.
    Сравнение: Человек – корабль в море; страсти – ветры; умеренные направляют к желанной цели, бури разбивают корабль.
    Пример 1: Страсть к завоеваниям губит честолюбцев (Наполеон).
    Пример 2: Страсть к наслаждениям убивает душу и тело (Сарданапал).
  Конец. Заключение: Напротив, тихие и умеренные движения сердца благодетельны для человека.

 

11. Выстройте систему аргументации героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»:

1) «... – Ах, мошенник, мошенник, – качая головой, говорил Воланд, – каждый раз, как партия его в безнадежном положении, он начинает заговаривать зубы, подобно самому последнему шарлатану на мосту. Садись немедленно и прекрати эту словесную пачкотню.

– Я сяду, – ответил кот, садясь, – но возражу относительно последнего. Речи мои представляют отнюдь не пачкотню, как вы изволите выражаться в присутствии дамы, а вереницу прочно упакованных силлогизмов, которые оценили бы по достоинству такие знатоки, как Секст Эмпирик, Марциан Капелла, а то, чего доброго, и сам Аристотель».

2) «... – Я к тебе, дух зла и повелитель теней, – ответил вошедший, исподлобья недружелюбно глядя на Воланда.

– Если ты ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей? – заговорил Воланд сурово.

– Потому что я не хочу, чтобы ты здравствовал, – ответил дерзко вошедший.

– Но тебе придется примириться с этим, – возразил Воланд, и усмешка искривила его рот, – не успел ты появиться на крыше, как уже сразу отвесил нелепость, и я тебе скажу, в чем она – в твоих интонациях. Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп.

– Я не буду с тобой спорить, старый софист, – ответил Левий Матвей».

 

 

12. Выстройте систему аргументации Остапа Бендера и определите ее специфику.

«... – Мой проект [продолжал Остап] гарантирует вашему городу неслыханный расцвет производительных сил. Подумайте, что будет, когда турнир окончится и когда уедут все гости. Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город. Столица автоматически переходит в Васюки. Сюда приезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Москву, Москва – в Старые Васюки. Ленинградцы и харьковчане скрежещут зубами, но ничего не могут поделать. Нью-Москва становится элегантнейшим центром Европы, а скоро и всего мира.

– Всего мира!!! – застонали оглушенные васюкинцы.

– Да! А впоследствии и вселенной. Шахматная мысль, превратившая уездный город в столицу земного шара, превратится в прикладную науку и изобретет способы междупланетного сообщения. Из Васюков полетят сигналы на Марс, Юпитер и Нептун. Сообщение с Венерой сделается таким же легким, как переезд из Рыбинска в Ярославль. А там, как знать, может быть, лет через восемь в Васюках состоится первый в истории мироздания междупланетный шахматный конгресс!»

(И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»)

 

 

13. Законспектируйте основные положение книги С.И. Поварнина «Искусство спора».

 

14. Сделайте партитуру аргументации одной из судебных речей.

Date: 2015-10-22; view: 492; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию