Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛОССАРИЙ. Абсолютная идея – рефлексия идеи на себя, на способ собственного порождения (метод)⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Абсолютная идея – рефлексия идеи на себя, на способ собственного порождения (метод) Абстрактное – одностороннее, неполное, отвлеченное Акциденция -- то, что может существовать не в себе, но только в другом Атрибут – один из возможных универсальных способов, которым сполна изъявляет себя субстанция Бессознательное – обозначенная так З.Фрейдом и его последователями запредельная рассудочному самосознанию и его дескриптивным возможностям сфера опыта личности, являющая себя прежде всего как языковой феномен, но толкуемая часто биологизаторски Бытие – первая логическая категория, первая, непосредственная форма всеобщности. Принцип бытия во всяком наличном бытии (сущем), которое различено с ним лишь формально (М.Хайдеггер назвал это различие онтологическая дифференция) Вещь – момент формы существования со стороны его тождества с собой (существенности) Возможность -- рефлексивный момент действительности, раскрывающий ее со стороны тождества Время – процесс соизмерения любой самоорганизующейся целостности со средой со стороны момента тождества Всеобщее – закон связи единичного, синоним единства многообразия, один из трех моментов понятия, характеризующий его со стороны тождества с собой Движение – наличное бытие противоречия Действительность – единство сущности и существования Дуализм – учение, признающее два несводимых начала мира Единичное – нечто единое, относительно самостоятельное, существующее в границах определенной меры, предел количественного деления данного качества. Диалектическая противоположность всеобщего, один из трех моментов понятия, характеризующий его как завершенную тотальность, полноту опосредствования и множественность Единство – притяжение отталкивающих друг друга моментов, каждый из которых сам по себе не имеет силы Закон явления – положительное (тождественное) в опосредствовании (в смене) являющегося Идеальное – субъективный образ объективного мира, отражение мира в формах деятельности общественного человека, продукт и форма духовного производства Идея – замыкание понятийной формы на себя, выход в непосредственность, подчинение внешности (объекта) свободному целеполаганию Интенция – направленность на…, которая характеризует принцип бытия сознания Категории – «ступеньки выделения человека из природы», определения той сферы, которая опосредствует отношение мышления и бытия, опосредствует «становление природы человеком» Качество – тождественная с бытием определенность, то, теряя что, нечто перестает быть тем, что оно есть Количество – снятое качество Конкретное – сращенное, полное, богатство содержания Материя – категория, рефлексивно соотнесенная с формой, рефлексия со стороны тождества. В материализме: Объективная реальность, отражаемая сознанием, существующая независимо от него Мера – качественное количество Монизм – учение, признающее единое начало мира Мышление -- всеобщая способность человека, не просто наряду с другими психологическими способностями наличествующая, но то, что «сообщает всему человеческому его человечность» Необусловленное – снятие опосредствования другим через разрешение противоречия, опосредствование самим собой как выход в непосредственность существования. Необходимость – существенное тождество возможности и действительности Объект – внешность понятийной формы, положенность, «набросок» субъекта Онтология – учение о бытии Основание и основанное – рефлексивное отношение, в котором одно и то же содержание предстает соответственно под формой полагающего и положенного Особенное -- один из трех моментов понятия, характеризующий его со стороны внутреннего различия, опосредствования с собой Плюрализм – учение, признающее множество несводимых начал мира Понятие – «Для-себя бытие» мышления, конституирующее сферу субъективности, по отношению к которой бытие и сущность выступают как «генетическая экспозиция» Причина и действие – вторая фаза развертывания необходимости, в которой положенность (действие) существенна в своей устойчивости и составляет с причиной одно содержание Пространство -- процесс соизмерения любой самоорганизующейся целостности со средой со стороны момента различия Психофизический параллелизм – подход, усматривающий в человеке наличие двух несводимых, но коррелирующих начал – физического и психического Различие -- рефлексивная категория, соотносительная с тождеством, характеризующая чистую (простую) сущность со стороны несовпадения с собой Рефлексия – удвоение, различение, свечение в другом Свойство – рефлексия существования в себя как собственная проявленность вещи Случайность -- рефлексивный момент действительности, раскрывающий ее со стороны различия. Действительное, определенное как лишь возможное, т.е. иное которого тоже есть Содержание —рефлектированная в себя (замкнутая на себя, ставшая противоречием с собой) форма Сознание – идеальное под формой единичности, «системное качество», каковым является психика человека, которая формируется в процессе приобщения индивидом к целому своей культуры Способ производства – способ извлечения прибавочного труда, т.е. труда не на себя непосредственно, а на другого человека. Социальное опосредствование всякого контакта человека с природой Субсистенция – то, что может существовать без акциденций Субстанция – то, что для своего существования не нуждается ни в чем другом, единство материи и формы Субстанция и акциденция – первая фаза развертывания необходимости, в которой положенность (акциденция) исчезает в основании (субстанции) Субстанция-субъект – третья фаза развертывания категории необходимости, в которой причинение имеет характер кругового взаимодействия, взаимного полагания моментов ставшей действительности. Отрицательный зародыш понятия Субъект – источник активности, направленной на объект Существование – произошло из основания, необходимый момент формы сущности, а именно, момент ее непосредственности, «по ту сторону которого она не осталась». Существенная внешность, которая не растворяется в связях опосредствования Сущность – рефлексия бытия в себя, снятие непосредственности бытия Сущность – соотносительное с существованием всеобщее, в отличие от бытия, соотносительного с сущим, которое в бытии растворяется. Сущность принципиально есть рефлексия (различие) в себе самой, для которой внешность (существование) существенна Тождество – рефлексивная категория, соотносительная с различием, характеризующая чистую (простую) сущность со стороны совпадения с собой Трансценденция – то, что запредельно, разрыв в бытии, открытие свободы, несводимости сотворенного единичного к его бытийному источнику Универсалия – «слово ума», всеобщая абстракция, обобщение Форма –у Аристотеля: последний, далее неделимый вид рода («последняя материя»). В более общем смысле – различие сущности с собой Чистые рефлексивные определения – определения чистой сущности (тождество, различие, основание) Эйдос – то, что видно уму, единораздельность бытия, способ его себя показывать определенным образом, в том числе в формах сказывания Экзистенция – букв.: существование. Характеризует в совр. экзистенциализме способ человеческого бытия, которое предшествует своей сущности, не определяется ею как заранее заданной, но есть свой собственный проект Энтелехия – цель становления «первой сущности» из возможности в действительность Я – форма понятия «в себе» Я (Сogito) – новоевропейский абсолют, самодостоверное сущее, выделяющееся тем, что оно вообще есть, лишь будучи для себя самого Явление -- момент формы существования со стороны его непосредственности (несущественности) Язык – система предметных посредников общения
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ ФИЛОСОФИЯ 1 Мировоззрение и философия: соотношение понятий. 2 Отношение мифологии, религии, науки и философии. 3 Исторические типы философии. Основание и критерий типологизации. 4 Предмет философии как проблема. Изменение предмета философии в ходе исторического развития. 5 Основной вопрос философии: его содержание, структура и роль в определении философской предметности. 6 Категория бытия, ее смысл и специфика. Вопрошание о бытии как специфически-западноевропейский феномен. 7 Бытие, сущее, сущность и существование: соотношение понятий. 8 Онтологическое доказательство бытия Бога как выражение фундаментальной интуиции средневекового мышления. Знание и вера. 9 Философия нового времени. Абсолютное «Я» как самодостоверное сущее. 10 Бытие и способность познания в философии И.Канта. 11 Учение о бытии в философии Гегеля. 12 Бытие и экзистенция. Проблема бытия в основных направлениях философии ХХ века. 13 Субстанция в системе категорий Аристотеля. Субстанция и субстрат. 14 Субстанция как ключевая категория нового времени. Понятие материальной и духовной субстанции. Дуализм, плюрализм, монизм. 15 О методологии определения материи как философской категории. Материя и субстанция: соотношение понятий. 16 Понятие движения. Движение как атрибут материи. Формы движения материи. 17 Постановка проблемы пространства и времени в философии. Несводимость и взаимосвязь пространства и времени. 18 Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознание в время 19 Проблема идеального. 20 Сознание, бессознательное и язык. 21 Основные проблемы антропосоциогенеза. Теория двух скачков. 22 Общество и его структура. Способ производства человека. 23 Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. 24 Три отношения мысли к объективности: логика смены познавательных парадигм. 25 Эволюция проблемы истины в классической теории познания. 26 Количество как философская категория и предмет математики. 27 Три закона диалектики. 28 Предмет, теория, метод. Классификация методов научного познания. 29 Восхождение от абстрактного к конкретному. 30 Общенаучные методы. 31 Смена типов научной рациональности. 32 Понимание и объяснение.
|