Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь устаревших слов и мифологических персонажей





 

«Алексей – человек божий» – 30 марта (нов. ст.); в этот день, по старому поверью, щука пробивает лед хвостом и начинается ледоход.

 

Багряница – царская одежда багряного, красного цвета.

Балаган – легкая постройка, шалаш.

Байбак – сурок.

Басурман – иноверец, обычно мусульманин.

Баутчик – краснобай, говорун.

Белун – по белорусским поверьям, дух жатвы, в образе старика со светлой бородой, в белых одеждах. Он помогает жать, награждает золотом того, кто ему услужит, выводит из леса заблудившихся.

Белая кошка – по загадке «Белая кошка лезет в окошко» (отгадка – «день»).

Богородичная, богородицына трава – чебрец, тимьян.

Бродницы – у древних славян духи – охранительницы бродов.

Буйвище – кладбище.

Бурмицкий жемчуг – крупный, правильной формы.

Бусово время – давнее время (выражение из «Слова о полку Игореве»).

Буян – крутой холм.

 

Вакантное время – каникулы, свободное время.

Валежки – здесь – варежки, теплые рукавицы.

Варяжское море – Балтийское.

Вельми – очень.

Вем – ведаю, знаю.

Вепрь – кабан.

Вертеп – убежище в глухом месте.

Вечерница – вечерняя звезда, планета Венера.

Вии – ресницы.

Водыльник – водяной.

Водяницы, водные девы – по верованиям древних славян, жены или дочери водяных, живут в реках, озерах, колодцах. Не злобны, но проказливы: путают у рыбаков сети, могут сломать плотину или мост.

Волосатка – домовиха, жена домового.

Волх Всеславьевич – герой русских былин, славный хитростью и умением оборачиваться зверем или птицей. Ходил в дальние походы – и в Индию, и в Турцию.

Выжлец – гончий пес.

Вылыглаз – лупоглаз, с глазами навыкате.

Вырии‑птицы – весенние птицы. Вырей, Ирий – у древних славян земля вечной весны, рай, куда на зиму улетают птицы.

 

Гости – купцы.

 

Девичник – вечерний праздник, на который собирались только девушки; обряд прощания невесты с подругами.

Денница – утренняя заря, утренняя звезда.

Домовище – домовина, гроб.

Дядька – слуга, воспитатель.

 

Егорьевы росы – выпавшие в ночь на святого Егорья (Георгия; Юрия) – 23 апреля по ст. ст. В этот день начинался пастушеский сезон. Согласно поверьям, Егорьева роса была особенно обильной и целебной. «На Юрьев день» скот выгоняли в поле вербовым прутом, сохранившимся от вербного воскресенья.

Езжалые – походные.

Ендова – большой ковш, которым разливали питье по стаканам.

 

Жальник – общая могила.

Желя (Жля) – вестница мертвых, богиня скорби (жалости) из «Слова о полку Игореве».

Жомы – тиски.

 

«Завивать бороду» – древний жатвенный обычай у славян; последние колосья не сжинали, а сплетали «в бороду» языческому богу Велесу, козлу, впоследствии – св. Николе.

Задушницы – вторник на Зеленой неделе, она же русальная, клечальная или семицкая. В этот день поминали умерших родителей.

Зазимье – заморозки, первые морозы.

Запеть Лазаря – жаловаться. Выражение происходит от жалобного духовного стиха – про Лазаря убогого и Лазаря богатого, – который пели нищие слепцы, прося милостыню.

Заразы – овражистая местность.

Зарное – страстное, горячее.

Засек – см. сусек.

Затрясье – трясина, болото.

Затул – затулье, ограда, защита.

Зеленое вино – водка.

Зель – молодая озимь.

Зефир – в позднеантичной и последующей литературе – божество нежного ветерка.

Злыдни – языческие духи, олицетворение Недоли.

 

Измоделый – изможденный.

Ильин день – 2 августа (по нов. ст.).

Империал – здесь: золотая монета.

Инда – даже.

Индейский брамин – индийский жрец, член высшей касты брахманов (браминов).

Индрик‑зверь – фантастическое животное. По «Голубиной книге», старинному русскому стиху: «у нас Индрик‑зверь всем зверям мати». Живет он под землей, своим единственным рогом прочищает путь подземным водам. Он же производит землетрясения: «Когда Индрик‑зверь разыграется, вся вселенная всколыбается».

 

Камка – шелк.

Кармазинное сукно – красное сукно тонкой выделки.

Карина (Карна) – богиня‑плакальщица из «Слова о полку Игореве».

Кит‑рыба – в «Голубиной книге» говорится: «Кит‑рыба всем рыбам мати». Он держит на себе Землю. «Когда ж Кит‑рыба поворотится, тогда мать‑земля вся всколыбнется, тогда белый свет наш покончится».

Клобук – головной убор монаха.

Кокурочка – булочка.

Коник – широкая лавка, ларь для спанья.

Косари – народное название начала Млечного Пути.

Косоуриться – смотреть мрачно, исподлобья.

Крес – искра от удара камнем о камень, молния.

Кукураковна – сплетница.

Кулижка – глухое место, отдаленное.

Кунтур – южноамериканская птица кондор.

Купальская ночь – ночь на Ивана Купалу, 7 июля (по нов. ст.).

Кут – угол избы, часто – красный, почетный угол.

 

Ладо и Лель – как считалось в XIX в., боги любви у древних славян. Придумали их, вероятно, потому, что в хороводных весенних песнях есть припев «ой, лель‑ладо»; решили, что это – призыв к богам.

Лал – полудрагоценный камень, похожий на рубин.

Лепообразен – красив.

Лизун – домовой.

Литра (злата) – мера веса. Византийская литра, принятая на Руси, равнялась 327, 456 г.

Лысых пересчитывать – чтобы мороз (а летом – дождь) перестал, надо вспомнить среди знакомых двенадцать лысых, записать их имена на бумажке; потом бумажку разорвать и выкинуть клочки на улицу. Тогда и мороз, и дождь уйдут туда, где двенадцатый лысый живет.

 

Мавки – малютки‑русалки.

Мара‑Марена, Морана – языческая богиня смерти, зимы и ночи у древних славян.

Марина‑ведьма – молва сделала самой знаменитой ведьмой на Руси Марину Мнишек. Говорили, что после убийства Лжедмитрпя I она улетела из Кремля, обернувшись сорокой. От нее и пошли у нас сороки.

Масличная ветвь – знак мира в античной и позднейшей европейской символике.

Мокуша (Мокошь) – языческая богиня древних славян.

Муштук – мундштук, часть конских удил.

 

Навы – мертвецы.

Налой – аналой, узкий высокий столик в церкви, на который клалась икона или священная книга. Вокруг него во время венчания трижды обводили молодых.

Наумов день – 14 декабря (по нов. ст.).

Недолука, недолуга – неловкий, вялый.

Некорыстный живот – бесприбыльная жизнь.

Немский – «немецкий», иноземный.

Неудаковый – неудачливый.

Никольшина – праздничная неделя после дня св. Николая (22 мая по нов. ст.).

 

Орфей – в греческой мифологии чудесный музыкант и певец.

Осек – засека, лес с покосом за изгородью.

Остудное – постылое.

Очарование – здесь: околдованность.

 

Паче – более.

Песьи‑головы, песи‑головцы – циклопы, с человеческим телом и собачьей головой об одном глазу. Нередко встречаются в славянских сказках и легендах.

Песьи дни – жаркое время.

Пилигрим – странник, обычно по обету – к святыням.

Плесны – стопы.

Позвизд (Посвист, Похвист) – вымышленный позднейшими литераторами (XVIII в.) бог погоды у древних славян.

Подъездок – лодка.

Полба – каша из разваренной пшеницы низкого качества.

Полорот – горлан, крикун.

Полудницы – по славянским поверьям, старухи, которые в полуденную пору загадывают встречному загадки и могут защекотать до смерти.

Полунощник – северный или северо‑восточный ветер.

Посолонь – по ходу солнца. См. книгу А. М. Ремизова «Посолонь» – детские игры на весь год, от весны до зимы (А. М. Ремизо в. Избранное. М., 1978).

Поставец – посудный шкаф.

Правеж – публичное битье батогами, обычно за неупла долга.

Пролетье – пора до Петрова дня (12 июля по нов. ст.). По пословице: «С Петрова дня – красное лето, зеленый покос».

Проливной дождь – согласно народному поверью, чтобы прекратить дождь, нужно бросить лопату на крышу Бабе‑Яге.

Прыскучий – быстрый.

Псиша – офранцуженная форма имени Психея (олицетворение души). По сказке древнеримского писателя Апулея, девушка Психея была принесена ветром Зефиром в жены богу любви Амуру.

Пушняк – хвост.

Пядь – старинная мера, неточная, так как равнялась расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцами. Таким образом, «добра мужа пядь» больше, чем нерослого человека.

Пялки – глаза.

 

Радуница, Радоница – «Навий день», «родительская» – вторник второй (Фоминой) недели после пасхи, день весеннего поминовения мертвых.

Развой – разлив.

Резвый жребий – решающий.

Рели – столбы с перекладиной, все равно для качелей или для виселицы.

Рожаница – у древних славян мифическая дева судьбы, определяющая долю, участь новорожденного.

Розвези – волокуши.

Русалки – по славянской мифологии, девы, олицетворение неприкаянных душ. По большей части народных легенд, живут в воде на деревьях или на горах. Рыбьего хвоста у них нет – это некоторые их путают с сиренами из античных мифов.

Рушить (рушать) – делить, резать.

 

Сажень – русская мера длины, равна 2,1 м.

Сафиры – сапфиры, драгоценные камни.

Сватья – свойственница, некровная родственница.

Свети‑цвет – по народному поверью, цветок папоротника, распускающийся на Ивана Купалу (7 июля по нов. ст.).

Седмица – неделя.

Сенная девушка – служанка, ждавшая приказа господ в сенях.

Сенник – сеновал.

Сиверко – резкий зимний ветер, северный или северо‑восточный.

Сочельник – день накануне рождества (25 декабря по ст. ст.).

Спорыш – в мифологии восточных славян дух жатвы, живущий в двойном колосе. Из таких колосьев в Белоруссии после жатвы плели венок, приносили его на хозяйский двор и пели «спорышевые песни».

Срочное число – срок.

Сталло – богатырь саамских легенд, «стальной человек».

Станичники – разбойники.

Становище – одно из народных названий Млечного Пути.

Стена холста – кусок холста, около 7 м.

Страфиль‑птица – по «Голубиной книге»: «всем птицам мати», живет посреди моря. Когда она встрепенется, на море бывают бури.

Стрига – ведьма в образе темноперой птицы.

Студенец – колодец.

Студеницы – дождевые тучи.

Студеное море – Белое.

Суседка, суседко – домовой.

Сусек – ларь в амбаре, где хранилось зерно.

Сыта – разведенный в воде мед.

 

Талан – удачливость, везение.

Таловый – тальниковый, ивовый.

Тарабарская грамота – зашифрованное письмо.

Торок – здесь – порыв ветра.

Тупей – взбитый хохол на прическе или парике.

 

Угодья – здесь – заботы.

Уклад – сталь.

Утренник – утренний холод.

Ухорониться – спрятаться.

 

Фроловский конь – покровителями коней на Руси считались святые Флор (Фрол) и Лавр. Их день, 31 августа по нов. ст., назывался «лошадиный праздник». В этот день на лошадях не работали, а купали их, чтобы они были здоровы.

Фряжское вино – итальянское.

 

Ховала – олицетворение зарниц. В Курской губернии так называли духа с двенадцатью глазами, которыми он освещал все на пути.

 

Черница – монахиня.

Черноризец – монах.

Чета – пара.

Чуфыриться, чуфариться – важничать.

 

Шабалки – шабаш, конец.

Шведская могила – так после шведской интервенции начала XVII в. на Севере России назывались любые курганы.

Шесток – место перед устьем печи.

Ширинка – широкое полотенце, платок.

 

Ягий – злой.

Яр, Ярило – божество весеннего плодородия у древних славян.

Яхонт – старое русское название сапфира.

 

С. Серов

 


[1]Сказы датируются по первой публикации.

 

[2]Зайка. У детей глаза подслеповато‑внимательные. Для них нет, кажется, ни уголка в мире незаполненного, все вокруг кишит жизнями, которые позже, по мере сознательности, или рассеятся, или уж сядут на свои твердо определенные места. Не отделяя сна от бодрствования, дети мешают день с ночью, когда руководит ими не мама и нянька, а Сон. Всякую ночь Сон приходит к кроватке и ведет их гулять на свои поля к своим приятелям. Знакомые лица игр и игрушек ночью живут самой полной жизнью, и это отражается на отношении детей к предметам в дневной жизни, когда они кушают. Среди бела дня вдруг покажется Кострома, а станет солнце закатываться, глядишь, и Буроба с своим мешком тащится, а уж когда совсем смеркнется и где‑нибудь в углу червячок зашевелится, станет расти – и ко сну клонить начинает.

 

[3]Лягушка‑квакушка с отбитою лапкой – фарфоровая лягушка с отбитой лапкой.

 

[4]Зародыш – такой из пузыря человек, когда его надуешь, распухнет, но когда воздух выйдет, то, пискнув, он свернется в гадкую раскрашенную пленку.

 

[5]«Пупки Кощея» – бульдегом. Коробка – 25 коп. Самое любимое кушанье детей – вареный куриный пупочек, и на конфеты сладкие переносится название пупочков.

 

[6]Кучерище – игрушка щелкун. Сидит такое чудище с разинутым ртом, а перед ним коробочка с ручкой, если вертеть ручку, то вылезает из нее человечек и прямо в пасть. И сколько бы ни вертеть, человечек все вылезает, а чудище знай его проглатывает. Такая игрушка изображена в «Азбуке» Александра Н. Бенуа. Изд. Экспедиции заготовления государств. бумаг. СПб., 1905.

 

[7]Васютка, сынишка Кучерищев – ветер в трубе.

 

[8]Птица Гагана – мифическая птица, которая дает птичье молочко, гага. Гаганить – гоготать.

 

[9]Слепышка Листин – в лесу живет, весь из листьев. Есть и Листина баба – игрушка: туловище сделано из мха, а вместо рук еловые шишки, на ногах настоящие лапотки.

 

[10]Медведь с Мужиком – деревянная игрушка. На двух палочках укреплены Медведь и Мужик, а между ними наковальня. Если двигать палочки в разные стороны, то попеременно Мужик и Медведь ударяют молотком по наковальне. Игрушка изображена в «Азбуке» Александра Н. Бенуа.

 

[11]Мороками – мрачно, себе на уме.

 

[12]Завязывал ножку у стола – такая есть примета: чтобы поскорей найти потерянное, надо завязать ножку у стола, и потерянная вещь найдется.

 

[13]Два Козла‑барана – деревянная игрушка, сделанная по образцу Медведь и Мужик.

 

[14]Заартачились – заупрямились.

 

[15]Афта – краска, которой пишутся автопортреты, по толкованию Зайки.

 

Date: 2015-10-21; view: 493; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию