Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристики постиндустриального общества





Концепция постиндустриального общества является попыткой выявить основные тенденции в социальных структурах передовых индустриальных государств, можно указать пять таких характеристик или особенностей, которые, вместе взятые, дают представление о постиндустриальном обществе. Заключается они в следующем:

· Переход от товарного производства к экономике обслуживания.

· Господствующее положение в обществе класса профессиональных и технических специалистов.

· Главенствующее значение теоретических знаний как источника новаторства и формулирования политических принципов в обществе.

· Создание новой «интеллектуальной технологии».

· Возможность саморазвивающегося технологического роста. Экономика обслуживания

Более четверти века тому назад Колин Кларк в «Условиях экономического роста» предложил классификацию типов экономики на базе секторов, которые он определил как первичный, вторичный и третичный. К первичному сектору он отнес, по существу, все отрасли добывающей промышленности, ко вторичному — обрабатывающую промышленность, а к третичному сферу обслуживания. Исходя из этого критерия, первая и простейшая харак­теристика постиндустриального общества заключается в том, что большая часть рабочих кадров будет занята не в первичном или вторичном секторах, а в сфере обслуживания, охватывающей, в частности, такие области, как торговля, финансы, транспорт, развлечения и отдых, здравоохранение, образование, научно-исследовательская деятельность и государственное управление.

Можно по такому же принципу распределить и все страны мира. В первом секторе тогда сосредоточатся те из них, где преобладает добывающая промышленность. Подавляющее большинство стран в современном мире все еще находится в первичном секторе, охватывающем сельское хозяйство, лесоводство, рыбный промысел и добычу полезных ископаемых. Экономика таких стран зиждется на непосредственной эксплуатации природных богатств. Производительность труда здесь низкая, а цены на продукцию таких стран зависят от широких колебаний мирового рынка. Большинство стран мира находится еще в этой аграрной стадии.

В меньшей части мира — в Западной Европе, Советском Союзе и Японии — большинство трудящихся занято в обрабатывающей промышленности. Здесь производительность труда неуклонно повышается довольно равномерными темпами и наблюдается столь же планомерный рост национального дохода. Это — индустриализованные общества.

Следовательно, если исходить из того же критерия распределения рабочей силы, то в Соединенных Штатах мы видим первое постиндустриальное общество, поскольку тут в секторе обслуживания занято более половины всех трудящихся, а суммарная стоимость оказываемых услуг составляет более половины валового продукта страны. Соединенные Штаты первое государство, большая часть населения которого не занята ни в сельском хозяйстве, ни в промышленном производстве. В первые годы нашего столетия в США из каждых 10 трудящихся только трое работали в области обслуживания. А к 1980 году их будет семеро из 10.

Изложите краткое содержание статьи Пристанского И.С. Цивилизационный и формационный подходы из журнала Вестник Московского университета. Серия 11. Право, 2007, №6

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Тема 2.5. Государственный аппарат

1. Понятие государственного аппарата.

2. Государственный аппарат и “государственная машина”.

3. Государственный аппарат и формы государства.

4. Классификация государственных органов.

5. Аппарат государства и принцип разделения властей

6. Правовая основа деятельности государственного аппарата.

7. Этика государственных служб.

Методические указания:

Цель занятия – выяснение понятия государственного аппарата, его составляющих и изучение правовых основ деятельности государственных органов.

При подготовке к данному занятию необходимо ознакомиться с учебной литературой по данной тематике, особое внимание следует обратить на 3 вопрос - это скорее вопрос на размышление. Студенты могут готовить сообщения по федеральным законам: ФЗ №79 от 31.07.1995 «О государственных служащих», ФЗ №119 от 27.07.2004 «О государственных служащих».

1. Система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства, называется……

А) Внутренней функцией государства;

Б) Механизмом правового регулирования;

В) Легитимностью власти;

Г) Механизмом государства.

2. Как Д.С.Милль – английский ученый 19 века – определяет пределы деятельности государства?

Народ, облеченный властью, не всегда представляет тождество с народом, подчиненным этой власти, и так называемое самоуправление не есть такое правление, где бы каждый управлял сам собою, а такое, где каждый управляется всеми остальными. Кроме того, воля нарой на самом деле есть не что иное, как воля наиболее многочисленной или наиболее деятельной части народа, т.е. воля большинства или тех, кто успевает заставить себя признать за большинство, — следовательно, народная власть может иметь побуждения угнетать часть народа, и поэтому против ее злоупотреблений также необходимы меры, как и против злоупотреблений всякой другой власти. Стало быть, ограничение правительственной власти над индивидуумом не утрачивает своего значения и в том случае, когда облеченные властию ответственны перед народом, т.е. перед большинством народа. Этот взгляд не встретил возражений со стороны мыслителей и нашел сочувствие в тех классах европейского сообщества, которых действительные или мнимые интересы не сходятся с интересами демократии, поэтому он распространился без всякого затруднения, и в настоящее время в политических умозрениях «тирания большинства» обыкновенно включается в число тех зол, против которых общество должно быть настороже.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие элементы государственного механизма не названы?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как определяется государственная служба в законе и чем государственные служащие отличаются от остальных граждан?

Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также - федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также - гражданская служба субъектов Российской Федерации).

Принципами гражданской службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;

2) установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов;

3) учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;

4) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие виды государственной службы существуют в соответствии с Законом?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Как предлагает замещать государственные должности Монтескье?

Далее, он постановил, чтобы те гражданские должности, которые были связаны с большими расходами, замещались по выбору, а прочие – по жребию.

Но для исправления недостатков, связанных с назначением по жребию он определил, что избирать следует только из числа тех граждан, который сами выставят свои кандидатуры, что достоинство избранного таким образом лица подлежит рассмотрению судей и что каждый гражданин может выдан выдвинуть против него обвинение в том, что он недостоин избрания. Таким образом, получалось нечто среднее между избранием и жребием. Наконец, по истечении установленного срока снова производилось обсуждение деятельности данного должностного лица. Все это должно было в значительной степени удерживать неспособных людей от согласия баллотироваться по жребию.

Закон, определяющий самую форму подачи избирательных бюллетенем также принадлежит к числу основных законов демократии. Здесь особую важность имеет вопрос, будет ли голосование открытым или тайным. Цицерон пишет, что законы, установившие в последние времена римской республики тайное голосование, были одною из главных причин ее падения. Ввиду того что этот вопрос решается в различных республиках неодинаково, воя что, полагаю я, следует сказать о нем.

Когда голоса подает народ, то голосование, несомненно, должно быть открытым, и в этом следует видеть один из основных законов демократии Нужно, чтобы руководители вразумляли простой народ и чтобы известные лица сдерживали его своим авторитетом. Поэтому, когда в римской республике было введено тайное голосование, все в ней стало разрушаться; не было уже более возможности вразумить погибающий народ. Когда же голоса даются в аристократии знатью или в демократии сенатом и когда поэтому все дело сводится лишь к предупреждению происков честолюбия то в этих случаях находит применение самая строгая тайна голосования.

В аристократии верховная власть находится в руках группы лиц. Эти лица издают законы и заставляют исполнять их; остальной народ является по отношению к ним тем же, чем в монархии подданные по отношению к государю.

Выбор по жребию не должен иметь места; он проявил бы здесь только свои дурные стороны. В самом деле, в правлении, которое уже установило самые прискорбные различия между людьми, должностное лицо не станет менее ненавистным оттого, что оно выбрано по жребию: тут завидуют не служебной должности человека, а его знатности.

Самое устройство государства [может быть] таково, что оно нуждается в должности, сопряженной с чрезвычайною властью. Таков был Рим со своими диктаторами; такова Венеция со своими государственными инквизиторами это страшные власти, насильственно возвращающие государство к утраченной свободе. Но этим объясняется столь существенное различие между обоими учреждениями в этих двух республиках? Тем, что в Риме диктатура защищала остатки его аристократии против народа, тогда как Венеция пользуется своими государственными инквизиторами, чтобы поддерживать свою аристократию против знати.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. В государственный аппарат входит:

А) политические партии

Б) государственные органы

В) государственные ВУЗы

Г) государственная символика

8. Для государственных служащих действует принцип:

А) разрешено все, что не запрещено законом

Б) целесообразности

В) неотвратимости наказания

Г) запрещено все, что не разрешено законом

9. Классификация органов государственной власти на органы вертикального и двойного подчинения – это классификация по…

А) По положению в иерархической структуре государственного аппарата

Б) Характеру подчиненности

В) Срокам полномочий

Г) Времени функционирования

Д) Характеру компетенции

Е) Способу принятия решения

Ж) Порядку образования.

10. Приведите примера государственных органов по всем названным критериям:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Напишите эссе на тему: «Роль Общественной Палаты в механизме государства», используя статью Астафичева П.А. «Общественная палата России в механизме общественно-политического представительства: проблемы правового регулирования» из журнала Государство и право,2007, №1

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Какое понятие государственного органа дает Н.М.Коркунов? (1853-1904)

Те лица, за которыми признается право распоряжения в определенном отношении властью, называются органами государственной власти.

Осуществление функций власти, по их сложности, требует обыкновенно совместной деятельности нескольких лиц и материальных средств. Поэтому органами власти являются по большей части не отдельные лица, а учреждения, имеющие более или менее сложный состав и устройство.

Можно, вообще, различить три главные эпохи в историческом развитии государственных учреждений. Первая эпоха — это эпоха их зачаточного со­стояния. Тут нет еще сколько-нибудь развитой системы постоянных, выде­ляющихся из общей массы народа, государственных учреждений. Задачи го­сударственного управления представляются в эту первую эпоху еще крайне несложными и осуществляются непосредственно самим народом. Так, орга­ном законодательной власти, органом суда, органом, подающим советы князю, является весь народ, собирающийся в непосредственное народное собрание; войском — тот же народ, собирающийся на войну. Князь и подчиненные военачальники — единственные обособленные органы этой эпохи. Но и они не выделяются резко из общей массы народа.

Вторая эпоха есть эпоха сословной организации. Управление государством тут становится делом особого сословия, дворянства, служилого сословия. Оно занимает все существующие должности по государственному управлению. Многие должности делаются при этом даже наследственным достоянием отдельных родов. Эта сословная организация, без сомнения, представляет, сравнительно с организацией предшествующей эпохи, значительный прогресс политической жизни. Сословие, специально призванное к службе государству, к участию в управлении, естественно, в течение ряда поколений, посвящающих себя все одному и тому же делу, приобретает большую способность к осуществлению этого дела.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Какие эпохи развития государственных учреждений выделены:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Как Ф.В.Тарановский определяет государственный орган?

Проявления государственной власти, или акты властвования, не могут совершаться иначе, как только путем волеизъявлений и соответственных им действий индивидуальных лиц. Те лица, которым право предоставляет изъявлять государственную волю и совершать акты властвования, и в волеизъявлениях и действиях которых осуществляется воля государства, называются государственными органами.

Государственными органами являются как отдельные лица, так и совокупности лиц, их собрания, или коллегии. В первом случае акт государственной власти представляет собой результат единоличного волеизъявления, во втором — волеизъявления собирательного, или коллегиального.

Основным делением государственных органов является деление их на прямые, непосредственные, или высшие и непрямые (косвенные), посредствующие, или подчиненные.

Прямыми или непосредственными государственными органами называют те органы, которые составляют самую основу государственного устройства, и с установлением которых получает бытие самое государство. Прямыми государственными органами являются монарх, народное собрание (вече), собрание избирателей для политических выборов, парламент (или т.н. народное представительство).

Непрямыми, или посредствующими, государственными органами называются органы, производные от прямых, то есть все должностные лица и учреждения в государстве кроме прямых.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Основываясь на монографии Лазарева Б.М., «Государственная служба РФ» М.,1993 выясните основные причины реформирования государственного аппарата:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. По монографии Ликаса А.Л. Культура правосудия.– М., 1990 подготовьте сообщение на тему «Этика государственной службы»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Сравните монографию Овсянко Д.М. Государственная служба РФ. М.,1996 и монографию Лазарева Б.М., «Государственная служба РФ» М.,1993

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18. Изложите краткое содержание статьи Гришковца А.А. «Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия» из журнала Государство и право,2004, №1

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19. Изложите краткое содержание статьи Вишнякова В.Г. «Система и структура федеральных органов исполнительной власти» из Журнала российского права, 2006, №8

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Изложите краткое содержание статьи Черткова А.Н. «Сфера совместного ведения РФ и ее субъектов: проблемы конституционно-правового оформления» из журнала Государство и право,2007, №8

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Тема 2.6 Функции государства

1.Понятие функций государства. Цели, задачи и функции государства.

2.Классификация функций государства.

3.Функции государства, функции государственного органа, функция государственного служащего.

4.Эволюция функций государства на разных этапах исторической эволюции общества

5.Формы осуществления функций государства.

Методические указания:

Цель занятия – выяснение понятия функций государства, изучение форм их осуществления.

При подготовке к данному занятию необходимо ознакомиться с учебной литературой по данной тематике, особое внимание следует обратить на 4 вопрос - это скорее вопрос на размышление. Студенты могут готовить сообщения по дополнительной литературе.

1. Соответствие групп методов реализации функций государства и их видов:

А) Принуждения;   1) Нормативный договор;
Б) Рекомендаций;   2) Наложение взыскания;
В) Договорного регулирования;   3) Лицензирование;
Г) Надзора и контроля;   4) Законотворчество;
Д) Нормативного правового регулирования; 5) Предоставление льгот.

2. Вставьте пропущенное слово: Функции государства – это …. его деятельности.

А) виды

Б) формы

В) методы

Г) направления

3. Как взаимосвязаны методы осуществления функций:

Убеждение — такой метод осуществления функций, когда субъект воздействует на общественное, индивидуальное сознание, способствует его формированию в форме обоснования, объяснения, обсуждения, внушения, демонстрации определенного примера. Среди экономических методов убеждения различают прогнозирование, планирование, инвестирование.

Принуждение всегда призвано обеспечить исполнение правил поведения посредством определенных мер (пресечения, предупреждения, ответственности). Принуждение — метод, при котором желаемое поведение обеспечивается возможностью применения силы или угрозы ее применения. Экономические методы принуждения -это методы косвенного воздействия на объект (например, высокие налоговые ставки).

Стимулирование — побуждение к действию, побудительная причина поведения. Стимулы могут быть материальными и моральными.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Организационные формы реализации функций государства:

А) Правотворческая;

Б) Обеспечение делопроизводства;

В) Ведение статистики;

Г) Исполнительная;

Д) Контрольно-надзорная;

Е) Решение кадровых вопросов.

5. Как Ф.В. ТАРАНОВСКИЙ (1875-1936) определяет функции государства?

[основные отрасли проявления государственной власти]

Date: 2015-10-21; view: 1190; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию