Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение. Цель. Развитие общей и артикуляционной моторики, четкого, осознанного произношения звука [у], развитие фонематического слуха





Тема: звук [У]

Занятие первое.

Цель. Развитие общей и артикуляционной моторики, четкого, осознанного произношения звука [у], развитие фонематического слуха, слухового и зрительного внимания, расширение и активизация словарного запаса, формирование навыка составления предложений и практического употребления предлога у.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, картинка-символ [у] (поезд), предметные и сюжетные картинки.

План занятия:

I. Организационные вопросы.

II. Вводная беседа о звуках.

III. Артикуляционная гимнастика.

IV. Знакомство со звуком [у]:

использование символа звука [у] - картинка, на которой изображен поезд (гудит «УУУ»);

утрированное произношение [у] логопедом, затем детьми;

наблюдение за артикуляцией звука [у] (индивидуальные зеркала);

описание артикуляции звука [у];

выделение звука [у] из ряда гласных (дети хлопают в ладоши, услышав [у]);

демонстрация соответствующих картинок и называние слов с [у];

утрированное произношение звука [у] в словах уши, улица, удод, удочка, утюг, утка, ухо, улитка, уха, Уля и т.д.

V. Физминутка. Речь с движениями: Ух, ух, ух! Лесорубы рубят сук! Ух, ух, ух! Машет крыльями петух. Ух, ух, ух! VI. Составление предложений по сюжетным картинкам с предлогом у. Утрированное произношение звука [у].

У мамы Уля.

У мамы сумка.

У Ули утка.

У Пети дудка.

У Ани утюг.

У Пети удочка и др.

VII. Образование прилагательных. Дидактическая игра «Скажи одним словом»: Человек, у которого много ума, - умный человек. Зарядка, которую делают утром, - утренняя зарядка. Фонарь, который висит на улице, - уличный фонарь. День, который прошел удачно, - удачный день. Улица, на которой шумно, - шумная улица. Море, на котором буря, - бурное море. И т.д.

VIII. Образование существительных родительного падежа множественного числа от слов с [у], данных выше:

утка - много уток;

утюг - много утюгов и т.д.

Игры с картинками.

Логопед просит детей назвать картинки, выставленные на полотне, запомнить слова. Затем называет 34 картинки. Дети должны повторить ряд слов в данной последовательности с опорой на зрительное восприятие.

То же, но без опоры на зрительное восприятие, то есть во время называния слов ребенок стоит спиной к картинкам.

X. Загадки.

Отгадать загадку, выделить 1й звук в отгадке:

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

По соломинке ползет. (Улитка)

Плавала, купалась,

А сухой осталась. (Утка)

XI. Найти картинки, названия которых начинаются с [у], на страницах раскраски. Назвать их.

XII. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.

Задания на вечер воспитателям

Повторить слова с [у].

Составить предложения с предлогом у по сюжетным картинкам.

Развитие слухового внимания и памяти.

Учить детей запоминать ряды слов.

Раскрасить картинки, в названиях которых есть звук [у](раскраска).

Нарисовать картинки, изображающие предметы или животных, в названиях которых есть звук [у].

Задания для родителей, вывешиваемые в логопедическом уголке

Карточка № 1

Наклейте картинки животных и предметов, в названиях которых есть звук [у].

Называйте их вместе с ребенком, длительно выделяя звук [у] в единственном и множественном числе (у-у-утка - у-у-утки...).

Игра «Поймай звук [у]». Взрослый называет любые звуки, среди которых встречается [у], ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав звук [у].

Карточка № 2

Закрасьте, вырежьте, наклейте в тетрадь букву У на ту страницу, где уже наклеены картинки с изображениями животных или предметов, в чьих названиях есть звук [у].

Составьте предложения по картинкам, выделяя звук [у].

Напишите строчку буквы У в тетради.

Аналогичные задания даются после каждого логопедического занятия.

Тема: звуки [Б] [П], [Б'] [П']

Занятие второе.

Цель. Обучение детей способности различать звуки [б][п], [б'][п'] в произношении и на слух, развитие навыков фонематического анализа, тренировка в делении слов на слоги, обучение составлению предложения из данных слов и определению количества слов в предложении.

Оборудование: кассы букв (индивидуальные), картинки с [б], [п], звуковые схемы.

План занятия:

I. Организационные моменты.

II. Артикуляционная гимнастика.

III. Повторение ранее изученного. Дети должны:

вспомнить и назвать гласные звуки;

вспомнить правило, по которому определяется количество слогов в слове;

пользуясь этим правилом, определить, сколько слогов в словах липа, пух, пастух;

назвать общий для этих слов звук;

определить количество слогов в словах забота, брат, булка;

назвать общий звук в этих же словах;

прочитать слова, написанные на доске: бак, бок, пух, суп, кот;

прочитать сначала слова с Б, затем слова с П (из вышеприведенных).

IV. Знакомство со звуками [б], [п]. Рекомендуемые задания для детей:

выделить первый звук в слове Павлик;

рассказать то, что известно о звуке [п] (согласный, глухой, твердый);

выделить первый звук в слове Бим. Рассказать о нем (согласный, звонкий, мягкий).

Игра «Не ошибись». Дети должны повторить вслед за воспитателем и в той же последовательности:

ряд слогов (ба-па-ба, бы-пы-бы, по-бо-по, бо-по-бо, бу-пу-бу, пу-бу-пу);

ряд слов (пакет, букет, обед, опять, баран, бублик, платье, суп).

Работа с кассами. Дети поднимают букву Б или П. Им предлагаются слова: пузырь, крупный, болтушка, клубничный, яблочный, персиковый, апельсиновый, брусничный.

Игра «Фруктовый сок».

На полотне располагаются различные предметные картинки: клубника, брусника, рябина, яблоко, апельсин, персик, береза, помидор. Дети должны рассмотреть их и ответить на вопрос педагога:

- Какой сок ты будешь пить?

Дети составляют предложения, включая прилагательные, образованные от названий плодов:

- Я буду пить клубничный сок. И т. д.

V. Физминутка.

-Дети должны поймать мяч, брошенный воспитателем, услышав в слове звук [п] (твердый). Для этой игры предлагаются слова: библиотекарь, повар, парикмахер, балерина, пекарь, почтальон, птичница, воспитательница, пограничник.

- Что я перечислила? (Профессии людей.)

- Дети делятся на две команды. Игроки каждой из команд должны стараться первыми сесть обратно на свое место. Первая команда называет слова со звуком [б], вторая - со звуком [п]. Очки начисляются за каждое правильно названное слово.

VI. Игра «Перепутаница».

Дети должны восстановить порядок слов в предложениях, повторить их:

Суп варит повара. - Повар варит суп.

Блины пекут бабушку. -...

Береза сидит на воробье. -...

Забор красит Петю. -...

Платье гладит Любу. -...

Бараны пасут пастуха. -...

Люди везут автобус. -...

VII. Составление схем данных логопедом предложений (каждый ребенок делает это индивидуально, после чего один из детей вызывается отвечать к доске):

Повар варит суп.

Люба гладит платье.

Обезьяны любят бананы.

VIII. Анализ слова бусы (каждый ребенок делает это индивидуально, после чего один из детей приглашается к доске):

составить схему слова бусы;

составить слово бусы из букв;

прочитать слово бусы;

составить предложение со словом бусы.

IX. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.

Задания на вечер воспитателям

Тренировать детей в образовании относительных прилагательных.

Учить детей составлять предложения о профессиях по схеме «кто что делает? «: Балерина танцует. И т. д.

Предложить каждому ребенку составить и начертить схемы этих предложений.

Нарисовать вместе с детьми рисунки, на которых были бы изображены предметы, имеющие в своих названиях звуки [б], [п].

Для составления рассказов по картинкам используется следующий дидактический картинный материал:

1. ДьяконоваТ.Г., Щербак М.К. Альбом сюжетных картинок по развитию речи учащихся I класса начальной школы. М.: Учпедгиз, 1962.

2. ЕзикееваВ.А., РадинаЕ.И., Картины по развитию речи детей 2го и 3го года жизни. М., 1983.

3. НиколаеваС.Н., МешковаН.Н. Картины из жизни домашних животных. М., 1986.

4. ТумаковаГ.А. Звучащее слово. М., 1983.

5. ФиличеваТ.Б., КашеГ.А. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста. М., 1989.

Литература

1. Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Русский язык в картинках: В 2 ч. М., 1981.

2. Величук А.П., Бажанова Е.А. Русский язык в старших группах национальных детских садов РСФСР. Л., 1987.

3. Генинг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1976.

4. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. М., 1958.

5. Городилова В.И., Рау Е.Ф. Исправление недостатков произношения у школьников. М., 1957.

6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (дети с общим недоразвитием речи): Пособие для логопедов. М., 1981.

7. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.

8. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М., 1972.

9. Жукоеа Н.С., Мастюкова Е.Н., Филичева Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

10. Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения. М., 1994.

11. Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда / Под ред. В.И. Селиверстпова. М, 1987.

12. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М., 1971.

13. Кузьмина Н.И., РождественскаяВ.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. М., 1977.

14. Лопухина И.С. Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи. М., 1995.

15. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой М., 1989.

16. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 1983.

17. Назарова Л.К. Спутник букваря. М., 1979.

18. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи: Книга для учителя / Под ред. С.А. Мироновой. М., 1987.

19. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной.М., 1968.

20. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., 1987.

21. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников. М., 1966.

22. Риехкалайнен С.А. Сборник упражнений по русскому языку для нерусских учащихся начальных классов Карельской АССР. Петрозаводск, 1971.

23. ФилипповаА.Д., Шуравина Н.Н. Говори правильно. М., 1963.

24. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987.

25. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей и логопедов. М., 1989.

26. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М., 1993.

27. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1981.

28. Хрестоматия для маленьких. М., 1982.

29. Чаплина В. В нашем лесу. М., 1979.

 

полная форма Кому: Педагогическая библиотека <[email protected]>

 

цитировать

 

Date: 2015-10-21; view: 366; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию