Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цель и задачи психотренинга коммуникативности ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Работа психолога с группой предполагает у него развитые коммуникативные свойства и коммуникативные навыки. К коммуникативным свойствам относится коммуникабельность (доброжелательность, стремление к общению, получение удовольствия от общения), готовность к сопереживанию, потребность в социальном взаимодействии, организаторские и перцептивные способности, эмоциональная привлекательность, способность к рефлексии. Коммуникативные навыки включают профессиональную наблюдательность, выразительную речь, владение мимикой и жестом, умение управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, способность выражать свои эмоции и управлять ими, способность к взаимодействию. Совокупность коммуникативных свойств и коммуникативных навыков называют коммуникативностью. Профессиональное обучение психологов, безусловно, способствует развитию этого качества. Однако, как показывает практика, молодые специалисты – психологи нередко испытывают затруднения при установлении контакта с участниками тренинга, не в полной мере владеют выразительностью жестов и мимики, не всегда способны управлять своими эмоциями и голосом. Это делает актуальным психокинетический тренинг коммуникативности для психологов. Идея психокинетического тренинга состоит в использовании обратной связи между состоянием психики человека и её внешним выражением в его позе, осанке, движениях, выражении лица. Цель психокинетического тренинга коммуникативности: · Развитие личностных качеств участников тренинга, необходимых для их успешной коммуникативной деятельности · Развитие коммуникативных навыков участников Направление формирования, развития и совершенствования коммуникативности определялось на основе разработки эталонной модели коммуникабельной личности. Ее отличает, прежде всего, особое мироощущение, которое характеризуется причастностью ко всему происходящему и к общечеловеческим проблемам, человеколюбием, направленностью на людей. Типичные личностные качества: наблюдательность, живой интерес к людям, восприятие партнера по общению как личности, способность к сопереживанию, доброжелательность, открытость, уверенность в себе. Коммуникативные навыки, необходимые психологу, описаны выше. Для достижения указанных целей в ходе тренинга решаются следующие задачи: · Создание своего положительного образа. · Развитие уверенности в себе. · Развитие наблюдательности и внимания. · Развитие эмпатии. · Развитие умения взаимодействовать с партнерами. · Развитие умения управлять коллективом. · Развитие способности эмоционально-волевой регуляции поведения. · Постановка голоса и дикции. (Занятия проводятся по системе В. Емельянова и дополняют тренинг). · Развитие экспрессивности. · Развитие воображения и фантазии, способности к импровизации и творческому поведению. · Развитие способностей к анализу и самоанализу. Эти задачи в ходе тренинга решаются разнообразными методами, к которым относятся физические и психофизические упражнения, пластические этюды на перевоплощение, сценические этюды, творческие задания и др., каждый из которых реализуется с помощью определенных приемов и средств. Проведение занятий психокинетического тренинга возможно лишь в атмосфере открытости, доверия, доброжелательности. Положительному эмоциональному состоянию участников тренинга придается особое значение. Ему способствует музыка, сопровождающая исполнение всех упражнений, их игровой характер и стиль общения преподавателя, который можно назвать креативным. В положительном эмоциональном состоянии индивида заложены источники дополнительной жизненной энергии, повышающие его активность, побуждающие к проявлению творчества; оно способствует формированию личности. 8. Сущность и структура коммуникативной компетентности. Важной составляющей профессионализма педагога является коммуникативная компетентность, формирование которой должно стать важной задачей педагогических вузов. Коммуникативная компетентность – это способность человека к общению в одном, нескольких или всех видах речевой деятельности; приобретенная в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения; особое свойство речевой личности. В толковании понятия «коммуникативная компетентность» Д. Изаренков выделил такие его существенные признаки: а) принадлежность коммуникативной компетентности к интеллектуальным способностям индивида; б) деятельностный характер проявления этих способностей, необходимым звеном которого выступает речевая деятельность; в) формирование коммуникативных навыков или в процессе естественного приспособления человека к условиям жизни в определенной языковой среде, или с помощью специально организованного обучения; г) проявление способностей в одном или нескольких видах речевой деятельности. В таком понимании коммуникативной компетентности подчеркивается важная роль способностей человека в ее формировании. Однако существуют другие подходы к определению понятия «коммуникативная компетентность». Так, Ю. Жуков убежден, что это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, а также определенная совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Подобное определение встречаем в трудах А. Казарцевой: коммуникативная компетентность – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и формирования собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения, и Ю. Федоренко, который определяет компетентность как знания, навыки и умения из отраслей лингвистики. Обобщив основные характеристики коммуникативной компетенции, И. Леонтьева пришла к следующим выводам: · коммуникативная компетенция относится к сфере профессионального и личностного развития, то есть, прежде всего, обнаруживает ираскрывает в индивиде способность к обучению в течение жизни; · коммуникативная компетенция как ключевая образовательная компетенция конкретизируется на уровне квалификационных характеристик, образовательных областей и учебных предметов для каждого уровня обучения; · процесс формирования и развития коммуникативной компетенции происходит в контексте новых требований к образовательному процессу, которые выдвигает рынок труда; · коммуникативная компетенция может рассматриваться как образовательная компетенция, формирование которой относится (может относиться)к каждой учебной дисциплине / курсу в целом. Н. Гез в структуре коммуникативной компетенции выделяет следующие составляющие: · вербально-коммуникативная компетенция (способность обрабатывать, группировать, запоминать и в случае необходимости вспоминать знания, фактические данные, применяя языковые обозначения); · лингвистическая компетенция (способность понимать, производить неограниченное количество предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их сочетания); · вербально-когнитивная компетенция (способность принимать во внимание при речевом общении контекстуальную уместность в употреблении языковых единиц для реализации когнитивной и коммуникативной функций); · метакоммуникативная компетенция (способность владеть понятийным аппаратом, необходимым для анализа и оценки средств речевого общения). С. Козак трактует коммуникативную компетентность как совокупность четырех компетенций: лингвистической, социокультурной, стратегической ипрофессиональной. Таким образом, в научной литературе встречаем различные подходы к трактовке сущности и структуры понятия «коммуникативная компетентность».Убеждены, что определение этого понятия необходимо для решения проблемы подготовки высококвалифицированного учителя, способного работать в условиях современных образовательных реалий. 9. Основные принципы психотренинга коммуникативности. 1. "Здесь и теперь" Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа. 2. Искренность и открытость Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Как отмечал С. Джурард, раскрытие своего Я другому человеку есть признак сильной и здоровой личности. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с самим собой настоящим. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе. Следует заметить, что на первых этапах работы группы введение указанной нормы во многом носит декларативный характер. В самом деле, с какой стати участники группы, пока еще практически незнакомые, станут настолько доверять друг другу и ведущему, чтобы рисковать быть искренними и открытыми (даже при учете "эффекта попутчика")? Однако уже через несколько часов занятий это правило, предложенное ведущим, начинает действовать, особенно если он сам выступает как образец эффективного участника группы. 3. Принцип Я Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: "мы считаем...", "у нас мнение другое..." и т. п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное "мы". Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: "я чувствую...", "мне кажется...". Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. Уже первые групповые дискуссии обнаруживают, насколько непохожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения названного правила. 4. Активность В группе отсутствует возможность пассивно "отсидеться". Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной. Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения. В случае тренингов-марафонов крайне нежелательны отсутствие даже на одной сессии и выход из группы. 5. Конфиденциальность Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Само собой разумеется, что психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы – в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с родными и близкими, в целях саморазвития.
|