Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Усадебная архитектура XVIII – XIX веков
Представители господствующих классов XVIII – XIX веков создавали вокруг своих резиденций и внутри них среду, соответствующую их материальным и духовным потребностям, понятию прекрасного; среду, которую диктовала мода. Так возникали крепости, замки и дворцы, целые ансамбли зданий с заповедниками, парками и садами. Так возникла и дворянская усадьба со своей особой стилистикой, зависящей от вкусов и пристрастий владельцев. Жилищный стиль требовал свой культурный текст. В усадебной архитектуре наблюдались «большие стили». Это и классицизм, и барокко, и национальный стиль. По своей стилистике архитектурная типология дворянских усадеб была очень разнообразна. Начиная с петровского времени, в усадебной культуре наблюдалось влияние европейской эстетики стиля барокко. Тогда по образцам западноевропейских регулярных (т.е. французских) садов усадебные дворцы создавались в единстве с парками, которым была присуща планировочная система правильного геометрического характера с прямолинейными аллеями, подстриженной древесной растительностью и орнаментными цветниками. К середине XVIII века планировка усадеб приобрела более строгое осевое построение и симметрию отдельных частей. Усложнялась и регулярная планировка парков, которые украшались различными павильонами и беседками, мостами, памятниками, скульптурой и т.п., как это было сделано графами Шереметевыми в Кускове. Нельзя не подчеркнуть специфическую национальную особенность архитектуры барокко в середине XVIII века — полихромия фасадов, стены которых были окрашены в синие, красные, желтые и зеленые цвета. Дополнением к этому служили пучки, колонны, пилястры, обрамленные окна. Характерной чертой архитектурных произведений является то, что группы зданий или корпусов зачастую формировали замкнутый архитектурный ансамбль, раскрывавшийся лишь при проникновении внутрь его. В дворцовых и церковных помещениях наряду с лепным живописным убранством стен и потолков выполнялись многоцветные узорчатые полы из разных пород дерева. Плафонная живопись создавала иллюзию бесконечности поднимающегося вверх зала, что подчеркивалось парящими в небе фигурами разной соразмерности и отдалённости их от зрителя. Стены парадных помещений обрамлялись сложными профилированными позолоченными тягами. Интересны приемы планировки залов. В усадьбах они были расположены по принципу, согласно которому двери проходных залов находились на общей оси. Вторая половина XVIII века — самый значимый период обустройства дворянских усадеб. В 1762 году император Петр III освободил дворянское сословие от обязательного несения службы. После этого появилось значительное число крупных усадебных комплексов, большинство из которых были сооружены в соответствии с вошедшим в моду стилем классицизма. Классицизм – художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского Возрождения. «Для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы, логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония пропорций и широкое использование ордерной тектонической системы. Усадьбы, построенные в стиле классицизма, хорошо гармонировали с окружающей парковой композицией, с искусственным водоёмом и красиво оформленной растительностью. Старые регулярные парки постепенно уступили место пейзажным, мода на которые пришла из Англии». После Отечественной войны 1812 года новые усадьбы в пострадавших от военных действий губерниях стали возводить существенно реже, в основном ограничиваясь приведением в порядок уже существующих. Лишь немногие из усадеб сохранили прежний размах строительных работ. Большинство зданий было выполнено в традициях ампира — последнего, яркого периода классицизма. В провинциальных усадьбах знатных владельцев господские дома представляли собой каменные сооружения дворцового типа. Парадная архитектура классицизма с портиками стала олицетворением социального и экономического престижа. К этому времени окончательно выработались два объемно-планировочных типа городских усадеб: первый – основной жилой дом и флигели, расположенные по красной линии улицы, образуют систему из трех частей, формирующую фронт застройки; второй – жилая усадьба с открытым парадным двором, охваченным крыльями и флигелями. К середине XIX века, по мере развития в России капиталистических отношений, объемы строительства, ведущегося в усадьбах, еще более сократились. По сути, все работы сводились к замене или сооружению отдельных построек, дополнявших прежние усадебные комплексы. Нужно отметить, что уже к тому времени многие усадьбы сменили своих владельцев. «Еще полвека назад вся Москва была окружена загородными дворцами и подгородными поместьями, а теперь едва ли двадцатая часть уцелела и находится еще в руках дворян, остальное либо перешло в казну под разные заведения, либо было куплено богатым купечеством». В результате крестьянской реформы 1861 года, нанёсшей серьёзный удар по усадебной культуре, сельское хозяйство перестало быть беспечным получением оброков, оно превратилось в коммерческое и техническое предприятие, потребовавшее оборотного капитала, серьёзного труда и специальных знаний. При таких условиях часть дворянства нашла выгодным заниматься более прибыльными мероприятиями, ликвидировав свои имения с усадьбами из-за невозможности справиться с новыми условиями экономического быта. Это обусловило гибель, частичные утраты или реконструкцию многих усадебных комплексов. Тем самым, на рубеже XVIII – XIX веков усадебное строительство достигло своего наивысшего расцвета. В архитектуре русской усадьбы проявились лучшие традиционные черты древнерусского зодчества. В ней нашли своё отражение и дальнейшее развитие такие особенности архитектуры XVIII – XIX веков, как единство композиций сооружения, компактность основного здания, связь с природой и активная организация окружающего природного пейзажа. Это придавало усадебному строительству спокойную величавость, благородную простоту и задушевную лиричность, свойственные русскому народному зодчеству. Ансамбли усадеб этого времени демонстрировали высокий уровень художественного единства архитектуры и декоративного искусства.
|