Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тест: крылатные фразы библии

 

№1 Уточните местонахождение в Библии крылатых выражений: Блудный сын 1. Евангелие от Луки 2. Евангелие от Иоанна
№2 Вавилонское пленение 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№3 Вавилонское столпотворение 1. Бытие 2. Притчи 3. Псалтирь
№4 Валаамова ослица 1. Пятикнижие Моисея 2. Книги Пророческие
№5 Волк в овечьей шкуре 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№6 Какое из приведённых выражений библейское? 1. Дамоклов меч 2. Между Сциллой и Харибдой 3. Двуликий Янус 4. Панический страх 5. Валтасаров пир 6. Сизифов труд 7. Колесо Фортуны 8. Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть 9. На седьмом небе
№7 Заблудшая овца 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№8 Есть ли в Библии фраза "ложь во спасение"? 1. да 2. нет
№9 «Глас вопиющего в пустыне». Где впервые в Библии употреблено это выражение? 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№10 Змий-искуситель 1. Бытие 2. Исход
№11 Запретный плод 1. Бытие 2. Исход
№12 Золотой телец 1. Бытие 2. Исход 3. Второзаконие
№13 Избиение младенцев 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№14 Иудин поцелуй 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№15 «Не хлебом единым». Где впервые в Библии употреблено это выражение? 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№16 «Не от мира сего». Кто произнёс: "Я не от сего мира"? 1. Моисей 2. Пророк Даниил 3. Екклезиаст 4. Соломон 5. Иисус Христос
№17 Не сотвори себе кумира 1. Бытие 2. Исход 3. Левит
№18 Притча во языцех 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№19 Подставить другую щёку 1. Евангелие от Марка 2. Евангелие от Матфея
№20 Кто не работает, тот не ест 1. Евангелия 2. Апостол
№21 Кесарю - кесарево, Богу - Божье 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№22 Всё тайное становится явным 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№23 Козел отпущения 1. Исход 2. Левит 3. Второзаконие
№24 Манна небесная 1. Исход 2. Левит
№25 Метать бисер 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№26 Невзирая на лица 1. Послание святого апостола Иакова 2. Апокалипсис св. Ап. Иоанна Богослова
№27 Око за око, зуб за зуб 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№28 Кому принадлежит фраза "Перекуём мечи на орала"? 1. пророку Даниилу 2. пророку Исаие 3. пророку Амосу 4. царю Соломону
№29 Юдоль плача 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№30 Камень преткновения 1. Евангелие 2. Апостол
№31 Камня на камне не оставить 1. Евангелие 2. Апостол
№32 Краеугольный камень 1. Евангелие 2. Апостол
№33 Время разбрасывать камни, время собирать камни 1. Книга Екклезиаста или Проповедника 2. Книга Песни Песней Соломона
№34 Первым бросить камень 1. Евангелие от Матфея 2. Евангелие от Марка 3. Евангелие от Луки 4. Евангелии от Иоанна
№35 Тяжесть выше сил 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№36 В поте лица 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№37 Вернуться на круги своя 1. Екклезиаст 2. Псалтирь
№38 Власть предержащие 1. Ветхий Завет 2. Евангелие 3. Апостол
№39 Внести свою лепту 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№40 Во главе угла 1. Пятикнижие Моисеево 2. Псалтирь
№41 Выпить чашу до дна 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№42 Всякой твари по паре 1. Бытие 2. Исход
№43 Глас вопиющего в пустыне 1. Книги Исторические 2. Книги Пророческие
№44 Голубь мира 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№45 Грехи молодости 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№46 Дом, построенный на песке 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№47 Допотопные времена, а также: допотопная техника, допотопные суждения и т. п. 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№48 Жнёт, где не сеял 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№49 Зарывать талант в землю 1. Евангелие от Матфея 2. Евангелие от Иоанна
№50 Земля обетованная 1. Евангелие 2. Апостол
№51 Злоба дня 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№52 Знамение времени 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№53 Ищите и обрящете 1. Евангелие 2. Апостол
№54 Книга за семью печатями 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№55 Колосс на глиняных ногах 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№56 Корень зла 1. Книга Иова 2. Книга Екклезиаста или Проповедника
№57 Кто не со мною, тот против меня 1. Евангелие 2. Апостол
№58 Кто с мечом придет, от меча и погибнет 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№59 Не ведают, что творят 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№60 Не судите, да не судимы будете 1. Второзаконие 2. Евангелие
№61 Неопалимая купина 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№62 Нести свой крест 1. Евангелие 2. Апостол
№63 Нет пророка в своем отечестве 1. Книги пророческие 2. Новый Завет
№64 Ни на йоту не уступить 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№65 Ничтоже сумняшеся 1. Евангелие 2. Апостол
№66 От лукавого 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№67 Отделять плевелы от зёрен 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№68 Отряхнуть прах от своих ног 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№69 Путеводная звезда 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№70 Святая святых 1. Бытие 2. Исход 3. Второзаконие
№71 Посыпать голову пеплом 1. Книга Иова 2. Псалтирь
№72 Скрежет зубов 1. Евангелие 2. Апокалипсис
№73 Слуга двух господ 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№74 Служить маммоне 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№75 Содом и Гоморра 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№76 Соль земли 1. Евангелие 2. Апостол
№77 Суета сует 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№78 «Тридцать сребренников». Где впервые указывается эта сумма? 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№79 Труба иерихонская 1. Пятикнижие Моисея 2. Книги исторические
№80 Тьма кромешная 1. Евангелие 2. Апокалипсис
№81 Умывать руки (устраниться от ответственности) 1. Евангелие от Матфея 2. Евангелие от Марка 3. Евангелие от Луки 4. Евангелие от Иоанна
№82 Фарисейство (лицемерие) 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№83 Фиговый листок 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№84 Фома неверующий 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№85 Хлеб насущный 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№86 Хляби небесные 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№87 Хранить, как зеницу ока 1. Ветхий Завет 2. Новый Завет
№88 Каинова печать 1. Бытие 2. Исход
№89 Хам 1. Пятикнижие Моисеево 2. Книги исторические 3. Книги учительные

 

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

N Вопрос Правильный ответ Комментарий
№1 Уточните местонахождение в Библии крылатых выражений: Блудный сын 1. Евангелие от Луки Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне (Лука, 15:2—32), в которой рассказывается о том, как некий человек разделил имение свое между двумя сыновьями; младший пошел в дальнюю сторону и, живя распутно, расточил имение свое. Испытав нужду и лишения, он вернулся к отцу своему; отец сжалился над ним, обнял его и поцеловал; и сын сказал ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Но отец велел одеть его в лучшую одежду и устроил в честь него пир, сказав: «Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Выражение «блудный сын» значит сын, вышедший из повиновения отцу; употребляется в значении «человек беспутный, нравственно нестойкий», но чаще в значении «раскаявшийся в своих заблуждениях».
№2 Вавилонское пленение 1. Ветхий Завет Выражение возникло из Библии, из 136-го псалма, в котором говорится о тоске иудеев, находившихся в вавилонском плену и с плачем вспоминавших о своей родине: «На реках вавилонских тамо седохом и плакахом...»
№3 Вавилонское столпотворение 1. Бытие Вавилонское столпотворение (в переносном смысле - суматоха, полный беспорядок). На церковнославянском "столпотворение" - строительство столпа, башни. В книге Бытия рассказано о попытке людей построить в городе Вавилоне башню до небес, чтобы осуществить свои честолюбивые планы и обессмертить себя в глазах потомков. Бог наказал возгордившихся людей и, смешав их языки так, что они перестали понимать друг друга, рассеял их по всей земле (Быт. 11,1-9).
№4 Валаамова ослица 1. Пятикнижие Моисея Один из первых упомянутых в Библии пророков – мадианитянин Валаам. Еще когда израильтяне только шли к своей обетованной земле, царь Моава Валак нанял его, чтобы проклясть израильский народ. В те времена отношение к пророческому слову было исключительно серьезным, и проклясть – означало причинить реальный, вовсе не символический вред. Валаам согласился, оседлал свою ослицу и отправился в путь… Что было дальше, знает всякий, кто знаком с выражением «валаамова ослица». Она заупрямилась, не захотела идти дальше, несмотря на побои, и даже прижала ногу своего хозяина к стене. А когда он совсем рассвирепел и хотел ее убить, заговорила с ним человеческим голосом – и показала своему хозяину ангела, который и преграждал дорогу. Ангел, впрочем, позволил пророку отправиться к «работодателю», но только с одним условием: Валаам должен произнести то пророчество, которое даст ему Господь, а не то, за которое ему обещана плата. В поведении ослицы, конечно же, заключался глубокий смысл: дело в вести, а не в вестнике. Конечно же, бессловесное животное было ничуть не выше и не лучше знаменитого пророка, но именно оно помогло ему узнать волю Божью. Точно так же и Валаам, и любой провидец и тайнозритель – не великий гуру, а всего лишь посредник, помогающий узнать эту волю другим людям. Итак, Валаам отправился к Валаку и произнес вместо проклятий благословения, потому что так велел ему Господь (Чис 22-24). Андрей Десницкий Это выражение употребляется иронически в применении к молчаливым и покорным людям, неожиданно заговорившим, запротестовавшим.
№5 Волк в овечьей шкуре 2. Новый Завет Выражение возникло из Евангелия: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Матф. 7,15). Употребляется как характеристика лицемера, скрывающего свои дурные намерения под маской добродетели.
№6 Какое из приведённых выражений библейское? 5. Валтасаров пир Выражение возникло из Библии (Книга пророка Даниила, 5) из рассказа о пире у халдейского царя Валтасара (Балтазара), во время которого таинственная рука начертала на стене письмена, предвещавшие гибель царю; в ту же ночь Валтасар был убит, и его царством овладел Дарий Мидянин. Употребляется в значении «веселая, легкомысленная жизнь во время какого-либо бедствия». «Жить Валтасаром» — беспечно роскошествовать.
№7 Заблудшая овца 2. Новый Завет Заблудшая овца (человек, сбившийся с пути истинного). Из Евангельской притчи о радости хозяина, нашедшего и возвратившего в стадо одну заблудившуюся овцу (Матф. 18:12-13; Лук. 15:4-7).
№8 Есть ли в Библии фраза "ложь во спасение"? 2. нет Традиционно под этими словами подразумевается ложь вполне допустимая — оправданная тем, что она якобы идет во благо обманываемому и такую ложь, как считают некоторые, разрешает Библия. Но эта крылатая фраза обязана своим рождением некорректному прочтению библейского текста. В Библии нигде не говорится о «лжи во спасение», то есть лжи, которую можно понять и простить. В церковнославянском тексте Библии сказано (Ветхий завет, Псалтирь, псалом 32, ст. 17): «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется». Русский перевод этого стиха: «Ненадежен конь во спасение, не избавит великою силою своею».Таким образом, здесь вообще не говорится ни о лжи, ни, тем более, ее оправдании. Речь идет только о том, что спасти человека может только один Бог, что и на коне человек не сможет ускакать от воли Божией.
№9 «Глас вопиющего в пустыне». Где впервые в Библии употреблено это выражение? 1. Ветхий Завет Выражение из Библии (Исаия, 40,3; цитируется: Матф., 3,3; Марк, 1,3; Иоанн, 1,23), употребляется в значении «напрасный призыв к чему-нибудь, остающийся без внимания, без ответа».
№10 Змий-искуситель 1. Бытие Сатана в образе змея соблазнил Еву вкусить плоды с запретного Дерева познания добра и зла (Быт. 3,1- 13), за что она вместе с Адамом, которого угостила этими плодами, была изгнана из Рая.
№11 Запретный плод 1. Бытие Выражение употребляется в значении «что-нибудь заманчивое, желанное, но запрещенное или недоступное». Возникло из книги Бытие о Древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил есть Адаму и Еве (Бытие, 2,16-17).
№12 Золотой телец 2. Исход Золотой телец (богатство, власть денег). Из библейского повествования о поклонении иудеями во время странствия по пустыне вместо Бога тельцу (телёнку), сделанному из золота (Исх. 32,1-4).
№13 Избиение младенцев 2. Новый Завет Избиение младенцев (расправа над беззащитными). Когда царю Ироду Великому стало известно, что в Вифлиеме родился Христос, он велел убить всех младенцев возрастом до 2-х лет (Матф. 2,16). Сын Ирода, Ирод Антипа, также был жестоким человеком - по его приказу был обезглавлен Иоанн Креститель. Имя "Ирод", как символ жестокости, стало нарицательным, также как и другие библейские имена: "Голиаф" - великан, "Иуда" - предатель, "Каин" - братоубийца.
№14 Иудин поцелуй 2. Новый Завет В Евангелии рассказано о предательстве одного из двенадцати учеников Христа — Иуды Искариота; своего учителя он предал за тридцать сребреников иудейским первосвященникам; приведя стражу в Гефсиманский сад, где находился Иисус, Иуда сказал, что того, кого он поцелует, нужно взять, и тотчас подошел к Иисусу и поцеловал его (Матф., 26,48—49; Марк, 14,44; Лука, 22,47). Имя Иуды стало синонимом предателя; выражение «иудин поцелуй» употребляется в значении «предательский поступок, лицемерно прикрытый проявлением любви, дружбы».
№15 «Не хлебом единым». Где впервые в Библии употреблено это выражение? 1. Ветхий Завет «Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор. 8,3). Цитируется Иисусом Христом во время Его сорокадневного поста в пустыне в ответ на искушение сатаны (Матф. 4,4; Лук. 4,4). Употребляется в значении «человек должен заботиться об удовлетворении не только своих материальных, но и духовных потребностей».
№16 «Не от мира сего». Кто произнёс: "Я не от сего мира"? 5. Иисус Христос «Вы от мира сего, Я не от сего мира» (Иоан. 8,23) - из разговора Иисуса Христа с иудеями, а также «Царство Мое не от мира сего» (Иоан. 18:36) - ответ Христа Понтию Пилату на вопрос, он ли есть Царь Иудейский.
№17 Не сотвори себе кумира 2. Исход Не сотвори себе кумира. Выражение из второй заповеди Божьей, запрещающей поклонятся ложным богам, идолам (Исх. 20,4; Втор. 5,8). Употребляется в значении «не покланяйся слепо кому-, чему-либо, как идолу».
№18 Притча во языцех 1. Ветхий Завет Выражение из Библии (Второзаконие, 28,37). Притча — краткий рассказ с нравоучительным смыслом; слово «языци» — языки, наречия, а также — народы, племена. «Притча во языцех» — то, что получило широкую известность, у всех на устах, сделалось предметом общих разговоров, вызывая неодобрение и насмешки.
№19 Подставить другую щёку 2. Евангелие от Матфея  
№20 Кто не работает, тот не ест 2. Апостол "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2-е Фес. 3,10).
№21 Кесарю - кесарево, Богу - Божье 2. Новый Завет Кесарю - кесарево, Богу - Божье (каждому - свое). "Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" - ответ Иисуса Христа фарисеям на вопрос, нужно ли отдавать подать кесарю (Матф. 22,21).
№22 Всё тайное становится явным 2. Новый Завет В Евангелии от Марка (гл. 4, ст. 22) и от Луки (гл. 8, ст. 17) сказано: «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы». Употребляется в прямом смысле.
№23 Козел отпущения 2. Левит Козел отпущения (существо, несущее ответственность за других). Животное, на которое символически возлагались грехи, совершенные всем израильским народом, после чего козел изгонялся (отпускался) в пустыню. (Лев. 16,21-22). В день грехоотпущения первосвященник возлагал обе руки на голову живого козла в знак возложения на него грехов еврейского народа, после чего козел изгонялся в пустыню. Выражение употребляется в смысле: человек, на которого постоянно сваливают чужую вину, несущий ответственность за других.
№24 Манна небесная 1. Исход Манна небесная (неожиданная помощь). Пища, посланная Богом с неба израильскому народу во время их странствия по пустыне в Землю Обетованную (Исх. 16,14-16; Исх. 16,31).
№25 Метать бисер 2. Новый Завет Выражение из Евангелия: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга (церк.-слав. - бисер) вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Матф., 7, 6). Употребляется в значении: понапрасну тратить слова перед людьми, не желающими или не умеющими оценить их.
№26 Невзирая на лица 1. Послание святого апостола Иакова Мысль о поступках без лицеприятия, без угодливости перед вышестоящими. "Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушайте" (Втор. 1,17). «Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица» (Иак. 2,1).
№27 Око за око, зуб за зуб 1. Ветхий Завет "Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать" (Лев. 24,20) а также в Исх. 21,24; Втор. 19,21 - ветхозаветный закон, регламентирующий степень ответственности за преступление, смысл которого: человеку, причинившему повреждение другому, не может быть установлено наказание больше содеянного, причем ответственность за это нес конкретный виновник. Закон этот имел очень важное значение, т.к. ограничивал распространенную в древние времена кровную месть, когда за преступление человека одного рода по отношению к представителю другого рода, мстили всему роду, причем местью, как правило, независимо от степени вины, была смерть. Этот закон предназначался судьям, а не отдельному человеку, поэтому совершенно неверно современное толкование "око за око" как призыв к мести.
№28 Кому принадлежит фраза "Перекуём мечи на орала"? 2. пророку Исаие Перекуём мечи на орала (призыв к разоружению). Орало - плуг.
№29 Юдоль плача 1. Ветхий Завет Выражение из Библии (Псал., 83, 7); употребляется в значении: земная жизнь с её горестями и страданиями (церк. — слав.: юдоль — долина).
№30 Камень преткновения 2. Апостол Выражение употребляется в значении «затруднение, на которое наталкивается кто-нибудь в каком-нибудь деле». «И будет Он... камнем преткновения, и скалою соблазна» (Ис. 8,14). Цитата из Ветхого завета. Часто цитируется в Новом Завете (Рим. 9,32-33; 1-е Петра 2,7).
№31 Камня на камне не оставить 1. Евангелие Камня на камне не оставить (разрушить до основания). "Не останется здесь камня на камне; все будет разрушено" (Матф. 24,2) - пророческие слова Иисуса о предстоящем разрушении Иерусалима, которое произошло через 70 лет после распятия Христа.
№32 Краеугольный камень 2. Апостол Краеугольный камень (нечто важное, основополагающее). "Я полагаю в основание на Сионе камень, - камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный" (Ис. 28:16). В Новом Завете - Еф.(2:20).
№33 Время разбрасывать камни, время собирать камни 1. Книга Екклезиаста или Проповедника Время разбрасывать камни, время собирать камни (всему свое время). «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать;... время разбрасывать камни, и время собирать камни;... время войне, и время миру» (Еккл. 3,1-8). Вторая часть выражения (время собирать камни) употребляется в значении: время созидания.
№34 Первым бросить камень 4. Евангелии от Иоанна Первым бросить камень. «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Иоан. 8,7) - слова Иисуса Христа в ответ на искушения книжников и фарисеев, приведших к Нему женщину, уличенную в прелюбодеянии, смысл которых: не имеет морального права человек осуждать другого, так как сам не безгрешен.
№35 Тяжесть выше сил 1. Ветхий Завет Не поднимай тяжести свыше твоей силы, и не входи в общение с тем, кто сильнее и богаче тебя. Сир. (13:2)
№36 В поте лица 1. Ветхий Завет В поте лица (тяжким трудом). "В поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт. 3,19) - сказано Богом Адаму, изгоняемому из рая.
№37 Вернуться на круги своя 1. Екклезиаст Вернуться на круги своя (возвращение к началу какого - либо жизненного этапа). "И возвращается ветер на круги свои" (Еккл. 1:6) (по церковнославянски - "на круги своя").
№38 Власть предержащие 3. Апостол "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога" (Рим. 13,1). По церковнославянки высшим властям - "властем предержащим". В этом выражении апостол Павел говорит о принципе гражданской жизни христианина. Употребляется в ироническом смысле по отношению к начальству.
№39 Внести свою лепту 2. Новый Завет Внести свою лепту (внести посильный вклад). Лепта - мелкая медная монета. По словам Христа, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала все, что имела (Марк. 12,41-44; Лук.21,1-4).
№40 Во главе угла 2. Псалтирь Во главе угла (главное, приоритетное). «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117:22). Многократно цитируется в Новом Завете (Матф. 21:42; Марк. 12:10; Лук. 20:17; Деян. 4:11; 1-е Петра 2:7).
№41 Выпить чашу до дна 1. Ветхий Завет Выпить чашу до дна (претерпеть испытание до конца). «Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил» (Ис. 51,17).
№42 Всякой твари по паре 1. Бытие Всякой твари по паре. Из повествования о всемирном потопе - об обитателях Ноевого ковчега. (Быт. 6,19-20; 7,1-8). Употребляется в ироническом смысле по отношению к пестрой компании.
№43 Глас вопиющего в пустыне 2. Книги Пророческие Глас вопиющего в пустыне. Выражение из Ветхого Завета (Ис. 40:3). Цитируется в Новом Завете (Матф. 3:3; Марк. 1:3; Иоан. 1:23) по отношению к Иоанну Крестителю. Употребляется в значении: отчаянный призыв.
№44 Голубь мира 1. Ветхий Завет Из повествования о всемирном потопе. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес ему масличный лист, как свидетельство того, что потоп окончился, появилась суша, гнев Божий сменился милостью (Быт. 8,11). С тех пор голубь с масличной (оливковой) ветвью стал символом примирения.
№45 Грехи молодости 1. Ветхий Завет Грехи молодости. «Грехи юности моей... не вспоминай... Господи!» (Пс. 24:7).
№46 Дом, построенный на песке 2. Новый Завет Дом, построенный на песке (нечто зыбкое, непрочное). «А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Матф. 7,26-27).
№47 Допотопные времена, а также: допотопная техника, допотопные суждения и т. п. 1. Ветхий Завет Допотопные времена, а также: допотопная техника, допотопные суждения и т. п. Употребляется в значении: очень древнее, существовавшее чуть ли не до всемирного потопа (Быт. 6-8).
№48 Жнёт, где не сеял 2. Новый Завет Жнёт, где не сеял (пользуется плодами чужого труда). «Жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал» (Матф. 25:24). «Берёшь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял» (Лук. 19:21).
№49 Зарывать талант в землю 1. Евангелие от Матфея Зарывать талант в землю (не дать развиться способностям, заложенным в человеке). Из евангельской притчи о рабе, зарывшем в землю талант (мера веса серебра) вместо того, чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Матф. 25,14-30). Слово «талант» впоследствии стало синонимом выдающихся способностей.
№50 Земля обетованная 2. Апостол Земля обетованная (благодатное место). Земля, обещанная Богом иудейскому народу (древняя Палестина) при избавлении от египетского рабства. «И иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную» (Исх. 3:8). Обетованной (обещанной) названа эта земля апостолом Павлом (Евр. 11:9).
№51 Злоба дня 2. Новый Завет Злоба дня (актуальная проблема данного времени). «Довольно для каждого дня своей заботы» (Матф. 6:34). По церковнославянски: «Довлеет дневи злоба его».
№52 Знамение времени 2. Новый Завет Знамение времени (типичное общественное явление для данного времени, проясняющее его тенденции). «Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете?» (Матф. 16:3) - упрек Иисуса Христа фарисеям и саддукеям, просивших Его показать знамение с неба.
№53 Ищите и обрящете 1. Евангелие Ищите и обрящете. В переводе с церковнославянского языка означает - "ищите и найдете" (Матф. 7:7; Лук. 11:9).
№54 Книга за семью печатями 2. Новый Завет Книга за семью печатями (нечто недоступное). "И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу,... запечатанную семью печатями.... И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее" (Откр. 5:1-3).
№55 Колосс на глиняных ногах 1. Ветхий Завет Колосс на глиняных ногах (нечто грандиозное с виду, но имеющее легко уязвимые места). Из библейского рассказа о сне царя Навуходоносора, в котором он увидел огромного металлического истукана (колосса) на глиняных ногах, рухнувшего от удара камня (Дан. 2:31-35).
№56 Корень зла 1. Книга Иова Корень зла (источник зла). "Как будто корень зла найден во мне" (Иов. 19:28). "Ибо корень всех зол есть сребролюбие" (1-е Тим. 6:10).
№57 Кто не со мною, тот против меня 1. Евангелие Кто не со мною, тот против меня. Кто не с нами, тот против нас. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Матф. 12:30). Этими словами Иисус Христос подчеркивает, что в духовном мире нет среднего пути. Народная мудрость гласит на этот счет: «От Бога отстал - к сатане пристал». Мы должны помнить, что эти слова Спасителя как ярким лучом освещают весь хаос теперешней жизни. Господь точно и коротко говорит: "Кто не со Мной, тот против Меня". Христианин не может безразлично относиться к истине и к не истине, правде и неправде. Есть люди, которые, как говорят, стоят по ту сторону добра и зла, как они сами о себе думают. Но это показывает в действительности, что они, сами отчета себе в том не отдавая, целиком на стороне зла. А вот кто со Спасителем, тот сознательно Ему служит. Он Его святой закон берет, как руководство для себя, и постоянно старается жизнь свою строить так, как учит Господь, как нам указывает Евангелие. Не напрасны же слова Спасителя: "Не слушающий Меня, не исполняющий Моих слов будет иметь себе судью — слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день". Поэтому христианин и должен слово Божие хранить, как зеницу ока и направлять по нему свою жизнь, чтобы оно не осудило его на последнем Суде. митрополит Филарет (Вознесенский)
№58 Кто с мечом придет, от меча и погибнет 2. Новый Завет Кто с мечом придет, от меча и погибнет. "Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут" (Матф. 26,52).
№59 Не ведают, что творят 2. Новый Завет «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лук. 23:34) - слова Иисуса Христа при распятии, звучащие по церковнославянски: «Отче отпусти им, не ведят бо, что творят».
№60 Не судите, да не судимы будете 2. Евангелие Не судите, да не судимы будете. Цитата из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Мф., 7:1).
№61 Неопалимая купина 1. Ветхий Завет Неопалимая купина (церк.-слав. несгорающий куст). Горящий, но несгорающий куст терновника, в пламени которого Ангел Господень явился Моисею (Исх. 3:2). Символ вечного, непреходящего.
№62 Нести свой крест 1. Евангелие Нести свой крест (покорно переносить тяготы своей судьбы). Иисус Сам нес крест, на котором Ему предстояло быть распятым (Иоан. 19:17), и лишь когда Он изнемог, римские воины заставили нести крест некоего Симона Киринеянина (Матф. 27:32; Марк. 15:21; Лук. 23:26).
№63 Нет пророка в своем отечестве 2. Новый Завет Нет пророка в своем отечестве. «Никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лук. 4:24). «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем» (Матф. 13:57; Марк. 6:4).
№64 Ни на йоту не уступить 2. Новый Завет Ни на йоту не уступить (не уступить ни на малость). «Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матф. 5:18), т.е. недопустимо даже малейшее отклонение от закона, пока не исполнятся все предначертания. Под йотой здесь подразумевается знак древнееврейского алфавита - йод, по форме похожий на апостроф.
№65 Ничтоже сумняшеся 2. Апостол Ничтоже сумняшеся. Ничтоже сумняся. "Но да просит с верою, нимало не сомневаясь" (Иак. 1,6). По церковнославянски: "Да просит же верою ничтоже сумняся". Выражение употребляется в ироническом смысле: не слишком сомневаясь.
№66 От лукавого 2. Новый Завет От лукавого (лишнее, ненужное, сделанное во вред). «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Матф. 5:37) - слова Иисуса Христа, запрещающие клясться небом, землею, головою клянущегося.
№67 Отделять плевелы от зёрен 2. Новый Завет Отделять плевелы от пшеницы (отделять истину от лжи, плохое от хорошего). Из евангельской притчи о том, как враг посеял плевелы (злостные сорняки) среди пшеницы. Хозяин поля, опасаясь, что при выборке плевел можно повредить неокрепшую пшеницу, решил дождаться созревания ее и тогда выбрать сорняки и сжечь (Матф. 13:24-30; 36-43).
№68 Отряхнуть прах от своих ног 2. Новый Завет Отряхнуть прах от своих ног (навсегда порвать с чем-либо, отречься с негодованием). «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших» (Матф. 10:14), а также Марк. 6:11; Лук. 9:5; Деян. 13:51. В основу данной цитаты положен древний иудейский обычай отрясать с ног дорожную пыль при возвращении в Палестину из путешествий в языческие страны, где даже дорожная пыль считалась нечистой.
№69 Путеводная звезда 2. Новый Завет Путеводная звезда - Вифлиемская звезда, указывающая путь восточным мудрецам (волхвам), которые шли поклониться родившемуся Христу (Матф. 2:9). Употребляется в значении: то, что направляет чью - либо жизнь, деятельность.
№70 Святая святых 2. Исход Святая святых (сокровенное, тайное, недоступное для непосвященных) - часть скинии (походного иудейского храма), отгороженного завесой, входить в которую мог только первосвященник один раз в год. "И будет завеса отделять вам святилище от Святаго-святых" (Исх. 26:33).
№71 Посыпать голову пеплом 1. Книга Иова Посыпать голову пеплом (знак крайнего отчаяния и скорби). Древний обычай иудеев в знак скорби посыпать голову пеплом или землею. «И возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу» (Иов. 2:12); «... разодрал одежды свои и возложил на себя... пепел» (Есф: 4:1).
№72 Скрежет зубов 1. Евангелие «Там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 8:12) - слова Иисуса Христа об ужасах ада. В переносном смысле употребляется как бессильная ярость.
№73 Слуга двух господ 2. Новый Завет Слуга двух господ (человек, который тщетно пытается угодить одновременно многим). "Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а другому нерадеть" (Лука 16,13).
№74 Служить маммоне 2. Новый Завет Служить маммоне (чрезмерно заботиться о богатстве, материальных благах). «Не можете служить Богу и маммоне» (Матф. 6:24). Маммона - богатство или земные блага.
№75 Содом и Гоморра 1. Ветхий Завет Содом и Гоморра (распущенность, а также крайняя неразбериха). Из библейского повествования о городах Содоме и Гоморре, которые Бог покарал за распутство их жителей (Быт. 19:24-25).
№76 Соль земли 1. Евангелие Соль земли. «Вы - соль земли» (Матф. 5:13) - слова Иисуса Христа по отношению к верующим, означающие - лучшая, полезная для общества часть людей, в обязанности которых входит хранить свою духовную чистоту. В древности соль считалась символом чистоты.
№77 Суета сует 1. Ветхий Завет Суета сует. Имеется ввиду малость людских дел и трудов перед Богом. «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета!» (Еккл. 1:2).
№78 «Тридцать сребренников». Где впервые указывается эта сумма? 1. Ветхий Завет Тридцать сребренников (символ предательства). За тридцать сребренников Иуда предал Христа первосвященникам (Матф. 26:15). Эта цифра называется ценой Оцененного (Мф. 27:9). Об этой цене Оцененного предсказывали еще пророки Иеремия (Иер., гл. 18,19 и 32) и, с буквальной точностью исполнения, Захария (Зах. 11:12). Взята эта цена Оцененного из оценки жизни раба или рабыни по закону Моисея. Во Второй книге Моисея Исход мы читаем: Если вол забодает мужчину или женщину до смерти... и если хозяин его был извещен, что… вол бодлив был и вчера и третьего дня... то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти... Но... если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями (Исх. 21:28—29, 32). Ясно, что жизнь раба оценена в тридцать сиклей серебра и за смерть раба платили эту сумму хозяину как собственнику раба.
№79 Труба иерихонская 2. Книги исторические Труба иерихонская (не в меру громкий голос). Из повествования об осаде иудеями города Иерихона, когда от звука священных труб и от крика осаждающих рухнули стены города (Навин. 6).
№80 Тьма кромешная 1. Евангелие Тьма кромешная (символ ада). «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 8:12). По церковнославянски "тьма внешняя" - "тьма кромешная".
№81 Умывать руки (устраниться от ответственности) 1. Евангелие от Матфея Умывать руки (устраниться от ответственности). "Пилат, видя, что ничто не помогает,... взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего" (Матф. 27,24). Римский прокуратор Понтий Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное умывание рук в знак непричастия к совершаемому убийству (Втор. 21,6-9).
№82 Фарисейство (лицемерие) 2. Новый Завет Фарисейство (лицемерие). Фарисеи - религиозно-политическая партия в древней Иудее, представители которой отличались показным строгим исполнением обрядовых сторон ветхозаветной религии. Христос, обличая религиозное ханжество, часто называл их лицемерами: "Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры" (Матф. 23:13-15; Лук. 11:44).
№83 Фиговый листок 1. Ветхий Завет Фиговый листок (недостаточное, поверхностное оправдание чего - либо, а также лицемерное прикрытие чего - либо постыдного). Адам и Ева, познавшие стыд после грехопадения (вкушения запретного плода с древа познания добра и зла), опоясались листьями смоковницы (фигового дерева) (Быт. 3:7). Скульпторы часто использовали фиговый листок при изображении нагого тела.
№84 Фома неверующий 2. Новый Завет Фома неверующий (сомневающийся человек). Апостол Фома не сразу поверил в воскресение Христа: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Иоан. 20:25). Последующим апостольским служением и смертью ради веры Христовой апостол Фома искупил свое минутное сомнение.
№85 Хлеб насущный 2. Новый Завет Хлеб насущный (всё необходимое). «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Матф. 6:11), а также Лук. 11:3 - из молитвы Господней.
№86 Хляби небесные 1. Ветхий Завет Хляби небесные (ныне шуточное выражение о проливном дожде). Из библейского повествования о всемирном потопе: «Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Быт. 7:11). По церковнославянски «окна» - «хляби».
№87 Хранить, как зеницу ока 1. Ветхий Завет Хранить, как зеницу ока (хранить, как самое драгоценное). "Храни меня, как зеницу ока" (Пс. 16:8). "Хранил его, как зеницу ока Своего" (Втор. 32:10).
№88 Каинова печать 1. Бытие <a href="http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/vethiy_zavet/4g1_5_1.shtml" target="_blank">Каинова печать цивилизации</a> Каинова печать – это образ, образ того, что человек, предавший себя дьяволу, изменяется. Изменяется не только душой, но даже всем своим обликом. Вот посмотрите на человека, который явно согрешает: вот, например, вор, рэкетир, даже посмотрев на лицо его, можно увидеть, что он как бы человек, но как бы уже и нет, отчасти. Это печать Каина, печать лукавого проявляется на его лице. протоиерей Максим Козлов
№89 Хам 1. Пятикнижие Моисеево Хам - один из трёх сыновей Ноя (Хам, Сим, Иафет), от которых "населилась вся земля" после всемирного потопа. Затем из Библейского повествования мы видим, что он оказался непочтительным к своему отцу, вследствие чего подвергся его проклятию. Ранее в русском языке слово «хам» не совсем соответствовало современному понятию «невоспитанный грубый человек», сколько было синонимом слова «раб, чернь» в память о злополучных ханаанянах. Достаточно вспомнить ругательство «хамово отродье» или известную пословицу «Из хама не будет пана». Слово быстро вошло в арсенал всё того же дворянства, коим оно величало низшие сословия.

<== предыдущая | следующая ==>
 | Для получения допуска к управлению скважиной при возникновении ГНВП

Date: 2015-10-21; view: 393; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию