Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оттенки покоя





 

Небольшой спецкурс для желающих подойти к освоению санскритской терминологии. Излагаю собственный взгляд, который может сильно расходиться с другими точками зрения. Для лучшего усвоения и запоминания приводятся подсказки, вспомогательные образы (так как человек эффективнее всего запоминает образы, а не абстрактные понятия). Главное: все эти слова описывают рутинную практику йоги, а не «журавлей в небе».

Итак, йога согласно Патанджали начинается с практики ниродхи (помните, ЧВН = читта вритти ниродхах?, сутра 1-2) – непорождения суеты (вдобавок к имеющейся) и неподдержание суеты (имеющейся). (Образ: дом, заколоченный досками.) Такая практика, носящая регулярный характер в условиях окружающего покоя и неподвижности (покоя тела), называется абхьяса (сутра 1-12) (Образ: человек, обхвативший себя руками и уткнувшийся в колени.) В процессе абхъясы возникает отстраненность: вайрагья. (сутра 1-15) (Образ: мостик через овраг.) Отстраненность в практике (абхьясе) характеризуется, в частности, отсутствием гонки за яркими ощущениями, когда-то пережитыми в практике лично вами или другими. А также гонки за объяснениями, «почему это так». Забегая вперед, отметим это свойство (нелюбопытность в практике) нарабатываемого ресурса (внутренней силы) как ритамбхару (нездешнюю мудрость) (сутра 1-48). (Образ: тамтам.)

Рано или поздно (когда практик «отлежится» и тамасическая, ленивая фаза практики закончится) начинает замечаться присутствие неподвижного Наблюдателя (Драштар = Зрящий, Пуруша). Возникают две фракции единой системы психосоматики: некий бульон смутного движения мыслей и ощущений (Пракрити) и неподвижный Пуруша, смотрящий на это. В этом месте нужно особенно тщательно помнить, что все это лишь некий способ говорить о состоянии, совершенно отсутствующем в обычной жизни, которая суть безостановочное чередование постановки и достижения целей. Сам процесс смотрения называется самапатти (слияние сознания с естественным порядком вещей, само-путь, «пусть все идет, как идет, своим путем»). («Ни деятельности, ни дел не создает Владыка мира, ни соединения действия с плодом, однако самосущая природа (свабхава) развивается», БхагавадГита, 5-14) (Образ: уходящая вдаль дорога.)

Самапатти-созерцание-слияние (сутры 1-411-44) проходит 4 естественные стадии плюс одна.

Во-первых, созерцается (слышится, ощущается) окружающая обстановка. Это стадия с витаркой (савитарка) (образ – полный сундук или орех, тара, внешняя упаковка внутренних содержаний) (сутра 1-42). Во второй главе Сутр (сутра 2-19) то же состояние называется вишеша (специфическое, образ: шишка, нечто выделяющееся).

Во-вторых, есть стадия потери различения значимости воспринимаемого (звуки и пр. становятся просто звуками и пр. без привычной фиксации их значения). Это стадия без витарки – нирвитарка. (сутра 1-43) (образ – пустой ящик, разбитая ореховая скорлупа). Во второй главе Сутр то же самое состояние называется авишеша (неспецифическое).

Далее – если все происходит линейным образом, без скачков – Наблюдателю предстают содержания ума, его чары, как правило, не относящиеся к имеющейся вокруг таре. То есть третья и четвертая стадии называются савичара и нирвичара самапатти. (сутра 1-44) Что означает созерцание содержаний ума с привычным их различением (савичара) и без оного (нирвичара). Савичара во второй главе называется линга-матра = «болтовня ума и только» (сутра 2-19) (образы: горящая и потухшая свеча).

Наконец, восприятие по максимуму теряет тонус и преобразуется в смутный бульон мыслей и ощущений, созерцаемый Наблюдателем с полным равнодушием. В тексте Санкхья-карика, хронологически предшествующем Сутрам Патанджали, говорится о Пракрити, соблазнительно танцующей перед Пурушей, а он равнодушно отворачивается: «я всё это уже сто раз видел». (Внимание! Просьба не быть дураками и не транслировать эти странные вещи в «опасность стать от йоги равнодушными».) Это состояние именуется алинга, то есть «без всяких различимых признаков», «без лингамов», «без торчащих углов и концов», просто нечто, первородный бульон (сутра 1-45) (образ: кипящий бульон).

Порог созерцательности, когда реактивность на раздражители понижается до возможности практиковать качественно (не из-под палки), называется пратьяхара (сутра 2-54). (Образ: ладони, сложенные на животе.)

Собственно, состояние созерцания алинги и квалифицируется Патанджали как самадхи (сутра 1-46).

Сначала достижение этого состояния требует времени и отличается нерегулярностью, поэтому называется сабиджа (с биджей – «зерном», с опорой на технологию). Но по мере нарабатывания внутреннего ресурса (ритамбхары) (сутра 1-48), время достижения становится пренебрежимо малым, а само достижение почти гарантировано. Самадхи становится нирбиджа (сутра 1-51) (без биджи, без зерна, без технологии, так как следование технологии преобразовалось в ресурс, ритамбхару, бессознательный автоматизм, бессознательное сосредоточение).

Вся эта гладкая схема может нарушаться подъемом самскар (накопленных и спресованных впечатлений прошлого, травм как физических, так и эмоциональных), но, как правило, эти подъемы (сбросы) не происходят во время самой практики. Как видно, Богу Богово, а кесарю кесарево.


Date: 2015-10-21; view: 247; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию