Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные этапы развития мировой легкой промышленности ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В послевоенном развитии мировой легкой промышленности можно выделить несколько этапов. Первый этап — от послевоенного восстановления отрасли до заключения соглашений по международной торговле хлопком в начале 1960-х годов. Второй этап — период действия системы квотирования международной торговли и постепенной ее либерализации с начала 1960-х годов до 2005 г. Третий этап, начало которому положила отмена всех действовавших количественных инструментов ограничений торговли в 2005 г., что привело к беспрецедентному росту роли Китая в мировой легкой промышленности и реструктуризации рынков. К этому же периоду относится глобальный экономический кризис, разразившийся в 2008 г. в США и быстро распространившийся на большинство стран мира. В ходе последовавшей за кризисом рецессии в отрасли стали проявляться новые тенденции развития.
Первый этап: 1945 г. — начало 1960-х годов. Послевоенное восстановление
Военный и ранний послевоенный периоды характеризовались высоким уровнем протекционизма в международной торговле, отказ от которого был необходим для создания новой экономической реальности, для стимулирования международных отношений, для поиска форм взаимодействия, способных предотвратить развязывание новых военных конфликтов общемирового масштаба. Важный вклад в либерализацию международных торговых отношений внесло введение в действие в 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) — предшественника Всемирной торговой организации (ВТО). Именно ГАТТ стало основным регулятором международных торговых отношений на период с 1947 по 1994 г. В результате применения правил ГАТТ международная торговля возросла в 18 раз со среднегодовым темпом роста, равным 6%[17]. Впрочем, действие ГАТТ распространялось не на все отрасли мировой экономики, в числе которых оказалась и легкая промышленность. После окончания Второй мировой войны регулирование международной торговли хлопком осуществлялось с помощью системы добровольных экспортных ограничений в рамках двусторонних соглашений. Лидерство США Локомотивом развития отрасли в первые послевоенные годы стала экономика США, которая в ходе войны не понесла столь серьезных потерь и после ее окончания стала стремительно расти на волне демилитаризации и роста потребительского спроса на конечные товары и услуги. В годы войны в стране сформировались независимые от других стран внутренние цепочки поставок[18], которые были легко переориентированы на производство «мирных» товаров и услуг. В конце 1940-х годов в число приоритетных задач регулирования национальной экономики США вошла цель достижения полной занятости[19], что привело к стремлению максимально сохранить все стадии производственной цепочки внутри страны. В результате легкая промышленность, которая активно росла в ответ на запросы потребительских рынков и необходимость обеспечить максимальную занятость, была представлена тысячами мелких производителей, использовавших преимущественно трудозатратные технологии. В основном все они сохраняли свою независимость друг от друга, не формируя устойчивых вертикально-интегрированных структур. Вплоть до середины 1970-х годов около 70% американского рынка текстиля и одежды было представлено мелкими независимыми компаниями, которые взаимодействовали в рамках краткосрочных договоров о поставках. Столь длительное сохранение такого типа взаимодействия было возможно в условиях надежной защиты от международной конкуренции, угроза потери которой стала ощущаться лишь в середине 1970-х годов. Возрождение Японии
Послевоенный период стал переломным для хлопкового производства Японии, ставшей наряду с Великобританией лидером рынка. В начале 1930-х годов товары из хлопка были основной статьей японского экспорта. Стремительное развитие отрасли привело к необходимости импорта сырья, поставки которого в основном осуществляли Индия и США. В годы войны отрасль в Японии была полностью уничтожена, и ее восстановление было связано с поддержкой, исходящей от американских производителей. В поисках рынков сбыта продукции, производимой на не пострадавших в годы войны промышленных мощностях, США начали масштабную поддержку возрождения отрасли через поставки сырья, оборудования и оказание финансовой помощи. В результате к 1951 г. Япония восстановила свои позиции на мировой арене, став крупнейшим мировым производителем изделий из хлопка и сохранив этот статус до 1967 г.[20] Международная экспансия Японии начала представлять угрозу для национального американского рынка, который был стратегически важным для развития страны в послевоенный период, так как одновременно аккумулировал свободную рабочую силу, обеспечивал загрузку производственных мощностей и насыщение рынков потребительских товаров. Для защиты национальных производителей под давлением США Япония была вынуждена ввести добровольные экспортные ограничения с 1955 г.[21] Однако не только японские производители представляли угрозу для американской легкой промышленности. В середине 1950-х годов нарастает экспансия Гонконга, Португалии, Индии и Египта. Например, объем импорта из Гонконга растет с 0,07 млн долл. в 1956 г. до 63,5 млн долл. в 1960 г.[22] В целях защиты интересов национальных производителей на Министерской конференции ГАТТ в ноябре 1959 г. представители администрации США поставили вопрос о возможной угрозе экономическому развитию импортирующих стран в условиях стремительной экспансии производителей тканей из развивающегося мира, что привело к заключению в 1961 г. Краткосрочного соглашения по международной торговле хлопком, положившего начало эпохе квотирования.
Основные выводы
После окончания Второй мировой войны в мире сложились благоприятные условия для восстановления и быстрого развития текстильной отрасли и отрасли производства одежды. В первые послевоенные годы развитие отрасли определяют США, для которых легкая отрасль играла стратегически важную роль для успешной демилитаризации экономики. Быстрое наращивание производственных мощностей привело к выходу американского капитала за пределы национальных границ и к активному стимулированию развития отраслей других стран, в первую очередь Японии. Однако быстрое восстановление позиций Японии — лидера довоенной текстильной промышленности, а также стремительная экспансия Гонконга, Индии, Египта, Южной Кореи и ряда других стран уже в середине 1950-х годов начинают представлять угрозу для национальных рынков наиболее развитых стран. В результате по инициативе США осуществляется переход от системы двусторонних ограничений торговли к многосторонней системе квот, что выводит текстильное производство из сферы действия правил и процедур ГАТТ, нацеленных на либерализацию международных торговых отношений. Таким образом, развитие рассматриваемой отрасли в течение следующих 40 лет сдерживается протекционистской политикой наиболее развитых стран.
Второй этап: начало 1960-х — 2005 г. От квотирования к либерализации международной торговли
Появление новых лидеров
На втором этапе развития отрасли произошло несколько крупных сдвигов производственных центров. Так, если в 1950-х — начале 1960-х годов основным лидером отрасли была Япония, то в 1970-х — начале 1980-х годов эту роль взяли на себя Гонконг, Тайвань, Южная Корея. В конце 1980-х — 1990-х годах произошел новый крупный сдвиг из стран азиатской «большой тройки» (Гонконг, Тайвань, Южная Корея) в другие развивающиеся страны. В 1980-х годах активно растет роль Китая, Индонезии, Малайзии, Таиланда, Филиппин и Шри-Ланки. В 1990-х годах к ним присоединяются другие страны Южной Азии и Латинской Америки (см. рис. 6.1). Также на этом этапе продолжается активное вовлечение в мировую торговлю «периферийных» стран через формирование международных цепей поставок. Одной из основных причин такого вовлечения наряду с постоянным давлением к снижению себестоимости продукции стала сохраняющаяся система квотирования, которая вынуждала лидеров, чьи производственные мощности значительно превышали емкость национальных рынков, вовлекать в отрасль менее развитые страны с целью использования их квот для торговли. Так, корейские производители инвестировали в создание фабрик в Бангладеш, на Карибских островах и в странах Африки южнее Сахары, китайские — в ряде стран Азии и Африки (текстильная промышленность в Лесото, Мадагаскаре и Кении поддерживалась исключительно благодаря инвестициям китайских и тайваньских производителей[23], индийских — в Непале). Даже такие относительно небольшие игроки, как Шри-Ланка и Маврикий, осуществляли экспансию на рынки Мальдивских островов и Мадагаскара[24]. В результате система квот способствовала расширению отрасли и стимулированию развития беднейших стран мира. Важно отметить, что не всегда это расширение имело долгосрочный характер. Если, например, в таких странах, как Бангладеш и Непал, иностранные инвестиции также поддерживались растущей активностью национальных игроков на развивающемся внутреннем рынке, то на Мальдивах отрасль существовала только на основании деятельности зарубежных инвесторов. С их уходом с рынка отрасль исчезала из экономики страны[25].
Введение Соглашения по торговле текстилем (MFA)
Рынки США и Европы, надежно защищенные системой квотирования, в этот период характеризуются качественным ростом, что позволило сконцентрировать конкуренцию не в области снижения издержек, а в сфере улучшения качества, дизайна и технологий. Однако смещение центров производства и повышение роли развивающихся стран, являющихся лидерами отрасли, неизбежно должны были привести к пересмотру системы регулирования отрасли на мировом уровне. До 2005 г. на международную торговлю текстилем и одеждой не распространялись правила и процедуры Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), вступившего в действие в 1947 г. Регулирование отношений в этой отрасли осуществлялось посредством системы квотирования, которая была установлена в соответствии с Краткосрочным, а затем Долгосрочным соглашениями по международной торговле хлопком (Short/Long Term Agreement Regarding International Trade in Cotton Textiles — LTA), действующими с 1962 г.[26] Документы закрепляли правила квотирования для основных импортирующих стран. В 1974 г. действие LTA было распространено на другие виды сырья, что сформировало основу для Соглашения по торговле текстилем (Multi-Fiber Agreement — MFA). MFA стало эффективным инструментом защиты национальных отраслей США и наиболее развитых стран Европы от конкуренции со стороны производителей из развивающихся стран. Первоначально устанавливая ограничения только на торговлю хлопком, впоследствии участники соглашения формально и неформально распространили их на торговлю всеми видами волокон — как натуральными, так и искусственными. Существовавшие ограничения стали стимулом для международной фрагментации производства: когда экспорт из Гонконга, Южной Кореи, Тайваня и позже из Китая (основные лидеры отрасли в 1970-х годах) достиг своего максимума, отдельные стадии стали переноситься в страны, которые недоиспользовали свои квоты, в том числе в Бангладеш, Шри-Ланку, Вьетнам, Индонезию, Таиланд, Малайзию и Филиппины (основные лидеры отрасли в 1980-х годах)[27]. MFA стало одним из наиболее сложных соглашений для пересмотра на пути к либерализации международной торговли, так как одновременно вызывало озабоченность и у наиболее развитых, и у наименее развитых стран. И те, и другие опасались экспансии лидеров: первые — в связи с угрозой реструктуризации рынков и разорения национальных производителей, вторые — в связи с возможностью утраты своей роли в сложившихся глобальных производственных цепочках. В результате действие соглашения продлевалось трижды — в 1977, 1981 и 1986 гг.
Переход к Соглашению по текстилю и одежде (ATC)
В ходе Уругвайского раунда переговоров по ВТО (1986-1994 гг.) по мере роста политического веса Китая и других развивающихся стран участники организации приняли решение о постепенной отмене квот на импорт текстиля с полным отказом от них к 1 января 2005 г., после чего рассматриваемая отрасль должна была регулироваться с помощью стандартных правил и процедур ВТО. Это решение было закреплено в Соглашении по текстилю и одежде (Agreement on Textiles and Clothing — ATC), которое определяло для этой процедуры переходный период длительностью 10 лет. Предполагалось, что это время будет использовано производителями для подготовки к работе на высококонкурентных международных рынках. Для достижения поставленной задачи были предусмотрены два конкурентных механизма: постепенное сокращение доли квотируемых товаров и одновременный рост размеров квот по тем товарам, которые еще сохраняли нетарифную защиту. Таким образом, разработчики рассчитывали осуществить постепенное открытие национальных рынков для импортируемых товаров[28]. Реализация соглашения оказалась не столь эффективной, как было задумано. Во многом это было связано с тем, что странам предоставили возможность самостоятельно определять очередность товаров в процессе отмены квот. В результате сокращение квот в течение этих 10 лет осуществлялось крайне неравномерно. Так, в США в соответствии с MFA действовали 937 видов квот, которые были отменены в следующем порядке: с 1995 по 1997 г. — ни одна квота не была отменена, с 1998 по 2001 г. — отменены 15 квот, с 2002 по 2004 г. — отменены 88 квот, 1 января 2005 г. — отменены 834 квоты[29]. Фактически для ряда стран, в первую очередь для крупнейших импортеров, США и Европы, ATC стал инструментом, скорее, для пролонгации защиты национальных рынков с их последующим шоковым открытием в 1995 г., чем для постепенного укрепления конкурентных преимуществ собственных производителей[30]. В результате, несмотря на решение, принятое в 1994 г., лишь с 2005 г. начались коренные изменения в отрасли, связанные с либерализацией торговли. Следует отметить, что революционный эффект ATC был смягчен тремя основными факторами: сохранением возможности применения тарифов, защитных мер (антидемпинговых и компенсационных пошлин) и установлением особых условий для Китая при присоединении к ВТО[31]. В 2001 г. одним из условий его присоединения стала возможность применения в отношении китайских производителей одежды и текстиля защитных инструментов вплоть до 10 декабря 2013 г. Они могли вводиться в том случае, если страна-импортер видела в экспансии Китая угрозу для подрыва своего национального рынка. Эти возможности использовали США, Бразилия, Колумбия, Европейский союз, Мексика.
Основные выводы
Второй этап развития отрасли продолжался более 40 лет и был связан с применением ограничительных мер, сдерживающих развитие отрасли и экспансию отдельных стран- участниц. Квотирование стало основной причиной расширения отрасли за счет формирования глобальных цепей поставок с участием бедных стран и экспансией развивающихся стран-лидеров. В этот же период защищенные от конкуренции по издержкам европейские и американские производители переходят на новый уровень взаимодействия с акцентом на дизайн, бренд, качество и технологии. Рост производственных мощностей и политического веса развивающихся стран привел к пересмотру и постепенному отказу от сложившейся системы регулирования рынков. При этом переходный период, растянувшийся на 10 лет, в значительной степени определялся стремлением развитых стран максимально продлить действие защитных мер, а не подготовиться к их отмене. Это привело к шоковому изменению правил регулирования в отрасли 1 января 2005 г. и к стремительной экспансии лидеров из развивающихся стран, которую не смогли сдержать даже сохранившиеся отдельные таможенно-тарифные и специальные меры защиты рынков. Основным результатом второго этапа стало расширение отрасли с одновременным укреплением роли ряда развивающихся стран. Изменение правил регулирования отрасли не привело к созданию полностью свободной торговли, однако отменило квотирование — наиболее часто и масштабно использовавшийся инструмент ограничения торговли.
Третий этап: с 2005 г. по настоящее время. Либерализация торговли, реструктуризация рынков и кризис
Третий этап развития рассматриваемой отрасли включает два крупных потрясения. Первый связан с либерализацией международных торговых отношений в отрасли, открывшей новые возможности для экспансии развивающихся стран. Второй стал результатом глобального экономического кризиса 2008 г. и последующей рецессии, вызвавших к жизни новые тенденции в развитии отрасли, которые могут определить направления ее развития на ближайшие годы.
Либерализационный шок
В результате отмены квот и либерализации международной торговли мировой рынок текстиля и одежды претерпел существенные изменения по масштабам, структуре, производственным цепочкам, ценовой конъюнктуре и характеру конкуренции[32]. После отмены MFA развитые страны — крупные импортеры, в первую очередь США и Европа, использовали возросшую активность производителей Китая, Индии, Бангладеш. Последние в условиях отсутствия квотирования получили возможность активного проникновения на емкие европейский и американский рынки, вытесняя как относительно более мелких производителей из развивающихся стран — традиционных партнеров в условиях системы квот, так и национальные компании развитых стран, превосходя их по эффективности и по уровню затрат[33]. Впрочем, в сильной степени это проникновение организовывалось самими национальными компаниями, переносившими производство за пределы страны, и растущими розничными сетями, подталкивающими поставщиков к постоянному снижению уровня издержек. Несмотря на применение защитных мер в отношении Китая, период 2005-2007 гг. характеризуется активным ростом объемов китайского экспорта, а также доли Индии и Вьетнама на фоне сокращения объемов производства других традиционных поставщиков[34]. В 2005 г. стоимость китайского экспорта текстиля и одежды в 25 стран Европейского союза (ЕС-25[35]) возросла на 43%, в первую очередь за счет экспорта одежды (рост на 45%). Аналогичный показатель для Индии и Вьетнама: рост на 18 и 6% соответственно, также в основном за счет одежды. Менее значительную, тем не менее положительную, динамику продемонстрировали США, Турция и Болгария. Остальные поставщики сократили масштабы производства. В их числе находятся и страны, которые не участвовали в MFA (Южная Корея, Австралия, Таиланд), и страны, которые имели различные преференции в торговле с ЕС-25 (Марокко, Тунис, Бангладеш, Маврикий). В 2006 г. негативные показатели сменили знак. Рост экспорта зафиксирован практически у всех поставщиков: Вьетнам (47%), Гонконг (47%), Бангладеш (30%), Шри-Ланка (21%), Камбоджа (16%), Китай (13%), Пакистан (13%), Маврикий (10%). Сокращение темпов роста присутствия Китая может быть объяснено в том числе принятием страной обязательств при присоединении к ВТО. Значение Китая на американском рынке за тот же период возросло в еще большей степени: в 2005 г. стоимость импорта текстильной продукции возросла на 29%, одежды — на 70%. В последующие два года оба показателя остаются положительными, хотя темпы значительно падают — до 12 и 20% соответственно в 2007 г. Также увеличивают свое присутствие на рынках одежды США Индия, Индонезия, Вьетнам, Бангладеш и Камбоджа, на рынках текстильной продукции — Индия и Вьетнам. Одновременно сокращаются доли продаж на текстильном рынке у Южной Кореи, Турции, Мексики, Канады, у ряда европейских стран, на рынке одежды — у Мексики, Гонконга, Гватемалы, Доминиканской Республики и Макао. В целом два крупнейших мировых рынка демонстрируют схожие тенденции развития, предпринимая попытки в максимально возможной степени сдержать экспансию Китая в отраслях производства одежды. Два кластера экспортеров. Отмена квотирования привела к различным последствиям для стран, которые могут быть условно сгруппированы в два кластера: страны, чья рыночная доля осталась стабильной или возросла, и страны, сократившие свою долю на рынке[36]. Первый кластер включает: — Китай, который может рассматриваться в качестве крупнейшего бенефициара отмены квот. За последние 15 лет доля Китая в мировом экспорте продукции текстильной промышленности возросла с 22 до 39%, в стоимостном выражении — с 32,9 до 130,4 млрд долл.; — группу стран, чьи поставки возросли. В эту группу входят Бангладеш, Камбоджа, Индия, Индонезия, Пакистан, Шри-Ланка, Вьетнам; — группу стран, чья позиция на мировом рынке осталась неизменной. В этой группе присутствуют 15 стран Европейского союза (ЕС-15[37]), Марокко, Тунис, Турция. Второй кластер стран состоит из двух групп: — страны, сократившие свою долю на мировом рынке после отмены системы квотирования. В их числе Канада, Доминиканская Республика, Мексика, Польша, Румыния, Таиланд и США; — страны, которые в прошлом выступали в качестве лидеров рынка, однако начиная с 1990-х годов их доля стала последовательно сокращаться. В их числе Гонконг, Южная Корея, Филиппины, Тайвань. Стратегии выживания европейских производителей. Активное проникновение Китая на американский и европейский рынки привело к коррекции стратегий выживания европейских производителей, продолжавших эксплуатировать мощности внутри страны в условиях ужесточения конкуренции. Можно выделить три основных типа стратегий традиционных поставщиков одежды и текстиля: горизонтальную, вертикальную и основанную на использовании эффекта масштаба[38]. Горизонтальная стратегия предполагает концентрацию на нескольких товарных категориях с опорой на современные технологии дизайна, производства, маркетинга и продаж. Она характерна для производителей как из развитых, так и из развивающихся стран. Вертикальная стратегия нацелена на конкуренцию качества в узких рыночных сегментах. Преимущественно используется производителями из развитых стран. Стратегия, основанная на использовании эффекта масштаба, связана со стремлением сократить издержки за счет расширения производства и поиска новых рынков сбыта, что в большей степени характерно для производителей из развивающихся стран, в том числе для традиционных поставщиков в рамках MFA — Турции и Мексики. Результатом применения таких стратегий стало постепенное изменение структуры рынков: если в развивающихся странах наблюдается тенденция к консолидации и сокращению числа компаний на фоне увеличения их размера с целью максимального использования эффекта масштаба, к обновлению и росту запасов капитала, к увеличению импорта машин и оборудования из развитых стран в страны размещения текстильных производств, то в развитых странах проявилась тенденция развития небольших компаний с высокой стоимостью выпуска.
Развитие рынков после кризиса 2008 г. Мировые рынки текстиля и готовой текстильной продукции продемонстрировали высокую устойчивость в условиях глобальной экономической рецессии. Так, глобальный экономический кризис привел к падению темпов роста мирового рынка текстиля лишь до уровня 0,7% в 2009 г., однако уже в 2010 г. рост составил 4,1%, в 2012 г. — 7,2%. После падения в 2009 г. докризисный объем производства готовой текстильной продукции был достигнут уже в следующем за падением 2010 г. Темпы среднегодового роста за 2008-2012 гг. составили 2,9%. Производство текстиля по сравнению с производством готовой продукции демонстрирует более высокие темпы роста — в среднем 5,2% в год (готовая продукция — 2,3% в год). Такая динамика обеспечивается странами Азиатско-Тихоокеанского региона, где среднегодовой рост составляет 6,3%. В то же время европейский рынок растет с темпом 1,5% в год. Региональная структура текстильного рынка неоднородна: 60,8% приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, 18,7 и 18,5% — на европейский и американский сегменты соответственно и 2,1% — на Ближний Восток и Африку. При этом доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона за последние 5 лет выросла с 55 до 60%, Европы — упала с 22 до 19%. В условиях некоторого замедления темпов экспансии Китая, а также негативных прогнозов продолжения роста заработной платы увеличивается относительная доля Южной Азии, в первую очередь Индии и Вьетнама. Так, экспорт текстиля и одежды из Вьетнама растет в среднем на 8,5% ежегодно. В то же время динамика рынков США и Европы заметно ухудшается. В стремлении укрепить позиции национальных производителей перед азиатской экспансией США, Канада и Мексика в рамках Североамериканского соглашения о зоне свободной торговли (НАФТА) поддерживают создание вертикальноинтегрированных структур, включающих производителей тканей и ритейлеров в США и производителей одежды в Мексике. Однако роль таких структур в конкурентной борьбы на международных рынках невелика. Основное производство готовой текстильной продукции также сосредоточено в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (53,8%). Доля стран Северной и Южной Америки составляет 25,6%, Европы — 18,8%, Ближнего Востока и Африки — 13,9%. Международный торговый оборот текстиля и одежды до 2012 г. характеризуется уверенным ростом. Так, ежегодный темп роста экспорта текстиля в 2005-2012 гг. составил 5%, в том числе в 2010 и 2011 гг. — 19 и 17% соответственно. Экспорт одежды за указанный период рос на 6% в год, в том числе на 12 и 18% в 2010 и 2011 гг. соответственно. Однако в 2012 г. темпы роста мирового экспорта готовой продукции значительно замедлились — до 1% (в 2012 г. экспорт готовой продукции в стоимостном выражении составил 286 млрд долл.), в то время как экспорт текстиля показал негативную динамику -3% за год (423 млрд долл.). Тем не менее Китай сохранил свои лидерские позиции: доля страны в мировом экспорте текстиля возросла с 32% в 2011 г. до 33% в 2012 г., одежды — с 37 до 38% соответственно. В десятку крупнейших экспортеров текстиля и одежды в 2012 г. также вошли ЕС-27, Индия, Турция, Бангладеш, США, Вьетнам, Южная Корея, Пакистан и Индонезия. Следует отметить стремительный рост экспорта Вьетнама, который достиг в 2012 г. 7,5%. В то же время в странах Европейского союза экспорт текстиля и одежды сократился на 8%[39]. Основными импортерами продукции текстильной промышленности остаются США (38% мирового импорта) и страны Европейского союза (20%)[40]. При этом оценка мирового спроса в натуральном, а не в стоимостном выражении показывает уверенный рост доли развивающихся стран, которая в 2002 г. перешагнула планку в 50%[41] и продолжает расти. В основе этого тренда лежит рост численности среднего класса, который является основным двигателем рыночного спроса на товары конечного потребления. Производство текстиля и одежды отличается по степени трудо- и капиталоемкости, требует технологий различной степени сложности, что позволяет разбивать процесс на этапы и переносить его в страны в соответствии с имеющимися у них сравнительными преимуществами. Так, оба сектора отрасли сконцентрированы в Китае, ЕС-15, Гонконге, Индии и Турции. Япония, Южная Корея, Пакистан и США специализируются на производстве текстильной продукции, Бангладеш, Индонезия, Мексика, Тунис и Вьетнам — на экспорте одежды. Таким образом, наименее развитые страны в основном представлены в сегменте производства одежды, за исключением Пакистана, который экспортирует пряжу и ткань. Изменения ценовой конъюнктуры
Одним из результатов либерализации международной торговли в связи с отменой MFA стало снижение средних цен. Так, с 2000 до 2009 г. средняя цена импортируемой одежды снизилась: в Европе — на 26,2% (с 18,26 до 13,48 евро/кг), в США — на 17,1% (с 3,57 до 2,96 долл./кв. м)[42]. Изменения ценовой конъюнктуры на фоне общих тенденций в развитии логистики, транспортной инфраструктуры и информационных технологий в области торговли позволили потребителям наращивать объемы закупаемой продукции, что стало одним из стимулом развития «быстрой» моды (fast fashion), выражающейся в сокращении сроков передачи новых дизайнерских решений и технологий из сектора haute couture в pret-i-porter и mass market. В результате циклы моды становятся короче, модные сезоны сменяются чаще, и потребительский спрос растет. В существенной степени эту тенденцию поддерживают общее стремление среднестатистического потребителя к разнообразию, изменения в образе жизни, рост мобильности и влияния социальных сетей, диктующих определенный стиль потребления как индикатор принадлежности к той или иной социальной группе. В 2010 г. был зафиксирован рост цен на текстиль, что позволило экспертам прогнозировать начало нового тренда ценовой конъюнктуры. К числу глобальных причин повышения уровня цен можно отнести влияние мирового кризиса 2008 г. и последующей рецессии, изменение характера спроса и рост издержек производства, прежде всего в части изменений заработной платы в крупных странах-экспортерах (например, в Китае и Бангладеш). Так, с 2006 по 2010 г. минимальный уровень ежемесячной заработной платы в Бангладеш вырос с 24 до 43 американских долларов[43]. Основные выводы Современный, третий этап развития отрасли, начало которому положила либерализация мирового рынка текстиля в 2005 г., характеризуется интенсивным проникновением на международные рынки китайских товаров, которые за несколько лет, несмотря на сохранение отдельных ограничительных мер, завоевали лидерские позиции по объему продаж на важнейших региональных рынках Северной Америки и Европы. Либерализация торговли и беспрецедентный рост Китая повлекли за собой новую реструктуризацию отрасли: Бангладеш, Камбоджа, Индия, Индонезия, Пакистан, Шри-Ланка, Вьетнам увеличили масштабы своего присутствия на мировой арене производства текстиля и одежды; ЕС-15, Марокко, Тунис, Турция сохранили свою долю рынка; остальные игроки (Канада, Доминиканская Республика, Мексика, Польша, Румыния, Таиланд, США, Гонконг, Южная Корея, Филиппины, Тайвань) постепенно сократили свои производственные мощности. Таким образом, экономический взлет Китая сопровождается потерей долей рынка традиционными поставщиками, а также сокращает возможности для роста беднейших стран мира. Активный рост Китая стимулировал трансформацию стратегий европейских компаний, которые стали в значительной степени опираться на сложную систему международных производственных взаимосвязей и использовать возможности глобальных производственных цепей для сохранения своих конкурентных позиций. Глобальный экономический кризис 2008 г. и последовавшая за ним длительная рецессия обозначили новые тенденции в развитии отрасли[44]. Во-первых, наметился перенос основных центров потребления из развитых стран, для которых характерно последовательное сокращение спроса в условиях кризиса, на растущие рынки развивающегося мира. Во-вторых, сокращение спроса на рынках Европы и США, основных для Китая, привели к снижению темпов роста отрасли и возникновению ряда смежных макроэкономических проблем, которые ощутимо сдерживают восстановление прежних темпов наращивания производственных мощностей страны. Кроме того, влияние на китайскую экспансию может оказать рост цен на натуральные волокна (хлопок, шерсть), что повысит привлекательность искусственных материалов, требующих избытка капитала, а не труда — важного конкурентного преимущества Китая. Изменение сравнительных позиций стран также может потеснить Китай на мировых рынках, и он уступит место более капиталоизбыточным регионам. Это открывает новые возможности для производителей второй и третьей очередей, чья экспансия может сдержать дальнейший экономический рост современных лидеров и привести к новой реструктуризации отрасли. Новые тренды в развитии легкой промышленности
Рецессия, последовавшая за глобальным кризисом 2008 г., обозначила признаки начала нового этапа реструктуризации мировой легкой промышленности, на которые необходимо обратить серьезное внимание. Первая тенденция — это повышательная динамика цен на натуральное сырье при общей ограниченности объемов его производства (по оценкам экспертов, мировое производство хлопка возрастать не будет), что может стать стимулом для переключения производителей и промышленных потребителей на синтетические материалы. Такое развитие событий откроет новые ниши для стран, которые проигрывают мировым лидерам (Китаю, странам Юго-Восточной и Южной Азии) по трудо- обеспеченности, однако активно развивают капиталоемкие виды производства (или стадии производственного процесса) путем осуществления инвестиций в основные фонды, НИОКР и переподготовку персонала. Вторая важная тенденция — реструктуризация рынков сбыта. С высокой вероятностью в ближайшие несколько лет следует ожидать быстрого роста спроса на потребительские товары со стороны развивающегося мира, причем не столько в низшем, сколько в среднем и высшем ценовых сегментах. Стремительная экспансия развивающихся стран постепенно приводит к росту доходов населения с одновременным проникновением даже в традиционные азиатские общества отдельных элементов западной культуры, включая характерный для нее культ потребления. Рост внутренних потребительских рынков несколько снизит интенсивность конкурентной борьбы на рынках Европы и Северной Америки и откроет дополнительные возможности для экспансии игроков из стран второго и третьего эшелонов, к которым, в принципе, может подключиться и Россия. Однако выход на рынки среднего и высшего ценовых сегментов для новых игроков затруднен в связи с их насыщенностью: здесь уже успешно работают компании из развитых стран. В условиях укорачивающегося жизненного цикла товаров и изменчивости тенденций в области моды условия для выхода в эти сегменты открываются лишь для тех компаний, которые готовы отойти от сугубо производственной парадигмы и осуществлять значительные вложения в дизайн, маркетинг, инновационность, технологичность и другие качественные характеристики продукции. Если же при проникновении на международные рынки ориентироваться на низший ценовой сегмент, то, помимо острой конкуренции в этом сегменте, следует принимать во внимание нестабильность конкурентного преимущества, основанного на низкой стоимости трудовых ресурсов. Такая модель предполагает зависимость производителей от колебаний рыночной конъюнктуры и нестабильность лидерских позиций (сегодня это касается ослабления позиций Китая, в котором темпы роста расходов на рабочую силу растут на 15-20% ежегодно). Кроме того, низкая прибыльность может стать причиной «застревания» в нижней части производственной цепочки.
Россия на фоне глобальных трендов
Легкая промышленность в России еще в советское время никогда не находилась в числе приоритетных отраслей (доминировали ресурсодобывающие отрасли и тяжелая промышленность). В начале 1990-х годов в ходе рыночных реформ производство упало в 5 раз и в текстильной, и в швейной промышленности. В 1998 г. в результате финансового кризиса добавилось сокращение платежеспособного спроса населения. Хотя по уровню заработной платы Россия относительно конкурентоспособна по сравнению с наименее развитыми странами ЦВЕ (Болгария, Румыния), производительность труда в российской легкой промышленности к началу 2000-х годов была в 5 раз ниже, чем в странах ЦВЕ в целом, и в 10-11 раз ниже, чем, например, в Чехии[45]. Но главное — Россия не смогла включиться в глобальные (в том числе в европейские) цепи поставок. Вслед за 1990-ми годами были также упущены возможности для развития в 2000-е годы. Прямых иностранных инвестиций практически нет, в страну импортируются большая часть сырья (цены на которое в последний период сильно выросли), практически все новое оборудование и значительная часть готовой продукции (с высокой добавленной стоимостью), а экспорт минимален (преимущественно текстиль низкого качества и с низкой добавленной стоимостью). Производство в отрасли почти полностью замкнуто на внутренний российский рынок (частично — на еще более мелкие региональные рынки). По данным опросов руководителей крупных и средних российских предприятий, около 90% продаж в текстильной и швейной промышленности направляется на внутренний рынок (треть — на локальные рынки) (см. главу 3 данной работы). Занятость в отрасли сокращается под натиском более дешевой импортной продукции (в том числе ввозимой по теневым схемам с использованием недобросовестной конкуренции). В России, похоже, сегодня при обсуждении проблем легкой промышленности по инерции делается упор на внутренние факторы: наличие собственного потребительского рынка, накопленные в отрасли профессиональные компетенции, необходимость государственной поддержки, попытки воссоздать утраченные сырьевые источники. В настоящее время многие рассчитывают на расширение внутреннего рынка для отечественных производителей путем дальнейшего увеличения государственного заказа (введение школьной формы, пошив обмундирования и изготовление прочих изделий для армии и силовых структур и пр.). Эту меру следует оценивать позитивно с точки зрения поддержания текущего состояния отрасли, но она может дать лишь временные эффекты и для ограниченного круга предприятий, которые смогут включиться в систему госзаказа. Стимулирование подобного закрытого рынка поддержит часть отрасли, но не произведет в ней сколь-либо радикальных изменений, а в качестве побочного эффекта — усилит ее замыкание на внутренний рынок. В случае же вполне вероятного активного использования коррупционных схем оно породит паразитизм аффилированных предприятий, которые могут оказаться далеко не самыми эффективными. В то же время роль внешних факторов игнорируется — мало кто заботится о привлечении иностранных инвестиций, занимается стимулированием экспорта. Все это считается сложным (чуть ли не безнадежным) делом. Но существенные долгосрочные изменения возможны лишь при встраивании предприятий отрасли в глобальные цепи поставок. Не случайно согласно международному опыту в большинстве развивающихся стран экономические показатели развития отрасли, включая уровень заработной платы работников, находились в прямой зависимости от динамики экспорта. И без мобилизации этих внешних факторов (в дополнение к внутренним источникам роста) решительных изменений в отрасли ожидать не приходится — она будет постепенно сдавать свои позиции. У российской легкой промышленности есть три принципиальных пути встроиться в глобальные цепи поставок, которые могут дополнять друг друга: можно идти со стороны сырья, со стороны маркетинга и продаж и со стороны производства.
Инвестиции и инновации
Одним из наиболее критичных моментов, характеризующих состояние отрасли, выступает физическая изношенность и моральное устаревание оборудования. По данным Минпромторга России, 50% оборудования работает более 15 лет. По этим показателям отрасль уступает обрабатывающей промышленности в целом (более сложной является ситуация в текстильной промышленности, которая как раз больше всего нуждается в постоянном техническом перевооружении). Уровень использования производственных мощностей не превышает 70% (в производстве шерстяных и льняных тканей он снизился до 20—25%). И при существующем уровне изношенности оборудования этот уровень вряд ли может быть существенно повышен. Инвестиционная активность в отрасли растет, но в целом она невысока и не слишком устойчива. Отрасль нуждается в ускоренном и качественном техническом перевооружении, однако его темпы оставляют желать лучшего. В советский период легкая промышленность оставалась на вторых ролях. В период экономических реформ внимание к отрасли значительно упало. При дефиците инвестиций наблюдается хроническое отставание отрасли в области технического перевооружения, что особенно характерно для текстильной промышленности, где в этот период происходили относительно быстрые технологические изменения. От половины до двух третей участников рынка не делают инвестиций, происходит формирование групп застойных предприятий. Средний размер инвестиций также ниже, чем во всей обрабатывающей промышленности. Сколь-либо значительные инвестиции осуществляли в годовом измерении, по данным опроса руководителей, лишь пятая часть текстильных предприятий. В швейной промышленности таких предприятий более трети. Хотя следует учесть, что текстильные предприятия по своей технологии нуждаются в более крупных инвестициях (расходы на их создание могут превышать расходы на создание швейного предприятия в десятки раз). Этих ресурсов в большинстве случаев не находится. И по масштабам инвестиций в новое и более производительное оборудование российская легкая промышленность проигрывает большинству быстро растущих экономик. Самые же незначительные инвестиционные вложения в основной капитал отрасли (оборудование, транспорт и машины) характерны для меховой сферы. Показатели инновационной активности в отрасли в последний период несколько улучшаются, особенно в разработке новой продукции, — отрасль, работающая на конечный спрос, должна более гибко подстраиваться под его динамику (особенно важна эта деятельность для швейной отрасли). Но при заметном росте инновационной активности доля предприятий, не осуществлявших вообще никаких инноваций, с годами практически не меняется — речь идет о каждом третьем текстильном предприятии и о каждом пятом швейном предприятии. Воспроизводится кластер предприятий, которые остаются вне всяких инновационных движений и, по всей видимости, стагнируют. Эти предприятия работают на локальных и относительно неконкурентных рынках, имея при этом достаточно высокую по международным меркам рентабельность, но оставаясь непривлекательными для инвесторов.
Участие во внешнеэкономической деятельности
В отношении динамики импорта и экспорта почти по всем товарным категориям наблюдается сходная логика развития. В начале 2000-х годов масштабы импорта растут умеренными темпами, сдерживаемыми последствиями девальвации рубля в 1998 г. Затем по мере исчерпания возможностей импортозамещения рост импорта ускоряется, и за десятилетие он увеличивается от нескольких раз до нескольких десятков раз (в сильной степени этот рост вызван прогрессирующим «обелением» внешнеэкономической деятельности по мере снижения тарифов и легализации ведущих участников рынка). В то же время экспорт, как правило, не развивается, стагнирует, оставаясь на протяжении всего периода на сходном уровне и отставая от объемов импорта до 120 раз. Характерно и то, что разрыв между объемами импорта и экспорта в натуральном выражении, как правило, больше, чем в стоимостном, в 1,5—2 раза. Это свидетельствует о том, что в страну идет преимущественно дешевая импортная продукция по ценам, которые заметно ниже цен на товарные аналоги, экспортируемые из страны. В целом зависимость от импорта в отрасли весьма существенна и по сырью, и по готовой продукции. Импортируются также практически все закупаемые машины и оборудование. В Россию завозится 100% хлопкового сырья, 85% шерсти, примерно столько же химических волокон и нитей. При этом натуральное сырье дорожает в силу ограниченности сырьевых баз, а синтетическое дешевеет в силу применения все более совершенных технологий. Сырьевая зависимость порождает дополнительные риски, возникающие в связи с колебаниями мировых цен на сырье и колебаниями курса валют. Доля импорта хлопчатобумажных тканей в ресурсах рынка составляет около 15%, шерстяных тканей — близка к 60%, шелковых тканей — 95%. Доля импорта швейных изделий в ресурсах рынка с середины 2000-х годов устойчиво держится на уровне 82—84%. А доля импорта обуви за этот период находится в пределах 85—88%. Эта зависимость от импорта продолжает возрастать по основным видам товаров. Так, во второй половине 2000-х годов доля импорта в товарных ресурсах выросла по тканям с 19 до 39%, по чулочноносочным изделиям — с 62 до 82%, по кожаной обуви — с 72 до 91%. Не следует воспринимать импорт как однозначно негативный фактор по отношению к отечественным производителям, поскольку, помимо прочего, он стимулирует конкуренцию. Отгораживаться от импорта уже и невозможно в силу вступления в ВТО. К тому же технологическая зависимость отечественных предприятий от импорта велика по многим параметрам. Негативными факторами для отечественных производителей выступают дешевый импорт, ввозимый с использованием незаконных «серых» схем, и дешевый контрафакт. Именно с ними и следует бороться. Заметим, что, по данным Министерства экономического развития России, доля официальных импортных товаров на рынке изделий легкой промышленности приближается к 50%. Примерно 1/4 составляют отечественные товары, а оставшаяся 1/4 приходится на неучтенную продукцию. Экспортно ориентированная деятельность осуществляется в минимальных объемах (например, экспорт одежды из текстиля и обуви достигает лишь 5—6% к объему производства). При этом доля экспорта в продажах продукции легкой промышленности, несмотря на общий рост производства, практически не растет. А там, где наблюдается некоторый рост (например, меховые изделия), преимущественно он является следствием роста цен на сырье, а не расширения экспортно ориентированного производства. Добавим, что в объеме экспорта в текстильной и швейной отраслях возрастает доля стран СНГ за счет снижения доли стран дальнего зарубежья. Во внешнеэкономической деятельности участвует очень небольшая доля предприятий легкой промышленности. Более высокая доля таких предприятий наблюдается в сфере дубления и отделки кожи (24%), в сфере производства обуви (12%), в текстильной промышленности (11%) и в сфере выделки и крашения меха (9%). Косвенная вовлеченность намного выше, поскольку большинство предприятий используют импортные материалы и химикаты, отсутствующие в России, закупая их через другие российские предприятия. В текстильной промышленности, в меховой отрасли и в производстве обуви гораздо больше предприятий импортируют, а в сегменте дубления и отделки кожи доля предприятий, вовлеченных в экспорт, даже немного превышает долю импортирующих предприятий (21% против 18%). К самым популярным странам — партнерам в экспорте можно отнести (по мере их значимости) Германию, Украину, Италию, Азербайджан, Польшу, а в импорте — Италию, Германию, Польшу, Украину, Финляндию, Китай и Турцию. На агрегированном уровне относительное замыкание на внутреннем рынке коррелирует с низкой производительностью труда, с умеренными темпами роста производства и с низким уровнем инноваций, хотя порой может сопровождаться достаточно высоким уровнемрентабельности. Во всех подотраслях легкой промышленности предприятия, участвующие во внешнеэкономической деятельности, являются более крупными по сравнению с предприятиями, которые сконцентрированы на отечественном рынке. При этом экспортно ориентированные предприятия имеют заметно более высокую производительность труда, превышающую от 2 до 6 раз аналогичный показатель для всех остальных организаций. Вступление России в ВТО оценивается как угроза для отечественной легкой промышленности, несмотря на то что снижение таможенных тарифов во многих случаях кажется небольшим (2—5%), означая рост и без того высокой зависимости от импорта. При относительно невысоком уровне маржинальности и ограниченных возможностях для экономии издержек даже такое снижение оказывается существенным, а уменьшение тарифов на 10% и вовсе способно породить болезненные эффекты, тем более что основная часть изменений планируется на 2014—2015 гг., и времени на адаптацию осталось немного. Поэтому считается, что негативные последствия для данной отрасли заведомо превышают позитивные, а компенсировать ущерб никто не собирается.
Финансовое положение предприятий
Финансовое положение предприятий легкой промышленности оценивается их руководителями несколько хуже, чем в обрабатывающей промышленности в целом. О высокой вероятности собственного банкротства в ближайшие 2—3 года говорят более четверти опрошенных руководителей. Пессимистическая оценка финансового положения в немалой степени связана с уровнем долговой нагрузки предприятий, усилившейся в период финансового кризиса. Характерно, что в годы, предшествовавшие финансовому кризису, внешнюю задолженность по кредитам наращивали как стабильно прибыльные предприятия, так и предприятия с низкой эффективностью. Характерной чертой предприятий легкой промышленности выступает высокая степень зависимости от заемных средств. Здесь ситуация в середине 2000-х годов в целом улучшалась по мере укрепления российской финансовой и банковской системы, но позитивный тренд прекратился с наступлением финансового кризиса. В результате для большинства предприятий существенным препятствием выступает высокая процентная ставка. Высказывается немалая озабоченность растущими требованиями к залогу, необходимостью кредитной истории, длительными согласова- ниями[46]. Причем эти проблемы более остры для текстильной, нежели для швейной, отрасли. По-прежнему наблюдается нехватка «длинных денег». Даже в предкризисный период, когда активность по привлечению заемных средств заметно возрастала, сроки получения кредитов в целом не росли — речь шла, как правило, о краткосрочных ресурсах. За инвестиционными ресурсами компании обращаются в основном к отечественным банкам, с зарубежными банками имеют дело единицы, ресурсы фондового рынка не использует почти никто. Большинство предприятий не планируют привлекать внешних стратегических инвесторов, которые, впрочем, и сами не торопятся приходить в отрасль. В текстильной и швейной отраслях наблюдается тенденция к повышению уровня финансовой зависимости от заемных средств. В 2012 г. самый высокий показатель соотношения собственного и заемного капиталов был в текстильной промышленности (4,2) и в меховой отрасли (3,1). Затем следует сфера пошива одежды из текстильных материалов (2,2). В отличие от текстильной и швейной отраслей, в сфере дубления и отделки кожи, производства чемоданов, сумок и прочих изделий из кожи, а также производства обуви к 2012 г. этот показатель по сравнению с 2005 г. не претерпел существенных изменений. Так, в сфере дубления и отделки кожи его значение равно 2,6, в производстве обуви ситуация полегче — 1,7, а в сфере производства чемоданов, сумок и прочих изделий из кожи — 0,8. Важно отметить, что в период кризиса соотношение собственного капитала и заемных средств у предприятий сферы дубления и отделки кожи доходило до 7. Финансовая автономия предприятий большинства подотраслей легкой промышленности является относительно низкой. Так, уровень финансовой независимости находится ниже значения, принятого критическим в мировой практике (30%), у предприятий текстильной промышленности (19%), меховой сферы (24%), сферы дубления и отделки кожи (28%). Данный факт говорит об их финансовой неустойчивости и о недостаточной инвестиционной привлекательности. В свою очередь, демонстрируют чуть более высокие показатели производители чемоданов, сумок и прочих изделий из кожи (55%), производители обуви (37%) и производители одежды из текстильных материалов (32%). В отрасли наблюдаются очень разные уровни рентабельности. Самая высокая валовая рентабельность в легкой промышленности наблюдается у производителей одежды из текстильных материалов (в 2012 г. — 32%), за ними следуют предприятия меховой отрасли (24%), производители чемоданов и сумок (20%) и производители обуви (19%). Замыкают этот список предприятия текстильной промышленности (11%) и компании сферы дубления и отделки кожи (10%). Таким образом, если брать наиболее крупные сегменты отрасли, в швейной и обувной промышленности ситуация по этому параметру выглядит более благоприятной, чем в текстильной. Рентабельность продаж у многих крупных и средних предприятий легкой промышленности находится на уровне 8—10%, при этом с годами она практически не растет, составляя даже у наиболее конкурентоспособных предприятий около 15%. По международным меркам указанные нормы рентабельности достаточно высоки, а среди «избалованных» российских инвесторов они считаются явно недостаточными. Основные проблемы предприятий
Среди наиболее серьезных проблем, стоящих перед предприятиями, на первом месте, по оценкам их руководителей, с большим отрывом идет проблема уровня налогообложения (о ней говорят почти 3/4 руководителей). И по сравнению с прочей обрабатывающей промышленностью эта проблема выглядит более острой. На второй позиции по доле упоминаний выступает дефицит квалифицированной рабочей силы. Актуальна и проблема коррупции (хотя она не столь распространена, как принято считать). Весьма болезненной для предприятий легкой промышленности выступает проблема недобросовестной конкуренции. Она реализуется посредством использования контрафактной (поддельной) продукции (30—40% продаж), параллельного импорта (ввоз в страну оригинальной продукции без разрешения правообладателя торговой марки) и «серых» схем, связанных с уходом от уплаты налогов и платежей. По данным Министерства экономического развития России, доля теневого импорта во всем импорте швейных изделий в 2012 г. составляла половину, а в импорте обуви — 60%. Каналы розничной торговли весьма неоднородны. По-прежнему в качестве основных каналов реализации подделок, параллельного импорта и товара, введенного в оборот с нарушениями налогового законодательства, выступают небольшие независимые магазины и розничные рынки, которые, несмотря на рост доли цивилизованных розничных сетей, пока занимают преобладающее место на рынке. Укрепляется тенденция к перемещению контрафакта в Интернет, который слабо контролируется отечественными регулирующими и правоохранительными органами. Дополнительные риски усиления недобросовестной конкуренции возникают в связи с созданием Единого экономического пространства. Сильны опасения того, что из Казахстана в Россию хлынет поток параллельного импорта и скрывающихся под его прикрытием подделок. Характерно, что в первые годы действия ЕЭП официальный товарообмен между странами (включая импорт из Казахстана) не вырос, а снизился, в то время как неофициальный импорт, по оценкам экспертов, вырос в несколько раз. В целом проблемы предприятий легкой промышленности раскладываются на несколько групп. На первых позициях, по оценкам их руководителей, кроме проблемы налогообложения, стоят проблемы макроэкономической стабильности, финансовых и трудовых ресурсов. Далее следует вторая группа проблем, порождаемых непрозрачностью российской экономики — непредсказуемостью государственного регулирования и коррупцией, недобросовестной конкуренцией и угрозами безопасности. На третьей позиции следуют разного рода административные барьеры и на четвертой — проблемы неразвитости производственной инфраструктуры. Предприятия легкой промышленности болезненнее переживали финансовый кризис 2008 г., который породил немало проблем и затронул фактически все опрошенные предприятия. Его последствия тяжелее отразились на их финансовом состоянии, чем на предприятиях многих других отраслей. Так, по данным GfKRus, с началом кризиса каждый четвертый россиянин (26%) сократил расходы на одежду. При этом предприятия швейной промышленности в большей степени страдали от сокращения спроса на свою продукцию, от требований предоплаты от поставщиков и от сокращения объема госзаказов, а текстильные предприятия в большей степени ощутили проблемы удорожания кредитных ресурсов, повышения требований к залогу и сокращения сроков кредитования, а также роста неплатежей со стороны покупателей продукции. Ухудшение ситуации в период финансового кризиса было вызвано не только сокращением платежеспособного спроса — он оставался относительно стабильным, и платежи от розничных продавцов продолжали поступать. Главной причиной ухудшения стало ужесточение условий доступа к кредитным ресурсам со стороны банковской системы в условиях повышенной закредитован- ности многих предприятий не только в части высоких процентных ставок, но и в части залоговой политики. Для решения проблем, порожденных финансовым кризисом, большинство предприятий применяли диверсифицированный подход, полагаясь на комбинацию разных мер. Текстильные предприятия чаще прибегали к методам гибкой занятости, переводя часть работников на неполную рабочую неделю и отправляя их в неоплачиваемые отпуска, а на швейных предприятиях чаще сокращали уровень заработной платы, доплат, премий. Текстильные предприятия чаще вводили предоплату для части своих клиентов, а швейные предприятия чаще пытались задерживать платежи отдельным поставщикам. Текстильные предприятия чаще пытались решить проблемы путем повышения отпускных цен на продукцию, а швейные предприятия, напротив, более часто старались понизить цены на продукцию. В отрасли доминируют частные предприятия, но уровень предпринимательской активности недостаточно высок. По-прежнему высоки ожидания поддержки от государства — в виде госзаказа или протекционистских мер, субсидий или налоговых льгот. Каждое пятое крупное и среднее предприятие в текстильной и швейной отраслях в конце 2000-х годов пыталось обращаться за помощью к государству. Распространенность мер государственной поддержки не столь мала — ее получало в той или иной форме в годовом измерении каждое четвертое из числа средних и крупных предприятий. Но эффективность мер государственной поддержки оценивается руководителями довольно низко.
Растущая сила цивилизованной розницы В настоящее время для массового потребителя цена продукта зачастую стоит на первом месте при выборе. Однако такие факторы, как качество, комфорт и удобство, становятся все более значимыми. И одним из индикаторов этого выступает снижение роли открытых рынков. Современный массовый потребитель в поиске качества и надежности перебирается в более цивилизованные торговые форматы — специализированные и фирменные магазины. Наряду с этим происходят изменения в дженералистских (универсальных) форматах: на смену универмагам постепенно приходят супермаркеты, торгующие более широким спектром товаров. Во всем мире растет организующая роль крупного ритейла и компаний, управляющих мировыми брендами, в глобальных цепях поставок. Специфика России заключается в фактическом отсутствии собственных сильных брендов и малой роли соответствующих компаний. В то же время в России создана современная розничная торговля, роль которой в цепях поставок, регулируемых покупателем, заметно повышается. Современные сетевые структуры становятся драйверами роста и качественного преобразования производства.
Отношения с розничными сетями
Одна из важных проблем заключается в характере отношений производителей с розничными сетями. Средняя доля поставок в торговые сети у поставщиков продукции легкой промышленности образует одну треть (33%). Эта доля в объеме продаж неуклонно возрастает, но пока торговые сети далеки от господствующего положения в структуре поставок. Многие поставщики изделий легпрома считают заключение договоров с торговыми сетями сложным или даже очень сложным делом. В отношении зарубежных сетей таких около половины, о сложностях с крупными и мелкими российскими сетями говорят соответственно каждый третий и каждый пятый поставщик. На усложнение условий заключения договоров поставки с крупными торговыми сетями за последние 2—3 года указывают примерно 30% поставщиков, лишь 10% считают, что условия стали проще, а для 60% поставщиков эти условия не претерпели особых изменений. В отношении мелких торговых сетей ситуация изменилась еще меньше. Поставщики обувной продукции более активно, чем представители текстильной и меховой отраслей, работают с торговыми сетями, легче заключают договоры поставки с зарубежными ритейлерами. У них реже возникают конфликты с представителями торговых сетей при заключении и исполнении договоров поставки и чаще устанавливаются партнерские отношения. Но при этом фиксируются более высокий уровень платежей торговым сетям и относительно более низкая устойчивость контрактных отношений. В свою очередь, поставщики текстильной продукции испытывают больше сложностей при заключении договоров с торговыми сетями (и крупными, и мелкими). Несколько чаще текстильщики жалуются на попытки навязывания условий договоров торговыми сетями. Но именно в этой сфере при заключении таких договоров отношения приобретают относительно более высокую устойчивость во времени. Дополнительные платежи торговым сетям требуют далеко не от всех поставщиков. Средняя доля маркетинговых платежей торговой сети в розничной цене во всех сегментах легкой промышленности равняется 5%. Доля платежей торговой сети за объем продаж (ретробонусы) образует 6—9% розничной цены. Что же касается неформальных платежей (откатов), то большинство поставщиков изделий легкой промышленности с подобной практикой не сталкиваются. Однако вызывает некоторую обеспокоенность учащение попыток получения откатов за последние 3 года от поставщиков текстильной продукции. Около половины поставщиков характеризуют отношения с розничными сетями как нейтральные и около половины — как партнерские. Почти никто из поставщиков продукции легкой промышленности не говорит о том, что конфликтов с торговыми сетями за последние три года стало больше. Тем не менее на возникновение конфликтов при заключении и исполнении договоров поставки в последние 2—3 года указали соответственно каждый четвертый и каждый третий поставщик продукции легкой промышленности. В целом контрактные отношения в цепи поставок характеризуются относительной устойчивостью и длительностью, особенно в текстильной отрасли. Доля торговых сетей, с которыми поставщики работают более пяти лет, в среднем превышает 60%. Добавим, что фактическое совпадение количественных оценок менеджеров торговых сетей и их поставщиков по многим непростым параметрам является важным фактом, свидетельствующим в пользу достоверности представленной картины.
Уроки из международного опыта
То, что происходит и будет происходить с легкой промышленностью в настоящее время, невозможно понять вне глобального мирового контекста, поскольку легкая промышленность в последнюю четверть двадцатого столетия превратилась в глобальную отрасль. На теоретическом уровне эти процессы описываются корпусом экономико-социологических концепций, включая концепцию мир-системного анализа и мирового территориального разделения труда И. Валлерстайна, концепцию глобальных цепей поставок и формирования в легкой промышленности цепей поставок, управляемых покупателями Г. Джереффи, а также концепцию новой торговой революции и возрастающей роли глобальных торговых сетей в организации производства Г. Хэмилтона и др. После Второй мировой войны растущий уровень благосостояния и формирование общества потребления в наиболее развитых странах выдвинули на передний план два типа компаний — глобальные розничные сети (Wal-Mart, Target, JCPenney, Sears) и компании, управляющие международными брендами (Nike, Liz Claiborne, Disney). Они сформировали глобальные цепи поставок, регулируемые покупателями, и превратились в настоящие драйверы роста для многих развивающихся экономик в Азии, Латинской Америке и части Африканского континента. По мере их развития прошло несколько волн территориальных сдвигов производства: в 1950—1960-е годы заказы из США и Западной Европы размещались в Японии, в 1970-е — в Северо-Восточной Азии (Гонконг, Южная Корея и Тайвань), в 1980-е годы производство перемещается в Китай и в страны Юго-Восточной Азии (Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия). В 1990-е годы процессы все больше двигаются в Южную Азию (Индия, Бангладеш, Пакистан), в Центральную Америку и в страны Карибского бассейна (Мексика, Гондурас, Доминиканская Республика, Сальвадор, Гватемала). В 1990-е годы к п
|