Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Консультирование родителей и поддержка семьи





Здесь речь пойдет об индивидуальном сопровождении семьи, под которым мы понимаем организацию психолого-педагогической, методической и материальной поддержки детей и их родителей.

На протяжении всего периода обучения семья проходит через ряд трудностей, которые ей не всегда удается решить собственными силами. Задача директора и педагогического коллектива школы – выработать общую позицию по вопросам сопровождения семьи и создать такую обстановку, чтобы родители, нуждающиеся в помощи со стороны могли получить ее самыми разными способами.

 

Организация консультаций для родителейучеников в школе – одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества школы и семьи. Большая часть родителей, которые не находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются в школу за разовыми консультациями, как правило, в экстренных случаях: неуспеваемость ребенка, плохое поведение, конфликты с учителем.

Немногие директора понимают, что обращение родителя, инициированное им самим, является, с одной стороны, сигналом о неблагополучии ребенка, а с другой – возможностью установить контакт с вечно занятыми мамой или папой: именно когда проблема назрела, родители, как никогда, нуждаются в профессиональной поддержке.

В некоторых школах в структуре учебного заведения работает служба психолого-педагогического и медицинского сопровождения (ППМС), которая берет часть нагрузки на себя и достаточно успешно справляется с возникающими проблемами. Поэтому подробно останавливаться на ее деятельности здесь не имеет смысла. Хотелось бы обратить внимание на более распространенный вариант – когда сам педагогический коллектив выступает в роли консультантов, ведь достаточно часто отторжение родителей от школы начинается с неприветливого взгляда учителя или равнодушия администрации.

Напомним, что главная цель консультации – достижение более глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом, определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

Педагогическое консультирование, в отличие от просвещения, носит сугубо индивидуальный характер, и как отмечалось выше, потребность в нем возникает, как правило, тогда, когда ситуация становится чрезвычайной, требующей экстренной помощи.

Задача школы на этом этапе – попытаться оказать семье не только информационно-педагогическую поддержку, но и эмоциональную. Нередко администрация образовательного учреждения забывает, что очень многие конфликты удалось бы предотвратить на начальном этапе, если бы педагоги вовремя вспомнили о том, что существует еще одна функция в их деятельности – психотерапевтическая. Поэтому при повышении квалификации педагогического коллектива важно обратить внимание на обучение учителей именно этому виду коммуникации.

Организация консультативной помощи для родителей в образовательном учреждении имеет свою специфику. С одной стороны, консультирование должно носить строго конфиденциальный характер, а с другой – необходимо отслеживать характер затруднений родителей и учеников, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность. Лучше всего, если сбором таких данных будет заниматься штатный психолог, однако при его отсутствии с этим справится и просто опытный педагог. Задача администрации – разработать механизм сбора подобной информации и провести необходимый системный анализ.

Консультирование родителей может быть двух типов:

1. Методическое (все, что касается освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута ученика, способов дополнительного образования и т. д.).

2. Психологическое (все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией).

Однако независимо от типа существуют определенные принципы консультирования:

– создание доверительных отношений;

 

– взаимоуважение;

– заинтересованность консультантов;

 

– компетентность;

– формирование у родителей установки на самостоятельное решение проблемы;

– хорошая организация консультирования.

Не секрет, что родители учеников в основном люди занятые. Они также интенсивно работают, как и педагоги, им также тяжело выкроить в своем расписании время на посещение школы. Поэтому очень важно сделать информацию о проведении консультаций в школе максимально доступной и удобной, чтобы родитель, пришедший в школу по одному вопросу, мог попутно решить и некоторые другие.

А что делать, если родитель пришел в неурочный час, если он рассерженно дергает дверь кабинета завуча и расстраивается, что начальства нет на месте? Лучшим выходом из этой ситуации может быть такая организация школьной жизни, при которой в школе всегда будет находиться дежурный администратор, способный если уж не решить конкретную задачу конкретного родителя, то уж во всяком случае определить возможности для ее решения в будущем.

Для руководителя образовательного учреждения существенным может оказаться тот факт, что большинство конфликтных ситуаций возникает у родителей как раз в процессе индивидуального общения с учителем.

В настоящее время все больше возникает прецедентов, когда родители подают в суд на образовательное учреждение с целью реализовать свои права или «возместить разного плана убытки». Однако при ближайшем рассмотрении таких случаев выясняется, что истинной причиной обращения в суд является невнимательность администрации, игнорирование ею конфликта, возникшего между учителем и родителями, отказ своевременно принести извинения семье и ребенку за неправомерные действия.

В школе необходимо создать такую атмосферу, чтобы ЛЮБОЙ родитель, оказавшийся в ней в любое время, был встречен доброжелательно и терпимо. Сотрудничество педагогов с семьей начинается уже при входе в образовательное учреждение.

Наиболее распространенные причины конфликтов или недовольства родителей имеют в основном психологическую базу.

Так, иногда учитель, увидевший пришедшего к нему на консультацию родителя, недовольно говорит ему: «А почему вы здесь? Я вас не приглашал!»

Родителей отталкивает высокомерие и авторитарность педагогов, ведь многие из пап и мам вполне состоявшиеся в профессиональном плане люди.

Еще одной причиной утраты доверия к школе можно назвать неэтичное поведение педагогов, разглашение семейных тайн (даже из лучших побуждений, когда хочется, чтобы все предметники пожалели ученика, оказавшегося в сложной семейной ситуации).

Но самое большее недовольство вызывает у родителей пустая трата времени, когда, придя в школу для получения консультации (то есть предложения конкретного способа решения своей проблемы), родители вынуждены выслушивать упреки в адрес ребенка (и в свой собственный!) и нотации. Вряд ли в таком случае взрослый человек изъявит желание в следующий раз потратить свое время на подобную процедуру.

Чего обычно опасаются родители чаще всего? Они боятся, что их общение с педагогом (особенно не совсем дружеское) негативно скажется на ребенке в дальнейшем. Поэтому взрослые предпочитают «терпеть до последнего» и обращаться к администрации только

тогда, когда ситуация принимает чрезвычайный характер. Не будем настаивать, но все же предположим, что иногда так называемые трудные дети появляются в школе в результате несвоевременного согласования действий взрослых, ответственных за их развитие.

В любой школе наверняка есть ученики, требующие особого внимания, – дети из неблагополучных семей или дети из обычных семей, но испытывающие какие-либо сложности. Какова может быть оптимальная позиция директора по отношению к этим семьям?

Естественно, положение намного облегчается, когда в образовательном учреждении работает специальный человек – социальный педагог. Однако очень важно, чтобы каждый ребенок (как и вся его семья в целом) мог рассчитывать на круглосуточную поддержку со стороны школы. И администрация, и весь педагогический коллектив должны создать вокруг таких ребят не зону отчуждения, а зону особого внимания. И личное участие директора в судьбе «проблемных» детей играет здесь определяющую роль.

Немаловажным при оказании поддержки семье может оказаться и согласование действий родителей и педагогов. хорошо бы, чтобы в каждый час своего времени «трудный ребенок» находился в зоне чьей-то ответственности. Возможно, придется существенно откорректировать расписание внеклассных мероприятий или обратиться за помощью к другим родителям. Известны случаи, когда родители помогали учителю на «продленке», занимаясь и со своими, и с чужими детьми, регулировали таким образом взаимоотношения между учениками. Все эти усилия никогда не будут напрасными, потому что даже один «проблемный» ребенок может существенно повлиять на развитие многих других детей школы.

Любая совместная деятельность начинается с кратковременных контактов. Если эти контакты приносят сторонам обоюдно удовлетворение, то можно говорить о том, как организовать более широкомасштабную совместную работу, которая поможет родителям заботиться не только об интересах своего ребенка, но и о развитии всего образовательного учреждения в целом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Date: 2015-10-21; view: 747; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию