Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перевод с англ. Анны Блейз 2 page





Иногда для того чтобы классифицировать какого-нибудь духа, приходится наблюдать за ним довольно долго, обращая при этом внимание не на то, как он выглядит, а на его поведение и, в том числе, на его отношения и связи с другими сущностями. Порою полезно бывает посоветоваться с другими духовидцами, хотя тут может помешать путаница в терминологии. В области наименований духов у нас царит полный хаос: некоторые названия используются как общие для целого ряда существ и, наоборот, некоторые существа могут быть известны разным людям под различными названиями. Разумеется, большинству духов совершенно все равно, каким из всех этих звукосочетаний вы их припечатаете, но кому-то может не понравиться, что его запихнули в одну ячейку с существами, ему не близкими. И если вам покажется, что дух обиделся на то, как вы его назвали, вот тут-то — самое время вежливо попросить, чтобы он объяснил вам, к какому роду принадлежит и в чем его особенности. Кроме того, в некоторых случаях духи могут переходить из одной категории в другую. Малые духи земли могут вливаться в более крупных и подниматься тем самым на более высокую ступень в иерархии. Йотуны, дверги и альвы могут тесно сливаться со стихийными духами местности, превращаясь в невероятно сильных стражей-элементалов, но теряя при этом значительную часть своей индивидуальности и исконной природы. Некоторые души умерших тоже могут соединяться с различными духовными сущностями. Мне представляется, что распространенная (и во многом ошибочная и неряшливая) гипотеза о том, что все эти категории в каком-то смысле едины, объясняется не только непониманием особенностей всех этих разнообразных духов, но и тем, что люди почти ничего не знают о подобных переходах из категории в категорию. Далее следует краткий перечень разновидностей духов, с которыми может столкнуться духовидец, работающий в Северной традиции. Разумеется, это далеко не все духи, какие только есть на свете, и даже не бóльшая их часть; более того, в самой Северной традиции вполне могут обнаружиться и другие духи, не вошедшие в этот список. Тем не менее, высока вероятность, что основную работу вы будете вести именно с духами, перечисленными здесь (с одними — в большей степени, с другими — в меньшей).   Асы и ваны Асы и ваны превосходно описаны в книге Галины Крассковой «Северная традиция» (ее автор внесла огромный вклад и в подготовку этой серии изданий, посвященной северному шаманизму). Там же приводятся молитвы этим божествам, воззвания и хвалебные гимны. Здесь же достаточно сказать, что асы — это боги Асгарда, ассоциирующиеся с небом, а ваны — боги Ванахейма, тесно связанные с сельским хозяйством. В обоих пантеонах есть и более, и менее значительные сущности; вообще, это скорее «народы», чем «пантеоны» в обычном понимании: некоторые их представители широко известны и весьма могущественны, но существует и великое множество других, о которых мы не знаем ничего или почти ничего, кроме имени. Добавить к этому мне больше нечего: все остальное (включая подобающие молитвы и описания подношений) вы найдете в упомянутой работе Галины Крассковой и в других книгах по скандинавской космологии.   Рёкки и йотуны Йотуны (они же этины или турсы) — это великаны, обитающие в Девяти мирах, а рёкки — современное название их богов. Подобно двум вышеупомянутым расам, а также альвам и двергам, это могущественные создания, наделенные великой мудростью, и сказать со всей определенностью, кого из них следует отнести к категории богов, а кого расценивать просто как влиятельных духов, невозможно. Некоторые из них явно располагаются на одном конце спектра, некоторые — на другом, но многие попадают в обширную промежуточную зону. Более подробную информацию о йотунах и рёкках вы найдете в первой книге этой серии («Книга йотунов: работа с великанами Северной традиции»), где приводятся описания этих сущностей, молитвы, с которыми к ним можно обращаться, и так далее. Слово «тролльдом» (trolldomr), означающее «дары йотунов», в какой-то момент стало общим наименованием магии и ведовства, бытовавшим чуть ли не до конца Средних веков. Сохранилось даже упоминание о некоей скандинавской колдунье, вызывавшей себе на помощь троллей; позднее в христианских сводах законов эта практика удостоилась отдельного запрещения. Тролльдом кое-чем отличается от даров асов и ванов, однако и он по-своему весьма полезен.   Слуги богов У многих богов и могущественных духов имеются разного рода слуги, и зачастую эти слуги — сами по себе мудрые и полезные учителя или помощники. Они могут доставлять послания своим божественным хозяевам или просто помогать им, в том числе подавая за них советы по некоторым не самым значительным вопросам или же по их поручению обучая духовидцев определенным навыкам. Некоторые из этих духов являются в обличье животных, например, вороны Одина (Хугин и Мунин; не исключено, что на самом деле это ипостаси его фюльгьи), его же волки (Гери и Фреки) и восьминогий жеребец Слейпнир; Гарм, сторожевой пес Хелы; козлы Тора; вепри Фрейра и Фрейи и т.д. Другие в той или иной степени человекообразны, например, альвы Бейла и Бюггвир, служащие Фрейру, или валькирии Одина, которые вполне когда-то могли быть душами умерших людей — или, наоборот, могут иногда воплощаться в человеческих телах. Самое важное, что следует знать обо всех этих духах, — то, что они абсолютно преданы своим хозяевам и будут сообщать им о ваших словах и поступках. Обращайтесь с ними не менее уважительно, чем с теми, от кого они к вам пришли. Вежливость непременно вам зачтется.   Альвы Немало информации об альвах — как светлых, так и темных — вы найдете во второй книге этой серии, «Путеводителе по Девяти мирам». Подобно своим кельтским родичам-ши, альвы в совершенстве владеют магией, чрезвычайно мудры в одних вопросах и странным образом невежественны в других, одержимы эстетикой и более чем кто бы то ни было сведущи в делах красоты, коллекционируют магические знания, предметы и приемы, привержены своему клану, ведут замкнутую, обособленную жизнь и могут во мгновение ока переходить от необъяснимой мелочности к невероятной щедрости. Формы и обличья их весьма разнообразны: от «низших фэйри», подобных гномам или пикси, до высоких и прекрасных «высших эльфов». Не раз отмечалась некая странная несовместимость между эльфами и душами мертвых: многим из тех, кто работает с одной из этих групп, работа с другой дается нелегко, хотя бывают и исключения. По-видимому, здесь все упирается в вопрос личного сродства между духовидцем и теми или иными категориями духов. В древние времена несколько особых ночей в году специально предназначались для поклонения альвам; одна из саг повествует о путешественнике-христианине, которого не пустили в какую-то деревню, потому что местные справляли Альварблот и не желали оскорбить своих «гостей». В ту пору эльфы посещали смертных чаще, чем сейчас, хотя наши миры уже снова начали постепенно сближаться. Люди, которых привлекает Волшебный народ (или, что более вероятно, которых сам Волшебный народ находит по той или иной причине привлекательным), должны понимать, что отношения с эльфами сложны, удивительны, а порою и опасны. Если вы собираетесь вступить с ними в контакт, лучше всего пообщайтесь сначала с каким-нибудь духовидцем, который работает с Волшебным народом на постоянной основе, и спросите у него, какие правила следует соблюдать в общении. Эльфы могут стать превосходными наставниками во многих Таинствах, но если оскорбить их, они превратят вашу жизнь в ад. С эльфами я, как ни странно, нашла общий язык. Но это лишь потому, что я принесла им большую жертву — отдала им в пользование свою руку и обе стопы, — и еще потому, что мы годами отыскивали эльфов в европейских лесах и спасали их из ловушек. «От тебя несет Железным Лесом! — заявляли они. — В чем подвох? С какой стати нас спасает служанка Хелы?» А я им отвечала: «На самом деле мы с вами на одной стороне, а я — дипломат, так что остынь и расслабься». Йотунской крови во мне меньше шестидесяти процентов; это, конечно, немало, но и человека во мне учуять все еще можно. Я почти уверена, что во мне есть и эльфийская кровь: наполовину я немка, откуда и происходят все мои йотунские штучки, но наполовину — валлийка, и оттуда могут идти штучки эльфийские. Так что я капризная, как эльф, и свирепая, как йотун, — адская смесь! Эльфы могут быть любезны, дружелюбны и полезны — когда сами того пожелают. Мне доводилось иметь дело и с боггартами, и с древесным народцем Черного леса, и с кобольдами и гномами, и с разнообразными великанами, и со всякими эльфами, как светлыми, так и темными (одна моя подруга настаивает, что если во мне и есть кровь эльфов, то, несомненно, темных), и со всевозможными духами из других традиций: я путешествую по их землям и постоянно сталкиваюсь то с одним, то с другим существом. Как дипломату мне постоянно приходится иметь дело с самыми разными пантеонами. И всех этих персонажей различных пантеонов приходится все время помнить. У меня в голове целая картотека — эдакий полезный определитель потусторонних существ. Так-так, а это у нас кто такой? Явно не фэйри, да и не из этой традиции… кто же ты, незнакомец? Опять-таки, как дипломату мне открыт доступ в самые разнообразные астральные области, но я везде остаюсь только гостьей. Местные обитатели сразу понимают, что я, так сказать, из посольства, и начинают вести себя соответственно, а того, что происходит у них в действительности, за закрытыми дверями, никогда мне не показывают. К вопросу о ловушках — в Европе полным-полно существ, застрявших в капканах, потому что во времена королевы Елизаветы всякие колдуны, пытавшиеся подражать доктору Ди, ловили духов, а потом попросту о них забывали. Причем никто не оставлял об этом никаких записей и не догадывался включить в свои чары временное ограничение. В результате многие великаны, эльфы, боггарты, гномы и кобольды, служившие кому-то источником силы, приманкой или чем-то еще, в чем могли нуждаться эти горе-колдуны, так и сидят на привязи до сих пор. Когда проходишь мимо такого места, чувствуешь что-то странное — иногда буквально волосы дыбом встают. Приходится останавливаться и думать: «Может, это приманка для каких-нибудь благонамеренных идиотов вроде меня? Вдруг я сейчас подойду — а на меня набросится кто-то большой и очень голодный? Да и вообще, мое ли это дело?» Подобрать всех бездомных кошек мне не под силу, хотя и очень хотелось бы; и точно так же я понимаю, что освободить всех пленников я не смогу. В подобных случаях лучше прибегнуть к гаданию и спросить: «Следует ли мне что-то с этим сделать?» Если ответ будет положительным, приступайте — но только очень осторожно; если нет — держитесь от этого места подальше и не ввязывайтесь в чужие разборки. — Лидия Хеласдоттир   Дверги Дверги, как и альвы, подробно описаны в «Путеводителе». Они — величайшие из всех наставников в практических искусствах и ремеслах. О какой бы работе ни зашла речь, они всегда придумают, как выполнить ее еще более искусно. Они — Творцы с большой буквы, и вся их культура, все их ценности и характер пронизаны духом Творчества. Именно за этим люди обычно и обращаются к двергам — чтобы те научили их мастерить всевозможные вещи; в особенности это касается таких прикладных ремесел, как кузнечное, ювелирное, гончарное дело, обработка камня и тому подобное. Если вы хотите научиться делать волшебные вещи, чары которых настолько тесно вплетены в сам процесс Творения, что никогда не иссякнут, пока цел сам предмет, то лучших учителей, чем дверги, вам не найти. Дверги держатся замкнуто и сами редко обращаются к людям, так что вам придется приложить немало усилий, чтобы отыскать их и завоевать их доверие, а на последнее они не так-то щедры. Если в глазах у вас светится алчность, к двергам лучше даже не соваться. Об алчности они знают всё и чуют ее за милю. Возможно, они вас за нее и не осудят (слишком уж хорошо они понимают, как трудно с нею бороться), но едва ли захотят поощрить ее в вас или, тем более, допустить ее носителя в свое царство. Если дверги велели вам уйти или просто вас проигнорировали, в первую очередь проверьте свою мотивацию и почистите ее немного, а затем попробуйте обратиться к ним еще раз, принеся извинения. Поскольку дверги ценят настойчивость, смирение и трудолюбие, этим вы можете завоевать толику их уважения. Но все равно о людях они судят по собственным критериям, нам не вполне понятным, и если они даже после этого не захотят иметь с вами дело, переубедить их не удастся.   Когда ищешь двергов или пытаешься с ними работать, важно помнить вот о чем: никогда не ищите коротких путей и ничего не делайте на скорую руку. Не воображайте, что вам удастся сэкономить на подготовке, материалах или проработке деталей, — они все равно узнают. Так вы лишь обесцените в их глазах свою работу или даже самих себя. Дверги презирают тех, кто ставит скорость выше качества, потому что с их точки зрения такой подход поверхностен. Если вы хотите завоевать их доверие, подходите к делу тщательно и не жалейте времени. В их понимании все, что неторопливо, — неотвратимо. Эрозия — одна из самых могущественных сил в природе, и она никуда не спешит. По этому же принципу работают и дверги. Не стоит навязывать им человеческий ритм и наше привычное стремление делать все как можно быстрее. Дверги никуда не торопятся: они готовы учиться хоть тысячу лет, если это нужно. Они просто идут себе и идут — и рано или поздно приходят, куда шли. Кроме того, они презирают тех, о ком Оскар Уайльд писал: «…знают цену всему, но ничего не ценят». Насколько я понимаю, торговаться о цене они могут (хотя я в своей жизни еще не видела дверга, который бы до этого унизился), но спорить с ними о ценности их творений даже не вздумайте. Они способны прощать обиды — до определенного предела, но будут вести мысленный учет всего хорошего и плохого, что вы сделали. И как только вы перейдете некую черту, ваш кредит доверия будет исчерпан раз и навсегда. В глазах двергов вы полностью обанкротитесь, и пути назад уже не будет. Дверги больше ничего и никогда вам не простят — и не потому, что они такие уж злопамятные: просто количество ваших дурных поступков перешло в качество, и какая именно соломинка оказалась последней, уже совершенно неважно. Если дверги закроют дверь, перед вами встанет глухая стена. Довести до такого решения их непросто, но если это случилось, вы уже никакими силами не пробьетесь обратно. С другой стороны, человека, у которого есть твердые ценности, они всегда уважают, даже если сами не разделяют этих ценностей, — но при условии, что те основательно продуманны, а не поверхностны и легковесны. Не надо забывать, что дверги произошли из червей. Высокий род и знатное происхождение для них — пустой звук, потому что в конце концов всё достанется им. Надо всем торжествует червь-победитель. — Фуэнсанта Пласа   Космологические духи В эту категорию входят те духи Девяти миров, которые выполняют функции, связанные с поддержанием заведенного миропорядка, но не принадлежат при этом ни к одной из вышеперечисленных групп. К ним относятся орел Хресвельг, восседающий на вершине Древа, белка Рататоск, снующая вверх-вниз по стволу, и дракон Нидхёгг, обитающий в корнях. По одним версиям, Нидхёгг — порождение йотунов, по другим — нечто совершенно особое, так же как и эти орел и белка. В эту же категорию входят четверо оленей, пасущихся на Древе (стражи космических ветров и самой ткани Гинуннгагап), четверо божественных карликов, связанных с четырьмя сторонами света, и большие петухи, стоящие на страже различных миров. Как правило, все эти создания с людьми не общаются. Если кто-то из них и обращается к людям, то лишь потому, что это зачем-то понадобилось ему самому. Если же вы попытаетесь войти с ними в контакт по собственной инициативе, скорее всего, ничего не получится. Вероятно, к космологическим духам можно причислить и духов рун (см. главу о гадании), а также хаминью — разновидность удачи, которая иногда мыслилась персонифицированной. Хаминью можно наследовать и передавать потомкам, и эта родовая хаминья воспринималась как самостоятельная духовная сущность. Кроме того, она может сбежать от того, кто ею злоупотребляет, или погибнуть, если по ней нанесут удар более могущественные силы.     Ландветтир Ландветтир — это, собственно, духи земли, но земли не как стихии, а как определенной местности. У каждой местности на нашей планете есть свой особый дух, телом которому служит сама плоть земли — почва и ее скальное ложе. Этот дух чувствует все, что происходит на его участке, — или, точнее, может чувствовать, если захочет: некоторые из ландветтир просто игнорируют то, что считают неважным, а некоторые большую часть времени проводят в спячке. Одни охотно идут на контакт с людьми, если те пытаются с ними общаться, другие, наоборот, не обращают на людей ни малейшего внимания. Поскольку в наши дни мало кто проживает всю свою жизнь на одном месте, отношения с ландветтир у нас зачастую оказываются недолговечными, и тех из них, кто любит общаться с людьми, это печалит, потому что они гораздо древнее нас и еще помнят, как обстояло дело в былые времена. Если у вас есть свой земельный участок и вы намереваетесь жить на нем и впредь, но при этом так и не удосужились установить тесных отношений с местным духом, оправдание вам может быть только одно: вы попытались с ним пообщаться, но он не ответил. Выкопайте специальную яму в земле и приносите ему туда подношения — мой любит еду и напитки, небольшие отполированные камушки, секс, танцы, барабанный бой и просто хорошую энергию. За это он может всячески помогать вам: поддерживать ваши охранные чары, давать вам энергию в случае экстренной необходимости, отгонять посторонних, сообщать вам, что происходит на вашей земле, обеспечивать плодородие почвы, следить за тем, чтобы ваша живность не разбредалась слишком далеко, и, наконец, держать вашу нить во время астральных путешествий в любые места, доступные его пониманию. (Некоторые места духам земли не совсем понятны, — в особенности зоны Пустоты и миры, слишком далекие от материальности.) Известно много историй (в том числе довольно современных) о том, как ландветтир препятствуют строительству дорог и домов. Если вы приобрели земельный участок (или то же самое сделал кто-то из ваших клиентов), то прежде, чем что-нибудь предпринимать, побеседуйте сначала с местным духом. Дух земли лучше любого мастера фэн-шуй знает, где расположить дом и в какую сторону его повернуть фасадом. Кроме того, он сообщит вам, до какой степени вы можете потревожить землю в ходе строительства. Возможно, с ним придется вести переговоры. Некоторые элементы ландшафта — например, большие валуны, — могут оказаться энергетическими центрами самого духа земли или жилищами более мелких сущностей; последних иногда удается благополучно переселить в другое подходящее место, проявив должное уважение и принеся умилостивительные жертвы. Найти энергетический центр духа местности на любом участке не так уж трудно: надо просто внимательно смотреть. В сердце духа земли вся природа, как правило, чуть красивее, чем в обычных местах: деревья там зеленее, травы — гуще; там часто собираются птицы и вообще царят мир и покой. Но если вам не удалось найти такое место, просто прогуливаясь по участку, вполне возможно, что оно намеренно спрятано. Сосредоточьтесь на каком-нибудь природном объекте (например, на большом камне или дереве), и попросите, чтобы он вас туда проводил. Если дух земли желает установить с вами более четкую связь, ваша просьба будет исполнена. После того, как дух допустит вас в свое сердце, проявляйте к этому месту особое почтение. Бывают также более крупные ландветтир, надзирающие за огромными территориями, но чем крупнее дух земли, тем меньше вероятность, что он обратит на вас внимание. Известны случаи, когда могущественным духовидцам удавалось уговорить великих духов целых континентов послужить стражами и защитниками, но это большая редкость. Один из исторических примеров повествует о том, как норвежский король, желавший завоевать Исландию, послал на астральную разведку одного духовидца, но тот увидел четырех стражей этого огромного острова — храпящего быка, свирепого орла, дракона и горного великана, вооруженного палицей, — и сказал королю, что лучше держаться от них подальше, поскольку местные жители наверняка договорились с этими духами, что те будут защищать их от любых вторжений. В некоторых урбанизированных местностях ландветтир погибают от яда. После этого их функции обычно берет на себя сам город, постепенно формирующий собственного духа. (Некоторые также предполагают, что ландветтир могут трансформироваться в духов городов, а некоторые — что растущие духи городов намеренно уничтожают местных ландветтир.) Если вы живете в городе, то прежде, чем обращаться к духу земли, — а, возможно, и вместо этого, — подружитесь с духом города.   «Человечки» «Маленький народец», как его иногда называют, не следует путать с альвами, сидами, фэйри и иже с ними. Это не «пришельцы» из иного мира, заглянувшие к нам в гости, а самые настоящие местные жители… хотя многие из них на короткой ноге с фэйри и иногда соглашаются служить им глазами и ушами в здешнем мире. Некоторые из них обитают на своей земле испокон веков, но некоторые, бывает, мигрируют: например, в окрестностях моей фермы водятся и местные индейские духи, и тьма-тьмущая финских тоннту, перекочевавших сюда вместе с иммигрантами из Финляндии лет сто тому назад. На моей ферме финны жили со времен королевы Виктории, так что не удивительно, что в саду обнаружился целый выводок этих тоннту; мы построили им маленький домик, и теперь они живут там. Духи этой категории обитают на астральном плане нашего мира. Обычно они дружат с местным духом земли или, по крайней мере, поддерживают с ним связь. Они превосходно разыскивают потерянные вещи — а если по какой-то причине на вас обидятся, то, наоборот, могут устроить так, чтобы вы все время что-нибудь теряли. Духовидцу имеет смысл с самого начала поработать с местными «человечками», так же как и с духом земли, — возможно, стоит оставлять для них пищу и питье, потому что они могут как помогать, так и мешать вам в любой другой работе, если пожелают. Сфера их влияния ограничена той местностью, в которой они водятся, но если вы будете обращаться с ними хорошо, они могут и для вас стать глазами и ушами в пределах этой территории. Иногда эти существа берут на себя ответственность за охрану диких животных на своем участке, а также растений, хотя и в меньшей степени. Не исключено, что вам придется вступить в переговоры с этими местными экологами, если вы захотите охотиться или ставить капканы на их территории, — в особенности если речь идет о видах, выживание которых оказалось под угрозой. Это не значит, что «человечки» не понимают, что такое пищевая цепь, или не одобряют охоту, — всё они прекрасно понимают; просто им не нравится, когда кто-то нарушает равновесие. Объясните им, что вы собираетесь охотиться только на животных определенных видов, и попытайтесь получить на это разрешение. Если вы ставите капканы, попросите «человечков», чтобы те не подпускали к ним животных, не оговоренных в вашем соглашении. На чужих территориях установить контакт с этими младшими духами иногда бывает проще, чем с духом самой земли, особенно если последний не общался с людьми уже много лет и не настроен на те длины волн, на которых мы мыслим. Однако будьте осторожны: сохранилось немало преданий о ярткинах — враждебных местных духах, изгоняющих любого чужака, который поведет себя непочтительно и грубо. Если вы будете мусорить, рвать цветы и листья без разрешения или как-то иначе проявлять неуважение, вы рискуете навлечь на себя гнев такого защитника местности. Рассерженный ярткин вполне способен подстроить вам какой-нибудь несчастный случай или, по меньшей мере, сделать так, что вы почувствуете себя крайне неуютно и сами поспешите уйти.   Домовые Эти духи принадлежат к тому же роду, что и вышеописанные, и отличаются от них лишь тем, что предпочитают жить в человеческих домах. Шотландцы называют их «брауни», а шведы — «ниссе». В некоторых старых домах такие духи обитают издавна и привычно приглядывают за поколениями своих домочадцев — при условии, что и те должным образом о них заботятся. В новых домах, как правило, домовых нет, и чтобы завести себе такого духа, его нужно позвать, ясно заявив о своем намерении, а затем регулярно оставлять для него еду. Но прежде спросите себя: действительно ли вы хотите принять ответственность за домового? Если домовой у вас уже есть, вопрос снимается; но если вы сами приведете его в дом, то уже от него не отделаетесь. Он не только переживет вас, но и будет ожидать такого же (или, по крайней мере, похожего) отношения со стороны людей, которые поселятся в этом доме после вас, так что вам придется учитывать это в своих планах. Если вы перестанете его кормить и привечать, домовой начнет безобразничать — чинить беспорядок в доме, вытворять всякие пакости и так далее: он запросто может отнять все, что дал. Но, с другой стороны, если вы сохраняете с ним дружеские отношения, домовой — превосходный помощник в быту: он следит за тем, чтобы у вас не подгорала, не протухала и не плесневела еда, чтобы масло хорошо сбивалось, чтобы тесто всходило, а пиво бродило, как ему положено, чтобы домашние животные не портили мебель и чтобы нужные вещи никогда не терялись; он защищает дом от пожара и так далее. Если вы — домосед, в ваших же лучших интересах заручиться его помощью. Особенно удобно работать с домовым, когда в доме живет много людей, готовых оставлять ему еду по очереди. Больше всего домовые любят, когда с ними обращаются как с членами семьи. В некоторых старинных традициях домовым уделяли не только порцию от семейного обеда, но и кусочек теста при выпечке хлеба и чашку сусла при варке пива, а также, разумеется, не забывали выставлять по утрам овсянку и молоко. (Похоже, домовые действительно любят молоко, только не снятое: им подавай пожирнее.)   Духи стихий Сущности этого типа схожи с ландветтир, но они не такие крупные и связаны не с природными местностями в целом, а с какой-то одной определенной природной стихией — огненной, водной, земной и так далее. Они не тождественны йотунам — еще одному классу созданий, родственных стихиям, — хотя йотун может «скатиться» до стихийного духа, если слишком глубоко закопается в стихийную часть своей сущности и утратит душевную глубину. Духам стихий трудно подолгу удерживать внимание на одном предмете, и от человека они отстоят еще дальше, чем великаны и фэйри; устроены они проще, однако далеко не глупы. Мелкие духи местности, те самые «человечки», — тоже стихийные духи, хотя далеко не все из них привязаны к какой-либо из «классических» четырех стихий. В старинных сказаниях Севера упоминаются многие разновидности стихийных духов, чаще всего — родственных воде или земле, потому что такие существа, как правило, прочно привязывались к какому-то конкретному месту — озеру, реке, дереву. Скогсры (skogsrar), лесовики, обитали, как явствует из самого названия, в лесу и защищали местную экосистему; нередко они сосредоточивали свой дух вокруг какого-нибудь большого дерева-«деда». Нэкки (näckar), или никсы, были духами пресных водоемов — ручьев и рек. Известны также другие водяные существа, схожие с ними по названию, — nykur, но это не стихийные духи, а фэйри, водяные альвы в обличье лошадей: они бродили по берегу и дожидались, пока кто-нибудь их оседлает, а затем бросались в воду и топили седока. В кельтской мифологии они известны под названием «келпи». Это один из многих примеров того, как трудно отличить навскидку, с сущностью какого рода вы имеете дело. Сьёры (sjörar) — озерные духи, которые тоже любили заманивать и топить людей. Форскарлы (forskarlar) — стражи водопадов; в старину им оставляли подношения. В морях и океанах обитают морские духи наподобие ундин — своего рода уменьшенные копии морских этинов, но они очень застенчивы и редко показываются людям. Воздушные духи, разумеется, скачут по небу с ветром, а огненные — обитают в пожарах, вспыхнувших по естественным причинам (а иногда — даже и в таких, которые разгорелись по вине человека, но при условии, что пожар достаточно большой). Со всеми этими духами стихий можно установить контакт, если отправиться на природу и не пожалеть времени на длительную утисету. Как уже было сказано, они увертливы и не способны сосредоточить внимание надолго, да и объяснить им, чего вы от них хотите, зачастую бывает нелегко. Одна из самых простых задач, которые им можно поручить, — это снабжать вас информацией о том, что происходит на данной территории, но даже в этом случае вам придется иметь дело с потоками бессвязных образов. Стихийные духи, как правило, говорят на языке, устроенном совсем иначе, чем наш, и многие из них вообще не пользуются словами, хотя кое-кто из «маленького народца» прекрасно разговаривает с людьми, а домовые так и вовсе без труда перенимают все человеческие формы общения. Духи стихий любят мелкие блестящие предметы (подарок надо бросить или зарыть в их стихию) и, конечно же, пищу и питье. У саамов был особый термин для стихийных духов — saajvh. Эти существа обычно обитали в священных озерах или горах. Некоторые семьи заключали договоры с saajvh: дух клялся служить человеческой семье и ее потомкам в обмен на внимание и энергию людей и тем самым превращался в своего рода кинфюльгью, только привязанную к определенной местности. Получить saajvh в наследство считалось большой удачей, и особенно полезным такое приобретение было для шамана-нойда.   Духи растений Неошаманы много толкуют о духах животных (причем многие из них ни разу в жизни не встречали животное, с духом которого хотят работать), но духов растений почему-то обходят молчанием. Может быть, они кажутся им скучными в сравнении с духами животных; может, все дело в том, что понять, как общаться с растениями, человеку вообще трудней; а может, просто одни люди лучше приспособлены иметь дело с животными, а другие — с растениями. Но даже тем, кто определенно предпочитает животных и не собирается работать с травами или заниматься целительством, я все-таки настоятельно советую познакомиться хотя бы с парочкой растительных духов (лучше, пожалуй, с деревьями, хотя для этого надо будет выбраться на природу), а тем, кто предпочитает растения, точно так же советую пообщаться с одним-двумя духами животных. Это расширяет кругозор и углубляет понимание природы.

Date: 2015-10-21; view: 383; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию