Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Уровни процесса познания
Чувственное (эмпирическое) познание
(живое созерцание):
| - осуществляется посредством органов чувств – зрения, слуха, осязания и т.д. Существует в таких формах, как ощущение, восприятие и представление:
- ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств предмета, непосредственно воздействующих на органы чувств: запах, форма, цвет;
- восприятие – это целостный образ предмета в совокупности всех своих свойств (образ воды в реке, радуги в небе и т.д.). После прекращения воздействия предмета на органы чувств впечатление не исчезает сразу же. Оно сохраняется и закрепляется в памяти;
- представление – это обобщённый чувственный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти (воспроизведение Спасской башни Кремля), образы воображения (русалка, кентавр) и др. Это обычно расплывчатый, нечёткий образ предмета, но уже в нём совершается элементарное обобщение с выделением общих признаков и отбрасыванием несущественных.
| Рациональное (теоретическое) познание
(мышление):
| - это активный процесс отражения действительности, осуществляющийся в ходе практики и выраженный в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Мышление человека – не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального субъекта. Выделяют два уровня мышления:
- рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, жёсткого стандарта.
Это способность правильно рассуждать, ясно строить свои мысли, чётко классифицировать факты. Главная функция рассудка – расчленение и исчисление. Мышление невозможно без рассудка, это то, что часто называют здравым смыслом;
- разум (диалектическое мышление) – высший уровень рационального познания, для которого характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их природы.
Только на этом уровне мышление может постичь сущность вещей, их законы и противоречия. Главная функция разума – объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей.
Рассудок переходит в разум, когда человек выходит за пределы сложившейся готовой системы знаний, на основе выдвижения новых фундаментальных идей.
Рациональное мышление осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений:
- понятие – это форма мышления, отражающая существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях («человек есть животное, делающее орудия труда»). Наиболее общие понятия – это философские категории;
- суждение – это форма мышления, отражающая предметы, явления, процессы в определённой связи с другими. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным («Париж стоит на Сене») либо ложным («Ростов – столица России»). В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предмета, а не только существенные («золото имеет жёлтый цвет»);
- умозаключение – это момент движения мышления от одних понятий и суждений к другим, в результате чего из ранее установленного знания выводится новое (Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ – смертен).
| Интуитивное познание:
| - близко к рациональному, когда истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.
|
Два основных уровня познания – чувственное и рациональное не существуют обособленно друг от друга. «Живое созерцание» всегда предполагает мыслительную деятельность человека, размышление о наблюдаемом предмете. Но рациональное мышление не даст никакого эффекта, если оно не станет опираться на эмпирические сведения о внешнем мире.
Процессу познания всегда присущи определённые противоречия, которые символизируют собой извилистость, проблемный и даже конфликтный характер познания.
Противоречия, присущие процессу познания:
| - между субъектом и объектом (между человеком и внешним миром): представляет собой несоответствие между потребностью человека в практическом преобразовании мира и недостатком знаний о нём. С этого несоответствия и начинается процесс познания. «Мир не удовлетворяет человека, и человек своими действиями решает изменить его»,- В.И.Ленин. А.Эйнштейн писал, что все существенные идеи в науке родились из драматического конфликта между окружающим миром и нашими настойчивыми попытками понять и объяснить его.
Разрешается данное противоречие обычно путём критического преодоления исчерпавших себя представлений о мире и настойчивого поиска новых знаний, совершенствования методов познания и развития практики. Но даже если это противоречие каким-то образом находит своё разрешение, то оно со временем вновь возрождается на последующих витках познавательного поиска;
| - между данными органов чувств и мысленно-понятийным отражением окружающего мира: восход Солнца можно объяснить с помощью органов чувств, наивно полагая, что Солнце совершает свой путь вокруг неподвижной Земли. Но это явление можно объяснить и с помощью научных размышлений, доказывая подвижность обоих небесных тел. Это познавательное противоречие разрешается путём экспериментальной проверки наших предположений, с помощью системы логических рассуждений и доказательств;
| - между сложившейся теорией и появившимися новыми научными фактами и экспериментальными данными;
| - между течениями в науке, её школами и отдельными теориями;
| - между стремлением человека познать окружающий мир полнее и точнее и наличием субъективных и объективных пределов этого (рамки способностей человека, недостаточный уровень развития науки и техники и т.д.).
|
Противоречия естественны для человеческого познания как живого и вечно развивающегося процесса. Их общим источником является совокупная духовно -практическая деятельность человека, общественная жизнь. Противоречия разрешаются тоже в ходе этой деятельности – путём поиска новых методов, форм, знаний, совершенствования интеллектуальных способностей субъекта познания.
|