Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические аспекты боевой деятельности





Боевая деятельность - прежде всего, достижение целей войны, которое обеспечивается деятельностью войск по выполнению боевых задач посредством применения оружия и боевой техники на поле боя.

(СЛАЙД 6)

Определив критерии боевой деятельности, следует рассмотреть психологические особенности.

К ним относятся:

- своеобразие целей (уничтожение живой силы, военной техники и оружия, военных объектов, занятие территории);

- особый характер объекта - активно противодействующий противник;

- применение оружия и других средств поражения, как правило, коллективного использования;

- действия по приказу;

- экстремальный характер условий боевой деятельности;

- предельно высокое напряжение интеллектуальных, нравственных и физических сил;

- возникновение перегрузок в связи с задачами, превосходящими индивидуальные и групповые возможности;

- сочетание высокого уровня сознательного самоуправления воинов и своевременного выполнения задач, поступающих от командира, и т.д.

Поведение и деятельность воинов зависят также от ряда внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся:

- природные условия (климат, местность, время года и суток, погодные условия);

- военно-бытовая среда (состояние техники и вооружения, укомплектованность личным составом, техникой и вооружением подразделений, тыловое и медицинское обеспечение).

Внутренние факторы:

- мотивация, т.е. любовь к Родине и ненависть к врагу, идеалы борьбы в защиту Отечества, стремление выполнить боевую задачу, последовать примеру товарища, чувство долга и чести;

- целеустремленность;

- запросы и потребности;

- военно-профессиональное мастерство, владение смежными специальностями;

- состояние уверенности, вдохновения, мобилизованности, воодушевления и боевого азарта;

- опыт преодоления трудностей, успешное завершение предшествующих боев.

Вместе с тем, под влиянием опасности, физического и психического напряжения, переутомления, неудачи, больших потерь может происходить сбой поведения в нежелательном направлении:

- смещение или потеря цели деятельности;

- снижение уровня мотивации;

- утрата психической устойчивости вплоть до серьезных расстройств психики;

- утрата или торможение навыков;

- возникновение страха, паники.

Поэтому каждому воину необходимо активно и плодотворно работать над собой, формируя качества, необходимые для ведения боевых действий.

К сожалению, конфликты являются довольно распространенным явлением в армейской среде. Традиционно и по праву они считаются одним из факторов, снижающих сплоченность воинского коллектива. Поэтому каждому военнослужащему независимо от воинского звания и занимаемой должности надо знать основные способы их предупреждения и разрешения.

(СЛАЙД 7)

Относительно деятельности военнослужащих принято выделять два основных типа конфликтов: внутриличностный и социальный (межличностный) конфликт.

Внутриличностный конфликт военнослужащего представляет собой острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира, отражающей противоречивые связи с социальной средой и задерживающей принятие решения.

Под социальным конфликтом в воинском коллективе понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии военнослужащих и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу.

Военнослужащие, проходящие службу в одном коллективе, как правило, тесно взаимодействуют, совместно решая многочисленные служебные задачи. Часто взаимодействие военнослужащих продолжается и в свободное от службы время. В процессе постоянного взаимодействия интересы военнослужащих неизбежно сталкиваются. Это столкновение интересов, мало зависящее от воли и желания индивидов, и создает объективную основу для возможных конфликтных ситуаций.

Разрешение конфликтаво взаимоотношениях военнослужащих - это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

Принципиальное значение для того, каким способом завершится конфликт, имеет выбор оппонентом стратегии выхода из него.

Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента на его заключительном этапе. Выделяют пять основных стратегий: соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание и приспособление (К. Томас). Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Обычно указывают на личностные особенности оппонента, уровень нанесенного оппоненту ущерба и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, возможные последствия, значимость решаемой проблемы, длительность конфликта и др.

(СЛАЙД 8)

Соперничество заключается в навязывании другой стороне предпочтительного, для себя решения. Соперничество оправданно в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы, воинского коллектива, а не для отдельной личности или микрогруппы; важности исхода борьбы для проводящего данную стратегию; отсутствия времени на уговоры оппонента.

Данная стратегия не подходит для эффективного разрешения проблем, так как не предоставляет возможности реализовать свои интересы оппоненту. Но в определенных случаях соперничество уместно: агрессора, захватывающего чужую территорию, целесообразно останавливать жесткой стратегией, а не увещеваниями, против преступника, посягающего на жизнь другого человека, также необходимо использовать данную стратегию.

Компромисс сострит в стремлении оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник обладают примерно равными возможностями; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением; угрозы потерять все. Сегодня компромисс — наиболее используемая стратегия завершения конфликтов во взаимоотношениях военнослужащих.

Приспособление, или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают различные мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него, незначительность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, полученный в ходе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на другой исход, давление третьей стороны.

Уход от решения проблемы, или избегание, является попыткой уйти из конфликта при минимуме затрат. Собственно, эта стратегия ведет не к разрешению, а к затуханию конфликта, но может быть вполне конструктивной реакцией на затянувшийся конфликт. Избегание применяется при отсутствии сил и времени для разрешения противоречия, стремлении выиграть время, наличии трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.

Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Сотрудничество наиболее эффективно в ситуациях сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различие во власти; важности решения для обеих сторон; непредубежденности участников. Сочетание стратегий определяет, каким способом разрешится противоречие, лежащее в основе конфликта.

Разрешить межличностный конфликт достаточно сложно, так как обычно оба оппонента считают себя правой стороной. Рациональная, объективная оценка конфликтной ситуации каждым военнослужащим сильно затруднена из-за негативных эмоций конфликтующих.

Рассмотрим 17-шаговую последовательность действий одного из военнослужащих, решившего взять инициативу разрешения конфликта на себя.

1-й шаг. Прекратить борьбу с оппонентом. Понять, что путем конфликта мне не удается защитить свои интересы. Оценить возможные непосредственные и перспективные последствия конфликта для меня.

2-й шаг. Внутренне согласиться, что когда два человека конфликтуют, то не прав тот из них, кто умнее. Трудно ждать инициативы от этого упрямого оппонента. Гораздо реальнее мне самому изменить свое поведение в конфликте. Я от этого только выиграю или по крайней мере не проиграю.

3-й шаг. Минимизировать свои негативные эмоции по отношению к оппоненту. Постараться найти возможность уменьшить его негативные эмоции по отношению ко мне.

4-й шаг. Настроиться на то, что буду прилагать все усилия для решения проблемы путем сотрудничества либо компромисса.

5-й шаг. Попытаться понять и согласиться с тем, что оппонент, так же как и я, имеет свои интересы в конфликте. То, что он их защищает, не менее естественно, чем защита мною моих интересов.

6-й шаг. Оценить суть конфликта со стороны, представив на моем месте и на месте оппонента наших двойников. Для этого необходимо мысленно, в воображении «выйти» из конфликтной ситуации и представить, что точно такой же конфликт происходит в другом воинском коллективе. В нем участвуют мой двойник и двойник оппонента. Важно увидеть сильные стороны, частичную правоту в позиции двойника оппонента и слабые стороны, частичную неправоту в позиции моего двойника.

7-й шаг. Выявить, какие истинные, глубинные интересы преследует мой оппонент в этом конфликте, чего он в конечном счете хочет добиться. Увидеть за поводом и внешней картиной конфликта его скрытую суть.

8-й шаг. Понять основные опасения оппонента. Определить, что он боится потерять. Выявить, какой возможный ущерб для себя стремится предотвратить оппонент.

9-й шаг. Отделить проблему конфликта от людей. Понять, в чем суть, главная причина конфликта, если не учитывать индивидуальные особенности всех его участников.

10-й шаг. Продумать и разработать программу-максимум, нацеленную на оптимальное решение проблемы с учетом не только моих интересов, но и главных интересов оппонента. Если совсем не учитывать основных интересов оппонента, то программа разрешения конфликта останется благам пожеланием. Подготовить 3-4 варианта решения проблемы.

11-й шаг. Продумать и разработать программу-минимум, нацеленную на то, чтобы максимально смягчить конфликт. Практика показывает, что смягчение конфликта, менее острая борьба оппонентов создают хорошую основу для последующего разрешения противоречия. Следует иметь в виду, что начать конфликт можно очень легко и быстро, разрешение же противоречия — дело трудное, медленное и поэтапное. Частичное решение проблемы все же гораздо лучше борьбы на взаимное уничтожение. Подготовить 3-4 варианта частичного решения проблемы или смягчения конфликта.

12-й шаг. Определить по возможности объективные критерии разрешенности проблемы конфликта.

13-й шаг. Спрогнозировать возможные ответные действия оппонента и мои реакции на них по мере развития конфликта. Глубина моего прогноза развития конкретной ситуации оказывает существенное влияние на мое поведение и конструктивность борьбы.

Прогноз на 1 шаг. Я сделал ему плохо и мне стало хорошо.

Прогноз на 2 шага. Я — Он ответил на мои действия.

Прогноз на 3 шага. Я — Он — Я ответил на его ответ.

Прогноз на 4 шага. Я — Он — Я — Он.

Прогноз на 5 шагов. Я — Он — Я — Он — Я.

Чем лучше мы прогнозируем развитие ситуации, тем меньшие потери несем в конфликте,

14-й шаг. Провести открытый разговор с оппонентом с целью разрешения конфликта. Логика такого разговора может быть следующей:

• конфликт невыгоден нам обоим, служить и жить все равно придется вместе. Гораздо лучше делать это, помогая, а не вредя друг другу;

• предлагаю прекратить борьбу и обсудить, как мирно решить проблему;

• признать свои ошибки, уже сделанные в конфликте;

• сделать уступки оппоненту в том, что для меня в данной ситуации не главное;

• в мягкой форме высказать пожелания об уступках, желательных со стороны оппонента, и аргументировать их;

• обсудить взаимные уступки;

• полностью или частично разрешить конфликт;

• если разговор не удался, не обострять ситуацию своими естественными негативными эмоциями. Предложить вернуться к обсуждению проблемы позже в удобное для обоих время.

15-й шаг. Попытаться разрешить конфликт, постоянно корректируя не только тактику, но и стратегию своего поведения в соответствии с особенностями развития конкретной ситуации.

16-й шаг. Еще раз оценить все свои действия на этапах возникновения, развития и завершения конфликта. Определить, что было сделано правильно и какие были совершены ошибки. Постараться извлечь максимальный личный опыт из этого конфликта.

17-й шаг. Оценить поведение всех других участников конфликта — тех, кто поддерживал меня или оппонента. Одной из важнейших функций конфликта является тестирующая функция. Конфликт тестирует людей и обнажает те их особенности, которые без конфликта были скрыты. Подвести итоги конфликта в связи с расширением моих знаний о конкретных людях, их отношении ко мне, моему оппоненту, делу.

Каждый конфликт уникален, и важно видеть его специфику. Однако приведенный выше 17-шаговый алгоритм разрешения межличностных конфликтов все же может помочь военнослужащему более конструктивно выходить из неизбежных проблем во взаимоотношениях с окружающими.

Проблема урегулирования конфликтов весьма сложна. Умение грамотно урегулировать конфликт поможет молодому воину адаптироваться в воинском коллективе.

Выводы

1. Воинская деятельность — процесс выполнения военнослужащими задач воинской службы, изучение боевой техники и оружия, несение боевого дежурства, ведение боевых действий против врага и т.д.

2. Воинская деятельность характеризуется особенностями взаимоотношений (строгостью субординации), необходимостью большого напряжения сил людей.

3. Результат воинской деятельности в мирное время - боеспособность и боеготовность подразделений и частей, их боевая выучка, дисциплина; в военное время — разгром противника, достижение победы.

4. Конкретный процесс воинской деятельности включает:

- осознание военнослужащими поставленной перед ними задач - оформление мотивов и выработку плана предстоящих действий;

- применение средств и приемов деятельности (оружие и боевая техника);

- регулирование действий в соответствии с задачей;

- оценку и сличение полученных результатов с тем, что требовалось или предполагалось сделать.

5. Способы адаптации к военной службе

В первые дни службы следует ответить самому себе на следующие вопросы:

"Чего я хочу добиться в жизни?",

"Что даст служба армии для моей дальнейшей деятельности?".

Как же наладить дружеские взаимоотношения, привлечь к себе внимание, понравиться людям и найти верных друзей?

В мировой психологии накоплен богатый опыт. Вот некоторые правила, которыми можно руководствоваться:

1. Искренне интересуйтесь жизнью ваших сослуживцев до армии, их увлечениями. Внимание к собеседнику даст вам возможность лучше узнать товарища, выявить общие взгляды, общих знакомых. Это первоначально и будет вас сближать.

2. Как можно быстрее запомните ваших сослуживцев и в разговоре называйте их по имени. Звук собственного имени вызывает у человека доброе чувство. Это, по словам американского психолога Д.Карнеги, самая приятная мелодия.

3. При общении улыбайтесь: ведь лицо - зеркало души.

Обратитесь к своему опыту. Вспомните, с кем вам легче разговаривать, с собеседником, лицо которого доброжелательно (словно говорит: мне интересно, приятно общение с тобой), или со сфинксом, лицо которого характеризуется отсутствующим взглядом и сквозящим равнодушием? Конечно же, с первым, к нему вы идете поделиться радостью и печалью. Улыбка - обращенный к другому человеку молчаливый дружелюбный жест общения, хорошего расположения, открытости. Искренняя улыбка снимает недоверие.

4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе. Древнегреческий философ Стоик писал: "Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить". Помните, что человека, с которым вы беседуете, больше всего интересует он сам, его проблемы и заботы. Дайте ему возможность высказаться и тем самым облегчить свою ношу. Он будет вам благодарен и в свою очередь станет вашим активным слушателем и помощником.

5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника, чем вы ему можете помочь.

6. Говорите своему собеседнику о его значительности и делайте это искренне. Подчеркивание значения другого человека не имеет ничего общего с подхалимажем и лестью. Каждый человек, какое бы положение в обществе он ни занимал, требует уважения и утверждения своей значимости как личности. Третирование людей, стоящих ниже вас по интеллекту,- признак низкой культуры общения.

 

Date: 2015-10-21; view: 936; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию