Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство составления проповеди 4 page





Этот проповедник, несомненно, выглядел бы лучше, если бы знал, что Чарлз Симьен советовал студентам приступать к импровизации только после того как они прочтут триста - четыреста записанных проповедей или прослужат на это поприще три-четыре года51.

Другой крайностью является дословное чтение собственной рукописи. Несмотря на то, что для нашего времени это совсем не характерно, надо признать, что на некоторых, поступавших таким образом, почило Божие благословение, и особенно это касается Джонатана Эдвардса. У него было плохое здоровье, слабый голос и маловыразительная жестикуляция. «Свои проповеди он записывал, но так мелко и неразборчиво, что прочесть их можно было только вплотную приблизив к глазам. Записи он брал на кафедру и читал почти все, однако не был прикован к написанному»52.

Для нашего сегодняшнего восприятия импровизированная проповедь страдает неточностью, а чтение по записям лишено непосредственности. Наше поколение требует, чтобы связь между проповедником и паствой была живой и зримой. Людям нравятся такие проповедники, как Дик Шеппард, священник-пацифист, в течение нескольких лет служащий в церкви св. Мартина (1914-1926). О нем говорили, что он «всегда обращался к человеку» и «никогда не бросал слова на ветер»53.

По-видимому существует только один способ сохранить точность слога и непосредственность изложения: записывать проповедь во время подготовки, однако не обращаться к записям во время ее произнесения. Записи - весьма полезное занятие. Во-первых, они приучают нас к ясности мышления. Словоохотливые проповедники могут искусной речью скрыть беспорядок мыслей, однако на бумаге сделать это гораздо труднее. Практически это просто невозможно, если мы хотим оставаться честными. Во-вторых, записи помогают избежать штампов, они заставляют нас отыскивать новые пути для выражения старых истин.

Итак, проповедь надо записывать. Однако что делать с нашими записями? Не рекомендуется заучивать их наизусть и потом читать с кафедры. Это очень трудное дело: мы постоянно рискуем что-то забыть, а напряжение столь велико, что нам некогда думать о смысле сказанного и о тех, кто нас слушает.

Можно взять написанное с собой на кафедру, но не читать все целиком. Так поступал Джозеф Пилмор (1734-1825), который по благословению Джона Весли стал первым странствующим проповедником из мирян и который позднее принял сан священника американской епископальной церкви. Совершая свое служение в церкви Христа (Нью-Йорк) и церкви св. Павла (Филадельфия), он по-прежнему горячо проповедовал Евангелие.

Один из членов его общины пишет о нем следующее: «Он записывал свои проповеди... и рукопись всегда была у него перед глазами. Сначала он только читал, но читал очень неторопливо и с легким воодушевлением; постепенно оно нарастало, глаза загорались, лицо оживлялось, и наконец, весь охваченный огнем, уже не читая, он, подобно водопаду, устремлялся вперед. Теперь, свернув свою рукопись, он просто держал ее в руке и буквально потрясал ею перед слушателями»54.

Третий и, пожалуй, самый лучший вариант состоит в том, чтобы сделать из рукописи выписки и захватить их с собой на кафедру. Происходит нечто удивительное: как только начинаешь проповедовать, основная часть проповеди сразу воскресает в памяти (особенно если мы хорошо ее подготовили, записали и помолились над ней), но в тоже время чувствуешь, что в какой-то мере ты свободен от записей и по ходу дела можешь дополнить их. Профессор Джеймс Стюарт, проповедовавший удивительно ровно, сказал мне, что пользуется именно этим методом. «Я всегда записываю проповедь полностью, в субботу утром сокращаю ее до одной-двух страниц, и в воскресенье беру их с собой в церковь»55.

После того, как проповедь написана, наступает время молитвы. Конечно, мы молились и до начала подготовки, и на всем ее протяжении старались пребывать в молитвенном состоянии, однако теперь, когда проповедь готова, о ней все равно надо помолиться. Лучше всего это сделать в воскресенье за полчаса до выхода из дома.

Только стоя на коленях перед Господом, мы врастаем в наше благовестие, вновь и вновь обретаем его, пока оно не обретет нас. Когда мы начнем проповедовать, наша весть будет исходить не из записей, не из нашей памяти, а из глубины нашей личности, из самого сердца. Поэтому, как писал Бакстер, «прежде чем идти в собрание служитель должен претерпеть особую боль сердца»56. «Отдайте сердце вашей проповеди», - призывал Коттон Матер, то есть не учите ее наизусть, но «сердцем прикоснитесь ко всему что вы приготовили»57. Каждый проповедник знает разницу между тяжеловесной проповедью, напоминающей перегруженный самолет, который никак не может взлететь, и проповедью, у которой есть «то, чем обладают птицы», то есть «крылья и чувство направления»58. Какой она будет - решит молитва. Нам надо молиться до тех пор, пока наш текст не оживет перед нами, пока он не предстанет во всей божественной красоте, пока огонь не воспламенит наши сердца и мы не почувствуем, как в нас растет сила Слова Божия.

В далеком прошлом об этом говорили пророки и мудрецы. «И подумал я: не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его; но было ы сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог», - признается Иеремия. Нечто похожее переживает и Елиуй, молодой «утешитель» Иова, раздраженный тем, что три предыдущих не смогли дать ответа. «Я полон речами, и дух во мне теснит меня, - говорит он. - Вот утроба моя, как вино неоткрытое: она готова порваться, подобно новым мехам. Поговорю, и будет легче мне...» Псалмопевец, угнетенный царящим вокруг него злом и пороком, восклицает: «Воспламенилось сердце мое во мне, и в мыслях моих возгорелся огонь»59. Итак, благовестие должно уподобиться в нас горящему огню и молодому вину. Волнение нарастает, и мы уже не можем сдерживать его. Мы готовы у проповеди.

Весь процесс подготовки от начала до конца замечательно описан одним американским проповедником: «Вначале я все прочитываю, потом хорошенько обдумываю, потом горячо молюсь и иду».

ПОСКРИПТУМ

Иногда будущие священнослужители и молодые проповедники спрашивают меня: «Поскольку процесс подготовки столь сложен, сколько времени требуется на то, чтобы подготовить одну проповедь?» Этот вопрос всегда меня смущает, потому что точного ответа дать невозможно. «Вся ваша жизнь», - вот, пожалуй, самый лучший ответ, потому что каждая проповедь в известном смысле представляет собой осмысление всего пережитого и показывает, каким стал человек за эти годы. Точное количество часов назвать трудно, так как неясно, когда процесс начался. Включаем ли мы в него период общего подготовительного чтения? Ведь после нескольких лет учебы мы не сможем встретить ни одного стиха или отрывка, над которыми не размышляли бы ранее. К любому из них мы будет подходить с накопленным запасом идей. Если все-таки надо дать точный ответ, то мне кажется, что с момента выбора определенного текста до момента полного написания проповеди начинающим придется потратить десять - двенадцать часов («в целом проповедь требует двенадцатичасового труда», - сказал Бонхоффер60), о опытным проповедникам лишь наполовину меньше. По приблизительному расчету можно сказать, что на каждые пять минут проповеди требуется один час подготовки.

1 Smyth, The Art, p. 27.

2 Gillet, p. 12.

3 Sangster, The Craft, p. 90.

4 Smyth, Nhe Art, p. 177.

5 Nicoll, pp. 245, 249.

6 Spurgeon, Lectures, First Series, pp. 88-89.

7 Smyth, The Art, pp. 19-54.

8 Smyth, p. 22.

9 Sangster, Nhe Craft, pp. 53-94.

10 Luccock, pp. 134-147.

11 The Guardian Weekly, 29 January 1978.

12 Gowers, p. 1.

13 Arnold, in Gowers, p. 3.

14 Swift, in Gowers, p. 119.

15 Gowers, p. 47.

16 Grubb, pp. 153, 155.

17 Leacock, p. 109.

18 Lewis, C. S., Studies, pp. 6-7.

19 Lewis, W. H., Letters, p. 271.

20 Muggeridge, Chronicles, The Green Stick, p. 171.

21 Smyth, Garbett, p. 172.

22 Пс. 102:13; Пс. 1:4; Ос. 14:5; Ис. 40:31; Иер. 23:29.

23 Матф. 5:13-14; Лук. 17:24; Матф. 23:27; 1 Фес. 2:7; Иак. 4:14.

24 Sangster, The Craft, p. 211.

25 Smyth, The Art, p. 55-98.

26 Smyth, The Art, p. 146.

27 Haller, p. 140, 142.

28 Nhe Human Situation (1937), in Keir, pp. 65-66.

29 Beecher, pp. 127, 134.

30 Ryle, Light, p. 408.

31 Spurgeon, Lectures, Third Aeries, pp. 1-3.

32 Sangster, P., Dr. Sangster, p. 275.

33 Jowett, p. 141.

34 См., например, Иер. 1:6; 1 Кор. 3:1-2; 14:20; Евр. 5:11-14.

35 Пс. 35:7; Руфь 2:12.

36 Sangster, W., The Craft, p. 239.

37 Ferris, p. 93.

38 Broadus, p. 101.

39 Vinet, p. 269.

40 Bull, p. 131.

41 Филип. 4:1; 2 Петр. 1:12, 13; ср. 3:1-2.

42 On Christian Doctrine, 4, 12, in Schaff, Vol. 3, p. 538.

43 Berlo, 12.

44 Broadus, p. 210.

45 См., например, Иоан. 3:18-21; Рим. 1:18-23; 2 Фес. 2:10-12; 1 Иоан. 1:6, 8; 2 Иоан. 3-4; Иоан. 3, 4.

46 Morgan, I., Godly Preachers, p. 28.

47 См. записи от 13 мая 1769 г., 21 мая 1774 г. и 13 июня 1779 г.

48 Jones, p. 189 fnd Gammie, p. 198.

49 Baxter, Reformed Pastor, p. 160.

50 White, P., Jungle Doctor, p. 129.

51 Dale, pp. 22-24.

52 Wilkins, p. 25.

53 Ryle, Christian Leaders, p. 53.

54 Beecher, pp. 23-25.

55 ibid., p. 236.

56 Dale, p. 146.

57 Black, p. 62.

58 Shurgeon, All-Round Ministry, pp. 117-118.

59 Simeon, Horae, Vol. 1, p. 21.

60 Bernard, pp. 11, 72. В своей книге «Искусство пророчества», в главе под заголовком «О том, как использовать и употреблять учения» (1631) Джон Перкинс перечисляет разные типы людей и говорит, как донести благовестие до каждого из них (рр. 664-668).

61 Dargan, Vol. 2, pp. 314-315.

62 Таково заключение проповеди, прочитанной Роджером Симпсоном.

63 Henson, Retrospect, Vol. 3, pp. 312-313.

64 Eliot, p. 48.

65 Smyth, The Art, p. 178.

66 Dwight, Vol. 1, p. 605.

67 The Best of Dick Sheppard, ed. H. E. Luccock 1951, p. 19, in Davies, pp. 103-104.

68 Chorley, pp. 34-35.

69 Из частного письма от 30 сентября 1978 г.

70 Baxter, Reformed Pastor, p. 158.

71 Mather, p. 192.

72 Luccock, p. 12.

73 Иер. 20:9; Иов. 32:18-20; Пс. 38:4.

74 Fant, Bonhoeffer, p. 148.

Date: 2015-10-21; view: 242; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию