Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рыночный спрос. Закон спросаСпрос (demand) – это желание и готовность покупателей приобрести благо при определенном уровне цен в течение определенного промежутка времени. В экономической теории принято различать индивидуальный спрос, как спрос отдельного покупателя на определенный товар, и рыночный спрос, т.е. суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара. Спрос также можно определить как платежеспособную общественную потребность в товарах. Величина спроса - это то количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести по данной цене в течение определенного времени. Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество товара или услуги в данное время на данном рынке. Закон спроса выражает обратную связь между уровнем цены единицы товара и уровнем спроса на него при данной цене. Поэтому при изменении цены блага величина спроса движется в обратном направлении вдоль линии спроса (см. рис. 5.1 а). Помимо цены на спрос оказывает влияние и ряд других факторов, называемых неценовыми. Если изменяются неценовые факторы спроса, то это приводит к сдвигу кривой спроса (см. рис. 5.1 б) вправо - при увеличении спроса или влево - при уменьшении спроса. Неценовые факторы спроса: · доходы потребителей (I) - для качественных (нормальных) товаров рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и смещение кривой вправо; · цены на другие товары (Pa... Рn) - на заменяющие товары (товары-субституты или товары-конкуренты, например, чай и кофе) и дополняющие товары (товары-комплементы, например, чай и сахар). Так, рост цены на товар-заменитель приводит к увеличению спроса на основной товар; · вкусы покупателей (T); · общее число покупателей или размер рынка (N); · ожидания покупателей, включая инфляционные (W); прочие факторы (B), включающие рекламу, государственные закупки и т.д. С учетом всех этих факторов общую функцию спроса, т.е.количественную зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами (детерминантами) можно представить в следующем виде: QD = f (P, I, Pa...Pn, T, N, W, B).
а) перемещение по кривой спроса б) сдвиг кривой спроса Рисунок 5.1 – Влияние факторов (детерминант) спроса
Графическое изображение зависимости величины спроса от рыночной цены называется кривой спроса, которая показывает, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. Кривая спроса имеет отрицательный наклон, что обусловлено действием закона спроса. Закон спроса отражает обратную зависимость между уровнем цены и величиной спроса. Исходя из закона спроса, чем выше уровень цены, тем ниже величина спроса на товар, и наоборот, чем ниже уровень цены, тем выше величина спроса на товар. Из данного закона есть исключения. Например, наблюдая, как во время голода в Ирландии в середине 19 века бедные рабочие семьи расширяли потребление картофеля, несмотря на его подорожание, все более отказываясь от покупки мяса, овощей и фруктов, английский экономист Роберт Гиффен выделил группу аномальных товаров. На аномальные товары спрос снижается по мере роста доходов, а при падении доходов - растет. Эта ситуация в последствии была названа эффектом Гиффена. Таким образом, спрос, как желание и возможность потребителей приобретать товары, зависит от множества рыночных факторов. Наиболее сильное влияние на спрос оказывает рыночная цена, закон спроса показывает обратную зависимость между уровнем рыночных цен и величиной спроса на товары и услуги.
|