Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Композиционный центр





Композиционный центр

– это структурная единица, вокруг которой и по отношению к которой выстраиваются все элементыкомпозиции;

- это элемент визуальной композиции, который прочитывается в первую очередь, благодаря построению композиции;

- это условный центр тяжести композиции;

- это элемент, который выделяется по форме, проработанности, несет в себе смысловую нагрузку.

При отсутствии в изображении композиционного центра визуальный ряд теряет конкретность. Зритель не может адекватно прочитать сообщение автора, так как приходит в состояние растерянности перед выбором означающих.

Являясь сложно структурированной системой, композиция предполагает наличие нескольких видов центров:

- геометрический,

- оптический,

- сюжетный (семантический),

- композиционный, который мы можем обозначить как логический.

 

Геометрический центр— это точка пересечения диагоналей прямоугольного изображения.

Любая композиция обладает геометрическим центром не в силу своей художественной специфики, а потому, что представляет собой некий пространственный объект, плоскую фигуру или объёмное тело. Геометрический центр не является результатом композиционного построения, но оказывает влияние на структуру композиции. Если «центр тяжести» объекта совпадает с геометрическим центром изображения, то композиция в целом воспринимается как стабильная, статичная, неизменная. Центром тяжести может являться не только композиционный центр, но и ось симметрии, относительно которой располагаются объекты.

 

Оптический центр– это точка, расположенная немного выше пересечения диагоналей формата; место, куда, в силу особенностей восприятия, зритель направляет взгляд в первую очередь.

Данный центр также не является результатом построения. Если структурный элемент композиции помещается в оптический центр, он будет прочитан в первую очередь. Если, наоборот, необходимо создать смысловую паузу, задержать скорость восприятия определённого элемента, - объект удаляется из оптического центра. Таким образом, соотнесение расположения элементов композиции с оптическим центром является фактором, влияющим на линейность или нелинейность (одномоментность) восприятия композиции.

 

Сюжетный (семантический) центр — содержит главный или важный сюжетный элемент (или группу элементов).

Сюжетным (семантическим) центром обладают только композиции, предполагающие наличие определённого смыслового содержания. Поэтому в формальной композиции семантического центра быть не может, присутствует только логический центр. Сюжетных центров может быть несколько. Отказавшись от явного семантического центра, автор дает зрителю самому определиться с сюжетом.

Логический центр, который и принято считать композиционным центром – это элемент, выделяющийся благодаря самой логике построения композиции.

Композиционный центр создается формальными элементами изображения: точками, штрихами, пятнами, цветом, фактурами, указателями, линиями и т. п. Композиционный центр — это не всегда точка, он может быть представлен некоторой протяжённой областью. Логический центр присутствует в любой композиции, так как любую композицию можно прочитать с точки зрения формального построения.

 

Таким образом, структура любой композиции включает:

- вне зависимости от построения – геометрический и оптический центр;

- согласно логике построения – композиционный центр;

- при наличии смыслового наполнения – сюжетный центр.

 

Отдельно стоит коснуться темы отсутствующего центра. Человеческое сознание, веками формировавшееся как логоцентрическое, в эпоху постмодерна начинает приобретать черты ризоматичности. Разорванность, ризоматичность, отсутствие фиксированного центра – признаки постмодернистского искусства и дизайна. Именно в настоящее время дизайнеры всё чаще предлагают решения, заведомо лишённые центра, или обладающие несколькими равноправными центрами. Однако, несмотря на это, трудно преодолеть мифологически закрепившиеся стереотипы восприятия - даже самые хаотические композиции стремятся к некоторому подобию центра, формируются вокруг логической оси.

Таким образом, отсутствие композиционного центра в настоящее время является тенденцией, однако, говорить об отсутствии центра как об окончательно сформировавшемся явлении пока рано.








Date: 2015-10-21; view: 573; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.011 sec.) - Пожаловаться на публикацию