Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные нормы в первобытном обществе





Жизнь в первобытном обществе (добыча пищи, брачно-семейные и иные отношения между людьми) не была хаотичной, она подчинялась определённым обычаям и традициям, в которых закреплялись ритуалы, обряды, табу (запреты совершать определённые действия) и другие правила поведения людей в определённых жизненных ситуациях[1].

Эти нормы, как правило, выполнялись добровольно: по привычке, в рамках подражания другим членам общества или в силу их полезности. Тем не менее, нарушение этих норм могло повлечь наказание, вплоть до изгнания из общины (которое практически неминуемо приводило к смерти изгнанного)[1].

Российские учёные не считают, что эти традиции и правила образуют какую-либо правовую систему; учёные других стран рассматривают эту нормативную систему какправо или протоправо.

Вопрос 6

. Основные теории происхождения государства.

- Теологическая теория происхождения государства (Фома Аквинский, Иосиф Волоцкий), по которой возникновение государства объясняется Божьим промыслом.

- Договорная, или естественно-правовая теория происхождения государства (Т.Гоббс, Г. Гроций, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев), объясняет происхождение государства заключением общественного договора, пониманием людей необходимости общественного существования в рамках государства.

- Психологическая теория происхождения государства (Л.И. Петражицкий), объясняет возникновение государства проявлением факторов человеческой психики, его склонности к общежитию, поиска авторитета.

- Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский), предполагает, что государство возникло вследствие завоевания одних племен другими, т.е под воздействием военно-политических факторов.

- Патриархальная теория возникновения государства (Аристотель, Конфуций, Н.К. Михайловский), связывает происхождение государства с разрастанием семьи, родов, объединение их в племена, племенные союза и в результате объединение в государство.

- Марксистская теория происхождения государства (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин), объясняет возникновение государства экономическими причинами: имущественным расслоением, появлением частной собственности, разделением труда.

вопрос 7

Государство — это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая правовой порядок на определённой территории

вопрос8

§ 1 наличие особой публицной власт отделен от общества и не совпад с ней

§ 2 Гос власть осущ спец аппарат управления и принуждения

§ 3 территориальная организация власти и населения

§ 4 налоги

§ Сувернитет

§ Манополя на провотрворчество право издавать законы

вопрос9

Фармационный подход –в основе учение об обществ эконом формациях. обществ эконом формациях.- истор опред тип общества предствл собой особую ступень его развития.: 1 первобытное 2 рабовладельческое 3 феодальное 4 капиталичтическая 5 комунитическая

Цивилизацонный-важно нестолько экономическая сфера а духовная и культурные факторы Наибол распростр первич цивелизации(древнегреч, шумерская) и государство вторичных цивил (заподно и восточ европейских)

Вопрос10

. Основные теории происхождения государства.

- Теологическая теория происхождения государства (Фома Аквинский, Иосиф Волоцкий), по которой возникновение государства объясняется Божьим промыслом.

- Договорная, или естественно-правовая теория происхождения государства (Т.Гоббс, Г. Гроций, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев), объясняет происхождение государства заключением общественного договора, пониманием людей необходимости общественного существования в рамках государства.

- Психологическая теория происхождения государства (Л.И. Петражицкий), объясняет возникновение государства проявлением факторов человеческой психики, его склонности к общежитию, поиска авторитета.

- Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский), предполагает, что государство возникло вследствие завоевания одних племен другими, т.е под воздействием военно-политических факторов.

- Патриархальная теория возникновения государства (Аристотель, Конфуций, Н.К. Михайловский), связывает происхождение государства с разрастанием семьи, родов, объединение их в племена, племенные союза и в результате объединение в государство.

- Марксистская теория происхождения государства (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин), объясняет возникновение государства экономическими причинами: имущественным расслоением, появлением частной собственности, разделением труда.

 

Впрос11

- Теологическая теория происхождения государства (Фома Аквинский, Иосиф Волоцкий), по которой возникновение государства объясняется Божьим промыслом.

Вопрос12

Патриархальная теория возникновения государства (Аристотель, Конфуций, Н.К. Михайловский), связывает происхождение государства с разрастанием семьи, родов, объединение их в племена, племенные союза и в результате объединение в государство.

Вопрос13

- Договорная, или естественно-правовая теория происхождения государства (Т.Гоббс, Г. Гроций, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев), объясняет происхождение государства заключением общественного договора, пониманием людей необходимости общественного существования в рамках государства.

Вопрос14

Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский), предполагает, что государство возникло вследствие завоевания одних племен другими, т.е под воздействием военно-политических факторов.

Вопрос15

Соц значчемые направления, его деятельностивыражающие сущьность государства и соответств главн задачам истор этапа развития общества а также миханизм гос воздействия на происход в нем процессы

1. территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы);

2. публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления);

4. принудительный характер власти («монополия на законное насилие»);

5. исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег;

7. представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага;

8. наличие государственной символики (герб, флаг, гимн)

Вопрос16

Внутренние – функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач:

1. Функция охраны прав и свобод человека и гражданина;

2. Функция обеспечения правопорядка;

3. Экономическая функция;

4. Функция налогообложения;

5. Функция социальной защиты;

6. Экологическая функция;

7. Культурная функция;

Внешние – функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства:

1. Функция обороны страны;

2. Функция поддержания мирового порядка;

3. Функция сотрудничества с другими государствами;

По продолжительности осуществления:

1. Постоянные – функции, которые государство осуществляет в течение всего развития;

2. Временные – функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи;

По функциональному назначению:

1. Охранительные;

2. Регулятивные;

 

Билет17

1. правовая деятельность – деятельность государственных органов по изданию и реализации юридических актов, которая носит однородный юридический характер;

2. организационная – однородная по своим внешним характеристикам и не приводящая к юридическим последствиям деятельность государства.

В свою очередь, правовую деятельность подразделяют:

1. на правотворческую, связанную с изданием, изменением, а также отменой нормативных правовых актов;

2. правоприменительную, которая направлена на осуществление, исполнение нормативных правовых документов через издание актов применения права;

3. оперативно-исполнительную деятельность государственных органов, направленную на разрешение оперативных вопросов по изданию актов применения права;

4. правоохранительную деятельность государственных органов, которая призвана обеспечивать охрану правовых норм от нарушений, а также защищать гражданские права и обеспечивать выполнение обязанностей.

Вместе с тем организационная деятельность включает в себя:

1. организационно-регламентирующую деятельность. Данная форма деятельности направлена на решение конкретных политических задач, а также на функционирование государственного механизма на технически организованном уровне;

Вопрос18

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

§ абсолютная (всевластие главы государства);

§ конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

§ парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);

§ президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);

 

Вопрос19
Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

§ форма правления — определяет кому принадлежит власть;

§ форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;

§ политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Вопрос20

Под политико-правовым режимом понимается совокупность методов и средств осуществления государственной власти

Политико-правовая сторона демократического режима характеризуется следующими признаками:
- плюрализм в общественно-политической жизни;
- реализация принципа разделения властей;
- защита личности от произвола и беззакония, учет интересов не только большинства, но и меньшинства, учет индивидуальных и национальных особенностей, религиозных убеждений граждан;
- наличие гражданского общества, возможность для населения воздействовать на власть и контролировать ее деятельность;
- свободная деятельность оппозиционных партий;
- развитые рыночные отношения, предоставление свобод в сфере экономической деятельности.

Для авторитарного политико-правового режима характерно:
- отсутствие или ограничение прав и свобод личности;
- ограничение гражданского общества;
- командно-административные методы осуществления государственной власти, господство произвола и насилия;
- отсутствие у населения возможности контролировать деятельность органов власти;
- концентрация власти в руках одного человека (или небольшой сплоченной группы лиц);
- отсутствие или ограничение деятельности представительных органов (например, парламента);
- примат государства над правом.

Крайней формой авторитарного режима считается тоталитаризм. Его особенности:
- идеологический монизм — господство одной системы идей, признанной в качестве официальной государственной идеологии;
- концентрация власти в руках правящей партии;
- сращивание правящей партии с государственным аппаратом;
- отсутствие гражданского общества как самостоятельной сферы общественных отношений, способной противостоять произволу со стороны государства;
- милитаризация внутренней жизни.

 

Вопрос21

Нет

Вопрос22

Нет

Вопрос23

Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Законода́тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет месторазделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой[1] публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.

Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Основное назначение исполнительной власти в Российской Федерации — России — организация практического исполнения Конституции России и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путём реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Состав исполнительной власти набирается на выборных началах с возможностью последующего назначения.

Судебная Органы судебной власти от имени государства применяют меры административного или уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции).

Вопрос24

Механзм(аппарат) госуд- система гос органов при помощи которых осущ задачи и функции госуд

Признаки:

Принцепы представительства интереса граждан

Разделение властей

Демократизация

Законность

Властность

Профисионализм и компитентность гос служаших

Федерализация

Вопрос25

1 централизованно сигментарная-органы гос власти считаються только централизованные органы, функцианируют в маштабе всего госуд(президент парламент правительство), а также их представители на местах.

2 Моноцефальна- вся система гос органов едина

3 Монотеократическая- сочит единовластие главы госуд подкрепляеться религиозными догмами придерживаються родовых порядков(исламские госуд)

 

Вопрос 26

Гос органы- составная часть механизма государства наделенная госуд властными полномочиями и участв в осущ функций госуд.

1 Представл собой самостоят элементы гос аппарата

2 Надел властными полномачиями

3 образуються и действует на основе прав актов которые опред его компитенцию

Гос органы делятьсся на 2 вида:

1 Издание норм права

2 Принятие акта применения право

3 организация действий гос органов

 

Вопрос27

Гос служба- профессиогальная деятельность в аппарате госуд управл.

Вопрос28

Гражда́нское о́бщество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, не зависимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Вопрос29

Политика- это отношение между госуд классами соц груп, нациями, возр по поводу захвата, осущ и удержания полит власти в обществе, а также отнош между госуд на международ арене.

Политика-деятельность гос органов, полит собрание, полит партий, обществ объяд в сфере отнош соц груп(наций классы) направлена на интеграцию их усилий с целью упрочения полит власти.

Политика-сфера деят груп, партий, индивидов, госуд связанное с реализац обще знач интересов с помощью полит власти.

Вопрос30

Полит ситсема общества- совакупность реализа полит институтов, соц-полит общностей, форм взаимодействия и взаимоотношейний в которых реализ полит власть.

Вопрос 31

Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно:

1. Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных;

2. Границах по признаку гражданства; Является единственным носителем суверенитета;

3. Обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

4. Обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности);

5. Обладает, как правило, монополией на правотворчество;

6. Обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта);

Вопрос 32

Демократический режим складывается лишь в государствах, в которых достигнут высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достижение общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов.

Демократия характеризуется следующими признаками:

1) признанием народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

2) формально-юридическим равноправием граждан и их равной возможностью участия в политической жизни страны;

3) наличием фундаментальных прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства;

4) принятием важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;

5) правом меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;

6) политическим плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции;

7) системой разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;

8) гласностью действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации;

9) выборностью основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

10) развитой системой органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.

Вопрос 33

Прямая демократия (Непосредственная демократия) — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

Вопрос34

Понятие и признаки правого госуд- это госуд которое во всей своей деятельности подчиняеться праву, функционирует в опред законах границах, обеспеч правовую защюшенность своих граждан.

Принзнаки:

1 верхавенство закона

2 соблюд и охрана прав человека

3 Принцеп разделения властей

4 Взаимноя ответстевнность госуд и гражданина.

Вопрос35

Предпосылки созд правов госуд

1 Производственные отношения основанные на многообразии форм собственности.свободе предпринемательства.

2 Режим демократии, конституцианизма и парламентаризма, сувернитет народа, перед отвращения попытак узурпации власти.

3 Высокий уровень полит и правов созн людей, полит культуры личности и общества, поним неообход личности и общества, поним неообход сознан участия в управл гос и общ делам.

4 ЮР предпосылки-создан внутренней единой и непротивореч системы законадательства которое может обеспечить действительное увожение закона.

5 Гражданское общество- система отнош между людьми обеспеч удовлетвор их неотемл прав и их интересов на основе самоуправления и свобод.

Вопрос36

Гражда́нство Росси́йской Федера́ции — устойчивая правовая политическая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей[1].

Статья 4 Федерального закона содержит принципы гражданства:

· Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения (п. 2)

· Проживание гражданина России за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации (п. 3)

· Гражданин России не может быть лишён гражданства Российской Федерации или права изменить его (п. 4)

· Гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству (п. 5)

· Российская Федерация поощряет приобретение гражданства России лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации (п. 7)

 

Вопрос37

Приобрести гражданство возможно несколькими способами:

Филиация (по рождению) — приобретение гражданства по факту рождения. Выделяется три формы филиации:

· По праву крови (Jus sanguinis) или получение гражданства через брак родителей — ребёнок приобретает гражданство в случае, если его родители (или один родитель) имеет гражданство данного государства.

· По праву почвы (земли) (Jus soli) — ребёнок приобретает гражданство государства, на территории которого был рождён. Свидетельство о рождении практически гарантирует получение свидетельства о гражданстве. Отказ от гражданства и лишение гражданства невозможны или затруднены, и наоборот гражданство может быть легко восстановлено (США и др.)[ источник не указан 1368 дней ]

· По наследству — редкая форма, имеющаяся в законодательстве нескольких стран Европы.

Натурализация (укоренение) — вступление в гражданство лица по желанию. Порядок принятия в гражданство регулируется законодательством государства. Обычно для приобретения гражданства необходимо соблюдение ряда условий (знание языка, наличие жилья и т. д.). Термин «натурализация» (naturalization) исторически означает приобретение прав природных (natural) граждан (или подданных). В рамках натурализации иногда выделяют:

· Регистрацию — приобретение гражданства по заявлению лица без каких-либо дополнительных условий (обычно категории лиц, имеющих право использовать данный способ, оговорены законом).

· Дарование гражданства — обычно почётное дарование гражданства лицу главой государства за какие-либо заслуги (если подобное предусмотрено законодательством.

  • ОТКАЗ
  • отказ от гражданства — прекращение гражданства по инициативе гражданина. (В России, с введением в действие Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» введена новелла, согласно которой выход гражданина Российской Федерации из гражданства запрещён, если ходатайствующий о выходе из гражданства не представит доказательства, подтверждающие приобретение им другого гражданства.)
  • лишение гражданства — прекращение гражданства по инициативе государства. (В России, в соответствии с новой Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. гражданин Российской Федерации не может быть произвольно лишён своего гражданства.)
  • смена гражданства — переход из одного гражданства в другое гражданство. (По современному российскому законодательству такой возможностью фактически обладают только бипатриды, а также лица, которые могут оказаться на территории передаваемой другому государству в связи с изменением государственной границы)
  • Экспатриация (от лат. ex — из и patria — родина, отечество) — временное или постоянное выдворение человека за пределы страны (своей географической или культурной родины), обычно сопряжённое с лишением гражданства.

·

 

Вопрос38

Личные [править | править вики-текст]

Личные права являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят:

· Право на жизнь;

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. К политическим правам, как правило, относят:

· Равенство перед законом — отсутствие сословий;

Социальные [править | править вики-текст]

Это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. [ источник не указан 1068 дней ] К социально-экономическим правам относятся:

· Трудовые права (право на труд и свободу труда);

Экономические [править | править вики-текст]

· Свобода труда;

Культурные [править | править вики-текст]

Культурные права обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся:

· Свобода языка — право получать образование на родном языке и объясняться на родном языке на собраниях;

· Право на образование;

Экологические [править | править вики-текст]

· Право на благоприятную окружающую среду;

· Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

Вопрос39

Права́ челове́ка — права, образующие основу правового статуса личности.

Составляют ядро конституционного права правовых государств (т. н. Права́ и свобо́ды челове́ка и граждани́на). Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве известнейший документ, их закрепляющий — Всеобщая декларация прав человека ООН.

В странах-членах ОБСЕ вопросы прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона носят международный характер и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства[1].

Вопро40

Соц нормы-это обрацы поведения людей в обществе обуслов обществ отношениями и результатом сознательной деят людей.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представ?лений людей о добре и зле, о справедливости и не?справедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

 

Нормы обычаев — это правила поведения, вошед?шие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев — это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

 

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

 

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

 

Правовые нормы — это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, церкви вовые нормы это права д, у новленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства\

 

Вопрос41

Норма (от лат. «norma») - мера, правило, образец, стандарт. Нормы могут иметь отношение к самым различным объектам и процессам: естественным (природным), техническим, социальным. Норма указывает на границы, пре­делы, в которых тот или иной объект сохраняет свое качество, способность к функционированию, остается самим собой (не утрачивает сущность).

Непосредственно человека могут касаться и несоциальные нормы. На­пример, норма температуры человеческого тела. Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в обществе. Для них характерны сле­дующие черты:

1. Социальность. Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя:

а) людей;

б) общественные отношения, то есть отношения между людьми и их кол­лективами;

в) поведение людей. Таким образом, социальные нормы формируют соци­альные структуры и регулируют социально значимое поведение человека.

2. Объективность. Общество как сложный социальный организм (систе­ма) объективно нуждается в регулировании. Социальные нормы складывают­ся исторически, закономерно, под давлением социальной необходимости. Они возникают как результат нормативного обобщения, нормативной фикса­ции устойчивых повторяющихся общественных связей и актов взаимодейст­вия между людьми. Потребность в закреплении и воспроизведении этих не­обходимых обществу отношений и актов деятельности человека и порождает феномен социально-нормативного регулирования.

В то же время следует учитывать значение субъективного фактора в ста­новлении социальных норм. Они не могут возникнуть, не пройдя, не прело­мившись через общественное сознание: необходимость тех или иных соци­альных норм должна быть осознана обществом.

3. Нормативность. Социальные нормы имеют общий характер, действу­ют как типовые регуляторы поведения. Их адресаты определены не конкрет­но (поименно), а путем указания на их типовые признаки (возраст, вменяе­мость или, например, общие требования к статусу юридического лица). Нормативность проявляется и в неоднократности действия социальных норм:

социальная норма вступает в действие всякий раз, когда возникает типовая ситуация, предусмотренная как условие ее вступления в процесс регулирова­ния. Здесь надо заметить, что социальные нормы всегда по содержанию оп­ределены, но типовым образом, как общая модель поведения.

4. Социальные нормы есть меры свободы индивида, устанавливающие пре­делы его социальной экспансии, поведенческой активности, способов удов­летворения интересов и потребностей.

5. Обязательность. Социальные нормы как нормативное выражение со­циальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер.

6. Процедурность. Социальному регулированию присуща процедурность, то есть наличие тех или иных процедурных форм, детально регламентирован­ных порядков реализации, действия социальных норм.

7. Санкционированность. Каждый нормативный регулятор имеет меха­низмы обеспечения реализации своих предписаний.

8. Системность присуща как отдельным нормам, так и их массиву в мас­штабе общества. Во всяком случае, общество должно стремиться к формиро­ванию такой системы, совершенствованию ее системных качеств, налажива­нию взаимодействия между видами социальных норм.

Вопрос42

Право представляет собой сист обще обяз норм повед установл или санкционир государством и обеспеч его авторитетом и принуд силой

Признаки права:

1 Нормативность(право сост из норм)

2 общеобязательность

3 формалная определенность

4 системность

5 Гарантированность

Правов нормы выполняються в след функциях:

1 Регулятивная

2 Охранительная

3 Гуманистическая

4 Воспитательная

5 Идеологическя

 

Вопрос43

Регулятор обществ отнош взаимодейств с моралью.

Мораль-форма общест сознания в котор находят свое оражение взгляды и представл нормы и оценки повед отдел людей, соц груп и обществ в целом. Мораль регул повед чела в всех случаях общественной жизни.

Единство между правом и моралью выражаеться

1 в сист соц норм ои выступают самым универсальным распространенным на все общество

2 у них единый объект регулир общественных отношей

3 как и норм право норм моралиисходят от общества.

4 нормы правои нормы морали имеют сходные структуры

5 они выделяються из мононорм перевобытного общества

Вопрос44

Источнрик права:

1 это гос-офиц способы выражения и закрепления его норм предания обществ правил поведения общеобяз юрид знач.

В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково.
1. Правовой обычай - это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила. В период становления права преобладающее значение имел правовой обычай. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. Так, ст. 5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Судебный прецедент - это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. В настоящее время такой источник широко используется в англосаксонских странах (например "общее право" Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутанно и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии.
3. Нормативный договор - это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является одним из основных источников международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).
4. Религиозные тексты - это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется, в первую очередь, в мусульманском праве (Коран - собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда).
5. Доктринальные тексты - это мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например Ульпиана) зачастую составляли основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко основывают свои решения на трудах английских ученых. В мусульманских странах созданные в XII-XIV в. труды арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение.

7. Нормативный правовой акт как источник права - это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.
Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила каждого из них. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.
Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в механизме государства, а также характером самих актов.

  • Различаются:
    • конституция - основной закон государства;
    • конституционные законы;
    • обыкновенные законы;
    • подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и др.).

 

Вопрос45

Виды нормативн правов акта: Конституция, указ президента, Законы.

1 Содержит в себе обще обяз правила повед, действует не прерывно расчитываеться на многократное действие и регулир наибол типичных соц ситуаций

2 Не властный обяз характер и обеспеч мерами гос принуждения

3 Содержит в себе опред чотко и ясно сформулированное предписание

4 Издают только компитентные органы

5 Принемает с соблюдения срого опред требовани

6 Имеет офиц документирующую форму

7 Обладает опред юрид силой

Закон- принемаеться в особом порядке и обладает высшей юр силой нормативно

правов акт -выраж волю по ключвым вопросам общ жизни

Кодекс- представл собой не прост механич объединенный независ и сохране свою юрид силу нормативн правов актов

Закон- как норматив правой акт вышей юрид силой.

Вопрос 46

Правотворчество — это процесс осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер

Систематизация:

1 Учёт законодательства - это деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии нормативных актов, а также по созданию поисковой системы, которая обеспечивает розыск необходимой информации среди массива актов, взятых на учет.

Виды учёта: а) журнальный; б) картотечный; в) ведение контрольных текстов действующих нормативных актов; г) автоматизированный учёт законодательства.

2 Инкорпорация законодательства - это деятельность по упорядочению действующих нормативных актов путём их объединения в ед сборниках.

3 Консолидация законодательства - это сведение (объединение) соответствующего множества нормативных актов по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один укрупнённый акт

4 Кодификация- Правотворческий вид систиматиз нормативно правовых актов результатом которого явл издание на основе упорядочения и переработке действующего нормативного материального правого акта.

Вопрос 47

Типом права назыв- совакупность важнейших признаков права, пораждаемых опред эпохой как и в теоории государства деляться на 2 типа:

формационный подход- основным критерием выступают социально-экономические признаки, то есть общественно-экономическая формация.

Цивилизационыый-В рамках другого подхода типология осуществляется с учетом географических, исторических, национальных признаков.

Вопрос48

Рабовладельчесское право-это возведение в закон воля класса рабовладельцев. Основ задачи рабовлад права:

1 закрепление частной собстврабовладельца на средство производства и рабов, а так же охрана основного рабовладельческого гос строя.

2 модели: 1 Древневосточная (распростр на теретории госуд сущ в 4 тасч до н.э Египит, Вавилон). 2 Система в Древн Греции, древнем риме.

Вопрос49

Феодальный строй-Представляет собой возведение в закон волю господствующих в средние века класс феодалов. Основные задача заключения в юр оформлени урилероговании право собственности феодалов на землю и др средства производства, обеспеч их полит и экономич господства в средневеков обществе.

Вопрос 50

· романо-германская правовая семья,

· англосаксонская правовая семья,

· религиозная правовая семья (мусульманская, иудейская и др.),

· социалистическая правовая семья,

· традиционная правовая семья,

Вопрос51

Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

правовая норма - базовый, первичный элемент системы права;

- институт права регулирует определенный вид общественных отношений. По охвату правового регулирования институт занимает промежуточное положение между правовой нормой и отраслью права. Отрасль права включает в себя разнообразные правовые институты.

- отрасль права - совокупность правовых норм и институтов, регулирующих определенную сферу (род) общественных отношений. Примером отраслей права являются: конституционное, гражданское, трудовое, административное и т.д.

Вопрос52

Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Конституционное право - ведущая отрасль, определяемая как совокупность юридических норм и институтов, опосредующих наиболее важные, исходные государственные отношения.

Административное право регулирует сферу управленческой, исполнительно–распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств, ведомств, президентских структур, предприятий, учреждений, местных администраций).

Гражданское право является наиболее крупной отраслью, регулирующей обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (имя, честь, достоинство, авторство).

Date: 2015-10-21; view: 286; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию