Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Продолжительность 2 часа. Учебные и воспитательные цели:





Учебные и воспитательные цели:

· Раскрыть особенности оценочного инструментария по истории.

· Подвести студентов к пониманию многофункциональности проверки знаний учащихся, которая является показателем результативности процесса обучения.

План:

2. Вопросы, выносимые на обсуждение:

· Проверка знаний учащихся как показатель результативности процесса обучения.

· Система проверки и оценки знаний и умений учащихся.

· Формы, виды и приемы проверки.

· Итоги проверки знаний.

· Результаты школьного обучения истории как реализованные цели обучения.

· Критерии определения качества обучения истории.

· Итоговая аттестация выпускников средней школы по истории.

3. Теоретические и справочно-информационные материалы по теме занятия:

Тестовая методика проверки знаний. / Сост. Э.М. Кузьмина, Н.В. Лизина. - Ч. 1, 2. - Барнаул, 1996.

Гусева Г.С. Творческие работы на уроках истории в IV-VII классах // История. - 1996. - № 44.

Пасман Т.Б. Контрольные тесты // Преподавания истории в школе. - 1996. - № 7.

Тыновская Я.. От Рюрика до Павла: Тесты по отечественной истории // История.- 1996. - №№ 16, 17, 19.

Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. – Р.-на-Д., 1996.

Зайцева А. Занимательные задания на уроках истории древнего мира // История.- 1996.- № 31.

Уколова И. Подделки из старого сундука: Тексты с ошибками на уроках истории древнего мира // История.- 1996. - № 14.

4. Перечень раздаточного материала, используемого на занятии.

Учебники истории, контрольно-измерительные материалы итоговой проверки знаний по истории.

5. Использование технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

На данном практическом занятии могут быть предоставлены материалы РЦОИ об итоговой проверке знаний по истории.

6. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

При подготовке к практическому занятию необходимо проработать основные понятия и внести их в «Словарь методических понятий»: «проверка знаний», «проверка домашнего задания», «опрос по заданному уроку», «проверка знаний и умений», «результаты обучения истории».

Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории. – М., Владос, 2003. Глава 6.

Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М., 2001.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории. Схемы. Таблицы. Описания. – М., 1999.

7. Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы.

Ученик выразил несогласие с оценкой своих знаний, считая ее заниженной. Дайте оценку сложившейся ситуации. Наметьте программу действий преподавателя по ее нормализации.

На основе анализа различных заданий КИМов для итоговой проверки знаний учащихся выявить достоинства и недостатки данной формы итоговой аттестации.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 15

Подготовка и проведение современного урока истории

Продолжительность 16 часов

Учебные и воспитательные цели:

· Дать характеристику подготовительного этапа предметно-педагогической деятельности.

· Вырабатывать умения готовить и проводить современный урок истории.

· Способствовать формированию педагогической культуры будущих специалистов.

План:

1. Вопросы, выносимые на обсуждение:

· Современный учитель истории.

· Подготовительный этап предметно-педагогической деятельности (сущность и содержание).

· Подготовка к уроку истории.

· Требования к современному уроку истории и их отражение в плане урока.

· Методика проведения современного урока истории (теория и практика).

2. Теоретические и справочно-информационные материалы по теме занятия:

Настольная книга учителя истории. М., 2003.

3. Перечень раздаточного материала, используемого на занятии.

Различные средства обучения, включенные в УМК по курсу истории.

4. Использование технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Различные видеоматериалы, связанные с предложенными моделями уроков.

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

Данное занятие носит практический характер, поэтому студентам предлагаются учебные пособия по методике преподавания и методические рекомендации по различным курсам истории, перечисленные в списке литературы к курсу (см. с. УМК).

Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории. – М., Владос, 2003.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории: Теоретический курс: Книга авторизованного изложения. – М., 1993. – С. 88-90.

Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах: Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. – М., 1966. – С. 314-322.

Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / Отв. ред. Ф.П. Коровкин. – М., 1978. – Ч. 1. – С. 104-113.

Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по спец. 2108 «История» // С.А. Ежова, А.В. Дружкова и др. – М., 1986.

6. Рекомендации по использованию информационных технологий.

На выбор студентов предлагается модель урока на основе мультимедийного учебника.

7. Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы:

· На примере выбранной темы составить тематический и поурочный планы, разработать модель урока и продемонстрировать ее на одном из семинаров.

· Установите соответствие (впишите в квадрат рядом с видом анализа урока цифру, которая раскрывает его сущность):

Основные виды анализа урока Их сущность
  Структурный (поэтапный) 1. Общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации  
  Краткий оценочный 2. Рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся
  Аспектный   3. Одновременный анализ соблюдения педагогических и психологических основ процесса обучения
  Системный   4. Анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся)  
  Полный   5. Система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учениками знаний и способов умственной деятельности, развитие школьников, реализация дидактических принципов, результативность урока  
  Дидактический   6. Рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической цели и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения учащихся  
  Комбинированный   7. Одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков)  
  Психологический   8. Изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа)  
  Комплексный 9. Выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учеников  
  Психолого- педагогический 10. Оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов

· На основании содержания приведенных схем анализа урока истории определите и запишите его вид.

 

Примерная схема........................анализа урока

1. Своевременность явки учителя на урок.

2. Готовность к началу урока.

3. Санитарное состояние класса и личная гигиена учащихся.

4. Организация класса.

5. Подробный анализ проверки домашнего задания.

6. Какие методы и дидактические приемы использовались учителем при проверке пройденного материала и их соответствие поставленной цели.

7. Дидактическая ценность используемых методов и приемов проверки задания, их воспитательное значение.

8. Качество знаний учащихся

9. Как активизировал класс учитель во время проверки знаний, умений и навыков.

10. Анализ поведения учащихся на данном этапе.

11. Анализ изложения нового материала или же закрепления предыдущей темы:

— ясность и доступность подачи материала учителем;

— используемые методы и их соответствие задачам урока;

- используемые средства обучения, их целесообразность.

12. Реализация учителем в ходе всего урока принципов дидактики.

13. Используемые учителем в ходе урока мыслительные приемы работы учащихся.

14. Анализ последнего этапа урока:

— домашнее задание (как задается, объем);

- своевременность окончания урока.

15. Реализация учителем в ходе урока воспитательных задач.

16. Педагогическое поведение учителя на уроке.

17. Индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе.

18. Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины.

19. Самообладание и педагогический такт.

20. Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция.

 

2. Примерная схема.......................анализа урока:

1. Готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя).

2. Внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку.

3. Организационные действия учителя (при необходимости).

4. Планирование учителем и сообщение учащимся задач урока.

5. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся.

6. Какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение).

7. Применение проблемных методов в учении школьников.

8. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся.

9. Объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ.

10. Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития.

11. Способы повышения у учащихся положительной мотивации.

12. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения.

13. Владение учителем способами создания проблемных ситуаций.

14. Соблюдение правил постановки учебной проблемы.

15. Использование учебника, соотношение репродуктивной и частично-поисковой работы с ним.

16. Соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения.

17. Формирование специальных и общих учебных умений учащихся.

18. Наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательств (опровержение) гипотезы, проверка правильности ее решения.

19. Умение учащихся осуществлять логические операции

20. Развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает).

21. Затруднения, возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины. Как они были устранены.

Примерная схема........................анализа урока24:

1. Соответствие содержания требованиям программы.

2. Реализация основных дидактических принципов.

3. Отбор главного материала (для реализации требований воспитания при обучении и формирования обобщенных, понятийных знаний).

4. Научность изучаемых явлений.

5. Дидактическая обработка учебного материала (какие факты взять и для чего: проиллюстрировать, доказать; логика и последовательность изучения материала; выделение узловых понятий; дифференциация учебного материала по степени его сложности; формулирование выводов — кто, когда; рациональная нагрузка учащихся; установка учащихся на усвоение главных знаний и умений; соотнесение материала с отведенным временем; его доступность).

6. Осуществление внутрипредметной связи, подготовка учащихся к восприятию нового материала на основе изученного ранее.

7. Установление межпредметных связей, понятий.

8. Связь изучаемого материала с жизнью, с практикой, с опытом учащихся.

9. Ошибки при отборе содержания урока.

3. Примерная схема........................анализа урока:

1. Ясность домашнего задания каждому ученику.

2. Регламентированность и согласованность с домашними заданиями других предметов.

3. Установка на индивидуализацию.

4. Возможность проверки домашнего задания.

5. Ориентированность ученика на самостоятельный поиск решения, на использование полученных ранее знаний и умений.

6. Разумное многообразие домашних заданий.

7. Наличие в домашнем задании вопросов для повторения основополагающих знаний (установка на повторение давно пройденного материала).

8. Предполагаемая преодолимая трудность в домашнем задании.

9. Наличие фронтальных домашних заданий.

10. Введение инструктажа, алгоритма.

11. Ориентация ученика на аналитико-синтетическую мыслительную деятельность.

12. Интересность домашних заданий, их занимательность.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 16

Date: 2015-10-21; view: 583; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию