Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Композиционный центр





Композиционный центр

– это структурная единица, вокруг которой и по отношению к которой выстраиваются все элементыкомпозиции;

- это элемент визуальной композиции, который прочитывается в первую очередь, благодаря построению композиции;

- это условный центр тяжести композиции;

- это элемент, который выделяется по форме, проработанности, несет в себе смысловую нагрузку.

При отсутствии в изображении композиционного центра визуальный ряд теряет конкретность. Зритель не может адекватно прочитать сообщение автора, так как приходит в состояние растерянности перед выбором означающих.

Являясь сложно структурированной системой, композиция предполагает наличие нескольких видов центров:

- геометрический,

- оптический,

- сюжетный (семантический),

- композиционный, который мы можем обозначить как логический.

 

Геометрический центр — это точка пересечения диагоналей прямоугольного изображения.

Любая композиция обладает геометрическим центром не в силу своей художественной специфики, а потому, что представляет собой некий пространственный объект, плоскую фигуру или объёмное тело. Геометрический центр не является результатом композиционного построения, но оказывает влияние на структуру композиции. Если «центр тяжести» объекта совпадает с геометрическим центром изображения, то композиция в целом воспринимается как стабильная, статичная, неизменная. Центром тяжести может являться не только композиционный центр, но и ось симметрии, относительно которой располагаются объекты.

 

Оптический центр – это точка, расположенная немного выше пересечения диагоналей формата; место, куда, в силу особенностей восприятия, зритель направляет взгляд в первую очередь.

Данный центр также не является результатом построения. Если структурный элемент композиции помещается в оптический центр, он будет прочитан в первую очередь. Если, наоборот, необходимо создать смысловую паузу, задержать скорость восприятия определённого элемента, - объект удаляется из оптического центра. Таким образом, соотнесение расположения элементов композиции с оптическим центром является фактором, влияющим на линейность или нелинейность (одномоментность) восприятия композиции.

 

Сюжетный (семантический) центр — содержит главный или важный сюжетный элемент (или группу элементов).

Сюжетным (семантическим) центром обладают только композиции, предполагающие наличие определённого смыслового содержания. Поэтому в формальной композиции семантического центра быть не может, присутствует только логический центр. Сюжетных центров может быть несколько. Отказавшись от явного семантического центра, автор дает зрителю самому определиться с сюжетом.

Логический центр, который и принято считать композиционным центром – это элемент, выделяющийся благодаря самой логике построения композиции.

Композиционный центр создается формальными элементами изображения: точками, штрихами, пятнами, цветом, фактурами, указателями, линиями и т. п. Композиционный центр — это не всегда точка, он может быть представлен некоторой протяжённой областью. Логический центр присутствует в любой композиции, так как любую композицию можно прочитать с точки зрения формального построения.

 

Таким образом, структура любой композиции включает:

- вне зависимости от построения – геометрический и оптический центр;

- согласно логике построения – композиционный центр;

- при наличии смыслового наполнения – сюжетный центр.

 

Отдельно стоит коснуться темы отсутствующего центра. Человеческое сознание, веками формировавшееся как логоцентрическое, в эпоху постмодерна начинает приобретать черты ризоматичности. Разорванность, ризоматичность, отсутствие фиксированного центра – признаки постмодернистского искусства и дизайна. Именно в настоящее время дизайнеры всё чаще предлагают решения, заведомо лишённые центра, или обладающие несколькими равноправными центрами. Однако, несмотря на это, трудно преодолеть мифологически закрепившиеся стереотипы восприятия - даже самые хаотические композиции стремятся к некоторому подобию центра, формируются вокруг логической оси.

Таким образом, отсутствие композиционного центра в настоящее время является тенденцией, однако, говорить об отсутствии центра как об окончательно сформировавшемся явлении пока рано.

Date: 2015-10-21; view: 8433; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию