Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Согласные звуки
Артикуляция согласных звуков требует особого внимания. Если при произнесении гласных струя выдыхаемого воздуха свободно проходит через ротовую полость, то при формировании согласных струя выдыхаемого воздуха встречает на своем пути разнообразные преграды, и произнесение согласных требует четкой и тонкой работы артикуляционных органов. Классификация согласных определяется следующими признаками: способ образования; место образования (указывается активный орган артикуляции — на I месте; пассивный на II месте); звонкость — глухость; твердость — мягкость. По способу образования согласные делятся на две группы: смычные и щелевые (фрикативные). У щелевых звуков — неполное смыкание, остается щель, через которую просачивается воздух. Есть щелевые срединные — ф, ф', в, в', с, с', з, з', ш, ш\ ж, ж', л:, х' и др. (воздух просачивается через щель, образованную в середине полости рта — между языком и зубами или нёбом; и боковые — л, л' и др. (воздух просачивается сбоку полости рта, — между боковой частью языка и зубами). У смычных согласных возникает полное смыкание, которое с шумом преодолевается воздушной струей. Это — взрывные, слитные, носовые, щелчковые, взрывно-боковые, дрожащие. Взрывные — п, б', ш, т\ д, д\ к, к', г, г' и др. (воздух разрывает смычку органов речи). Слитные (аффрикаты) — ц, ч, дз и др.) — образуется полная смычка, воздух ее преодолевает, и образуется щель, через которую с трением просачивается воздух**. Носовые — м, м', н, н' и др. (полное замыкание ротовой полости, воздух проходит через носовую полость). Щелчковые (фаукальные — от латин. faux — глотка) — им, п'м', бм, б'м', тн, т'н', дн, д'н'. Например; дно, дня, отнять, обман (замыкается ротовая полость с одновременным щелчком увулы. Увула находится в верхней части гортани, недалеко от глотки. Воздух протекает в открывшуюся носовую полость). Взрывно-боковые — тл, т'л', дл, д'л'. Например: седло, подпить, тля, отлогий. (Язык примыкает к зубам, и одновременно отщелкивается боковая сторона языка от зубов и щеки. Воздух протекает в Классификация приводится по кн.: Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979, C.2I—25. М. В. Панов приводит в таблице 68 согласных звуков (см. с.25),
ДЗ — например, в слове Шпицберген — Шпи[дз]берген. Дужка над знаками транскрипции показывает, что это единый звук образовавшуюся сбоку щель.) Дрожащие — р, р' и др. (при их произношении чередуются размыкания и смыкания ротовой полости). По месту образования согласные делятся на: губно-губные п, п\ б, б\ м, м', пм — п'м', б'м', бм; губно-зубные (ф, ф', в, в1); переднеязычные зубные (с, с', з, з', л, л', т. т', д, д\ ц, дз, н, н\ тн, т'н\ дн, д'н', тл, т'л\ дл, д'л\ и др.); переднеязычные передненебные (ш, щ, ж, ж', т, т', ч, р, р' и др.); среднеязычные, средненёбные (й) и др.; заднеязычные, задненёбные (*', г', к' и др.). Мягкие согласные — передняя часть языка приподнимается к твердому нёбу (в', ф\ с', з', ш', ж', х', п', б', т', д', к', г', ч', м', н', р', л', п'м', б'м', т'н', д'н' и др.) Твердые согласные — задняя часть языка приподнимается к мягкому нёбу (в, ф, с, з, ж, ц, т, д, м, н, п, р, пм, бм и др. Йот (м) — не твердый и не мягкий, это средненёбный согласный. Согласные делятся на звонкие и глухие звуки. Глухие (к, п, с, т, ш и др.) произносятся без участия голоса, только одним шумом. Шум может возникать в результате трения воздушной струи о стенки щели, которая создает преграду; так образуются щелевые, или фрикативные, глухие согласные; с, с', ф, ф\ х, х', ш, щ и др. Или шум создается в результате того, что воздушная струя мгновенно разрывает преграду; так образуются смычные, глухие согласные: к, к', п, п', т, т' и др. Звонкие согласные, образуемые не только шумом, но и голосом, также могут быть щелевыми либо смычными. Щелевые звонкие согласные — в, в', з, з', ж, ж' и др., смычные — б, б', г, г', д, д' и др. Кроме того, звонкие согласные делятся на шумные и сонорные. В образовании шумных звонких (б, б', в, в', г, г' и др.) шум преобладает над голосом (тоном); в образовании сонорных (л, л', м, м\ н, н', р, р', а также ы) голос (тон) преобладает над шумом. Уже из этой краткой характеристики согласных видно, как они разнообразны и насколько внимательными надо быть к их артикуляции. Иногда из-за небрежной артикуляции вместо звонких согласных звуков б, б', г, г', д, д' произносят глухие звуки я, п\ к, к', т, т\ т, е. вместо слова бабушка говорят папушка, вместо голос — колос, вместо Дон — Тон, вместо дело — тело и т. д. В подобных случаях нечеткого разграничения согласных по звонкости-глухости рекомендуем заняться специальной тренировкой: приложить ладонь к выступу щитовидного хряща (кадыку) и произносить по очереди парные звуки — звонкий, глухой — несколько раз подряд. При произнесении звонкого звука рука ощутит работу голосовых складок, при произнесении глухого звука этого ощущения не возникает. Обратите внимание: большинство согласных в русском языке могут быть как твердыми, так и мягкими (образуют пары по твердости-мягкости). Но некоторые согласные являются всегда твердыми: это ж, ш, if (жест, шелест, цифра). Звуки ч и щ всегда мягкие: чашка, чай, чулан, щеголь, щавель, щиколотка. Звуки ж, ш — всегда твердые в одиночном положении — нередко становятся мягкими, когда удваиваются: вожжи — во/ж'ж'/и, уезжаем — уе/ж'ж'/аем*, двойной мягкий Сочетание зж произносится как двойной мягкий звук ж.
согласный ш — ш'ш'— обычно на письме обозначается буквой щ: блестящий — блестя/ш'ш/ий, щетина — /ш'ш'/етина. Все согласные звуки, за исключением м и н, требуют активной работы мягкого нёба, которое закрывает проход в носовую полость. Это очень важно, так как иначе звуки будут иметь неприятное, гнусавое звучание. Ясность, внятность речи прежде всего зависит от четкого произношения согласных, в то время как мелодика речи определяется главным образом произнесением гласных, Станиславский называл гласные — рекой, согласные — берегами. Артикуляционные движения, необходимые для последующего звука, начинаются уже на предыдущем звуке. Предыдущий как бы подготавливается к произнесению последующего. В то же время и последующие звуки явственно влияют на предыдущие. Это мы знаем, например, из закона оглушения-озвончения или смягчения предыдущего согласного под влиянии последующего. Таким образом, звуки речи взаимно влияют друг на друга. В связи с этим обращаем ваше внимание на то, что при произнесении ударного слога губы принимают форму гласного этого слога. Слог — согласный вместе с гласным — составляет одно целое. Так же, как в работе над гласными звуками, мы соединяем работу по дикции с освоением норм литературного произношения. Тренируя согласные звуки на словах, следует обращать внимание не только на ударный слог, но и на произошение гласных в безударном положении. После отдельных слогов и слов даются для тренировки пословицы, поговорки, фразы и стихотворные тексты (последние в конце главы). Весь текстовой материал необходимо сначала разобрать по мысли. Посмотрите еще раз методические указания, которые даны в начале главы (см. "Гласные звуки"). Все, что там говорилось о дыхании, внимании к слову, к мысли, остается в силе. Напоминаем и о необходимости пользоваться словарями — толковыми и словарями литературного произношения и ударения. Характеристика согласных звуков Согласные п, п' (пь) — б, б' (бь), губно-губные, смычные (взрывные); п, л' —-глухие;^, б'— звонкие h h Звуки п — б — м Звуки п' — б' — м' В начале артикуляции звуков п — б губы крепко сомкнуты. Струя выдыхаемого воздуха проходит через рот и разрывает эту преграду — в результате образуется шум. Звук п произносится только шумом, без голоса. Звук б образуется с участием и шума и голоса. Нёбная занавеска поднята. При артикуляции мягких п' — б' спинка языка приподнимается к твердому нёбу. Для освоения разницы между звонким б и глухим п произнесите поочередно; п — б, п — б, п— б... Произнося эти звуки, старайтесь, чтобы к ним не примешивались гласные. Слоговые упражнения п — б, п' — б'
Задание: Подберите слова, оканчивающиеся на п — б, пь — бь. Двойные взрывные (или смычные) согласные пп — бб произносятся слитно, с так называемым "долгим затвором". Каждое двусложное сочетание надо произносить с ударением на первом слоге: пиби — пибби, пэбэ — пэббэ, паба — пабба, побо — поббо, пубу — пуббу, пыбы — пыббы, бипи — биппи, бэпэ — бэппэ, бапа — баппа, бопо — боппо, бупу — буппу, быпы — быппы Задание: сравните и зафиксируйте разницу в произношении одинарного согласного звука и рядом с ним двойного в упражнении и в словах: бэби — хобби, липа — хиппи. Подберите сами слова и сочетания с удвоенными согласными и составьте из них фразы. Слоговые упражнения на освоение разницы в артикуляции твердых и мягких — п — б. пэ — пе, па — пя, по — пё, пу — пю, пы — пи бэ — бе, ба — бя, бо — бё, бу — бю, бы — би Напоминаем, что при произнесении слога губы принимают форму гласного в данном слоге: в слоге пи — форму гласного и и т. д. Для тренировки произношения согласных звуков п — п',б — б' сразу же после слоговых упражнений произносятся слова, в которых твердые и мягкие п — б встречаются в ударном слоге — в начале, середине и в конце слова (закрытый слог): пашня лопата сноп парк капот потоп помпа непонятый стоп пуля напуганный клоп пыль копыто галоп башня табунщик сугроб/pf Помните о законе оглушения согласного в конце слова. Образец произношения даем только в первом из таких слов. бомба промоина иshod будка набухший краб быль забытый клуб
Слова с п'— б': пихта пение пёстрый пять битва белый бешенство копилка кипение напёрсток запястье обида победа забегался выпь насыпь накипь зыбь зябь /п'/ рябь прорубь
Обратите внимание на произношение звука б в следующих словах: объем обьезд объект объятие объегорить объяснение объединение объедки объявление В этих словах б произносится твердо в отличие от слов бью, воробьи, дробью, рябью, зыбью и т. п. Проспрягайте глаголы бить и пить. Следите за тем, чтобы звуки б — п были мягкими, а перед гласными был слышен й: бью бьем пью пьем бьешь бьете пьешь пьете бьет бьют пьет пьют Такая работа очень полезна, так как в речи согласный й в таком положении часто пропадает. По этому же принципу проспрягайте глаголы разбить, отбить, набить, пробить. Просклоняйте данные ниже слова и внимательно прослушайте себя: как у вас звучит б твердый и б мягкий? объем объем воробьи воробьев объема объемом воробьев воробьями объему об объеме воробьям о воробьях Пословицы и поговорки для проверки правильного произношения звуков п — б, п' — б' Лучше врага бить, чем битым быть. Фаддей, не робей — робких жизнь не любит. Трус — что плохой пес: хвост поджал и побежал. На народ плевать — себе в глаза попадешь. К доброму плохое не пристало. После этого переходите к работе над согласными п — б, п' — б' в стихотворных текстах (они помещены в конце этой главы). Согласные к, к'/кь/ — г, г'/гь/з аднеязычные, задненёбные, смычные (взрывные) к, к' — глухие; г, г' — звонкие При артикуляции твердых звуков глухого к и звонкого г язык оттянут назад; задняя часть спинки языка поднята и упирается в мягкое нёбо; кончик языка у нижних зубов, но не касается их. На звуке г голосовые складки сомкнуты и вибрируют. На мягких к' и г' спинка языка выше поднимается к твердому нёбу, кончик языка касается нижних зубов. Нёбная занавеска и на твердых и на мягких к, г поднята. Звуки к — г — х Согласные х — х', заднеязычные, щелевеые (серединные); х — задненёбный, х, — средненёбный. При артикуляции х язык отодвигается назад и приближается к мягкому нёбу; между языком и нёбом образуется щель, через которую с трением проходит выдыхаемый воздух, создавая шум. При произнесении мягкого х к этой основной артикуляции присоединяется дополнительная: спинка языка сильнее поднимается к твердому нёбу. При произнесении согласных х — х' с гласными губы принимают форму гласного. Слоговые упражнения для тренировки звуков к — г — х ки кэ ка ко ку кы ги гэ га го гу гы хи хз ха хо ху хы Слоговые упражнения на двойные согласные кк, гг г кигги кэггэ кагга когго куггу кыггы гйкки гэккэ гакка гдкко гукку гыккы Слоговые упражнения на согласные к — х в конце слова (закрытый слог) гик гэк гак гок гук гык ких кэх ках кох кух кых гих гэх гах гох гух гых хик хэк jсак хок хук хык Слоговые упражнения дня освоения разницы между взрывными к и г и щелевым х кйхи кзхэ каха кохо куху кыхы хйки хэкэ хака хоко хуку хыкы гйхи гэхэ гаха гохо гуху гыхы хйги хэгэ хага хого хугу хыгы В произношении нередко встречается полуфрикативный г, характерный для южных говоров. Устранению такого произношения поможет контроль за артикуляцией. Напоминаем: при взрывном г, каковым и должен быть этот звук в русском языке, спинка языка отодвигается назад и прижимается к мягкому нёбу; струя выдыхаемого воздуха резко, мгновенно разрывает образуемое препятствие. Артикуляция та же, что при звуке к, только с участием голоса. Полуфрикативный г в современном русском языке встречается всего в нескольких словах: в междометиях ага, ого, гоп, в слове господи. Слово бог, как мы говорили, в именительном падеже произносится с х на месте г. В косвенных падежах слова бог (бога, богов и др.) г произносится как г взрывной. Слова для тренировки звуков г — к — х
Пословицы, фразы и скороговорки для проверки правильного произношения звуков к — г — х: От глупого риска до беды близко. Гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдется. Кому мир не дорог, тот нам и ворог. Колпак на колпаке, под колпаком колпак. Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи. У елки иголки колки. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Пословицы и поговорки для проверки звука х У храбрых есть бессмертие, смерти у храбрых нет, В храбром уборе ездит, а храбрость его за кустом лежит. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь. Дело в руках — и хлеб в устах. Люди пахать, а он руками махать. хобот ходжи подвох прах пехота находка Хозяин добр — и дом хорош, хозяин худ — ив доме то ж. Согласные т, т' (ть) — <Э д"(дъ> — переднеязычные, зубные,смычные, взрывные; т, т' — глухие; д, д' — звонкие Звуки т — д — н Звуки т' — дн'
При произнесении звуков т, д челюсти разомкнуты, передние зубы обнажены, кончик языка упирается в верхние передние зубы. Струя вьдыхаемого воздуха разрывает эту преграду. При произнесении т\ д' к основной артикуляции прибавляется дополнительная; спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении глухих т, т' складки не работают. При произнесении звонких д, д' голосовые складки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска во всех случаях поднята. При произнесении мягких т и д возможен другой вариант: кончик языка упирается в нижние резцы, а передняя часть спинки языка и в том и другом случае приближается к твердому нёбу. При наличии неправильной артикуляции мягких согласных т и д, когда они произносятся с призвуком с или з, рекомендуем пользоваться тем вариантом, который более эффективен для студента. Произнесите по очереди несколько раз: т — д, т — д, — т — <3, чтобы четко усвоить разницу между звонким и глухим звуком. При произнесении согласных не прибавляйте к ним гласные. Слоговые упражнения для твердых согласных т — д тэ дэ дэт та да дат то до дот ту ду дут ты ды дыт
Упражнения на двойные согласные тт, дд тиди-тидди, тодо-тоддо, дити-дитти, ддто-дотто, тэдэ-тэддэ, туду-тудду, дэтэ-дэттэ, дуту-дутту, тада-тадда, тыды-тыдды, дата-датта, дыты-дытты.
Задания: 1. Прочитайте вслух слова и словосочетания, в которых двойные согласные меняют смысл слов: подать—поддать, поденка—подденка, подержать—поддержать, Адам—отдам; отереть—оттереть, потек—подтек, потащить—подтащить, потягивать—подтягивать. 2. Подберите сами слова и словосочетания, в которых удвоенные согласные меняют смысл слов, и составьте фразы. Слоговые упражнения на мягкие т' — д'
Слоговые упражнения на двойные мягкие согласные т'т' — д'д' тидди тёдде тяддя тёддё тюддю дитти дётте дяття дёттё дюттю Обращаем внимание на слоги с разделительным ь; тьи, тье... В русском языке много слов с подобными сочетаниями, особенно в конце слов, и в жизни часто ошибоч Слова для тренировки твердых согласных т — д
В произношении мягких согласных т' и д' встречается довольно распространенный недостаток, когда к этим звукам примешиваются звуки с, з. Вместо дело говорят дзело, вместо тени — тсени. Эти недостатки называют "дзяканьем" и "тсяканьем". Рекомендуем к артикуляции мягких согласных т и д отнестись с особым вниманием. Не форсируйте произношение, следите за дыханием, не перегружайте выдох и пользуйтесь, как говорилось выше, тем вариантом, который более эффективен для вас. Слова для тренировки мягкого согласного т
Полезны для тренировки мягкого т в конце слова глаголы в неопределенной форме: петь, читать, мять и т, п. Потренируйтесь в их произношении. Кроме того, мы предлагаем для тренировки односложные и двусложные слова: ныть, выть, водить, метать и т. п. Односложные и двусложные слова с ударным слогом в конце помогут сосредоточить внимание на артикуляции мягкого согласного. Слова для тренировки мягких д' и т'
Обратите внимание на слова, в окончании которых имеется мягкий разделительный знак: статья, ладья, литьё, бадья и т. п. При отсутствии разделительного ь и необходимой йотации для йотирования гласных, в произношении таких слов, как вытье, питье, литье, ладья и др., получается искаженное произношение: вытё, питё, ладя, литё. Кроме того, необходимо помнить, что в таких сочетаниях, как тьи, дьи, гласный и будет также йотированным звуком. Для правильного произношения мягких т', д' и йотированных гласных предлагаем склонять слова на -тья, -дья:
Слова для тренировки произношения двойных согласных mm, дд и т'т', д'д':
оттуда отторгнуть оттопырить оттого отток отторжение оттиск оттяжка оттертый оттепель оттягивать оттяпать поддаваться поддужный поддувало поддон поддубенские наддать поддержать поддевка подделать поддернуть поддеть поддержание Обратите внимание на то, что в двойных согласных мягкость второго согласного распространяется и на первый. Поэтому слова подделать, поддернуть звучат так: по/д'д'/елать, по/д'д'/ёрнуть. Задание. Произнесите данные ниже слова и ответьте, на основании какого правила для согласных звуков т переходит в д и наоборот. подточить подтасовать отдалить отдавить подтвердить подтащить подтолкнуть подтопить отдаление отданный отдых отдушина
Пословицы для проверки правильного произношения согласных т, д Труд человека кормит, а лень портит. Работай до поту, так и поешь в охоту. Трутням праздник и по будням. Лучше вода у друга, чем мед у врага. Друг — ценный клад, недругу никто не рад. Пословицы для тренировки согласных т', д' Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. В тесноте, да не в обиде. В темноте н гнилушка светит. Делу время — потехе час. Держи ноги в тепле, а голову в холоде. Есть-то есть, да не про вашу честь. Едешь день — хлеба бери на неделю. В тихом омуте черти водятся. После тренировки т, д, т', д' на пословицах переходите к работе над ними на стихотворных текстах (тексты — в конце главы). Стихотворные тексты, как и пословицы, должны быть разобраны по мысли.
Звуки ф'— в' Согласны q ф, ф' (фь) — в, в' (вь) щелевые серединные.губно — зубные; ф, ф' — глухие, в, в' — звонкие Звуки ф — в
При артикуляции твердых ф и в верхняя губа оттянута вверх, верхние зубы обнажены и касаются середины нижней губы — между губой и зубами образуется щель, через которую проходит струя выдыхаемого воздуха. На мягких ф' и в' спинка языка поднимается к твердому нёбу. Голосовые складки на звонких в, в' сомкнуты и вибрируют, на глухих ф, ф' не работают. Нёбная занавеска поднята. Произнесите несколько раз звуки: ф — в, ф — в, ф — добиваясь четкого различия между звонкими и глухими согласными и не прибавляя к ним гласных звуков. Осваивая артикуляцию звуков ф, в с помощью маленького зеркала, внимательно следите, чтобы верхняя туба была поднята, а верхние зубы касались середины нижней губы. Не надо закусывать нижнюю губу — зубы только приближаются к ней. Слоговые упражнения для тренировки согласных ф, в фэ фа фо фу фы вэ еа ео ву вы Слоговые упражнения для тренировки фф, вв фзввэ фавва фовво фувву фывеы вэффэ ваффа воффо вуффу выффы вэфф вафф вофф вуфф выфф Не забывайте, что двойные щелевые согласные произносятся более длительно, чем одиночные. Слоговые упражнения на звуки ф, в рядом с другими согласными фтэ фта фто фту фты фсэ фса фсо фсу фсы вдэ вда вдо вду вды взэ вза взо взу взы фкэ фка фко фку фкы фшэ фша фшо фшу фши вгэ вга его вгу вгы вжэ вжа вжо вжу вжы Слоговые упражнения для тренировки ф', в'
Слова для тренировки согласных ф, в факел кефаль философ факты катафалк шарф фара сарафан шурф фабрика нафабрить сейф фольга марафон этнограф фосфор униформа штоф фурка тайфун эльф вата навага кров /ф/ важность заваривать гнев варвар коварный плов вольность проворный наплыв вогнутый подводник улов воск наводка надрыв вышка ковыль клюв вымпел завыть норов
Слова для тренировки мягких ф', в' фикция мифический верфь финка софистика морковь /фь/ феска кофейник любовь феникс профессия кровь Фёкла фефёла новь винт провинция вкривь вирус увиливать вплавь веха проверка свекровь вера советник готовь вёсны переверныш бровь вёдро ковёр направь
Слова и фразы для тренировки ф, в в сочетании с другими согласными
вдалбливать вдумываться вделывать взбираться взгромоздиться идти в гору машина в гараже живу в горах смотреться в зеркало небо в звездах в зимний день весь в жару преуспевать в жизни втаскивать /фта/ вторить втягивать втирать вскакивать/фска/ всаживать /фса/ смотреть в корень рука в кольцах /фк/ весь в шерсти стоять в стороне впасть в сомнение держать в шорах /фшо/ вся в шелках Задание. Ответьте, на основании какого закона звук в переходит в ф в словосочетаниях смотреть в корень, весь в шерсти, играть в футбол. Подберите и произнесите еще несколько таких сочетаний и внимательно послушайте себя. В речи как ошибка иногда наблюдается замена согласного в согласным, близким к б. Для освоения разницы в артикуляции между звуками в к б предлагаем группы слов, в которых эти согласные стоят рядом. Тренируя произношение данной группы слов, полезно все существительные просклонять, а глаголы проспрягать. При этом внимательно следите за работой речевых органов. Не забудьте проверить артикуляцию с помощью маленького зеркальца. обвенчаться обволакивать обвинение обводить обветшать обварить обвалять обводнение обвешивать обветренный обводить обвязывать обвязывание обвиваемый обворованный
Образцы: обволакиваю обволакиваешь обволакивает обволакиваем обволакиваете обволакивают обводнение обводнения обводнению обводнение обводнением об обводнении
водить за нос верх вернуть долг чистый воздух форма фокус Финляндия февраль Необходимо также тренировать четкое произношение двойных в и ф, так как наличие двойного согласного изменяет смысл слова. Двойные звуки в и ф произносятся более длительно. Сравните произношение слов и словосочетаний с одним согласным в или ф и с двойными согласными: вводить в курс дела идти вверх по лестнице ввернуть словечко выстрелить в воздух быть в форме попасть в фокус еду в Финляндию в февральские дни Пословицы, поговорки, скороговорки для проверки правильного произношения звуков в, ф и в', ф' Правша в огне не горит и в воде не тонет. Если вздохнуть всем народом — ветер будет. Век живи, век учись. Не велик червяк — велик вред от него. В своем гнезде и ворона глаза коршуну выклюет. Каковы встречи, таковы и речи. Говоришь правду — правду и делай. Каково волокно, таково и полотно. Фалалей не нашел в избе дверей. Водовоз вез воду из-под водопровода. Ест Федька водку с редькой, ест редька с водкой Федьку. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча. Тетерев сидел на дереве, а тетёрка с тетеревятками на ветке. Верзила Вшила весело ворочал вилы.
Согласные с, с' (сь) — з, з' (зь), переднеязычные, зубные,щелевые,срединные При артикуляции твердых согласных с, з зубы обнажены, кончик языка упирается в нижние зубы; спинка языка слегка выгнута, боковые края языка изнутри прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середине языка образуется желобок. Воздух проходит по этому желобку, создавая трением шум; в звонком з к шуму добавляется голос (складки сомкнуты и вибрируют). При произнесении мягких согласных с', з' артикуляция в основном та же, что при твердых, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому нёбу.
Звуки с, з При звуках с, з' складки сомкнуты и вибрируют, нёбная занавеска поднята. Звуки с', з' Произнесите поочередно несколько раз подряд с — з, с — з, следя за различием произнесения глухого и звонкого. Слоговые упражнения для тренировки произнесения твердых согласных с, з сэ са со зо асд азо созо здсо зос су зу асу азу сузу зусу зус зэ асэ азэ сэзэ за зы аса аза саза асы азы сызы зысы зэсэ заса зэс зас зыс Слоговые упражнения для тренировки мягких с', з'
си зи ас и азй Слова для тренировки согласных с, j (тренируемый звук в ударном слоге в начале, в середине слова и в конце слова — закрытый слог)
зеркало зябкий зяблик везение грязь мазь слизь козявки озябнуть зелье
Обращаем внимание на двойные согласные с, з в словах и фразах. Двойные согласные встречаются в слове, когда один звук находится в приставке, а другой — в корне; и во фразе (на стыке слов), если одно слово заканчивается на с или з, а другое начинается с него либо если с является предлогом. Обращаем также ваше внимание на правило смягчения согласных (см. правило в главе "Орфоэпия"). Звуки з и с подчиняются этому правилу. Тренировочный материал на произношение двойных согласных сиз, твердых и мягких: расслабленный рассказываться рассмотреть бессовестный бессрочный бесстрашие воссоединение беззаконие раззвонились расседлать рассекать расселение рассекретить бессердечный бессистемный рассердиться раззеваться безземельный
Четко передайте разницу в произношении одиночного и двойного согласного с или з в словосочетаниях: насильно нас сильно укачало нас ставят вас связать вас свалить вас столкнуть вас сгубить /зз/ вас сдернуть /зз/ вас сберечь /зз/ наставят вас вязать /се/* вас валить вас толкнуть вас губить вас дернуть нас беречь
Смягчение согласного с или з под влиянием следующего мягкого согласного: сдвинуть /з'д'/ сделка /з'д'/ сдернуть /з'д'/ здесь дразнить стержень стёжка стяг стелька кастет
' Закон озвончения согласного под влиянием последующего звонкого, как уже говорилось, не распространяется на звук в: он не озвончает предшествующий согласный. Ср.: сдать /здат'/ и свалить. везде раздел простенок проститься безделица сдерживать /з'д'/ стимул стихия пустяк лесть месть честь пасть грусть если возле в кресле власть есть песня Пословицы, фразы, скороговорки для проверки правильного произношения звуков с, з, с', з' Не все то золото, что блестит. Сам поет, сам слушает, сам и хвалит. Где сосна ни стоит, а своему бору шумит. Своя земля и в горсти мила. Дав слово — держись, а не дав — крепись. От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки. Всякому мила своя сторона. Не за свое дело не берись, а за своим не ленись. С добрым дружись, а лукавых берегись. Пришел косой козел с козой. У осы не усы, не усищи, а усики. Сачок зацепился за сучок. У Сени и Сани в сетях сом с усами. Осип охрип, Архип осип. Не хочет косой косить косой; говорит — коса коса. У нас гость унес трость. Коси, коса, пока роса; роса долой — и мы домой. Согласные — «.переднеязычные, передненёбные, щелевые срединные; ш — глухой, ж —звонкий Звуки ш — ж. Оба звука твердые, за редким исключением (см. правило в главе "Орфоэпия"). При артикуляции ш, ж губы чуть выдвинуты вперед, кончик языка находится за верхними альвеолами, приближается к твердому нёбу; боковые края языка прижаты к альвеолам верхних коренных зубов. Струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, образуемую языком и твердым нёбом. Глухой согласный ш образуется только шумом, без участия голоса; при произнесении звонкого ж голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска в обоих случаях поднята. Для освоения разницы между звонкими и глухими звуками произнесите несколько раз подряд: ш — ж, ш — ж.,. После согласных ш и ж пишутся и, е, свидетельствующие обычно о мягкости предшествующего согласного. Но ш и ж и в этих случаях не смягчаются, т. е. такие слова, как машина, жертва произносятся ма/шы/на, /жэ/ртва. Буква ю обычно после ш и ж не пишется. Исключение составляют три заимствованных слова: брошюра, парашют и жюри. В этих словах ш произносится согласно правилу русской орфоэпии — твердо; бро/шу/ра, пара/шу/т. А слово жюри, не утратившее связи с языком, из которого оно заимствовано (французским), произносится с мягким ж'. Слоговые упражнения для тренировки согласных ш и ж в различных сочетаниях
Слова для тренировки согласных ш, ж
Напоминаем, что мягкий знак после щ, ж в конце слова не влияет на произношение ш, ж (он является лишь показателем грамматической формы). Нередко встречается смягченное произношение ш и ж диалектного происхождения. Тем, у кого встречается смягченное произношение ш и ж, рекомендуем проверить артикуляцию согласных звуков и предлагаем проделать такое упражнение: э — шэ, а — ша, о — шо, у — шу, ы — шы э — жэ, а — жа, о — жо, у — жу, ы — жы Произнося вслед за гласными слог, не меняйте форму губ, не делайте паузы между гласными и слогом (согласным с гласным), а все внимание сосредоточьте на артикуляции языка. Рекомендуем специально потренировать произношение следующих слов (в них нередко встречается ненужное смягчение звука ж): принуждение ограждение утверждение возрождение рождение восхождение награждение прежде снисхождение убеждение происхождение урожденный врожденный насаждение Те, кто произносит мягкий ж' в словах: убеждение, возрождение, и т. п., в глаголах, образованных от существительных, в которых после ж идет твердый согласный — убеждать, утверждать, возрождать и т. п., звук ж произносят твердо. Рекомендуем тем, кто произносит ж мягко в существительных, произнести несколько раз глагол, например, убеждать, а затем сказать существительное убеждение, при этом внимательно слушать себя и следить за артикуляцией языка. Полезен другой прием: при произнесении существительных сделать маленькую паузу после звука ж: убеж-дение, утверж-дение, снисхож-дение, и, произнося подобным образом, внимательно слушать себя. Пауза после ж помогает удержать язык в правильном положении, т. е. середина языка не приблизится к твердому нёбу, что характерно для всех мягких согласных. Упражнение следует повторить несколько раз, пока не зафиксируется слухом твердость согласного ж. Есть группа слов, в которых ш и ж стоят рядом с другими мягкими согласными, например: художник, вешний, вишня, сапожник, пришли, вежливый, ушли, кашлять и др. Некоторые учащиеся смягчают ш и ж в подобных словах, распространяя на эти звуки правило смягчения согласных, и произносят: вишьня, прежьний и т. п. Для устранения этого недостатка также рекомендуем произносить эти слова, используя прием паузы: виш-ня, преж-ний, веж-ливый, худож-ник и т. п. Пословицы, фразы, скороговорки для проверки правильного произношения звуков ш и ж Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрешь, отрубишь — не приставишь. Держи уши пошире, а рот поуже. Вражда с дураком не умнее дружбы. С полплеча работа тяжела, оба подставишь — легче справишь. Что посеешь — то и пожнешь, что пожнешь — то и смолотишь. Не удобришь рожь — соберешь хлеба на грош. Жутко жуку жить на суку. Шел Саша по шоссе, жевал Саша сушку. Шакал шагал, шакал скакал. Перейдем к словам и словосочетаниям для освоения двойных согласных ш, ж (см. правило в главе "Орфоэпия"). Задание. Произнесите вслух слова и фразы и послушайте, правильно ли звучат у вас двойные согласные ш и ж. Особое внимание обратите на фразы, в которых одно слово оканчивается на с, з, ш, ж, а другое начинается с них. Слова с двойным твердым согласным ш /шш/ произнесший бесшумный расшитый выросший обросший сросшийся бесшабашный расшибиться расшалиться расшивка расшвырять расшифровать
Словосочетания с двойным согласным tu
платье из шотландки /шш/ вышел из шалаша /шш/ вошел с шумом /шш/ хоккей с шайбой /шш/ цветок с шипами /шш/ с шинелью на плечах /шш/ мышь шуршит /шш/ рожь шумит /шш/ еж шустрый /шш/ одет с шиком /шш/
Слова с двойным твердым согласным ж /жж/ изжарить изживать разжал разжевать разжижение разжалование разжать безжалостный разжечь изжога Словосочетания с двойным твердым согласным ж говорил с живостью /жжы/ обойтись без жестов /жжэ/ уйти из жизни /жжы/ с жутким воем /жжу/ стакан с жидкостью пришел с жалобой Задания. 1. Произнесите слова, в которых меняется смысл от однократного или двойного звука ж, ш: Рашид — расшит, шить — сшить, разжать — рожать, разжёг — рожок, сжать — жать, изжить — и жить. 2. Составьте из этих слов фразы. Вспомните и другие подобные слова и сочетания слов. Для освоения долгого мягкого ж /ж'ж'/ проспрягайте глаголы уезжать, еизжать и др. и просклоняйте существительные дрожжи, вожжи: уезжаю /ж'ж'/ уезжаешь уезжает уезжаем уезжаете уезжают дрожжи /ж'ж'/ дрожжей дрожжам дрожжи дрожжами о дрожжах
Проделывая все предлагаемые упражнения со словами, не спешите, произносите каждое слово медленно и четко; выделяйте ударные гласные, не забывайте о безударных; внимательно относитесь к произношению согласных звуков. Буква и/, обозначающая на письме двойной мягкий согласный ш'ш' (шьшь), переднеязычный, передненёбный, щелевой срединный глухой Звук ш'ш'
Артикуляция мягкого двойного ш'ш' в основном та же, что и при произнесении согласного ш, но к ней прибавляется дополнительная артикуляция мягкости; спинка языка поднимается к твердому нёбу; язык напряжен, звук долгий. Губы слегка выдвинуты вперед. Голосовые складки не принимают участия в образовании звука. Нёбная занавеска поднята. Согласный ч, переднеязычный передненёбный, глухой, мягкий, смычный, слитный (аффриката*) Звук ч
Звук ч имеет сложную слитную артикуляцию: от смычного взрывного мягкого т' к щелевому мягкому ш'/т'ш'/. Края языка прижаты к боковым зубам, спинка языка высоко поднята к нёбу, губы слегка выдвинуты вперед, как при звуке ш. Слоговые упражнения для тренировки двойного звука ш'ш' (буква щ): щё ёщё ёщ щи ищи ищ ще еще ещ щя ящя ящ щю ющю ющ
При артикуляции этого звука очень важно уметь активно направить вперед струю выдыхаемого воздуха. Звук должен быть длительным, двойным. Слоговые упражнения на звук ч чю ючю юч чью/
ничью В последних строчках таблицы следите за правильностью произношения так называемых йотированных звуков; в этих примерах даже звук и должен произноситься с согласным й: чь /йи/. Напоминаем, аффриката {латии, affricata — притертая) — двойной звук, образующийся при слитном произнесении взрывного м щелевого. К аффрикатам в русском языке относятся два согласных* — мягкий ч и твердый ц. Помните, что звуки ш'ш' (буква щ) и н всегда мягкие. Следовательно, при их произнесении середина языка (спинка) приближается к твердому нёбу, В жизни встречается не только неправильное, твердое произношение ч, но и просто нечеткая его артикуляция, когда вместо ч звучит вялый звук, близкий к долгому мягкому ш: щёрный, вместо черный, щасто вместо часто и т. п. Твердый или вялый звук ч — признак диалектного произношения. Для устранения этих отклонений от литературной нормы требуется постоянное внимание к четкости артикуляции этого звука. Для освоения разницы между произношением мягкой аффрикаты ч и длительного
чурка /чю/ чувство ничуть бичуют точь-в-точь грач
Слова для тренировки звуков ч, ш'ш', т'
качающиися встречающийся участвующий мечущийся плачущий /чю/ чище чащоба /щё/ щелчок /чё/ щечки щипчики теща щеночек плачущий щелочной лечащий щенячий тягчайший отечный
После тщательной работы над артикуляцией звуков ч и ш'ш' (щ) на слоговых упражнениях и словах переходим к проверке правильного произношения этих звуков на пословицах, поговорках, скороговорках. В одиночку не одолеешь и кочку, артелью и через гору впору. Под лежачий камень и вода не течет. Плачу, плачу, а горе прячу. Что есть в печи, все на стол мечи. Из одной печи, да не одной речи. Человек неученый — что топор неточеный. Ученый идет, а неуч спотыкается. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Счастливый пойдет — на клад набредет, а несчастный пойдет — и гриба не найдет. Обычай бычий, ум телячий. Где щи, туг и нас ищи. Волки рыщут, пищу ищут. Тащу, тащу — не дотащу, боюсь, что брошу. Щипцы да клещи — вот наши вещи. Щетинка у чушки, чешуя у щучки. Четверть четверика гороха без червоточины. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. Поезд мчится скрежеща: ж—ч—ш—щ, ж—ч—ш—щ, У гусыни усов ищи не ищи — не сыщешь.
Звук Ц Согласный if, переднеязычный, зубной, смычный, слитный(аффриката),твердый, глухой
Как и ч, звук этот имеет сложную артикуляцию: он состоит из смычного взрывного твердого т и щелевого твердого с, произносимых слитно /тс/. Сначала язык находится в положении звука т: кончик языка прижат к передним верхним зубам, спинка упирается в альвеолы верхних зубов; затем язык переходит в положение звука с — кончик языка приближается к нижним передним зубам, края языка прижаты к боковым верхним зубам. Зубы обнажены. Голосовые складки не вибрируют. Нёбная занавеска поднята. Звук ц всегда твердый. Когда после ц пишутся буквы е, и, надо произносить э, ы. Исключением являются некоторые иностранные географические наименования, например Цюрих. Необходима очень четкая артикуляция в момент произнесения звука ц. Если язык не будет упираться в альвеолы передних зубов и в нижние зубы, звук ц будет вялым, похожим на с. Слоговые упражнения для тренировки звука ц сцэ цэц цо цбсо ЧУ цусу цы цысы саца цац соцо цоц сучу ЧУЧ сыцы цыц цэ цэсэ ца цаса
Слова для тренировки звука ц циркуль /цы/ цифры цирк царь цапля цапать цоколь цоканье цент /цэ/ церковь цепной проценты цитрус окольцованный облицованный принц огурец образец дворец однодворец ловец ларец червонец косец ранец крестец кузнец венец резец пловец
Обратите внимание на слова, в которых встречаются рядом звуки с (или з) и ц: расценить, образцовый (з оглушается). Оба звука в таких сочетаниях надо произносить четко, следить, чтобы ц не пропадал
|