Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философская концепция сознания





 

Сознание - высшая, присущая только человеку форма отражения окружающего мира. Сознание как особая форма отражения характеризуется активностью, заключающейся в возможности абстрагирования от конкретно-чувственных представлений, оперирования отвлеченными образами и понятиями, что существенно повышает возможности освоения окружающего мира посредством целенаправленной деятельности.

 

Сознание: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/fil_dict/732.php

http://ru.wikipedia.org/wiki/Сознание_(философия)

http://ru.wikipedia.org/wiki/Сознание_(психология)

 

Теория отражения: http://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/2659/ОТРАЖЕНИЯ

 

Теория сознания по Деннету: http://ru.wikipedia.org/wiki/Деннет,_Дэниел

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000225/index.shtml

http://www.psylib.ukrweb.net/books/dennd01/txt08.htm

 

Сознание возникает в процессе длительной эволюции материального мира. Природно-биологическими предпосылками возникновения являются:

 

- определенное строение человеческого тела, обеспечивающее возможность прямохождения, развитие руки,

 

- наличие специфически организованной нервной системы и, в особенности, такого органа как головной мозг, отличающийся по сложности строения от мозга животных.

 

Собственно биологические основания еще не обеспечивают формирование сознания. Сознание формируется и функционирует только в обществе, в процессе совместной деятельности и общения людей.

 

Вульгарно-материалистическое понимание сознания заключается в упрощенном понимании сознания как вида материи ("Мозг порождает сознание, как печень вырабатывает желчь").

Подобные взгляды были характерны для ряда ученых в конце 19 - начале 20 века. Представителями подобной точки зрения были, в частности физиологи Фохт и Молешотт.

 

Вульгарный материализм: http://ru.wikipedia.org/wiki/Вульгарный_материализм

 

Структура психики. Попытки выделения структурных уровней психики отмечены уже у философов древности. Платон выделяет разумную, аффективную и вожделеющую части души. Аристотель - растительную, животную и разумную душу.

Большое значение для исследования структуры психики имело выделение З. Фрейдом бессознательного как особого феномена, определяющего во многом деятельность сознания. Фрейд выделяет следующие структурные уровни психики: 1) ОНО (Бессознательные импульсы, влечения, детерминированные биологической природой человека). 2) Я (Осознаваемое человеком собственное индивидуальное начало). 3) СВЕРХ-Я (Социокультурные факторы, налагающие на человека нормы поведения).

 

С точки зрения Фрейда имеет место постоянный конфликт между спонтанными биологическими влечениями (сексуальные и агрессивные) и культурными императивами, подавляющими биологическое начало. Это приводит к проблемам личностного существования и часто порождает психические расстройства. Помимо явных психических патологий бессознательное проявляет себя в сновидениях, творческой деятельности и т.д.

 

Сознательное и бессознательное по Фрейду: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st064.shtml

 

Современные представления о структуре психики с необходимостью включают признание наличия осознаваемого и неосознаваемого (бессознательного и подсознательного) уровней. Однако бессознательное трактуется не столь узко как в психоанализе. Бессознательное - это не только биологические влечения (Фрейд) или культурные архетипы (Карл Юнг). Это и автоматизированные функции, и не переработанная на уровне осмысления информация, запечатленная в памяти и т.п.

 

Существуют и иные типы структурирования психики. Например, выделение чувственного (ощущения, восприятия, представления) и рационального (понятия, суждения, умозаключения) уровней. Выделяются также такие элементы психики как мышление (интеллект) память, внимание, эмоции (чувства, настроения, аффекты), побуждения и т.д. Т.о., сознание имеет сложную многоуровневую структуру и функционирует как динамическое образование в процессе активного взаимодействия человека с окружающим миром.

 

 

Принято считать, что принципиальная особенность человека, отличающая его от остальных животных, – наличие у него сознания. В философии существуют три основных подхода к объяснению природы человеческого сознания:

 

Согласно первому – сознание всякого отдельного человека является модификацией, порождением или частью некоего универсального «сознания вообще» (планетного, космического, Божественного). Такое представление имеется в древнеиндийской философии, философских системах объективного идеализма, феноменологии.

 

Согласно второму подходу, сознание есть неотъемлемый атрибут материи. Оно присуще всей материи в целом и любому отдельному материальному объекту (т.е. все тела природы обладают сознанием, хотя, может быть, и в неодинаковой мере). Такая точка зрения характерна для гилозоизма, панпсихизма, пантеизма.

 

В рамках третьего подхода человеческое сознание рассматривается как свойство материи, возникающее в процессе ее развития. Оно представляет собою продукт биологического и социального развития человечества в целом и каждой отдельной личности. Этот подход к пониманию происхождения человеческого сознания наиболее соответствует духу материализма.

 

Если сознание берется в разных ситуациях и отношениях, то у него обнаруживаются различные, а порой и противоречивые свойства.

 

К наиболее общим свойствам сознания относят следующие:

 

1. Субъектность.

2. Предметность (содержательность).

3. Идеальность.

4. Интенциональность (от лат. intentio - стремление).

5. Рефлективность.

6. Объективируемость.

 

Идеальное отличается от материального:

 

во-первых, по способу своего существования: если материальное существует как объективная реальность, то идеальное представляет собою субъективную реальность (оно не менее реально, чем материальные объекты, но реально только для субъекта, в сознании которого оно существует);

 

во-вторых, идеальные образы материальных объектов сами по себе не обладают теми признаками, которые свойственны этим объектам (так, идея шара не является круглой, мысль о горячем утюге не горяча и не имеет тяжести и т.п.). Идеальный образ – не «дубликат» вещи, а форма, в которой субъект ее воспринимает или представляет. Субъективные формы восприятия вещей дают субъекту информациюоб их свойствах – размерах, очертаниях, цвете, аромате, температуре, тяжести и т.д., – но эти свойства являются свойствами вещей, а не свойствами информации.

 

В-третьих, в мире идеальных образов не действуют законы, по которым существуют и изменяются материальные объекты. Это открывает возможность произвольного манипулирования с идеальными образами, порождая, уничтожая, изменяя и комбинирования их, создавая таким образом разнообразные мысленные моделидействительности, проверяя впоследствии их истинность.

 

Обладая свободой действий над идеальными образами, субъект может в соответствии со своими желаниями и целями перерабатывать поступающую в его органы чувств информацию. Такая переработка осуществляется посредством мышления, воображения, фантазии. В результате этого сознание способно как бы отрываться от действительности и создавать свой собственный, духовный мир,отличный от объективно-реального мира.

 

Сознание как высший тип отражения характеризуется прежде всего особым активным, динамическим характером. Активность сознания выражается в способности абстрагирования от наличных чувственно-конкретных восприятия, выделения в предметах и явлениях окружающего мира существенные черты, их обобщения и получения, таким образом, принципиально новых возможностей кодирования, хранения и передачи информации. Способность к абстрагированию порождает новый уровень отражения - рациональное отражение, осуществляющееся в форме понятий, суждений, умозаключений. Человек в связи с этим существенно расширяет возможности опережающего отражения и целеполагающей деятельности.

 

Рациональное отражение (мышление) непосредственно связано с языком - знаковой системой, являющейся основным средством коммуникации в социуме.

 

Язык – это любая знаковая система, которая служит для хранения и передачи информации в человеческом обществе. Языки подразделяются на несколько видов:

 

1) мягкие и жесткие (в зависимости от степени жесткости установленной синтаксической структуры);

2) естественные и искусственные (в зависимости от условий формирования и назначения языка).

 

По сути, всякий язык есть инструмент, орудие человеческой деятельности, без которого не возможна никакая другая человеческая деятельность.

 

Целеполагающая деятельность осуществляется человеком обладающим самосознанием, т.е., выделяющим себя из окружающего мира в качестве особого рода бытия - субъекта жизнедеятельности. Самосознание является необходимым элементом сознания, его своеобразным центром.

 

Самосознание формируется благодаря наличию у человека способности рефлексии - обращения сознания на себя, самоанализа.

 

Самосознание: http://ru.wikipedia.org/wiki/Самосознание

Рефлексия: http://ru.wikipedia.org/wiki/Рефлексия

 

Самосознание как и сознание в целом - явления социальные, т.е., формируются только в социокультурной среде. Формально о наличии самосознания можно судить по осмысленному употреблению местоимения "Я" - эта способность формируется примерно к трем годам. Полноценное же самосознание проявляется в рациональном поведении, в способности нести ответственность за свои поступки и т.д. Таким образом, уровень самосознания выражает уровень социализации индивида.

 

 

Литература

1) Бессознательное. Тбилиси, 1985. Т. 4.

2) Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Принцип симметрии-асимметрии в изучении сознания человека // Вопр. философии, 1986, № 7.

3) Дубровский Д.И. Проблема духа и тела: возможности решения// Вопр. философии, 2002, № 10.

4) Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 2002.

5) Когнитивная модель сознания // Эволюция. Мышление. Сознание. Под ред. И.П. Меркулова. М., 2004.

6) Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1983.

7) Меркулов И.П. Когнитивные способности. М., 2005.

8) Обсуждаем статью «Сознание» // Эпистемология и философия науки, 2005, Т. 3. №1.

9) Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992

10) Серл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002.

11) Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

12) Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983.

13) Философия сознания: история и современность. М., 2003.

Date: 2015-10-22; view: 478; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию