Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок как основная форма организации учебной работы в школе





 

От организации и умелого проведения уроков поч ги полностью за­висит решение задач обучения и воспитания учащихся. Каждый урок должен быть законченным, цельным и в то же время являться частью системы уроков, связанных между собой обшей целью и общими за­дачами данного учебного предмета.

Структура уроков изобразительного искусства в средней школе мало чем отличается от структуры уроков по другим предметам. Здесь также имеются: организационный момент, проверка домашнего за­дания, объяснение нового материала, самостоятельная работа уча­щихся, закрепление пройденного и подведение итогов. Все эти эле­менты урока имеют место во всех классах, но в различные годы обу­чения, да и в течение одного и того же года, количество времени, от­водимое на тот или другой элемент урока, может меняться.

Уроки не должны быть однообразными. На уроках изобразитель­ного искусства это условие легко выполнимо, так как виды занятий очень разнообразны и по форме, и по содержанию. На уроках рисова­ния с натуры дети занимаются и рисунком, и живописью; на заняти­ях декоративным рисованием они составляют узоры, изучают шриф­ты, создают декоративные композиции, знакомятся с элементами ху­дожественного конструирования; на уроках — беседах об искусстве они узнают о замечательных произведениях архитектуры, скульпту­ры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.

При организации любого урока, будь го рисование с натуры, бесе­да, декоративное или тематическое рисование, необходимо обращать внимание на рациональное распределение времени. Каждый урок членится на следующие части:

1. Организация занятий. Сюда входит: установление в классе долж­ной дисциплины, регистрация отсутствующих в классном журнале (список отсутствующих староста или дежурный готовит заранее, что дает возможность ускорить проверку), настрой па учебную работу.

Рабочее место должно быть заранее подготовлено, натура и все не­обходимые материалы заранее принесены и установлены в нужном порядке к началу урока. Для организации этого надо активно привле­кать дежурных учеников.

Серьезное значение в методике преподавания рисования в началь­ных классах имеет правильная организация рабочего места учащегося. Учителю необходимо приучить детей заранее готовиться к уроку. раскладывать рисовальные принадлежности в определенном поряд­ке, а после работы убирать и хранить в специальном месте. В некото­рых школах в кабинетах рисования имеются специальные шкафы, где хранятся рисовальные принадлежности и альбомы учащихся. Пе­ред началом урока дежурные раскладывают по партам карандаши. краски и тетради, разливают в баночки воду для работы красками. Для слива грязной воды имеется в углу ведро, и ученик во время уро­ка имеет возможность сменить воду.

Если на предыдущем уроке учащимся было дано задание на дом, его нужно проверить, указать классу на типичные ошибки и объяс­нить, как эти ошибки выправить. При проверке домашнего задания ученики раскладывают на партах свои работы, а педагог, обходя ря­ды, просматривает рисунки, делает замечания, отбирает хорошие и плохие работы для показа классу. Оценка законченных домашних работ заносится в классный журнал.

2. Сообщение нового материала. Учитель объясняет пели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание, иллюстри­рует свои пояснения наглядными пособиями — схемами, чертежами, методическими таблицами. Чтобы убедиться в том, что ученики по­нимают его, учитель в процессе объяснения задает классу вопросы.

При раскрытии принципов построения изображения учителю не­обходимо словесное объяснение обязательно иллюстрировать рисун­ком на классной доске или на специальном планшете, листе бумаги. Доводить рисунок до мелких подробностей нет необходимости. Его цель заключается в том, чтобы помочь детям справиться с наиболее трудными для них задачами, указать им правильный путь построения основной (большой) формы предмета. Учащиеся начальных классов легко могут увлечься деталями, которые будет воспроизводить на до­ске учитель, и это не поможет, а лишь помешает достижению той це­ли, которую учитель ставил перед классом.

Показывая на доске последовательность выполнения рисунка, мы идем, как уже говорилось, от схематического к более детальному изо­бражению предмета. Без известной схематизации ученик не может обойтись на начальном этапе построения рисунка. Это, например, включение листа клёна в многоугольную геометрическую фигуру, бабочки — в трапецию, проведение горизонтальных и вертикальных осевых линий и т. д. Все эти вспомогательные линии построения да­ют возможность правильно начать и вести работу над изображением.

Оставлять рисунок на доске не следует, так как в противном случае он будет скопирован учащимися, а натура многими из них будет про­сто забыта.

В первом классе в начале занятий нужно объяснить ученику пра­вила посадки, правила пользования карандашом и резинкой, а также показать правильное положение альбома и листа бумаги.

Поворачивать рисунок во время работы нельзя. Когда рисунок ле­жит перед учеником прямо, руководителю легче объяснить, а ученику понять правильное направление прямой (вертикаль, горизонталь).

Сидеть при рисовании ученик должен свободно и прямо. Педагог должен следить за тем, чтобы ученик не горбился, рисунок держал на расстоянии и все время сравнивал его с натурой.

Особое внимание вначале следует обращать на свободное движе­ние кисти руки. Развитие свободного движения руки играет большую роль не только в приобретении навыка рисования, но и в написании букв и цифр.

Следует также иметь в виду, что нередко учащиеся пользуются на уроках рисования линейками, коробочками от карандашей, пенала­ми для проведения ровной линии. Необходимо объяснить им, что на уроках рисования эти принадлежности не должны иметь примене­ния, все линии проводятся на глаз, от руки.

3. Самостоятельная работа учащихся. После объяснения нового материала дети приступают к выполнению рисунка. Учитель внима­тельно следит за ходом работы. Пока дети рисуют, педагог обходит класс, делает замечания, некоторым дает дополнительные поясне­ния, а иногда, если это требуется, сам исправляет рисунок ученика.

Многие учащиеся, несмотря на предварительные объяснения пре­подавателя, склонны делать очень мелкие рисунки. В таком случае учитель вторично напоминает о том, как следует компоновать изоб­ражение на листе бумаги, а некоторым подсказывает, как лучше рас­положить рисунок на листе, как положить лист — в длину или в ши­рину (это зависит от формы рисуемого предмета).

Следует чаще указывать на допущенные ошибки. Работа с отдельны­ми учениками имеет исключительное значение для предупреждения неуспеваемости. Педагогу необходимо постоянно учитывать неодно­родность состава учащихся: среди них всегда есть более и менее способ­ные, более и менее развитые; одни ученики сразу понимают, что от них требуется, а другим нужны дополнительные индивидуальные разъясне­ния. Чтобы весь класс усваивал материал равномерно, необходимо бо­лее внимательно относиться к отстающим, следить за их работой, все­лять в них чувство бодрости и уверенности в своих способностях.

В то же время учитель не должен быть снисходительным к плохим и слабым работам своих учеников. Педагог должен требовать, чтобы рисунки выполнялись старательно, без лишней спешки и не в ущерб качеству изображения.

Как правило, дети младшего возраста очень быстро рисуют. Толь­ко учитель закончил объяснение, как учащиеся уже показывают вы­полненный рисунок. Такая быстрота выполнения объясняется тем, что дети еще не привыкли анализировать результаты своих действий, а работу выполняют по первому впечатлению, бессистемно. Здесь учителю необходимо серьезное внимание обратить на методическую последовательность построения изображения. Обычно дети намеча­ют изображение не легкими, едва заметными линиями, а четкими и очень черными, которые нельзя стереть резинкой. Вместо того чтобы вначале еле-еле прикасаться карандашом к бумаге, они сразу с силой давят на карандаш и тем самым лишают себя возможности вносить исправления в рисунок.

Методика работы со старшеклассниками становится более гибкой и индивидуальной, так как здесь трудно заранее предусмотреть ре­зультаты действий отдельных учащихся.

4. Подведение итогов работы и завершение урока. К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и пока­зывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостат­ки. Указывая на недостатки в работе ученика, необходимо соблюдать педагогический такт, проявлять уважение к личности ученика, чут­кое отношение к нему.

По окончании урока учитель собирает все работы, чтобы дома про­верить их и на каждой поставить оценку. Класс приводится в поря­док: дежурные выносят ведро с водой, если работали акварельными красками, парты вытираются тряпкой и т. д.

Для лучшей организации и проведения занятий, как мы уже гово­рили, надо предварительно составить план-конспект урока. При со­ставлении плана-конспекта следует придерживаться определенной формы и структуры. В нем должно быть отражено: 1) вид занятий; 2) тема урока; 3) цель урока; 4) оборудование: а) для учителя, б) для уча­щихся; 5) использование классной доски; 6) план и ход урока: а) ор­ганизационная часть, б) объяснение нового материала, в) самостоя­тельная работа учащихся, г) завершение урока и задание на дом; 7) список использованной литературы.

Рассмотрим подробнее данную структуру и ее использование при составлении плана-конспекта урока.

1. Вид занятии. Прежде всего мы указываем в конспекте, какому виду занятий будет посвящен урок: рисованию с натуры (рисунку или живописи), декоративному, тематическому рисованию или бесе­де об искусстве.

Если работа предстоит очень сложная, например рисунок гипсо­вой вазы в шестом классе, то можно запланировать несколько уро­ков, но не более двух, так как часы на уроки рисования в школе край­не ограничены.

2. Тема занятий. Здесь мы указываем содержание учебной работы. Например, по рисованию с натуры — "Рисунок гипсовой вазы", по живописи — "Натюрморт из предметов быта", по декоративному ри­сованию — "Составление узора в круге", по тематическому рисова­нию — "Осень в лесу", по беседам об искусстве — "Виды и жанры изобразительного искусства".

3. Цель урока. После того как были указаны вид и тема занятий, не­обходимо раскрыть образовательные и воспитательные задачи урока, диктуемые учебной программой.

Продолжим описание конспекта, опираясь на вышеприведенные примеры.

По темам "Рисунок гипсовой вазы" и "Натюрморт из предметов быта" наша цель — учить детей изображать предметы сложной фор­мы, понимать особенности конструктивного строения формы, раз­вивать пространственное и образное мышление, учить пользоваться изобразительными средствами рисунка и живописи.

По теме "Составление узора в круге" мы ставим целью развить творческие способности и художественный вкус учащихся, ознако­мить ихс элементарными законами композиции и образцами народ­ного творчества, приобщить к декоративно-прикладному искусству, показать роль искусства в жизни людей.

По теме "Осень в лесу" наша цель — учить детей видеть прекрас­ное в окружающей жизни, воспитывать у них любовь к родной при­роде, приобщать их к реалистическому искусству, учить понимать достоинства метода реалистического искусства, расширять их позна­ния в области композиции и цветоведепия.

По теме "Виды и жанры изобразительного искусства" наша цель — раскрыть перед учащимися богатство и разнообразие видов и жанров изобразительного искусства, познакомить их с выдающимися произ­ведениями, учить любить и понимать искусство, повысить эстетиче­скую культуру школьников.

4. Оборудование. Продолжая придерживаться наших примеров, пе­речислим оборудование, которое должно быть подготовлено к урокам.

Для учителя. По первой теме урока: три гипсовые вазы, три натур­ных столика, три драпировки для фонов, которые будут повешены за вазой; таблицы, раскрывающие методическую последовательность работы над рисунком. В конспекте можно наметить и схему располо­жения натурных постановок в классе.

По живописи: три комплекта предметов домашнего обихода, три светлые драпировки для фона, таблицы методической последова­тельности работы над натюрмортом.

По теме "Узор в круге": таблицы с образцами народных узоров, предметы декоративно-прикладного искусства, планшеты с засу­шенными цветами и листьями, классная доска, на которой намечены композиционные схемы, мел.

По четвертой теме: проекционная аппаратура, диапозитивы или слайды, экран, указка. В качестве подсобного материала, когда у учи­теля нет достаточного количества диапозитивов, — репродукции, об­разцы декоративно-прикладного искусства.

Оборудование для учащихся по первому уроку — "Рисунок вазы": альбом или плотный лист бумаги, карандаши, резинка; для урока жи­вописи: альбом, акварельные краски, банки с водой, кисти, тряпоч­ка. По второй и третьей темам оборудование такое же, как и для жи­вописи. По четвертой теме — тетради, ручки.

5. Использование классной доски. Классная доска входит в оборудо­вание урока, но специфика нашей работы требует особой методики ее использования. Поэтому данный вопрос мы выделяем особо.

Прежде всего надо продумать, как рациональнее использовать классную доску, как композиционно разместить на ее плоскости ди­дактический материал.

Часто приходится занимать классную доску репродукциями, таб­лицами методической последовательности построения изображения и тут же давать педагогический рисунок. Иногда оказывается возмож­ным убрать таблицу или репродукцию, освободив место для построе­ния рисунка на классной доске, а иногда этого сделать нельзя. В таком случае учителю надо заранее предусмотреть на классной доске чистое поле для мелового рисунка и так композиционно разместить все на классной доске, чтобы одно не мешало другому, а дополняло его.

Когда же учитель предполагает полностью использовать классную доску под педагогический рисунок, нужно заранее продумать компо­зицию: где разместить основной рисунок и где вспомогательные, ка­кого размера должен быть основной рисунок и какого пояснитель­ные, как все это будет выглядеть издали. Особое внимание надо уде­лить пояснительным рисункам, например показу закономерностей построения изображения круга в перспективе (рис. 104), выражения в рисунке конструкции формы, правил передачи объема предмета средствами светотени. Начинаюшие педагоги, как правило, дают ри­сунок очень маленького размера, и с задних парт он плохо различим, вспомогательные линии построения не видны, а следовательно, объ­яснения учителя не подкрепляются наглядным изображением.

Все эти моменты надо заранее предусмотреть в конспекте урока и сделать для себя ряд эскизов композиционного использования классной доски.

Обратим внимание еще на один момент — на эмоциональную си­лу воздействия педагогического рисунка. Когда учитель быстро и уверенно рисует на классной доске, дети приходят в восторг, их вос­хищает мастерство учителя. Это не только активизирует их работу, но и повышает интерес к искусству. Чтобы добиться такого эффекта, можно воспользоваться следующим методом: подготавливая класс­ную доску к уроку, учитель намечает точками габариты и пропорции будущего изображения, а затем, уже во время урока, по этим ориен­тирам быстро воспроизводит рисунок. Можно наметить и осевые ли­нии, вокруг которых потом будет возникать изображение.

Особенно тщательная подготовка классной доски требуется перед уроками, связанными с занятиями по композиции, где нужны очень убедительные и выразительные рисунки, схемы композиционного построения, богатство композиционных вариантов.

В общеобразовательной школе, где дети еще не подготовлены к са­мостоятельной творческой работе, учителю надо с особой тщатель­ностью продумывать каждый этап урока, и классная доска является здесь незаменимым подспорьем.

6. План и ход у рока. Для лучшей организации и проведения занятий по изобразительному искусству в конспекте надо раскрыть содержа­ние урока. Содержание дастся в виде методической записки: какой материал будет освещен на уроке, в какой последовательности он бу­дет изложен и как распределится учебное время. В плане-конспекте урока мы делаем примерно следующую запись:

План урока

1. Организационная часть — 2—3 мин.

2. Сообщение новых знаний — 8— 10 мин.

3. Практическая работа учащихся — 25—30 мин.

4. Сообщение задания на дом — 3—5 мин.

5. Завершение урока — 2—3 мин.

Затем излагается ход урока, где учитель дает необходимые форму­лировки отдельных терминов и понятии, раскрывает последователь­ность изложений учебного материала, приемы использования на­глядных пособий.

Особенно внимательным надо быть при изложении методических приемов построения изображения. То, что для преподавателя явля­ется элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее из­лагать методику работы с классом.

Если учитель желает использовать высказывания выдающихся де­ятелей искусства, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год издания, издательство, страницу. Например, на уроке, посвященном рисова­нию гипсовой вазы, педагог решил еще раз напомнить учащимся, как надо работать, рисуя с натуры. На предыдущем уроке он этому вопросу удел ил довольно много внимания и, не желая на этот раз по­вторять те же слова, счел уместным привести высказывание П. П. Чистякова. В конспекте он записывает;

О работе с натуры П. П. Чистяков писал: "Рисуя, развивай чувство формы, проверяй на рисунке, насколько ты ее понял и осознал, для этого необходи­мо смотреть больше на натуру и поменьше на спой рисунок. Все время срав­нивай натуру с рисунком и старайся добиться портретного с ней сходства. Приступая к работе, сначала подумай о задаче, которую ты должен решить. Прежде всего расположи фигуру на бумаге и затем приступай к ее построе­нию. Построить это значит взять правильно пропорции и поставить фигу­ру". (П. П. Чистяков. Письма. Записные книжки. Воспоминания. М., 1953. С. 365.)

В классе вы можете сказать несколько слов о самом Чистякове, бо­лее подробно "ввести" цитату в урок, предварительно пояснив ее смысл. В конспекте же важно точно зафиксировать основное и таким образом подготовиться к возможным вопросам ребят.

7. Список использованной литературы. В конце плана-конспекта надо указать список использованной литературы. Сюда входят не только те книги, из которых учитель взял фактический материал, но и те, которые помогли составить конспект.

Список литературы надо составлять в известном порядке: вначале научные труды, потом учебники и методические пособия и, наконец, статьи из сборников и журналов. Здесь также надо следить за об­щепринятой формой, т. е. указывать автора и его инициалы, назва­ние книги, место и год издания.

Форма конспекта урока может быть разной. Конспект возможен и предельно сжатый, и детально разработанный. В конспекте могут кратко перечисляться звенья урока и подробно освещаться частные вопросы методики и, наоборот, в тезисной форме излагаться методи­ческие установки (а иногда и заменяться иллюстрациями) и подроб­но описываться отдельные звенья урока. Это зависит от характера за­даний, вида учебных занятий (рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование, беседы об искусстве), от уровня подготовки учащихся и от других причин.

Однако для начинающего педагога такой свободный подход к кон­спекту урока не всегда бывает доступен. Опыт показывает, что прак­тикант, впервые придя в класс даже с хорошо составленным кон­спектом, часто плохо проводит урок. Он многого не в состоянии пре­дусмотреть, форма изложения учебного материала оказывается недо­ступной детям, важнейшие методические положения остаются не­раскрытыми. Поэтому первые конспекты уроков рекомендуется пи­сать подробно, следить за формой изложения учебного материала, избегать сложных терминов, а если без них обойтись нельзя, то тут же раскрывать их значение в доступной для детей форме. Одним словом, по конспекту должно быть видно, как учитель будет вести урок и раз­говаривать с детьми в классе.

На художественно-графических факультетах педагогических вузов сложилась определенная форма составления плана-конспекта, кото­рой студенты должны придерживаться на практических занятиях по методике преподавания, а также в период прохождения педагогичес­кой практики в школе. Ниже приводятся варианты планов-конспек­тов уроков.

 

 

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ

 

План-конспектов урока по изобразительному искусству

 

Учитель школы №_____________________

______________________________ района

города______________________________

Ф._________ И.___________ О._________

Дата_______

 

Вид занятий

 

Рисование с натуры в шестом классе.

 

 

Т ема урока

Рисование с натуры декоративной вазы (гипсовый слепок с античной амфоры).

Цель урока

Развитие пространственного мышления и образного воображения. За­крепление навыков анализа конструктивных особенностей строения формы предметов и изображения их на плоскости. Дальнейшее развитие навыков рисования с натуры.

Оборудование урока

а) Для учителя. Три натурные постановки. Наглядные пособия в виде таб­лиц-рисунков, показывающих последовательность построения изображе­ния. Доска, мел.

б) Для учащихся. Альбомы, карандаши, резинки.

Оформление классной доски

С правой стороны — таблицы методической последовательности работы над рисунком; с левой, в верхней части, — примеры композиционного раз­мещения изображения на листе бумаги; нижняя часть этой половины доски остается чистой, чтобы иметь возможность по ходу изложения учебного ма­териала сделать необходимые графические пояснения.

План урока

1. Организационная часть — 2—3 мин.

2. Сообщение новых знаний — 10—12 мин.

3. Практическая работа учащихся — 27—30 мин.

4. Сообщение задания на дом — 3—5 мин.

 

Ход урока

1. Установить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового задания.

 

2. Изложение учебного материала.

Прежде всего обратить внимание учащихся на характер и особенности конструктивного строения формы вазы. Тут же объяснить значение слова "амфора": сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, ши­роко распространенный в античном мире и в Киевской Руси X—XII вв.

Помочь учащимся в анализе формы путем наводящих вопросов.

Форма нашей вазы заключает в себе ряд простейших форм, которые кон­структивно связаны между собой. Какую форму напоминает горлышко ва­зы? Определите форму основного объема вазы. Не похож ли он на яйцо? Из каких простейших форм состоит ножка вазы?

Затем объяснить методическую последовательность работы над рисунком по таблицам (рис. 105—108). Первая таблица показывает, как правильно раз­местить, скомпоновать рисунок и как начинать построение. Здесь ученикам можно задать вопросы: как надо положить лист бумаги — по вертикали или по горизонтали? Почему надо положить его по вертикали, а не по горизонтали?

На следующей таблице намечены общий характер формы и основные пропорции — отношение высоты к ширине. Чтобы изображение вазы не по­лучилось кривое, пользуемся вспомогательными линиями. Вначале прово­дится осевая вертикальная линия, которая помогает правильно изобразить правую и левую стороны вазы. Напомнить, что такое осевая линия в рисун­ке и как пользоваться ею при построении изображения. Чтобы горлышко и ножка вазы правильно располагались по вертикали, необходимо провести еще две вспомогательные прямые линии — от горлышка вазы вниз к ножке.

Затем намечаем конструктивную основу формы вазы и проверяем пра­вильность построения изображения. Надо определить, где проходит линия горизонта, и уточнить перспективное изображение горизонтальных плоско­стей. Плоскость донышка у ножки вазы будет более округлая, чем у основа­ния тулова, а окружность у основания горлышка вазы будет видна как пря­мая линия.

Начало построения изображения надо вести, легко касаясь карандашом бумаги. Все вспомогательные линии в дальнейшем должны быть стерты.

Когда рисунок вазы будет построен, надо наметить границы светотени и проложить легкой штриховкой тень на вазе и за ней.

Учащиеся приступают к работе.

 

3. Самостоятельная работа учащихся

Пока ученики рисуют, надо обойти класс и сделать необходимые замеча­ния по отдельным работам. Если будут типичные ошибки у большинства учеников, надо прервать урок и сделать дополнительные пояснения. Заост­рить внимание на правилах построения окружности в перспективе, пояснить рисунком.

 

4. Подведение итогов

Выбрать хорошую и плохую работы, объяснить детям, что верно и что ошибочно в каждом из рисунков. Свои пояснения проиллюстрировать ри­сунком на классной доске.

 

5. Завершение урока и задание на дом

В конце урока сообщить учащимся, что эту работу мы продолжим на сле­дующем уроке. Чтобы им было легче справиться с заданием, предложить до­ма выполнить тональный рисунок предмета домашнего обихода, аналогич­ного по форме (фарфоровый чайник, ваза для цветов, яйцо, мячик для пинг-понга). Давая задание налом, показать ни классной доске, кяк лило НОШ pi-боту, напомнить, как средствами тона выяшш'п. о(У|.см ([юрми После урока учащиеся приводят класс в порядок.

Список использованной литературы

 

Методика обучения рисованию в восьмилетней школе. / Пол рол. А. 11 Фомичева. М, 1963.

Е. Е. Рожкова, Л. Л. Макоед. Изобразительное искусство. VI класс. М.. 1969.

А. А. Дейнека. Учитесь рисовать. М., 1961.

П. П.Чистяков. Письма. Записные книжки. Воспоминания. М., 1953.

Г. В. Беда. Основы изобразительной грамоты. М., 1969.

 

ВТОРОЙ ВАРИАНТ

План-конспект урока по изобразительному искусству

 

Учитель школы №___________________

____________________________ района

города_____________________________

Ф._________И. _________О._________

 

Дата___________

Вид занятий

Декоративное рисование во втором классе.

 

Тема урока

Составление узора в круге.

 

Цель урока

Развитие творческих способностей учашихся в композиции. Ознакомить с народным декоративно-прикладным искусством и основными законами композиции. Показать богатство и разнообразие искусства.

Оборудование урока

а) Для учителя. Репродукция образцов декоративно-прикладного искусст­ва. Образцы народного творчества. Гербарий. Цветные мелки.

б) Для учащихся. Альбомы, карандаши, акварельные краски, гуашевые бе­лила, кисти, ведро с водой, баночки для воды на партах.

 

Использование классной доски

С правой стороны вывешиваю три л и ста-планшета из гербария и два узо­ра в круге. Левую половину оставляю свободной для использования по ходу изложения учебного материала.

План и ход урока

1. Организационная часть — 2—3 мин.

2. Сообщение учебного материала — 10—12 мин.

3. Самостоятельная работа учащихся — 25—30 мин.

4. Завершение урока и задание на дом — 3—5 мин.

 

До начала занятия с помощью дежурных подготавливаю класс к уроку: приношу ведро воды, дежурные наливают воду в баночки и расставляют на партах; раскладываю на учительском столе учебно- методически и материал в том порядке, какой мне будет необходим по ходу ведения урока. После звон­ка навожу должный порядок и начинаю урок:

"Дети! Вы уже составляли различные узоры в полосе, в квадрате и знаете, что декоративные узоры украшают многие предметы. Красивая вещь радует нас, ею приятно пользоваться. Бы тоже любите красивые вещи: у одного пе­нал украшен хохломской росписью, у другого — резьбой по дереву. (Беру с парт пеналы и показываю их всему классу.) Дома у вас тоже много красивых вещей: изящно расписанный чайный сервиз, узорчатые драпировки, выши­тые подушки, керамическая посуда...

В старину не каждый мог купить красивую вещь, особенно в деревнях, вдали от больших городов. Люди сами делали необходимые предметы — де­ревянные ложки, блюда, ковши для воды и другие вещи — и сами их украша­ли. (Показываю эти предметы.) Такие вещи сохранились и до нашего време­ни; многие из них выполнены с большим искусством. Теперь эти вещи хра­нятся в музеях. Имени фамилий умельцев мы не знаем, а их искусство назы­ваем народным искусством.

Произведения народных мастеров нас восхищают красивым сочетанием красок, изумительным рисунком растений, птиц и животных. Посмотрите, как расписано блюдо: тут и цветы, и диковинные птицы, и тонкие, изящные ветки растений. И как все это красиво переплетается в узоре! (Показываю таблицу из книги Вишневской "Хохломская роспись" или подлинные на­родные изделия.) Какое изумительное сочетание красок!

Как же этот народный мастер смог создать такой прекрасный узор? Кто ему мог подсказать, как надо делать? Подсказала ему природа, все это он ви­дел в лесу, в саду. Посмотрите внимательно на эту веточку. (Показываю на узор — ветку рябины.) Посмотрите внимательнее, как расположены эти кру­жочки, на форму листьев. Ведь это рябина. Только рисунок немного изме­нен, он упрощен. Сочетание красок заимствовано у природы, это она под­сказала их.

Давайте и мы с вами попробуем составить узор из цветов и листьев. Я при­нес засушенные листья и цветы. Здесь вы видите листья различных пород деревьев и засушенные цветы. (Вывешиваю на доске планшеты с засушенны­ми листьями и цветами.) Мы не будем их точно срисовывать, как это делали на занятиях рисованием с натуры, а только позаимствуем их форму. Если форма будет очень сложная, ее можно упростить. (Возможно, в этот момент дети начнут рисовать. Я прерву их работу.) Внимание! Все положите каран­даши на место. Никто пока не рисует! Я еще не кончил объяснять. Вы не зна­ете, что надо делать, какое у нас задание и как его надо выполнять.

Задание будет такое: составить узор в круге для какого-нибудь предмета: тарелки, салфетки, подушки, блюда. Задание это интересное и сложное, вы его начнете вместе со мною: я буду рисовать на доске, а вы в тетрадях. Преж­де всего надо подумать, как расположить узор. Узор зависит от формы пред­мета, у нас он будет зависеть от круга. Поэтому вначале вы должны наметить поле, где будут расположены узоры, то есть нарисовать круг и разделить его на две части. Это вы уже умеете делать, у вас было такое задание. (Подхожу к классной доске и рисую круг, затем делю его пополам.) Теперь можно начи­нать. (Пока дети работают, хожу по рядам. Если замечаю, что у большинства намечен очень маленький круг, прерываю урок и показываю классу, какой величины надо наметить круг в альбоме. Затем продолжаю урок.)

Внимание! Положите карандаши и смотрите на классную доску. Разделим круг на четыре части и наметим место для узора.

Посмотрите, как это буду делать я. (Делю круг на четыре части и намечаю внутри второй круг.) Для чего мы дел им круг на четыре части? Для того, что­бы легче было наметить узор. Можно разместить повторяющиеся узоры в каждой четверти (рисую схему расположения узора), но можно нарисовать узор и расположенным по всему кругу — как кому нравится. В центре наше­го круга можно изобразить цветок или даже букетик. (Намечаю в цешре звездочку. Дальше ничего не рисую, даю возможность детям свободно при­думывать композицию из цветов.) Продолжим работу!"

Если дети не уложатся в положенное время, то закончат дома.

Список использованной литературы

С. А. Федоров, М. Н. Семенова. Изобразительное искусство. 4-й класс.

М., 1970.

Е. В. Шорохов. Основы композиции. М., 1978.

А. К, Трофимов. Методика преподавания изобразительного искусства в

школе. М., 1969.

ТРЕТИЙ ВАРИАНТ

План-конспект урока по изобразительному искусству

 

Учитель школы N"__________________

 

_____________________________района

 

Города_________________________________

Ф._________И.___________О._____________

 

Дата_____________

_________________

Вид занятий

Тематическое рисование в пятом классе.

 

Тема урока

"Осень в лесу".

 

Цель урока

Дальнейшее развитие творческих способностей в композиции. Воспита­ние любви к природе, к родному краю. Усвоение правил и законов перспек­тивы и цветоведения. Приобщение к эстетической культуре.

Оборудование

а) Для учителя. Репродукции картин художников, зарисовки веток и различных пород деревьев. Технические средства: магнитофон (или грам­пластинки) с записью музыки П. И. Чайковского "Времена года" и стихо­творения А. С. Пушкина "Осень"; диапроектор "ЛЭТИ-55" и слайды кар­тин художников.

б) Для учащихся. Пол-листа ватманской бумаги на каждого, акварельные и гуашевые краски, кисти, карандаши. Ведро воды, баночки на каждой парте.

Оформление классной доски

С правой стороны — планшеты с зарисовками пород деревьев; в центре — экран для показа диапозитивов; с левой стороны, в верхней части, две схе­мы композиционного решения, вертикального и горизонтального. Нижняя часть доски остается свободной, чтобы иметь возможность по ходу изложе­ния материала сделать графические пояснения.

План урока

1. Организационная часть — 2 мин.

2. Сообщение учебного материала — 13 мин.

3. Самостоятельная работа учащихся — 25 мин.

4. Завершение урока — 5 мин.

Ход урока

Урок смешанного типа с применением новейших технических средств обучения; начинается с беседы о прекрасном в природе.

"Часто в жизни мы многого не замечаем, не видим красоты форм деревь­ев, гармонического сочетания красок природы. Но есть люди, которые умеют увидеть красоту в самых, казалось бы, обычных вещах: в цвете осеннего неба, листвы, в синеве лесных далей. И это прежде всего художники, худож­ники в самом широком смысле этого слова, поэты, музыканты, живописцы. Они умеют не только увидеть прекрасное в жизни, но и выразить свои чувст­ва в художественно-образной форме и тем самым приобщить к прекрасному других".

Чтобы дать возможность учащимся испытать это на себе и тем самым вдохновить их на активную творческую деятельность, используются техни­ческие средства обучения: магнитофонная запись музыки П. И. Чайковско­го из цикла "Времена года" ("Сентябрь" и "Октябрь"), отрывок из стихотво­рения А. С. Пушкина "Осень" и цветные диапозитииы с картин И. И. Леви­тана "Золотая осень", В. К. Бялыницкого-Бирули "Ранняя осень", И. И. Бродского "Опавшие листья", Н. М. Ромадина "Село Хмелевка".

Вначале включается магнитофон с записью музыки Петра Ильича Чай­ковского "Сентибрь", ее сменяет "Октябрь". Через одну-полторы минуты музыка приглушается, и на фоне звучащей музыки появляется голос чтеца-декламатора:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса.

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

 

Затем включается эпидиаскоп, приглушенная музыка продолжает зву­чать, и начинается краткий анализ произведений живописи. Главное внима­ние обращается на композиционные моменты решения темы. В ходе беседы детям задаются вопросы.

Когда у детей появится желание работать, проявить себя в самостоятель­ном творчестве, начнется объяснение и показ на классной доске методов ра­боты над композицией.

По ходу работы над эскизом композиции необходимо указать на роль и значение перспективы в композиции, на выбор точки зрения (выразитель­ность низкого и высокого горизонта), на влияние цветовых отношений в пе­редаче настроения (теплый и холодный тон в живописи), на характерные особенности структуры различных пород деревьев.

В конце урока дети приводят класс в порядок.

Список использованной литературы

Е. Е. Рожкова, Е. Л. Херсонская. Рисование. 5-й класс. М., 1964. Я. Я. Чарнсцкий, К. П. Духанин и др. Рисование. Пособие для учащихся 5-го класса. М.; Л., 1965.

В. В. Алексеева. Изобразительное искусство и школа. М, 1968.

Е. И. Игнатьев. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.

 

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ВАРИАНТ

 

 

План-конспект урока по изобразительному искусству

 

 

Учитель школы № __________________

______________.________________района

города_____________________________

Ф. _________И.__________О._________.

 

 

Дата _____.

Вид занятий

Беседа об искусстве в четвертом классе.

 

Тема урока

Виды и жанры изобразительного искусства.

 

Цель урока

Раскрыть богатство и разнообразие видов и жанров изобразительного ис­кусства, познакомить с выдающимися произведениями этого искусства и их мастерами.

Оборудование

Для учителя. Проекционный фонарь, набор диапозитивов, экран, указка

Для учащихся. Тетради, ручки.

План урока

1. Организационная часть — 2—3 мин.

2.Сообщение материала — 40 мин.

3. Завершение урока — 2 мин.

Ход урока

Вводное слово. Художественное отражение действительности в звуках (музыка), в слове (художественная литература), в красках (живопись), по­средством синтеза отдельных видов искусства (театр, кино), в предметах бы­та (прикладное искусство), в сооружениях (архитектура). Небольшое собесе­дование в форме вопросов и ответов.

Изложение основного материала, в ходе которого дети делают под диктов­ку записи в тетрадях:

"Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, ар­хитектура, декоративно-прикладное искусство.

Жанры изобразительного искусства: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт.

Виды живописи: станковая, монументально-декоративная.

Виды графики: станковая, книжная, плакатная.

Виды скульптуры: станковая, монументально-декоративная".

По видам изобразительного искусства показать: "Три богатыря" В. М. Вас­нецова, фрагмент плафона в Центральном театре Советской Армии А. А. Дей-неки, портрет В. И. Ленина работы Н. А. Андреева, одну из иллюстраций к басне И. А. Крылова "Квартет" В. А, Серова, плакат "Ты записался доброволь­цем?" Д. Моора, одну из скульптур "Ленинианы" Н. А. Андреева, "Рабочий и колхозница" В. И. Мухиной, Мавзолей В. И. Ленина (архитектор А. В. Шусъев), здание Московского университета на Ленинских горах (Л. В. Руднев, С. Е. Чернышев и др.), один из предметов с хохломской росписью, дымков­скую игрушку, керамическую вазу.

По жанрам: "Боярыня Морозова" В. И. Сурикова, "Опять двойка" Ф. П. Решетникова, "Поединок Пересвета с Челубеем" М. И. Авилова, "Портрет А. С. Пушкина" художника О. А. Кипренского, "Утро в сосно­вом лесу" И. И. Шишкина, натюрморт И. И. Хруцкого.

Список использованной литературы

К. П. Духанин, Ф. И. Егоров и др. Виды изобразительного искусства. Жи­вопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искус­ство. Л., 1959.

Искусство. Книга для чтения. (Живопись, скульптура, трафика, архитек­тура). / Сост. М. В. Алпатов, Н. Н. Ростовцев, М. Г. Неклюдова. М.,1969, т.1; т.П 1988; T.III 1989.

А. Б. Салтыков, Самое близкое искусство: Сб. ст. М., 1969.

Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М., 1965.

Н. А. Дмитриева. Краткая история искусств. Очерки. М.,1969.

 

 

Мы привели четыре варианта составления планов-конспектов урока. Конечно, в дальнейшем, с приобретением опыта педагогичес­кой работы, учитель уже не будет составлять конспекты в таком пол­ном и официальном виде.

У каждого педагога могут быть свои, индивидуально выработан­ные формы работы. В конспекте можно предусмотреть ответы учеников, их вопросы и даже учебно-воспитательные мероприятия. На­пример, учитель может предусмотреть, что во время занятий кто-то не готов к уроку, кто-то отвлекается, мешает другим.

Некоторые учителя, готовясь к уроку, заранее вывешивают все ре­продукции, которые хотят использовать на занятиях. Мы считаем, что этого делать не следует, так как дети будуг отвлекаться от анали­за одной картины, их внимание будет рассеиваться. Еще К. Д. Ушин-ский указывал, что картины, используемые на уроке, не должны быть заранее известны учащимся, не должны все висеть в классе. Пусть, писал он, учитель меняет их тогда, когда содержание очередной картины будет беседою исчерпано.

Важной и трудной задачей для учителя при подготовке к уроку яв­ляется подбор учебных и методических пособий, натюрмортного фонда, подставок для натуры и пр. Большую помощь в подборе объ­ектов для рисования с натуры может оказать родительский актив: многие предметы, вышедшие дома из употребления, могут быть при­несены в школу и с успехом использованы на уроках (например, чай­ник, кофейник, кастрюля, чашка).

Серьезное внимание следует уделить подставкам для натуры. Их должно быть три, для трех натурных постановок в классе. Подставки дают возможность всем хорошо видеть предметы и, кроме того, поз­воляют помещать предметы выше или ниже линии уровня зрения, в зависимости от задач урока и возраста школьников. Такие деревян­ные подставки легко переносить из класса в класс. Они удобны и тем, что плоскость, на которую ставят предметы, может подниматься и опускаться до нужного уровня. Можно такие же подставки изгото­вить из алюминиевых трубок.

Укоренившаяся в школах порочная практика, когда предмет поме- ' шается на стул, поставленный на стол, должна быть изжита. Под­ставки для натюрмортов являются необходимой частью оборудова­ния уроков рисования с натуры.

Во многих школах для занятий изобразительным искусством выде­лен специальный кабинет. Учитель должен позаботиться о заблаговре­менном оборудовании и оформлении кабинета. К каждому уроку он подготавливает кабинет: ставит предметы на подставки, если предсто­ит урок рисования с натуры; освещает натуру, если урок будет прохо­дить в вечернее время; готовит оборудование каждого рабочего места для уроков рисования акварелью и т. п. К этой подготовительной рабо­те привлекаются дежурные учащиеся или специально выделенные пе­дагогом "лаборанты" из числа детей, увлекающихся рисованием.

Помимо конспекта урока, рекомендуем учителю систематически вести дневник, в котором после проведения урока делать краткие за­мечания о положительных и отрицательных его моментах. Это дает возможность начинающему учителю быстрее овладеть мастерством преподавания.

При подготовке к уроку следует использовать разнообразный ма-териал: высказывания выдающихся художников, методические реко-мендации, примеры из опыта работы учителей. Для этого рекоменду­ем учителю с первых дней работы в школе взяться за составление личной картотеки. Систематически пополняя ее, учитель не только обогатит свою методику работы с детьми, но и приобретет необходи­мый материал для научно-исследовательской и научно-методичес­кой работы.

А теперь вернемся к тому, с чего мы начали разговор о методике преподавания: что же это такое — наука или искусство?

Теория методики преподавания — наука, ее отдельные положения и рекомендации могут быть научно обоснованы и их эффективность научно доказана. Само же преподавание, владение учебно-воспита­тельным процессом — искусство. Надо различать практическую и те­оретическую стороны дела, одностороннего взгляда на методику быть не должно.

Начинающему педагогу с односторонним взглядом на методику кажется, что все можно рассчитать с математической точностью, все заранее предусмотреть. Причем расчет этот он иногда делает, исходя не из общих положений методики, а из частных, случайных сообра­жений. Так, например, при составлении конспекта урока он пра­вильно намечает его структуру: организационная часть — 2 минуты, сообщение нового материала — 15 минут, самостоятельная работа учащихся — 25 минут, завершение урока — 3 минуты. Однако при расшифровке этой схемы он уделяет основное внимание мелким, ча­стным мероприятиям, думая, что они и решают все дело. В результа­те в конспекте урока он пишет: "Организационная часть — 2 минуты. Вхожу в класс, говорю детям "Здравствуйте!", отмечаю в журнале от­сутствующих" и т. д. С таким конспектом урока молодой учитель смело идет в школу. Он спокоен, в его конспекте все рассчитано ми­нута в минуту, все предусмотрено, он знает, когда и что надо сказать и что сделать.

Однако жизнь в такой конспект вносит свои коррективы. Учитель входит в класс, и — о ужас! — на полу, у его ног, шевелится клубок ре­бячьих тел. Двое на партах, в позе мушкетеров, фехтуют на каранда­шах. О каком "Здравствуйте, дети!" и записи отсутствующих может идти речь! Здесь надо принимать срочные и радикальные меры: наве­сти порядок в классе, успокоить ребят, подчинить их своей воле и ув­лечь новым делом, незаметно включив их в учебную работу. Предус­мотренных с математической точностью двух минут оказывается не­достаточно. В методике преподавания едва ли и могут быть матема­тически точные расчеты. Поэтому, составляя конспект урока, надо предусмотреть только самое главное к не сосредоточивать внимание на мелких, частных вопросах. Конспект урока должен быть руковод­ством к действию, а не догмой.

Искусство преподавания требует творческого использования тео­ретических знаний в практике обучения. Если методику свести к уз­ким и мелким задачам, выработать из них шаблон, то преподавание станет далеким от творчества и от искусства, не научит ребят любить предмет рисования и, следовательно, не даст им прочных знаний и навыков. Преподавание становится искусством, когда педагог твор­чески подходит к делу, умеет вовремя перестроить учебный процесс в связи с неожиданно возникшей обстановкой, когда в учебном про­цессе участвует интуиция педагога, его находчивость. Это и диктует требование к конспекту урока: в нем надо излагать содержание учеб­ного материала, а не форму изложения.

Иногда обстоятельства складываются так, что учителю надо в кор­не перестраивать урок. Это может озадачить его, привести к полной растерянности. Однако безвыходных положений не бывает, и сры­вать или менять урок в таких случаях не следует. Если учитель сам не сможет сразу перестроиться, ему обязательно помогут ученики, — он это почувствует в процессе работы с ними.

В период педагогической практики студенты будут открывать для себя много нового и необычного, находить интересные, оригиналь­ные приемы работы. Иногда будет казаться, что эти находки никогда не забудутся, но пройдет время — и их уже не вспомнить. Поэтому в своем дневнике студенту и начинающему учителю необходимо по­стоянно фиксировать то, что он считает интересным. Эти записи по­служат хорошим подспорьем в дальнейшей работе.

Date: 2015-10-22; view: 2055; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию