Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Государство-центричной модели МОДаже в начале Первой Мировой войны данная дихотомия увеличивалась. Ценности часто разделялись не всеми государствами. Ирландия боролась за отделение от Великобритании. Национальные меньшинства во многих частях Европы не сочувствовали государственным структурам, в пределах которых они оказались. Межгосударственное насилие было общим будущим Вестфальской межгосударственной системы с самого начала ее возникновения. В то же самое время, здесь распространялись ценности, которые становились транснациональными, или даже глобальными, такие как права человека, международные стандарты труда, защита гражданского населения и раненых в период войны. Все это получило определенную степень универсальной поддержки, основанной на юридических принципах, и соблюдалось на практике. Столь острой дихотомии между межгосударственной и внутригосударственной политикой, о какой говорили наши отцы-основатели, не было, но тем не менее, это подействовало на их убеждение о том, кто был главными акторами, с точки зрения этой новой академической дисциплины. Международная политика была в сущности межгосударственной политикой. Основными акторами были государства, поскольку они обладали способностью и моральным правом производить и использовать наиболее эффективные инструменты принуждения, включая военные средства. Кроме того, они могли опираться на ресурсы своих экономик и, что не менее важно, на лояльность своих граждан. Хотя все государства были юридически суверенными и равноправными, тем не менее на практике они обладали разными возможностями, что влекло за собой разную степень их влияния на международную среду. Государства действовали в иерархической системе, в которой доминировали отношения между великими державами. Система действовала по принципу сверху - вниз, и малые державы могли пользоваться свободой действий только в той степени, в какой это позволяли им сверхдержавы. Тем не менее, многие ученые того времени вынуждены были признавать существование в этой системе и некоторых негосударственных акторов, играющих подобную ограниченную роль. Во времена спада напряженности государство могло быть великодушным привратником, но всегда сохраняло за собой droit de regard 85 и в случаях необходимости, государства не испытывали сожаления по поводу «закрытия ворот», наиболее драматичного, конечно, в военное время. Анализ международных отношений был, таким образом, государство-центричным и он концентрировался на отношениях между великими державами, ибо именно здесь всегда с наибольшей драматичностью вставали два главных вопроса — о причинах войны и условиях для мира. Либеральные интернационалисты пытались через идею коллективной безопасности и возможности Лиги Наций смягчить резкость силовой политики между великими державами. Они стремились выявить лежащую в основе гармонию интересов и развить институты международного общества, с тем чтобы через торговлю и техническое сотрудничество эта сущностная гармония интересов могла бы стать более очевидной, что должно, в конечном итоге, сделать немыслимой мировую войну. Кроме того, политические конфликты должны обезвреживаться при помощи процессов примирения, арбитража и закона. Реалисты, со своей стороны, сомневались в том, что такая возможность соответствует самой природе международной политики. Однако, как реалисты, так и либеральные интернационалисты отдавали приоритет системе суверенных государств, в которой решающими акторами были великие державы. Кроме того, история межвоенного периода, Второй мировой войны и первых лет Холодной Войны мало способствовала тому, чтобы опровергнуть подобный взгляд на международные отношения. Считается, что эксперимент, проведенный либеральными интернационалистами потерпел неудачу, но единица анализа (государство) не изменилась. Реализм, который стал теперь доминировать как новый консенсус в Международных Отношениях, даже более государство-центричен по своей сути, чем предшествующий консенсус идей либеральных интернационалистов. Тем не менее, приоритету государств, как главных акторов международных отношений, был брошен вызов, причем по многим направлениям. Арнольд Уолферс представил государство в виде бильярдного шара, хорошо интегрированного изнутри и с жестким покрытием снаружи. Международные отношения уподоблялись отношениям этих метафорических бильярдных шаров, сталкивающихся друг с другом на бильярдном столе. Большие шары могут продвигать маленькие в выгодном им направлении, а союзничество малых может уменьшать траекторию движения больших. При этом, общим механизмом поступательного движения была силовая политика. Но были ли государства в действительности внутренне хорошо интегрированными и внешне хорошо организованными в иерархическую систему? Были ли они эффективными привратниками? Всегда ли системы сделок, перемещения идей, лояльности индивидов и групп сконцентрированы вокруг государственных акторов? Наконец были ли сами государства внутренне сплоченными единицами? Совершенно очевидно, что различные государственные министерства проводят свою собственную внешнюю политику. Многосторонняя дипломатия создавалась быстро, происходило ли это в ООН или в других международных специализированных организациях, в сотрудничестве с такими системами, как, например, НАТО, в ходе таких проектов по интеграции, как ЕС или в региональных организациях, подобных OAЕ. Различные министерства играют свою роль в жизни страны, и проводимая государством политика отличается в зависимости от политики министерства. На практике достаточно редко встречаются министерства, способные эффективно руководить всеми отраслями. Например, рассмотрим схему взаимоотношений между правительством лейбористов Великобритании и ЕС в 1970-х гг. Ширели Вильямс, министр образования, решал вопросы образования используя опыт других, в особенности европейских стран, а министр сельского хозяйства Джон Силкин был достаточно категоричен к политике, проводимой ЕС. Таким образом, мы можем сказать, о двух совершенно различных политиках относительно одного и того же вопроса и одного и того же международного института. Это не было исключением из правил. Происходило не только развитие многосторонней дипломатии, но и расширение круга проблем, ответственность за решение которых взяли на себя правительства. Сфера правительства расширилась во многих странах, оно распространяло свое влияние на индивидов, начиная с «колыбели», прямо с рождения человека, заканчивая вопросами обложения налогом на наследство - т. е. до «могилы». Но с расширением круга вопросов, правительства, по большей части, потеряли свою сплоченность. Они состояли из больших бюрократических аппаратов, имевших свои собственные рабочие структуры, ценности и перспективы, которые функционировали в основном независимо друг от друга. Министерства возникали и расформировывались и, надо сказать, у них было достаточно мало шансов, благодаря бюрократии, реализовать свои идеи и желания, за исключением, возможно, только некоторых вопросов. Например, на протяжении долгого периода времени в Великобритании, при правительстве консерваторов с 1951 по 1964 гг., министр обороны мог занимать свой пост только в течение 18 месяцев, что было явно недостаточно даже для изучения таинственной терминологии стратегической лексики. Правительство превратилось в «динозавра» с большим телом в виде бюрократического аппарата, и слишком маленьким мозгом, не способным управлять им. Исследования процесса принятия решений говорили о необходимости государственной сплоченночти для разрешения классического вопроса политической науки «кто правит?», который к этому времени практически трансформировался в вопрос «возможно ли управление?» - в смысле согласованной политики руководства, включающей в себя весь спектр государственной деятельности. В то же самое время возрастающее значение начинают приобретать различные негосударственные акторы. Транснациональные корпорации уже давно стали устойчивым историческим феноменом, но их число, потенциал и влияние, так же как и их способность распоряжаться не только ресурсами, но и лояльностью своих сотрудников, все более возрастали. По мере того как правительства становились все более ответственными за состояние экономики и уровень занятости, их интерес все больше привлекала деятельность ТНК. Вопрос de haut en bas 86 сам по себе ликвидировался благодаря достижению многими транснациональными акторами определенной степени независимости. Президент Ford Motor Corporation был человеком большого значения для любого британского премьер-министра, поскольку инвестиционная политика и производственные мощности «Форда» были и остаются одним из важнейших компонентов английской экономики. Лишь некоторые английские премьер-министры могли игнорировать интересы и потребности «Форда». Но это происходило только не в экономической области, круг участников которой стремительно расширялся. Однажды И.В. Сталин спросил у У. Черчилля об областях компетенции римского папы, хотя он прекрасно знал о возможностях влияния церкови на людей. Даже в напряженные времена холодной войны, некоторые транснациональные акторы обладали возможностью влияния на происходящие события. Возьмем, например, Международный Оимпийский Комитет, который на момент Олимпийских игр в Москве, был частной организацией, принадлежащей богатым индивидам, под председательством пожилого ирландского лорда. Президент США - Картер решил наказать Советский Союз посредством отмены участия США в Московской олимпиаде, а также посредством убеждения других стран отказаться от такого участия. Международное олимпийское движение и спортсмены, телевизионные компании, рекламодатели и т.д. были поражены. Они оказали сопротивление, и Московская олимпиада состоялась, хотя и без участия США. В этой борьбе, между НПО и сверхдержавой, которая, несомненно, представляла из себя политическую борьбу, ни одна из сторон не победила. Тем не менее, примечательно, что МОК смог собрать поддержку в свою защиту у тех, кто был заинтересован и получал прибыль от спортивной индустрии, и заставил их противостоять лидеру супердержавы, даже тогда, когда правительства государств-союзников США колебались в принятии решения о бойкотировании Московской олимпиады. Вызов государство-центричной модели мира, которая до сих пор формировала основу Международных Отношений как академической дисциплины, исходил также и из других источников. Процесс колониального освобождения вызвал значительное увеличение количества государств. Независимость стран Латинской Америки и распад Австро-венгерской и Оттоманской империй привел к увеличению числа государств внутри международной системы, но не к изменениям в существующем Европо-центричном каркасе, которая ею управляла. В период, с момента образования ООН в 1945 году число государств-членов не просто возросло, а увеличилось более чем в три раза. Это повлекло за собой значительные количественные, если не качественные различия между государствами. Бум возникновения новых государств в 1960-1970-х годах породил в научном сообществе вопрос о том, можно ли все государства воспринимать как одинаковые и равные между собой? Многие возникшие государства быстро адаптировались к существующей государственной системе и не вызвали в ней фундаментальных изменений. Конечно, некоторые, находясь в эйфории от своего нового статуса, настаивали на игре по правилам своих прежних колониальных правителей с большим блеском. Некоторые из новых государств столкнулись с процессом государственного строительства, который подверг испытанию их ресурсы. Другие обнаружили, что им трудно полностью участвовать в многосторонней дипломатии, из-за требуемого размера дипломатических служб, и недостатка ресурсов, требуемых для благополучного функционирования. Даже крупные развитые страны почувствовали давление ресурсов в терминах дипломатического представительства на двустороннем уровне, как это показывает пример расширения дипломатического представительства в государствах бывших республиках СССР. Кроме того, появилось не только большое количество новых государств, достаточно неустойчивых по своей структуре и недостаточно гибких в своей дипломатии, но и появились слабые государства, потерпевшие неудачу, такие как Либерия, Ливан, Сомали, Босния. Развитие многосторонней дипломатии сопровождалось показательным ростом числа международных организаций, как правительственных, так и не правительственных. У международных правительственных организаций обычно главным органом, наделенным правами, является секретариат, который, по самой природе многосторонней дипломатии, способен концентрировать у себя достаточно значительную власть, для оказания политического влияния. Кроме того, серетариат нес ответственность за реализацию программ, что требовало сосредоточения значительных бюджетных ресурсов. Тем самым он имел возможность стать, а в некоторых случаях и действительносно становился главным квази-независимым актором, конечно, в отношении более мелких и более уязвимых членов своей организации, ограниченных в ресурсах, персонале и знаниях. Но и международные неправительственные организации, также были способны реализовывать программы, которые отражали в некоторых случаях, ценности и интересы не столько правительства и населения страны - получателя, сколько самих НПО. Иногда, секретариаты МПО и МНПО расходились друг с другом в своей операциональной политике, но это случалось не всегда. И международные секретариаты, в особенности международных финансовых институтов, таких как Всемирный Банк, были способны перестраивать значительные части мира в соответствии со своими интересами, идеологией и нормами поведения. Министерства могли дрожать от перспективы официального визита представителей Всемирного Банка или МВФ, опасаясь их результатов. Идеология международных финансовых институтов часто направлена на то, чтобы в государствах создавались открытые рынки, - процесс, который затронул как все развитые, так и развивающиеся страны. Сьюзан Стрэндж очень обстоятельно описала процесс взаимодействия между государствами и рынками, особо подчеркнув структурное влияние рынков в многообразии различных измерений. Однако, все это не предполагает, что государства не могут продолжать распоряжаться лояльностью и ресурсами, или быть источниками идей и деятельности. Тем не менее, это говорит о том, что государства - не единственные их участники, и что международные отношения - сфера деятельности многих других акторов, которые могут выдвигать подобные им претензии и действовать подобным им образом.
|