Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исторический опыт реализации мобилизационной стратегииВ кризисных ситуациях и ученые и политики пытаются вспоминать исторический опыт преодоления трудностей. Мобилизация в чрезвычайных обстоятельствах была обычным делом в русской национальной традиции. Способность к мобилизации и принятие соответственно мобилизационного типа развития были свойственны русскому обществу с древнейших времен. Факторы постоянной внешней угрозы, расширения границ путем завоевания всё новых территорий определили особый тип «военно - национального» государства, которое соответствующим образом и строило свою политику. Очевидно, что если общество постоянно находится в состоянии боевой готовности, то все остальные критерии отходят на второй план. В результате вся институциональная структура создается для потребностей мобилизационного типа развития, который постоянно воспроизводится, даже если общество решает сугубо мирные задачи. Царю Пету I принадлежит первенство в организации государственной мобилизационной стратегии как общественной системы, которая базировалась на создании единого административно - территориального устройства страны, укреплении вертикали власти, способной в очень короткие сроки приводить в движение мобилизационные механизмы. В результате удалось решить для России сложный комплекс проблем цивилизационного значения. С одной стороны, реализовывались цели территориального и хозяйственного развития, с другой – обеспечивались военно – стратегическая оборона и укрепление международного положения. За счет создания на Урале новых отраслей горно – металлургической промышленности удалось решить модернизационные задачи в экономике и обеспечить победу в Северной войне, коренным образом изменившую европейские позиции России. Само государство значительно укрепило и расширило свои рубежи. Россия стала военно - морской державой, империей. Современники Петра I и последующие государственные деятели, а также историки находили его политику крайне противоречивой, в то же время признавая, что в целом результат оказался вполне прогрессивным и поступательным. Другое дело, какую цену заплатили за это россияне. Петр I неоднократно заявлял о своем намерении увеличить благосостояние всех сословий российского народа. Однако его финансовая и экономическая политика противоречила данным заявлениям. Налоги и государственные повинности россиян значительно увеличились – этого требовали военные и другие государственные нужды. Тем не менее финансовое положение России при Петре I значительно укрепилось. Государственный доход увеличился более чем в пять раз: с 2 млн руб. в конце ХVII в. до более чем 10 млн руб. в 1725г. После поражения в войне с Турцией Россия потеряла значительную часть Азовского флота. Но к этому времени судостроительные верфи уже были созданы на Балтике. Всего в петровский период было построено не менее 1164 кораблей и различных судов. К 1714 г. был создан Балтийский флот. Россия вытеснила шведов из Финского залива и добилась превосходства на Балтийском море. Создание регулярных армии и флота было первым результатом реализации мобилизационной стратегии в государственной политике Петра I. Главной же целью являлось строительство мощного с точки зрения экономики и политики имперского государства. Петру I досталась малонаселенная обширная страна с зачатками промышленности и торговли, с хозяйством, основанном на крестьянском крепостническом труде и натуральном обмене. В это время передовые европейские соседи сколачивали капиталы. Устранить технико -экономическую отсталость России можно было только путем государственного вмешательства. Петр I, равнодушный к личному комфорту и роскоши, находившийся в постоянных разъездах, поставил задачу организовать торговлю и промышленность для удовлетворения государственных интересов. Царь в своей мобилизационной стратегии нашел место для всех сословий российского общества. Предприниматели и торговцы получали государственные задания. Активно строились казенные промышленные предприятия. В 1698 г. на Урале был заложен первый Невьянский казенный завод, который в 1701 г. выплавил первый чугун. Через пять лет было уже не менее 11 заводов; в 1712 г. основан знаменитый Тульский оружейный завод и Сестрорецкий. Одновременно строились мануфактуры в легкой промышленности с производством, необходимым для государственных нужд. В начале ХVIII в. в Москве построен канатный завод, для обеспечения армии обмундированием. Позднее промышленные предприятия стали возникать и в Петербурге. Государственные заводы строились по особым планам, максимально близко к источникам сырья, обеспечивались преимущественно крепостной рабочей силой с привлечением к организации и производственным процессам опытных русских и иностранных специалистов. Почти вся продукция казенных предприятий поступала в государственное распоряжение. Одновременно с промышленностью государство организовывало и собственную торговлю, вводило государственную монополию на продажу ряда самых эффективных товаров российского экспорта (пеньки, льна, хлеба, икры, воска и т. д.), значительно повышая цены. Так, с введением монополии на соль и табак цены увеличились в 2–8 раз. Купцы и предприниматели привлекались к несению государственной службы и повинностей, участвовали в поставках в армию подвод, лошадей, продовольствия, подвергались многочисленным штрафам и поборам. Петр I действовал насильственными методами. Несколько тысяч купцов с семьями по его приказу должны были переселиться в Петербург. Купцам переселения грозили коммерческим уничтожением: они теряли торговые связи, деловые отношения, привычные места сбыта товаров. «Обеднение и упадок некогда богатейших купеческих фирм, разорение городов, бегство от государственных повинностей – это и была та высокая цена, которую заплатили русские купцы, горожане за успех в Северной войне, финансируя её расходы, лишаясь своих барышей вследствие жестокой монопольной политики и различных ограничений, вошедших в практику экономической политики Петра с начала ХVIII в.». К концу царствования Петр I начал вносить коррективы в свою мобилизационную политику. Вместо принудительного выполнения государственных повинностей стали использоваться подряды и договоры на производство и поставку нужных государству товаров, поощрялись частная торговля и предпринимательство. Особенно поддерживались промышленные предприятия и разработка месторождений полезных ископаемых. Что касается советской мобилизационной стратегии, то Советское государственное управление по ряду обстоятельств с самого начала было мобилизационным. Сложное послевоенное время, борьба за власть, революционные преобразования в политике и экономике определяли необходимость мобилизационных мероприятий. Одним из них было планирование. В области экономического развития таким мероприятием стала разработка и реализация плана ГОЭЛРО, утвержденного в декабре 1920 г. По замыслу авторов, с его помощью можно было восстановить страну после войн и революций и поставить на рельсы модернизации и прогресса. Это был первый в мире реализованный перспективный план развития народного хозяйства. Разработанный в чрезвычайных обстоятельствах в годы первой мировой войны более чем 200 учеными и инженерами России, он предусматривал строительство 30 крупных электростанций в европейской части страны. Урал и Западная Сибирь рассматривались как перспективные районы энергетического строительства. Реализация плана ГОЭЛРО была также организована мобилизационными методами. На приоритетном направлении были сконцентрированы соответствующие кадры, материальные и административные ресурсы государства. Абсолютно инновационной идеей стал комплексный подход к развитию промышленности на модернизационной основе. Строились не только электростанции, но и предприятия, снабжавшие стройки всем необходимым, а также заводы, которые, войдя в строй, могли затем потреблять электроэнергию построенных электростанций. Выполнение плана ГОЭЛРО сопровождалось широкой пропагандистско - агитационной кампанией. Ее опыт впоследствии был растиражирован и усовершенствован. Нередки были, впрочем, и насильственные мобилизации, связанные с лишением прав и свободы, особенно в 1930–1940Bе годы. В процессе длительного использования мобилизационных методов в советское время был разработан значительный ряд мероприятий, которые в целом составляли систему организации и управления советским обществом. По мобилизационному типу выстраивалась вся система государственного управления, в центре которой оказались партийные органы, постепенно заменившие государственные. Такое сращивание системы управления привело к невиданному в мировой истории феномену мобилизационной стратегии, которая десятилетиями господствовала в государственной политике. Своеобразными формами мобилизационных мероприятий являлись партийные съезды и пленумы, конференции на региональном уровне, сессии Верховного Совета СССР и РСФСР, выступления в центральной партийной и советской печати. Мобилизации способствовали проведение региональных партийно -хозяйственных активов, научно - практических конференций с приглашением столичных партийных, отраслевых и ведомственных чиновников, а также их визиты на территории краев и областей. Мозговым и информационным центром советской экономической мобилизационной стратегии стала Государственная плановая комиссия (Госплан) СССР. Вначале Госплан выполнял роль консультационного государственного органа, но уже в конце 1920 - х годов превратился в директивный, получил широкие властные полномочия по управлению всеми регионами страны. К этому времени в основном сформировалась централизованная вертикаль власти в СССР, где главную роль стали играть партийные органы. Верховными арбитрами всего происходящего стали Политбюро и аппарат ЦК ВКП(б) (КПСС). Мобилизационная стратегия в советской государственной политике была зафиксирована в законах. В 1920 е – начале 1930-х годов СССР мог пойти к цели так называемого социалистического строительства разными путями. В этот период было несколько вождей, однако судьба распорядилась так, что к власти пришел И. В. Сталин; в этом большую роль сыграли и его личностные качества и способности. По мнению многих исследователей, Сталин сумел с наибольшим эффектом по сравнению со своими соперниками использовать различные факторы для захвата власти. Народ хотел вождя, и он явился. Сталин сумел сконцентрировать силы нации вокруг общей идеи укрепления имперской мощи государства, использовать в личных интересах подготовку к войне, и даже в какой – то мере и ее саму В результате СССР стал второй державой в мире, значительно увеличив свой производственно – технологический и научно - образовательный потенциал, что позволило получать большую часть национального дохода в промышленности, наращивать производство электроэнергии, металлов, машино - строительных изделий и других базовых продуктов для роста индустрии. Реализация мобилизационной стратегии в 1930–1940 – е годы дала такой мощный заряд социально- экономической системе СССР, что она ещё долго могла развиваться по заданному пути.
|