Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмпирическая критика рационализма





 

Начав с глубоких сомнений в истинности утверждений рациона­листов об огромном объеме нашего знания, эмпирики закончили теорией, пронизанной не менее глубокими сомнениями относительно того, можем ли мы вообще действительно что-либо знать в прямом смысле. Оставив величественные миры совершенного знания (опи­санные Платоном и Декартом) и обратившись вместо этого за ин­формацией о том, что действительно происходит, то есть к более знакомой области обычного опыта, эмпирики установили, что че­рез этот канал мы можем получить лишь очень незначительное количество данных, а наша уверенность в них будет всегда и весь­ма далека от совершенства.

Однако в то же самое время эмпирики всегда настаивали, что упреки в ограничении ими объема возможного человеческого зна­ния — это не то же самое, что обвинения в его фантастичности. На платоновский мир идей невозможно указать, его нельзя продемон­стрировать в повседневной жизни, в то время, как элементы и со­ставляющие, к которым обращаются эмпирики, являются конкрет­ными предметами каждодневного опыта. Можно сомневаться в том, что именно воспринимаем мы посредством оного, будет ли он в будущем таким же, как сейчас, но его компоненты хотя бы доступ­ны для всеобщего восприятия.

Наше знание о мире нашего опыта, возможно, навсегда останется лишь вероятностным, но, заявляют представители эмпиризма, это вероятностное знание является более важным и полезным для чело­вечества, чем все предполагаемые достоверности рационалистов, и, по-видимому, всегда будет таковым. Относительно того, что рацио­налисты считают абсолютно достоверным, у самих них нет единого мнения. От многих своих утверждений они вынуждены были отка­заться. Эмпирики же говорят, что их, менее проблемные, заявления, сделанные на базе утверждений об ограниченности человеческого чувственного опыта и его возможной ошибочности, более открыты для коррекции и доработки, как и для проверки будущим опытом. В качестве подтверждения правоты воззрений мыслителей эмпиричес­кого направления можно указать на то, что за последние два века наиболее значительные успехи человеческого познания были достиг­нуты не в так называемом "реальном" мире Платона или Декарта, а в области эмпирических (естественных) наук. Полностью сознавая ограниченность такого знания в терминах юмовского анализа эмпи­рического мира, можно, тем не менее, отметить, что, несмотря на недостоверный характер этих данных и их зависимость от наших органов чувств и психологических привычек, именно они оказали наибольшее воздействие на человеческую жизнь. Создатели очень сложной картины физического мира, включающего в себя элемен­тарные частицы и солнечные, звездные системы, белковые молеку­лы и концепции современной медицины, психологии, вообще гово­ря, искали не абсолютно достоверного знания о реальном мире, а единообразия и закономерностей в мире внешних явлений и кажи­мости. Как бы ни была мала уверенность ряда философов-рациона­листов в значимости чувственных данных, мы не можем не испыты­вать гордости — если не потрясения — от достижений естественно­научных исследований за последние тридцать лет.

 

Date: 2015-10-21; view: 734; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию