Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 3/1. Теоретико-методологическая часть программыПроблемы для изучения 1. Постановка исследовательской проблемы. 2. Определение объекта и предмета исследования. 3. Цель и задачи исследования. 4. Определение и интерпретация понятий. 5. Построение гипотез. При изучении первого вопроса необходимо уяснить, что проблема - это вопросительное высказывание выражающее неопределённость, подлежащая научно-практическому решению. Постановка проблемы является начальным звеном всякого исследования, т.к. проблема - это социальная задача, нуждающаяся в решении. Проблем в реальной действительности много. Это: => гносеологические (недостаток познавательной информации); => предметные (социальные противоречия). Проблемы делятся также и по: а) носителю - демографические, семейные, политические, экономические и т.д.; б) времени - на кратко-, средне-, долгосрочные; в) масштабам - на локальные, региональные, глобальные; г) по глубине - одноплановые, комплексные, системные. Постановка проблемы предполагает детальное осмысление проблемной ситуации - реально существующее в социальной действительности противоречие. Каждая проблемная ситуация требует своего предварительного анализа, который включает в себя: а) внешнее наблюдение; б) интервью с участниками проблемной ситуации; в) анализ документов; г) интервью с экспертами. Исследователь должен иметь чёткое представление о типе проблемной ситуации, с которой он имеет дело. То ли она теоретическая, требующая дальнейшего развития теории в данной сфере, то ли практическая. Очень важным является грамотная формулировка проблемы. Именно формулировка есть результат осмысления проблемной ситуации. При изучении второй проблемы студенту необходимо чётко различать объект и предмет исследования, грамотно их определять. Следует уяснить, что объект исследования - это явление или сфера социальной деятельности, которые являются носителями проблемной ситуации (коллектив, группа, индивид, экономика и т.д.), а предмет исследования - это стороны, свойства, характеристики объекта, подлежащие изучению (социально-психологический климат в коллективе, лидерство и т.д.). Объект исследования должен быть: 1) чётко обозначен; 2) ограничен временными рамками; 3) количественно определён; 4) описан в системе факторов, влияющих на его состояние. Значимость же правильного определения предмета исследования обусловлено тем, что он: => ориентирует на тот набор переменных и связей между ними, которые в наибольшей мере выражают центральный вопрос проблемы; => очерчивает рамки исследовательского поиска. Определение объекта и предмета исследования является необходимым условием целевой ориентации исследовательского процесса. При разработке третьей проблемы необходимо помнить, что социологическое исследование направлено на решение проблем, которые определяются в виде его цели. В зависимости от решаемых проблем цели могут быть разные. Это может быть: => получение нового теоретического знания; => разработка методик исследования; => прогноз развития объекта исследования; => выявление обстоятельств, сопутствующих возникновению проблемы; => разработка вариантов решения проблемы и т.д. Чёткая постановка цели предопределяет: 1) чёткую формулировку гипотез; 2) правильное определение объёма работ, затрат, ресурсов; 3) грамотное регулирование отношений между заказчиком и исполнителем. Для достижения поставленной цели формируются основные исследовательские задачи. Они могут быть: а) основными - ориентированы на решение главной проблемы; б) вспомогательными - ориентированы на решение побочных вопросов. При выдвижении исследовательских задач необходимо помнить, что: => они должны чётко определять основные этапы решений поставленной проблемы; => каждому виду задач соответствует определённый состав познавательных действий, средств и методов познания; => они не должны произвольно перемешиваться, как между собой, так и с целью исследования. При изучении четвёртого вопроса следует разобраться в сущности определения и интерпретации понятий. Именно с помощью этих операций уточняются понятия, даётся правильное истолкование их смысла. Интерпретация понятий бывает: а)теоретическая; б) эмпирическая. Теоретическая подразумевает: => выделение главных понятий; => соотнесение понятий с определённой теоретической системой; => достижение однозначности в понимании понятийного аппарата исследования; => достижение точности употребления терминов; => установление взаимосвязи между понятиями, проверку их непротиворечивости. Эмпирическая интерпретация - выделение основных признаков объекта, доступных измерению. Цель эмпирической интерпретации - конкретизация содержания понятий, с помощью которой возможен выход на проявления объекта, поддающиеся фиксации и измерению. С помощью эмпирической интерпретации осуществляется переход к индикаторам, позволяющим получать социологическую информацию. Важной операцией является также операционализация понятия. Именно она позволяет установить, о чём следует собирать данные. Операционализация понятий - это есть установление порядка количественного измерения показателей: единиц счёта, коэффициентов, индексов, шкал. Операциональное определение понятия - это операция разложения его теоретического содержания на эмпирические эквиваленты, доступные для фиксации и измерения. Операционализация понятий имеет следующую процедуру: 1) перевод исходного понятия в показатели; 2) перевод показателей в переменные; 3) перевод переменных в индикаторы; 4) определение методов сбора данных. В ходе исследования пятой проблемы студенту предстоит разобраться в сущности гипотез исследований. Гипотеза есть форма предположения, в котором знание носит вероятностный характер. Гипотеза характеризуется, как: • вероятностное знание; • достаточно обоснованное знание; • знание, предполагающее разрешение противоречия; • знание, содержащее качественно новое, по сравнению с имеющимся; • принципиально, проверяемое знание. Гипотеза - это как бы предварительный проект решения поставленной проблемы. Виды гипотез: 1) По целям исследования: - основные - указывающие на наиболее важные связи; - неосновные - характеризующие побочные связи и явления. 2) По обоснованности и последовательности выдвижения: - первичные - выдвигаемые на начальном этапе исследований; - вторичные - формулируемые на основе уточнения первичных. 3) По содержанию предположения: - описательные - указывающие на связи, но не дающие ответа "ПОЧЕМУ?"; - объяснительные - формулирующие предположения о причинах явлений; - прогнозные - раскрывающие тенденции развития объекта. 4) По степени общности: - гипотезы - основания; - гипотезы - следствия. 5) По уровню анализа: - теоретические - совокупность теоретического материала; - статистические - система статистических показателей; - эмпирические - система эмпирических показателей. Очень важным моментом при составлении программы является выдвижение гипотезы, т.к. от него во многом зависят успех и неуспех исследования. Исследователь должен знать и соблюдать требования, предъявленные к выдвижению гипотезы: • она должна быть достаточно надёжна; • должна быть логически согласована с проблемой и целью; • должна заключать уточнённые и интерпретированные понятия; • должна быть эмпирически проверяемой. От исследователя построение гипотез требует: 1) эрудиции и теоретической подготовки; 2) умения думать; 3) умения догадываться; 4) обладания здравым рассудком. Гипотеза, отвечающая требованиям построения, называется "рабочей".
|