Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Утверждаю

Ситуации к экзамену

Высшая школа психология (Институт)

Утверждаю

Ректор ВШП

Савченко Т.Н.

30.05.2008г.

 

 

1. За психологической консультацией обратился отец молодого человека, консультация нужна его сыну. Отец позвонил по телефону по просьбе сына, ему 19 лет. Обратиться за помощью хотели 6 месяцев назад, но тогда молодой человек был против обращения к психологу. Сейчас он один приехал на прием.

Шесть месяцев назад клиент перед второй сессией первого курса перестал ходить в институт. Появилась апатия, нежелание общаться, не выходил из дома. Появились мысли, что нет смысла жить. Связывает это с переутомлением. Институт находится от дома в 2 часах езды. Нагрузки большие. Преподаватели кричат. Возвращаясь домой, ложился спать, потом половину ночи занимался. Утром с трудом вставал. Оформили академический отпуск. Летом обратились к гомеопату, чтобы восстановить состояние. Настроение улучшилось до того момента, как стало необходимо восстанавливаться в институт на второй семестр. Появилась бессоница, неуверенность в себе, ощущение бессмысленности.

Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы:

  1. Кто является клиентом консультативной ситуации?
  2. Является запрос терапевтическим или консультативным?
  3. Как Вы видите основную проблему клиента?

 

Проректор ВШП /Базенков И.Л./

 

 

2. В консультацию обратилась женщина 32 года. Живет одна, родители живут отдельно.

Клиентку волнуют ее трудности установления отношений с мужчинами. Недавно она рассталась с мужчиной, с которым встречалась пару месяцев. Он ей очень нравился, она настраивалась на перспективные отношения. Однако, она резко разорвала отношения с ним, обидевшись на то, что он однажды неверно понял ее. Это недопонимание послужило причиной развертывания идей, что если он видит ее так превратно, то на самом деле он думает о ней совсем не так как говорит и она не может доверять ему.

Эта история видится ей как уже ставшей типичной. Обычно после знакомства и непродолжительного периода ухаживаний, клиентка сама прекращает отношения, задеваясь чем-либо внешне незначительным.

Состоялась как специалист, работает руководителем отдела. Родители часто высказывают желание дождаться внуков.

Вопросы:

  1. Является запрос консультативным или терапевтическим? Аргументируйте ответ основными критериями различия.
  2. Если запрос терапевтический, то каким образом он может быть переформулирован в консультативный (задачи консультирования)?
  3. Какие переносные реакции можно ожидать от такой клиентки в консультативном процессе?

 

3. В консультацию обратилась женщина 39 лет, замужем, два сына 12 и 2 лет. Проживает со своей семьей и мамой. Семья состоятельная. Сама клиентка работала, но в настоящий момент сидит дома по уходу за младшим ребенком. Решила обратиться к психологу после того, в момент ссоры с мамой бросилась на балкон с намерениями выброситься. После фразы мамы «ты никчемная, ты ничего не стоишь» клиентка перестала контролировать собственное поведение. Попытка не удалась, мама удержала и ударила по лицу, после чего клиентка «пришла в себя».

В браке 15 лет. Описывала его как идеальный. К своей семейной жизни относилась как к «женской карьере», которую она строила. Для нее это было особенно важно, т.к. ее мама развелась с отцом, когда клиентке было 6 лет. За два месяца до случившегося клиентка узнала, что ее муж в течение года имеет серьезные отношения с другой женщиной, которые прекращать не собирается. Разводиться тоже не собирается. У клиентки появилась неуверенность в себе, собственной привлекательности, бессоница, усилились хронические заболевания.

Вопросы:

  1. С каким запросом имеет дело консультант – терапевтическим или консультативным? Если запрос терапевтический, в чем могут быть задачи консультирования, какой контракт может быть заключен вместе с клиентом?
  2. Ваши предположения об уровне психической организации клиентки?
  3. Каковы могут быть ожидаемые результаты консультирования и их критерии?

 

4. К психологу обратилась молодая женщина, 31 год, не замужем, образование среднее. Живет с мамой и братом мамы. Обратилась по поводу своего состояния. Примерно год, как пропал интерес к жизни, появилось ощущение пустоты и бессмысленности. Лежание на диване с книгой и рассуждение на тему «все суета» стали единственным занятием. Три месяца назад заставила себя встать, завести ежедневник, устроилась на работу.

На момент обращения беспокоит состояние тяжести, желание плакать по непонятному поводу, чувство собственной неудачливости, неправильности.

Свою историю рассказала так. Родители – творческие люди. До 1,5 лет жила с мамой, отцом, родителями отца. Потом родители развелись, и клиентка с мамой переехали к родителям матери. Про отца с тех пор ничего не знает, его посадили за драку, он в Москву не вернулся. С родителями отца общалась. Приблизительно с 3 до 14 лет мама клиентки страдала алкоголизмом в запойной форме. Потом мать познакомилась со своим будущим мужем, пить бросила и не пьет с тех пор совсем.

В возрасте приблизительно 16 лет у клиентки была связь с отчимом, о чем узнала мать. Последовал развод, в чем клиентка винит себя и до сих пор не может это спокойно вспоминать. Другие мужчины в жизни клиентки были часто пьющие, разрывая с ними отношения, она «просто переворачивала страницу». Единственное теплое воспоминание оставили отношения с человеком много старше ее, после расставания с которым она переживала и плакала несколько месяцев.

Вопросы для анализа ситуации:

  1. Терапевтическим или консультативным является запрос?
  2. Как может быть сформулирован консультативный запрос и какой контракт был бы оптимальным (длительность, частота встреч)?
  3. В чем основная проблема клиента, какие результаты консультативной работы можно ожидать?

 

5. В консультацию обратилась женщина, возраст 41 год. В разводе 8 лет, дочь – 15 лет. Родители живут в другом городе. Причиной обращения послужило состояние после потери любимого человека, с которым они собирались пожениться. Это случилось около месяца назад. Главное, что испугало клиентку – появившееся нежелание жить, непонимание как жить дальше. Постоянно состояние сильной эмоциональной боли, бессоница, снижение адаптации.

У клиентки много друзей, они ее поддерживают в сложившейся ситуации, но у нее возникает ощущение, что ее никто не понимает, что она на необитаемом острове. Все время мучают сны о том, что она что-то потеряла и никак не может найти, сны о разрушении.

На протяжении последних лет клиентка пережила развод, потерю родителей мужа, к которым была привязана, подруга умерла от рака, убили друга детства. Но ни одну из этих потерь она не переживала так болезненно. Сейчас появились мысли, что судьба к ней несправедлива, что ей уже никто не сможет помочь.

 

Вопросы:

 

  1. Является ли этот запрос консультативным или терапевтическим? Если терапевтический, то в чем задачи консультирования?
  2. В чем Вы видите основную проблему клиентки? Какие теоретические работы помогут Вам выстроить стратегию консультативного процесса?

 

  1. Как Вы будете объяснять клиенту предполагаемое содержание работы, и что его ожидает в консультативном процессе?

 

 

6. Женщина 38 лет обратилась по поводу невозможности простить измену мужа, о которой она узнала около 4 лет назад. Все это время она не может ни расстаться с ним, ни продолжать жить вместе. Мучительность этой неопределенной ситуации увеличивается тем, что муж тоже не делает решающего выбора. За это время он несколько раз уходил жить к любовнице и снова возвращался в семью.

 

В браке двое детей,16 и 10 лет. Только в последние 5 лет клиентка вышла на работу, до этого все свое время она посвящала семье. До брака клиентка жила с родителями.

 

В настоящее время клиентка многократно обсуждает свою ситуацию с родителями и подругами. Принимает ту или иную позицию, тот или иной стиль поведения, что не помогает ей разрешить ситуацию. Ожидает от психолога совета и рекомендаций о том, как она должна поступить.

 

Вопросы:

  1. Что в описании этой ситуации привлекает Ваше внимание, и как на основе этих наблюдений Вы сформулируете консультативную гипотезу?

 

  1. Ваше предположение об уровне психической организации клиентки? Обоснуйте предположение.

 

  1. Какие особенности взаимодействия клиентки с консультантом можно ожидать в процессе работы?

 

7. Женщина 40 лет обратилась по поводу депрессии. В расспросе выяснилось, что клиентка много лет страдает фобиями – она боится воды, никогда не умела плавать и даже полет над водой вызывает сильный страх.

 

Она - единственный ребенок в семье. Детско-родительские отношения описывает как очень хорошие. Страхов в детстве не помнит.

 

Не замужем, предпочитает непродолжительные связи серьезным отношениям. Сделала блестящую карьеру, много времени посвящает работе.

 

В ситуации консультирования ведет себя несколько «по-деловому», как в бизнес-сотрудничестве, контролируя свои спонтанные реакции, в том числе на личность консультанта.

 

 

Вопросы:

  1. С чем из предложенного Вы будете работать как консультант? Как переформулируете запрос?
  2. Как сформулируете для себя проблему клиента? В чем специфика объектных отношений? Используйте для анализа весь доступный материал, в том числе контрпереносную реакцию.
  3. Как Вы понимаете смысл симптома клиентки? Каковы будут Ваши ассоциации и предположения?

 

8. Девушка 21 года обращается по поводу депрессивных настроений с фантазиями о суициде. Также жалуется на боли в позвоночнике, но врачи не находят какой-либо патологии.

Наиболее актуальные на момент обращения темы – взаимоотношения с молодыми людьми. По словам клиентки у нее много поклонников, все восторгаются ею, и не дают прохода даже в метро. Она никого не подпускает слишком близко, удерживая каждого возле себя.

Из истории развития известно, что девочка была поздним ребенком своей матери, которая долго лечилась от бесплодия. Когда она родилась, все в семье называли ее «наше счастье». При этом родители вынуждены были отправить ее жить к бабушке, так как оба интенсивно работали.

Клиентка вызывает амбивалентные чувства: желание обесценить ее переживания и ощущение подлинности ее страданий без видимого источника.

 

Вопросы:

  1. Характер запроса – терапевтический или консультативный? Если терапевтический, то как может быть переформулирован в консультативный?
  2. В чем видите основную проблему клиентки и какой уровень психической организации (в психоаналитических тераминах)?
  3. Сделайте предположения о характере отношений клиентки с консультантом в процессе работы? Какие теоретические работы описывают этот тип отношений?

 

9. Женщина 30 лет обратилась с желанием разобраться в личных отношениях. На протяжении 5 лет она живет в гражданском браке с мужчиной старше ее на 10 лет. У него две дочери от первого брака, которых он часто навещает. Эти визиты вызывают у клиентки много ярости, ревности и желания прервать отношения. Мужчина не разведен с матерью своих детей, и эта ситуация напоминает клиентке ее предыдущий гражданский брак, когда мужчина старшее ее на 12 лет также не был разведен и имел детей. После 5 лет совместного проживания клиентка порвала отношения с ним.

Известно, что в 5-летнем возрасте ее родители развелись, мать вышла повторно замуж и родила второго ребенка, когда клиентке было 11 лет. С отчимом были прекрасные отношения, с отцом также виделись довольно часто и вместе ездили отдыхать.

 

Вопросы:

  1. Является ли запрос консультативным или терапевтическим? Если запрос терапевтический, в чем могут быть консультативные задачи?
  2. Как видите основную проблему клиентки и каковы могут быть ожидаемые результаты консультирования?
  3. Какие теоретические работы будут базовыми в понимании данного случая?

 

 

10. Мальчика 4 лет привели на прием с проблемой заикания, речь ребенка почти непонятна. Заикание возникло в 3 года вскоре после того, как он начал хорошо говорить. В последнее время заикание усилилось. Помимо этого появились навязчивые движения, мальчик стал отказываться одеваться и есть самостоятельно.

 

Семья полная, мальчик – единственный ребенок в семье. Мать сидела с ребенком 2,5 года, после чего устроилась на работу, а мальчика оставили жить у бабушки. Три месяца назад мать по настоянию мужа оставила работу и забрала ребенка домой.

 

Вопросы:

  1. Кто является клиентом – родитель или ребенок?
  2. Как видите основную проблему клиента? Ваши гипотезы?
  3. Опишите стратегию консультативной работы?

 

11. Мальчика 9 лет привели с жалобами на рассеянное внимание, «уплывание» на уроках и при выполнении домашних заданий, также присутствуют невротические реакции – тики. В школе ребенок не может постоять за себя, его обижают и обзывают, но дома мальчик часто дерется со своим братом 7 лет. По ночам плохо засыпает, часто снятся кошмары.

 

Уровень интеллекта ребенка выше среднего, у него хорошо развита фантазия, он занимается авиамоделированием и много читает. Родители много работают, и основное время ребенок проводит с бабушкой и дедушкой, которые с увлечением занимаются воспитанием внуков. Ребенок хорошо ладит с ними и всегда послушен, так как боится, что иначе дедушка попадет в больницу, а их с братом отправят в группу продленного дня.

 

Вопросы:

  1. В чем проблема ребенка?
  2. Каким образом объясните родителям проблему и предполагаемое содержание работы с ребенком? В чем может быть их помощь?
  3. Предположение о длительности и регулярности встреч? Каковы ожидаемые результаты и их критерии?

 

 

12. Мама 10-летней девочки обратилась к психологу, жалуясь на тревожную привязанность к ней девочки, а также на наличие у дочери множества страхов. Девочка до сих пор отказывается спать одна, настаивает на том, чтобы знать о каждом шаге матери, ограничивает ее свободу выбора, реагируя слезами на желание мамы пойти куда-то без нее. В случае если мать задерживается на работе, постоянно звонит ей, если сразу не дозванивается, плачет.

 

Известно также, что родители девочки несколько лет в разводе, но мама и дочка поддерживают отношения со многими родственниками отца. Девочке нравится бывать у них, она также любит, чтобы к ним домой приезжали гости.

В отношениях со сверстниками у ребенка есть некоторые сложности. Мама считает, что дочь слишком мягко относится ко всем детям, боится с кем-либо поссориться, старается добиться симпатии и завоевать дружбу девочек.

 

Вопросы:

  1. Кто является клиентом в этой ситуации?
  2. Сформулируйте проблему клиента (в терминах развития).
  3. Опишите стратегию работы.

 

13. Родители девочки 11 лет обратились к психологу, т.к. их волнует отсутствие у дочери «желания делать что-нибудь». Девочка со слезами идет на кружки и секции, не хочет выходить гулять и даже в гости к подругам, несмотря на активные попытки родителей организовать ее интересный досуг. После совместных поездок с классом, когда родители встречают ее, она прежде всего рассказывает о том, как все было плохо: как ее кто-то толкнул, кто-то грубил, подруга не попрощалась, другие пытались затеять заговор, чтобы разбить их дружбу и т.п. При этом педагог говорит, что настроение ребенка в поездке было совершенно нормальным.

На вопросы о том, что любит делать девочка, родители рассказывают, что она очень любит рисовать, сочинять и записывать сказки про кошек и просто прыгать по дому. Если ее не заставляют идти на кружки и т.п., то через какое-то время настроение ребенка становится хорошим, она с удовольствием двигается дома, играет и общается с родителями.

 

В первичной беседе с родителями выясняется также, что в семье есть вторая дочь, которой 8 месяцев (это общий ребенок для родителей), что старшая девочка была рождена в другом браке. Этот брак описывается матерью как не очень удачный: с самого начала после рождения ребенка там не было стабильности ни в отношениях, ни в месте проживания родителей. Когда ребенку было 2,5 года, родители окончательно развелись, что повлекло за собой очередной переезд, выход матери на работу и начало посещения детского сада для девочки.

Вопросы:

  1. В чем видите проблему клиента? Почему ситуация ухудшилась именно сейчас?
  2. Как может быть сформулирована цель консультирования?
  3. Опишите стратегию консультативной работы в случае единичной сессии и в случае 10 встреч.

14. К психологу обратилась мама девочки 14 лет, жалуясь на безответственное поведение своей дочери. По мнению мамы, дочь мало времени уделяет учебе, часто бывает рассеяна, поздно ложится спать и потому на уроках «засыпает». Маме кажется, что отношения девочки со сверстниками складываются не очень успешно, она не всегда умеет подать себя, завоевать их уважение. При этом к маминым советам дочь мало прислушивается, поэтому маме, с ее слов, приходится быть категоричной и запрещать ей, например, покупать одежду, которая демонстрирует недостатки ее фигуры (чтобы над ней не смеялись сверстники). Мама жалуется на то, что девочка стала менее сговорчивой и часто требует «свободы». Что под этим подразумевается, мама точно не понимает, но очень возмущена, «о какой свободе может идти речь, если она стала хуже учиться» или «когда сейчас такая криминогенная обстановка».

 

Вопросы:

  1. Кто является клиентом консультативной ситуации?
  2. Какова основная проблема дочери и в чем проблема матери?
  3. Ваша стратегия работы?

 

15. К психологу обратились родители ученика 4 класса. Мальчик перешел в английскую спецшколу 2 месяца назад, до этого он учился в обыкновенной школе и, по словам родителей, в учебе был достаточно успешен, в классе был лидером.

 

Теперь ситуация резко изменилась: сын не хочет ходить в школу, дома стал замкнутым, учиться стал гораздо хуже (часто получает «тройки» и даже «двойки»). Из беседы с учителем родители узнали, что мальчик в классе ведет себя, как «шут», часто противостоит мнению учителя и класса, «уходит в дебаты» вместо того, чтобы выполнять задание.

 

Вопросы:

  1. Кто является клиентом консультативной ситуации, и с кем видите смысл работать?
  2. В чем проблема клиента?
  3. Какой контракт (цели и средства) будете заключать с клиентом?

 

 

16. К психологу обратилась мама девочки 9 лет. Она сообщила, что чувствует себя совершенно беспомощной в воспитательном плане, т.к. не знает, что делать с дочерью, которая в последнее время стала воровать. При этом выясняется, что она присваивает себе какие-то вещи в гостях у маминых подруг. Что особенно возмущает маму, так это то, что эти «безделушки» непременно дешевые (т.е. это не те вещи, которые семья не может себе позволить). Мама пыталась решить эту проблему сама, отлупив ее (но она это делала и раньше, по выражению мамы, следующий шаг – это «убить» дочь). Папа водил ее на экскурсию в детскую комнату милиции. Родители вдвоем вели разговоры о моральной стороне вопроса, показывали абсолютную недопустимость для них воровства. Однако все эти меры оказались неэффективными – инцидент повторился.

 

Из первичной беседы также становится известно, что в семье две дочери (младшей 2 года). Живут с бабушкой, которая считает старшую внучку самой родной (часто оставалась с ней, когда та была маленькой). Отношения между сестрами позитивные, очень привязаны друг к другу.

 

Вопросы:

  1. Кто клиент консультативной ситуации? С кем предпочли бы работать?
  2. В чем видите проблему клиента? Обоснуйте в терминах теорий развития.
  3. Ваша стратегия работы?

 

17. К психологу обратилась мама девочки 6 лет, интересуясь, можно ли организовать занятия с ее дочерью, которые помогут ей адаптироваться в детском коллективе. Выясняется, что девочка пошла в детский сад несколько месяцев назад, но мама, посетив детский праздник, понаблюдала, как ведет себя ее дочь. Оказалось, что она совершенно не может войти в контакт с другими детьми, а педагоги никак не влияют на ситуацию, позволяя ей оставаться аутсайдером. Вскоре девочка стала задавать вопросы типа: «Я плохая? Почему со мной никто не дружит?». Все это послужило поводом забрать ее из детского сада и обратить внимание родителей на коммуникативные проблемы ребенка.

 

При первой встрече с психологом девочка легко идет с ним в кабинет, настроение приподнятое. Однако она не отвечает почти на половину вопросов психолога, если он не повторяет их. Также во время психодиагностики девочка периодически делает комментарии и задает вопросы, совсем не относящиеся к выполняемым заданиям. Она отвлекается еще и на внешность психолога: рассматривает и обсуждает ногти, сережки и т.п. В то же время избегает контакта «глаза в глаза». Речь ребенка развита хорошо, часто использует слова и обороты, свойственные взрослой речи. По результатам проективных методик становится явно наличие у девочки множества страхов и тревоги. На вопросы о чувствах персонажей отвечает «хорошее», «радостное» или «счастливое», даже когда картинки в действительности имеют другое эмоциональное наполнение.

 

Вопросы:

  1. Что привлекает Ваше внимание в описании данного случая и как это наблюдение можно использовать для построения гипотезы?
  2. Проблемы какой стадии развития проявляет девочка?
  3. Какова стратегия консультативной работы и какие трудности в процессе можно предположить?

 

18. Женщина 34 лет обратилась на консультацию с желанием определиться в своем профессиональном выборе. Она закончила экономический вуз, но не работала по специальности, так как вскоре после окончания института родила ребенка. После декретного отпуска клиентка не захотела возвращаться к прежней специальности и получила второе высшее образование в области менеджмента. Через 2 года работы почувствовала, что этот род занятий не удовлетворяет ее, поэтому в настоящий момент хочет сменить специализацию. Однако плохо понимает, в какой области лежат ее интересы и к какой работе она больше всего способна.

 

Ситуация осложняется тем, что в личных отношениях с мужем накопилось много непонимания, клиентка часто раздражена на него и опасается, что если ее внутренняя ситуация не изменится, она может потерять брак.

 

Вопросы:

  1. Консультативный или терапевтический запрос? Дайте обоснование.
  2. Какие теоретические работы помогли бы Вам в понимании проблемы клиентки?
  3. Будете ли переформулировать запрос и если да, то каким образом?

 


<== предыдущая | следующая ==>
Анализ ситуации Проведение изменений в компании Outdoor Gallery | Банк почав проводити операції згідно з Уставом, ліценцією та письмовим дозволом НБУ. Один місяць потому показник платоспроможності капіталу Н2 дорівнює 10%. Як працює банк?

Date: 2015-10-21; view: 1157; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию