Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины преимущественно направлен на формирование общекультурной компетенции ОК-11 «готов использовать основные методы защиты от возможных





Процесс изучения дисциплины преимущественно направлен на формирование общекультурной компетенции ОК-11 «готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий».

Кроме того, дисциплина имеет отношение и к формированию следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций:

- ОК-1 «владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения»;

- ОК-3 «способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества»;

- ОК-4 «способен использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования»;

- ОК-13 «готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности»;

- ОК-16 «способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики»;

- ОПК-1 «осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности»;

- ПК-7 «готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности».

 

В результате изучения дисциплины студент будет:

Знать:

В контексте компетенции ОК-11:

- определения основных терминов и понятий проблемного поля безопасности жизнедеятельности;

- координационные и субординационные связи между основными понятиями безопасности жизнедеятельности;

- классификации опасностей;

- классификации чрезвычайных ситуаций;

- принципы и методы обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- структуру и основные особенности средств коллективной и индивидуальной защиты от чрезвычайных ситуаций различного генеза;

- состав и краткое содержание методов (способов) защиты человека от чрезвычайных ситуаций различного генеза;

- способы оказания первой медицинской помощи;

- правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- место проблем национальной безопасности в составе глобальных проблем безопасности;

- основные положения современной концепции риска;

- историю развития, типологию, предпосылки возникновения, механизм прогнозирования и моделирования, особенности предотвращения и урегулирования военных и политических конфликтов;

- структуру и принципы работы органов управления системой безопасности жизнедеятельности (на примере МЧС РФ);

- психологические аспекты безопасности жизнедеятельности;

- основные природные, техногенные и биолого-социальные опасности (по каждой группе и основным опасностям – краткую историю происшествий, предпосылки возникновения, механизм функционирования и воздействия на человека, спектр последствий, способы защиты, меры профилактики);

- виды чрезвычайных ситуаций, наиболее характерных для определённых регионов РФ и мира;

- значение безопасности человека в природе, обществе и государстве;

В контексте компетенции ОК-1:

- термины, категории, методы и алгоритмы, относящиеся к восприятию, анализу, преобразованию, обобщению информации в сфере безопасности жизнедеятельности;

- цели, задачи и методы профессиональной деятельности в сфере безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности);

- способы оценки и ранжирования целей и задач в сфере безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности);

- критерии принятия решений в ситуациях неопределённости и риска в сфере безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности);

- основы системного подхода к анализу объектов и процессов сферы безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности);

- способы приобретения, хранения и передачи социального опыта и базисных ценностей сферы безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности);

- примеры применения логических законов, правил и алгоритмов при постановке цели и выборе путей её достижения в сфере безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности).

В контексте компетенции ОК-3:

- культуру профессиональной деятельности в сфере безопасности и особенности включения в неё / совершенствования в ней.

В контексте компетенции ОК-4:

- аспекты естественно-научной картины мира, актуальные в контексте профессиональной деятельности в сфере безопасности.

В контексте компетенции ОК-13:

- основное содержание статей Конституции РФ, касающихся сферы безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности);

- содержание основных федеральных законов и кодексов РФ, касающихся сферы безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности);

- состав и содержание основных гражданских прав и обязанностей, касающихся сферы безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности), как на территории РФ, так и в других странах;


- основные нормативные правовые документы в сфере безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности).

В контексте компетенции ОК-16:

- виды, средства, формы и методы коммуникации в сфере безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности);

- принципы, функции и приёмы психологического управления, применяемые для коммуникации в сфере безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности).

В контексте компетенции ОПК-1:

- ценностные основы профессиональной деятельности в области образования в сфере безопасности;

- особенности социальной значимости профессий в сфере безопасности.

В контексте компетенции ПК-7:

- основные теоретические положения нормативно-правовых документов, регламентирующих обеспечение охраны жизни и здоровья граждан, в том числе с учётом их возрастной принадлежности.

 

Уметь:

В контексте компетенции ОК-11:

- применять естественно-научные знания для анализа проблем безопасности жизнедеятельности;

- прогнозировать возможное возникновение чрезвычайных ситуаций различного генеза;

- прогнозировать возможные последствия воздействия поражающих факторов при возникновении чрезвычайных ситуаций различного генеза;

- в моделированных условиях осуществлять эксплуатацию систем и объектов, руководствуясь требованиями безопасности и улучшения экологии;

- оказывать первую медицинскую помощь в моделированных условиях чрезвычайных ситуаций различного генеза;

- в моделированных условиях создавать безопасную среду быта и отдыха;

В контексте компетенции ОК-1:

- выявлять основные мировоззренческие, социальные и личностно-значимые философские проблемы и процессы, касающиеся сферы безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности);

- выявлять основные текущие проблемы экономики, касающиеся сферы безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности);

- анализировать основную научную и научно-практическую литературу, касающуюся сферы безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности);

- выявлять основные актуальные, профессионально значимые, проблемы в сфере безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности);

- в моделированных условиях планировать профессиональную деятельность в сфере безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности) с установкой на достижение её успешности (эффективности).

В контексте компетенции ОК-3:

- в моделированных условиях вступать в диалог и сотрудничество в сфере безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности).

В контексте компетенции ОК-4:

- применять естественно-научные знания в учебной деятельности, касающейся сферы безопасности;

- в моделированных условиях применять естественно-научные знания в деятельности в сфере безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности).

В контексте компетенции ОК-13:

- ориентироваться в законодательстве и правовой литературе по основным вопросам, касающимся сферы безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности);


- принимать решения и совершать действия в контексте учебной деятельности в соответствии с положениями нормативных правовых документов вуза.

В контексте компетенции ОК-16:

- подбирать и интерпретировать данные для обсуждения проблем сферы безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности);

- излагать (представлять) информацию, идеи, проблемы и их решения в сфере безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности) в коммуникативно-доступном формате;

- выдвигать и поддерживать аргументы при решении в моделированных условиях проблем сферы безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности).

В контексте компетенции ОПК-1:

- участвовать в учебно-профессиональных дискуссиях, касающихся сферы безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности);

- систематически заниматься самосовершенствованием в рамках учебной деятельности, касающейся сферы безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности).

В контексте компетенции ПК-7:

- в моделированных условиях организовывать собственную внеучебную деятельность.

 

Владеть:

В контексте компетенции ОК-11:

- склонностью к бесконфликтному межличностному общению;

- склонностью к эффективному и бесконфликтному решению актуальных проблем жизнедеятельности;

- склонностью к миротворческой (дипломатической) и волонтёрской (добровольческой) деятельности в моделированных условиях чрезвычайных ситуаций в мирное / военное время;

В контексте компетенции ОК-1:

- методами, алгоритмами и приёмами обобщения, анализа, восприятия информации в сфере безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности);

- навыками получения и обработки информации, её анализа, систематизации и обобщения в сфере безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности);

- опытом изучения информационных моделей объектов, процессов, ситуаций в сфере безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности);

- методами и алгоритмами анализа и оценки процессов в сфере безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности).

В контексте компетенции ОК-3:

- опытом учебной деятельности в соответствии с соблюдением главных принципов толерантности, диалога и сотрудничества.

В контексте компетенции ОК-4:

- опытом применения естественно-научных знаний в учебной деятельности, касающейся сферы безопасности;

- опытом применения естественно-научных знаний в моделированных условиях деятельности в сфере безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности).

В контексте компетенции ОК-13:

- навыками учёта основных гражданских прав и исполнения обязанностей, касающихся сферы безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности), в моделированных условиях.

В контексте компетенции ОК-16:

- основными навыками, необходимыми для ведения аргументированной дискуссии, касающейся сферы безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности);

- опытом уважительного ведения дискуссии и вступления в полемику в моделированных условиях деятельности в сфере безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности).

В контексте компетенции ОПК-1:

- способами совершенствования знаний и умений в моделированных условиях деятельности в сфере безопасности (в том числе безопасности человека – безопасности личности).

В контексте компетенции ПК-7:

- опытом обеспечения охраны собственной жизни и здоровья в моделированных условиях, как учебной, так и внеучебной деятельности.

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов Семестры
I II III IV V VI VII VIII
Аудиторные занятия (всего)     - - - - - - -  
В том числе: - - - - - - - - -  
Лекции (Л)     - - - - - - -  
Семинары (С)     - - - - - - -  
Практические занятия (ПЗ)     - - - - - - -  
В том числе: - - - - - - - - -  
Интерактивные занятия (ИЗ)     - - - - - - -  
Лабораторный практикум (ЛП)     - - - - - - -  
Самостоятельная работа (всего)     - - - - - - -  
В том числе: - - - - - - - - -  
Курсовая работа - - - - - - - - -  
Расчётно-графические работы - - - - - - - - -  
Реферат (I рубежный контроль)     - - - - - - -  
Другие виды самостоятельной работы     - - - - - - -  
Углублённое изучение теоретического материала по темам курса (в том числе подготовка к устным опросам) 20 20 - - - - - - -  
Подготовка к интерактивным занятиям (5 занятий) 5 5 - - - - - - -  
Подготовка к лабораторному практикуму (5 занятий) 10 10 - - - - - - -  
Оформление отчётов по лабораторным работам (5 шт.) 10 10 - - - - - - -  
Подготовка к выступлениям с докладами на семинарских занятиях 5 5 - - - - - - -  
Подготовка к тестированию 3 3 - - - - - - -  
Подготовка к промежуточному контролю 10 10 - - - - - - -  
Вид промежуточной аттестации (зачёт, экзамен) зачёт зачёт - - - - - - -  
Общая трудоёмкость: - - - - - - - - -  
Часы     - - - - - - -  
Зачётные единицы     - - - - - - -  

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1 2 3
I семестр
1. Безопасность жизнедеятельности как учебная и научная дисциплина. Безопасность жизнедеятельности как учебная дисциплина. Рассматриваемые на лекции вопросы: 1. Цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». 2. Комплексный характер дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» – три группы учебных задач. 3. Основные понятия и определения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». 4. Безопасность человека в природе и обществе. 5. Основные положения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Безопасность жизнедеятельности как научная дисциплина. Рассматриваемые на лекции вопросы: 1. Номенклатура опасностей, порядок её составления и полезность. 2. Классификация опасностей как инструмент понимания их природы. 3. Идентификация опасностей. 4. Содержание триады «опасность — причины – нежелательные следствия». 5. Виды аксиом потенциальной опасности деятельности и их содержание.
Элементы системы безопасности. Рассматриваемые на интерактивном практическом занятии вопросы (вопросы для подготовки к интерактивному практическому занятию): 1. Объекты и субъекты безопасности. 2. Предмет и методы безопасности. 3. Теория и практика безопасности.
Основные теоретические аспекты безопасности. Рассматриваемые на семинаре вопросы (вопросы для подготовки к семинару): 1. Основные определения безопасности. 2. Безопасность человека в природной среде. 3. Безопасность человека в современном обществе. 4. Безопасность страны и государства. 5. Классификация опасностей.
2. Методологические основы защиты человека в чрезвычайных ситуациях. Принципы и методы обеспечения безопасности. Рассматриваемые на лекции вопросы: 1. Принципы обеспечения безопасности. 2. Нормирование безопасности жизнедеятельности. 3. Методы и средства обеспечения безопасности.
Правовые и организационные основы обеспечения безопасности. Рассматриваемые на интерактивном практическом занятии вопросы (вопросы для подготовки к интерактивному практическому занятию): 1. Законы и подзаконные акты, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности. 2. Организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности. 3. Экспертиза и контроль экологичности и безопасности.

 

1 2 3
    Военно-политические конфликты. Вопросы для подготовки к лабораторным работам: 1. Причины военных и политических конфликтов. 2. Мероприятия по предотвращению и ликвидации военных и политических конфликтов. 3. Прогнозирование и моделирование военных и политических конфликтов. Лабораторная работа № 1 (2 часа). 1. Просмотр фильма «Холодная война. Индия, Пакистан и Бангладеш», анализ и письменный отчёт (изложение основных теоретических положений с приведением фактов и примеров). 2. Просмотр короткометражного фильма «Фау-2», анализ и письменный отчёт (изложение основных теоретических положений с приведением фактов и примеров). Лабораторная работа № 2 (2 часа). 1. Просмотр фильма «Военная контрразведка. Хозяин СМЕРШа (Комиссар госбезопасности)», анализ и письменный отчёт (изложение основных теоретических положений с приведением фактов и примеров). 2. Просмотр фильма «Репетиция апокалипсиса. Тоцкий полигон», анализ и письменный отчёт (изложение основных теоретических положений с приведением фактов и примеров).
Основные методологические аспекты безопасности. Рассматриваемые на семинаре вопросы (вопросы для подготовки к семинару): 1. Классификация принципов обеспечения безопасности. 2. Варианты учёта принципов обеспечения безопасности в различных сферах деятельности. 3. Варианты применения методов обеспечения безопасности для различных сфер деятельности. 4. Варианты применения средств обеспечения безопасности для различных сфер деятельности. 5. Правовые и организационные аспекты обеспечения безопасности. 6. Военно-политический конфликт: исторические предпосылки (причины), участники, идеологические противоречия, способы достижения односторонне значимых целей, механизм урегулирования, исторически значимые последствия (на примере любого горизонтального или вертикального военного / политического / военно-политического конфликта).
3. Организационные основы защиты человека в чрезвычайных ситуациях. Структура органов управления системой безопасности жизнедеятельности (МЧС РФ). Рассматриваемые на интерактивном практическом занятии вопросы (вопросы для подготовки к интерактивному практическому занятию): 1. Задачи и структура МЧС РФ. 2. Роль, функции и задачи местных органов управления ГО и ЧС. 3. Основные перспективы развития. Рассматриваемые на интерактивном практическом занятии вопросы: 1. Просмотр фильма «Спасти любой ценой».

 

1 2 3
    Средства и методы защиты человека при возникновении чрезвычайных ситуаций. Рассматриваемые на интерактивном практическом занятии вопросы (вопросы для подготовки к интерактивному практическому занятию): 1. Коллективные средства защиты населения при возникновении ЧС. 2. Индивидуальные средства защиты человека при возникновении ЧС. 3. Основные мероприятия по оказанию первой медицинской помощи при возникновении ЧС. 4. Особенности оказания первой медицинской помощи при различных чрезвычайных ситуациях. 5. Мероприятия по оказанию первой медицинской помощи при ушибах и переломах.
Организация безопасности жизнедеятельности. Рассматриваемые на семинаре вопросы (вопросы для подготовки к семинару): 1. Роль, функции и задачи местных органов управления ГО и ЧС. 2. Индивидуальные и коллективные средства защиты человека. 3. Способы оказания первой медицинской помощи при возникновении ЧС.
4. От безопасности государства – к безопасности общества и безопасности личности. Основы национальной безопасности. Рассматриваемые на лекции вопросы: 1. Законодательные основы национальной безопасности. 2. Безопасность государства. 3. Безопасность общества и личности.
Современная концепция риска. Рассматриваемые на лекции вопросы: 1. Причины возникновения опасностей. 2. Понятие допустимого риска. 3. Методы определения риска. 4. Управление риском как фактором оценки безопасности.
Психологические аспекты безопасности. Рассматриваемые на интерактивном практическом занятии вопросы (вопросы для подготовки к интерактивному практическому занятию): 1. Общие понятия психологии безопасности. 2. Психологические состояния человека в экстремальных условиях. 3. Методы обеспечения безопасности личности.
Риск и его роль в оценке безопасности жизнедеятельности. Рассматриваемые на семинаре вопросы (вопросы для подготовки к семинару): 1. Индивидуальный риск. 2. Коллективный (социальный) риск. 3. Остаточный риск. 4. Приемлемый риск. 5. Основное уравнение безопасности.

 

1 2 3
5. Анализ актуальных опасностей: причины возникновения, механизмы функционирования, способы защиты и меры профилактики. Природные опасности. Вопросы для подготовки к лабораторной работе: 1. Атмосферные опасности. 2. Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности. 3. Литосферные опасности. 4. Гидросферные опасности. Лабораторная работа № 3 (2 часа). 1. Просмотр короткометражных / анимационных фильмов «Армения (землетрясение в Армении)», «Вулкан», «Гринпис», «Гроза», «Лавина», «Ливень», «Наводнение», «Обвал», «Образование вулканических гор», «Пожар», «Сель», «Циклоны», «Цунами», «Цунами. Суматра», анализ и письменный отчёт (изложение основных теоретических положений с приведением фактов и примеров). 2. Просмотр фильма «Как работает вселенная? Чёрные дыры», анализ и письменный отчёт (изложение основных теоретических положений с приведением фактов и примеров).
Техногенные опасности. Вопросы для подготовки к лабораторной работе: 1. Общая характеристика техногенных опасностей. 2. Механические опасности. 3. Действие электрического тока. 4. Ионизирующие излучения. 5. Химически опасные вещества. Лабораторная работа № 4 (2 часа). 1. Просмотр короткометражных / анимационных фильмов «Авария», «Авария на Чернобыльской АЭС», «Атом», «Атомная бомба», «Атомная подводная лодка К-141 "Курск"», «Атомная электростанция», «Радиоактивность», «Радиоактивный распад», «Советская атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец"», анализ и письменный отчёт (изложение основных теоретических положений с приведением фактов и примеров). 2. Просмотр фильма «Ядерные кошмары», анализ и письменный отчёт (изложение основных теоретических положений с приведением фактов и примеров). 3. Просмотр фильма «Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях на производстве», анализ и письменный отчёт (изложение основных теоретических положений с приведением фактов и примеров).
Биолого-социальные опасности. Вопросы для подготовки к лабораторной работе: 1. Классификация социальных опасностей. 2. Причины возникновения социальных опасностей. 3. Биологические опасности. Лабораторная работа № 5 (2 часа). 1. Просмотр фильма «Биологическое оружие», анализ и письменный отчёт (изложение основных теоретических положений с приведением фактов и примеров). 2. Просмотр короткометражных фильмов «11 сентября 2001 года. Башни-близнецы» и «11 сентября 2001 года. Пентагон», анализ и письменный отчёт (изложение основных теоретических положений с приведением фактов и примеров). 3. Просмотр фильма «Правда о табаке (видео-лекция профессора В. Г. Жданова)», анализ и письменный отчёт (изложение основных теоретических положений с приведением фактов и примеров). 4. Просмотр фильма «Тяжёлая правда», анализ и письменный отчёт (изложение основных теоретических положений с приведением фактов и примеров).

 

1 2 3
    Основные природные, техногенные и биолого-социальные опасности. Их характеристика. Рассматриваемые на семинаре вопросы (вопросы для подготовки к семинару): 1. История происшествий: природные, техногенные и биолого-социальные опасности. 2. Причины возникновения природных, техногенных и биолого-социальных опасностей. 3. Механизмы функционирования и воздействия на человека природных, техногенных и биолого-социальных опасностей. 4. Способы защиты от природных, техногенных и биолого-социальных опасностей при их возникновении и развитии. 5. Меры профилактики природных, техногенных и биолого-социальных опасностей.

Date: 2015-10-21; view: 387; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию