Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3/2. Процедурно-методическая часть программы Проблемы для изучения





1. Методы исследования и их разновидности.

2. Выборочный метод и его виды.

3. Шкалы измерений.

4. Методы сбора данных.

а) анализ документов;

б) наблюдение;

в) опрос;

г) интервью.

При изучении первой проблемы следует обратить внимание на важность правильного определения методов получения информации, грамотного опреде­ления методики и процедуры исследования.

Под методом понимается система правил теоретической и практической деятельности, разработанная субъектом на основе закономерностей изучаемо­го объекта.

Методика - система операций с указанием процедур их применения в мето­дах для получения информации.

Процедура - последовательность, поэтапность в реализации системы дейст­вий исследователя; совокупность средств, используемых в исследовании.

Методов исследования достаточно много, поэтому необходимо знать их основные разновидности с тем, чтобы не ошибиться при выборе тех, которые необходимы исследователю при изучении конкретного социального объекта. Так они бывают:

1. По масштабу применения:

• общенаучные;

• частнонаучные.

2. По уровню знания:

• теоретические;

• эмпирические.

3. По стратегии:

• необходимые

• достаточные.

4. По этапам исследования:

• выборка;

• сбор информации;

• измерение.

Но мало правильно определить методы исследований, необходимо также соблюдать правила методической стратегии:

• нет универсальных методов. Каждый метод имеет свои возможности;

• не бывает "плохих" или "хороших" методов, есть лишь адекватные и не адекватные исследовательским задачам;

• надёжным является метод, обоснованный при соблюдении правил его применения;

• надёжность метода проверяется в пилотажном (пробном) исследовании;

• использовать методы необходимо оперативно и экономично, но не в ущерб качеству данных.

При изучении второй проблемы необходимо разобраться в вопросе об ос­новных видах выборки, процедуре её формирования, о сущности выборочной совокупности. В социологических исследованиях существует три вида выбор­ки: репрезентативная, квотная, случайная.

Репрезентативная - представительство того минимума состава обследуемых по выделенным параметрам, который должен приближаться к соответствую­щим пропорциям в генеральной совокупности (отклонение от базовых характе­ристик ген. совокупности должно быть в пределах 5%).

Процедура формирования выборки:

1-йэтап: Определить генеральную совокупность, т.е. решить какого рода людей выдолжныопросить.

Генеральная совокупность - целевая группа, из которой будет сделана вы­борка для исследования и которая зависит от его целей.

2-йэтап: Определить объём выборки, т.е. решить сколько людей вы долж­ны опросить. (выборочная совокупность).

Выборочная совокупность - количество единиц отобранных для наблюде­ния, по которым можно судить об общем объекте.

Объем выборки влияет на ошибки. Чем больше величина выборки, тем меньше возможная ошибка.

Увеличение точности в 2 раза требует увеличения выборки в 4 раза.

Количество респондентов, включаемых в выборку, должно составлять 10% от генеральной совокупности, но не превышать 2500 человек.

При проведении телефонных опросов достаточно опросить 300 человек.

3-йэтап: Определить, как выбрать конкретных людей для опроса, т.е. сфор­мировать выборочную совокупность.

Это делается с помощью единицы и доли выборки.

Единица выборки - первичный элемент совокупности - носитель признаков, подлежащих регистрации.

Доля выборки - относительная численность единиц выборки, обладающих данным признаком.

Квотная (неслучайная) - отбор людей с конкретным набором характеристик в соответствии с заданными пропорциями.

Данная выборка требует учёта характеристик, связанных с базисным при­знаком совокупности (пол, образование, доход и т.д.). Исследователь опраши­вает определённое количество респондентов с заданными характеристиками.

Случайная (вероятностная) - отбор людей на основе статистической случай­ности, где каждый элемент генеральной совокупности имеет возможность по­пасть в число опрашиваемых. Здесь респонденты могут выбираться из алфавит­ного списка, списка адресов, телефонного справочника.

Здесь исследователь знает точные адреса, имена опрашиваемых (Например: если в доме 150 квартир - можно опросить всех проживающих в квартирах с номерами на ноль 10, 20, 30, 40, 50 итд.).

Третья проблема предполагает усвоение студентом измерительных процедур социологического исследования, знание основных типов измерительных шкал.

Измерение - процедура приписывания количественной определённости изу­чаемым признакам.

Измерительные процедуры - тестирование, рейтинг, экспертные оценки, ранжирование, опросы.

Шкала - измерительная часть инструмента, оценивающая эмпирические индикаторы, расположенные в определённой последовательности по позициям.

Формы шкал:

• вербальная - словесное выражение;

• числовая - позиция в баллах;

• графическая - I I I I I Г

 

Требования к шкале:

1. Валидность - обоснованность, т.е. измерение того свойства, которое надо измерить.

2. Полнота - учёт всех значений.

3. Чувствительность - число позиций (чем больше, тем чувствительнее). Типы шкал:

1. Номинальная (неупорядоченная) -

• шкала наименований, состоящая из чисел или символов для классифи­кации объектов на основании признака равенства.

Пример: пол: 343 - мужской 344 - женский

Какие проблемы вызывают у Вас большее беспокойство?

83 - экономический кризис

84 - политическая нестабильность

85 - преступность

86 - нравственность

87 - другие (напишите)______________________.

2. Порядковая (ранговая) - шкала упорядочивания проявлений изучаемых
свойств в строгом порядке (от наиболее значимого к наименее, или наоборот).

С помощью этой шкалы устанавливаются отношения "больше" или "меньше". Общий вид порядковой шкалы:

• максимально положительный ответ;

• положительный ответ;

• нейтральный ответ;

• отрицательный ответ;

• максимально отрицательный ответ.

Здесь первая позиция предпочтительнее, чем вторая, вторая - чем третья и т.д., без присвоения баллов.

3 Интервальная - шкала разностей (интервалов) между проявлениями изу­чаемого социального действия и присвоение этим делениям баллов или чи­словых значений. Общий вид интервальной шкалы: БАЛЛ

1 - максимально положительный ответ - 5 баллов

2 - положительный ответ - 4 балла

3 - нейтральный ответ - 3 балла

4 - отрицательный ответ - 2 балла

5 - максимально отрицательный ответ - 1 балл.

С - среднеарифметическая величина Р - общее количество ответивших Р1-5 - количество оценивших баллом

С = Р1*5 + Р2*4 + Р3*3 + Р4*2 + Р5*1 Р

Интервалы бывают:

а) равными

Например: каков доход на одного члена Вашей семьи?

130 - менее 500 руб.

131 - 501 - 600 руб.

132 - 601 - 700 руб.

133 - 701 - 800 руб.

134 - более 801 руб.

б) неравными

Например: Ваш трудовой стаж на данный момент?

320 - менее 1-го года

321 - 1 - 2 года

322 - 3 - 5 лет

323 - 6 - 10 лет

324 - свыше 10 лет.

Изучение четвёртой проблемы предполагает ознакомление студентов с ос­новными методами сбора данных.

Разработка сбора метода данных предполагает перевод теоретического уровня исследовательской проблемы на уровень эмпирического описания и анализа. Перед началом сбора данных исследователь должен чётко определить методическую стратегию:

1. Какие данные нужно получить, чтобы дать анализ предмета исследования?

2. Из какого источника можно получить информацию?

3. Каким методом эта информация может быть получена?

При выборе методов исследования необходимо учитывать:

а) нормативные требования методов;

б) наличие исследовательских кадров;

в) ресурсное обеспечение;

г) сроки проведения исследования;

д) методы обработки и анализа информации;

е) экономичность и надёжность;

ж) возможность использования технических средств сбора данных.

Методы сбора данных 1. Анализ документов.

Документ - специально созданный предмет, предназначенный для передачи и хранения информации.

Назначение анализа документов - извлечение информации, оценка её досто­верности и значимости.

Классификация видов документов по способу фиксации: письменные, статистические, иконографические, фонетические.

По степени оригинальности: подлинные, копии.

По степени персонификации: личные, безличные.

По содержанию: исторические, правовые, экономические.

По форме использования: восстанавливающие события, дающие возмож­ность вывода, используемые как иллюстративный материал.

Перед началом работы с документами исследователь должен уяснить ос­новные правила работы с ними:

• определить, каким образом документ будет использован в исследовании;

• уметь отличить описание события от его оценки;

• выявить намерения составителя документа

• знать обстановку в момент составления документа;

• помнить, что официальные документы более достоверны, чем не официаль­ные; личные более надёжны, чем безличные.

Существуют традиционные и формализованные методы анализа документов.

Традиционный - осмысление и интерпретация содержащейся информации (что за документ, кто автор, какова его надёжность, каково содержание и т.д.)

Традиционный анализ бывает внешний - установление вида, формы, време­ни, места документа, его автора, цели и т.д., и внутренний - исследование со­держания документа и формулировка выводов.

Формализованный - перевод качественной информации в количественные показатели, либо сбор информации на основе подобранного перечня вопросов.

Применяется при наличии объёмного несистематизированного письменного материала. По другому называют контент-анализ - перевод в количественные показатели, текстовой, фонетической информации.

Суть контент-анализа - выделение поддающихся подсчёту признаков доку­мента. В ходе его выделяются основные смысловые единицы (категории) ана­лиза (социальная идея, социально значимая тема); определяются единицы ана­лиза (относящиеся к теме слова, темы, имена людей, названия организаций и т. д.); устанавливаются единицы счёта (число строк, абзацев, знаков, колонок - в печатных СМИ; время для освещения в электронных СМИ).

Частота появления темы в том или ином документе служит показателем её значимости.

2. Наблюдение - состоит в непосредственном восприятии и регистрации происходящих событий наблюдателем. Используется для получения описа­тельной информации.

Наблюдение характеризуется:

• систематичностью;

• планомерностью;

• целеустремлённостью.

Процедура наблюдения:

1. Что наблюдать?

2. Как наблюдать?

3. Как регистрировать результаты?

Особенности наблюдения:

а) субъективность, эмоциональность восприятия;

б) изменение поведения объекта;

в) влияние на наблюдателя знаний и оценок объекта;

г) сложность повторного наблюдения.

Разновидностей наблюдения достаточно много. Их делят по разным основа­ниям. В зависимости от позиции наблюдателя бывает:

а) невключённое - отсутствие контакта с объектом;

б) частично включенное - предполагает общение с объектом;

в) включённое - наблюдатель открыто входит в состав группы.

Разновидность включённого - инкогнито - скрытое включение. В зависимо­сти от степени стандартизации:

а) запрограммированное - предполагает использование карточки наблюдения;

б) частично стандартизированное - предполагает использование протоко-
лов, дневников;

в) неконтролируемое - свободная дневниковая запись.

В зависимости от времени:

а) систематическое;

б) эпизодическое;

в) случайное.

В зависимости от обстановки:

а) полевое - изучение сложившейся ситуации в реальных условиях;

б) лабораторное - моделирование ситуации наблюдателем.

При проведении наблюдения используются карточки и дневник наблюдения.

3. Опрос - вопросно-ответный метод сбора данных, при котором источни­ком информации выступает словесное сообщение людей.

Разновидности опроса:

1. Анкетирование.

2. Интервью.

3. Экспертный опрос.

4. Социологический опрос.

Элементы опроса:

• исследователь, конструирующий инструментарий;

• анкетёр или интервьюер;

• анкета или план интервью;

• ситуация опроса;

• респондент;

• социальная реальность.

Анкетирование - метод исследования, в котором информация получается с помощью анкеты.

Анкета - это структурно организованный набор вопросов, каждый из кото­рых связан с задачей исследования. Разновидности анкет:

а) прессовые - публикуются в печатных СМИ;

б) почтовые - рассылаются по почте;

в) раздаточные - из рук в руки.

Анкета очень важный документ, от правильности оформления которого зависят результаты исследования.

Прежде, чем начать её разработку необходимо изучить требования по оформлению анкеты.

1. Все смысловые разделы начинаются вступительными и пояснениями, выделенными шрифтом и абзацем.

2. Сопровождение анкеты инструкцией, как заполнять, как отвечать на во­просы (обводить кружком, зачёркивать и т.п.).

3. Все варианты ответов на все вопросы нумеруются строго по порядку.

4. Нельзя разрывать текст к вопросу. Он должен быть на одной полосе.

5. При наличии таблиц в анкете:

а) объем таблицы не должен быть более одной страницы. Нежелателен пе-
ренос на другую страницу;

б) должны читаться только сверху вниз и слева направо;

в) количество вариантов ответов не должно быть более пяти;

г) смысловая часть вопроса должна быть чёткой и ясной.

6. Шрифт анкеты по возможности должен быть разным.

7. Желательно использовать рисунки, наглядные способы отметок.

При составлении анкеты необходимо соблюдать её композицию, включающую в себя:

1. Титульный лист;

2. Вводную часть;

3. Основную часть;

4. Социально-демографическую часть. Во вводной части необходимо:

 

1. Понять, кто проводит исследование, его цели, порядок использования результатов.

2. Подчеркнуть важность участия респондента в опросе, его откровенности и правдивости.

3. Дать гарантии анонимности.

4. Указать правила заполнения.

В основной части вопросы необходимо разбить на три блока.

1-йблок - вопросы для получения фактической, событийной информации. В этом блоке нет места для важных и острых вопросов.

2-йблок - вопросы для выяснения оценок респондентами социальных явле­ний, а также вопросы относительно мотивов поступков, линии поведения рес­пондентов.

3-й блок - закрытые несложные вопросы; несложные открытые вопросы, контрольные вопросы.

В социально-демографической части (паспортички) задаются вопросы о стату­се личности респондента по полу, возрасту, должности, образованию и т.д.

Очень важным при составлении анкеты является грамотное формулирова­ние вопросов. Составитель анкеты должен знать, что вопросы различаются в зависимости от их функций, содержания, конструкции, формы.

По функциям они бывают:

а) основные - для получения искомой информации;

б) функциональные - для упорядочения течения опроса;

в) психологические - для снятия напряжения;

г) фильтры - для определения некомпетентных респондентов;

д) контрольные - для оценки правдивости ответов.

По содержанию:

а) офактах, действиях;

б) о знаниях;

в) о мотивах, оценках, мнениях.
По конструкции:

а) открытые - свободное изложение ответа на вопрос;

б) закрытые - с перечнем ответов на вопрос.
Закрытые вопросы бывают разные:

1. Альтернативные - выбор либо "ДА", либо "НЕТ";

2. Вопросы-диалоги - респонденту предлагается согласится или не согла­сится с предложенным мнением: Согласны ли Вы с тем, что?

3. Вопросы-меню - предлагается выбрать один или несколько ответов из предложенных вариантов.

4. Шкальные - из предложенной шкалы ответов выбирается один. Например: Удовлетворены ли Вы?

 

35. Полностью удовлетворён.

36. Скорее удовлетворен, чем не удовлетворен.

37. Скорее не удовлетворён, чем удовлетворён.

38. Совсем не удовлетворён.

39. Затрудняюсь ответить.

По форме:

а) прямые - непосредственно о социальном факте;

б) косвенные - формулировка скрывает подлинный смысл информации;

в) перспективные - о действиях респондента в предполагаемой ситуации:
Что бы Вы делали, если бы.......?

Анкета не должна быть громоздкой. Вопросы не должны быть двусмыслен­ны. Избегайте наводящих вопросов, предопределяющих ответ. Избегайте спе­циальной терминологии. Тщательно готовьте вопросы и ответы на них.

4. Интервью

Интервью - метод проведения социологических опросов в виде целенаправ­ленной беседы. Применяется:

а) в качестве метода сбора информации, восновномвсоциально-
психологических исследованиях при ограниченной или малой выборке;

б) в качестве дополнительного метода получения информации совместно с
анкетированием, наблюдением и т.д.

в) на стадиях исследования с целью уточнения проблематики и формули-
ровки исследовательских гипотез;

г) в контрольных исследованиях для уточнения и проверки данных, полу-
ченных другими методами.

Интервью обычно проводится:

• на рабочем месте;

• в местах проведения досуга;

• в служебном помещении;

• на квартирах;

• на улицах и т.д.

Date: 2015-10-21; view: 308; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию