Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Усадебная архитектура XVIII – XIX веков





 

Представители господствующих классов XVIII – XIX веков создавали вокруг своих резиденций и внутри них среду, соответствующую их материальным и духовным потребностям, понятию прекрасного; среду, которую диктовала мода. Так возникали крепости, замки и дворцы, целые ансамбли зданий с заповедниками, парками и садами. Так возникла и дворянская усадьба со своей особой стилистикой, зависящей от вкусов и пристрастий владельцев. Жилищный стиль требовал свой культурный текст. В усадебной архитектуре наблюдались «большие стили». Это и классицизм, и барокко, и национальный стиль. По своей стилистике архитектурная типология дворянских усадеб была очень разнообразна.

Начиная с петровского времени, в усадебной культуре наблюдалось влияние европейской эстетики стиля барокко. Тогда по образцам западноевропейских регулярных (т.е. французских) садов усадебные дворцы создавались в единстве с парками, которым была присуща планировочная система правильного геометрического характера с прямолинейными аллеями, подстриженной древесной растительностью и орнаментными цветниками. К середине XVIII века планировка усадеб приобрела более строгое осевое построение и симметрию отдельных частей. Усложнялась и регулярная планировка парков, которые украшались различными павильонами и беседками, мостами, памятниками, скульптурой и т.п., как это было сделано графами Шереметевыми в Кускове.

Нельзя не подчеркнуть специфическую национальную особенность архитектуры барокко в середине XVIII века — полихромия фасадов, стены которых были окрашены в синие, красные, желтые и зеленые цвета. Дополнением к этому служили пучки, колонны, пилястры, обрамленные окна. Характерной чертой архитектурных произведений является то, что группы зданий или корпусов зачастую формировали замкнутый архитектурный ансамбль, раскрывавшийся лишь при проникновении внутрь его. В дворцовых и церковных помещениях наряду с лепным живописным убранством стен и потолков выполнялись многоцветные узорчатые полы из разных пород дерева. Плафонная живопись создавала иллюзию бесконечности поднимающегося вверх зала, что подчеркивалось парящими в небе фигурами разной соразмерности и отдалённости их от зрителя. Стены парадных помещений обрамлялись сложными профилированными позолоченными тягами. Интересны приемы планировки залов. В усадьбах они были расположены по принципу, согласно которому двери проходных залов находились на общей оси.

Вторая половина XVIII века — самый значимый период обустройства дворянских усадеб. В 1762 году император Петр III освободил дворянское сословие от обязательного несения службы. После этого появилось значительное число крупных усадебных комплексов, большинство из которых были сооружены в соответствии с вошедшим в моду стилем классицизма. Классицизм – художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского Возрождения.

«Для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы, логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония пропорций и широкое использование ордерной тектонической системы. Усадьбы, построенные в стиле классицизма, хорошо гармонировали с окружающей парковой композицией, с искусственным водоёмом и красиво оформленной растительностью. Старые регулярные парки постепенно уступили место пейзажным, мода на которые пришла из Англии».

После Отечественной войны 1812 года новые усадьбы в пострадавших от военных действий губерниях стали возводить существенно реже, в основном ограничиваясь приведением в порядок уже существующих. Лишь немногие из усадеб сохранили прежний размах строительных работ. Большинство зданий было выполнено в традициях ампира — последнего, яркого периода классицизма. В провинциальных усадьбах знатных владельцев господские дома представляли собой каменные сооружения дворцового типа. Парадная архитектура классицизма с портиками стала олицетворением социального и экономического престижа. К этому времени окончательно выработались два объемно-планировочных типа городских усадеб: первый – основной жилой дом и флигели, расположенные по красной линии улицы, образуют систему из трех частей, формирующую фронт застройки; второй – жилая усадьба с открытым парадным двором, охваченным крыльями и флигелями.

К середине XIX века, по мере развития в России капиталистических отношений, объемы строительства, ведущегося в усадьбах, еще более сократились. По сути, все работы сводились к замене или сооружению отдельных построек, дополнявших прежние усадебные комплексы. Нужно отметить, что уже к тому времени многие усадьбы сменили своих владельцев. «Еще полвека назад вся Москва была окружена загородными дворцами и подгородными поместьями, а теперь едва ли двадцатая часть уцелела и находится еще в руках дворян, остальное либо перешло в казну под разные заведения, либо было куплено богатым купечеством».

В результате крестьянской реформы 1861 года, нанёсшей серьёзный удар по усадебной культуре, сельское хозяйство перестало быть беспечным получением оброков, оно превратилось в коммерческое и техническое предприятие, потребовавшее оборотного капитала, серьёзного труда и специальных знаний. При таких условиях часть дворянства нашла выгодным заниматься более прибыльными мероприятиями, ликвидировав свои имения с усадьбами из-за невозможности справиться с новыми условиями экономического быта. Это обусловило гибель, частичные утраты или реконструкцию многих усадебных комплексов. Тем самым, на рубеже XVIII – XIX веков усадебное строительство достигло своего наивысшего расцвета.

В архитектуре русской усадьбы проявились лучшие традиционные черты древнерусского зодчества. В ней нашли своё отражение и дальнейшее развитие такие особенности архитектуры XVIII – XIX веков, как единство композиций сооружения, компактность основного здания, связь с природой и активная организация окружающего природного пейзажа. Это придавало усадебному строительству спокойную величавость, благородную простоту и задушевную лиричность, свойственные русскому народному зодчеству. Ансамбли усадеб этого времени демонстрировали высокий уровень художественного единства архитектуры и декоративного искусства.

 

Date: 2015-10-21; view: 2177; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию