Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство составления проповеди 1 page





Жил однажды один англиканский священник, который был ленив. Он давно не затруднял себя подготовкой проповедей. От природы он обладал большим умом и красноречием, а его прихожане были простыми людьми, поэтому его неподготовленные проповеди имели успех. Но чтобы жить в ладу со своей совестью, он дал клятву, что будет всегда проповедовать по вдохновению, доверившись Святому Духу. Все было прекрасно до тех пор, пока однажды, за несколько минут до начала утренней службы, в церковь пришел некто иной как сам епископ, решивший таким образом провести свой воскресный день. Наш пастор смутился. Он умудрялся годами обманывать своих необразованных прихожан, но был гораздо менее уверен, что ему удастся провести епископа. Поэтому он подошел поприветствовать неожиданного гостя и, желая избежать возможной критики в свой адрес, сказал ему, что торжественно поклялся всегда проповедовать без подготовки, по наитию. Епископ как будто понял его, и служба началась. Однако, на половине проповеди, к большому ужасу проповедника епископ встал и вышел. А после службы на столе в ризнице пастор нашел небрежную записку епископа: «Я освобождаю Вас от вашей клятвы!»

Вот еще одна история. Жил однажды один молодой американский пресвитерианский священник, главным пороком которого была не лень, а самоуверенность. Он постоянно хвастал тем, что на подготовку воскресной проповеди у него уходит всего несколько минут, которые занимает дорого от его дома к церкви. Возможно, вы догадались, что сделали пресвитеры? Они купили ему новый дом за пять миль от церкви! Моя небольшая экуменическая притча еще не закончена. Жил еще один, баптистский, проповедник, у которого не было пороков его епископального и пресвитерианского коллег. Его - если это можно назвать бедой - была чрезмерная одухотворенность. Он тоже не готовил своих проповедей, но делал это не от лени или гордыни. Напротив, это было вызвано его искренней набожностью. Как и его епископальный брат, он полагался на Святой Дух, но в отличии от него, искал опору не в собственной клятве, а в самом Писании.

«Разве вы не читали, что сказал Иисус в 19 и 20-м стихах 10-й главы Евангелия от Матфея?» - спрашивал он друзей с неподдельным изумлением, когда они решались делать ему замечания. «Не заботьтесь, как или что сказать, - заповедал Иисус, - ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас». Однако, чего не хватало этому простодушному брату, так это умения читать слова Господа в их контексте. Ведь на самом деле они начинаются так: «Когда же будут предавать вас», и относятся не к церкви, а к мирским судам. «И поведут вас к правителям и царям за Меня,» - сказал Иисус (ст.18). Он имеет в виду, что в такой ситуации у нас нет времени подготовиться к защите. И именно тога Святой Дух даст нам нужные слова. Обещание Христа во многом утешало узников, не знавших, как защитить себя, и оно отнюдь не является утешением для тех проповедников, которые слишком ленивы, горды или набожны для того, чтобы готовить проповеди. Я думаю, мы должны согласиться со Спердженом, что «привычка всходить на кафедру неподготовленным есть непростительная самоуверенность». Что бы мы подумали об адвокате, пришедшем на суд защищать своего клиента, заранее не ознакомившись с его делом? Джует приводит высказывание известного английского судьи, сказавшего, что «дела выигрываются в адвокатских конторах», то есть, «что касается адвоката, решающее поле действия для него не публичный суд, а его личный кабинет». То же самое правило относится и к проповеднику: «если вы учитесь кое-как, то ваше пребывание на кафедре просто дерзость».

Опыт всех великих проповедников, обладавших влиянием на современников, свидетельствует о необходимости добросовестной подготовки. Вы не верите этому, когда слушаете их, ибо готовая проповедь кажется вам несложной. Растолковать текст, выявить смысл его примеров и применить к жизни, доходчиво и просто изложить его основные положения, построить предложения и подобрать нужные слова - что может быть легче? Но за этим - дисциплина и труд всей жизни. Позвольте мне привести только один пример. После смерти доктора Лесли Уайтхеда ы 1976 г., в Нью-Йорке, Рой Тревиан написал некролог, который был опубликован в «Газете Английской Церкви» 9 января 1977 г. Там были такие слова: «В чем секрет его необыкновенного влияния на людей? Бедный и богатый, могущественный и бесправный, известный и безвестный - все приходили к нему и ко всем он был одинаково внимателен. В чем же секрет такого неотразимого воздействия на огромное собрание прихожан, когда после окончания проповеди у людей возникало состояние отрешенности? Я, наверно, раз двадцать спрашивал его об этом, и он неизменно отвечал: «Подготовка». В чем же должна заключаться наша подготовка? Это очень индивидуальное дело. Не существует единого рецепта подготовки проповедей. Каждый проповедник должен разрабатывать свой собственный метод, соответствующий его характеру и конкретной обстановке. Было бы ошибкой слепо копировать других. хотя это совсем не значит, что мы не можем учиться друг у друга. Эразм однажды пошутил: «Если уж слонов можно научить танцевать, львов - играть, а леопардов использовать как гончих собак, то проповедников и подавно можно научить проповедовать». По-видимому, существует шесть этапов, через которые, так или иначе, большинству из нас необходимо пройти.

ВЫБОР ТЕКСТА

Само собой разумеется, что мы должны иметь текст из Писания, так как мы не мыслители, а толкователи. Однако, как нам выбрать текст для конкретной проповеди? Многие проповедники задавались этим вопросом, когда сидели за столом, сосали и грызли карандаш, тупо уставившись в чистый лист бумаги. Трудность выбора проистекает из-за обилия текстов, а не недостатка их. Если мы постоянно изучаем Библию и ведем записи своих занятий, то наша память становиться хранилищем библейских текстов, которые как-будто выстраиваются перед нами, прося, чтобы и из них родилась проповедь. Так как же нам сделать свой выбор? Наверно, можно выделить четыре фактора, влияющих на выбор текста.

Первый фактор - литургический. В основных конфессиях христианства (католицизм, православие, лютеранство и англиканство) продолжают придерживаться периодов Церковного года, который находят свое отражение в календаре, сопровождая воскресные службы чтением соответствующих отрывков из Библии. В 1967 г. Британская межконфессиональная «Группа совместной литургии» издала очерк, озаглавленный «Календарь и библейские чтения: новый взгляд». В следующем году его идеи получили дальнейшее развитие в докладе Литургической комиссии Английской церкви «Церковный календарь и чтения церковного года», в котором отстаивается «более удобное изложение церковного года», ориентированное на пастырские интересы прихожан». Я позволю себе упростить эти рекомендации так, чтобы они могли заинтересовать и членов нелитургических церквей.

Большинство христиан ежегодно соблюдают, по крайней мере, три основных христианских праздника - Рождество (празднование рождения Христа), Пасху (Воскресение Христа) и Пятидесятницу (дар Святого Духа). Если взять эти праздники за основу, то все остальные становятся как бы естественной подготовкой к ним и естественным их следствием. В этом смысле церковный год подразделяется на три периода.

Первый, с октября по декабрь, - можно назвать периодом продленного Адвента. Так как в Европе праздник урожая обычно приходит в конце сентября - начале октября, а в Америке - в ноябре, это наиболее подходящее время для размышлений о творении, о грехопадении, чтения Ветхозаветной истории, ожидании Христова рождества и Его явлении иноверцам.

Второй период продолжается от Рождества до Пятидесятницы, с января по май, и в это время естественно будет вновь рассказать о великих деяниях Божиих, совершенных Им во Христе, Его рождении и жизни, о его личности и нравственном примере, словах и делах, страдании и смерти, Воскресении и Вознесении, завершающемся сошествием Святого Духа.

Третий период лучше мыслить как «воскресение после Пятидесятницы», а не «воскресение после Пасхи». С мая по сентябрь включительно наиболее благоприятная пора для размышлений о христианской церкви как Братстве Духа. Это лучшее время подумать о христианской этике, о своих общественных и проповеднических обязанностях, о христианском уповании - нашем ожидании второго пришествия Христа во славе.

Таким образом, Церковный календарь кратко повторяет историю библейского откровения: с октября по декабрь - Ветхий Завет (от сотворения мира до Рождества Христова), с января по май - Евангелия (жизнеописания Христа), и после Пятидесятницы - с мая по сентябрь - Деяния и Послания Апостолов, Откровение Иоанна Богослова. Троичная структура закономерна и в том случае, когда мы воспроизводим поступательный характер явления Бога как Творца и Отца, как воплотившегося Сына Божия и как личностную и совершительную ипостась Святого Духа.

Так как вся система читаемых текстов (из Ветхого Завета, Посланий, Евангелий и др.) соответствует Церковному календарю, проповедник может иногда, и даже часто, воспользоваться текстом тех или иных чтений. Однако рабская привязанность к предписанным чтениям может создать ненужную зависимость, поэтому лучше всего рассматривать их как путеводные вехи к соответствующей теме. Несомненно, не должно быть полной зависимости и от Церковного календаря. Обычно считают, что проповедовать о Воплощении можно только на Рождество, а о Воскресении - только на Пасху. Колин Моррис справедливо спрашивает: «Пятидесятница - осенью? Вознесение в середине мрачной зимы? Почему бы нет? Разве эти великие истины не универсальны и не подходят в любое время года? И, конечно, они должны быть свободны от тирании Церковного календаря». Тем не менее значение календаря очевидно. Джеймс Стюарт, заслуженный профессор Теологии, литературы и языка Нового Завета Эдинбургского Нового колледжа, вышедший в отставку в 1966 г., но остающийся одним из наиболее популярных современных проповедников, призывал к надлежащему соблюдению христианского года в таких словах: «Великие вехи Христианского года - Пришествие, Рождество, Великий пост, Страстная Пятница, Пасха, Духов День, Троица - указывают нам направление и предлагают основные темы. Они заставляют нас строго придерживаться основных моментов вероучения. Они призывают нас вернуться с боковых дорог, на которых мы склонны плутать, на главный путь искупления. Благодаря им мы постоянно возвращаемся к тем величественным деяниям Бога, ради провозглашения которых и существует Церковь».

Второй фактор, помогающий нам выбрать текст, я называю внешним. Под ним я подразумеваю некоторые события в жизни народа (например, политические выборы, смерть общественных деятелей или скандальную хронику) актуальные вопросы общественных дискуссий (вооружение, аборты, смертная казнь, безработица, гомосексуализм, разводы), стихийные бедствия (наводнения, голод, землетрясения или разные катастрофы).

Приходя в Церковь, христиане не могут и не должны отгораживаться от таких вопросов, которые широко освещаются по радио, телевидению и в печати. Напротив, они несут эти тревоги с собой и вопрошают: «Что говорит об этом Господь? Как должны христиане относиться к таким вещам?» Проповеднику надо быть восприимчивым к важным общественным вопросам в сознании людей.

В-третьих, есть пастырский фактор, то есть какая-то потребность, выявленная в процессе духовного самосовершенствования прихожан, часто правильно говорят, что лучшие проповедники - всегда хорошие пастыри, так как они знают потребности и проблемы, сомнения, страхи и надежды своих людей. Добросовестный пастырь никогда не может проповедовать «не считаясь с нуждами своих слушателей». «С таким же успехом врач может прописать мазь от экземы на шее, - комментирует Дуглас Кл. Форд, - когда у пациента мозоли на ногах». Определить эти потребности и решить, как проповедовать на эту тему, лучше всего вместе с пастырской группой. Даже если местная церковь имеет только одного, занятого весь день и оплачиваемого пастыря, можно надеяться, что его поддержат священники, занятые неполный день и на добровольных началах, а также пресвитеры, разделяющие с ним его попечительские обязанности. Несомненно, они будут совершать регулярные совместные молитвы, обсуждать, планировать, и одним из вопросов их «повестки дня» должно быть их проповедническое служение. По крайней мере три раза в год Майкл Бафен, ставший ректором церкви Всех Душ в 1975 г., созывает свою группу специально с этой целью. Иногда он заранее говорит с прихожанами, чтобы узнать об их просьбах, а иногда просит их, и руководителей группы содружества в частности, вносить предложения и заявки о темах проповедей или целых их серий. Временами некоторые руководители церковной общины из мирян также присоединяются к нам, когда мы обсуждает программы проповедей на следующие несколько месяцев. Это дает нам возможность планировать целые курсы, охватывающие основные положения христианского вероучения и нравственные обязанности христианина, толковать целые книги Библии и видеть, что мы упустили из поля зрения. Составленные таким образом проповеди помогают членам церкви понять все богатство библейского откровения, его единство в многообразии. Одна из опасностей обращаться каждое воскресенье к отдельно взятому тексту состоит в том, что в таком случае создается впечатление, будто Библия - это всего лишь сборник несвязанных между собой отрывков, без общих тем и всеобъемлющей идеи.

Мне кажется, будет не безполезно, если я приведу список основных циклов, которые мы разработали в церкви Всех Душ в последние шесть лет. Догматические курсы включили такие темы, как личностный аспект Бога, жизнь Христа, распятие, явления воскресшего Христа. Библия. Более практические циклы относились как к этическим вопросам (ученичество, десять заповедей, Нагорная проповедь, подражание Христу и цикл из четырнадцати проповедей о смысле христианской любви), так и другим актуальным темам (божественный промысел, женское служение в церкви, страдание и духовные дары). Еще один цикл из четырнадцати проповедей был посвящен молитве.

В течение этого периода (шести лет) мы стремились разъяснить некоторые длинные библейские отрывки. В циклы по Ветхому Завету входили начальные главы Книги Бытия, жизнеописания патриархов, избранные Псалмы, частично книга пророка Исайи и книга пророка Даниила. Что касается Нового Завета, то здесь мы изучали как короткие послания (Послание к Ефесянам, Послание к Филлипийцам, 1Послание Петра и 1 и 2 Послания к Фессалоникийцам), так и два длинных, а именно 2Послание к Коринфянам и Послание к Римлянам (последние - в 43-х проповедях, занявших два семестра - с ноября по март и с мая по июль). Возможно наиболее значительным является самый крупный наш цикл. Для него было взято все Евангелие от Марка (в 72 проповедях, поделивших текст на семь частей и продолжавшихся с сентября 1078 по апрель 1981 г.).

Наряду с такими общими обзорами абзац за абзацем мы сочли полезным прорабатывать короткие отрывки гораздо тщательнее, стих на стихом. Используя этот метод, мы прочитали стихи 19-38 20-й главы Деяний святых Апостолов (обращение ап. Павла к пресвитерам из Ефеса), 4 т 5-ю главы того же Послания (нравственные нормы христианина), 11-ю главу Послания к Евреям (подвижники веры) и менее известную 13-ю главу того же Послания. Ее мы разделили таким образом:

1. Братолюбие между вами да пребывает (стих 1).

2. Страннолюбие (стих 2).

3. Помните узников (стих 3).

4. Брак у всех да будет честен (стих 40.

5. Довольство тем, что есть (стихи 5-6).

6. Помните наставников ваших (стихи 7, 17-19).

7. Опасность! (стих 9).

8. Страдание со Христом (стихи 15-16).

9. Временные жители (стих 14).

10. Жертвы, угодные Богу (стихи 15-16).

11. Бог усовершит вас в добром деле (стихи 20-21).

Все эти циклы создавались на штатных конференциях с учетом пастырских потребностей церковной общины.

Четвертый фактор, который руководит нами в выборе текста - личный. Без сомнения, лучшие проповеди - те, которые сначала были обращены к себе, а потом - к другим. Или, выражаясь несколько иначе, когда Бог Сам обращается к нам текстом Писания и этот текст сияет и сверкает перед нами, он продолжает сиять божественной славой и в нашей проповеди, обращенной к другим. Кэмбелл Морган рассказывал, как он был очевидцем сцены, происходившей с доктором Джозефом Паркером в ризнице Городского Храма, когда туда вошел один человек и сказал: «Благодарю Вас за эту проповедь. Она принесла мне пользу». Паркер посмотрел на него и ответил: «Сэр, она принесла пользу мне, поэтому я и проповедовал». Это не значит, то каждая проповедь должна рождаться из личного жизненного опыта. Ведь некоторые из нас должны проповедовать о браке, оставаясь неженатыми, или о разводе - когда они женаты, и все мы говорим о смерти, когда она еще для нас не наступила. Но проповеди, родившиеся из глубокого личного убеждения, обладают самодостаточной убедительностью. Это то, что Джеймс Сталкер называл «кровным опытом», добавляя, что «правда - вдвойне и втройне правда, когда они исходит от человека, говорящего так, как если бы он познал ее собственным трудом и страданием».

Именно по этой причине большинство проповедников считает необходимым всегда иметь под рукой записную книжку или «памятную тетрадь» (как ее называли, начиная с XVII в.). Интересно, похож ли мой опыт на ваш. Обычно мой разум окутан довольно плотным туманом, так что я совсем не различаю предмета. Однако время от времени туман рассеивается, прорывается свет, и я вижу все с предельной ясностью. Эти быстротечные моменты внезапного просветления нельзя упустить. Мы должны уметь полностью отдаваться им, пока туман не опустился вновь. Таким мгновения часто возникают в самой неподходящее время: ночью, во время чьей-то проповеди или лекции, в процессе чтения или по ходу беседы. Но несмотря на это, мы не вправе упустить их. И для того, чтобы извлечь из них максимальную пользу, мы должны немедленно записать их.

Итак, четыре фактора - литургический, внешний, пастырский и личный - помогают выбрать текст для проповеди. И теперь мы готовы приступить ко второй стадии подготовки.

РАЗМЫШЛЕНИЕ НАД ТЕКСТОМ

Если наш текст составляет часть последовательного изложения или по каким-то причинам определился заранее (например, за неделю или месяц), тогда мы можем воспользоваться преимуществом долгого периода «подсознательного вынашивания» или «созревания», как говорят американцы. Разумеется, текст для воскресной проповеди должен быть выбран не позднее предыдущего понедельника с тем, чтобы этот процесс имел время для развития. Чем дольше этот период, тем лучше. Роберт Луи Стивенсон однажды сказал о себе: «Я долгое время сижу в молчании, словно курица, которая высиживает яйца», а Дитрих Бонхоффер обычно выбирал текст не сразу, а затем обдумывал его каждый день, «стараясь погрузиться в него, чтобы явственно услышать, что же он говорит».

Рано или поздно наступает время более сосредоточенной подготовки. Что должен делать проповедник на этой стадии? Читайте текст, перечитывайте его, перечитывайте заново и читайте вновь. Обдумывайте его вновь и вновь, подобно Марии, матери Иисуса, которая дивилась словам, что сказали ей пастухи и «сохраняла все слова сии, слагая их в сердце своем» (Лук. 2:18,19). Исследуйте текст, как исследует пчела весенний цветок, как колибри исследует цветок гибискуса в поисках нектара. Терзайте его, как собака кость, сосите его, как ребенок сосет апельсин, пережевывайте его, как корова жвачку. К этим сравнениям Сперджен добавляет еще два - с червем и ванной. «Очень важно с помощью молитвы устремляться в душу и суть текста, проникая в него за священным писанием так, как червь прокладывает путь к ядру ореха». И снова: «Давайте, дорогие братья. стараться пропитываться проповедью. Я всегда считал, что лучше всего проповедую тогда, когда смог пропитаться текстом. Мне нравиться понимать текст, постигать его значение и смысл и т. д., затем, погрузившись в него словно в ванну, с наслаждением лежать, позволяя ему впитываться в себя».

Однако эти живые метафоры не могут раскрыть достаточно ясно, что же в действительности делает проповедник, когда размышляет над текстом. Я бы сказал, что он задает вопросы тексту, причем два самых важных. Первый вопрос: «Каков смысл текста?», или лучше: «Каким был его смысл в то время, когда этот текст впервые был произнесен или записан», потому что, как правильно подчеркивает Е.Д. Хирш, «текст значит то, что имел ввиду его автор». Отсюда явствует, что мы не должны пренебрегать рассмотрением исторического и географического контекста нашего текста, его культурного окружения, рассмотрением его слов и образов, а также мыслей и намерений его автора. Сто же он имел ввиду? Что он стремился утвердить или осудить, на что надеялся и чего требовал?

Второй вопрос к тексту: «Что он говорит нам?», то есть каково его современное содержание? Как он обращен к нам сегодня? Этот вопрос отличен от первого. Задавая его, мы «наводим мосты» между древним Словом и современным миром, переводим текст Писания на язык современной культуры. Важно понимать как различие этих вопросов, так и их единство. Раскрытие первоначального исторического значения текста имеет чисто академический интерес, если мы не переходим к выявлению его современного содержания или как некоторые теологи предпочитают говорить, его «актуальной значимости». Однако сразу же искать современное содержание текста, не потратив сил на раскрытие его первоначального значения, значит идти незаконным кратчайшим путем. Это равносильно оскорблению Бога (пренебрежение путем, выбранным самим Богом для Его самооткровения в конкретной исторической и культурной ситуации), извращению Его Слова (отношение к нему как к компилятивному сборнику или книге магических заклинаний) и ведению Его народа по ложному пути (запутывая его в понимании Писания). Задавая эти два вопроса тексту, учитывая его первоначальное значение и современное содержание, нам, возможно, придется обратиться за помощью к словарю, указателю библейских изречений или комментариям. Они смогут уберечь нас от ложного толкования теста, разъяснить его и активизировать наше размышление о нем. Но они никогда не смогут стать больше, чем просто вспомогательные средства. Они никак не заменяют нашей непосредственной, личной встречи с текстом, когда мы подвергали его «перекрестному допросу, а он, в свою очередь, - нас. Более того, после нескольких лет изучения Библии мы уже никогда не подойдем к тексту как к совершенно незнакомому, а воспримем его в свете нашего предыдущего размышления.

Все это время мы будем молиться, смиренно взывая к Богу, чтобы Он просветил нас Духом истины. Мы будем повторять мольбу Моисея: «Покажи мне славу Твою» (Исх. 13:18) и Самуила: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1Цар. 3:9-10).

Христианская медитация отличается от других видов размышления тем, что она является сочетанием познания и молитвы. Некоторые проповедники очень старательны в учении. Их стол буквально завален богословскими книгами, и они полностью отдаются толкованию текста, но вряд ли когда-нибудь молятся о Божием свете. А другие - весьма прилежны в молитве, но почти никогда не занимаются каким-либо серьезным изучением предмета. Мы не должны разъединять то, что Бог соединил. Что касается меня, я всегда считал полезным столь долго готовиться к проповеди, сколько долго мог стоять на коленях с открытой перед собой Библией в ее молитвенном изучении. И не потому, что я фанатик Библии и поклоняюсь ей, а потому что я поклоняюсь Богу в Библии и хочу смириться перед Ним и Его откровением и даже во время изучения текста горячо молиться, чтобы Он просветил очи сердца моего (Еф. 1:18).

Превосходный пример этого сочетания молитвы и изучения дает ветхозаветный пророк Даниил. «Сообразив по книгам число лет», по истечении которых Иерусалим будет опустошен, он обратил лицо свое к Господу Богу «с молитвою и мольбою в посте и вретище и пепле». Затем, когда он еще молился, Гавриил вошел к нему и сказал: «Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению..» (Дан. 9:1-3, 20-23). и было еще одно видение мужа Даниилу, когда тот коснулся его и сказал: «Не бойся, Даниил, с первого дня как ты расположил сердце свое, чтобы достигнуть разумения, и смирить себя перед Богом твоим, слова твои услышаны... (Дан. 10:1-14). Аналогичный пример дают в Новом Завете слова ап. Павла Тимофею: «Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем» (2Тим. 2:7). В обоих случаях, с одной стороны, мы имеем чтение книг, серьезное размышление и стремление ума к разумению, а с другой стороны, смирение в молитве и вере. И только в ответ на размышление и молитву было дано желанное понимание. Как писал Дейл, цитируя одного старинного английского писателя, «труд без молитвы - атеизм, а молитва без труда - самонадеянность».

Не стоит и говорить, что во время этого молитвенного изучения, называемого «медитацией», мы записываем, хотя и бессистемно, приходящие на ум мысли. Меня часто спрашивают: «Как долго продолжается этот период?» «Столь долго, сколь это необходимо», - единственный ответ, который я могу дать. Нет средства, которое могло бы сэкономить время, проведенное над текстом. Сидите над ним столько, сколько это необходимо. Продолжайте исследовать цветок, пока есть нектар. Продолжайте сосать апельсин, пока не высосете его.

До сих пор я исходил из того, что изучение текста - дело глубоко личное и индивидуальное. Однако бывают случаи и совместной подготовки проповедей. Епископ Лесли Ньюбигин описывал мне эксперимент, проведенный им в Мадрасской епархии, Южная Индия, когда он был там епископом: «Раз в месяц группа пасторов собиралась на полдня или на весь день». Они начинали с основательного экзегетического изучения отрывков, выбранных для ближайшей воскресной проповеди». Это происходило как на пленарных заседаниях, так и в рабочих группах; четыре или пять групп подготавливали планы каждой воскресной проповеди текущего месяца. «Затем эти планы представлялись на пленарные заседания комментариев, критических замечаний и обсуждений». Обычно тексты для воскресных проповедей выбирались из сборника библейских чтений, изданного Церковью Южной Индии. «Однако в некоторых случаях, особенно когда в церковной или общественной жизни происходило что-то очень важное, группы собирались в поисках правильного христианского ответа на возникшую ситуацию и решали, какие отрывки из Писания наиболее подходят для ближайшего воскресного богослужения».

В заключение епископ Ньюбигин заметил, что хотя «потом каждый шел домой готовить свою собственную проповедь, эти совместные занятия давали уверенность, что в них было больше пищи для размышления, чем в каком-либо ином случае».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНОЙ МЫСЛИ

Когда в молитве и изучении мы продолжаем размышлять и бегло записывать все многообразие рождающихся идей, мы должны искать основную мысль текста. Мы должны размышлять до тех пор, пока она не проявится и не прояснится. Почему?

Во-первых, в каждом тексте есть главная тема. Если (как мы показали в 3-й главе) Бог обращается к нам через сказанное им в Писании, то необходимо спросить себя: «Что же Он нам говорит, что главное в Его словах?» Я не отрицаю, что могут существовать несколько обоснованных толкований текста и что мы можем извлечь из него различные уроки, но я утверждаю, однако, что каждый текст имеет основную опору. И мы должны обладать целостным взглядом, чтобы увидеть это и устоять против искушения подчинить смысл текста собственному «я». Например, вполне допустимо, основываясь на притче о добром самарянине, учить о том, что истинная любовь всегда выражается в жертвенном и созидательном служении, однако основным ядром притчи Иисуса является тот поразительный факт, что самарянин, этот презираемый всеми изгой, сделал то, чего не захотели сделать два верующих иудея. Следовательно, невозможно точно истолковать притчу, не акцентируя внимания на этом этническом моменте и предполагаемой критике всех религий, которые, несмотря на всю свою ортодоксию, остаются неискренними, ибо лишены любви.

Опять же можно учить об определенных истинах, основываясь на 8-м стихе 5-й главы Послания к Римлянам: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками». Мы можем проповедовать о греховности человека, смерти Христа или о любви Бога, так как обо всем этом упоминается в данном стихе. Но основная мысль текста заключена в том, что смерть Христа за таких грешников как мы, является «доказательством Его любви к нам» (NEB). Поэтому проповедь на 8-й стих 5-й главы Послания к римлянам должна идти под идеей того, «как Бог доказывает Свою любовь», но кроме того она должна соотнести объективное доказательство этого, явленное через Христа (Его распятие, стих 8-й), с субъективным опытом, рождающимся в нас посредством Духа Святого (стих 5-й: «потому что любовь Божия изливается в сердца наши Духом Святым»).

Кроме того, есть еще одна причина, почему необходимо выделять в каждом тексте основную мысль: ведь одним из характерных отличий проповеди от лекции является то, что ей цель - донести только одну главную идею.

Обычно считается, что студенты делают во время лекции многочисленные записи, которые затем просматривают и перерабатывают. Это позволяет ректору свободно переходить от одного вопроса к другом, затрагивать широкий круг проблем и даже отступать от основной темы лекции. Эксцентрические отступления рассеянного профессора - одно из главных удовольствий его послушать; кроме того, его материал можно найти непосредственно в книгах. Однако проповедь - совсем другое. Правда, в некоторых общинах во время проповеди ведутся записи, в других - предоставляются копии конспектов и даже магнитофонные кассеты. И то и другое - полезно в качестве вспомогательного средства для запоминания, хотя все же эту практику следует считать исключительной, к тому же она может оказаться и вредной, если люди перестанут слушать проповеди, рассчитывая когда-то потом изучать записи или прослушать магнитофонную кассету. Проповедь же, как живое слово Божие к Его народу, должна оказывать на людей немедленное воздействие. Пусть они не запомнят подробностей - мы не должны стремиться к этому. Но люди должны запомнит основную мысль, потому что все детали проповеди ориентированы на то, чтобы помочь слушателям понять ее идею и почувствовать ее силу.

Date: 2015-10-21; view: 288; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию