Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рыночной системы





Тема 13

Общее равновесие и экономическая эффективность

рыночной системы

 

Цель темы – анализ рыночной экономики как целого, исследование взаимодействия и взаимозависимости ее частей. При этом решаются три основных вопроса:

1. Способствует ли рыночный механизм достижению общего равновесия и каким образом?

2. Является ли эффективное равновесие единственным или возникает ряд вариантов цен, которые отвечают этому требованию?

3. Будет ли это эффективное общее равновесие устойчивым?

 

1. Анализ частичного и общего экономического равновесия.

2. Эффективность распределения благ в обмене на конкурентных рынках и равновесие потребителей на диаграмме Эджоурта.

3. Анализ эффективности производства товаров на конкурентных рынках по диаграмме Эджоурта.

4. Общая эффективность конкурентной экономики и оптимум по Парето. Причины несостоятельности реальных рынков.

Литература:

1. Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2005 г. Гл.15.

2. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов / Р. М. Нуреев. М.: Норма, 2000. Гл. 11.

3. Пиндайк Р. С. Микроэкономика: пер. с англ. / Р. С. Пиндайк, Д. Л. Рубинфельд. М.: Дело, 2000. Гл. 15.

4. Тарасевич Л. С. Микроэкономика: Учебник для вузов /Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. М.: Юрайт-Издат, 2006. Гл.7.

1. В предыдущих темах мы изучали различные аспекты рыночной экономики: поведение потребителя и деятельность фирмы, рынки потребительских товаров и рынки факторов производства. Отдельно взятый конкурентный рынок обеспечивает максимизацию потребительского излишка и производство продукции наиболее эффективным способом, если речь идет о рынке факторов, распределяет производственный ресурс так, что отдача от него максимальна.

При этом в центре внимания было частичное равновесие (partial equilibrium) – равновесие, складывающееся на отдельном рынке. Однако в реальной действительности рынки взаимосвязаны, цены одних экономических благ влияют на цены других.

Предметом исследования данной темы является общее равновесие (gепеrаl equilibrium) – равновесие, возникающее в результате взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или предложения на одном рынке влияет на равновесные цены и объемы продаж на всех рынках. Модель общего равновесия включает в себя оба типа рынков – благ и факторов производства – в общем кругообороте, при этом равновесие достигается тогда, когда оба типа рынков – благ и факторов – будут находиться в состоянии равновесия.

В условиях свободной конкуренции совокупность цен на товары соответствует состоянию общего равновесия, если удовлетворяются три условия:

1) все потребители максимизируют свою полезность при данных бюджетных ограничениях;

2) все фирмы максимизируют свою прибыль при данной технологии;

3) для каждого товара предложение равно спросу.

Из анализа производства и потребления следует, что основа функции спроса на рынке благ и предложения на рынке факторов – функции полезности потребителей, а основа функции предложения на рынке благ и функции спроса на рынке факторов – производственные функции и запасы факторов производства. Поэтому элементами модели всего рыночного хозяйства являются:

- функция полезности потребителей;

- производственная функция;

- наличные запасы факторов производства;

- условия равновесия на рынках.

Модель общего равновесия статична и исходит из совершенной конкуренции, тогда как в реальной действительности гораздо чаще встречаются диспропорции и дисбалансы, вызванные влиянием НТП, факторов неопределенности в экономике, изменением институциональных условий развития.

Достижение общего равновесия – результат воздействия изменения на одном рынке на все другие рынки, в том числе и на тот рынок, с которого началось движение. Равновесные цены и количества определяются с учетом эффекта обратной связи (feedback effect), отражающего изменение частичного равновесия на данном рынке в результате изменений возникающих на сопряженных рынках под влиянием первоначальных изменений на данном рынке. Уменьшение предложения и соответствующий рост цен на некотором рынке приводят к падению спроса на дополняющие товары и его росту на товары-субституты.

Например, цена на автомобили поднялась, это вызовет уменьшение продаж, падение спроса на автомобили отразится на спросе на бензин, который тоже сократится, что приведет к падению цены бензина. Рост цен на автомобили заставит многих отказаться от покупки нового автомобиля и обратить свои взоры на товары-заменители. Не исключено, что высокая цена на автомобили расширить спрос на мотоциклы и старые автомобили. Это поднимет цену мотоциклов и приведет к росту цен услуг по ремонту старых автомобилей, т.к. спрос на данные услуги возрастет. В результате более широкого использования старых машин и расширения спроса на мотоциклы спрос на новые автомобили упадет, что заставит производителей снизить цену. Естественно, такое изменение равновесной цены вызовет новую реакцию на рынках взаимодополняющих и взаимозаменяющих товаров, которая приведет к установлению новых равновесных цен и объемов на всех рынках. Строительство и цемент

2. Допустим, в отношения обмена вступают два субъекта Антон и Борис, которые имеют 11 шил и 9 кусков мыла. Трансакционные издержки их взаимодействия равны нулю. Распределяются эти блага неравномерно: у Антона 8 шил и 2 мыла, у Бориса – 3 шила и 7 кусков мыла. Поскольку у Антона много шил и мало мыла, то он заинтересован в обмене, допустим, что предельная норма замены (MRS) шила мылом для Антона равняется 1/3, т.е. для получения одного куска мыла он готов отдать 3 шила, тогда для Антона 1 кусок мыла = 3 шилам.

Наоборот, Борис предпочитает шило, за которое готов отдать 3 куска мыла (MRS мыла шилом равно 3). В условиях разных предпочтений между ними возможна сделка.

Для Антона

Для Бориса

Эффективность означает ценность результата к ценности затрат. Для обоих участников эффективность сделки определяется их собственными оценками. Если в ходе сделки удается обменять 1 шило на 1 мыло (1Ш=1М), то выигрывают оба, т.к. готовы пожертвовать большим для достижения цели, тогда сделка эффективна.

Следовательно, возможность взаимовыгодного обмена и повышения эффективности существует до тех пор, пока различаются между собой предельные нормы замещения у участников сделки. Если предельные нормы замещения равны для всех пар обмениваемых товаров:

Английский экономист Фрэнсис Эджоурт (1845-1926) предложил в своей книге «Математическая психология. Эссе о применении математики к моральным наукам» (1881) следующий подход, получивший название «коробки Эджоурта».

 

9М ОБ

 

E UА4

UБ1 D UА3

UБ2 C UА2

UБ3 В UА1

UБ4 F А

кривая контрактов

 

ОА 11Ш

Рис. 1. Эффективность обмена

 

Возьмем прямоугольник, в котором левый нижний угол будем считать началом системы координат Антона, а верхний правый угол – началом системы координат Бориса (рис. 1). Длина осей определяется общим количеством шил и мыла. По нижней горизонтальной оси откладываем количество шил для Антона, по верхней горизонтальной – Бориса, по левой вертикальной – кусков мыла Антона, по правой – кусков мыла Бориса.

Date: 2015-10-21; view: 431; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию