Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Текущие проблемы легкой промышленности в РоссииСтр 1 из 2Следующая ⇒
Каковы наиболее острые проблемы На первом месте с большим отрывом (и, нужно сказать, далеко не только в данном опросе) — проблема слишком высокого уровня налогов, ее отметили в 2005 г. 72% руководителей, и к 2009 г. их число почти не изменилось. Сколь-либо заметных различий в оценках между руководителями текстильных и швейных предприятий также не наблюдается. А вот по сравнению с прочей обрабатывающей промышленностью проблема налогов выглядит более острой — там ее упомянули лишь половина опрошенных. Проблема администрирования налогов (о ней спрашивали отдельно) тоже упоминается в достаточно большом количестве случаев (41%), но острота этой проблемы во второй половине 2000-х годов, судя по всему, снижается и для текстильной, и для швейной, и для обрабатывающей промышленности в целом. Но в общем высокий уровень налогов по-прежнему остается наиболее болезненной темой. Впрочем, на высокий уровень налогов традиционно жалуются предприниматели всех стран. Но далее обнаруживаются некоторые специфические российские черты. Так, на второй позиции по доле упоминаний выступает дефицит квалифицированной рабочей силы. Эта проблема для легкой промышленности является более важной, чем для обрабатывающей промышленности в целом, и имеет тенденцию к некоторому усугублению (48% в 2005 г. и 52% в 2009 г.)[4]. При этом даже более серьезной она выглядит для предприятий швейной индустрии (58% против 48% в текстильной отрасли в 2009 г.). Далее следует вторая проблема — макроэкономическая нестабильность (инфляция, колебания обменного курса и пр.). На нее в 2005 г. указали 43% руководителей, а к 2009 г. частота упоминаний взлетела до 68% (здесь очевидно влияние финансового кризиса). Различий между текстильной и швейной промышленностью вновь не наблюдается, и с обрабатывающей промышленностью в целом разрыв минимален — проблема действительно имеет над отраслевой характер. К ней примыкает третья проблема — высоких процентных ставок, затрудняющих заимствование ресурсов. (Эта проблема не приводится в табл. 4.1 в силу отсутствия данных за 2009 г.). На нее в 2005 г. указали 40% руководителей предприятий легкой промышленности (в обрабатывающей промышленности в целом эта проблема на тот момент была менее остра — о ней сказали 22%). К сожалению, данные за 2009 г. по этому параметру отсутствуют. Но мы полагаем, что его значение, как минимум, сохранилось, а скорее всего, даже возросло. На высокую позицию в рейтинге проблем (и это еще одна специфическая российская особенность) была поставлена непредсказуемость государственного регулирования (37%), которая к 2009 г. выросла до 50% и стала выглядеть более болезненной, чем для прочих отраслей обрабатывающей промышленности (здесь уже причины, скорее всего, не в финансовом кризисе). Интересно, что увеличение частоты упоминаний произошло исключительно за счет руководителей швейных предприятий (у текстильщиков она осталась на прежнем уровне). Специфика российской ситуации проявляется и в том, насколько важной оказалась, судя по ответам руководителей предприятий, проблема недобросовестной конкуренции (злоупотребление доминирующим положением, демпинг, использование личных связей и т.п.). На нее обратил внимание каждый третий руководитель и в текстильной, и в швейной промышленности, а с течением времени ситуация почти не менялась. Добавим, что руководители в других отраслях обрабатывающей промышленности оценивают ее более умеренно (23% в 2009 г.), а для предприятий легкой промышленности проблема недобросовестной конкуренции оказывается более болезненной. Как всегда, актуальна (хотя и не столь распространена, как принято считать) проблема коррупции. В 2005 г. на нее как на «существенное» или «очень серьезное» препятствие указали 28% руководителей предприятий легкой промышленности, причем вдвое больше жалоб поступило от руководителей швейной, нежели текстильной, промышленности (40% против 19%). Это выглядит вполне логичным: коррупция выступает как своего рода побочный продукт упомянутой выше непредсказуемости государственного регулирования (или как доморощенное лекарство против этой «болезни»). Примечательно, однако, что к 2009 г. значимость данной проблемы, по оценкам руководителей, снизилась до 23%, правда, целиком за счет швейной промышленности, где ее значение упало с 40 до 25% (в текстильной отрасли оно даже немного подросло). Вероятно, кризис вывел на передний план другие проблемы, а сама по себе проблема коррупции начала активно раскручиваться лишь в последние пару лет, уже после проведенных опросов Добавим, что разница с обрабатывающей промышленностью в целом в обеих временных точках невелика. В то же время были обозначены еще две проблемы, роль которых, напротив, заметно возросла. Первая среди них связана с таможенным оформлением — доля упоминаний с 2005 по 2009 г. здесь почти удвоилась — с 15 до 29%. Причем произошло это обострение именно в легкой промышленности (в обрабатывающей промышленности в целом такого увеличения не наблюдалось). Особенно острой она начала выглядеть для многих руководителей швейной промышленности (39% против 23% в текстильной отрасли). Не исключено, что это связано с повышением активности таможенных органов в данный период. Затрагивался ряд вопросов, связанных с преодолением административных барьеров. Среди них в 2009 г. обозначаются проблемы получения и оформления земельных участков (21% в текстильной и 11% в швейной промышленности), получения разрешений на строительство и оформление проектной документации (19% в текстильной и 14% в швейной промышленности), получения лицензий (15% в текстильной и 8% в швейной промышленности). Проблемы эти (кроме получения лицензий) понемногу нарастают, но неспецифичны для легкой промышленности — в обрабатывающей промышленности в целом с ними сталкиваются с той же частотой. В отдельную группу следует выделить проблемы с производственной инфраструктурой. Среди них в 2009 г. особо отмечаются обеспечение электроэнергией, что особенно важно для текстильных предприятий (23% против 6% в швейной отрасли), транспортировка грузов (6% в текстильной и 8% в швейной промышленности), проблема обеспечения связи (4% в текстильной отрасли, швейными предприятиями в 2009 г. не упоминается). И наконец, в конце списка с незначительными 3—4% упоминаний находилась в 2005 г. проблема законодательного регулирования трудовых отношений. Впрочем, к 2009 г. эта доля выросла до 20% (17% в текстильной отрасли и 25% в швейной отрасли). Подобное обострение, скорее всего, было связано с провоцированными финансовым кризисом административными запретами увольнять излишних работников. Когда в подобные дела начинает вмешиваться прокуратура, градус проблемы неминуемо устремляется вверх. Играют свою роль и ограничения на прием зарубежных мигрантов.
Подводя общие итоги, мы можем сказать, что, по оценкам руководителей крупных и средних предприятий легкой промышленности, на первых позициях стоят проблемы налогообложения, макроэкономической стабильности, финансовых и трудовых ресурсов. Далее следует вторая группа проблем, порождаемых непрозрачностью российской экономики — непредсказуемостью государственного регулирования и коррупцией, недобросовестной конкуренцией и угрозами безопасности. На третьей позиции следуют разного рода административные барьеры и на четвертой — проблемы неразвитости производственной инфраструктуры. Добавим, что на фоне обрабатывающей промышленности в целом первая и вторая группы проблем для предприятий легкой промышленности, судя по ответам их руководителей, выглядят более значимыми, а по третьей и четвертой группам проблем серьезных отличий нет.
Влияние финансового кризиса
Финансовый кризис 2008—2009 гг. породил немало проблем и затронул фактически все опрошенные предприятия. Ниже мы приведем список основных финансовых проблем (в порядке убывания значимости) и доли предприятий, которые оценили эти проблемы как «очень острые» (если проблема считалась «не очень острой», то эти оценки нами не учитывались). Сокращение спроса на свою продукцию как очень острую проблему испытали 62% предприятий легкой промышленности. Второй по распространенности острой проблемой стало удорожание кредитных ресурсов (52% предприятий)[5]. За ними следуют рост неплатежей (задержек оплаты) со стороны покупателей продукции (47%) и требования предоплаты продукции со стороны поставщиков (47%). Обострившиеся проблемы с заимствованиями ресурсов были вызваны также повышением требований к залогам при получении кредитов, что существенно снизило их доступность (40%), и сокращением сроков кредитования (36%). Далее, каждое пятое предприятие (21%) пострадало от сокращения объема госзаказов. В результате каждое третье предприятие (31%), по оценкам их руководителей, испытало резкое ухудшение финансового состояния, поставившее предприятие перед угрозой банкротства. При сравнительном анализе данных бросается в глаза то, что почти по всем приведенным позициям доля предприятий легкой промышленности, для которых они приобрели очень острый характер, заметно выше соответствующей доли предприятий обрабатывающей промышленности в целом. Отсюда следует, что предприятия легкой промышленности болезненнее переживали финансовый кризис, и его последствия тяжелее отразились на их финансовом состоянии. При сравнении же текстильной и швейной отраслей выяснилось, что их проблемы во многом разные: предприятия швейной промышленности в большей степени страдали от сокращения спроса на свою продукцию (64%), от требований предоплаты от поставщиков (50%) и от сокращения объема госзаказов (31%). В то же время текстильные предприятия в большей степени ощутили проблемы удорожания кредитных ресурсов (58%), повышения требований к залогу (54%) и сокращения сроков кредитования (42%), а также роста неплатежей со стороны покупателей продукции (50%) (см. табл. 4.2). Какие меры приняли предприятия легкой промышленности для решения проблем, порожденных финансовым кризисом? Большинство из них применяют диверсифицированный подход, полагаясь на комбинацию разных мер. Более 40% предприятий и в текстильной, и в швейной промышленности сокращали выпуск продукции и уменьшали численность занятых. Но есть и ряд существенных различий. Так, текстильные предприятия чаще прибегали к методам гибкой занятости, переводя часть работников на неполную рабочую неделю и отправляя их в неоплачиваемые отпуска (56%), а на швейных предприятиях чаще сокращали уровень заработной платы, доплат, премий (42%). Текстильные предприятия чаще вводили предоплату для части своих клиентов (42%), а швейные предприятия чаще пытались задерживать платежи отдельным поставщикам (48%). Текстильные предприятия чаще пытались решить проблемы путем повышения отпускных цен на продукцию (31%), а швейные предприятия, напротив, более часто старались понизить цены на продукцию (36%), пользуясь более высоким исходным уровнем рентабельности. Швейные предприятия также значительно чаще были вынуждены приостанавливать запуск новых инвестиционных проектов (56%) или уже запущенных ранее инвестиционных проектов (31%), вероятно, потому, что у них этих проектов на старте было больше, чем в текстильной промышленности. Швейные предприятия также активнее пытались выйти на новые рынки сбыта (56%), но возможности эти были объективно ограничены, поскольку значительной части предприятий (39%) пришлось урезать расходы на рекламу, что продвижению на новые рынки отнюдь не способствует. Наконец, каждое пятое предприятие в обеих отраслях пыталось обращаться за помощью к государству.
Сырьевая зависимость Есть важные проблемы, которые почти не были затронуты в используемом нами количественном исследовании, поскольку они касаются не столько стратегии предприятий, сколько ситуации, складывающейся с контрагентами в цепи поставок. Отношениям с розничными сетями мы посвятим специальный раздел 5. Если же говорить о начальных звеньях цепи поставок, то в первую очередь речь идет о нарастающих сырьевых проблемах. Текущее состояние отечественной сырьевой базы оценивается экспертами как неудовлетворительное. С распадом СССР многие сырьевые производства оказались за пределами России. В результате импортируется 100% хлопкового волокна, значительная часть шерсти. Мериносная и тонкая шерсть, натуральный шелк в России не производятся. В постсоветский период, несмотря на благоприятную мировую конъюнктуру, упало производство мехового сырья, а по качеству этого сырья мы оказались неконкурен- тоспособным. Высока зависимость от импорта и в сфере химических волокон и нитей, которые используются в возрастающем объеме. В отличие от синтетического сырья, которое дешевеет в результате постоянных инноваций в сфере технологий, цены на натуральное сырье ввиду ограничений ресурсной базы имеют тенденцию к росту. Это порождает дополнительные риски, возникающие в связи с колебаниями мировых цен на сырье и с колебаниями курса валют. В то же время объемы экспорта стагнировали, находясь на прежнем уровне до 2007 г., а в последующие годы снизились в 2 раза (за счет падения экспорта химических волокон почти в 4 раза — см. рис. 4.2). Сегодня объем экспорта по стоимости меньше объема импорта по химическим нитям в 13 раз (по сравнению с 1999 г. это соотношение выросло в 10 раз), а по химическим волокнам в 46 раз (в 1999 г. — всего в 2,5 раза).
Вступление в ВТО
Легкую промышленность нередко называют в числе отраслей, наиболее подверженных риску в связи со вступлением в ВТО. В то же время оценки выгод и издержек легкой промышленности различными участниками рынка далеко не однозначны. Еще до вступления в ВТО специалисты предсказывали приток зарубежных товаров по низким ценам. Связывали его прежде всего с тем, что Россия на момент вступления в ВТО имела достаточно слабые переговорные позиции, а значит, была вынуждена уступать требованиям других стран. Последние же стремились получить максимально выгодные для себя условия[6]. Аналогичные прогнозы относительно роста объема импортной обуви и одежды высказывались в 2012 г. представителем Минпромторга России[7]. При обсуждении последствий вступления в ВТО Минпромторг представил такой показатель, как риски легкой промышленности от вступления в ВТО, и оценил его в 2,7 млрд руб., компесация за счет государственной поддержки должна была составить 600 млн руб. Основным следствием вступления в ВТО будет снижение таможенных тарифов[8]. В легкой промышленности эти изменения затронут разные группы товаров в различной степени. Здесь важны три аспекта: размер новой пошлины, ограничения на минимальный размер пошлины (если они есть) и год введения (изменения) пошлины. Опираясь на Перечень CLXV[9], рассмотрим эти пошлины для каждой группы товаров — начиная с сырья и заканчивая готовой продукцией. Хлопок. Несмотря на достаточно широкий спектр включаемых в данную группу товаров, изменения коснутся далеко не всех из них. Снижение ставок ожидает 92 наименования товаров. Причем для половины из них оно произойдет достаточно скоро — в 2014 г., остальные изменения поровну распределены между 2015 и 2016 гг. Снижение ставок на 5% произойдет для товаров, таможенная ставка для которых сегодня составляет 15%. Там же, где ставка уже сегодня составляет 5% (это прежде всего нитки и пряжа, расфасованные для розничной продажи), никаких изменений не ожидается. Прочие растительные текстильные волокна; бумажная пряжа и ткани из бумажной пряжи. В этой группе из 30 наименований товаров только для четырех наименований таможенные ставки будут снижены. Изменения затронут джутовое волокно и волокно кокосового ореха (снижение с 5 до 3% к 2014 г.), а также неотбеленные ткани из джутовых волокон (с 10 до 8% к 2014 г.). Шерсть, тонкий и грубый волос животных; пряжа из конского волоса и ткань. Из почти 80 наименований товаров данной группы изменения затронут больше половины. Новые таможенные ставки будут составлять 5—10%, старые находились на уровне 15%. Абсолютное большинство конечных ставок должно быть установлено к 2016 г. В случае с шелком изменения будут минимальными. Эта группа включает всего 30 наименований, сегодня уровень таможенных ставок для них составляет 5%. К 2014 г. для шелковых тканей этот показатель снизится до 3%. Химические нити. Сегодня для данной группы товаров, включающей более 100 наименований, таможенные ставки составляют 10% (исключением являются ткани из арамидов — 20%). Впоследствии ставки будут установлены на уровне 5—8%. Переход к ним будет происходить с 2013 по 2017 г., но ббльшая часть конечных ставок будет установлена в 2016 г. Химические волокна — достаточно обширная группа товаров, включающая около 200 наименований. Однако только для 37 из них будут введены изменения в таможенных ставках. Сегодня они составляют 5 и 10%. Пятипроцентные ставки изменения не затронут, десятипроцентные же ставки будут снижены. Конечные ставки составят от 5 до 8%. Практически все изменения (за исключением двух случаев) будут введены к 2014 г. Вата, войлок и нетканые материалы; специальная пряжа; бечевки, шнуры, веревки и канаты и изделия из них. Эта группа содержит более 100 наименований товаров, однако изменения затронут только 26 из них. Там, где таможенная ставка составляет 15%, она будет снижена до 10%. При этом для нескольких видов сетей ставка также снизится с 5 до 3,75%. Но все эти изменения произойдут не в самое ближайшее время — все конечные ставки будут установлены в 2016—2017 гг. Ковры и прочие текстильные напольные покрытия. Эта группа изделий интересна тем, что здесь меняется сам принцип расчета пошлин. На данный момент существуют фиксированная ставка (20% для указанной группы) и минимальная оплата за 1 кв. м. В будущем же предполагается обозначить фиксированную цену за 1 кв. м, она колеблется в зависимости от конкретного товара, но составляет около 0,3 евро за 1 кв. м. Новая система будет введена в 2015-2016 гг. Специальные ткани; материалы с прошивным ворсом; кружева; гобелены; отделочные материалы; вышивки. Для большей части товаров данной группы к 2017 г. планируется снизить ставку с 20 до 10%. Исключением являются относительно дорогие ткани — здесь ставка будет снижена только до 13%. Текстильные материалы пропитанные, с покрытием, дублированные; текстильные изделия технического назначения — еще одна группа изделий, которую затронет изменение таможенных ставок. Снижение ставок в 2016 г. произойдет только по 6 позициям из более чем 40 позиций и составит 5% (с 15 до 10%). Трикотажное полотно машинного или ручного вязания. В этой группе ставки практически для всех наименований товаров снизятся. Произойдет это преимущественно в 2014 г. (в редких исключениях — в 2015 г.). На сегодняшний день ставки для всех товаров этой группы составляют 10%, затем они будут снижены до 5-8%. Одежда и принадлежности одежды трикотажные, машинного или ручного вязания. Список наименований в данной группе достаточно велик, и изменения здесь связаны сразу с несколькими аспектами. В первую очередь важно отметить, что после вступления в ВТО произойдет снижение как самой таможенной ставки, так и размера минимального платежи за 1 кг продукции. Исключением являются такие товары, как носки, колготы, шарфы и т.п., для которых установлена только таможенная ставка. Сейчас таможенные ставки для этих товаров находятся в диапазоне 15-20%, после изменения они окажутся на уровне 10-17,5%. Подавляющее большинство конечных ставок для этой группы будет снижено в 2015 г. Одежда и принадлежности одежды текстильные (кроме трикотажных, машинного или ручного вязания). В этой группе изменения также затронут почти все виды товаров. Изменения идут по нескольким направлениям: с одной стороны, снижается сама таможенная ставка, с другой — снижается размер минимального платежа. Помимо этого, для нескольких товарных категорий происходит переход от ставки в процентах к оплате фиксированной суммы за 1 кг продукции. Несмотря на то что установление конечной ставки приходится на период с 2013 по 2017 г., в абсолютном большинстве случаев это произойдет в 2017 г. Прочие готовые текстильные изделия; наборы; одежда и текстильные изделия, бывшие в употреблении; тряпье. Как и в случае с текстильной одеждой, таможенная ставка задается определенным процентом от стоимости и минимальным размером платежа за 1 кг, изменения здесь происходят аналогично: снижается процентная ставка, а с ней уменьшается и минимальный размер платежа. Также остается ряд товаров — мешки, брезенты, навесы, — для которых таможенный платеж будет равен проценту от стоимости. Однако если раньше ставки лежали в интервале от 10 до 20%, то теперь они будут варьировать от 7 до 17,5%. Переход к новым ставкам произойдет преимущественно в 2015 г. Обувь, гетры и аналогичные изделия; их части. Для данной группы изменения также затронут практически все наименования товаров. Цена здесь, как правило, указывается за пару. В таком случае фиксированная сумма за пару будет просто снижена. Однако для значительной части товаров произойдет переход от установленной сегодня ставки — процент плюс фиксированная сумма за пару — к оплате фиксированной суммы за пару. При этом две трети изменений приходятся на 2015 г., треть — на 2016 г. Головные уборы и их части. Список наименований здесь составляет около 20 позиций, и все будут затронуты изменениями таможенных ставок. Преимущественно произойдет снижение с 20 до 15%. Более резкое падение будет характерно для головных уборов из резины и пластмассы — для них таможенная ставка снизится с 20 до 10%. Установление конечных ставок запланировано на 2015-2016 гг. и в значительной мере на 2017 г. Зонты, солнцезащитные зонты, трости, трости-сиденья, хлысты, кнуты для верховой езды и их части. Для всех товаров данной немногочисленной группы (всего 9 наименований) к 2017 г. планируется снижение ставки с 20 до 15%. Обработанные перья и пух и изделия из них; искусственные цветы; изделия из человеческого волоса. Для этой группы товаров также ожидается снижение пошлин с 20 до 15% в 2017 г., исключением являются цветы и плоды из пластмассы, ставки на которые должны снизиться уже в 2014 г. Необработанные шкуры и кожа [кожевенное сырье] (кроме натурального меха) и кожа. В данной группе почти для всех товаров ситуация сходная. Для без малого 100 наименований связанная ставка ввозной таможенной пошлины составляет 5%, и изменений здесь не ожидается. Только для одного наименования кожи ставка будет снижена до 3% к 2014 г. Изделия из кожи; шорно-седельные изделия и упряжь; дорожные принадлежности, дамские сумки и аналогичные им товары; изделия из кишок животных (кроме кетгута из натурального шелка). В эту группу входит около 60 наименований товаров, и здесь изменения будут иметь более сложный характер. Снижение таможенных ставок затронет 35 наименований товаров. Сегодня пошлины на них составляют 20% (исключение составляют конвейерные ленты, ремни и прочие изделия из натуральной или композитной кожи и изделия из кишок, для которых ставка находится на минимальном уровне — 3%). Вступление в ВТО повлечет за собой установление ставок на уровне от 8 до 15%. Снижение произойдет не сразу — в период с 2015 по 2017 г., но более чем для половины товаров конечные ставки должны быть введены в 2015 г. Натуральный и искусственный мех; изделия из него. Эта группа содержит около 100 наименований товаров, и для 77 наименований в результате вступления в ВТО таможенные ставки будут снижены. Сегодня для шкурок всех животных таможенная ставка составляет 10%, для готовых изделий из них — 20%. И те, и другие ожидает двукратное снижение, ставки на шкурки в подавляющем большинстве случаев снизятся к 2014 г., на одежду — к 2015 г. Особо обратим внимание на искусственный мех, для которого ставка будет снижена с 10 до 7%, но только к 2015 г. Мы видим, что планируемые изменения произойдут в разные годы, но большая часть конечных таможенных ставок будет установлена в 2015 г. Обобщая приведенные выше данные, можно выделить специфические черты, связанные с установлением конечных таможенных ставок для каждого основного звена цепи поставок в легкой промышленности. Сырье. Говоря о сырье, можно выделить те продукты, которые практически не испытают влияния изменения таможенных ставок: это шелк и необработанные кожи. Для них таможенные ставки почти не изменятся. В большей степени изменится ситуация с мехом и шерстью — здесь ставки установятся на уровне 10% практически для всех товаров данной категории (сейчас они преимущественно составляют 15%). Для хлопка и химических волокон изменения также будут достаточно заметны, правда, коснутся они преимущественно товаров, для которых сегодня ставка установлена на уровне выше 5%, для остальных товаров изменений не произойдет. Изменения будут происходить на протяжении всего периода с 2013 по 2017 г., когда ставки постепенно будут меняться для различных групп товаров. Только для ваты и войлока все изменения ожидаются не ранее 2016 г. Ткани. В меньшей степени изменение ставок касается текстильных материалов, а по трикотажным тканям ожидается их снижение: с 10 до 5-8%. Для специальных тканей снижение ставок еще более существенно: с 20 до 10%, однако оно несколько отложено во времени и произойдет только в 2017 г. Готовая продукция. Независимо от используемого материала всю готовую продукцию ожидают изменения как в размере ставки, так и в размере минимального платежа. Для трикотажных изделий ставки должны быть снижены в 2015 г. и будут укладываться в интервал 10-17,5% (сейчас ставки составляют 15-20%). Нетрикотажные изделия изменения затронут чуть позднее: там основное количество конечных ставок будет введено в 2017 г., будут также снижены и ставки, и минимальный платеж. Для ряда товаров произойдет и переход к оплате фиксированной суммы за 1 кг продукции. В случае с обувью для значительного количества наименований продукции произойдет переход к оплате фиксированной суммы за пару товара, основная часть изменений здесь придется на 2015 г. И наконец, для головных уборов, зонтов, продукции из пуха и перьев наиболее распространенной мерой будет снижение таможенной ставки, как правило, с 20 до 15%, в большинстве случаев это произойдет в 2017 г. В заключение обратимся к анализу усредненных показателей по каждой группе товаров и рассмотрим, насколько сильно изменятся те или иные таможенные ставки (см. табл. 4.5). Все средние значения устанавливаемых после вступления в ВТО ставок таможенных пошлин не превышают 20% и не оказываются ниже 3%. Основная их часть укладывается в интервал от 4 до 15%. Самые высокие ставки пошлин в среднем будут установлены для одежды и текстильных изделий, бывших в употреблении, и прочих текстильных изделий, самые низкие — для шелка. При этом самое большое падение ставок таможенных пошлин будет наблюдаться для головных уборов, а также для ковров и прочих текстильных напольных покрытий. Несмотря на то что снижение таможенных тарифов во многих случаях кажется небольшим (2—5%), в целом вступление России в ВТО оценивается представителями отрасли как угроза для отечественной легкой промышленности, подразумевая рост и без того высокой зависимости от импорта. При относительно невысоком уровне маржинальности и ограниченных возможностях для экономии издержек даже такое снижение оказывается существенным, а уменьшение тарифов на 10% и вовсе способно породить болезненные эффекты, тем более что основная часть изменений планируется на 2014—2015 гг., и времени на адаптацию осталось немного. В большей степени это касается производства готовой одежды. Текстильщики несколько выиграют от возможного удешевления импортного сырья, хотя в то же время может усилиться конкуренция в части производства тканей. И в целом считается, что негативные последствия для данной отрасли заведомо превышают позитивные, а компенсировать ущерб никто не собирается. Кроме того, российская легкая промышленность должна выстроить стабильную систему и научиться работать по стандартам ВТО, ведь на данный момент количество специалистов, готовых работать в соответствии с новыми требованиями ВТО, совсем невелико[10]. Многие производители в отрасли считают, что российское государство недостаточно боролось за сохранение условий, необходимых для защиты отечественных предприятий легкой промышленности, в переговорах по поводу вступления в ВТО, полагая, что в ряде случаев запланированного снижения тарифов можно было бы избежать. В то же время нельзя не отметить, что снижение тарифов способствовало «обелению» рынка, снижению его теневой составляющей.
Формы недобросовестной конкуренции
Весьма значимой проблемой на рынках изделий легкой промышленности в настоящее время выступает недобросовестная конкуренция. Она реализуется посредством трех видов деятельности, связанных с использованием соответственно контрафактной продукции, параллельного импорта и «серых» схем. Эти виды деятельности могут быть взаимосвязаны, тем не менее необходимо четко их различать. Контрафактной является продукция, выпущенная с неправомочным размещением на ней (с подделкой) товарных фирменных знаков в целях введения потребителей в заблуждение. Уточним, что товарный фирменный знак представляет собой средство индивидуализации с помощью обозначений (названия, логотипы, символы), закрепленных в собственности компании, функция которого состоит в различительной способности однородных (сходных/одной группы) товаров. К прямым подделкам примыкают товары-имитации — продукция, выпущенная с копированием или стилевым заимствованием (до степени смешения) отдельных элементов товарных фирменных знаков. Параллельный импорт, в отличие от подделок, сопряжен с использованием оригинального продукта. Он означает введение в гражданский оборот товара, защищенного товарным знаком, посредством импорта без разрешения правообладателя в страну, не предназначенную для его распространения. «Серые» схемы подразумевают способы хозяйственной деятельности, связанные с уходом от налогов и платежей. Например, «серый» импорт — это импорт товаров с нарушениями порядка таможенного оформления, связанными с недостоверным декларированием, занижением стоимости и/или количества ввозимых товаров.
Поддельная продукция
Торговля одеждой и обувью сегодня в России является сферой массового распространения контрафакта, который оценивается в среднем на уровне 30-40% продаж, что особенно характерно для известных брендов спортивной одежды и обуви. В 1990-е годы контрафактная продукция господствовала на российских рынках. В 2000-е годы наметилась тенденция к заметному сокращению ее объемов, что было связано, с одной стороны, с усилением борьбы с подделками и имитациями, а с другой — с повышением осведомленности и требовательности конечных покупателей. В период финансового кризиса 2008/2009 гг. эти позитивные тенденции приостановились в силу роста потребительского спроса на более дешевые товары, а также падения цен на вторичном рынке оборудования, которое может использоваться для незаконного производства[11]. Сегодня на рынках одежды и обуви подделки затрагивают как сегменты премиум-класса, так и сегменты массовых товаров. При этом, по мнению экспертов, продукция премиум-класса больше страдает от имитаций, в то время как массовые продукты — от прямых подделок и фальсификаций. Отмечается, что все чаще потоки контрафакта «прячутся» за потоками оригинальной продукции. Это проявляется не только в улучшении качества, но и в уровне цены, которая совпадает или приближена к цене оригинальной продукции. Все это приводит к более явному обману потребителей в отличие от продажи подделок по пониженным ценам. Иногда более дешевые партии поддельного товара маскируются под «таможенный конфискат» или, значительно чаще, выдаются за «качественную лицензионную продукцию». Становится более распространенным и такой способ введения потребителей в заблуждение, как регистрация отечественных товарных знаков с иностранными наименованиями и их реализация в качестве «импортного» товара.
Параллельный импорт
Параллельный импорт, несомненно, вреден для политики компаний-правообладателей, которые несут не только текущие издержки на производство товара, но и единовременные расходы на разработку и продвижение новых продуктов, в то время как параллельные импортеры паразитируют на чужих инвестициях, пользуются уже сформированным спросом. При этом для конечного покупателя параллельный импорт вовсе не обязательно оказывается дешевле. Но главное — параллельный импорт сплошь и рядом становится прикрытием для ввоза некачественных, просроченных, бракованных, поддельных и фальсифицированных товаров, повышая риски для конечного покупателя. И наиболее серьезная угроза, по мнению многих экспертов, заключается именно в этом[12]. Если к партии параллельно ввозимого товара добавляется поддельная продукция, то отличить оригинальный товар от поддельного конечный покупатель чаще всего не может, и он становится объектом прямого обмана. «Серые» схемы
Очень часто распространение контрафактной продукции и параллельный импорт сопрягаются недобросовестными участниками рынка с использованием «серых» схем, связанных с уходом от уплаты налогов и платежей, что повышает их конкурентные преимущества по сравнению с добросовестными компаниями. И если подделки и параллельный импорт имеют массовый характер преимущественно в сегментах одежды и обуви, то использование «серых» схем налоговой оптимизации распространяется и на ткани. Так, при импорте тканей (как и при ввозе одежды и обуви) часто практикуется перекодировка товара с существенным занижением его стоимости для минимизации таможенных платежей и НДС, товары проходят таможенную очистку на вес, возможна и чистая контрабанда при работе «вчерную» и полном уходе от официальных платежей. Масштабы подобных операций очень значительны. Так, по данным Министерства экономического развития России, доля теневого импорта во всем импорте швейных изделий в середине 2000-х годов составляла три четверти, затем она несколько снизилась, но в 2012 г. она все равно составляла половину общего объема импортных изделий. Доля же теневого импорта обуви с середины 2000-х годов колеблется вокруг 60%. «Серые» схемы незаконной налоговой оптимизации используются в отношении не только импортируемого товара, но и продукции, производимой на отечественных рынках. Частичный или полный уход от уплаты таможенных платежей, НДС, ЕСН или налога на прибыль делает недобросовестную деятельность выгодной, даже если она не слишком эффективно организована. Способствуют этому и относительно низкие издержки входа на рынок. По-прежнему в качестве основных каналов реализации подделок, параллельного импорта и товара, введенного в оборот с нарушениями налогового законодательства, выступают небольшие независимые магазины и розничные рынки, которые, несмотря на рост доли цивилизованных розничных сетей, пока занимают преобладающее место на рынке [13] . Укрепляется тенденция к перемещению контрафакта в Интернет, который слабо контролируется отечественными регулирующими и правоохранительными органами. По оценкам руководителей крупных и средних предприятий легкой промышленности, существуют четыре группы проблем. На первых позициях стоят проблемы налогообложения, макроэкономической стабильности, финансовых и трудовых ресурсов. Далее следует вторая группа проблем, порождаемых непрозрачностью российской экономики, — непредсказуемость государственного регулирования и коррупция, недобросовестная конкуренция и угрозы безопасности. На третьей позиции следуют разного рода административные барьеры и на четвертой — проблемы неразвитости производственной инфраструктуры. Предприятия легкой промышленности болезненнее переживали финансовый кризис, и его последствия тяжелее отразились на их финансовом состоянии. Это было связано не столько с падением платежеспособного спроса, который быстро восстановился, сколько с ухудшением условий доступа к заемным средствам при высоком уровне закредитованности предприятий. С распадом СССР многие сырьевые производства оказались за пределами России. В результате резко выросла сырьевая зависимость от импорта и в части натурального, и в части искусственного сырья. Это порождает дополнительные риски, возникающие в связи с колебаниями мировых цен на сырье и с колебаниями курса валют. В то же время объемы экспорта стагнировали или даже снижались. Несмотря на то что снижение таможенных тарифов во многих случаях кажется небольшим (2—5%), в целом вступление России в ВТО оценивается представителями отрасли как угроза для отечественной легкой промышленности, означая рост и без того высокой зависимости от импорта. При относительно низком уровне маржинальности и ограниченных возможностях для экономии издержек даже такое снижение оказывается существенным, а уменьшение тарифов на 10% и вовсе способно породить болезненные эффекты, тем более что основная часть изменений планируется на 2014—2015 гг., и времени на адаптацию осталось немного. Весьма значимой проблемой на рынках изделий легкой промышленности в настоящее время выступает недобросовестная конкуренция, реализуемая посредством использования контрафактной продукции, параллельного импорта и «серых» схем. Дополнительные риски здесь возникают в связи с созданием Единого экономического пространства. Сильны ожидания того, что из Казахстана в Россию хлынет поток параллельного импорта и скрывающихся под его прикрытием подделок.
Основные выводы
1. В настоящее время для массового потребителя цена продукта зачастую стоит на первом месте при выборе одежды. Однако такие факторы, как качество, комфорт и удобство, становятся все более значимыми. И одним из индикаторов этого, безусловно, выступает снижение роли открытых рынков. Современный массовый потребитель в поиске качества и надежности переориентируется на более цивилизованные торговые форматы — специализированные и фирменные магазины. Наряду с этим происходят изменения в дженералистских (универсальных) форматах: на смену универмагам постепенно приходят супермаркеты, торгующие более широким спектром товаров. 2. Конкуренция видится участниками рынка как весьма острая. И она продолжает нарастать — в этом уверены более половины опрошенных менеджеров и со стороны торговых сетей, и со стороны их поставщиков. 3. Механизм реализации рыночной власти следует охарактеризовать не в терминах чистого доминирования, а, скорее, в терминах взаимозависимости. Максимальная доля одной торговой сети в объеме отгруженной продукции легкой промышленности по основной товарной категории составляет 15%, а торговые сети оценивают максимальную долю одного поставщика несколько выше — в среднем на уровне 25%. Некоторое структурное преимущество по этому показателю — на стороне поставщиков. 4. Средняя доля поставок компаний в торговые сети у поставщиков продукции легкой промышленности образует ровно 1/3 (33%). По данным наших предшествующих опросов, в других сферах доля поставок в торговые сети в объеме продаж неуклонно возрастает, но пока торговые сети далеки от господствующего положения в структуре поставок. Вероятно, подобная тенденция характерна и для изделий легкой промышленности, но это требует проверки в будущих исследованиях. 5. Поставщики изделий легкой промышленности в среднем оценивают уровень торговой наценки розничных сетей выше, чем в других сферах (более 40% против 25-30%), а уровень собственной прибыли (24-25%) ставят вровень с уровнем прибыли поставщиков продовольственных товаров (23%) и выше, чем прибыль поставщиков электроники (16%). И в том, и в другом случае оценки поставщиков обуви заметно выше среднего уровня. И в том, и в другом случае эти оценки полностью соответствуют средним оценкам менеджеров торговых сетей, подтверждая тем самым объективность полученных данных. Как правило, уровень торговой наценки розничных сетей в отрасли оценивается в 1,52 раза выше, чем уровень прибыли поставщиков соответствующей продукции. В торговле обувью это различие достигает 2,5 раза. 6. В отношении зарубежных сетей около половины поставщиков считают заключение договоров сложным или даже очень сложным делом. Устанавливать контрактные отношения с российскими торговыми сетями несколько проще — здесь на сложности обращает внимание в случае крупных сетей каждый третий, а в случае мелких сетей каждый пятый поставщик изделий лег- прома. Выстраивание отношений с несетевыми магазинами не порождает никаких заметных проблем. Оценивая изменение ситуации в договорных отношениях за последние 2-3 года, примерно 30% поставщиков указывают на усложнение условий заключения договоров поставки с крупными торговыми сетями, лишь 10% считают, что условия стали проще, а для 60% поставщиков эти условия не претерпели особых изменений. В отношении мелких торговых сетей ситуация изменилась еще меньше. В отношении переговорной власти лишь 3% поставщиков изделий легкой промышленности жалуются на то, что торговым сетям часто удается навязать им отдельные условия договора поставки (у поставщиков продовольственных товаров и бытовой электроники эта доля находится на уровне 19-20%). Хотя основная же часть поставщиков признает, что иногда подобное случается (59%). 7. Средняя доля маркетинговых платежей торговой сети в розничной цене во всех трех рассматриваемых отраслях и во всех сегментах легкой промышленности равна стандартным 5%. Доля платежей торговой сети за объем продаж (ретробонусы) образует 6-9% розничной цены. И платят их далеко не все поставщики. Фактическое совпадение количественных оценок менеджеров торговых сетей и их поставщиков по этим непростым параметрам является важным фактом, свидетельствующим в пользу достоверности представленной картины. Практика неформальных платежей (откатов) при заключении договоров поставки далека от того, чтобы быть всеобщей. Более 60% поставщиков изделий легкой промышленности заявляют, что такие предложения вообще не делаются (в сфере продовольственных товаров таких менеджеров только 43%). Вызывает некоторую обеспокоенность учащение попыток получения откатов за последние 3 года от поставщиков текстильной продукции (29%). 8. На возникновение конфликтов в последние 2-3 года при заключении договоров поставки указал каждый четвертый поставщик продукции легкой промышленности (26%). Менее конфликтогенной выглядит по этому параметру обувная отрасль (7%). На возникновение конфликтов в связи с неисполнением условий договора поставки указывает каждый третий менеджер и со стороны торговых сетей, и со стороны поставщиков. В части исполнения договоров в сфере изделий легкой промышленности поставщики указывают на нарушения договорных обязательств каждой четвертой торговой сетью (26%). Оценки представителей торговых сетей вновь оказываются сходными: по их мнению, условия нарушают 22% поставщиков. В текстильной индустрии конфликты поставщиков с крупными торговыми сетями чаще возникают по срокам и объему поставляемого товара (53%), по качеству товара (47%) и по оформлению документов (40%), а в швейной индустрии относительно чаще — по вопросам товарного ассортимента (47%) и по возврату нереализованного товара (35%). В свою очередь, менеджеры торговых сетей чаще жалуются на неисполнение поставщиками условий по срокам и объемам поставки товара (71%) и на конфликты, порождаемые низким качеством поставляемого товара (41%). 9. Подавляющее большинство поставщиков во всех отраслях пытаются разрешить конфликты путем переговоров. Но, помимо переговорного способа, поставщики изделий легпрома в случае возникновения конфликтов более активно прибегают к принудительным инструментам и санкциям. Они в 1,5-2 раза чаще поставщиков в других отраслях прекращают отгрузку товаров, в 2-3 раза чаще применяют штрафные санкции, в 3-4 раза чаще досрочно разрывают договоры поставки, т.е. ведут себя в конфликтных ситуациях относительно более жестко, чем поставщики в других отраслях. 10. Почти никто из поставщиков продукции легкой промышленности не говорит о том, что конфликтов с торговыми сетями за последние три года стало больше. И ни один из сотни опрошенных поставщиков изделий легпрома не назвал отношения с торговыми сетями конфликтными. 55% менеджеров считают их нейтральными, а 45% менеджеров характеризуют их как партнерские. В целом контрактные отношения в цепи поставок характеризуются относительной устойчивостью и длительностью. Случаи не возобновления контрактных отношений единичны. Доля торговых сетей, с которыми поставщики работают менее одного года, в сфере изделий легкой промышленности составляет в среднем 12%, а более 5 лет — значительно выше (62%). Причем по последнему показателю наиболее устойчивыми выглядят контрактные отношения в текстильной отрасли (68%). 11. Мы можем заключить, что по многим показателям сфера изделий легкой промышленности не отличается сколь-либо значимым образом от двух других сфер — продовольственных товаров, бытовой техники и электроники. Но все же различия есть. Так, в части изделий легкой промышленности сторонами фиксируются в среднем более высокий уровень торговой наценки розничных сетей и несколько более высокий уровень прибыли поставщиков (особенно это касается обувной отрасли). Поставщики продукции легкой промышленности меньше жалуются на случаи навязывания им условий договора торговыми сетями и относительно чаще применяют более формальные и жесткие меры при неисполнении ритейлерами договорных обязательств. 12. Наблюдаются некоторые важные различия и между подотраслями легкой промышленности. Здесь по ряду параметров выделяется обувная промышленность. Поставщики ее продукции более активно работают с торговыми сетями, легче заключают договоры поставки с зарубежными ритейлерами. У них реже возникают конфликты с представителями торговых сетей при заключении и исполнении договоров поставки и чаще устанавливаются партнерские отношения. Но при этом фиксируются более высокий уровень платежей торговым сетям и относительно более низкая устойчивость контрактных отношений. В свою очередь, поставщики текстильной продукции испытывают больше сложностей при заключении договоров с торговыми сетями (и с крупными, и с мелкими). Несколько чаще текстильщики жалуются на навязывание условий договоров торговыми сетями. Но именно в этой сфере при заключении таких договоров отношения приобретают относительно более высокую устойчивость во времени.
МИРОВАЯ ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Легкая промышленность во второй половине двадцатого столетия превратилась в глобальную отрасль. Поэтому состояние российской легкой промышленности и перспективы ее развития необходимо оценивать на фоне мировых тенденций. Мировая легкая промышленность является уникальным примером развития отрасли. С начала 1970-х годов по настоящий момент для нее характерен непрерывный рост выпуска и интенсивности международных торговых потоков с небольшими краткосрочными колебаниями. В период с 1955 по 2000 г. объем торговли текстилем в стоимостном выражении вырос в 34 раза, одеждой — в 249 раз[14]. В 2012 г. объем международной торговли одеждой и текстилем достиг 708 млрд долл., что составило 4% мирового экспорта товаров. Для большинства развитых стран мира именно легкая промышленность, в первую очередь текстильная отрасль и производство одежды, стала на определенных этапах трамплином для экономического развития (как это было два столетия назад в более развитых странах в период первоначального накопления капитала). Так, именно эти отрасли сыграли критически важную роль для экономического развития Великобритании, Японии, отдельных регионов США на этапе ранней индустриализации. Экономические системы Гонконга, Южной Кореи и Тайваня опирались на текстиль и одежду как на основные статьи экспорта c 1950-х до середины 1980-х годов. Позже в «гонку» включились развивающиеся страны Южной и Юго-Восточной Азии[15]. Интенсивное развитие текстильной отрасли исторически не только свидетельствует о начале процессов индустриализации экономики, но и выступает одним из основных ее двигателей. Кроме того, разница в уровне экономического развития стран является причиной для постоянной диверсификации группы лидеров отрасли: по мере роста запасов капитала и уровня технологического развития группу лидеров покидают развитые игроки, уступая место развивающимся, позже вступившим на путь индустриализации. В настоящий момент именно легкая промышленность является стратегически важной для развивающихся стран мира, на которые приходится до 70% экспорта одежды. Для этой категории стран развитие легкой промышленности может рассматриваться как один из основных источников экономического роста, который предоставляет сразу несколько возможностей для интенсификации развития[16]. Так, эта отрасль характеризуется низкими барьерами входа, а производственный процесс на многих стадиях является технологически простым и трудоинтенсивным, что позволяет активно использовать относительно избыточный для бедных стран мира фактор — низкоквалифицированный труд. Технология производства гибкая, что дает возможность разбивать производственный процесс на отдельные этапы и создает условия для интернационализации и фрагментации производства, приводя к формированию глобальных производственных цепочек. По мере развития страны могут продвигаться вдоль этих цепочек, переходя на более капиталоемкие стадии, требующие более высокого уровня квалификации, что, в свою очередь, связано с ростом заработных плат и экономическим развитием. Таким образом, легкая — в первую очередь текстильная — промышленность выступает как стратегически важная для развития более бедных стран, превращая их в динамично развивающихся игроков мировой экономики. Согласно прогнозам ОЭСР, к 2030 г. именно на долю развивающихся стран придется около 60% мирового ВВП. Значительный вклад в этот рост может внести легкая промышленность. Первая часть данного раздела содержит результаты исследования основных этапов развития мировой легкой промышленности после окончания Второй мировой войны до настоящего момента. В фокусе внимания находятся основные тенденции в развитии рынков, международного и национального регулирования, повышении роли международных двусторонних и многосторонних соглашений, в эволюции и динамике становления основных игроков на рассматриваемых этапах. Выделяются ключевые события, которые оказали наиболее значительное влияние на развитие отрасли. В зоне особого внимания находятся изменения, ставшие следствием глобального кризиса 2008 г. и последовавшей за ним рецессии. Нами выявляются тренды, которые будут определять развитие отрасли в кратко- и среднесрочном периодах, в том числе оказывать влияние на российский рынок и производителей, нацеленных на экспансию на внешние рынки. Вторая часть раздела содержит ситуационный анализ трех крупных игроков современного рынка легкой промышленности: Китая, Турции и Германии. Наконец, в третьей части мы формулируем более общие выводы, касающиеся мировых трендов в формировании и изменении глобальных цепей поставок, чтобы понять, существуют ли возможности для России встроиться в эти цепи. В ходе исследования авторы опирались на широкий круг статей, опубликованных в ведущих зарубежных экономических и отраслевых журналах (прежде всего на концепцию глобальных цепей поставок), на доклады и аналитические отчеты национальных и международных организаций, на базы данных национальной и международной статистики.
|