Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вилла д’Эсте

Эпоха Возрождения

Садово-парковое искусство Эпохи Возрождения характеризуется планировочным и композиционным единством архитектурных ансамблей. Итальянский сад – это целостное художественное произведение. В нем гармонично сливаются природа и искусство. Садам итальянского Ренессанса присущи общие черты, используемые в ландшафтном дизайне:

1.Сады располагают на террасах, связанных между собой лестницами. Подпорные стенки облицовывают камнем, украшают нишами, устраивают гроты. Террасы, увенчанные балюстрадами, скульптурами составляют основу итальянского сада.

2.Вода является основой садов Эпохи Возрождения. Ее очень много, она подается с блеском и музыкой в фонтанах и каскадах, в бассейнах и различных водоемах. Вода стала композиционным центром итальянских садов

3.Используются ширококронные деревья: платаны и дубы, иногда кипарисы, для создания живых изгородей используют лавр, самшит, кипарис. Также в посадках применяют листопадные и плодовые деревья, маслины. Здесь появился новый прием – боскет. Боскет ограничивается регулярными дорожками, имеет геометрический контур. Внутри высаживаются деревья, которые обрамляются рядовыми посадками или живой изгородью. Цветочный ассортимент многообразен.

4.Регулярные итальянские сады замкнуты. Их регулярность не жесткая. Сады пышные и богатые, но умеренно.

5.Учитываются цвета, колористика сада.

Вилла д’Эсте

Одна из самых знаменитых итальянских вилл XVI века. Комплекс виллы включает в себя дворец и примыкающий к нему сад. Находится на окраине г. Тиволи (область Лацио), на холме. Особенной славой пользовались фонтаны виллы д’Эсте; именно их стремился превзойти Пётр I при создании Петергофа. В 2001 году вилла д’Эсте включена в число памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Как и другие европейские сады эпохи Возрождения, сад виллы д’Эсте несет сложную философскую и политическую символику. Как указывает М. Л. Мадонна, Вилла д’Эсте была задумана как сад нимф Гесперид, посвященный Гераклу, мифическому прародителю рода д’Эсте Ключевым элементом сада в Тиволи стала статуя Геракла, от которой вели две символические дороги — одна к Добродетели, другая к Пороку. На центральной оси сада размещалась, кроме того, статуя Венеры, причем она также воплощала собой возможность выбора — на сей раз между Любовью Земной и Небесной. Сад со своей сложной конфигурацией был задуман как микрокосмос, метафорически воссоздающий местную природную среду. Это соответствовало характерным для XVI века представлениям о всеобщей взаимосвязи явлений (образ цепи, протянутой от первопричины до самых низменных феноменов, присутствует у Джакомо делла Порта в книге «Естественная магия» (1558).

Вода и фонтаны

Наибольший интерес для посетителя сада представляют фонтаны, которые в XVI веке считались чуть ли не наивысшим достижением гидротехники. Как указывает Б.М. Соколов, "сложная система фонтанов включала в себя Фонтан органа, Фонтан дракона, “Кипящую лестницу”, названную так из-за окружающих ее сорока двух водометов. С еще большим размахом была оформлена Дорога ста фонтанов — каждому из них соответствовал рельеф на темы из поэмы Овидия “Метаморфозы”. Рядом находились Гроты Венеры и Дианы, а также Рометта — фонтан, символически изображающий семь холмов Рима и его достопримечательности, такие как Колизей и Пантеон.". Для снабжения фонтанов воду первоначально брали из близлежащей реки Аньене (приток Тибра) через специальный туннель. Качество этой воды вызвало негативную реакцию у посетившего виллу в апреле 1581 года Мишеля Монтеня. Он не преминул отметить в своем дневнике, что окрестные жители пользуются рекой «по своему усмотрению» (скорее всего, попросту стирают бельё), так что вода эта «мутная и скверная на вид» Пирро Лигорио в своей "Книге о древностях" трактовал воду как «душу» сада и одновременно его «питание» (alimento); аллегорией сада в трактате становится Прозерпина, «душа, струящаяся в подземных субстанциях». Примечательно, что и душа человека описывается у Лигорио при помощи метафоры источника: «душа в теле человека подобна источникам, которые затем превращаются в Реки и текут в Моря-Океаны».

Фонтан Органа

Чрезвычайно детально описывая фонтаны виллы д’Эсте, Монтень делает акцент именно на Фонтане Органа: «исполняемая органами музыка <…> представляет собою одну и ту же постоянно вызваниваемую мелодию; производится она посредством воды, которая низвергается в круглую сводчатую полость и понуждает вибрировать заполняющий её воздух; вследствие чего воздух вырывается наружу через органные трубки». Этот фонтан начали сооружать в 1568 году, в XVIII веке он был разрушен, а затем – уже в наше время – восстановлен (автор проекта инженер Леонардо Ломбарди).

Французское барокко.

Фонтаны в барочных садах — это величественные архитектурно-скульптурные композиции, чаще всего аллегорического содержания на античные сюжеты, изобилующие в пространстве струями, каскадами, потоками, как роскошное обрамление доминирующей воды, которая в вечном движении. При этом сама водная поверхность, окружающая эту водную феерию, выполнена как декоративная, богатая, усложненная и изысканная по форме драгоценная рама. Об архитектурном облике фонтанов французских парков той эпохи можно судить по оставшимся немногочисленным гравюрам. Эти фонтаны были сложны по форме и очень замысловаты по устройству. Композиционные фрагменты и детали фонтанов приводились в движение специально сконструированными ручными механизмами — вращались, двигались, поднимались и опускались— при этом водные струи и потоки дополняли динамику всего замысла.

Водные сооружения французского парка уже не окружены постройками, как ранее в Италии. Все их элементы подчеркнуто рукотворные, геометричны и при этом природны по изображению, как например, странное, искусно выполненное дерево в Версальском боскете "Болото", где из жестяных листьев выплескивались струи воды.

Этот затейливый по замыслу фонтан многократно тиражировался в европейских садах барокко и даже в Петергофе. Такими же "природными" возможно воспринимали современники фонтаны, бившие в зелени апельсиновых деревьев на острове посреди продолговатого канала в версальском боскете "Аллея воды". Как пишут историки, главный фонтан Фонтенбло — фонтан Тибра, или Ромула — состоял из статуи Тибра, возлежавшей наподобие софы, которая поддерживалась четырьмя ножками. Вода била из рога изобилия, который находился в руках у Тибра и из углов софы, из двух лебедей, помещенных на пьедестале и четырех ваз, стоявших на углах бассейна.

В удивительном парке Комерси, к сожалению, не сохранившимся, самым замечательным было то, что по стене нижнего этажа павильона, обращенной ко дворцу, падал каскад, и казалось, что вода, лившаяся со стен павильона, непрерывно переходила в воды канала. При рассмотрении плана совершенно непонятно, как можно было заставить воду переливаться по всем каскадам, питать многочисленные фонтаны или водные затеи. Среди последних был киоск, окна которого состояли из непрерывно скатавшихся водных скатертей, были галереи из колонн, которые казались водяными, потому что вода непрерывно лилась по их поверхности. Подобной игры с водой в парковых сооружениях история еще не знала.

Фонтаны включались на праздниках и днем, и ночью. Тогда ночная иллюминация, фейерверки и звезды отражались в кажущихся бездонными водных зеркалах и играли, сияли в динамичных брызгах, струях и потоках, создавая сказочный мир в пространстве сада под залпы фейерверков, под восторженные крики разодетых в шелка, кружева, блестящие драгоценности напудренных людей и под идилически чувственную музыку Люлли, наполнявшую пространство счастьем. Фонтаны Версальского парка (а их было около 1400) — сложные инженерные устройства. Так как дворец и большая часть парка находятся выше окружающей территории, то воду для фонтанов приходилось накачивать специальными машинами на пруду Кланьи и на реке Сене. В эпоху Реставрации велись работы по сооружению колоссального акведука для доставки накаченной вручную воды, чтобы обеспечить непрерывную работу фонтанов, но эти работы в то время так и не были завершены. Новые времена, приносившие новые архитектурные веяния, послужили причиной перестройки, изменения или сноса фонтанов, этих феерических водных устройств. Мало что осталось от них сегодня. Внесли свою лепту и время, и войны. Но одним из мощнейших разрушителей великолепия украшений Версальского парка и сокровищ его дворца была бушующая революционная толпа, захлестнувшая Версаль для ареста королевского семейства в бурные дни французской революции.

Все водные устройства в регулярных садах Франции были в той или иной степени реминисценциями, цитатами, заимствованиями, повторениями основного композиционного замысла и всех деталей Версальского парка. Собственно нового никто ничего уже не сделал, потому что сделать, наверное, было невозможно. Единственный парк, который в какой-то мере можно поставить рядом с парком Версаль по игре с водой, по водным устройствам, по богатству содержания водных композиций и пространственному идеологически насыщенному замыслу, но в совершенно других композиционных принципах и в других природных условиях, — это Петергоф.

Водные устройства в французских парках открыли человеку невиданные, немыслимые дотоле возможности в использовании воды в пространстве— это водные глади, водные зеркала, поверхности, которые трактовали как драгоценности, обрамленные в богатые барочные рамы изумительного очертания и изысканного рисунка в плане. Вода как основа композиции сада в барокко стиле, освещенная солнечным закатом стрела перспективы, тающей вдали, вода как шум водопадов, каскадов, как многочисленные звенящие струи фонтанов, богато украшенных скульптурой, и вода в немыслимых доселе затеях роскошных механических фонтанов – все это водные феерии французского барокко, непревзойденные до сих пор. Также Вам будет интересно ознакомиться с историей парка Софиевка Умань и Усадьбой в Качановке.

Сады Замка Шенонсо

Территория, где находятся замок и сады Шенонсо, является выдающимся свидетельством тонкого вкуса двух талантливых женщин: Дианы де Пуатье (Diane de Poitiers) и Екатерины Медичи (Catherine de Medicis) и по этой причине имеет второе, народное название - "дамский замок". С момента завершения их создания, сады всегда были неотъемлемой частью и достойным украшением великолепного замка, который входит в число так называемых замков Луары (замков, построенных на берегах живописной реки Луара, или вблизи них).

Согласно историческим данным, история поместья Шенонсо началась в середине XIII века. В дальнейшем, земли несколько раз переходили в разные руки, а сам замок перестраивался. В начале XVI века поместье купил финансист Томас Бойе, большой поклонник стиля ренессанс, который инвестировал огромные деньги в строительство нового, созданного по канонам этого стиля, замка. Однако, семья Бойе не долго владела своим прекрасным замком – вскоре после смерти главы семейства Замок был конфискован королем Франциском I за махинации и нарушения, якобы допущенные Бойе на финансовой службе. Впоследствии, король неоднократно наведывался в поместье Шенонсо, славившееся не только величественным замком, но и обширными охотничьими угодьями. Среди его приближенных, которые часто приезжали сюда вместе с королем, был, конечно, его сын Генрих со своей женой Екатериной Медичи и фаворитка сына Диана де Пуатье. Сложно сказать, какие на самом деле отношения связывали Генриха и Диану, но… вскоре после того, как Генрих стал королем (1547 г.), он подарил ей поместье Шенонсо.

1551 год без преувеличения можно назвать годом рождения садов Шенонсо. Получив в дар поместье, Диана де Пуатье взялась за благоустройство территории замка, где в то время находился лишь фруктовый сад и небольшой огород с некоторыми модными в то время растениями.

В течение последующих пяти лет, здесь происходили многие важные изменения и сегодня эта часть садов Шенонсо известна как Сад Дианы де Пуатье - "Le Jardin de Diane". Сад содержит подпорные стены и приподнятые террасы, благодаря чему застрахован от наводнений расположенной вблизи реки Шер. Это своеобразный зелёный театр, площадью более 1,2 га, построенный в соответствии с очень простым планом: две большие диагональные аллеи, которые пересекаются по центру, образуя четыре треугольника. Каждый треугольник затем также делился на две равные части проходящими по центру аллеями и украшены посадками сантолины общей протяженностью 3 000 метров. Прелесть сада заключается не только в его незатейливой конструкции, но и в ассортименте используемых здесь растений - плодовых деревьев и кустарников, боярышника, орешника, в то время как на краях аллеи посажены земляничные деревья и фиалки. Многие известные садовники заботились о красоте этого места на протяжении многих лет, в том числе архиепископ Тура и его викарий (помощник), а также Жан де Сельв - друг и защитник известного французского ученого Бернара Палисси. На памятной бронзовой пластине размещенной возле сада мы можем прочитать описание сада, данное Жаком Андруэ дю Серсо (Jacques Androuet du Cerceau) в его книге "Превосходнейшие дома Франции", написанной между 1576-1579 годами.

Ассортимент растений в цветниках меняется два раза в год. Весенние посадки включают: желтые и синие сорта Виолы (Анютины глазки), белые розы в зависимости от темы цветника, розовые и белые маргаритки, незабудки и многочисленные луковичные. Летние фавориты: петунии, табак, карликовые георгины, вербена и, конечно, бегонии.

В непосредственной близости от сада Дианы де Пуатье расположена Канцелярия - дом управляющего недвижимостью, и деревянный причал, увитый виноградной лозой. С причала можно отправиться в одну из водных прогулок по реке Шер.

Король Генрих II был тяжело ранен во время турнира и скончался 10 июля 1559 года. Опасаясь неприятностей со стороны вдовы короля, которые сули ей её бывшие "заслуги", Диана поспешила вернуть поместье Шенонсо Екатерине Медичи.

В представлении новой хозяйки замка, Шенонсо должен был стать резиденцией короля так же, как дворец Тюильри. Для строительных работ был приглашен итальянский архитектор и скульптор Франческо Приматиччо (Francesco Primaticcio), который возвел новые арки, фонтаны и обелиски, а также участвовал в создании новых садов.

Екатерина произвела и другие глобальные изменения, например, построила сад курьезов среди многообразия цветов и кустарников, который включал вольер, зверинец, овчарни, искусственные пещеры и Фонтан дю Роше.

Новый лабиринт из стриженого тиса, перестроенный согласно планам Екатериной Медичи в 2003 году, открывается для посещения в летнее время. Внутренние свободные пространства украшены чугунными вазами, а в центре возвышается беседка, сконструированная известным архитектором Арно де Сент-Жуаном (Arnaud de Saint-Jouan), с которой открывается великолепный вид на весь лабиринт.

Протянувшийся вдоль оранжереи, Зеленый сад работы дизайнера Бернара Палисси (Bernard Palissy) состоит из большого количества редких деревьев, высаженных на фоне газона.

Привлекают внимание и групповые посадки декоративных кустарников: джута, самшита, лавра, тиса, каликанта, вишни. Гирлянды из глицинии и кервеля украшают фасад оранжереи.

Цветочные украшения замка Шенонсо требует постоянного крупного производства цветов для срезки. Каждая комната украшена оригинальной цветочной композицией, составленной командой флористов Шенонсо, которые полностью обновляют букеты и композиции два раза в неделю. Цветы для срезки выращиваются в саду в строго отведенном для них месте - доступном для посетителей бывшем огороде, площадью территории около 1 га. По периметру огород окружен более чем 100 крупными кустами плетистых роз 'Clair Matin'.

В этой части сада выращивается широкий ассортимент цветов для срезки: белый люпин, дельфиниумы, лилии, пионы, георгины, ирисы и многие другие растения, который мы можем в любое время года видеть в букетах внутри зданий. В цветочном производстве используются также и другие натуральные материалы, такие как ветви, шишки, мхи и лишайники. Производство цветов для украшения замка в зимнее время происходит в теплицах.

Франция, 17 век

Происходит формирование садов в стиле барокко, заимствованном из итальянских садов. Планировка их простая, но они богато украшены цветниками. Из цветов создаются красивые партеры – бродери. Лесные массивы используют для верховой езды и охоты. Спокойную гладь воды используют для создания каналов и водных партеров.

Регулярный стиль садово-паркового искусство того времени заметно повлиял на создание садов в будущем.

Творчество Ленонтра

Рационалистические принципы, господствовавшие в искусстве абсолютистской Франции XVII века, воплотились в строго геометрической планировке регулярных парков, созданных А. Ленотром (парк в Версале). В середине XVIII века в Европе возникли свободно распланированные пейзажные ("английские") парки. В парках изобиловали "романтические" руины, а также постройки, имитировавшие сельское жилище. В середине XIX века в европейских странах и США создавались многочисленные общественные парки, в XX веке почвились новые виды садово-паркового искусства (спортивные парки, луна-парки, парки-выставки, парки вдоль автодорог - "линейные", исторические парки, сады на крышах, крытые сады с искусственным микроклиматом). Андрэ Ленотр - садовник короля и король садовников

12 марта 1613 года родился выдающийся человек, украсивший мир новыми неповторимыми шедеврами, где роль перспективы, могущество человека и великолепие Франции средних веков воспеваются в величественных шедеврах ландшафтной архитектуры, выспренних изысках паркового искусства барокко и великолепии ухоженной природы, не униженной изящной прилизанностью, а поражающей строгостью форм, сохраняющих, тем не менее, внутреннюю силу и мощь. Садово-парковое искусство было частью творческого поиска образованных и обладающих властью людей еще в древности. Особенности влияния формы, стиля, логика расположения деталей, тонкая игра с перспективой, все эти приемы использовались с античных времен в приемах регулярного стиля в парковых ансамблях различных властителей во всех частях света. Чаще всего инструментом воздействия являлось сочетание архитектуры здания или комплекса зданий с «элементами» природы – растениями, важнейшую роль отводили повторяющимся композициям или малым архитектурным формам, придающим своеобразный ритм и некоторым образом настраивающих, как бы гипнотизирующим зрителя готовя его к восприятию главного – значению данного места. Так построены резиденции правителей, храмовые комплексы, другие общественные учреждения – математическая логика и точность, как символ организации общества.

 

Периоды творческого поиска естественной природы, так называемый пейзажный (английский) стиль в ландшафтной архитектуре как правило характеризует наступление разрушительного Хаоса, где поиск истины не прямолинеен и сентиментальный романтизм ведет к революционным брожениям идей. Периоды же расцвета государства любой эпохи и любой политической формации обозначены появлением блестящих архитектурных и парковых ансамблей, восхищение великолепием которых не проходит веками, пока люди могут наблюдать их, меняется лишь форма и математическая модель регулярности. В современном же мире эта регулярность скрывается за изящными новыми приемами использования законов гармонии, заимствованными в интуитивно давно известному человеку бионическом подходе к инженерии сооружений и архитектуре.

Среди произведений, повлиявших на архитектуру большинства садово-парковых комплексов, особое место занимают творения французского садового мастера, происходившего из семьи старейших королевских садовников, получившего разностороннее образование, автора самого известного в мире дворцового парка, резиденции французских королей - Версаля. Андре Ленотр родился 12 марта 1613 года в Париже. Его дед, Пьер Ленотр, был старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации Парижа. Он принимал участие в устройстве садов при дворце Тюильри, что зафиксировано в документах датируемых 1572 года, вместе с сыном Жаном обустраивал резиденции французских королей. Жан Ленотр проектировал и строил партеры, склеп, бассейны и другие объекты вокруг городской резиденции французских королей. Однако именно их сын и внук Андре Ленотр спустя немного лет станет самый именитым в известной династии парижских садоводов, самым известным и прославленным ландшафтным архитектором Франции и Европы.

Его имя станет в ряду со знаменитыми зодчими, художниками, скульпторами не только этой эпохи блеска барокко, но и войдет в мировую историю искусств.

С самого раннего детства Андре был погружен в атмосферу искусства, в котором мастерство и знания садовника совмещались с глубоким пониманием объемности пространства и формы, всего того, что связано с созданием архитектурных ансамблей. Поэтому не удивительно, что именно он создал шедевры садово-парковой архитектуры, которые стали носить название французского стиля и послужили основой создания большинства лучших парковых ансамблей Европы, где внутренняя энергия ухоженной природы, сдерживается твердой рукой садовника. Андре Ленотр учился законам перспективы и оптики в студии Симона Вуэ (ок. 1629), занимался в архитектурной мастерской Франсуа Мансара, садовое искусство изучал под руководством отца Ленотра, главного садовника Тюильри, позднее (в 1637) передавшего ему свою должность. Интерес к использованию видовых перспектив как в садовом, так и в градостроительном аспекте стал визитной карточкой произведений мастера. С 24 лет Ленотр работает в садах Тюильри и проектирует одновременно оранжерейный сад в Фонтенбло (1645 г.).

Развивая новую концепцию садов прилегающих к Лувру, он проявил характерное стремление к открытым, далеко протяженным видам, что позволяет нам наблюдать блестящее продолжение центральной оси композиции - проспект Елисейских полей, дополненный современными архитекторами захватывающей архитектурой новых кварталов Де Франс?. Однако настоящим триумфом Ленотра, стал парк (созданный всего за 4 года) близ нового дворца в Во-ле-Виконт близ Мелёна, возведенного Луи Лево для королевского министра Фуко (1656 г.). Именно здесь впервые регулярный стиль садово-паркового искусства от камерности итальянских вилл переведен к кристальной четкости далеких перспектив и непостижимым объемам боскетов (зеленых дворцов и комнат с различными функциями). В 1657 году Андре Ленотра назначают генеральным контролером королевских построек. В этот период (1660-е годы) им создаются дворцовые парки в Сен-Жермен-ан-Ле, Фонтенбло, Шантийи, Сен-Клу и другие. Это было бы невозможным если бы совместная работа и творческие контакты одаренных людей разных профессий объединенных желанием решать разнообразные задачи.

Свободное перетекание идей из одной сферы творчества в другую весьма способствовало сочетанию художественного, научного и технического начала, на котором основывается ландшафтная архитектура. Однако самым великим творением Ленотра стало создание (в 1661–1668) ансамбля Версаля и Трианонов. Скучный заболоченный ландшафт рукой мастера превращен здесь в произведение искусства, захватывающее своей грандиозностью и несмотря на всецелую подчиненность строгим и рациональным законам, сохраняющую невообразимое разнообразие. Поражают сами масштабы ансамбля. Так называемый Малый парк, примкнувший к дворцу с запада, охватывает территорию около 1740 га. Продолжающий его далее на запад Большой парк, имеющий скорее характер лесопарка с широкими аллеями, занимает 6600 га. Протяженность дворца с севера на юг 500 м, длина Большого канала вдоль композиционной оси 1600 м при ширине 50 м.

Однако в Версале, где ландшафтная составляющая не просто дополняет здание дворца, а выступает с ним как бы на равных, впервые сформирован столь грандиозный целостный и пространственно связанный ансамбль. Теперь стало возможным заявить о появлении качественно нового подхода к планированию территорий, появлении методов использования немыслимых ранее масштабов, протяженностью уже не в десятки и сотни, а в тысячи метров. Влияние Ленотра и его школы на последующее развитие ландшафтного искусства сложно переоценить. Известные английские мастера, создавшие регулярные парки в Хемптон Корте, Гринвиче и других местах - Г. Уайз, Д. Роз, считали себя его учениками. В Германии, М. Шарбонье в 1666 г. запроектировал обширный парк во французском стиле -Геррегаузен. Специалисты выявляют черты преемственности в парках Аугсбурга - работах немецкого последователя Ленотра Д. Жерара, в произведениях Ф. Эрлаха в окрестностях Вены (Шенбрунн) и многих других. Очевидна связь с некоторыми чертами Версаля и дворцово-парковых ансамблей под Санкт-Петербургом.

Необычайно благоприятное сочетание большого таланта художника А. Ленотра (1613—1700) и великодушного покровительства Людовика XIV (время правления 1643— 1715) сделало Францию законодательницей в садоводстве. Работая с 1632 г. королевским садовником, А. Ленотр создал ряд парковых ансамблей — Тюильри, Во-ле-Виконт, Версаль, Марли, Со, Шантильи, Сен-Клу и др. Рассмотрим два из них.

Во-ле-Виконт. Загородная резиденция министра финансов Фуке. Парковый ансамбль создан А. Ленотром совместно с арх. Лево и художником Лебреном. При закладке (1656—1661) сада трудились 18 тыс. человек. На обширной территории было снесено 3 деревни, вырублен лес, преобразован рельеф, изменено русло реки.

Площадь парка 100 га. В северной его части расположен дворец, окруженный каналом в духе старинных замков, являющийся центром композиции. Южным фасадом дворец обращен к парку. От него тремя невысокими террасами мягко спускается к югу широкая полоса открытого пространства, обрамленного массивами боскетов. На плоскостях террас последовательно размещены кружевные цветники, водные партеры, каналы поперечных осей, концентрируя внимание в направлении движения. Дорога, идущая от дворца по центру террас, является главной композиционной осью. Она завершается большим поперечным каналом (преобразованное русло реки) и замыкается архитектурно оформленным холмом (пластически обработанный высокий берег реки). Это единственный случай замыкания Ле-нотром перспективы. Канал с каскадом и гротом — кульминационный узел парка, уравновешивающий дворец. Открытые полосы террас с цветниками, бассейнами и фонтанами окружены стрижеными зелеными стенами боскетов, образующими залы под открытым небом. Развитие композиции от дворца к холму идет в направлении нарастания площадей террас, упрощения рисунка, укрупнения деталей, расширения поперечных водных осей, как будто все более углубляющихся в зеленые массивы боскетов и все более ориентирующих на боковые картины. Дворец в каждой точке парка воспринимается как центр пейзажной картины с различным оформлением. Декоративное украшение сада дополняют многочисленные фонтаны, скульптуры, вазы с цветами. При движении в обратном направлении, т. е. к дворцу, нарастает усложнение композиций.

Умело используя перепад рельефа, Ленотр определил такую высоту и ширину террас, которые, при кажущейся раскрытости всего ансамбля, обеспечили необходимую смену впечатлений, постепенное и последовательное включение в обзор парковых композиций (поперечных осей каналов, водных партеров).

Парк рассчитан на пребывание большого количества людей, проведение грандиозных праздников, театральных представлений и трактовался как красочная обширная декорация.

Версаль. Местечко Версаль, расположенное недалеко от Парижа, было королевским угодьем и представляло собой равнинную заболоченную местность, частично покрытую мелколесьем. На этой территории в период с 1661 по 1700 г. Ле-нотром вместе с арх. Лево и Ман-саром и художником Лебреном был создан дворцово-парковый ансамбль. Его размеры грандиозны: так называемый Малый парк занимал площадь 1738 га, а примыкающий к нему Большой охотничий парк — 6600 га. Сначала развернулись предварительные работы по подготовке территории — осушению местности с помощью каналов, созданию резервуаров, питающих водные устройства парка, подсыпке земли на значительной площади. Для посадки было привезено огромное количество деревьев из различных районов Франции и других стран. Однако, несмотря на все старания,посадки оказались недолговечными и уже через 150 лет часть деревьев пришлось заменить. В ассортименте из лиственных пород использовались дуб, вяз, липа, ясень, бук, клен, граб, каштан съедобный, тополь пирамидальный, из хвойных — тисе и ель, из плодовых — яблоня, груша, вишня.

В итоге Ленотр создал единый грандиозный ансамбль, в котором природа, преобразованная в парк, подчинена архитектуре, а сам парк явился связующим звеном между архитектурой и естественной природой окружающего леса.

В основе реализации этих идей лежали следующие принципы:

— развитие пространства по главной продольной оси, подчиняющей поперечные оси, уравновешивающие композиции, и концентрирующей вокруг себя боскеты;

— создание обширных открытых партерных пространств вокруг дворца, подчеркивающих его главенство и раскрывающих архитектуру;

— создание кульминации на главной композиционной оси с раскрытием далекой перспективы;

— введение диагональных лучевых дорог, идущих от лесных массивов через парк и сходящихся к дворцу;

— учет особенностей оптического восприятия пространства.

 

Дворец является доминантой парка. Протяженность его фасада примерно 500 м. С востока к нему подходит знаменитое трехлучье дорог, идущих из Парижа, Сен-Клу и Со, сходящихся на Площади армии.

Западный фасад обращен к парку. Пространство у дворца открыто и оформлено обширными партерами. По центру дворцового фасада расположен водный партер в виде двух плоских мраморных бассейнов, украшенных скульптурами, символизирующими реки Франции (площадь 1,5 га). От него начинает свое развитие главная продольная ось, на которой последовательно размещены: цветочный партер с фонтаном Латона, Зеленый ковер. Колесница Аполлона и, наконец, Большой канал. Далее перспектива раскрывается на круглую площадь (Звезда короля) с лучами сходящихся к ней дорог. Протяженность Зеленого ковра 330 м, ширина — 45 м, включая 25-метровую полосу газона и ширину дорог, идущих по сторонам. Вдоль ковра у стен боскетов на расстоянии 30 м размещены вазы и мраморные статуи. Размеры Большого канала: длина продольной части — 1600 м, поперечной — 1000, ширина — свыше 50 м. Канал предназначался для катания на лодках и устройства празднеств на воде. Кроме того, он выполнял важные мелиоративные функции, способствуя понижению уровня грунтовых вод и осушению территории парка. Но самое примечательное — декоративный эффект его зеркальной поверхности, освещенной солнечными лучами, особенно сильный в вечерние часы благодаря западной ориентации.

Конец оси за Звездой короля фланкирован пирамидальными тополями. Ее перспектива ничем не закрыта, и общая протяженность составляет 3 км (это максимальный предел четкой видимости при рассеянном освещении). Ленотр, стремившийся к эффекту беспредельных, уходящих вдаль перспектив, учитывая законы оптического восприятия, ограничил длину оси этим размером, отметил ее конец вертикалями тополей, оставив пространство за ними свободным.

Важную роль играют поперечные оси парка. Это прежде всего придвор-цовая часть с северным, южным и водным партерами. Северный партер переходит в Аллею детей и завершается Бассейном Нептуна; южный, приподнятый над поверхностью земли на 13 м, переходит в Оранжерейный сад и завершается Озером швейцарцев.

Вторая поперечная ось в виде двух широких параллельных дорог, проходящих: первая — через Колесницу Аполлона, вторая — через восточный бассейн Большого канала,— отделяет лесопарковую часть от боскетной.

Между придворцовой частью и дорогой, проходящей через Колесницу Аполлона, находится участок боскетов.

Деревья в боскетах высаживали правильными рядами на близком расстоянии с целью создания густого массива зелени. По границам боскетов устанавливали легкие деревянные решетчатые (трельяжные) изгороди — палисады, выкрашенные в темно-зеленый цвет. Такая изгородь сдерживала развитие растений и служила своего рода лекалом для формирования ровной поверхности зеленой стены. Высота ее составляла 2/3 ширины дорожки. В изгородях чаще всего использовали граб, длительное время сохраняющий форму после стрижки. Иногда у палисадов высаживали вьющиеся.

Боскеты в Версале использовали как зеленые залы, предназначенные для проведения музыкальных концертов, театральных представлений, танцев, игр и тихого отдыха. В соответствии с назначением, образной идеей и оформлением каждый боскет получил название (Лабиринт, Большой зал. Королевский остров).

За боскетной частью Малого парка находится его лесопарковая часть. Здесь в центре массива по поперечной линии Большого канала проходит третья поперечная ось, которая с севера замыкается ансамблем Большой Трианон, с юга — Менажерией.

Слева и справа от продольной оси лесной массив прорезают радиальные дороги. Их лучи, ориентированные на дворец, сходятся у восточной оконечности Большого канала.

В целом в решении пространства парка наблюдается изменение его частей: придворцовая часть имеет более сложную проработку деталей, чем боскетная. По мере удаления от дворца происходит нарастание размеров планировочных элементов, укрупнение рисунка их плана и упрощение композиций.

Как и в Во-ле-Виконт, здесь тонко продумана последовательность восприятия композиций с учетом рельефа. Так, на главной оси у водного партера виден только уходящий вдаль Большой канал, а через несколько метров, у края террасы, взору открывается Латона, спешащий к ней Аполлон и объединяющая их полоса Зеленого ковра. Вся архитектурно-планировочная композиция Версаля подчинена идее восхваления богатства и могущества «короля-солнца».

Классические парки Франции стали образцом для подражания. Многочисленные ученики и последователи Ленотра продолжили его дело. К числу наиболее известных ансамблей можно отнести следующие: в Англии — королевская резиденция Хэмптон Корт Генри Уайза с грандиозными партерами и лучами дорог, прорезающих не лесные массивы, а поля (пример формального подхода); в Ганновере — ансамбль Герренгаузен; в Австрии — Шенбрунн и Бельведер (арх. Фишер фон Эрлах), парк Аугсбург около Брюля (автор Д. Жерар), ансамбль Сан-Сусси в Потсдаме (арх. Кнобельсдорф).

Опыт Версаля А. Ленотр использовал при реконструкции и строительстве Парижа, что также получило свое развитие в градостроительстве Франции и других государств. Подобно парковой оси Версаля Ленотр создал проспект Ьлисейских полей. Протяженность оси, равная 3 км, становится своего рода нормативом в градостроительстве. Так, например, Невский проспект в Петербурге на отрезке от Адмиралтейства до Московского вокзала или главная ось центрального парка в Вашингтоне имеют длину 3 км.

Значительная протяженность магистрали Елисейских полей потребовала ее расчленения с целью устранения монотонности и создания разнообразия. Ленотр ввел круглые площади, уже оправдавшие себя в Версале. Вслед за ним этот прием использовал Мансар при строительстве площади Победы в Париже. В последующем круглые площади стали неотъемлемой частью планировки городов.

Трехлучье, введенное Ленотром, благодаря смелости решения и новизне также нашло широкое применение в планировке городов Франции, Пруссии, России (Петербург, Тверь и др.).

 

В Париже Ленотр много работал по строительству и реконструкции улиц. Это прежде всего улицы богатых аристократических предместий, а также улицы с бедной застройкой, куда он вводит озеленение в виде рядовых посадок формованных деревьев. Такое линейное оформление придавало улицам строгость и единообразие, подобные ордерному оформлению. Оно позволило композиционно объединить разнохарактерную застройку, а также вести застройку улицы с разрывами и отступами, не нарушая при этом строгости ее перспективы. В разрывах и отступах устраивались частновладельческие сады, примыкающие к домам.

В это же время в Париже были созданы первые бульвары, изменившие облик города. Их значительная ширина (30—40—50 м) позволяла устраивать полосы с аллейными посадками. Ширина проезжей части составляла в среднем 25 м.

Ленотр - создатель французской школы паркового искусства

Создателем французской школы паркового искусства считается величайший ландшафтный архитектор XVII в. А. Ленотр (1613-1700 гг.).

Андре Ленотр. Родился в 1613 году в семье смотрителя сада Тюильри. В 24 года после смерти отца Андре занимает его место. Через 6 лет он назначается королевским чертежником и рисователем проектов садов. Именно увидев его рисунки клумб, Фуке (о нем ниже) приглашает Ленотра в Во-ле-Виконт. Эта первая крупная его работа была обоюдовыгодной: Ленотр создал ставший широко известным парковый ансамбль Во-ле-Виконта. И после завершения этого проекта Ленотр становится известным, признанным мастером и ему поручают многие работы, в числе которых парки Версаля и Трианона, Шантильи и многие другие.

Первым крупным его произведением был парк в поместье Во ле Виконт, принадлежавший министру финансов Франции Фуке. В этом парке Ленотр впервые применил не только в планировке парков, но и в градостроительстве трехлучевую композицию. Над ансамблем Во ле Виконт Ленотр работал в содружестве с архитекторами Луи Лево и Шарлем Лебереном в 1661-1663 гг. Кроме парка Во ле Виконт Ленотр создал парки и сады в Тюильри (1664-1672 гг.), Сен-Клу, Шатильи (1693 г.) сад Марии (1699 г.). Но вершиной его творчества считается Версаль (1662-1700 гг.). Массив Версаля занимает 1700 га, из которых передняя часть составляла 100 га. Продольный канал имел длину 1,4 км, поперечный - 1 км. Длина дворца 400 м.

Планировка Версальского парка имела прообразы в барочных садах Италии и Голландии. Осевая композиция парка применена уже в Во ле Виконт. Новым в Версале было то единство пространственного замысла, которое соединило одной магистралью дворец и парк и придало подчиненное значение всем сопряженным с нею координатам. Благодаря открытой планировке план Версаля хорошо обозревается.

Дворец и парк - это как бы грандиозная карта. Вид с дворца - это главный вид на версальскую панораму. Хотя весь парк возведен на искусственно выровненной почве, на месте осушенных болот, он образует несколько уступов, так что дворец и главный партер возвышаются над остальными частями парка. Таким образом, кроме главной панорамы есть еще несколько других точек, откуда раскрываются перспективы парка. Со стороны дворца глаз легко охватывает перспективу.

Своеобразная открытость, не замкнутость ясно выражены в основном композиционном замысле Версаля. Веерная композиция положена в основу планировки парка: зритель постоянно оказывается на перекрестках лучевых аллей, которые раскрывают перед ним Своеобразная открытость, не замкнутость ясно выражены в основном композиционном замысле Версаля. Веерная композиция положена в основу планировки парка: зритель постоянно оказывается на перекрестках лучевых аллей, которые раскрывают перед ним x перспектива" рождает впечатление возрастания пространственного ритма. Если попытаться сформулировать основные положения творчества Ленотра, получится следующая картина: в основе решения лежит подчинение деталей целому; применяются длинные и широкие перспективы (в отличие от коротких перспектив в садах итальянского Возрождения); строятся невысокие лестницы с широкими ступенями и парапетами; декоративные водоемы решаются главным образом гладкими поверхностями (без шумных водоемов итальянского барокко); широко применяются растения в кадках. Некоторые аллеи перекрываются перголами, увитыми вьющимися растениями. И все эти приемы решаются в органическом художественном единстве.

В конце XVIII в. Фишер фон Эрлих создает знаменитый Шенбрун в Вене. В Польше (в Варшаве) в 1682 г. возникает дворцово-парковый комплекс Ви-лянув.

Второй широко известный исторический памятник в Варшаве - Саксонский парк. Известен парк Лазенки в Варшаве, решенный в регулярной манере.

Регулярный стиль садов и парков того времени оказал заметное влияние на садово-парковое искусство и в последующие времена. Долгое время он был господствующим стилем в парках и садах.

А.Ленотр представлял себе сад как зеленый город с широкими улицами и узенькими переулками. Отдельные детали - это как бы галереи, театры, башни, ворота, купола, колоннады, триумфальные арки; в зеленых залах "лежали" газонные ковры с цветочным рисунком; цветники напоминали мозаичные полы; их украшали вазы и фонтаны.

Характерная черта регулярного стиля - безраздельное господство дворца над окружающим садом или парком.

Аллеи располагались строго параллельно, звездообразно или в виде правильного многоугольника, рассеченного диагоналями и имеющего посередине какой-либо центральный объект (партер, театр, бассейн и т.д.). Перекрестки устраивались или под прямым углом, или в виде звезды; клумбы - круглые, овальные или многогранные. Группы зеленых насаждений размещались геометрически правильно.

Регулярный стиль нашел в Европе большое количество подражателей. В частности, из него возник так называемый стиль рококо. Этот стиль характеризовался применением шпалерных насаждений, фигурно подстриженных деревьев и кустарников, огромным числом скульптурных форм и садовых устройств.

История Версаля. Король Франции и Король Садовников. Людовик 14 и Андре Ленотр.

Франция. 5 сентября 1638 год.

У короля Людовика 13 родился наследник – сын Людовик. Маленький мальчик пришел в этот мир, чтобы через десятилетия стать самым могущественным европейским монархом. Его назовут Король-Солнце. Править он будет 72 года. Две главные страсти будут в его жизни – война и женщины. Воевать он будет постоянно, хотя политикой будет интересоваться мало. Страной будет управлять по советам своих министров и многочисленных фавориток. Но … Именно при нем Франция достигнет небывалого расцвета и могущества. И невиданная роскошь будет сопутствовать всей жизни короля. Границы Франции значительно расширятся, хотя это и будет стоить жизни 300 тысячам солдат. Король будет есть только на золоте, и к обеду ему будут подавать до 200 блюд, в то время как французские голодные крестьяне, разоренные военными налогами, будут питаться травой...

Но это все будет позже. Вернемся во времени на 25 лет назад…

Во Франции наступил 1613 год. В самой известной династии парижских садоводов, у Жана Ленотра родился сын - Андре. Маленький мальчик стал наследником в семье с богатейшими культурными традициями. Его дед, Пьер Ленотр, был старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации Парижа. Он строил сады Тюильри, вместе с сыном Пьером обустраивал резиденции французских королей. Они еще не знают, что их сын и внук спустя годы станет самым прославленным ландшафтным архитектором Европы. И имя его станет в одном ряду со знаменитыми зодчими, художниками, скульпторами.

А пока … Маленький Андре с детства осваивает пластические и пространственные науки, учится искусству перспективы, берет уроки рисования и ваяния у лучших художников и скульпторов. И очень преуспевает в учении.

Годы летят незаметно. Однажды судьба сведет вместе двух этих людей, уже взрослых – Людовика и Андре. И их стараниями мировая культура обогатится величайшим памятником архитектуры и искусства. Однажды пересекутся их жизненные пути. И они создадут Версаль…

Могущественный, в расцвете лет король Франции Людовик 14 соберет при своем дворе лучшие умы и таланты французской культуры. Его резиденция станет средоточием всей культурной жизни страны. И искусство станет особым предметом заботы короля, потому что он увидит в нем мощнейшее средство для возвеличивания своей королевской власти.

Объединившаяся Франция покончит с феодальной раздробленностью, и победит идея прогрессивной централизованной монархии. На Францию окажет огромное влияние культура Итальянского ренессанса. И расцвет коснется всех наук и искусств, получивших мощный могучий импульс извне. Новый стиль жизни, новые искусства возникнут как выражение победы новой идеи, утверждающей порядок и отметающей хаос. Франция завоюет новые земли, объединит их силой и властью короля. И однажды Людовик 14 пригласит Андре Ленотра создать роскошный дворцовый комплекс – Версаль, свою резиденцию, чтобы увековечить и прославить свою власть, силу единства и порядка, власть системы, которая и станет основой французского абсолютизма и монархии.

Андре Ленотр станет создателем французской школы паркового искусства, он создаст в Версале потрясающий по красоте парк, и войдет в историю мировой культуры, как вели чайший архитектор ландшафта.

Несколько ранее Ленотр создаст парк Во-ле-Виконт, где всего за 4 года, начиная с 1656 года, возникнет резиденция одного из богатейших людей Франции того времени – министра финансов Фуке. Сам дворец еще носил в себе архаические черты средневекового замка-крепости, окруженной рвом-каналом. Но парк уже отличался целым рядом новых качеств, которые еще предстояло проявить себя в Версале.

Замечательный парк строился как живая декорация для многолюдных праздников, балетных представлений, фейерверков, музыкальных концертов, торжественных процессий. Его регулярная композиция создавалась с расчетом на эффект неожиданности и внезапное появление все новых и новых ландшафтов, скульптурных и других элементов.

 

Уже первый официальный прием в Во-ле- Виконт имел триумфальный успех у публики, однако был омрачен неожиданной реакцией короля. Привыкший к излишествам король был потрясен. И он заподозрил министра Фуке в попытке превзойти его самого в роскоши. Придворные завистники не упустили возможность указать королю на невероятную расточительность и претензии на власть, обнаруженные Фуке в его постройке. На следующий день министр был арестован, смещен со своего поста, и после долгого разбирательства приговорен к пожизненному заключению в горном замке Пиньероль.

Людовик 14 срочно приглашает Андре Ленотра для постоянной работы по коренной реконструкции Версаля с тем условием, что будущая королевская резиденция превзойдет все, что было создано Ленотром в Во-ле-Виконт.

Версаль, расположенный на юго-западе Парижа, был когда-то скромной деревушкой. В 1624 году Людовик 13 приказал построить там небольшой охотничий замок, который позднее был расширен и реконструирован Людовиком 14. В 1682 году Версаль заменил Париж в качестве главной резиденции короля. Вслед за Людовиком сюда переехал и весь королевский двор. В Версале начались строительные работы.

Людовик 14 полюбил Версаль сразу. Поначалу его вполне устраивал замок из камня и кирпича. построенный еще его отцом. Замок лишь немного расширили, чтобы разместить все дворцовые службы. В это время Версальский замок использовался как загородный дом. Поэтому семья монарха пребывала там недолго, однако и для короля, и для королевы, и для принцессы были выстроены отдельные апартаменты.

Король все больше привязывался к Версалю и вскоре работы по строительству были возобновлены. Людовик 14 решает расширить дворец в сторону садов, построив колоннады, установив статуи и античные колонны. Одновременно появлялись и подсобные постройки. С 1661 года молодой Людовик 14 стал регулярно приезжать в Версаль, и он прежде всего занялся устройством садов. Вот тогда-то и произошла историческая встреча короля Франции с королем садовников - Андре Ленотром. Провозглашение Версаля резиденцией правительства Людовика 14 не было простым проявлением королевского каприза. Версаль должен был выразить, запечатлеть могущество французской короны, которая объединила страну и привела ее к могуществу и расцвету.

В ансамбле Версаля все основано на единстве и взаимопроникновении. Стиль, порядок и ритм царит в этом мире. Нет разлада между замыслом и воплощением. Зрелище совпадает в нем со смыслом, форма с наибольшей ясностью выражает идею, содержание, заложенное в произведении искусства.

Планировка Версальского парка имела свои прообразы в барочных садах Италии и Голландии. Прежде всего поражают масштабы ансамбля. Дворец и парк Ленотр соединил единой магистралью, что придало подчиненное значение всем сопряженным с ней композициям. К дворцу сходятся в виде трех лучей прямые и диагональные дороги – проспект в Париж, дороги в Со и Сен-Клу. Сам дворец располагался на возвышенностях, среди партеров, водных зеркал и плоских террас. Затем центральная ось переходит в парковую территорию, разбитую на ряд боскетов и прорезанную каналом. В целом, ансамбль как бы постепенно растворяется среди лесных аллей, полей, перелесков.

 

План Версаля прекрасно обозрим благодаря открытой планировке. Можно себе представить, какое величественное зрелище открывалось с верхнего балкона дворца на творение Ленотра.

Роскошные газоны, бассейны, фонтаны Нептуна и Дракона, Большая парадная лестница и Королевская аллея, фонтан Латоны, бассейн Аполлона - огромный мир, целая страна, и как по огромной карте мы совершаем грандиозное путешествие по парку Версаля. Зрелище это давало исключительное богатство зрительных впечатлений. Просторы парка открывались сразу, с одного наблюдательного пункта. Они ясно вырисовывались с их четко выраженными началами порядка и гармонии. Кроме главной панорамы - вид из дворца, есть еще несколько точек, откуда раскрываются перспективы парка. Не следует думать, что Версаль был расчитан только на восприятие "с птичьего полета", что его дорожки – только ленты, членящие плоскость. Стоит с балкона спуститься вниз, - и зрелище решительно меняется. Предметы, которые сверху казались раставленными в пространстве один рядом с другим, теперь сближаются, и кажется, что они стоят один за другим. Умелая посадка и стрижка деревьев позволили Ленотру придать живому материалу четкие и ясные архитектурные формы. Он создал стены из стриженных деревьев, посаженных без просвета. Ленотр не любил красочных и виртуозных партеров. Главное внимание он уделял композиции боскетов и водоемов, симфонии цветов и фактурных сочетаний. Даже скульптуре он отводил подчиненное место, несмотря на то, что в Версале ее много, и она помогает утверждать царящий здесь порядок. Особенностью Версальского парка, его стержнем является аллегорическая фигура Аполлона – бога солнца- центральная фигура Версаля, олицетворяющая Людовика 14. Это он - Король –Солнце. Так Ленотр увековечил образ короля. Аполлон – солнечное божество и покровитель искусств, направляет своих усталых коней в океан, и лучи закатного солнца светят ему в спину …

Большой любитель природы, Людовик 14 настолько обожал свое версальское детище, что даже оставил после себя " особую манеру демонстрировать сады Версаля". Он заказал серию картин с версальскими пейзажами и повелел соорудить для себя специальную каталку для прогулки по садам, когда у него случались приступы болезней.

В 1661 году сады были закончены и король даст в них свой первый праздник под названием " Наслаждение волшебного острова".

Для обеспечения садов водой король предусмотрел водопроводные установки, стоившие казне безумных денег. Всего этого, однако, было недостаточно, чтобы включать все фонтаны и водометы одновременно, и король никак не мог с этим смириться. Долгое время историки утверждалии, что строительство Версаля разорило Францию … Хотя только спустя столетие Версаль пришел в запустение, когда потомок короля – Людовик 16, покинул этот замок по требованию парижан. Тогда Версаль не раз подвергался разграблению. Но следующий король Франции – Луи-Филипп вновь отреставрировал и полностью восстановил весь комплекс. В истории все повторяется. Наверное, само Солнце охраняет Версаль…

Ленотр создал поразительный по красоте и грандиозности парк. Не удивительно,что этот парк оказал влияние не только на развитие садово-паркового искусства, но и на градостроительство. Площади городов в 18 веке стали рассматриваться как открытые пространства,организуемые парковой зеленью и партерами с широким обзором, в отличие от замкнутых площадей средневековых городов.

 

Если попытаться сформулировать основные положения творчества Ленотра, получится следующая картина: в основе решения лежит подчинение деталей целому, применяются длинные и широкие перспективы, строятся невысокие лестницы с широкими ступенями и парапетами, декоративные водоемы решаются главным образом гладкими поверхностями (без шумных водопадов итальянского барокко), широко применяются топиарные формы и растения в кадках. Используются буленгрины (пониженные партерные участки) и вердбюгадены (повышенные).Некотороые аллеи перекрываются перголами, увитыми вьющимися растениями. И все эти приемы решаются в органическом художественном единстве.

Ленотр построил огромное количество парков и воспитал целую плеяду садовых архитекторов. Его ученики Лакинтини, Дего, Гарнье д Иль, Житар работали во всех странах Европы. Садовый архитектор А.Леблон создавал парки в России.

К сожалению Ленотр не оставил после себя ученых трактатов и руководств, и многие его профессиональные секреты до сих пор остаются тайной.

Он прожил 87 лет. Несмотря на свою известность и богатство, Ленотр отличался доступностью, простотой в обхождении, с достоинством и радушием относился к начинающим мастерам. Один из его современников позже вспоминал его гордые слова: " Я думал лишь о чести и славе Франции "...

Выводы

Андре Ленотр – самый именитый ландшафтный архитектор в садово-парковом искусстве. Еще при жизни за свою работу он был удостоен многих наград, даже почетного ордена Сент Мишель. Ему первому из придворных было дано официальное разрешение не покидать своего портшеза во время деловых встреч с Людовиком XIV. Он жил в отдельном строении с собственным садом, расположенным непосредственно у северо-восточного фасада дворца Тюильри, хотя имел собственный дом в Версале. Там он провел свои последние годы, дожив до 87 лет. Будучи очень известным и богатым человеком, Ленотр отличался простотой в обхождении и доступностью, с достоинством и радушным участием относился к начинающим мастерам. “Я думал лишь о чести и славе Франции" – гордые слова мастера, которые можно счесть девизом его жизни.

Благодаря Ленотру в планировочную структуру города вводятся зеленые объемы как его органическая часть.

А. В. Бунин, оценивая творчество Ленотра, отмечал, что "...планировка Версальского парка повлияла не только на аналогичные садово-парковые объекты, но и на городское планировочное искусство, вызвав к жизни ряд новых приемов в планировке и застройке городских общественных центров, улиц и площадей. Вот почему Версальский парк, осуществленный во второй половине XVII в. для прославления самого пышного королевского двора в Европе, можно рассматривать как лабораторию новых градостроительных приемов всемирного значения".

 

Сады замка Вилландри

Большой мощенный П-образный двор, сформированный флигелями, открыт в сторону долины. Главный флигель и два перпендикулярных боковых с открытыми нижними аркадами следуют классическим принципам симметрии, однако на их структуру повлиял фундамент старого замка: боковые флигели имеют разную длину и не совсем параллельны.

Территория поместья Вилландри находится в маленькой долине, через которую протекает ручеек. Долина имеет наклон рельефа, который обусловил создание садов в нескольких уровнях.

Символический сад представляет собой продолжение гостиных замка. Для того чтобы его осмотреть целиком и понять всю истинную красоту и зашифрованный смысл, нужно подняться на возвышенность. Четыре ближайших к зданию квадрата выполнены из кустарника, стриженного в виде фигур–аллегорий любви. Здесь показана любовь в четырех различных ее проявлениях:

- Нежная любовь символизируется сердцами, разделенными языками пламени, и масками, надеваемыми на балах;

- Страстная любовь образуется сердцами, пронзенными стрелами. Самшитовые массивы перепутаны между собой и представляют лабиринт, что ассоциируется с танцем и запутанными сплетениями судеб;

- Непостоянная любовь – это четыре веера по углам, которые символизируют легкость и непостоянство чувств, также тут изображены рога и любовные записки. В этом квадрате преобладает желтый цвет как символ измены и обманутой любви;

- Трагическая любовь показана лезвиями шпаг, а преобладающие летом красные цветы – это символ крови, проливаемой на дуэлях.

Над символическим садом находится сад, расположенный вокруг большого водоема-зеркала и окруженный зеленой стеной. Здесь также есть четыре небольших фонтана, вокруг них расставлены стриженые в виде шаров самшиты в квадратных контейнерах. Это идеальное место для того, чтобы отдохнуть, расслабиться и помечтать. Рядом находится лабиринт из стриженых зеленых стен. Выше расположен огороженный прямоугольный участок, где пасутся домашние животные.

На нижнем уровне расположен огород площадью 12,5 тыс. кв.м. В грядках-орнаментах рассажены капуста, морковь, свекла, бобы, салат-латук и другие овощи. Грядки перемежаются с яблоневыми и грушевыми деревьями, сформированными как шпалеры. Перед растениями установлены информационные таблички с объяснением их символических значений: тыква – плодовитость, капуста – распущенность и т.п. Кроме того, они информируют о лечебных свойствах каждого. Фонтаны, первоначально предназначавшиеся для орошения, составляют дополнительный элемент украшения этого сада. Вокруг фонтанов расположены по четыре скамейки под полукруглыми перголами, увитыми благоухающими розами. Подобная планировка восходит к временам далекой древности.

Рельеф местности позволяет обозревать сады Вилландри с высоты. Это можно сделать с башни замка, откуда открывается перспектива деревни с колокольней романской церкви и вид на долины Луары и Шера. Захватывающим видом можно насладиться и с двух специально устроенных на лесистом склоне балкончиков с балюстрадами.

 

Замок и сады Вилландри отнесены к разряду исторических памятников. Любой желающий может посетить их во все времена года, как в индивидуальном порядке, так и в группе, сопровождаемой гидом. Также здесь можно отведать традиционные французские блюда в ресторане, расположенном на территории замка.

 

АНГЛИЙСКИЙ СТИЛЬ (ПЕЙЗАЖНЫЙ САД)

Цель этого стиля – «вписать» участок в окружающий ландшафт с его дикой природой и натуральной красотой. Главный принцип английского (или как его еще называют – пейзажного) стиля в ландшафтном дизайне – это естественность линий и композиций. Здесь нет прямых отрезков и геометрических фигур, нет растений, подстриженных по одной линии. Дорожки и русла ручьев и каналов в английском саду причудливо извиваются, а берега водоемов не закованы в камень набережных. Они неотличимы от берегов естественных прудов и озер, а если у береговой линии и строятся какие-то искусственные сооружения – мостики, лестницы или удобный спуск к воде, то они органично вписываются в природный пейзаж. Английский стиль, это полное отражение первозданной природы, её совершенства и неприхотливости, что и делает его заметным среди других. Такое украшение идеально подходит для участка, который располагается в лесу. Где-нибудь на уединённой опушке, что бы могучие деревья раскинули свои ветви над тенистыми дорожками и уединёнными местами у ручья. В таком саду все естественно и очень похоже на то, что сама природа потрудилась над вашим садом.

Английский сад, как стиль, появился в средине XVIII века, как альтернатива формальному стилю. Немного позже он стал популярен благодаря обилию многолетних цветов, кустов роз, беседок и арок, увитых лозой винограда или вьющимися растениями. Одной из наиболее ярких характеристик данного стиля является наличие извилистых дорожек, покрытых плотным и низким слоем травы, или песком, или кирпичной крошкой либо дробленой щепой, или же гравийным отсевом. Английский ландшафт отличается также наличием небольшого количества цветов. Они высаживаются возле водоема или дома группами. Преимущество в оформлении сада отдается растениям с естественно природной формой кроны, с характерной фактурой листьев, которая сочетается по цвету и форме (учитывается даже окраска листвы в осенний период года). Пейзажный сад «прячется» в зелени деревьев, лесных многолетних растений, окраска листьев и орнамент которых важнее цветов. Желтым, серебристо-белым, пастельным тонам растений отводится основное место.

Английский сад создает впечатление взаимосвязанности и уравновешенности. Все малые архитектурные формы, как правило, выполнены из серого камня или дерева. Если регулярный «французский» ландшафт парка был предназначен для отдыха и развлечений знати и коронованных особ, то «английский» создавался с тем, чтобы каждый посетитель парка мог найти для себя уединенный уголок и предаться романтическим воспоминаниям в беседке где-нибудь на берегу реки или вершине холма.

Также английский стиль является, подходящим для оформления малых садов. Небольшому участку, как правило, соответствует живописная свободная планировка, не нарушающая сложившуюся экосистему, и прекрасно вписывающаяся в окружающую среду. Английский ландшафтный дизайн наиболее экономичен в плане его осуществления: требует минимальное количество земляных работ, конструкций и экранов, подпорных стен. Тем не менее, ландшафтном дизайне пейзажного сада имеет свои характерные элементы, выделяющий этот парковый стиль среди других.

Основные особенности английского стиля

В первую очередь, это извилистые и узкие тропинки, расположение которых кажется хаотичным и беспорядочным. Однако это не совсем так. Маршруты английского парка специально разрабатываются, чтобы максимально показать красоту растений и благодаря закрытым пространствам, создать впечатление, будто сад огромен. При этом искусно используется чередование перспективы (то открытой, то закрытой), освещенных и затененных пространств и эффект внезапности – когда за очередным поворотом тропинки неожиданно появляется беседка или живописный водоем. Дорожки вымащиваются натуральным (диким) камнем, спилами стволов или просто засеваются газонной травой, которая устойчива к вытаптыванию.

Все водоемы имеют естественную форму. Долгое время в английском ландшафтном дизайне было очень модным создавать среди живописного водоема остров, на который можно было пройти по небольшому арочному мостику. Даже искусственно созданные водоемы имеют естественный облик и неровную береговую линию, которая усыпана песком или галькой. На берегах водоемов часто располагаются малые архитектурные формы – скульптуры, беседки, которые не только красивы сами по себе, но дополнительно подчеркивают красоту водоема.

Одной из главных особенностей английского - пейзажного сада является его переменчивость. Темные лесные массивы чередуются с ярко освещенными полянами, ровная местность переходит в крутой склон, река с водопадом сменяется тихим водоемом. Здесь нет, да и не должно быть единой точки, с которой всё видно, «как на ладони», существует множество панорамных точек, с каждой из которой открывается свой неповторимый вид.

Часто используются беседки и башенки, павильоны и изгороди, увитые растениями. Рядом с оградой обычно высаживаются густые кустарники, чтобы скрыть ее и подчеркнуть естественность всего парка.

Несмотря на то, что растения английского сада кажутся очень простыми и неприхотливыми, они требуют постоянного ухода. Касается это, в большей степени, дикорастущих растений, которые необходимо регулярно сдерживать, так как ведут они себя нередко агрессивно. В неустанной заботе нуждаются также пресловутые газоны, которые являются не только объектом эстетического наслаждения, но и зоной релаксации.


<== предыдущая | следующая ==>
Формируемые компетенции. - способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); | Остроумие и его отношение к бессознательному

Date: 2015-10-22; view: 1874; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию