Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3/1. Теоретико-методологическая часть программы





Проблемы для изучения

1. Постановка исследовательской проблемы.

2. Определение объекта и предмета исследования.

3. Цель и задачи исследования.

4. Определение и интерпретация понятий.

5. Построение гипотез.

При изучении первого вопроса необходимо уяснить, что проблема - это вопро­сительное высказывание выражающее неопределённость, подлежащая научно-практическому решению.

Постановка проблемы является начальным звеном всякого исследования, т.к. проблема - это социальная задача, нуждающаяся в решении. Проблем в реальной действительности много. Это:

=> гносеологические (недостаток познавательной информации);

=> предметные (социальные противоречия).

Проблемы делятся также и по:

а) носителю - демографические, семейные, политические, экономические и т.д.;

б) времени - на кратко-, средне-, долгосрочные;

в) масштабам - на локальные, региональные, глобальные;

г) по глубине - одноплановые, комплексные, системные.

Постановка проблемы предполагает детальное осмысление проблемной ситуации - реально существующее в социальной действительности противоре­чие. Каждая проблемная ситуация требует своего предварительного анализа, который включает в себя:

а) внешнее наблюдение;

б) интервью с участниками проблемной ситуации;

в) анализ документов;

г) интервью с экспертами.

Исследователь должен иметь чёткое представление о типе проблемной си­туации, с которой он имеет дело.

То ли она теоретическая, требующая дальнейшего развития теории в дан­ной сфере, то ли практическая.

Очень важным является грамотная формулировка проблемы. Именно фор­мулировка есть результат осмысления проблемной ситуации.

При изучении второй проблемы студенту необходимо чётко различать объект и предмет исследования, грамотно их определять.

Следует уяснить, что объект исследования - это явление или сфера социальной деятельности, которые являются носителями проблемной ситуации (коллектив, группа, индивид, экономика и т.д.), а предмет исследования - это стороны, свойст­ва, характеристики объекта, подлежащие изучению (социально-психологический климат в коллективе, лидерство и т.д.).

Объект исследования должен быть:

1) чётко обозначен;

2) ограничен временными рамками;

3) количественно определён;

4) описан в системе факторов, влияющих на его состояние.

Значимость же правильного определения предмета исследования обуслов­лено тем, что он:

=> ориентирует на тот набор переменных и связей между ними, которые в наибольшей мере выражают центральный вопрос проблемы; => очерчивает рамки исследовательского поиска.

Определение объекта и предмета исследования является необходимым ус­ловием целевой ориентации исследовательского процесса.

При разработке третьей проблемы необходимо помнить, что социологиче­ское исследование направлено на решение проблем, которые определяются в виде его цели.

В зависимости от решаемых проблем цели могут быть разные. Это может быть:

=> получение нового теоретического знания;

=> разработка методик исследования;

=> прогноз развития объекта исследования;

=> выявление обстоятельств, сопутствующих возникновению проблемы; => разработка вариантов решения проблемы и т.д.

Чёткая постановка цели предопределяет:

1) чёткую формулировку гипотез;

2) правильное определение объёма работ, затрат, ресурсов;

3) грамотное регулирование отношений между заказчиком и исполнителем.

Для достижения поставленной цели формируются основные исследователь­ские задачи.

Они могут быть:

а) основными - ориентированы на решение главной проблемы;

б) вспомогательными - ориентированы на решение побочных вопросов.

При выдвижении исследовательских задач необходимо помнить, что:

=> они должны чётко определять основные этапы решений поставленной проблемы;

=> каждому виду задач соответствует определённый состав познавательных действий, средств и методов познания;

=> они не должны произвольно перемешиваться, как между собой, так и с це­лью исследования.

При изучении четвёртого вопроса следует разобраться в сущности опреде­ления и интерпретации понятий. Именно с помощью этих операций уточняют­ся понятия, даётся правильное истолкование их смысла.

Интерпретация понятий бывает:

а)теоретическая;

б) эмпирическая.

Теоретическая подразумевает: => выделение главных понятий;

=> соотнесение понятий с определённой теоретической системой; => достижение однозначности в понимании понятийного аппарата исследова­ния;

=> достижение точности употребления терминов;

=> установление взаимосвязи между понятиями, проверку их непротиворечи­вости.

Эмпирическая интерпретация - выделение основных признаков объекта, дос­тупных измерению. Цель эмпирической интерпретации - конкретизация содержа­ния понятий, с помощью которой возможен выход на проявления объекта, поддаю­щиеся фиксации и измерению.

С помощью эмпирической интерпретации осуществляется переход к индикато­рам, позволяющим получать социологическую информацию.

Важной операцией является также операционализация понятия.

Именно она позволяет установить, о чём следует собирать данные.

Операционализация понятий - это есть установление порядка количественного измерения показателей: единиц счёта, коэффициентов, индексов, шкал.

Операциональное определение понятия - это операция разложения его теоре­тического содержания на эмпирические эквиваленты, доступные для фиксации и измерения.

Операционализация понятий имеет следующую процедуру:

1) перевод исходного понятия в показатели;

2) перевод показателей в переменные;

3) перевод переменных в индикаторы;

4) определение методов сбора данных.

В ходе исследования пятой проблемы студенту предстоит разобраться в сущ­ности гипотез исследований.

Гипотеза есть форма предположения, в котором знание носит вероятностный характер.

Гипотеза характеризуется, как:

• вероятностное знание;

• достаточно обоснованное знание;

• знание, предполагающее разрешение противоречия;

• знание, содержащее качественно новое, по сравнению с имеющимся;

• принципиально, проверяемое знание.

Гипотеза - это как бы предварительный проект решения поставленной пробле­мы.

Виды гипотез:

1) По целям исследования:

- основные - указывающие на наиболее важные связи;

- неосновные - характеризующие побочные связи и явления.

2) По обоснованности и последовательности выдвижения:

- первичные - выдвигаемые на начальном этапе исследований;

- вторичные - формулируемые на основе уточнения первичных.

3) По содержанию предположения:

- описательные - указывающие на связи, но не дающие ответа "ПОЧЕМУ?";

- объяснительные - формулирующие предположения о причинах явлений;

- прогнозные - раскрывающие тенденции развития объекта.

4) По степени общности:

- гипотезы - основания;

- гипотезы - следствия.

5) По уровню анализа:

- теоретические - совокупность теоретического материала;

- статистические - система статистических показателей;

- эмпирические - система эмпирических показателей.

Очень важным моментом при составлении программы является выдвиже­ние гипотезы, т.к. от него во многом зависят успех и неуспех исследования.

Исследователь должен знать и соблюдать требования, предъявленные к вы­движению гипотезы:

• она должна быть достаточно надёжна;

• должна быть логически согласована с проблемой и целью;

• должна заключать уточнённые и интерпретированные понятия;

• должна быть эмпирически проверяемой.

От исследователя построение гипотез требует:

1) эрудиции и теоретической подготовки;

2) умения думать;

3) умения догадываться;

4) обладания здравым рассудком.

Гипотеза, отвечающая требованиям построения, называется "рабочей".

Date: 2015-10-21; view: 336; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию