Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Правовое регулирование товароведной деятельности





Законодательство РФ в области защиты прав потребителей. Основные нормативные акты РФ.

Права потребителей. Имущественная ответственность при нарушении прав потребителей: сроки, размеры, виды. Порядок представления исков. Мировое соглашение.

Защита прав потребителей при продаже товаров. Понятие недостатка и существенного недостатка товаров. Сроки предъявления претензий. Условия устранения недостатков или замены товара. Последствия нарушения прав потребителей при продаже товаров.

Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг). Сроки выполнения работ. Права потребителей при обнаружении недостатков выполненной работы. Сроки предъявления претензий.

Государственные и общественные организации по защите прав потребителей: права, функции.

В результате освоения темы студент должен

знать законодательство в области защиты прав потребителей;

уметь принимать решения в коммуникации с потребителями;

владеть навыками разрешения конфликтных ситуаций в области защиты прав потребителей.

Литература: [1], [3], [12], [21], [22], [26].

Вопросы и задания для самопроверки

1. В чём заключается право потребителя на информацию о товаре?

2. В чём заключается право потребителя на безопасность?

3. Какие права есть у потребителя в случае обнаружении недостатков товара.

4. В чём заключается право потребителя на обмен товара надлежащего

качества?

5. Какие сроки устанавливаются для удовлетворения требований в отношении недостатков товара?

 

Вопросы к зачету

 

1. Предмет и содержание товароведения. Основные категории товароведения и их взаимосвязь.

2. Методы научного исследования, применяемые в товароведении.

3. Основные этапы развития товароведения. Современные задачи, стоящие перед товароведением.

4. Классификация товаров: цели, задачи, виды и методы. Преимущества и недостатки методов классификации.

5. Классификаторы: понятие, виды и категории.

6. Кодирование товаров. Виды и методы кодирования. Преимущества и недостатки методов кодирования.

7. Автоматическая система кодирования товаров. Штриховое кодирование.

8. Ассортимент товаров: понятие, виды, показатели. Формирование эффективной структуры ассортимента. Управление ассортиментом.

9. Физические свойства товаров: определение, основные группы, характеристика, показатели.

10. Химические свойства: определение, основные группы, характеристика, показатели.

11. Физико-химические свойства: определение, основные группы, характеристика, показатели.

12. Качество товаров. Основные понятия. Роль потребностей в формировании качества.

13. Факторы, влияющие на формирование качества товаров.

14. Факторы, сохраняющие качество товаров.

15. Классификация товаров по режимам и срокам хранения.

16. Потери товаров: виды, причины возникновения, меры по предупреждению и сокращению потерь.

17. Показатели качества: понятие, классификация, значение.

18. Номенклатура потребительских свойств товаров: понятие, назначение, правила построения.

19. Функциональные свойства и показатели качества, их определяющие.

20. Полезность пищевых продуктов: пищевая, биологическая, энергетическая, физиологическая.

21. Свойства надёжности и показатели качества, их определяющие.

22. Эргономические свойства и показатели, их определяющие.

23. Экологические свойства и показатели, их определяющие.

24. Свойства безопасности и показатели, их определяющие.

25. Оценочная деятельность в товароведении: понятие, виды, цели, порядок проведения.

26. Дефекты товаров: понятие, классификация, методы определения.

27. Контроль качества товаров. Виды и методы контроля.

28. Выборочный контроль качества товарных партий. Правила отбора проб.

29. Методы определения показателей качества. Достоинства и недостатки каждого метода.

30. Оценка качества: понятие, методы, значение.

31. Уровень качества: понятие, порядок оценки уровня качества, методы оценки.

32. Информация о товарах. Требования к информации о товарах.

33. Виды информации о товарах, их назначение, характеристики.

34. Маркировка товаров: назначение, виды, носители.

35. Информационные знаки: понятие группы, назначение и характеристика отдельных групп.

36. Источники (средства) информации о товарах. Документы, как основные источники информации о товарах, перечень документов, их отличия.

37. Нормативные и технические документы: определение, виды, краткая характеристика.

38. Маркировка: определение, торговая и производственная маркировка, требования к маркировке.

 

8.Индивидуальная работа студента

На практических занятиях преподаватель выдаёт студентам темы для кратких докладов (сообщений). Ниже приведён примерный список таких эссе, рефератов или докладов, однако он не исчерпывающий и по усмотрению преподавателя может быть изменён:

1. История развития товароведения как науки.

2. Роль товароведения в международном товарообмене.

3. Сравнительный анализ методов классификации товаров.

4. Значение классификации в торгово-оперативной деятельности.

5. Значение классификации для международной торговли.

6. История развития штрихового кодирования.

7. Разработка модели эффективной структуры ассортимента торгового

предприятия.

8. Роль товарных знаков в оптимизации ассортимента.

9. История развития теории управления ассортиментом.

10. Роль качества в повышении конкурентоспособности продукции.

11. Стратегии качества на рынке потребительских товаров.

12. Экология и упаковка.

13. Государственное регулирование товарных потерь.

14. Характеристика функциональных свойств бытовой техники.

15. Влияние эстетических свойств упаковки на общую оценку качества.

16. Значение эргономики в современном дизайне.

17. Акустическая безопасность и современные средства мобильной связи.

18. Современные методы оценки товаров.

19. Методы изучения мнений потребителей.

20. Роль информации о товарах в условиях глобальной экономики.

21. Значение маркировки в экспортных и импортных операциях.

22. Безопасность и защита прав потребителей.

23. Анализ изменений, внесённых в закон «О защите прав потребителей».

24. Способы утилизации товаров (вид товара – по выбору студента).

25. Законодательное и нормативное обеспечение права потребителя на информацию о товарах.

26. Требования к маркировке товаров за рубежом.

27. Правовая охрана товарных знаков в России.

28. Манипуляционные, предупредительные и эксплуатационные знаки.

29. Компонентные знаки.

30. Товарные знаки.

Для студентов заочной формы обучения предусмотрено выполнение аудиторной контрольной работы, рассчитанной на четыре академических часа. Контрольная работа включает тесты по каждой изучаемой теме и решение четырех ситуационных задач. При ответе на вопросы контрольного задания в тестах необходимо выбрать один ответ из трёх или четырёх предложенных. Ниже приведены пять вариантов тестов по 20 вопросов и условия 25 ситуационных задач.

Вариант контрольной работы, включающей тест и четыре задачи, выдаётся студенту преподавателем в назначенное расписанием время.

Работа выполняется в аудитории в письменном виде, результат («зачтено», «не зачтено») заносится в ведомость. К итоговому зачёту по дисциплине допускаются студенты, выполнившие удовлетворительно контрольную работу и выполнившие предусмотренные планом лабораторные работы:

Варианты аудиторной контрольной работы

Вариант 1

1. На мебельном складе храниться платяной шкаф. Какой потребительной стоимостью он обладает?

а) реальной;

б) потенциальной;

в) подлинной;

г) иное.

2. Классификацию осуществляют методом иерархическим и …

а) фасетным;

б) штриховым;

в) товароведным.

3. Методы кодирования: последовательный, параллельный, порядковый …

а) серийный;

б) серийно-порядковый;

в) фасетный.

4. Сливочное масло относиться к однородной товарной группе:

а) жировых товаров;

б) молочных товаров;

в) мясных товаров;

г) вкусовых товаров.

5. Назовите определяющий признак оптимального ассортимента

а) соотношение полезного эффекта от потребления товара и суммарных затрат;

б) широта охвата товаров разных групп;

в) разнообразие видов сортов, марок.

6. Определенное количество групп изделий, представленных на данном предприятии называют:

а) широтой ассортимента;

б) полнотой ассортимента;

в) глубиной ассортимента;

г) иное.

7. Укажите группу потребительских свойств, имеющих наибольшее значение для характеристики пригодности товара для потребителя:

а) надежность;

б) эргономичность;

в) безопасность.

8. Требования соответствия изделия общественно необходимым потребностям и оптимальному ассортименту называют:

а) функциональными;

б) социальными;

в) эстетическими;

г) безопасности.

9. Укажите показатели, значение которых не могут быть выбраны в качестве базовых…

а) показатели стандартов;

б) показатели СанПин;

в) действительные значения оцениваемых показателей.

10. Органолептический метод характеризуется:

а) субъективностью;

б) достоверностью;

в) взаимозаменяемостью;

г) точностью.

11. Укажите, как можно поступить с товаром при наличии устранимого

дефекта:

а) направить на переработку;

б) использовать по назначению;

в) забраковать.

12. Браковочное число для контролируемой партии товара равно 8. Определите приемочное число для этой партии товара:

а) 6;

б) 7;

в) 9.

13. Дополните перечень основных факторов, формирующих качество продовольственных товаров: основное и вспомогательное сырье, полуфабрикаты, технологические процессы, упаковывание готовой продукции….

а) конструкция;

б) рецептура;

в) варка.

14. Укажите, в каком случае наиболее вероятно формирование товара заданного качества, если известно, что:…

а) произошла замена основного сырья;

б) произошло отклонение температурных режимов технологического процесса;

в) замена упаковки готового товара.

15. Показатели санитарно-гигиенического режима хранения: чистота, общая микробная контаминация

а) регулируемая газовая среда;

б) воздухообмен;

в) насекомые, вредители.

16. Порядок списания потерь за счет естественной убыли:

а) по нормам;

б) по фактическим потерям;

в) по факту, но не ниже нормы.

17. Виды потерь, относящиеся к актируемым потерям:

а) распыл;

б) загнивание;

в) усушка.

18. Укажите особенности средств обнаружения по сравнению с средствами измерения:

а) заменяют средства измерения;

б) определяют количественные характеристики;

в) простота и доступность.

19. Наименование товара, изготовленного в РФ, должно соответствовать:

а) национальным стандартам РФ;

б) международным стандартам;

в) техническим условиям.

20. Закон «О защите прав потребителей» не распространяется:

а) на договоры об оказании транспортных услуг;

б) на договоры купли-продажи промышленного оборудования;

в) на договоры на оказание коммунальных услуг;

г) иное.

21. Ситуационные задачи: 1, 2, 3, 4.

 

Вариант 2

1. Какой потребительной стоимостью обладает товар, выращенный на приусадебном участке для членов семьи:

а) индивидуальной;

б) общественной;

в) коллективной;

г) иное.

2. Различают два метода классификации: фасетный и …

а) иерархический;

б) технологический;

в) учебный.

3. Код – это …

а) совокупность знаков;

б) чередование штрихов;

в) слово.

4. Какие из перечисленных товаров являются видом:

а) мебель;

б) костюм;

в) посуда;

г) иное.

5. Полнота ассортимента наиболее конкретно характеризуется:

а) показателем базовой полноты – Пб;

б) показатели новизны – Пн;

в) отношением Пд/Пб.

6. Какой метод лежит в основе деления ассортимента на промышленный и торговый, простой и сложный, укрупнённый и развёрнутый:

а) фасетный;

б) иерархический;

в) косвенный;

г) прямой.

7. Укажите подгруппу показателей, характеризующую эргономические свойства:

а) долговечность;

б) сохраняемость;

в) антропометрические свойства.

8. Биологическая ценность пищевых продуктов – это характеристика:

а) жиров, белков, углеводов;

б) витаминов;

в) белков;

г) углеводов.

9. Укажите, какое из этих решений неверно, если из пяти определяемых показателей качества один не соответствует регламентированному значению:

а) товар стандартный;

б) не соответствует стандарту;

в) переводится в брак.

10. Способность телевизора давать четкое и устойчивое изображение характеризует:

а) функциональные свойства;

б) эргономические свойства;

в) технологические свойства;

г) эстетические свойства.

11. Дефекты, при наличии которых использование продукта недопустимо:

а) значительный дефект;

б) критический дефект;

в) малозначительный дефект.

12. При контроле качества рыбных консервов из партии до 500 единиц отбирают 3% единиц. Определите количество продукции в исходном образе при контроле партии в 300 единиц:

а) 9;

б) 15;

в) 5.

13. К общим физическим свойствам партии и единичных экземпляров товара относятся:

а) масса;

б) вязкость;

в) прочность.

14. Укажите, какие из перечисленных ниже факторов, не участвуют в формировании качества непродовольственных товаров (группа – керамические бытовые товары):

а) конструкция;

б) исходные материалы;

в) биологически активные добавки (БАД).

15. Укажите, какие факторы способствуют сохранению качества:

а) технологический процесс;

б) высокие температуры хранения;

в) оптимальный режим при транспортировки.

16. Порядок списания актируемых качественных потерь:

а) по нормам;

б) взыскиваются с виновных;

в) не учитываются.

17. Укажите меры снижения потерь товаров за счёт естественной убыли:

а) соблюдение режимов хранения;

б) использование бестарного хранения;

в) расширение ассортимента.

18. Особенности органолептических методов:

а) длительность анализа;

б) субъективность;

в) высокая достоверность.

19. Информация о товаре должна обязательно включать:

а) основное назначение товара;

б) основные цвета товара;

в) срок доставки;

г) рекламную информацию.

20. Размер компенсации морального вреда за нарушение прав потребителей определяется:

а) потребителем;

б) судом;

в) продавцом;

г) изготовителем.

21. Ситуационные задачи: 5, 6, 7, 8.

 

Вариант 3

1. Какой категорией характеризуется единичная потребительная стоимость?

а) качество;

б) ассортимент;

в) количество;

г) иное.

2. Укажите содержание кодов К-ОКП:

а) классификационные группировки продукции;

б) номенклатура продукции: товарный сорт, размер, вид упаковки, масса;

в) код фирмы

3. В классификаторе ОКП код продукции состоит из …знаков (К-ОКП):

а) 6;

б) 12;

в) 8.

4. Совокупность изделий одного вида называют:

а) комплектом;

б) набором;

в) прибором;

г) иное.

5. Рассчитайте коэффициент обновления (Кн) ассортимента, если в феврале торговый ассортимент составил 15 наименований конфет, а в марте – 20:

а) 25%;

б) 50%;

в) 5%;

6. Какой ассортимент представлен в специализированном магазине «Галстуки»:

а) широкий;

б) полный;

в) глубокий;

г) разнообразный.

7. Показатели, характеризующие целостность композиции, стиль, форму, относятся к группе … показателей:

а) эргономических;

б) безопасности;

в) эстетических.

8. Признаки индивидуального своеобразия изделия, отличающие его от изделий аналогов, определяют:

а) знаковость;

б) оригинальность;

в) выразительность стилевого решения;

г) колорит.

9. Отметьте признак, при наличии которого товар относят к отходу:

а) выявление несоответствия;

б) нарушение упаковки;

в) критические дефекты.

10. Какие значения показателей качества используют при оценке уровня качества:

а) регламентированные;

б) базовые;

в) определяющие;

г) иное.

11. Назовите вид контроля, который обычно используется при приемке партии продовольственных товаров:

а) сплошной;

б) выборочный;

в) инспекционный.

12. Отметьте факторы, вызывающие ухудшение качества товара:

а) упаковывание;

б) складирование;

в) механическое воздействие при транспортировании.

13. Укажите, в каком случае вероятность сохранения качеств наибольшая:

а) использование жёсткой упаковки;

б) наличие изотермического транспорта;

в) оптимальный режим хранения.

14. Методы хранения товаров, оказывающие наиболее существенное влияние на качество продовольственных товаров:

а) регулирование температурного режима;

б) регулирование освещённости;

в) способ охлаждения.

15. При проведении учёта на складе установлена недостача товара 300 кг, по нормам естественная убыль составила 195 кг, укажите количество продукции, подлежащее списанию:

а) 300 кг;

б) 195 кг;

в) 200 кг.

16. Выделите наиболее эффективный способ снижения количественных потерь товаров:

а) упаковка в герметическую тару;

б) оптимальный режим транспортировки;

в) оптимальный режим хранения.

17. Способы консервирования, существенно изменяющие первоначальные свойства продукта:

а) маринование;

б) охлаждение;

в) замораживание.

18. Особенности измерительных методов:

а) субъективность;

б) определяют действительные значения показателей;

в) простота и доступность.

19. В маркировке продовольственных товаров указывается:

а) пищевая ценность;

б) материал упаковки;

в) скорость доставки;

г) транспортная организация.

20. Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовлением товара по выбору:

а) продавца или изготовителя;

б) потерпевшего;

в) изготовителя;

г) продавца.

21. Ситуационные задачи: 9, 10, 11, 12.

 

Вариант 4

1. Какие из названных положений нельзя отнести к принципам

товароведения:

а) безопасность;

б) эффективность;

в) себестоимость.

2. Укажите основную цель использования кодов ТНВЭД:

а) однозначное обозначение кодируемого объекта;

б) информация о свойствах кодируемого объекта;

в) государственное регулирование внешнеэкономической деятельности страны.

3. Отличие торгового ассортимента от промышленного:

а) товары разных производителей;

б) широта охвата товарных групп;

в) полнота ассортимента.

4. Укажите достоинства фасетного метода классификации:

а) гибкость системы;

б) высокая информационная насыщенность;

в) громоздкость.

5. Отметьте показатель, который следует выбрать в обязательном порядке при оценке качества муки:

а) энергетическая ценность;

б) содержание пестицидов;

в) крупность помола.

6. Какой ассортимент отличается наибольшей гармоничностью:

а) укрупнённый;

б) смешанный;

в) магазина «колбасы».

7. Совокупность товарных сортов называется:

а) природный сортамент;

б) товарный сортамент;

в) ассортиментный товар.

8. Каким методом определяют число отказов за время работы телевизора:

а) измерительным;

б) расчётным;

в) регистрационным;

г) экспертным.

9. Назовите вид контроля при реализации электробытовых товаров:

а) выборочный;

б) сплошной;

в) технологический.

10. В зависимости от критерия надёжности различают следующие подгруппные свойства:

а) долговечность;

б) антропометрические;

в) физиологические.

11. Приёмочное число для контролируемых партий товара равно 7 ед. Укажите, при каком количестве забракованных единиц продукции партию можно принять:

а) 6;

б) 8;

в) 9.

12. Эстетические свойства включают: рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и …

а) функциональность;

б) информационная выразительность;

в) долговечность.

13. Факторы, улучшающие качество продовольственных товаров:

а) пищевые добавки;

б) перевязочные материалы;

в) снижение массы изделия.

14. Укажите, в какой упаковке лучше сохраниться качество растительного масла:

а) металлической;

б) из темного стекла;

в) из прозрачного стекла.

15. Отметьте преимущества бестарного товара:

а) снижение механических деформаций;

б) удобство контроля качества;

в) снижение затрат на хранение.

16. Укажите причины, вызывающие естественную убыль:

а) испарение воды;

б) окисление жира;

в) черствение хлеба.

17. Факторы, влияющие на качественные потери товаров:

а) широкий ассортимент;

б) режим хранения и реализации;

в) маркировка товара.

18. Выделите классические измерительные методы:

а) хроматография;

б) масспектрометрия;

в) титрование.

19. Маркировка должна обязательно содержать элементы:

а) текст;

б) рисунок;

в) информационные знаки.

20. Требования потребителей рассматриваются при предъявлении:

а) кассового чека;

б) упаковки товара;

в) этикетки.

21. Ситуационные задачи: 13; 14; 15; 16.

 

Вариант 5

1. Не является товароведной характеристикой товара:

а) цена;

б) ассортиментная;

в) количественная.

2. При классификации продуктов в ОКП используется … ступеней

а) 98;

б) 5;

в) 10.

3. Назовите подгруппу ассортимента товаров, характеризующуюся значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований:

а) рациональный;

б) сложный;

в) сопутствующий.

4. Назовите организацию, присваивающую коды организациям в РФ при штриховом кодировании товаров:

а) ИСО;

б) ЕЭС;

в) ЮНИСКАН.

5. Основной целью управления ассортиментом является достижение….

а) устойчивого ассортимента;

б) рационального ассортимента;

в) ассортиментного минимума.

6. Структура ассортимента характеризуется:

а) долей каждого вида товаров;

б) выручкой;

в) остатками товара в торговом зале.

7. Отметьте, какие операции выполняются при оценке качества: выбор номенклатуры показателей, сопоставление действительных значений с

базовыми и ….

а) определение базовых показателей;

б) определение действительных значений;

в) определение базовых значений.

8. Измерительный метод характеризуется:

а) субъективностью;

б) взаимозаменяемостью;

в) точностью;

г) иное.

9. По степени значимости дефекты бывают: значительные,

малозначительные …

а) явные;

б) критические;

в) скрытые.

10. Назовите метод оценки потребительских показателей качества, который может быть применён при определении пищевой ценности продуктов питания:

а) дифференциальный;

б) социологический;

в) комплексный.

11. Отметьте метод контроля качества товаров, позволяющих получить объективные количественные результаты:

а) органолептический;

б) социологический;

в) измерительный.

12. Приёмочное число для контролируемой партии товара рано 5. Укажите, при каком количестве забракованных единиц продукции партию нельзя

принимать:

а) 5;

б) 4;

в) 6.

13. Укажите, при оценке каких товаров особенно важно учитывать электрофизические свойства:

а) полупроводники;

б) хлопчатобумажные ткани;

в) синтетические ткани.

14. Укажите факторы, улучшающие качество непродовольственных товаров (на примере плательных тканей):

а) звукопроницаемость;

б) конструкция;

в) высокая воздухо- и паропроницаемость.

15. Составные элементы климатического режима: температура, относительная влажность воздуха, …

а) упаковка;

б) размещение;

в) воздухообмен.

16. Укажите методы размещения, не относящиеся к бестарному хранению:

а) траншейный;

б) буртовой;

в) бочки, цистерны.

17. Виды потерь, не относящиеся к естественной убыли:

а) дыхание;

б) загнивание;

в) распыл.

18. Способы консервирования, позволяющие наиболее полно сохранить первоначальные свойства продукта:

а) стерилизация;

б) охлаждение;

в) посол.

19. Экспресс методы отличаются…

а) высокой точностью измерений;

б) быстротой определения;

в) сложностью измерительных средств.

20. Укажите виды средств информации о товарах:

а) средства измерения;

б) средства обнаружения;

в) производственная маркировка.

21. Ситуационные задачи: 17; 18; 19; 20.

Date: 2015-10-21; view: 823; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию